Содержание и формы методического сопровождения проектной деятельности педагогов
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_3.docx | 17.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 1161»
(ГБОУ ШКОЛА №1161)
Консультация:
«Содержание и формы методического сопровождения проектной деятельности педагогов»
Старший воспитатель
Мелкова А.С.
Высшая квалификационная категория
Москва 2021
Современных педагогов дошкольного образовательного учреждения все больше и больше интересует метод проектов, но далеко не все могут его самостоятельно освоить. На помощь педагогу приходит методическая поддержка, так как проектная деятельность – это сложноорганизованный процесс, требующий преобразования всего учебного и воспитательного процесса. Успех введения проектной деятельности в педагогический процесс зависит от грамотного методического руководства, от применяемых методов и приемов обучения проектированию. Старший воспитатель должен организовывать консультации и собрания для педагогического коллектива по работе в данном направлении, так как проектная деятельность предполагает большую аналитическую и рефлексивную работу воспитателя.
Педагоги ДОО в основном используют метод проектов с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Проект – это продукт сотрудничества и сотворчества старшего воспитателя, специалистов, воспитателей, детей, родителей. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Введение проектной технологии в образовательный процесс ДОО требует определенных организационных усилий, но при этом позволяет:
- повысить профессиональный уровень педагогического коллектива;
- развить между участниками образовательного процесса систему продуктивного взаимодействия и партнёрства (педагог – ребенок – родитель);
- развивать у детей дошкольного возраста такие качества, которые помогут ему реализовать себя как часть социума.
Проектирование осуществляется всеми педагогами и специалистами дошкольного образования, но на различных уровнях и в зависимости от категории деятельности:
- проектирование отдельных педагогических компонентов (план занятия, сценария, праздника, досуга и т.д.);
- проект самообразования.
Чтобы проектировать успешно, необходимо развивать две группы умений.
Первая группа обеспечивает теоретическое проектирование:
- анализ ситуации и определение противоречия, идентификация проблемы;
- разработка концепции решения педагогической проблемы;
-определение целей проектирования и прогнозирование конечного результата;
- выбор критериев;
- моделирование проекта;
- конструирование проекта;
- исследование условий (ресурсных возможностей);
- синтез знаний из разных областей наук;
- техническая подготовка (систематизация и схематизация материала);
- определение методов и средств в оптимальном их сочетании;
- планирование действий;
- составление документации по проекту и работа с ней.
Вторая группа умений:
- рациональная организация этапов проектной деятельности (самоорганизация и организация коллектива);
- создание и поддержка коллективного творчества;
- определение нестандартных решений презентации проектной деятельности;
- контроль и регулирование (собственной или совместной) проектной деятельности;
- корректировка проекта в соответствии с условиями;
- презентация готового продукта проектирования и рефлексия.
Таблица 3. Содержание методического руководства старшего воспитателя
по проектной деятельности
(по П.И. Третьякову, К.Ю. Белой)
Функции управления | Содержание методической работы старшего воспитателя |
1.Информационно - аналитическая | Формирует банк данных о профессиональных качествах педагогов, педагогическом опыте, новых исследованиях в педагогике. |
2. Мотивационно - целевая | Совместно с руководителем ДОУ и педагогами определяет цели и задачи метода проектов. Помогает педагогам в организации проектной деятельности. |
3.Планово- прогностическая | Прогнозирует развитие проектной деятельности. |
4. Организационно – исполнительская | Анализирует выполнение плана работы по проектной деятельности. Оказывает методическую помощь педагогам. Готовит и проводит заседания творческой группы: выявляет недостатки, упущения, демонстрирует положительные наработки в реализации проектов. Организует открытые занятия, мероприятия. Проводит педагогическое обследование детей, анкетирование педагогов, родителей. Оказывает педагогам помощь в осуществлении взаимодействия с социумом. |
5.Контрольно – диагностическая. | Осуществляет с заведующей ДОУ, творческой группой педагогов контроль за организацией и проведением проектов, оценивает положительное, недоработки проектной деятельности. |
6.Регулятивно – коррекционная (оперативно - функциональное регулирование) | Обеспечивает оперативную помощь педагогам в организации проектов, повышения компетентности педагогов по вопросам проведения проектной деятельности. |
Значение методического сопровождения проектной деятельности педагога заключается в многообразии функций, которое оно выполняет: консультационная, диагностическая, информационная, обучающая и другие. Содержанием методического сопровождения является оказание помощи и поддержки педагогического коллектива в проектной деятельности. Это можно осуществить через реализацию следующих шагов:
- диагностики сути проблемы;
- информационного поиска методов для ее решения;
- обсуждения вариантов решения проблемы и выбора наиболее целесообразного пути ее решения;
- оказания первичной помощи на этапе реализации плана решения.
В качестве способов и средств организации проектной деятельности могут
использоваться современные технологии обучения, в том числе информационно - коммуникационные, дистанционное обучение, игра, диалог и другие. Кроме того, к формам методического сопровождения педагогов относятся организация методической поддержки: консультирование, помощь в работе творческих групп, семинары, педагогические советы. Это направление носит в основном характер передачи информации, но формы здесь могут быть самыми разнообразными, которые можно разделить на:
- активные (дискуссии, деловые игры, тренинги и т.д.);
- пассивные (выступление на педсовете, анкетирование, конференции);
- ознакомление с печатной информацией (книги, учебные пособия);
- создание организационных (работа ресурсного кабинета или информационного центра) и методических (консультирование) условий для участия педагогов в разных мероприятиях;
- оказание методической поддержки для педагогов ведущих проектную деятельность;
- информационная поддержка участия педагогов в организационно- методических мероприятиях (конференции, мастер-классы, конкурсы
профессионального мастерства) по представлению своего опыта работы по проектной деятельности.
Организация методического сопровождения проектной деятельности
педагога - это управляемый, развивающий и развивающийся продолжительный процесс, результатом которого становится педагог высокого уровня компетентности и профессионализма.
Таким образом, методическое сопровождение заключается в планировании, организации проектной деятельности, учете объективных возможностей педагогов, уровня их профессиональной и методической компетентности, готовности осваивать, внедрять и разрабатывать проекты, обеспечении содержания, методов в решении поставленных задач, функционировании творческих групп и всего педагогического коллектива для достижения качества дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов по речевому развитию детей
Материал для старших воспитателей ДОУ....
«Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов по речевому развитию детей»
Да, речью и умением выражать свои мысли наделен только человек.И русский язык один из богатейших языков в мире. Богат он своей лексикой, средствами выразительности, самобытен и многогранен...
Организация и сопровождение проектной деятельности педагогов МБДОУ детский сад № 4
Организация и сопровождение проектной деятельности педагогов МБДОУ детский сад № 4. Материал для выступления на IV муниципальных педагогических чтениях....
Презентация к статье "Организация и сопровождение проектной деятельности педагогов МБДОУ детский сад №4
Презентация к статье "Организация и сопровождение проектной деятельности педагогов МБДОУ детский сад №4...
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
повышение профессиональной компетентности педагогов, обучение педагогов проектной деятельности...
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предъявляются принципиально новые требования к организации педагогического процесса ...
Круглый стол "МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ"
это повышение профессиональной компетентности педагогов, обучение педагогов проектной деятельности, внедрение в педагогический процесс ГБОУ Школа №1161 СП №6 технологии проекта...