Конспект занятия по «Чтению художественной литературы» в старшей группе «Чтение рассказа Н. Н. Носова «Живая шляпа»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Рахматулина Альбина Куандыковна

Конспект занятия по «Чтению художественной литературы»  в старшей группе «Чтение рассказа Н. Н. Носова «Живая шляпа» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_chhl.odt27.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по «Чтению художественной литературы»

 в старшей группе (5-6 лет)

Тема: «Чтение рассказа Н. Н. Носова «Живая шляпа» 

Доминирующая образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Деятельность детей: восприятие художественной литературы, игровая, коммуникативная, двигательная

Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Н. Носова. 

Программное содержание: Учить детей понимать юмор ситуации; уточнить представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров; учить анализировать характер и поступки героев; развивать умение сравнивать и обобщать, делать выводы; воспитывать нравственные качества личности

Предварительная работа: чтение рассказов Н. Носова, знакомство с биографией Н. Носова, рассматривание иллюстраций к рассказам.

Материалы и оборудование: портрет Н. Носова, иллюстрации к рассказу.

Планируемые результаты: знакомы с рассказом Н. Носова «Живая шляпа», выражают положительные эмоции (удивление, радость, интерес) при прочтении рассказа.

Структура занятия

I

Вводная часть

Организационный момент

1 мин

II

Основная часть

22 мин

1

Чтение рассказа

Н. Носова «Живая шляпа»

4 мин

2

Беседа

6 мин

3

Физкультминутка

2 мин

4

Знакомство с новыми словами

Кочерга, комод.

3 мин

5

Инсценировка сценки из рассказа

3 мин

6

Работа над текстом

4 мин

III

Заключительная часть

Итог

2 мин

Длительность 25 минут

  1. Ход занятия

I. Вводная часть

Воспитатель: 

В круг скорее становитесь, 

Крепко за руки беритесь, 

Улыбаться нам не лень, 

Дружно скажем: «Добрый день!» 

II. Основная часть

1. Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа».

Воспитатель: Ребята сегодня я хочу вам показать портрет талантливого детского писателя Николая Николаевича Носова. Вы уже хорошо знаете, что такое сказка, стихотворение, умеете их различать. А сегодня на занятии я прочту вам рассказ. Вспомните, чем отличается рассказ от сказки. В рассказе говорится о том, что случилось в жизни или могло случиться. В рассказе нет чудес и сказочных выражений.

- Понравился рассказ?

2. Беседа

- На самом ли деле шляпа из рассказа Носова была живая?

- Определите место действия.

- Назовите героев рассказа.

- Кто из них главный? Почему?

- Почему мальчики подумали, что шляпа живая?

- Какие чувства испытывали мальчики при виде «живой» шляпы?

-Расскажите, как мальчики испугались.

- Как узнали мальчики секрет шляпы?

- Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю?

- Почему Володя собрался уходить?

- Что его остановило?

- Какое оружие мальчики выбрали для борьбы со шляпой?

- Кому пришла в голову идея бросаться картошкой? Почему?

- Оцените поведение мальчиков. Какие они?

- Объясните, почему Вадик ласкает и обнимает кота Ваську.

- Как же мальчики относятся к животным?

- Какими мы их видим в конце рассказа?

- Смешная это история или печальная?

- А как бы вы поступили на месте мальчиков?

- Рассказ называется «Живая шляпа». Как, по другому можно назвать этот рассказ?

3. Физкультминутка.

 Раз – два – три – четыре – пять (руки согнули в локтях, поставили на стол и под счет загибаем пальцы)

Начинаем мы играть! (вращательные движения кулачками)

Все глаза свои закрыли (закрывают глаза руками)

И головки опустили, (опускают голову)

А когда откроем глазки (поднять голову, отвести руки)

Попадѐм в рассказы, сказки, (поднимают вверх руки)

Сказка даст нам отдохнуть (махи руками)

Отдохнем - и снова в путь! (отпускаем руки)

4. Знакомство с новыми словами.

- Какие непонятные слова встретились в тексте?

Дети: - Комод, кочерга.

(Картинки с изображением комода, кочерги)

Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья или мелких вещей.

Кочерга - приспособление для перемешивания топлива в печи, толстый железный прут с прямо загнутым концом.

-Н. Носов замечательный детский писатель, он так хорошо понимал детей, и так точно и красочно описывал их чувства в разных жизненных ситуациях, что мы с вами легко могли представить их в своем воображении. Эти чувства, которые Вадик и Вовка испытывали в течение всего рассказа называются эмоции.

- Что почувствовали Вова и Вадик, когда шляпа поползла? (страх)

-Покажите, как они испугались?

5. Инсценировка сценки из рассказа

(Дети инсценируют сценку из рассказа)

1 ребенок: -Ай-ай-ай!

2 ребенок: -Чего ты?

1 ребенок: -Она жи - и - живая!

2 ребенок: -Кто живая?

1 ребенок: -Шля - шля -па!

2 ребенок: -Что ты! Разве шляпы бывают живые?

1 ребенок: -По-по-посмотри сам!

Воспитатель: Какое чувство возникло у ребят, когда они обнаружили под шляпой кота.? (удивление).

-Давайте все вместе покажем удивление.

- Какое чувство пришло на смену удивлению? (радость)

-Покажите радость, подходите к котёнку.

(дети подходят, берут котёнка на руки и радуются)

Воспитатель: Молодцы, ребята.

6. Работа над текстом

Воспитатель: А теперь подходите к этому столу. Смотрите здесь лежат картинки из рассказа "Живая шляпа"

Воспитатель: В каждом произведении обязательно есть 3 части – начало, середина и конец. Надо разделить эти картинки на три части. Вспомните, как начинается рассказ «Живая шляпа». Какое название можно придумать для первой части?

-О чём говорится во второй части? Какое название можно придумать для второй  части?

- Чем закончилась история про мальчиков и котёнка? Какое название можно дать для третьей части рассказа?

(Дети выполняют работу и называют части рассказа, как они придумали)

Воспитатель: Молодцы. Как вы думаете, а что могло бы произойти с ребятами если бы под шляпой оказался не кот Васька. Придумайте дома свою историю. А на следующем занятии мы послушаем, что у вас получилось.

III. Заключительная часть

- С каким рассказом сегодня познакомились?

- Вам понравился рассказ?

- Кто запомнил фамилию автора?

- Ребята, как вы думаете, это история придуманная или могла быть на самом деле? ( ответы детей)

-Попадали ли вы в такую же ситуацию, описанную в рассказе?

- Молодцы! Вы были очень внимательными, когда я вам читала рассказ, поэтому все запомнили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного НОД по ознакомлению с окружающем и по чтению художественной литературы в старшей группе на тему: «Мой Татарстан»

Цель:·         Познакомить детей с географической картой и государственной символикой Республики Татарстан (государственный флаг, герб, гимн).·...

Конспект ОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Чтение Н.Н.Носова "Живая шляпа"

Конспект ОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Чтение Н.Н.Носова "Живая шляпа"...

Конспект занятия по «Чтению художественной литературы» в старшей группе «Чтение английской сказки «Три поросёнка» в обработке С. Михалкова. Анализ фразеологизмов, пословиц».

Конспект занятия по «Чтению художественной литературы»  в старшей группе «Чтение английской сказки «Три поросёнка» в обработке С. Михалкова. Анализ фразеологизмов, п...