Литературные произведения для развития связной речи у дошкольников по теме:"Животные жарких стран".
методическая разработка по художественной литературе
Литературные произведения для развития связной речи дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Животные жарких стран»
«Как слон спас хозяина» (Б.Житков)
У индусов есть ручные слоны. Один индус пошёл со слоном в лес по дрова.
Лес был глухой и дикий. Слон протаптывал хозяину дорогу и помогал валить деревья, а хозяин грузил их на слона.
Вдруг слон перестал слушаться хозяина, стал оглядываться, трясти ушами, а потом поднял хобот и заревел.
Хозяин тоже оглянулся, но ничего не заметил.
Он стал сердиться на слона и бить его по ушам веткой.
А слон загнул хобот крючком, чтоб поднять хозяина на спину. Хозяин подумал: «Сяду ему на шею — так мне ещё удобней будет им править».
Он уселся на слоне и стал веткой хлестать слона по ушам. А слон пятился, топтался и вертел хоботом. Потом замер и насторожился.
Хозяин поднял ветку, чтоб со всей силы ударить слона, но вдруг из кустов выскочил огромный тигр. Он хотел напасть на слона сзади и вскочить на спину.
Но он попал лапами на дрова, дрова посыпались. Тигр хотел прыгнуть другой раз, но слон уже повернулся, схватил хоботом тигра поперёк живота, сдавил как толстым канатом. Тигр раскрыл рот, высунул язык и мотал лапами.
А слон уж поднял его вверх, потом шмякнул оземь и стал топтать ногами.
А ноги у слона — как столбы. И слон растоптал тигра в лепёшку. Когда хозяин опомнился от страха, он сказал:
— Какой я дурак, что бил слона! А он мне жизнь спас.
Хозяин достал из сумки хлеб, что приготовил для себя, и весь отдал слону.
«Лев и собачка» Л.Н.Толстой
В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.
Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.
Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её.
Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.
Лев тронул её лапой и перевернул.
Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.
Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её.
Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.
Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.
С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.
Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал.
Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.
Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.
Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.
Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.
Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал её на куски. Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней.
На шестой день лев умер.
Раздел | Программное содержание и задачи | ||||||
Моторная сфера |
Обезьянки-кривляки (веселая обезьянка, сердитая, у которой отобрали банан, обезьянка-плакса, удивленная, спокойная, серьезная), сердитый тигр, испуганная газель..
Упражнения для мышц шеи «Жираф-великан достает ветки высокого дерева». Поднять голову вверх (шея напряжена). Опустить голову вниз (расслабление). Шея жирафа длинна и гибка, ветки жираф достает свысока. Н. Стожков «Слон машет хоботом». Повороты головы в стороны. При повороте — вдох носом. При возвращении в исходное положение — выдох ртом. Упражнение для челюсти «Бегемот». Широко открыть рот, язык опустить на дно ротовой полости. Упражнения для губ и щек «Обезьянки». Банан за щекой у обезьянки. Надувать по очереди правую и левую щеки. Разговор обезьян. Поднимать вытянутые губы к носу, опускать их вниз, затем произносить звукосочетания: «Ух-ух-ух-ух, ох-ох-ох-ох». Упражнение для языка «Жираф жует листочки». Покусывать язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя. «Обезьянка». Рот открыт, губы в улыбке. «Широкий» язык вставить между верхней губой и зубами, затем между нижней губой и зубами. «Обезьянки качаются на лианах». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижнюю десну, а задняя часть языка то поднимается вверх, касаясь мягкого нёба и отчасти твердого нёба, то опускается вниз. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась. «Сигнал опасности у обезьянок». Щелкать языком, изменяя форму рта. Издавать высокие и низкие звуки — щелчки, обращая внимание на изменения высоты звука.
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
«Слон» В зоопарке ходит слон, «Лев» Лев – отважный царь зверей, (Сгибаем ноги в коленях, наклоняемся к земле, ставим ладошки на пол и неторопливо ходим в таком положении – изображаем грациозного льва) Всех на свете он храбрей. (Поднимаемся на ноги. Разводим вытянутые руки в стороны параллельно полу, сжимаем сильно кулаки и поочерёдно одной и другой рукой сгибаем руки в локтях – показываем, какие у льва сильные «лапы». Лев гордится пышной гривой. (Встаём на ноги. Делаем вытянутыми руками круг над головой прижав наверху друг к другу ладошки, и в таком положении поворачиваем туловище вправо и влево – показываем всем «пышную гриву») До чего же он красивый! (Гордо улыбаемся) | ||||||
Лексика | существительные: лев, слон, жираф, зебра, носорог, крокодил, газель, антилопа, леопард, верблюд, черепаха, бегемот, обезьяна, гепард, пустыня, охота, джунгли, саванна, Африка, Австралия, кенгуру, коала, утконос, попугай, варан; прилагательные: полосатый, хищный, гордый, сильный, трусливый, хитрый, маленький, крупный, слабый, белый, полосатый, свирепый, пятнистый, быстроногий, медлительный, неуклюжий, пятнистый, сумчатый, выносливый, травоядный, всеядный; глаголы: охотиться, прятаться, скрываться, жить, прыгать, лазать, бегать, убегать, догонять, пастись, опасаться, защищаться, нападать, подкрадываться, рычать, грызть; наречия: быстро, жарко, солнечно; антонимы: проворный - неповоротливый, быстрый – медлительный, колючий – пушистый. По произведению «Как слон спас хозяина» Б.Житкова: индус, дрова, канат, поперёк живота, ручные, глухой и дикий (лес), протаптывал, валить, хлестать, насторожился, оглядываться, заревел, попятился, шмякнул оземь (упал на землю), опомнился. По произведению «Лев и собачка» Л.Толстого: собачка, лев, хозяин, барин (богатый человек), зверинец, засовы (большие дверные задвижки), собственная, доверчивая, ощетинился, бился, метался. | ||||||
Грамматический строй речи | 1. Образование существительных мн.ч. в разных падежах. Р.п. ед. и мн.ч. В Африке много жирафов, львов. Т.п. ед. и мн.ч. Буду наблюдать за крокодилами. 2. Образование множественного числа существительных. Упражнение «Один-несколько» Слон-слоны, тигр-тигры, хвост-хвосты, хобот-хоботы и т.д. Собака-собаки, лев-львы, лапа-лапы, хвост-хвосты, клетка-клетки и т.д. 3. Согласование числит. с существительных в роде, числе и падеже. Один страусенок… 4. Образование притяжательных прилагательных: «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» (крокодилий хвост, львиная морда, слоновий хобот). 5. Образование сравнительной степени прилагательных. Леопард бегает быстро, а гепард еще быстрее. 6. Образование сложных слов. Жираф – длинношеий, бегемот – толстомордый. 7. Образование существительных с суффиксом –ищ. Усищи. 8. Подбор глаголов к существительному. Упражнение «Добавь словечко»: слон (что сделал?) когда почувствовал опасность: перестал слушаться, стал оглядываться, трясти ушами, поднял хобот и заревел. Хозяин (что сделал?) оглянулся, но ничего не заметил, стал сердиться и бить. Тигр (что делал?) выскочил, хотел напасть, прыгнул, вскочил, раскрыл рот, высунул язык и мотал лапами. 9. Подбор признака к предмету. Упражнение «Какой? Какая?»: Лев – большой, красивый, смелый, сильный, хищный, грациозный, верный. Собачка - маленькая, добрая, трусливая, игривая, веселая, беззащитная, доверчивая. 10. Словообразование. Упражнение «Назови ласково»: Собака-собачка, хвост-хвостик, лапа-лапка, голова-головка и т.д. | ||||||
Связная речь | «Как слон спас хозяина» Б.Житков Пересказ с использованием пиктограмм Составление рассказа-сравнения «Слон и тигр» «Лев и собачка»Л.Толстой Составление рассказа по серии сюжетных картин Творческое рассказывание: придумывание другого конца рассказа (позитивного). | ||||||
Взаимодействие с педагогом-психологом | Коммуникативные навыки: Коммуникативная игра «Определи эмоцию» Цель: развитие коммуникативных навыков, эмоциональной сферы. На ковре разложены карточки с разными эмоциями, качествами (заранее проговариваем их все). Все вместе обсуждаем и выбираем те карточки, на которых изображены эмоции и качества, которые испытывали герои рассказа (слон, его хозяин, тигр). Нужно выбрать карточку, назвать эмоцию или качество, и сказать, у какого героя и в какой момент это проявилось: Хозяин – злость, недовольство, благодарность Слон – тревога, злость, храбрость Тигр – злость, страх Игра «Охота на тигров» Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр). Описание игры: дети встают в круг, водящий отворачивается к стене, громко считает до 10. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка. Развитие психологической базы речи: Игра «Волшебный мешочек: накорми слона» Цель: развитие сенсорных ощущений, тактильной чувствительности. Что едят слоны? Разные фрукты, овощи. Хобот его очень чувствительный, хорошо умеет ощущать разные предметы. Сейчас ваши руки превратятся в хоботы слонов. Опускаем руку в мешочек, закрывает глазки и хорошо ощупываем, попавшийся предмет. Чем вы накормите слона? (в мешочке лежат муляжи или миниатюры фруктов и овощей). Развитие эмоционально-волевой сферы: Психогимнастика «Слон» Цель: снятие эмоционального напряжения, вымещение накопленной агрессии. Поставить устойчиво ноги, представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять, потом с силой опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы о пол. Психогимнастика «Лев» Цель: развитие экспрессивного поведения, снятие эмоционального напряжения. Можно под музыкальное сопровождение. Представьте, что вы красивые, могущественные, львы. Лев – царь зверей. Он идет величественно, голова гордо поднята вверх, он мягко переставляет свои лапы, смотри на все с высока, он очень гордый и уверенный. Лев потягивается, лев готовится к прыжку, прыгает, снова выпрямляется и гордо идет. | ||||||
Взаимодействие с воспитателем | Знакомство с творчеством Б.Житкова и Л.Толстого. Чтение «Как слон спас хозяина» Б.Житков и «Лев и собачка» Л.Толстой. Обсуждение прочитанного. Собери разрезную картинку «Животные жарких стран». Дидактическая игра «Разложи по порядку». Рисование слона ладошкой -продолжать знакомить детей с техникой печатания ладошкой и прорисовкой мелких деталей изображения. Объёмная аппликация в технике оригами «Тигрёнок». Игра «Измени голос» (игра на изменение голоса). Воспитатель надевает маски животных жарких стран детям и проговаривает особенности характера, повадок, голоса данного животного. Дети изображают. Дидактическая игра «Найди тень» (персонажи произведения). Обрывная аппликация «Животное жарких стран. Лев». Сюжетно – ролевая игра: «В зоопарке» - способствовать обогащению сюжета игры через литературное произведение «Лев и собачка» Л. Толстого, расширение представлений детей о животных жарких стран; содействовать возникновению у детей желания самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители. Создание книжки-малышки в картинках «Животные жарких стран» -закрепление полученных представлений. Подвижная игра «Мы охотимся на льва» Цель: развитие произвольности, снятие эмоционального напряжения. Выполняем действия и провариваем слова: Мы охотимся на льва (стоя в кругу, шагаем) Не боимся мы его (указательным пальцем из стороны в сторону) У нас длинное ружье (показываем руками ружье) И подзорная труба. (показываем руками подзорную трубу) Идет по полю –топ, топ, топ (топаем ногами) Плывем по морю – буль, буль, буль (изображаем плавание) Идет по болоту – чав, чав,чав (широко расставляем ноги и переваливаемся) И по тропинке – шур, шур, шур (трем ладошки друг о друга) Видим, на полянке лев, он спит. (прикладываем палец к губам) Подойдем к нему тихо. (тихо подходим к центру круг) Ой, он проснулся! Бежим по тропинке – шур, шур, шур (трем ладошки друг о друга) Бежим по болоту – чав, чав,чав (широко расставляем ноги и переваливаемся) Плывем по морю – буль, буль, буль (изображаем плавание) Бежим по полю – топ, топ, топ (топаем ногами) Пришли домой, открыли дверь, зашли, закрыли (изображаем действия) Сидим, боимся, страшно! (напрягаем все тело) Устали бояться! (расслабились). | ||||||
Взаимодействие с музыкальным руководителем | Слушание «Бегемотик Вова» муз. и сл. Ю. Харченко «Песенка о жирафе» муз. Ю. Чичков, сл. Ю.Энтин, исп. О. Касьянов и Большой Детский Хор Пение, игра на детских музыкальных инструментах «Крокодил» муз. и сл. Е. и С. Железновы #1078;елезнова%20крокодил Пение «Лимпопо» муз.и сл. Е. и С. Железновы(пение ).#1078;елезновы-лимпопо Музыкальная игра «Удивительный слон» муз. В. Махлянкин, сл. И. Мазнин Логоритмическое упражнение «У жирафов» муз.и сл. Е. и С. Железновы #1078;елезновы+у+жирафа/ | ||||||
Взаимодействие с родителями | Домашнее чтение произведений «Как слон спас хозяина от тигра» Б.Житкова и «Лев и собачка» Л.Толстого. Беседа о прочитанном. Рекомендации: экскурсия в зоопарк, изучать особенности образа жизни, внешнего вида и др. животных жарких стран в энциклопедиях и видео. Папка-передвижка «О каких животных жарких стран должны знать дети». Оформление информационного стенда по лексической теме. | ||||||
Цифровые образовательные ресурсы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/27/picture-1514400-1709042653.jpg)
Литературные произведения для развития связной речи у дошкольников по теме:"Правила дорожного движения".
Учебный материал предназначен для формирования читательской грамотности у старших дошкольников посредством художественной литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/27/picture-1514400-1709042653.jpg)
Литературные произведения для развития связной речи у дошкольников по теме:"День Победы".
Учебный материал предназначен для формирования читательской грамотности у старших дошкольников посредством художественной литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/27/picture-1514400-1709042653.jpg)
Литературные произведения для развития связной речи у дошкольников по теме:"Овощи.Огород".
Литературные произведения для разития связной речи у дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/27/picture-1514400-1709042653.jpg)
Литературные произведения для развития связной речи у дошкольников по теме:"Фрукты".
Литературные произведения по развитию речи для детей с ОВЗ в старшей и подготовительной группе по теме "Фрукты"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/27/picture-1514400-1709042653.jpg)
Литературные произведения для развития связной речи у дошкольников по теме:"Зима".
Материал для работы по развитию связной речи у дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/27/picture-1514400-1709042653.jpg)
Литературные произведения для развития связной речи у дошкольников по теме:"Домашние животные".
Рассказы детям о домашних животных...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/27/picture-1514400-1709042653.jpg)
Литературные произведения для развития связной речи у дошкольников по теме:"Животные холодных стран".
Литературные произведения для развития связной речи у дошкольников...