Рабочая программа по конструированию«Маленькие академики»
рабочая программа по конструированию, ручному труду на тему
В данной программе вы сможете найти план работы с детьми по конструированию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_silanteva.docx | 381.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 73 ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
«Маленькие академики»
Рабочая программа
по конструированию в детском саду для детей 3 – 7 лет
Бийск 2014-2015
Содержание.
1. Введение …………………………………………………………………….3
2. Пояснительная записка…………………………………………………. 5
3. Тематический план………………………………………………………. 8
- График проведения диагностики ………….…………………………….12
- Результаты освоения программы ………………………………………...12 6. Средства обучения ………………………………………………………...15 7. Литература …………………………………………………………………19 8. Приложение ………………………………………………………………..20
- Перспективный план работы во второй младшей группе (3 -4 года)..20
- Перспективный план работы в средней группе (4 – 5 лет) …………
- Перспективный план работы в старшей группе (5 – 6 лет)
- Перспективный план работы в подготовительной к школе группе (6 -7 лет)
- Картотека строительных игр
- Картотека схем для конструирования
- Сценарии образовательной деятельности
Беседы по ознакомлению с архитектурой
Введение
Для строительных игр дети используют разнообразный материал: песок, глину, камни, ветки деревьев, чурки и даже мебель (стулья, столы, тумбы). Однако игры со строительным материалом являются одним из любимых игр детей всех возрастов дошкольного детства.
Детали строительных материалов – правильные геометрические тела с математически точными размерами сторон. Это даѐт ребѐнку возможность с наименьшей затратой энергии получить конструкцию предмета, без особого труда передавать пропорциональность его частей, симметричное их расположение. Ни один вид детской изобразительной деятельности не даѐт такой чѐткости образа, как стройка. Изображение предмета достигается с меньшими трудностями, чем в других видах изобразительной деятельности.
Детское строительство является органической частью сюжетно-ролевых игр. Стройка может предшествовать игре, как часто бывает в младшем дошкольном возрасте. Иногда процесс стройки является собственно игрой: дети выполняют роль строителей и т.п.
Часто строительство в старшем дошкольном возрасте затягивается на несколько дней. При умелом руководстве со стороны взрослых такое строительство будет иметь много положительных моментов для развития навыков совместного творчества детей.
Знакомство детей с некоторыми сооружениями, постройками нашей эпохи (дома, детское сады, вокзалы, мосты…), с некоторыми архитектурными памятниками отечественной культуры, в том числе своего города, говорит о широкой возможности привития детям патриотических чувств, художественно-эстетического вкуса.
У детей рано появляются стремления сделать свои постройки внешне привлекательными, красивыми. Но без соответствующего внимания воспитателя они своеобразно решают эту задачу: украшают их, не считаясь с назначением сооружения. З.Лиштван: «Создаѐтся впечатление, что дети просто испытывают удовлетворение от возможности обладать деталями привлекательной формы. Не найдя им применения, они ставят их там, где есть место. Иногда дети увлекаются расстановкой деталей настолько, что забывают о том, что строили, и стремление к украшению превращается в самоцель». Особенности архитектурного оформления ими не улавливаются. Дети мало заботятся о симметричном расположении постройки. Такие детали, как колонны, портик, арки, лестницы используются мало. Важно донести до сознания ребѐнка, что красота постройки состоит , с одной стороны, в максимальном удовлетворении практической потребности, а с другой стороны – в эстетичности украшения.
В детском саду ребята играют со строительным материалом часто группами. В этом случае их деятельность направлена на достижение общей цели. Развиваются навыки совместного творчества. При этом воспитатель должен видеть, как выстраиваются взаимоотношения детей во время
строительства. В противном случае в группе при организации строительных игр будут лидировать только определѐнные дети, что может повлиять на нежелание малоактивных детей заниматься этой деятельностью. Важно развить у ребят старшего дошкольного возраста умения договариваться о теме постройки, рассуждать о замысле, договариваться о выборе материала, о том, кто какую работу будет выполнять. Для воспитания эстетических чувств важен не только результат стройки, но и организация самой работы. Воспитатель учит ребят создавать и поддерживать определѐнный порядок в процессе работы, учит видеть красоту самого процесса стройки.
Руководство воспитателем конструктивными играми должно быть систематическим. Заключается оно в развитии представлений детей о различных архитектурных сооружениях, обсуждении и показе приѐмов стройки, качестве и свойствах строительных материалов, способах соединения, крепления, украшения, руководстве взаимоотношениями в играх.
Виды непосредственно образовательной деятельности с детьми по конструированию из строительного материала.
1. Сооружение по показу всех приѐмов конструирования и пояснением всех действий.
- Сооружение по представлению (на тему, заданную воспитателем), но с предложенными условиями: мост с двойным движением, учѐт прохождения под мостом водного транспорта и т.п.
- Сооружение по чертежам, схемам, фотографиям.
4. Сооружение по замыслу.
Компетентность ребѐнка при развѐртывании строительных игр.
- Знание геометрических тел и основных деталей строительного материала: куб, кубик, цилиндр ,половина цилиндра. призма, пирамида, брусок, пластина прямоугольная, пластина квадратная, , пирамида, кирпич, конус, фанера, колесо, палка, доска, арка, полуарка, фронтон…
- Знание свойств и конструктивных возможностей строительных наборов.
- Ориентировка в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, дальше, ближе…
- Ориентировка в размерах и величинах: большой - маленький., длинный
-короткий, высокий - низкий…
- Представления об архитектуре как искусстве создавать сооружения.
- Представления о разных видах архитектуры.
- Представления об особенностях архитектурных сооружений: пользе, прочности, красоте.
- Ориентировка в некоторых архитектурных понятиях: фундамент, арка, колонна, фронтон, портик, скульптура, монументальная живопись
(мозаика, роспись), луковица, барабан, шатровая крыша, закомары и т.п.
- Представления об обобщѐнном образе всех архитектурных сооружений: все сооружения имеют фундамент, стены, крышу, двери, окна. При этом каждое сооружение имеет свои индивидуальные особенности.
10.Представления об архитектуре своего города, посѐлка. 11.Представления о некоторых памятниках мировой архитектуры, в
частности архитектуры России.
2. Пояснительная записка
Рабочая программа по конструированию для детей 3 – 7 лет «Юные – строители» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Конституция РФ, ст.43, 72.
- Закон РФ «Об образовании».
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 27 октября 2011 г. N 2562
- Приказ Министерства образования РФ от 23 ноября 2009года № 655
«Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования"
- Письмо Минобразования РФ от 02.06.98 г. №89/34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий».
Задачи и базовое содержание (федеральный компонент) составлены на основе технологии и программы «Детский сад-дом радости» под ред. Н.М. Крыловой, реализуемой в ДОУ. Основой рабочей программы является программа Л.В. Куцаковой «Конструирование и ручной труд в ДОУ», методическое пособие Н.Ф. Тарловской, Л.А. Топорковой
«Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду». Настоящая программа описывает курс подготовки по конструктивной деятельности детей 3-7 лет. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по данному разделу для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.
Цель программы: способствовать развитию познавательной активности детей дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности.
Задачи:
- Создать условия для развития конструктивной деятельности детей, а также поэтапного освоения детьми различных видов конструирования по возрастным группам.
- Создать условия для самостоятельной и совместной конструктивной деятельности детей и взрослых.
- Формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям..
- Обучить детей приемам конструирования по схемам, моделям.
- Способствовать развитию у детей интереса к конструктивной деятельности.
Участниками образовательного процесса являются дети, родители (их законные представители), педагоги. В соответствии с этим разработана модель системы работы:
Совместная деятельность взрослого и детей осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (утренний приѐм детей, прогулка, подготовка ко сну, организация питания и др.).
Программа предполагает проведение непосредственно образовательной деятельности один раз в две недели в первую половину дня.
Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 15 минут – вторая младшая группа, 20 минут – средняя группа, 25 минут – старшая группа, 30 минут – подготовительная группа. Общее количество в год – 18.
Совместная деятельность детей и педагога, осуществляемая в ходе режимных моментов проводится во вторую половину дня индивидуально или по подгруппам еженедельно.
Для реализации самостоятельной деятельности предусмотрены центры конструирования в каждой группе ДОУ. (Приложение 8.10)
В процессе реализации программы реализуется интеграция задач различных образовательных областей.
Образовательная область | Решаемые задачи |
Физическая культура | Развитие мелкой моторики, цветоразличения и цветовосприятия, а также умения ориентироваться в пространстве |
Здоровье | Обогащение представлений детей о необходимости соблюдения культурно-гигиенических навыков; расширение кругозора детей в области сохранения, сбережения и укрепления собственного здоровья, необходимости ведения здорового образа жизни |
Безопасность | Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности |
Чтение художественной литературы | Формирование целостной картины мира, через приобщение к художественному слову |
Художественное творчество | Развитие продуктивной (конструктивной) деятельности детей, введение в самостоятельную конструктивную деятельность детей ручной труд и художественное конструирование |
Социализация | Формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок»; расширение кругозора детей в области соблюдения общепринятых норм и правил поведения и морали |
Труд | Формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, развитие познавательно- исследовательской деятельности |
Музыка | Расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины |
мира в сфере музыкального искусства, творчества; использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства | |
Коммуникация | Развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи |
Тематический план.
Тематический план рабочей программы составлен в соответствии с тематическим планом образовательной программы ДОУ.
Младший дошкольный возраст (3–4 года).
Общая тема «Путешествие по улице и парку (на фоне времѐн года)»
№ п/п | Месяц | Тема месяца | Тема недели |
1 | Сентябрь | Мы и наш детский сад | Лето Путешествие в зелѐную страну |
2 | Октябрь | Мы и природа | Растения (деревья, кусты, цветы) Фрукты, ягоды, овощи Домашние животные Дикие животные |
3 | Ноябрь | Цветная страна | Путешествие в красную страну Путешествие в жѐлтую страну Путешествие в оранжевую страну Путешествие в синюю страну |
4 | Декабрь | Зима | Зима Птицы зимой Дикие звери зимой Как мы встретим Новый год Или Что такое Новый год |
5 | Январь | Мы и наша семья | Кто мы Какие мы Одежда |
6 | Февраль | Наша семья | Обувь Моя семья. Помощь маме Моя семья. Помощь в семье Фиолетовая страна |
7 | Март | Мы и наш дом | Мебель Вещи Столовая и кухонная посуда |
Чайная посуда | |||
8 | Апрель | Весна и времена года | Весна Весна Путешествие в голубую страну Части суток |
9 | Май | Что мы знаем и умеем | Времена года. |
Средний дошкольный возраст (4–5 лет).
Общая тема «Путешествие по городу, селу и лесу (на фоне времѐн года)»
№ п/п | Месяц | Тема месяца | Тема недели |
1 | Сентябрь | Я и мой детский сад (адаптация) | Я и мой детский сад Наш детский сад Какие мы Правила нашей жизни |
2 | Октябрь | Осень | За овощами в огород За фруктами в сад В лес за грибами и ягодами Осень |
3 | Ноябрь | Мой город (моѐ село) | Улицы моего города (села) Как вести себя на улице Мы идѐм в магазин Досуг в выходные (библиотека дома, музей, для чего и как его организовать, театр дома…) |
4 | Декабрь | Я и моя семья | Я и моя семья Наш дом Зима Зимние праздники |
5 | Январь | Хозяйничаем дома | Мебель Еда и посуда Одежда, головные уборы, обувь |
6 | Февраль | Профессии людей моего города (села) | Профессии Творческие профессии Папин праздник (роль в семье) Мамин праздник (роль в семье) |
7 | Март | Живые обитатели Земли | Дикие звери (в зоопарке) Домашние животные домашние любимцы Птицы |
Рыбы, морские и речные обитатели | |||
8 | Апрель | Весна | Весеннее пробуждение природы Насекомые или шестиногие малыши Сажаем растения Откуда хлеб пришел |
9 | Май | Что мы знаем и умеем | Транспорт Мой календарь Что мы знаем и умеем «У солнышка в гостях» (Про все времена года) Что мы знаем и умеем. |
Старший дошкольный возраст (5–6 лет).
Общая тема «Путешествие по родной стране (на фоне времѐн года)»
№ п/п | Месяц | Тема месяца | Тема недели |
1 | Сентябрь | Кто я | Сыновья и дочки /мальчики и девочки Мои друзья |
2 | Октябрь | Родная страна | Навещаем близких Место, в котором я живу (Какая она, моя осень) Мой родной город Россия – моя Родина |
3 | Ноябрь | Путешествие по род- ной Земле | Отправляясь в путь… Транспорт Помощники: глобус и карта Не скучная дорога |
4 | Декабрь | Путешествие зимы | Северный полюс Тундра и еѐ обитатели Тайга Новый год |
5 | Январь | Кто я | Если хочешь быть здоров Если хочешь быть здоров Береги себя и своих близких |
6 | Февраль | Столица России | Столица нашей Родины – Москва История Москвы Театры и музеи Москвы Народные праздники |
7 | Март | Традиции родной | Устное народное творчество |
стороны | Народные промыслы Народный костюм Мой народ | ||
8 | Апрель | Путешествие на юг | Весна в степи Откуда хлеб пришѐл К лету в гости Широка страна моя родная |
9 | Май | Что мы знаем и умеем | Часы и календари Средства связи Что мы знаем и умеем (Театральная неделя «12месяцев») Что мы знаем и умеем. «Наша книга знаний» |
Подготовительная группа (6–7 лет).
Общая тема «Путешествие по миру (на фоне времѐн года)»
№ п/п | Месяц | Тема месяца | Тема недели |
1 | Сентябрь | Подготовка к путешествию | Воспоминание о лете. Как жить с людьми (правила общежития). |
2 | Октябрь | Россия – многонациональная страна | Путешествие в прошлое России Путешествие в прошлое России Россия - наш общий дом Я – гражданин России |
3 | Ноябрь | Путешествие в Европу | Подготовка к путешествию Подготовка к путешествию Путешествие в Европу Путешествие в Европу |
4 | Декабрь | Путешествие в Америку | Путешествие в Америку Путешествие в Америку В гостях у индейцев. Новый год |
5 | Январь | Путешествие в Африку | Маски на лице и в жизни Путешествие в Африку. Что скрывали пирамиды |
6 | Февраль | Путешествие в Австралию и Азию | Путешествие в Австралию Путешествие в Австралию Путешествие в Азию Путешествие в Азию |
7 | Март | По морю, по океану | Путешествие в Антарктиду. Полярники |
По морю, по океану Путешествие на морское дно Почему люди такие разные | |||
8 | Апрель | Путешествие по земле и не только… | Чудеса, да и только Космическое путешествие Открытия науки: от арабских цифр к роботу и компьютеру Путешествие в будущее (машина времени) |
9 | Май | Что мы знаем и умеем | И помнит мир спасенный Я – гражданин мира Голубая планета Кругосветное путешествие |
График проведения диагностики.
Контроль | Вторая младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная к школе группа |
Входной | Сентябрь 1-2 недели | |||
Итоговый | Май 3-4 недели |
- Результаты освоения программы
В результате освоения программы дети могут приобрести:
Конструктивно-технические умения:
- сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т.д.;
- делать из бумаги различные поделки — елочные игрушки, кораблики и т.д.;
Обобщенные умения:
- целенаправленно рассматривать предметы,
- сравнивать их между собой и расчленять на части,
- видеть в них общее и различное,
- находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей,
- делать умозаключения и обобщения.
Младший дошкольный возраст (3 – 4 года) Первый год.
| ||
В результате освоения программы ребенок может: | ||
знать | уметь | иметь представление |
|
заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину
|
|
Средний дошкольный возраст (4 -5 лет) Второй год.
В результате освоения программы ребенок может: | ||
знать | уметь | иметь представление |
|
|
|
Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет) Третий год.
В результате освоения программы ребенок может: | ||
знать | уметь | иметь представление |
|
|
|
Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет) Четвертый год.
Воспитательные задачи | ||
| ||
В результате освоения программы ребенок может: | ||
знать | уметь | иметь представление |
|
|
|
же объекта в соответствии с их назначением
| работы с ними |
Средства обучения.
Создание предметно-развивающей среды происходит с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
Технические средства обучения:
- музыкальный центр,
- мультимедийное устройство,
- DVD проигрыватель,
- телевизор,
- компьютерный моноблок,
- многофункциональное устройство (принтер, сканер, копир),
- устройство для ламинирования,
- фотоаппарат,
- видеокамера.
Учебно-наглядные пособия:
- схемы построек,
- модели,
- технологические таблицы,
- альбомы с фотографиями объектов архитектуры,
- альбомы с фотографиями построек,
- картотека строительных игр.
Оборудование для конструирования включает строительный материал, детали конструкторов разных видов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы.
Младший дошкольный возраст (3 -4 года)
Тип материала | Наименование | Количество на группу |
Строительный материал | Крупногабаритные деревянные напольные конструкторы | 1 – 2 набора на группу |
Комплект больших мягких модулей (22 – 52 элемента) | Один на группу | |
Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины, от 62 до 83 элементов) | На каждого ребенка | |
Наборы игрушек (транспорт и строительные машины, фигурки животных, людей и т.п.) см. "Материалы для игровой деятельности" | ||
Конструкторы | Конструкторы, позволяющие детям без особых трудностей и помощи взрослых справиться с ними и проявить свое творчество и мальчикам, и девочкам | 4 –6 на группу |
Плоскостные конструкторы | Наборы из мягкого пластика для плоскостного конструирования | 5 – 6 на группу |
Средний дошкольный возраст (4 – 5 лет)
Тип материала | Наименование | Количество на группу |
Строительный материал | Крупногабаритные деревянные напольные конструкторы | 1 – 2 набора на группу |
Комплект больших мягких модулей (22 – 52 элемента) | Один на группу | |
Наборы игрушек (транспорт и строительные машины, фигурки животных, людей и т.п.) см. "Материалы для игровой деятельности" | ||
Конструкторы | Конструкторы, позволяющие детям без особых трудностей и помощи взрослых справиться с ними и проявить свое творчество и мальчикам, и девочкам | 4 –6 на группу |
Конструкторы из серии "LEGO- DACTA" ("Город", Железная дорога") | 3 набора | |
Конструкторы для игр с песком и водой | 2 | |
Детали конструктора | Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины) (от 62 до 83 элементов) | На каждого ребенка |
Плоскостные | Наборы из мягкого пластика для | 5 – 6 на |
конструкторы | плоскостного конструирования | группу |
Коврики - трансформеры (мягкий пластик) "Животные" и д | 2 – 3 на группу | |
Бумага, природные и бросовые материалы | Наборы цветных бумаг и тонкого картона с разной фактурой поверхности (глянцевая, матовая, с тиснением, гофрированная, прозрачная, шероховатая, блестящая и т.п.) Подборка из бросового материала: бумажные коробки, цилиндры, катушки, конусы, пластиковые бутылки, пробки Подборка из фантиков от конфет и других кондитерских изделий и упаковочных материалов (фольга, бантики, ленты и т.п.) Подборка из природного материала (шишки, мох, желуди, морские камешки, пенька, мочало, семена подсолнечника, арбуза, дыни, остатки цветных ниток, кусочки меха, ткани, пробки, сухоцветы, орехи |
Старший дошкольный возраст (5 – 7 лет)
Тип материала | Наименование | Количество на группу |
Строительный материал | Крупногабаритные деревянные напольные конструкторы | 1 – 2 набора на группу |
Комплект больших мягких модулей (22 – 52 элемента) | Один на группу | |
Наборы игрушек (транспорт и строительные машины, фигурки животных, людей и т.п.) см. "Материалы для игровой деятельности" | ||
Конструкторы | Конструкторы, позволяющие детям без особых трудностей и помощи взрослых справиться с ними и проявить свое творчество и мальчикам, и девочкам | 4 –6 на группу |
Конструкторы из серии "LEGO- DACTA" ("Город", Железная дорога") | 3 набора | |
Конструкторы для игр с песком и водой | 2 | |
Детали конструктора | Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, | На каждого ребенка |
кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины) (от 62 до 83 элементов) | ||
Плоскостные конструкторы | Наборы из мягкого пластика для плоскостного конструирования | 5 – 6 на группу |
Коврики - трансформеры (мягкий пластик) "Животные" и др. | 2 – 3 на группу | |
Бумага, природные и бросовые материалы | Наборы цветных бумаг и тонкого картона с разной фактурой поверхности (глянцевая, матовая, с тиснением, гофрированная, прозрачная, шероховатая, блестящая и т.п.) Подборка из бросового материала: бумажные коробки, цилиндры, катушки, конусы, пластиковые бутылки, пробки Подборка из фантиков от конфет и других кондитерских изделий и упаковочных материалов (фольга, бантики, ленты и т.п.) Подборка из природного материала (шишки, мох, желуди, морские камешки, пенька, мочало, семена подсолнечника, арбуза, дыни, остатки цветных ниток, кусочки меха, ткани, пробки, сухоцветы, орехи, соломенные обрезки, желуди, ягоды рябины и др., бечевка, шпагат, тесьма, рогожка Бумага, тонкий картон Ткань, кожа, тесьма, пуговицы, нитки Проволока в полихлорвиниловой оболочке, фольга, поролон, пенопласт |
Литература.
1. Давидчук А.Н. Конструктивное творчество дошкольника. Пособие для воспитателя. – М.: Просвещение, 1973. – 80 с.
2. Кузуб Н.В., Осипук Э.И. В гостях у Песочной Феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 61 с.
3. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1990. – 158 с.
4. Нечаева В.Г., Корзакова Е.И. Строительные игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1966. – 140 с.
5. Никитин Б.П. Развивающие игры. – 5-е изд., доп. – М.: Знание, 1994. – 192 с.
6. Тарловская Н.Ф., Топоркова Л.А. обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей – 2-е изд. – М.: Просвещение; Владос, 1994. – 216 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ «ЮНЫЕ – СТРОИТЕЛИ»
0
Перспективный план по конструированию в младшей группе (3 -4 года)
Приложение 1.
Месяц | Тема | Пополнение предметно- развивающей среды группы | Совместная деятельность | Игровая деятельность | Образовательная деятельность | Взаимодействие с родителями | ||||||||||
сентябрь | Игрушки | Схемы различных машин, иллюстрации машин. | Постройка машины модулей. | из | Постройка гаража для машины, игры с машинами. | «Машина» Цель: учить детей строить, используя образец, различать и называть строительные детали, воспитывать интерес к конструированию. | Памятка для родителей «Строительные детали». | |||||||||
октябрь | Части тела | Картинки роботов, пазл «робот». | Рассматривание картинок с изображением роботов. | Сбор пазла «робот», игры с роботом. | «Робот» Цель: учить детей строить роботов, закреплять названия частей тела, развивать речь, память, воспитывать доброжелательность. | Информация о разных видах конструктора. | ||||||||||
Осень | Схемы | разного | Рассматрив | а - | Дидактическая | «Забор для осеннего сада» | Посмотреть | по | ||||||||
вида | заборов, | ние картинок с | игра | «Времена | Цель: учить | детей строить | забор, | дороге | домой на | |||||||
муляжи | изображением | года». | устанавливать | кирпичики в | ряд, | заборы | разного | |||||||||
деревьев, | осени, беседа. | продолжать закреплять | знания | об | вида. | |||||||||||
цветов. | осени, об осенних явлениях, развивать | |||||||||||||||
мышление, память. Воспитывать | ||||||||||||||||
желание строить. | ||||||||||||||||
ноябрь | Овощи | Модель ящика из картона, муляжи овощей. | Постройка ящика овощей модулей. | для из | Игры кирпичиками Никитина | с | «Ящик с овощами» Цель: учить детей делать ящик, используя кирпичики, замыкать контур. Развивать речь, внимание, воспитывать самостоятельность. | Консультация для родителей «Кирпичики Никитина». |
Фрукты | Изображения домов, фотографии домов, муляжи фруктов, деревьев. | Беседа по ознакомлению с архитектурой «Дом». | Рассматривание иллюстраций, фотографий. | «Домик с фруктовым садом» Цель: учить детей делать домик, закреплять умение замыкать пространство, располагая кирпичики на плоскости их длинной узкой стороной, развивать умение доводить начатое до конца, воспитывать терпение. | Чтение сказки «Заюшкина избушка», беседа о доме. | |
декабрь | Геометри- ческие фигуры | Изображения геометрических фигур, квадраты Никитина, пазлы «круг», «квадрат». | Пазлы «собери круг», «собери квадрат». | Игры с квадратами Никитина. | «Квадрат» Цель: учить детей складывать квадрат из разных частей, развитие внимания, умения собирать по образцу, воспитывать терпение. | Консультация для родителей «Квадраты Никитина». |
Дом | Фотографии домов детей, иллюстрации домов, детского сада. | Беседа по архитектуре «Наш дом», рассматрива-ние домов на улице во время прогулки. | Рассматривание иллюстраций и фотографий домов, рассматривание игрушечного домика. | «Домик для куклы» Цель: формировать у детей обобщенные представления о домах, умение отображать в постройке эти представления, передавая их основные признаки, учить делать несложные перекрытия, познакомить с призмой. Развитие памяти, воспитание конструктивных навыков. | Создание альбома «Наш дом». | |
я | Рождественские каникулы |
Мебель | Схемы мебели для конструирования, иллюстрации. | Рассматрива-ние иллюстраций | Постройка стола и стула для мишки. | «Мебель для кукол» Цель: закреплять представления о знакомых предметах в окружающем, знать их назначение, выделять зрительно основные части, закреплять умение правильно называть строительные детали, развитие умения обыгрывать постройки, воспитание дружелюбия. | Выставка фотографий «Наша мебель из конструктора». | ||||
февраль | Электро- | Схемы, иллюстрации электроприборов. | Постройка электроприбо- ров по схеме. | Рассматривание иллюстраций. | «Холодильник» Цель: учить сравнивать и называть части построек, передавать прямоугольную форму холодильника, развивать память, мышление, воспитывать умение строить. | Создание альбома «Постройки из снега». | |||
Семья | Фотографии сюжетные картинки, ткани. | семьи, отрезки | Рассматрива-ние фотографий. | Строительные игры фигурками людей. | с | «Кроватка для куклы» Цель: учить делать постройки, соразмерные игрушкам, различать длинные и короткие пластины, правильно называть их, самостоятельно отбирать нужные детали, развитие внимания, воспитание самостоятельности. | Совместная постройка с детьми снежной бабы. | ||
март | Посуда | Посуда, шкафа, шкафа. | схема картинки | Беседа о посуде, чтение отрывка Чуковского «Федорино горе». | Сюжетно- ролевая игра «Приходите на чай». | «Кухонный шкаф» Цель: учить детей строить кухонный шкаф из кирпичиков, кубов. Закреплять название и наименование посуды. Развитие памяти, воспитание дружелюбия. | Памятка для родителей «Развитие конструктивных навыков». |
Головные | Маленькие куклы, головные уборы, иллюстрации головных уборов. | Изготовление колпаков для Буратино из цветной бумаги. | Игры с куклами, рассматривание иллюстраций. | «Полка для головных уборов» Цель: учить делать полку, закреплять название головных уборов, развивать мышление, речь, воспитывать бережное отношение к головным уборам. | Чтение детям рассказа Носова «Живая шляпа». | ||||
апрель | Одежда | Иллюстрации одежды, одежда разного вида. | Разучивание потешек, дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку». | Рассматривание иллюстраций, одежды. Складывание одежды в шкаф. | «Шкаф» Цель:учить строить различные шкафы, любого размера, формы, закреплять название строительного материала, развивать интерес к постройке. Вызвать желание строить. | Создание альбома с картинками «Одежда и обувь». | |||
Обувь | Набор схем – образцов разных видов магазинов, набор иллюстраций, набор маленькой обуви. | Рассматрива-ние иллюстраций, загадывание загадок об обуви, беседа «Зачем нам обувь?». | Сюжетно- ролевая «обувной магазин». | игра | «Обувной магазин» Цель: формировать представление о магазине обуви, учить строить по выбору детей, активизировать словарный запас, воспитывать бережное отношение к обуви. | Выставка рисунков «Сапоги». | |||
май | Звери | Схемы, иллюстрации зверей, конструктор «тико». | Игры конструктором «зоопарк», разучивание потешек. | с | Игры с конструктором «тико» по схемам. | «Звери» Цель: учить детей собирать образы зверей из конструктора «Тико», напольного конструктора. Закреплять названия зверей, где живут, чем питаются. Развивать внимание, память, речь, воспитывать бережное отношение к животным. | Информация конструкторе «Тико». | о |
Приложение 2.
месяц | тема | Пополнение предметно- развивающей среды группы | Совместная деятельность | Игровая деятельность | Непосредственно - бразовательная деятельность | Взаимо-действие с родителями |
Сентябрь | домашние животные. | Семена липы или клѐна, бусинки, поделка «дедушка Мазай», лодка из коры, образец поделки « заяц», литер-ное произведение « дед Мазай и зайцы». | Пересказывание произ-ния Н. А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы», беседа о помощи животным. | Сюжетно – ролевая игра «Заячий остров». | «дедушка Мазай и зайцы»». Цель – учить детей дополнять поделку из глины природным материалом, показать возможности его применения. Учить убирать за собой рабочее место, аккуратно обращаться с материалом. (1) с.21 | Сбор природного материала, пополнение детской библиотеки произведением Н.А. Некрасова « Дед Мазай и зайцы». |
Октябрь | Птицы . | Жѐлудевые чашечки – плюски, веточки, перья, листья, трава, колоски, образец игрушки «воробей», цветные ленточки. | Наблюдение за стайкой воробьѐв. | «прогулка с воробьями» (игра с поделками на улице) | «новоселье у воробьѐв». Цель – учить детей дополнять поделки из пластилина природным материалом, развивать воображение, создавать выразительный образ: воробей – драчун, задира и т.д. продолжать учить бережно обращаться с природным материалом. (1) с.122 | украсить дерево на участке цветными ленточками и устроить полочку на ветках для детских игрушек – «воробьѐв» |
Рыбы. | Иллюстрации, картинки с подводным миром, цветная бумага различной фактуры, стихотворение Э. Успенского «разноцветная семейка», игрушка «осьминог». | Чтение стихотворения Э. Успенского «разноцветная семейка», беседа с детьми об особенностях морского дна, рассматривание картинок с изображением морских обитателей. | Инсценирование детьми стихотворения Э. Успенского «разноцветная семейка», сюжетно – ролевая игра «мы в театре» | «семья осьминожек». Цель – учить детей делать домики, сгибая лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны, надрезать бумагу узкими полосками (щупальца, водоросли и т.д.), обрывать бумагу, придавая ей определѐнную форму (камни), совершенствовать навыки работы с ножницами. (1)с.141 | Пригласить родителей на игровую деятельность детей по стихотворению Э. Успенского «разноцветная семейка» сфотографировать игру и оформить стенд в приѐмной «хорошо в саду» | |
Ноябрь | Молочные продукты | Иллюстрации с изображением грузовых машин (молоковозов), строительные наборы, фотографии грузовых машин, построенных дома с родителями из любых материалов. | Рассматривание иллюстраций с изображением грузовых машин, выделить общее и различия в их строении, подвести детей к пониманию того, что внешний вид машины зависит от еѐ назначения. | Игра «машины везут грузы», «автопарк». | «грузовые автомобили». Цель- дать детям обобщѐнные представления о грузовом транспорте, упражнять в его конструировании, в анализе образцов, в преобразовании конструкций по заданным условиям, дать представление о строительной детали – цилиндре и его свойствах, развивать способность к плоскостному моделированию. (2)с.29 | Дома с детьми сконструировать грузовые машины из любых материалов, сфотографировать свои работы и принести фотографии в детский сад. |
Магазин | Крупный строитель, куклы и звери, крупные машины, кукла Фея. | Чтение сказки «город мастеров (1)с.26 | «город мастеров» - выступление артистов на площади построенного города, сюжетно – ролевая игра «мы – артисты». | «город мастеров» Цель – учить детей различать и называть строительные детали (кирпичик, куб, брусок, пластина). Проверить навыки строительства различных предметов мебели для кукол, самостоятельного преобразования постройки не мешая друг другу. (1)с.26 | Подготовка одной родительницы к исполнению роли Феи – фокусницы, научить своих детей простейшим фокусам. | |
Декабрь | Водный транспорт | Строитель среднего размера, красные флажки (на подставке), бескозырки для моряков, бинокли, якоря. | С девочками приготовить для мальчиков бескозырки и пояса по образцу, с мальчиками обвести и вырезать якоря. | сюжетно – ролевые игры «плывѐм на корабле», «путешествие по островам» | «морское путешествие». Цель – учить строить шлюпку по образцу воспитателя. Анализировать образец постройки, выделять основные этапы работы. (1)с.45 | Подобрать картинки с изображением водного транспорта и его персонала, совместно с детьми подобрать материалы для изготовления морской формы. |
Город | Все виды строителя, небольшие куклы, машины, макеты деревьев | Экскурсия с детьми по городу, обратить внимание детей на здания города. | Сюжетно – ролевая игра «ярмарка» | «наш микрорайон». Цель – продолжать учить строить по условию разные конструкции фасадов зданий из крупного и среднего строителя в зависимости от их назначения. Воспитывать интерес к коллективному труду. (1)с.163 | Приготовить с детьми атрибуты к сюжетно – ролевой игре «ярмарка»,сводить детей по улицам города, отметить разнообразие зданий, достопримечательн остей улиц родного города. | |
Январь | Почта | Бумага разного цвета и фактуры, готовые формы из цветной бумаги, отрезки лент и шнуров, дырокол, игрушки – гномы. | Чтение сказок о гномах «Оле – Лукойе» и «дюймовочка» Х. К. Андерсена, «чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» С. Лагерлѐф | Игры с гномами, постройка для них своего игрового пространства. | «альбомы и книжки для гномов». Цель – учить детей делать альбом: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны, продолжать учить наклеивать готовые формы, воспитывать аккуратность в работе с клеем. (1)с.49 | Совместно с детьми заполнить альбомы для гномов (поделки детей )стихотворениями, сказками, наклейками о гномах на выбор родителей и детей. |
Февраль | Профессии | Все виды строителя, игрушки разных размеров, предметы – заместители, атрибуты для игры в «железнодорожника », фото с изображением вокзалов, поездов. | Экскурсия на железнодорожн ый вокзал или рассматривание с детьми фотографий и иллюстраций с изображением вокзалов, поездов. | Сюжетно – ролевая игра «путешествие на поезде» | «железнодорожный вокзал». Цель – учить детей строить платформы и вагончики с крышами, продолжать учить анализировать образец постройки, сооружать постройки в соответствии с величиной игрушки. (1)с.127 | Сбор фотографий и картинок с изображением вокзалов, поездов. Сводить ребѐнка на вокзал Новосибирск -главный |
Весна | Игрушки, кукла Незнайка, крупный и мелкий строитель, рисунки домов, шаблоны цветов (колокольчик, васильки, ромашки). | Чтение сказки «приключение Незнайки» Н. Носова | Игры в построенном цветочном городе, сюжетно – ролевая игра «семья». | «письмо из цветочного города»». Цель – продолжать учить самостоятельно строить простейшие здания из крупного и мелкого строителя, преобразовывать постройки в длину, высоту и ширину в зависимости от величины игрушки (1)с.76 | Чтение детям сказки Н. Носова «приключение Незнайки и его друзей». | |
Март | Театр | Крупный и мелкий строитель, игрушечные зверюшки, круги из ткани радиусом 0,5 метра. | Побеседовать с детьми о цирке, просмотреть мультфильм про Фунтика. | Сюжетно – ролевая игра «мы артисты цирка!» | «цирк». Цель –продолжать учить сооружать постройки из крупного строителя, объединять постройки общим замыслом, находить конструктивные решения, воспитывать навыки коллективной работы. (1)с.181 | Сходить с детьми в цирк, подготовить совместно с детьми цирковые костюмы для детей (артистов цирка):накидку, юбочку, воротник, колпак и т.д. |
Лес. Деревья. | Узкие шнуры и ленточки, крупный и мелкий строитель, кубы с отверстиями, палка длинной 1 метр, игрушки для обыгрывания, металлический конструктор с закрепляющими деталями. | Беседа с детьми, вспомнить какие развлечения бывают в парке, на детской площадке, рассмотреть с детьми иллюстрации, поиграть в игры «весѐлая карусель» и т.д. | Сюжетно – ролевая игра «мы гуляем в парке». | «детская площадка или парк отдыха». Цель – продолжать учить детей сооружать постройки из крупного строителя, объединять их общим замыслом, планировать этапы постройки, работать коллективно. (1)с.104 | Совместно с детьми принять участие в постройке из строителя каруселей и качелей, оформить выставку фотографий | |
Апрель | Грибы | Квадратные листы цветной бумаги, простые карандаши, обрезки цветной бумаги, образец- корзина. | Просмотр мультфильма «маша и медведь», беседа с детьми о различии и сходстве корзины и короба. | Подвижная игра «у медведя во бору…», «съедобный, несъедобный». | «корзинки». Цель –закреплять умение складывать объѐмные фигуры (корзина), дополнять изделия украшением. (1)с.144 | Совместно с детьми придумать загадки о грибах, закрепить умение детей ориентироваться на листе бумаги. |
Полевые цветы | Образцы гирлянд флажков, шнур, полоски, круги и прямоугольники цветной бумаги, шаблоны – звезды. | Провести беседу о предстоящих майских праздниках, рассмотреть образец – флажков и гирлянд. | Украшаем группу к майским праздникам (досуг с музыкальным сопровождением ). | «флажки и гирлянды к празднику» Цель – учить делать цветные флажки: сгибать лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны, делать чѐткую линию сгиба, наклеивать флажки на шнур на равном расстоянии. Учить работать дружно, вызывать у них интерес к предстоящему празднику, желание принять участие в украшении группы. (1)с.139 | Закрепить умение детей в сгибании бумаги пополам, вместе с детьми изготовить украшение из бумаги в группу. | |
Май | Насекомые . | Бумага разной фактуры и текстуры, шнур, канцелярские скрепки, образец игрушки – вертушки. | Рассмотреть детали игрушки – вертушки, еѐ механизм действия. | Запускаем сделанную вертушку на свежем воздухе. | «игрушка для ветра». Цель – закрепить умение складывать полоску бумаги пополам, совершенствовать умение пользоваться клеем. (1)с.190 | Изготовить палочку для вертушек. |
1.Н. Ф. Тарловская, Л. А. Топоркова «Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду». 2.Л. В. Куцакова «Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе».
Приложение 3.
Перспективный план работы в старшей группе Третий год реализации
Перспективный план по конструированию на старшую логопедическую группу
Месяц | Тема | Пополнение предметно- развивающей среды группы | Совместная деятельность | Игровая деятельность | Образовательная деятельность | Взаимодействие с родителями |
3 неделя сентября | Игрушки строительн ый материал | Плакат »Магазин игрушек», кассы, бумага, сумки, кошельки. | Беседа с использованием иллюстраций различных вариаций зданий, уточнение последовательнос ти выполнения работы. | С. Р. Игра « Магазин игрушек». | Цель: учить строить, подбирать разнообразные детали ( бруски, пластины), формировать умение работать в коллективе, активизировать ролевой диалог. | Предложить родителям вместе с детьми раскрасить определѐнным цветом детали конструктора ( работа в тетради) |
4 неделя сентября | Грибы. ( ручной труд) | Корзинки разной величин и формы, муляжи грибов, коллекции листьев, предметы- заместители. | Рассматривание образцов поделок, сделанных из различного материала, уточнить последовательнос ть выполнения работы. | Рассматривани е образцов поделок, сделанных из различного материала, уточнить последовательн ость выполнения работы. | Цель: учить детей создавать композиции из листьев , развивать умение подбирать подходящие по цвету и размеру листья, воспитывать умение оценивать работы сверстников, сличая их с образцом. Учить изменять глаголы по временам. | Придумать вместе с детьми загадки о грибах. |
5неделя сентября | Овощи, (ручной труд) | Картофель, палочки, игрушки- заменители, пластилин. | Рассматривание образцов поделок, сделанных из овощей, уточнить последовательнос ть выполнения работы. | Игровое задание - выставка Дары природы». «Весѐлый крокодил; «Поросѐнок» | Цель: учить конструировать поделки из овощей, соединяя детали между собой с помощью палочек, развивать мелкую моторику, прививать интерес к работе, закреплять умение образовывать существительные множественного числа. | Провести консультацию « Природные дары для поделок и игры». |
1 неделя октября | Фрукты (строительн ый материал) | Плакат - магазин « Фрукты», весы, касса, бумага, сумки, кошельки, тележки, корзинки. | Рассматривание образца здания , уточнить конструкцию здания, необходимый материал, последовательнос ть работы. | С. Р. Игра магазин «Фрукты». | Цель: формировать обобщѐнные представления о зданиях (специальные, жилые) учить создавать постройку, используя перекрытия, пластины. Совершенствовать умение образовать существительные с уменьшительно-ласкательным значением. | Обратить внимание детей на разнообразные архитектурные строения нашего города. |
2 неделя октября | Ягоды, заготовки. ( ручной труд) | Куклы, посуда, предметы- заменители, передники. | Беседа о лесе, о дарах природы. Рассматривание образца корзинки, показ способов работы. | Предложить игровую ситуацию – « В лес за ягодами». | Цель: учить сгибать бумагу, ровно сопоставляя углы и стороны, закреплять умение работать с готовой выкройкой, развивать мелкую моторику, самостоятельность. Закреплять умение согласовывать существительные с числительными. | Изготовить с детьми ягодку из поролона. |
3 неделя октября | ОСЕНЬ (ручной труд) | Иллюстраци и картин о времени года, книги, коллекции семян, кукла. | Рассматривание образцов, показ способов работы. | Игра – задание «Бусы для куклы» | Цель; продолжать знакомить детей с разновидностями материалов (семена деревьев), учить подбирать красивые цветосочетания, соединять в единый замысел, развивать воображение. Закреплять умение согласовывать существительные с местоимениями. | Вместе с детьми собрать природный материал. |
4 неделя октября | Деревья, (ручной труд) пластилин и природный материал. | Коллекция цветов, листьев, семян, веточки деревьев, рисунки с изображение м деревьев | Рассматривание образцов, отметить своеобразие изделий, закрепить этапы выполнения работы. Беседа о лесе. | С. Р. Игра «В лесу». | Цель: закрепление названий деревьев, продолжать обучать приѐмам работы с природными материалами, пластилином. Учить согласовывать местоимения с существительными. | Сконструировать с детьми дерево из бросового материала. |
2 неделя ноября | Дикие животные и их детеныши. | Предметы- заместители, игрушки животных, набор «Зоопарк», конструктор « Тико». | Рассматривание схем с образцами, уточнить представление о плоскостном моделировании, о способах соединения. | С. Р. Игра «Зоопарк». | Цель: закрепить названия животных, продолжать формировать умение включаться в ролевое взаимодействие с партнѐром, активизировать ролевой диалог, развивать творчество, формировать навыки пространственной ориентации. Расширять глагольный словарный запас. | Экскурсия в зоопарк. |
3 неделя ноября | Перелѐтные птицы. ( Ручной труд) | Природный материал. Книги, иллюстрации с изображение м птиц | Чтение произведений по теме, рассматривание образца, закрепить последовательнос ть выполнения работы. | Игровое задание « Каждую птицу на своѐ место». | Цель: учить детей определять и находить перелѐтных птиц, формировать умение работать с природным материалом, соединять детали с помощью палочек, развивать мелкую моторику. | Сделать из природного материала перелѐтных птиц, закрепить их названия. |
4 неделя ноября | Зимующие птицы | Книги, иллюстрации с изображение м птиц. | Загадывание загадок, Рассматривание иллюстраций, чтение произ ведений о птицах, показ способа складывания птиц (последовательно сть выполнения работы), работа детей по схеме самостоятельно | Игровое задание - « Что за птица?» «Ворон», «Сова». | Цель: учить складывать бумагу по схеме, аккуратно подрезая уголки, закреплять правила работы с ножницами, воспитывать любовь к пернатым, учить образовывать существительные множественного числа. | Организовать наблюдения за птицами, экскурсия в парк. |
1 неделя декабря | Времена года. Зима. | Шишки, перья, пенопласт, вата. Иллюстраци и картин «зима в лесу». | Рассматривание иллюстраций, чтение книг о зиме. | Предложить детям создать зимний лес, в который они пойдут на экскурсию. | Цель: учить конструировать из бумаги, ваты, шишек, пенопласта, учить придумывать сюжет, умение создавать композицию из природного материала. Тренировать умение подбирать слова-действия. | Сконструировать с детьми игрушку из пенопласта. |
2 неделя декабря | Домашние животные. | Иллюстраци и с изображение м домашних животных, книги про животных, фигурки животных, строительны й материал. | Рассматривание рисунков с изображением животных, рассматривание схем с изображением различных зданий. | С.Р. игра « Ферма». | Цель: продолжать учить конструировать сооружения, из строительного материала используя в работе пластины, бруски различной величины. Учить определять пространственное расположение деталей, работать по рисунку. Совершенствовать умение образовывать существительные множественного числа. | Рассмотреть с детьми форму зданий (стены имеют прямоуголь ную, квадратную форму). |
3 неделя декабря | Домашние животные, птицы и их дети. | Строительны й материал, фигурки животных, птиц. Предметы- заместители. | Чтение книг о животных, беседа с использованием иллюстративного материала, работа детей по схемам самостоятельно | Предложить детям построить птичник. | Цель: учить детей самостоятельно находить конструктивные решения, развивать творческие способности, умение ориентироваться в пространстве. Закреплять умение подбирать слова-действия. | Рассмотреть с детьми форму зданий. |
4 неделя декабря | Зимние забавы. Новый год. | Бумага, вата, клей, фигурки деда Мороза, картинны с изображение м новогодних ѐлок. | Рассматривание образцов ( закрепить последовательнос ть выполнения работы) | Игровое задание « Когда это бывает». | Цель: учить конструировать деда Мороза из бумаги и ваты, обучать приѐмам наклеивания ваты, совершенствовать умение работать по плану. Учить подбирать слова- действия. | Сделать с детьми Снегурочку, используя бумагу и вату. |
3 неделя января | Человек. Части тела. | Куклы, игровой набор «Кукольный доктор», термометры, шприц, бинты и т.д. строительны й материал. | Беседа на тему «Какие мы». Рассматривание иллюстраций. Чтение произведения Ю. Яковлева «Больной». | С. Р. Игра «Поликлиника» | Цель: продолжать учить конструировать сооружения из строительного материала, используя в работе пластины, бруски различной величины. Учить определять пространственное расположение деталей по схемам, совершенствовать умение образовывать существительные множественного числа. | Рассмотреть с детьми форму зданий. |
4 неделя января | Транспорт. Правила дорожного движения. | Бумага, машинки, предметы- заместители, светофор. | Беседа о правилах поведения на дорогах , рассматривание иллюстраций с изображением различного вида транспорта, изготовление атрибутов. Рассматривание образца игрушки, уточнение последовательнос ти работы. | Предложить детям игру «Кто, на чѐм поедет в путешествие» « Автобус» , «Троллейбус». | Цель: закреплять умение работать с готовой выкройкой, развивать мелкую моторику, самостоятельность. Учить образовывать существительные единственного числа П. п. и умению употреблять в речи предлоги. | Сделать из конструктора «Лего» мостик для автобуса и троллейбуса. |
5 неделя января | Мебель. | Спичечные коробки, мелкий деревянный конструктор, предметы- заменители, игрушечная мебель. | Рассматривание игрушечной мебели, закрепление этапов работы. Выставка «Комната для Барби». | Предложить детям построить комнату для Барби. | Цель: учить конструировать из бросового материала, надрезать коробки и соединять их в единое целое, воспитывать навык дружной работы. Закреплять умение подбирать определения к существительным. | Изготовить вместе с детьми «мягкий уголок» из спичечных коробков. |
1 неделя февраля | Профессии« Строи тель». | Строительны й материал, каски, предметы- заместители | Беседа о строителях. Чтение произведения А. Маркуши «Как метро строили» | С. Р. Игра «Строительств о метро» | Цель: упражнять детей в построении схем, развивать пространственное мышление, фантазию, воображение, формировать умение включаться в ролевое взаимодействие с партнѐром. Учить подбирать слова-антонимы. | Закрепить названия строительного материала. |
2 неделя февраля | Одежда | Цветная бумага, накрахмален ная ткань, картон, сантиметров ая лента. | Рассматривание иллюстраций по теме «Ателье», Изготовление атрибутов для игры. Рассматривание образцов. | С Р. Игра «Ателье мод» Модели рование осенне- весенней одежды для кукол. | Цель: учить работать с тканью, бумагой, картоном, учить вырезать по контуру (шаблону), закреплять части одежды. Формирование трудовых умений, воспитывать бережное отношение к одежде. Упражнять в подборе качественных прилагательных. | Организовать «выставку моделей», закрепить с детьми виды одежды (осенняя, весенняя, летняя) |
3 неделя февраля | Наша Армия. | Строительны й материал, игрушка- самолѐт, шлемы, предметы- заместители. | Экскурсия к памятникам. Лепка танка, военного корабля. Рассматривание образцов, показ и объяснение приѐмов выполнения работы. | Придумать военную технику для наших солдат «Военный вертолѐт». | Цель: учить изготовлять поделки из природного материала, формировать навык скрепления деталей с помощью пластилина. Формировать умение творчески развивать сюжет игры. Закреплять умение образовывать существительные множественного числа. | Вместе с детьми сложить из бумаги самолѐт. |
4 неделя февраля | Времена года. Весна. | Книги, иллюстрации , картины о весне. Бумага, клей. | Рассматривание иллюстраций, чтение произведений, стихотворений о весне. Рассматривание образца, закрепление последовательнос ти работы по чертежу. | Проведение эксперимента с ветром - «Вертушка» | Цель: учить работать по чертежу, конструировать в соответствии с чертежом, развивать координацию движений, воспитывать интерес к работе. Учить умению подбирать прилагательные к существительным. | Изготовить палочки для вертушек. |
1 неделя марта | Семья, Мамин день. | Куклы, посуда, мебель, передники, предметы- заместители, бумага цветная. | Беседы о взаимоотношения х в семье. Работа под руководством воспитателя. | Предложить детям сделать цветы для своих мам. | Цель: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Формировать нравственные чувства. Учить складывать из бумаги цветы, развивать мелкую моторику. Воспитывать усидчивость. Учить согласовывать прилагательные с существительными. | Провести консультацию для родителей, «Какие навыки и способности развивает Оригами». |
2 неделя марта | Город. | Картонные дома, вывески, фигурки людей, игрушки- машины, светофор, руль. Строительны й материал, конструктор ы. Бумага, карандашию | Беседы с использованием иллюстративного материала, изготовление атрибутов для игры. Предложить детям найти место для строительства нового города, и дать название городу. | С. Р. Игра «Город». | Цель: упражнять детей в рисование планов, учить воплощать задуманное в строительстве продолжать конструировать постройки, используя различный строительный материал. Развивать пространственные представления. Формировать умение включаться в ролевое взаимодействие с партнѐром. Учить подбирать слова- действия. | Организовать экскурсию по городу. |
3 неделя марта | Животные холодных стран. | Карта, глобус, предметы- заместители, строительны й материал, модули, фуражки, руль, фигурки животных, компас. | Беседа с рассматриванием иллюстраций, фотографий, картин, на которых изображены животные. Чтение произведений о животных. | С. Р. Игра «Путешествие по морю». | Цель: продолжать конструировать постройки, используя различный строительный материал, совершенствовать конструкторский опыт, развивать восприятие формы, глазомер. Обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры. Учить подбирать слова- действия. | Закрепить названия животных холодных стран. . |
4 неделя марта | Животные жарких стран. | Предметы- заместители, игрушки животных, набор «Зоопарк», спичечные коробки. | Беседа о животных, рассматривание иллюстраций. Рассматривание жирафа, уточнение приѐмов последовательнос ти работы. | Предложить детям для зоопарка сконструироват ь жирафа. «Весѐлый жираф». | Цель: продолжать учить конструировать из бросового материала, воспитывать доброе отношение к животным, воспитывать усидчивость. Тренировать умение образовывать притяжательные прилагательные. | Провести экскурсию в зоопарк. |
1 неделя апреля | Космос. | Геометричес кие фигуры, карандаши, строительны й материал, конструктор ы «Лего». | Беседа о космосе. Рассматривание и анализирование иллюстраций, на которых изображены летательные аппараты. | Игровое задание – «Постойте ракету, на которой можно вывести груз на орбиту космической станции». | Цель: расширять представление детей о различных аппаратах, их назначении, упражнять в создании схем, будущих построек, развивать пространственное мышление. Учить согласовывать прилагательные с существительными. | Сконструировать с детьми ракету из бросового материала. |
2 неделя апреля | Посуда. | Куклы, игрушечная посуда, мебель. Пластилин, природный материал. | Рассматривание иллюстраций. Чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе». Рассматривание и анализ готового образца, уточнение последовательнос ти выполнения работы. | Предложить детям сделать для Федоры красивую вазочку. | Цель: продолжать обучать детей различным приѐмам работы с природным материалом, развивать мелкую моторику пальцев, воспитывать художественный вкус. Закреплять умение образовывать относительные прилагательные. | Изготовить из папье-маше посуду. |
3 неделя апреля | Насекомые. | Иллюстраци и, рисунки с изображение м насекомых, игрушки насекомых, предметы- заместители. | Рассматривание и чтение книг о насекомых. Рассматривание образца, анализ выполнения работы. Фольга. | Игровое задание – «Угадай, кто это?» «Жук». | Цель: учить детей сминать и скручивать фольгу для придания нужной формы. Развивать зрительно-моторную координацию, воспитывать интерес к работе. Учить образовывать существительные с помощью суффиксов. | Организовать наблюдение за насекомыми. |
4 неделя апреля | Рыбы. | Бумага, ножницы, предметы- заместители, игрушки рыб. | Чтение книг о рыбах, рассматривание иллюстраций. Рисование на тему «Рыбы». Работа под руководством воспитателя. | Предложить детям сделать рыб для игры «Рыболов». | Цель: учить складывать из бумаги рыб, используя схему. Развивать глазомер, аналитическое мышление. Учить подбирать редкие определения к предмету. | Провести консультацию для родителей «Какие навыки и способности развивает Оригами». |
1 неделя мая | Продукты питания. | Цветная бумага, муляжи продуктов питания. | Беседа о хлебе, рассматривание иллюстраций. Рассматривание образца, показ способов работы. | Игровое задание – «Нам нужна сумочка для продуктов». | Цель: учить сгибать бумагу, ровно сопоставляя углы и стороны, сгибать бумагу гармошкой, упражнять работать по схемам, рисункам, воспитывать интерес к работе с бумагой. Развивать мелкую моторику пальцев. Закреплять умение согласовывать существительные с числительными. | Закрепить умение детей в сгибании бумаги гармошкой. |
2 неделя мая | Лето. | Конструктор «Тико». Рисунки детей «Летняя полянка». | Беседа о времени года (лето). Рассматривание образцов, конструирование клумбы из конструктора «Тико». | Игровое задание – «Придумай и смоделируй клумбу для цветов». | Цель: развивать способности детей к моделированию и конструированию, упражнять в построение схем, чертежей, развивать пространственные представления. Учить подбирать слова-действия | Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги (правая, левая сторона) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей в возрасте от 6 до 7 лет подготовительная к школе группа «Академики»
Рабочая программа предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...