Конспект занятия по «Чтению художественной литературы» в старшей группе «Чтение рассказа Н. Н. Носова «Живая шляпа»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Конспект занятия по «Чтению художественной литературы» в старшей группе «Чтение рассказа Н. Н. Носова «Живая шляпа»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_chhl.odt | 27.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по «Чтению художественной литературы»
в старшей группе (5-6 лет)
Тема: «Чтение рассказа Н. Н. Носова «Живая шляпа»
Доминирующая образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Деятельность детей: восприятие художественной литературы, игровая, коммуникативная, двигательная
Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Н. Носова.
Программное содержание: Учить детей понимать юмор ситуации; уточнить представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров; учить анализировать характер и поступки героев; развивать умение сравнивать и обобщать, делать выводы; воспитывать нравственные качества личности
Предварительная работа: чтение рассказов Н. Носова, знакомство с биографией Н. Носова, рассматривание иллюстраций к рассказам.
Материалы и оборудование: портрет Н. Носова, иллюстрации к рассказу.
Планируемые результаты: знакомы с рассказом Н. Носова «Живая шляпа», выражают положительные эмоции (удивление, радость, интерес) при прочтении рассказа.
Структура занятия
I | Вводная часть | Организационный момент | 1 мин |
II | Основная часть | 22 мин | |
1 | Чтение рассказа | Н. Носова «Живая шляпа» | 4 мин |
2 | Беседа | 6 мин | |
3 | Физкультминутка | 2 мин | |
4 | Знакомство с новыми словами | Кочерга, комод. | 3 мин |
5 | Инсценировка сценки из рассказа | 3 мин | |
6 | Работа над текстом | 4 мин | |
III | Заключительная часть | Итог | 2 мин |
Длительность 25 минут
Ход занятия
I. Вводная часть
Воспитатель:
В круг скорее становитесь,
Крепко за руки беритесь,
Улыбаться нам не лень,
Дружно скажем: «Добрый день!»
II. Основная часть
1. Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа».
Воспитатель: Ребята сегодня я хочу вам показать портрет талантливого детского писателя Николая Николаевича Носова. Вы уже хорошо знаете, что такое сказка, стихотворение, умеете их различать. А сегодня на занятии я прочту вам рассказ. Вспомните, чем отличается рассказ от сказки. В рассказе говорится о том, что случилось в жизни или могло случиться. В рассказе нет чудес и сказочных выражений.
- Понравился рассказ?
2. Беседа
- На самом ли деле шляпа из рассказа Носова была живая?
- Определите место действия.
- Назовите героев рассказа.
- Кто из них главный? Почему?
- Почему мальчики подумали, что шляпа живая?
- Какие чувства испытывали мальчики при виде «живой» шляпы?
-Расскажите, как мальчики испугались.
- Как узнали мальчики секрет шляпы?
- Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю?
- Почему Володя собрался уходить?
- Что его остановило?
- Какое оружие мальчики выбрали для борьбы со шляпой?
- Кому пришла в голову идея бросаться картошкой? Почему?
- Оцените поведение мальчиков. Какие они?
- Объясните, почему Вадик ласкает и обнимает кота Ваську.
- Как же мальчики относятся к животным?
- Какими мы их видим в конце рассказа?
- Смешная это история или печальная?
- А как бы вы поступили на месте мальчиков?
- Рассказ называется «Живая шляпа». Как, по другому можно назвать этот рассказ?
3. Физкультминутка.
Раз – два – три – четыре – пять (руки согнули в локтях, поставили на стол и под счет загибаем пальцы)
Начинаем мы играть! (вращательные движения кулачками)
Все глаза свои закрыли (закрывают глаза руками)
И головки опустили, (опускают голову)
А когда откроем глазки (поднять голову, отвести руки)
Попадѐм в рассказы, сказки, (поднимают вверх руки)
Сказка даст нам отдохнуть (махи руками)
Отдохнем - и снова в путь! (отпускаем руки)
4. Знакомство с новыми словами.
- Какие непонятные слова встретились в тексте?
Дети: - Комод, кочерга.
(Картинки с изображением комода, кочерги)
Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья или мелких вещей.
Кочерга - приспособление для перемешивания топлива в печи, толстый железный прут с прямо загнутым концом.
-Н. Носов замечательный детский писатель, он так хорошо понимал детей, и так точно и красочно описывал их чувства в разных жизненных ситуациях, что мы с вами легко могли представить их в своем воображении. Эти чувства, которые Вадик и Вовка испытывали в течение всего рассказа называются эмоции.
- Что почувствовали Вова и Вадик, когда шляпа поползла? (страх)
-Покажите, как они испугались?
5. Инсценировка сценки из рассказа
(Дети инсценируют сценку из рассказа)
1 ребенок: -Ай-ай-ай!
2 ребенок: -Чего ты?
1 ребенок: -Она жи - и - живая!
2 ребенок: -Кто живая?
1 ребенок: -Шля - шля -па!
2 ребенок: -Что ты! Разве шляпы бывают живые?
1 ребенок: -По-по-посмотри сам!
Воспитатель: Какое чувство возникло у ребят, когда они обнаружили под шляпой кота.? (удивление).
-Давайте все вместе покажем удивление.
- Какое чувство пришло на смену удивлению? (радость)
-Покажите радость, подходите к котёнку.
(дети подходят, берут котёнка на руки и радуются)
Воспитатель: Молодцы, ребята.
6. Работа над текстом
Воспитатель: А теперь подходите к этому столу. Смотрите здесь лежат картинки из рассказа "Живая шляпа"
Воспитатель: В каждом произведении обязательно есть 3 части – начало, середина и конец. Надо разделить эти картинки на три части. Вспомните, как начинается рассказ «Живая шляпа». Какое название можно придумать для первой части?
-О чём говорится во второй части? Какое название можно придумать для второй части?
- Чем закончилась история про мальчиков и котёнка? Какое название можно дать для третьей части рассказа?
(Дети выполняют работу и называют части рассказа, как они придумали)
Воспитатель: Молодцы. Как вы думаете, а что могло бы произойти с ребятами если бы под шляпой оказался не кот Васька. Придумайте дома свою историю. А на следующем занятии мы послушаем, что у вас получилось.
III. Заключительная часть
- С каким рассказом сегодня познакомились?
- Вам понравился рассказ?
- Кто запомнил фамилию автора?
- Ребята, как вы думаете, это история придуманная или могла быть на самом деле? ( ответы детей)
-Попадали ли вы в такую же ситуацию, описанную в рассказе?
- Молодцы! Вы были очень внимательными, когда я вам читала рассказ, поэтому все запомнили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного НОД по ознакомлению с окружающем и по чтению художественной литературы в старшей группе на тему: «Мой Татарстан»
Цель:· Познакомить детей с географической картой и государственной символикой Республики Татарстан (государственный флаг, герб, гимн).·...
Конспект ОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Чтение Н.Н.Носова "Живая шляпа"
Конспект ОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Чтение Н.Н.Носова "Живая шляпа"...
Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе «Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»
Конспект занятия по чтению художественной литературы...
Конспект занятия по «Чтению художественной литературы» в старшей группе «Чтение английской сказки «Три поросёнка» в обработке С. Михалкова. Анализ фразеологизмов, пословиц».
Конспект занятия по «Чтению художественной литературы» в старшей группе «Чтение английской сказки «Три поросёнка» в обработке С. Михалкова. Анализ фразеологизмов, п...
Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе «Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»
Познакомить детей с произведением В.Катаева "Цветик Семицветик"...