Конспект ОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Чтение Н.Н.Носова "Живая шляпа"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Смирнова Светлана Алексеевна

Конспект ОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Чтение Н.Н.Носова "Живая шляпа"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ « Смольковский детский сад»

Конспект ОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе

Тема: « Чтение Н.Н.Носов «Живая шляпа»

Подготовила воспитатель

Смирнова С.А

2020-2021 уч. год

Цель: познакомить детей с новым рассказом Н.Н.Носова

Задачи:

- способствовать формированию эмоционального отношения к рассказу  ( умению анализировать характер и поступки героев; выражать положительные эмоции: удивление, радость, интерес)

- способствовать развитию диалогической речи детей ( умение сравнивать, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения);

- продолжать объяснять ( с опорой на прочитанное произведение) доступные детям жанровые особенности сказок и рассказов;

-продолжать развивать интерес детей к художественной литературе

Материал к занятию:

 шляпа с полями,  презентация с иллюстрациями художника И.М.Семенова, портрет Н.Носова, цветные карандаши, картинки-раскраски к рассказу Н.Н.Носова « Живая шляпа»

Ход занятия:

1.Организационная часть:

Дети стоят на коврике в свободном порядке около воспитателя.

Воспитатель вносит на занятие шляпу с полями  и уточняет у детей:

В.-  Ребята, посмотрите, что у меня в руках?

     -Кто знает, что это такое? ( ответы детей )

В. Правильно, ребята, это шляпа.

  -А кто знает, для чего она нужна? ( ответы детей)

В. Совершенно верно, шляпа нужна, чтобы покрывать голову от жары или от холода ( воспитатель надевает шляпу на голову и показывает детям)

Шляпа- это головной убор, ее носят люди. Если шляпу носят мужчины она..мужская; если ее носят женщины она…( женская); если ее носят дети, она…( детская). Все верно ребята!

   -Как вы думаете, в какое время года можно носить этот головной убор? ( весной, осенью, летом)

  -Скажите, а у вас шляпы есть?

В. Вот какая универсальная вещь- шляпа!  Присаживайтесь за столы.

( дети садятся за столы)

В. Ребята, а еще шляпа бывает живой! Не верите? Я тоже сначала не верила, пока не прочитала рассказ Николая Николаевича Носова « Живая шляпа».

Мы с вами уже говорили, что сказки и рассказы это разные литературные жанры.

- Кто из вас помнит, чем рассказ, отличается от сказки? ( ответы детей)

В. Правильно, ребята! В рассказе всегда говориться о том, что случилось в жизни или могло случиться. В рассказе нет чудес и превращений, как в сказке. Значит живая шляпа  была на самом деле! Не верите? А хотите узнать, как все было на самом деле? Тогда слушайте внимательно.

2. Основная часть.

1.Чтение педагогом рассказа.

В. Ребята, я буду читать вам рассказ, а вы внимательно слушайте, запоминайте героев , и смотрите на иллюстрации на экране. ( Воспитатель читает рассказ и сопровождает чтение демонстрацией слайдов с иллюстрациями художника И.М. Семенова)

2. Беседа с детьми по содержанию рассказа:

В. Вот такой интересный рассказ.

- А вам он понравился?

- Как звали мальчиков, кто вспомнит и назовет?( Вовка и Вадик)

-Что делали мальчики? ( сидели за столом и раскрашивали картинки)

-Где лежала шляпа? (на комоде)

-Где сидел котенок? ( на полу возле комода)

-Куда побежали мальчики, когда шляпа поползла к дивану?( на кухню)

-Что делали мальчики, чтобы спугнуть шляпу? ( стучали по полу кочергой, кидали картошкой)

- Кто из мальчиков попал первым?  ( Вадик)

-Что сначала высунулось из- под шляпы? ( серый хвост)

- Как звали котенка?  ( Васька)

-Скажите, история, которая  произошла с мальчиками  смешная  или грустная? ( ответы детей)

- А что вам показалось самым смешным?

-Почему мальчики подумали, что шляпа живая?

Динамическая пауза ( пластический этюд)

В. Ребята, встаньте около своих столов.

- Скажите, а мальчики сильно испугались, когда впервые увидели живую шляпу?

-А сможете мимикой показать друг другу, как они испугались?

Вот как они испугались!

А теперь покажите:

- как они тряслись от страха, сидя на диване;

- как они побежали из комнаты;

- как они заглядывали в комнату через приоткрытую дверь.

В.Хорошо.

-А теперь вспомните, как они обрадовались, когда увидели, что под шляпой котенок Васька ( улыбаемся, обнимаем себя)

(Дети садятся на свои места)

В. Автор назвал рассказ « Живая шляпа». А по другому, как бы можно было назвать рассказ?( дети предлагают свои варианты названий, педагог привлекает малоактивных детей к творчеству)

-Молодцы, вот сколько интересных названий вы придумали для рассказа!

3. Решение  проблемной ситуации.

В. Скажите, а если бы я назвала его « Шляпа – волшебница», это название подошло бы для рассказа?

- Почему вы так думаете?

- Кто думает иначе? Почему? ( педагог выслушивает аргументы  детей за и против)

В. Конечно, ребята волшебные шляпы бывают только в сказках. А в рассказе чудес и превращений нет, только описываются реальные события. Поэтому название « Шляпа- волшебница» не подходит для рассказа.

В.-  Ребята, а вы знаете, почему детям нравятся веселые рассказы Н.Н.Носова?

Да, потому, что в них рассказывается о таких же как вы непоседах и фантазерах- словом об обычных мальчиках и девочках.

-Вспомните и назовите, какой веселый рассказ этого писателя вы недавно слушали? ( « Фантазеры»)

4. Самостоятельная работа

В. Вы, знаете, ребята, по некоторым рассказам Н.Н.Носова уже сняты мультфильмы. Например « Бобик в гостях у Барбоса», « Приключения Незнайки». А мультфильма про « живую» шляпу еще нет! А вы хотите стать авторами этого мультфильма?

Тогда я вам предлагаю раскрасить  цветными карандашами картинки к рассказу Н.Н.Носова « Живая шляпа» ( дети рисуют)

3. Заключительная часть

В. Вот подходит к концу наше занятие. Давайте с вами вспомним, о чем мы с вами говорили?

- С каким рассказом сегодня познакомились?

- Вам понравился рассказ?

- Кто запомнил фамилию автора?

- Ребята, как вы думаете, это история придуманная или могла быть на самом деле? ( ответы детей)

-Попадали ли вы в такую же ситуацию, описанную в рассказе?

В.  Молодцы! Вы были очень внимательными, когда я вам читала рассказ, поэтому все запомнили.

Ваши рисунки мы вечером сфотографируем, сделаем  из них мультфильм и покажем родителям. А шляпу уберем и повесим на вешалку. Наше занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе № 3 ГБДОУ №45 на тему: «Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей»

Приобщение детей к миру художественной литературы.Познакомить детей с русской народной сказки «Зимовье зверей». Проанализировать сказку....

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе № 3 ГБДОУ №45 на тему: «Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей»

Приобщение детей к миру художественной литературы.Познакомить детей с русской народной сказки «Зимовье зверей». Проанализировать сказку....

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой детей старшей группы Чтение сказки А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Сказки не так просты, какими кажутся на первый взгляд - они похожи на многослойный пирог. В детстве мы видим первый слой, он является самым понятным, а с возрастом нам открывается более глубинный...

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе "Чтение рассказа Н.Носова "На горке"

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой  в старшей группе "Чтение рассказа Н.Носова "На горке"...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе чтение русской народной сказки "Сесрица Алёнушка и братец Иванушка"...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Чтение сказки "Вершки и корешки"

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с детьми старшего дошкольного возраста....