«Вэб – квест как форма методического сопровождения развития педагогических компетенций»
статья по информатике
«Вэб – квест как форма методического сопровождения развития педагогических компетенций»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.29 КБ |
Предварительный просмотр:
«Вэб – квест как форма методического сопровождения развития педагогических компетенций»
Решая проблему развития профессиональной компетентности воспитателей ДОО по проблемам реализации ФГОС ДО в процессе дошкольного образования, нужно отметить, что реализация технологического подхода в образовании предполагает рассмотрение вопросов проектирования педагогического процесса. Проблема изучалась Н.А. Алексеевым, Л.В. Байбородовой, В.С. Безруковой, Г.Е. Муравьёвой, О.П. Околеловым, О.Г. Прикот, П.Е. Решетниковой, М.И. Рожковым, Г.Н. Стайновым, В.З. Юсуповым и другими. Большинство авторов, разделяющих технологический подход, единодушны в признании технологии продуктом проектирования педагогического процесса.
Новицкая В.А. в своих трудах рассматривает методическое сопровождение воспитателя в условиях дошкольного образовательного учреждения как специально организованное систематическое взаимодействие старшего воспитателя и воспитателя, направленное на оказание помощи педагогу в выборе путей решения задач и типичных проблем, возникающих в ситуации реальной педагогической деятельности, с учетом его профессионального и жизненного опыта.
Особенностью методического сопровождения на современном этапе является удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагога и обеспечение условий для включения педагога в творческий поиск.
Одной из основополагающих компетентностей педагога ДОУ, отраженных в Законах, является коммуникативная компетентность. Закон «Об образовании в Российской Федерации» определил необходимые коммуникативные навыки профессиональной деятельности педагога ДОУ: знание психологии взаимоотношений, способствующей развитию общения со всеми участниками образовательного процесса, умение решать проблемы в профессиональном общении. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования позволяет уточнить и расширить задачи, которые ставит перед педагогическими кадрами система образования.
Профессиональный стандарт педагога содержит значительное число позиций, связанных с ИКТ-компетенциями.
ИКТ-компетентность – это способность использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях становящегося информационного общества (В.Ф. Бурмакина, А.А. Елизаров, О.Н. Шилова, М.Б. Лебедева, Л.Н Горбунова, А.М. Семибратов)
При этом можно выделить два уровня требований к ИКТ-компетенциям педагога:
- технологический уровень (владение информационными технологиями);
- методический уровень (владение методами применения ИК-технологий в образовательном процессе).
С учетом развития современного информационного общества и ориентируясь на социальный заказ можно считать, что педагог обладает нужным уровнем информационной культуры, если он соответствует следующим требованиям:
- способен самостоятельно осуществлять поиск новой информации (в том числе в сети Интернет) по своей теме;
- эффективно и грамотно проводит структурирование, систематизацию и обобщение информации и представляет ее воспитанникам в удобном и понятном виде;
- разбирается в обучающих пакетах программ, электронных пособий, которые рекомендованы Министерством образования Российской Федерации, а также знает, как применить их в педагогическом процессе;
- умеет и знает, как пользоваться интернет-ресурсами и информационными технологиями;
- самостоятельно может разработать небольшие, но важные программные средства, необходимые в педагогическом процессе;
- может подобрать наиболее удачную и полезную программную среду при выполнении разнообразных задач.
В состав информационной компетентности также можно включить следующие элементы:
- постоянный интерес и личную потребность в приобретении новых знаний и умений, касающихся информационных и технических средств;
- совокупность знаний, которые способны отразить систему информационного общества;
- постоянную поисковую познавательную деятельность, в том числе накопление опыта поисковой деятельности в области компьютерных технологий и технических ресурсов;
- наличие опыта по линии «человек-компьютер».
Информационно-коммуникативная технология — это педагогическая технология, использующая специальные программные и технические средства для доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструментам совместной деятельности, направленные на получение конкретного результата Заславская О.Ю., Сергеева М.А. Информационные технологии в управлении образовательным учреждением. Учебное пособие. – М., 2006
Информационные технологии – это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте.
Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной целью, которая стоит перед их внедрением, является адаптация человека к жизни в информационном обществе.
Из вышесказанного следует, что ИКТ-компетентность – это качество действий педагога, обеспечивающих:
• эффективный поиск и структурирование информации;
• адаптацию информации к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям;
• ведение документации на электронных носителях;
• квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач;
• использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, а также при взаимодействии с родителями и социумом;
• активное самообразование через систему информационных технологий (участие в вебинарах, дистанционное обучение и др.);
Таким образом, организация методического сопровождения развития ИКТ и коммуникативной компетенций педагогов ДОО будет возможна через
Внедрение информационно-коммуникативных технологий в работу с педагогическими кадрами (вэб-квест, интерактивные технологии), методов активного обучения на основе дифференцированного подхода.
Образовательный web-квест – это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которой используются информационные ресурсы интернета.
Веб-квесты могут охватывать как отдельную проблему, учебный предмет, тему, так и быть межпредметными, Берни Додж, основатель данной технологии, выделяет три принципа классификации веб-квестов:
1. По длительности выполнения: краткосрочные и долгосрочные.
2. По предметному содержанию: монопроекты и межпредметные веб-квесты.
3. По типу заданий, выполняемых учащимися:
пересказ (retelling tasks),
компиляционные (compilation tasks),
загадки (mystery tasks),
журналистские (journalistic tasks),
конструкторские (design tasks),
творческие (creative product tasks),
решение спорных проблем (consensus building tasks),
убеждающие (persuasion tasks),
самопознание (self-knowledge tasks),
аналитические (analytical tasks),
оценочные (judgment tasks),
научные (scientific tasks).
При разработке образовательных веб-квестов мною учитывалось то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы педагогов находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом выступала встреча с педагогами на практических мероприятиях. Разработанные мною вэб-квесты строились по типу конструкторских и компиляционных заданий.
Тематика веб-квестов была выбрана самой разнообразной, проблемные задания отличались степенью сложности. Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала, были представлены в виде устного выступления (например, презентация картотек интерактивных игр), компьютерной презентации, проигрывания интерактивных приемов и пр.
Этапы представлены на слайде
На 1 этапе педагоги знакомились с основными понятиями по выбранной теме. Распределялись на роли в команде: по 1-3 человека на 1 роль. Все члены команды должны помогать друг другу и учить друг друга работе с компьютерными программами.
На 2 ролевом этапе осуществлялась индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняли задания.
На 3 заключительном этапе по результатам исследования проблемы формулировались выводы и предложения.
Вэб-квесты, разработанные мною, охватывают своим содержанием полный перечень вопросов при подготовке к тематическому педсовету и имеют общую структуру.
Сначала вводится игровой персонаж и задается проблемная ситуация. Затем предлагается выбор ролей. В нашем случае это дифференциация по возрастным группам детей (ребенок младшего, среднего, старшего дошкольного возраста). Для каждой роли предлагается перечень вопросов, необходимых для исследования в рамках темы. При этом 1 (в некоторых случаях и 2) вопросы имеют теоретический характер и одинаковый для всех ролей. Своим содержанием нацеленный на изучение нормативно-правовой базы законодательного характера. Например, «Образовательная область «Физическое развитие» в соответствии с требованиями ФГОС ДО». Все последующие вопросы носят практический характер и соотнесены с ролью (возрастной категорией детей). Чтобы ответить на эти вопросы, предлагается перечень действующих ссылок на различные источники в сети интернет (презентации, разработанные интерактивные игры, вордовские статьи, видеоматериалы, подкасты). В конце игры предлагается выполнить некоторые практические задания и представить их на постоянно действующих практических мероприятиях в ДОО для разыгрывания или презентации. В качестве подарка игровой персонаж предлагает к просмотру интересные методические материалы, размещенные на канале Ю-туб либо на образовательных порталах.
Сами вэб-квесты выполнены в программе Power Point (офисный пакет), размещены на моем мини-сайте в сетевом сообществе nsportal и maam. Кроме того, ссылки на них размещены на официальном сайте детского сада. Все предложенные материалы доступны для скачивания.
В содержании вэб-квестов заложены различные образовательные технологии (проектная технология, кейс-технология, интерактивная технология).
Все подходы и технологии, заложенные в вэб-квестах в дальнейшем рассматриваются на практических мероприятиях, в интерактивных педагогических мастерских. Все практические задания, заложенные в вэб-квестах разбираются, проигрываются, демонстрируются. Результатом такого подхода служит – целостное видение разбираемой темы, объединение педагогов в небольшие группы согласно ролей (возраста детей) и взаимодействие между собой при включении в игру вэб-квеста, а так же дальнейшее взаимодействие при разработке практического результата. При таком подходе педагог индивидуально решает необходимые задачи, опираясь на опыт коллег, объединенных общей целью.
Т.о. использование квест – технологии позволяет построить образовательный процесс с ориентацией на практическое и профессиональное применение знаний и создать условия для раскрытия всех потенциальных возможностей педагога, для его самореализации и самосовершенствования.
Самостоятельная работа, организованная через сеть интернет в форме Web – квеста ориентирована на поиск, фиксацию, осмысление информации и порождение и изучение нового контента, что делает квест –технологии мощным образовательным инструментом.
Литература:
- Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации», опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2012 г.
- Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», Опубликовано: 25 ноября 2013 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №6241
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 544н от 18.10.2013г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) , 23.08.2016
- Василевская Е.В. Презентация «Методическое сопровождение внедрения ФГОС ОО как фактор повышения педагогического мастерства педагогов».
- Чеменева А.А., Вербовская Е.В., Попова В.Р. Компетентностная модель современного педагога ДОО в контексте реализации ФГОС ДО // Нижегородское образование, № 3, 2015. – с. 109-116.
- Технология веб-квеста Режим доступа: http://www.docme.ru/doc/126583/tehnologiya-veb-kvesta
- Ефимина О.Е. Опыт использования вэб-квестов в профессиональном образовании Режим доступа: https://www.1urok.ru/categories/21/articles/4664
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/29/picture-734098-1669717079.jpg)
Сценарий педсовета с элементами деловой игры «Развитие педагогических компетенций в вопросах организации работы в условиях реализации ФГОС ДО»
Сценарий педсовета с элементами деловой игры«Развитие педагогических компетенций в вопросах организации работы в условиях реализации ФГОС ДО»Старший воспитатель: Козловская В.И.Повестка дня:1....
Организационно – методическое сопровождение аттестации педагогических работников МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Родничок» с. Верхопенье
Аттестация педагогов - это оценка не только уровня их профессиональной компетентности, но и деятельности дошкольного учреждения в целом. Грамотная организация процедуры аттестации с...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/03/picture-795313-1464970798.jpg)
План индивидуального развития педагогических компетенций.
Концепция модернизации Российского образования, направленная на повышение качества образования в целом и качества подготовки специалистов, в частности, требует обновления содержания и методов образова...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/19/picture-535601-1634630954.jpg)
Содержание и формы методического сопровождения проектной деятельности педагогов
Современных педагогов дошкольного образовательного учреждения все больше и больше интересует метод проектов, но далеко не все могут его самостоятельно освоить. На помощь педагогу приходит методическая...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/08/picture-140183-1352398476.jpg)
План методического сопровождения повышения профессиональной компетенции педагогов ДОО.
План методического сопровождения повышения профессиональной компетенции педагогов ДОО....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/09/picture-1053147-1539076259.jpg)
Организационно-методическое сопровождение овладения педагогическими технологиями как условие повышения качества образования в ДОУ
Организационно-методическое сопровождение овладения педагогическими технологиями как условие повышения качества образования в ДОУ(Из опыта работы)...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/14/picture-1057646-1536912832.jpg)
Конкурсы среди групп ДОУ как форма методического сопровождения по повышению профессиональной компетентности педагогов по оснащению РППС группы
Статья рассказывает о том, как в детском саду старший воспитатель организует конкурсы среди групп с педагогами с целью повышения их профессиноальной компетентности по вопросу обогащения РППС групп....