Дополнительная программа "Робототехника"
рабочая программа по информатике на тему
Дополтительнаяч программа "Робототехника". Целью данной программы является формирование основных навыков робото-конструирования и знакомство детей с базовыми признаками программирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.36 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО Решением педагогического совета протокол №_____от _____________ | УТВЕРЖДЕНО приказом №_______ от ___________________ заведующей МАДОУ ЦРР – детского сада №4 В. А. Фоминой |
Дополнительная программа
«Робототехника»
для старшей группы
на 2014 – 2015 г.г.
Составитель: Ведерникова Е.А., воспитатель МАДОУ ЦРР - детского сада № 4 |
МАДОУ ЦРР – детский сад № 4
г. Зеленоградск
2014 год
II. Пояснительная записка
Введение ФГОС дошкольного образования предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:
· развивающего образования;
· научной обоснованности и практической применимости;
· соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
· единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
· интеграции образовательных областей;
· решения программных образовательных задач в совместной деятельности и самостоятельной деятельности взрослого и детей;
· учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.
Занятия LEGO конструированием, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в рабочей программе «Робототехника в детском саду» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Цель программы:
Формирование основных навыков робото-конструирования.
Задачи программы:
- Познавательная задача: развитие познавательного интереса к робототехнике и азам предметов информатика, физика.
- Образовательная задача: формирование умений и навыков конструирования, приобретения первого опыта при решении конструкторских задач по механике, знакомство и освоение программирования в компьютерной среде LEGO WeDO.
- Развивающая задача: развитие творческой активности, самостоятельности в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развитие внимания, оперативной памяти, воображения, мышления (логического, комбинаторного, творческого).
- Воспитывающая задача: воспитание ответственности, высокой культуры, дисциплины, коммуникативных способностей.
Ожидаемые результаты:
Для воспитанников:
- умение работать по предложенным инструкциям;
- умение творчески подходить к решению задачи;
- умение довести решение задачи до работающей модели;
- умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Для педагога:
- Повысить профессиональный рост педагога, его теоретический уровень;
- Внедрить современные формы и методы работы по интеллектуально-познавательному развитию воспитанников.
- Для родителей:
Активизация участия родителей в познавательном развитии ребенка.
Механизм реализации программы:
Основной образовательной единицей педагогического процесса является образовательная игровая ситуация, т.е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и организуется педагогом с целью решения определенных задач развития и воспитания с учетом возрастных особенностей и интересов детей. Планируя развивающую ситуацию, воспитатель согласовывает содержание разных разделов программы, добивается комплексности, взаимосвязи образовательных областей.
Lego – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широкая использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. Lego позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.
Используя конструктор Lego WeDo, дети строят Лего-модели, подключают их к Lego-коммутатору и управляют ими посредством компьютерных программ. В набор входят 158 элементов, включая USB Lego-коммутатор, мотор, датчик наклона и датчик расстояния, позволяющие сделать модель более маневренной и «умной».
Программное обеспечение конструктора Lego WeDo предназначено для создания программ путём перетаскивания Блоков из Палитры на Рабочее поле и их встраивания в цепочку программы.
Комплект включает 12 заданий, которые разбиты на четыре раздела, по три задания в каждом. В каждом разделе дети занимаются технологией, сборкой и программированием.
III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Старшая группа
Вид деятельности | Продолжительность | |
в месяц | в год | |
НОД (интеграция познавательное развитие) | 50 мин | 450 мин |
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- «Знакомство с набором Lego WeDo»
Цель: научить работать с электронными схемами набора.
Задачи:
- формирование умения работать по предложенным инструкциям.
Содержание:
- Знакомство с набором Lego WeDo: деталями, механизмами;
- Учиться пользованию электронной программой Lego WeDo: запуск программы, ориентации в программе.
Знания, умения, навыки детей:
- знать основные компоненты конструктора Lego WeDo;
- умение пользоваться программой Lego WeDo.
- «Знакомство с набором Lego WeDo»
Цель: знакомство с графическим программированием.
Задачи:
- формирование умения работать с электронной программой Lego WeDo.
Содержание:
- Закрепление знаний по использованию электронной программы Lego WeDo: запуск программы, ориентации в программе;
- Знакомство с компьютерной средой, включающей в себя графический язык программирования.
Знания, умения, навыки детей:
- знать основные компоненты конструктора Lego WeDo;
- умение пользоваться программой Lego WeDo.
- «Забавные механизмы»
Цель: формирование основных навыков робото-конструирования, знакомство с разделом физики - механикой.
Задачи:
- формирование умения работать по предложенным инструкциям;
- знакомство с начальными представлениями механики.
Содержание:
- На занятии «Танцующие птицы» воспитанники знакомятся с ременными передачами, экспериментируют со шкивами разных размеров, прямыми и перекрёстными ременными передачами;
- На занятии «Умная вертушка» дети исследуют влияние размеров зубчатых колёс на вращение волчка;
- Занятие «Обезьянка-барабанщица» посвящено изучению принципа действия рычагов.
Знания, умения, навыки детей:
- знать правила безопасной работы;
- знать основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
- знать конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
- знать компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
- знать виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- владеть основными приемами конструирования роботов;
- знать конструктивные особенности различных роботов;
- знать как использовать созданные программы;
- владеть приемами и опытом конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.).
4. «Звери»
Цель: формирование основных навыков робото-конструирования, формирования понимания, что система должна реагировать на свое окружение.
Задачи:
- формирование умения работать по предложенным инструкциям;
- знакомство с датчиками: наклона и расстояния и их программирование на определенные действия.
Содержание:
- На занятии «Голодный аллигатор» дети программируют аллигатора, чтобы он закрывал пасть, когда датчик расстояния обнаруживает в ней «пищу»;
- На занятии «Рычащий лев» воспитанники программируют льва, чтобы он сначала садился, затем ложился и рычал, учуяв косточку;
- На занятии «Порхающая птица» воспитанники создают программу, включающую звук хлопающих крыльев, когда датчик наклона обнаруживает, что хвост птицы поднят или опущен. Кроме того, программа включает звук птичьего щебета, когда птица наклоняется, и датчик расстояния обнаруживает приближение земли.
Знания, умения, навыки детей:
- знать правила безопасной работы;
- знать основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
- знать конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
- знать компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
- знать виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- владеть основными приемами конструирования роботов;
- знать конструктивные особенности различных роботов;
- знать как использовать созданные программы;
- владеть приемами и опытом конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.).
- «Футбол»
Цель: формирование основных навыков робото-конструирования, закрепление знаний в математике: число - больше, меньше, равно, измерение расстояния.
Задачи:
- формирование умения работать по предложенным инструкциям.
Содержание:
- На занятии «Нападающий» дети измеряют расстояние, на которое улетает бумажный мячик;
- На занятии «Вратарь» дети подсчитывают количество голов, промахов и отбитых мячей, создают программу автоматического ведения счета;
- На занятии «Ликующие болельщики» дети используют числа для оценки качественных показателей, чтобы определить наилучший результат в трёх различных категориях.
Знания, умения, навыки детей:
- знать правила безопасной работы;
- знать основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
- знать конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
- знать компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
- знать виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- владеть основными приемами конструирования роботов;
- знать конструктивные особенности различных роботов;
- знать как использовать созданные программы;
- владеть приемами и опытом конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.).
- «Приключения»
Цель: формирование основных навыков робото-конструирования, закрепление построения рассказа с драматургическим эффектом («развитие речи»).
Задачи:
- формирование умения работать по предложенным инструкциям.
Содержание:
- На занятии «Спасение самолёта» дети строят модель, программируют и обыгрывая модель осваивают важнейшие вопросы любого интервью: «Кто?, Что?, Где?, Почему?, Как?», и описывают приключения пилота – фигурки Макса;
- На занятии «Спасение от великана» воспитанники строят модель, программируют и обыгрывая модель исполняют диалоги за Машу и Макса, которые случайно разбудили спящего великана и убежали из леса;
- На занятии «Непотопляемый парусник» дети строят модель, программируют и обыгрывая модель последовательно описывают приключения попавшего в шторм Макса.
Знания, умения, навыки детей:
- знать правила безопасной работы;
- знать основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
- знать конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
- знать компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
- знать виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- владеть основными приемами конструирования роботов;
- знать конструктивные особенности различных роботов;
- знать как использовать созданные программы;
- владеть приемами и опытом конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.).
- «Закрепление знаний работы с наборами Lego WeDo»
Цель: подведение итогов навыков работы с набором Lego WeDo
Задача: закрепить приобретенные навыки работы с набором Lego WeDo: конструирование, графическое программирование.
Содержание:
- На занятии «Оркестр» закрепление следующих знаний: использование ременных передач, шкифов разных размеров, прямых и перекрёстных ременных передач, принципов действия рычагов, создание графических программ.
- На занятии «Зоопарк» закрепление следующих знаний: использование ременных передач, шкифов разных размеров, прямых и перекрёстных ременных передач, принципов действия рычагов, создание графических программ.
- На занятии «Спортивная олимпиада» закрепление следующих знаний: использование ременных передач, шкифов разных размеров, прямых и перекрёстных ременных передач, принципов действия рычагов, создание графических программ.
- На занятии «Приключения» закрепление следующих знаний: использование ременных передач, шкифов разных размеров, прямых и перекрёстных ременных передач, принципов действия рычагов, создание графических программ.
Знания, умения, навыки детей:
- знать правила безопасной работы;
- знать основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
- знать конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
- знать компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
- знать виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- владеть основными приемами конструирования роботов;
- знать конструктивные особенности различных роботов;
- знать как использовать созданные программы;
- владеть приемами и опытом конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.).
IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Старшая группа
Месяц | Тема, цель НОД |
Сентябрь | «Знакомство с набором Lego WeDo» Цель: научить работать с электронными схемами набора. |
«Знакомство с набором Lego WeDo» Цель: знакомство с графическим программированием. | |
Октябрь | «Танцующие птицы» Цель: знакомство с ременными передачами, экспериментируют со шкивами разных размеров, прямыми и перекрёстными ременными передачами. |
«Умная вертушка» Цель: исследование влияния размеров зубчатых колёс на вращение волчка. | |
Ноябрь | «Обезьянка-барабанщица»Цель: изучение принципа действия рычагов. |
«Голодный аллигатор» Цель: знакомство с азами графического языка программирования. | |
Декабрь | «Рычащий лев» Цель: знакомство с азами графического языка программирования. |
«Порхающая птица» Цель: знакомство с азами графического языка программирования; создание программ для двух датчиков. | |
Январь | «Нападающий» Цель: совершенствование знаний графического программирования. |
«Вратарь» Цель: совершенствование знаний графического программирования. | |
Февраль | «Ликующие болельщики» Цель: совершенствование знаний графического программирования. |
«Спасение самолёта» Цель: совершенствование знаний графического программирования. | |
Март | «Спасение от великана» Цель: совершенствование знаний графического программирования. |
«Непотопляемый парусник» Цель: совершенствование знаний графического программирования. | |
Апрель | «Оркестр» Цель: закрепление навыков робото-конструирования и графического программирования. |
«Зоопарк» Цель: закрепление навыков робото-конструирования и графического программирования. | |
Май | «Спортивная олимпиада» Цель: закрепление навыков робото-конструирования и графического программирования. |
«Приключения» Цель: закрепление навыков робото-конструирования и графического программирования. |
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Педагогическое образование родителей: проведение консультаций, семинаров, творческих мастерских, мастер-классов, оформление родительских уголков с целью удовлетворения образовательных интересов по определенным вопросам воспитания детей.
ЛИТЕРАТУРА
- «Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду» В. И. Логинова СПб
- Перворобот Lego WeDo [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – Lego Group, 2009. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/26/picture-488009-1414336423.jpg)
Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/27/picture-189660-1464379506.jpg)
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/24/picture-538262-1416854115.jpg)
Дополнительные услуги дополнительного образования для дошкольников
Сегодня образованность человека определяется не только специальными (предметными) знаниями, но его разносторонним развитием как личности, системе ценностей, способностей к активной социальной адаптаци...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/07/picture-635891-1728292848.jpg)
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/11/picture-685523-1444581479.jpg)
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...