Дополнительная программа "Робототехника"
рабочая программа по информатике на тему
Дополтительнаяч программа "Робототехника". Целью данной программы является формирование основных навыков робото-конструирования и знакомство детей с базовыми признаками программирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 38.36 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО Решением педагогического совета протокол №_____от _____________ | УТВЕРЖДЕНО приказом №_______ от ___________________ заведующей МАДОУ ЦРР – детского сада №4 В. А. Фоминой |
Дополнительная программа
«Робототехника»
для старшей группы
на 2014 – 2015 г.г.
Составитель: Ведерникова Е.А., воспитатель МАДОУ ЦРР - детского сада № 4 |
МАДОУ ЦРР – детский сад № 4
г. Зеленоградск
2014 год
II. Пояснительная записка
Введение ФГОС дошкольного образования предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:
· развивающего образования;
· научной обоснованности и практической применимости;
· соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
· единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
· интеграции образовательных областей;
· решения программных образовательных задач в совместной деятельности и самостоятельной деятельности взрослого и детей;
· учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.
Занятия LEGO конструированием, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в рабочей программе «Робототехника в детском саду» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Цель программы:
Формирование основных навыков робото-конструирования.
Задачи программы:
- Познавательная задача: развитие познавательного интереса к робототехнике и азам предметов информатика, физика.
- Образовательная задача: формирование умений и навыков конструирования, приобретения первого опыта при решении конструкторских задач по механике, знакомство и освоение программирования в компьютерной среде LEGO WeDO.
- Развивающая задача: развитие творческой активности, самостоятельности в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развитие внимания, оперативной памяти, воображения, мышления (логического, комбинаторного, творческого).
- Воспитывающая задача: воспитание ответственности, высокой культуры, дисциплины, коммуникативных способностей.
Ожидаемые результаты:
Для воспитанников:
- умение работать по предложенным инструкциям;
- умение творчески подходить к решению задачи;
- умение довести решение задачи до работающей модели;
- умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Для педагога:
- Повысить профессиональный рост педагога, его теоретический уровень;
- Внедрить современные формы и методы работы по интеллектуально-познавательному развитию воспитанников.
- Для родителей:
Активизация участия родителей в познавательном развитии ребенка.
Механизм реализации программы:
Основной образовательной единицей педагогического процесса является образовательная игровая ситуация, т.е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и организуется педагогом с целью решения определенных задач развития и воспитания с учетом возрастных особенностей и интересов детей. Планируя развивающую ситуацию, воспитатель согласовывает содержание разных разделов программы, добивается комплексности, взаимосвязи образовательных областей.
Lego – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широкая использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. Lego позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.
Используя конструктор Lego WeDo, дети строят Лего-модели, подключают их к Lego-коммутатору и управляют ими посредством компьютерных программ. В набор входят 158 элементов, включая USB Lego-коммутатор, мотор, датчик наклона и датчик расстояния, позволяющие сделать модель более маневренной и «умной».
Программное обеспечение конструктора Lego WeDo предназначено для создания программ путём перетаскивания Блоков из Палитры на Рабочее поле и их встраивания в цепочку программы.
Комплект включает 12 заданий, которые разбиты на четыре раздела, по три задания в каждом. В каждом разделе дети занимаются технологией, сборкой и программированием.
III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Старшая группа
Вид деятельности | Продолжительность | |
в месяц | в год | |
НОД (интеграция познавательное развитие) | 50 мин | 450 мин |
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- «Знакомство с набором Lego WeDo»
Цель: научить работать с электронными схемами набора.
Задачи:
- формирование умения работать по предложенным инструкциям.
Содержание:
- Знакомство с набором Lego WeDo: деталями, механизмами;
- Учиться пользованию электронной программой Lego WeDo: запуск программы, ориентации в программе.
Знания, умения, навыки детей:
- знать основные компоненты конструктора Lego WeDo;
- умение пользоваться программой Lego WeDo.
- «Знакомство с набором Lego WeDo»
Цель: знакомство с графическим программированием.
Задачи:
- формирование умения работать с электронной программой Lego WeDo.
Содержание:
- Закрепление знаний по использованию электронной программы Lego WeDo: запуск программы, ориентации в программе;
- Знакомство с компьютерной средой, включающей в себя графический язык программирования.
Знания, умения, навыки детей:
- знать основные компоненты конструктора Lego WeDo;
- умение пользоваться программой Lego WeDo.
- «Забавные механизмы»
Цель: формирование основных навыков робото-конструирования, знакомство с разделом физики - механикой.
Задачи:
- формирование умения работать по предложенным инструкциям;
- знакомство с начальными представлениями механики.
Содержание:
- На занятии «Танцующие птицы» воспитанники знакомятся с ременными передачами, экспериментируют со шкивами разных размеров, прямыми и перекрёстными ременными передачами;
- На занятии «Умная вертушка» дети исследуют влияние размеров зубчатых колёс на вращение волчка;
- Занятие «Обезьянка-барабанщица» посвящено изучению принципа действия рычагов.
Знания, умения, навыки детей:
- знать правила безопасной работы;
- знать основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
- знать конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
- знать компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
- знать виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- владеть основными приемами конструирования роботов;
- знать конструктивные особенности различных роботов;
- знать как использовать созданные программы;
- владеть приемами и опытом конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.).
4. «Звери»
Цель: формирование основных навыков робото-конструирования, формирования понимания, что система должна реагировать на свое окружение.
Задачи:
- формирование умения работать по предложенным инструкциям;
- знакомство с датчиками: наклона и расстояния и их программирование на определенные действия.
Содержание:
- На занятии «Голодный аллигатор» дети программируют аллигатора, чтобы он закрывал пасть, когда датчик расстояния обнаруживает в ней «пищу»;
- На занятии «Рычащий лев» воспитанники программируют льва, чтобы он сначала садился, затем ложился и рычал, учуяв косточку;
- На занятии «Порхающая птица» воспитанники создают программу, включающую звук хлопающих крыльев, когда датчик наклона обнаруживает, что хвост птицы поднят или опущен. Кроме того, программа включает звук птичьего щебета, когда птица наклоняется, и датчик расстояния обнаруживает приближение земли.
Знания, умения, навыки детей:
- знать правила безопасной работы;
- знать основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
- знать конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
- знать компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
- знать виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- владеть основными приемами конструирования роботов;
- знать конструктивные особенности различных роботов;
- знать как использовать созданные программы;
- владеть приемами и опытом конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.).
- «Футбол»
Цель: формирование основных навыков робото-конструирования, закрепление знаний в математике: число - больше, меньше, равно, измерение расстояния.
Задачи:
- формирование умения работать по предложенным инструкциям.
Содержание:
- На занятии «Нападающий» дети измеряют расстояние, на которое улетает бумажный мячик;
- На занятии «Вратарь» дети подсчитывают количество голов, промахов и отбитых мячей, создают программу автоматического ведения счета;
- На занятии «Ликующие болельщики» дети используют числа для оценки качественных показателей, чтобы определить наилучший результат в трёх различных категориях.
Знания, умения, навыки детей:
- знать правила безопасной работы;
- знать основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
- знать конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
- знать компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
- знать виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- владеть основными приемами конструирования роботов;
- знать конструктивные особенности различных роботов;
- знать как использовать созданные программы;
- владеть приемами и опытом конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.).
- «Приключения»
Цель: формирование основных навыков робото-конструирования, закрепление построения рассказа с драматургическим эффектом («развитие речи»).
Задачи:
- формирование умения работать по предложенным инструкциям.
Содержание:
- На занятии «Спасение самолёта» дети строят модель, программируют и обыгрывая модель осваивают важнейшие вопросы любого интервью: «Кто?, Что?, Где?, Почему?, Как?», и описывают приключения пилота – фигурки Макса;
- На занятии «Спасение от великана» воспитанники строят модель, программируют и обыгрывая модель исполняют диалоги за Машу и Макса, которые случайно разбудили спящего великана и убежали из леса;
- На занятии «Непотопляемый парусник» дети строят модель, программируют и обыгрывая модель последовательно описывают приключения попавшего в шторм Макса.
Знания, умения, навыки детей:
- знать правила безопасной работы;
- знать основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
- знать конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
- знать компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
- знать виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- владеть основными приемами конструирования роботов;
- знать конструктивные особенности различных роботов;
- знать как использовать созданные программы;
- владеть приемами и опытом конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.).
- «Закрепление знаний работы с наборами Lego WeDo»
Цель: подведение итогов навыков работы с набором Lego WeDo
Задача: закрепить приобретенные навыки работы с набором Lego WeDo: конструирование, графическое программирование.
Содержание:
- На занятии «Оркестр» закрепление следующих знаний: использование ременных передач, шкифов разных размеров, прямых и перекрёстных ременных передач, принципов действия рычагов, создание графических программ.
- На занятии «Зоопарк» закрепление следующих знаний: использование ременных передач, шкифов разных размеров, прямых и перекрёстных ременных передач, принципов действия рычагов, создание графических программ.
- На занятии «Спортивная олимпиада» закрепление следующих знаний: использование ременных передач, шкифов разных размеров, прямых и перекрёстных ременных передач, принципов действия рычагов, создание графических программ.
- На занятии «Приключения» закрепление следующих знаний: использование ременных передач, шкифов разных размеров, прямых и перекрёстных ременных передач, принципов действия рычагов, создание графических программ.
Знания, умения, навыки детей:
- знать правила безопасной работы;
- знать основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
- знать конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
- знать компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
- знать виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- владеть основными приемами конструирования роботов;
- знать конструктивные особенности различных роботов;
- знать как использовать созданные программы;
- владеть приемами и опытом конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.).
IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Старшая группа
Месяц | Тема, цель НОД |
Сентябрь | «Знакомство с набором Lego WeDo» Цель: научить работать с электронными схемами набора. |
«Знакомство с набором Lego WeDo» Цель: знакомство с графическим программированием. | |
Октябрь | «Танцующие птицы» Цель: знакомство с ременными передачами, экспериментируют со шкивами разных размеров, прямыми и перекрёстными ременными передачами. |
«Умная вертушка» Цель: исследование влияния размеров зубчатых колёс на вращение волчка. | |
Ноябрь | «Обезьянка-барабанщица»Цель: изучение принципа действия рычагов. |
«Голодный аллигатор» Цель: знакомство с азами графического языка программирования. | |
Декабрь | «Рычащий лев» Цель: знакомство с азами графического языка программирования. |
«Порхающая птица» Цель: знакомство с азами графического языка программирования; создание программ для двух датчиков. | |
Январь | «Нападающий» Цель: совершенствование знаний графического программирования. |
«Вратарь» Цель: совершенствование знаний графического программирования. | |
Февраль | «Ликующие болельщики» Цель: совершенствование знаний графического программирования. |
«Спасение самолёта» Цель: совершенствование знаний графического программирования. | |
Март | «Спасение от великана» Цель: совершенствование знаний графического программирования. |
«Непотопляемый парусник» Цель: совершенствование знаний графического программирования. | |
Апрель | «Оркестр» Цель: закрепление навыков робото-конструирования и графического программирования. |
«Зоопарк» Цель: закрепление навыков робото-конструирования и графического программирования. | |
Май | «Спортивная олимпиада» Цель: закрепление навыков робото-конструирования и графического программирования. |
«Приключения» Цель: закрепление навыков робото-конструирования и графического программирования. |
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Педагогическое образование родителей: проведение консультаций, семинаров, творческих мастерских, мастер-классов, оформление родительских уголков с целью удовлетворения образовательных интересов по определенным вопросам воспитания детей.
ЛИТЕРАТУРА
- «Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду» В. И. Логинова СПб
- Перворобот Lego WeDo [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – Lego Group, 2009. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Дополнительные услуги дополнительного образования для дошкольников
Сегодня образованность человека определяется не только специальными (предметными) знаниями, но его разносторонним развитием как личности, системе ценностей, способностей к активной социальной адаптаци...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...