Проект в старшей группе компенсирующей направленности «Колокольчик» «Открывая книгу - открываем мир» (Знакомство с творчеством В. А. Осеевой)
проект по художественной литературе (старшая группа)

Тимофеева Екатерина Александровна

Данный проект разработан в силу особой актуальности на сегодняшний день проблемы формирования нравственных качеств у наших воспитанников. Сегодня проблема жестокости и равнодушия среди детей становится все более явной. Это проявляется в отсутствии отзывчивости, сопереживания к окружающим, чрезмерной агрессии, неуважения старших, неумения договориться и разрешить конфликт с помощью диалога, выразить свои чувства и эмоции словами. Необходимость воспитания у дошкольников таких качеств как доброта, честность, отзывчивость, сочувствие не вызывает сомнения.  Художественная литература представляет собой одно из важнейших средств нравственного воспитания и речевого развития, а также способствует повышению интереса к книге и чтению у старших дошкольников. Как нельзя лучше это можно сделать на  примере героев произведений В. Осеевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_otkryvaya_knigu_-_otkryvaem_mir.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ДС №56 «Улыбка»

Проект в старшей группе компенсирующей направленности

«Колокольчик»

 «Открывая книгу - открываем мир»

 (Знакомство с творчеством В. А. Осеевой)

Разработали воспитатели

старшей группы

«Колокольчик»

Тимофеева Е.А.

Рубанова Т.А.

Учитель-логопед: Берлизова Л.А.

г. Белая Калитва 2024 г.

Информация о проекте

Содержание

1

Название

 «Открывая книгу, открываем мир» (Знакомство с творчеством В. А. Осеевой)

2

Проблема

Актуальность

Данный проект разработан в силу особой актуальности на сегодняшний день проблемы формирования нравственных качеств у наших воспитанников. Сегодня проблема жестокости и равнодушия среди детей становится все более явной. Это проявляется в отсутствии отзывчивости, сопереживания к окружающим, чрезмерной агрессии, неуважения старших, неумения договориться и разрешить конфликт с помощью диалога, выразить свои чувства и эмоции словами. Необходимость воспитания у дошкольников таких качеств как доброта, честность, отзывчивость, сочувствие не вызывает сомнения.  Художественная литература представляет собой одно из важнейших средств нравственного воспитания и речевого развития, а также способствует повышению интереса к книге и чтению у старших дошкольников. Как нельзя лучше это можно сделать на  примере героев произведений В. Осеевой.

 

3

Авторы

Воспитатели старшей  группы компенсирующей направленности «Колокольчик» Рубанова Т.А , Тимофеева Е.А. ,учитель-логопед Берлизова Л.А.

4

Участники

Воспитатели, дети, родители.

5

Тип

Социально-ориентированный, творческий

6

Интеграция образовательных областей

«Познавательное развитие» , «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

7

Виды детской деятельности

Виды: восприятие художественной литературы, познавательная, игровая ,коммуникативная ,изобразительная, продуктивная,творческая

8

Цель проекта

Формирование нравственных качеств личности старших дошкольников посредством приобщения к чтению художественных произведений В. Осеевой.

9

Задача проекта

Коррекционно-образовательные:

  Формировать у детей этические представления о «доброте», «дружбе», «честности» «взаимопомощи», «взаимовыручке», «справедливости», «сопереживании и сочувствии к другим людям»; усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; формировать умение видеть, понимать и оценивать чувства и поступки детей и взрослых, мотивировать, объяснять их; побуждать детей совершать положительные поступки и дела, желание оказывать помощь другу, закреплять правила вежливого общения.

Совершенствовать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь; упражнять в умении владеть речью, как средством общения и культуры; понимать на слух текстов различных жанров детской литературы, прививать интерес к книгам; развитие у детей стимулировать сопереживание персонажам художественных произведений.

 Коррекционно-развивающая: развитие у детей сочувствия, товарищества, честности, взаимопомощи, коммуникативных навыков и доброжелательные взаимоотношения между детьми; развивать любознательность, познавательную мотивацию, воображение и творческую активность; развитие интереса к   книге и чтению

Коррекционно-воспитательная: воспитание нравственных качеств дошкольников (сочувствия, товарищества, честности, взаимопомощи), мотивация детей на свершение добрых поступков на благо других людей

Повысить педагогическую компетентность родителей в нравственном воспитании детей посредством приобщения детей к чтению произведений В. Осеевой

10

Формы работы с детьми

Чтение и восприятие художественного произведения, беседы, пересказ, обсуждение ,экскурсии, проблемные игровые ситуации ,дидактические игры, сюжетно- ролевые игры,  экскурсии, инсценирование рассказов, литературная викторина

11

Краткое содержание

 проекта

I этап - подготовительный (1 неделя).

– разработать план реализации проекта;

– подобрать методическую литературу для реализации проекта;

 организация тематической выставки

 «В. Осеева о доброте и дружбе»

- пополнение библиотеки группы книгами;

- подбор наглядных, дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий;

- проведение анкетирования родителей «Семейное чтение».

-Литературная гостиная для родителей «Открываем книги В. Осеевой -открываем мир нравственности детям»

2. Мотивационный этап.

 В групповой библиотеке, в честь Всероссийского дня чтения, появилась выставка книг   В. Осеевой.

Проблемная ситуация: О чем книги В. Осеевой?

3 этап: Проблемно-деятельностный

Приложение №1

4 этап: Творческий-заключительный.

Продукт

Инсценировка детьми по рассказу В. Осеевой «Синие листья»

Книга-самоделка «По страницам добра»

Календарь добрых дел «Лучики добра»

Предполагаемый результат:

-пробуждение у детей интереса к чтению художественной литературы;

- развитие связной речи;

- проявление нравственных поступков в различных видах деятельности и повседневной жизни группы;

-  повышение компетентности родителей в вопросах воспитания грамотного читателя.

Приложение №1

Карта-схема реализации проекта

Сроки реализации проекта

НОД

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с родителями

октябрь

                      1 неделя

Беседа: «Что такое доброта?»

9 октября-Всероссийский день чтения      Беседа с детьми о творчестве В. Осеевой в групповой библиотеке

Чтение и беседа по сказке В. Осеевой «Добрая хозяюшка» 

Заучивание и объяснение пословицы: «Добра желаешь – добро и делай» 

Обсуждение гипотезы: Быть добрым - это хорошо или плохо?

                      2 неделя

16 октября –День чтения

Чтение и беседа по рассказу В. Осеевой «Плохо» 

Пересказ рассказа В, Осеевой «Три товарища»

Игровая ситуация «Мой добрый поступок» Книжные санитары-починка книг в групповой библиотеке

                         3 неделя

Тематический день «День отца»

Чтение и беседа по рассказу В. Осеевой «Папа -тракторист».

Рассказы детей о своих папах и их добрых делах в семье опорой на мнемотаблицу

Изготовление подарков папам

Тематический день «Международный день школьных библиотек»

Виртуальная экскурсия «Экскурсия в школьную библиотеку. Тематическая выставка «В. Осеева-детям»»

Просмотр мультфильма и беседа по рассказу В. Осеевой «Волшебное слово»

Обсуждение гипотезы: Быть вежливым - это хорошо или плохо?

Дидактические игры«Кто знает больше вежливых слов», «Волшебный стул»

Тематический день «День чтения»

Чтение и беседа по рассказам Осеевой «Синие листья», «Случай» 

 Рисование «Синие листья»

Инсценировка рассказа «Синие листья»

                    4 неделя

Тематический день «День бабушек и дедушек»

Чтение и беседы по рассказам В. Осеевой «Бабушка и внучка», «Просто старушка», «Девочка с куклой»

Разыгрывание игровых ситуаций «Как ты поможем пожилым людям?»

Изготовление поделок для пожилых людей и поздравление для них

Проблемная игровая ситуация: в автобус зашла старушка(старик)

Дидактическая игра: «Полезные дела для бабушки (дедушки»»

 Литературная гостиная для родителей «Открываем книги В. Осеевой -открываем мир нравственности детям»

Чтение, слушание аудиозаписей рассказов В Осеевой

«Добрая хозяюшка», «Плохо», «Три товарища», Папа-тракторист», «Волшебное слово», «Синие листья», «Случай» Бабушка и внучка», «Просто старушка», «Девочка с куклой»

Беседа и пересказ прочитанных произведений

ноябрь

                      1 неделя 

Беседа: «Что такое дружба?»

 Заучивание пословиц: «Птица сильна крыльями, а человек дружбой», «Добра желаешь – добро и делай!»

Чтение, беседа и пересказ рассказов «До первого дождя», «Отомстила»

Заучивание и объяснение пословицы: «Не делай другим того, что себе не желаешь»

Заучивание мирилки:

Мячик

Мячик прыгает по кругу!

Мы прощаем все друг другу!

Между нами уговор:

Дружим мы без драк и ссор!

Просмотр мультфильмов о добре и дружбе

2 неделя

Беседа: «Герой -это кто?» 

Чтение, беседа и пересказ рассказа В. Осеевой «Мечтатель»

Чтение, беседа по рассказам В. Осеевой «Хорошее»

Акция «Письмо солдату» (изготовление конвертов и написание писем)

 Дидактические игры: «Доскажи словечко», «Оцени поступок».

3 неделя

Тематический день «День матери»

 Чтение, беседа по рассказам В. Осеевой «Сыновья», «Лекарство». «Печенье»

Дидактическая игра: «Какая моя мама?», «Мамины помощники»

Игра-интервью «Что я знаю о своей маме?»

Объяснение и заучивание пословиц о матери 

Изготовление поздравительных открыток для мам в подарок

 4 неделя. 

30 ноября -День читателя

Видеоролик «Пословицы и поговорки о книге и чтении»

Чтение, беседа и пересказ рассказа В. Осеевой «Кто наказал его». «Каток»

Дид. игра «Правила поведения в группе»

Создание в совместной деятельности с детьми календаря добрых дел «Лучики добра»

Семейная экскурсия по знакомству с библиотекой и произведениями В.Осеевой

Чтение, слушание аудиозаписей рассказов В Осеевой

Беседа и пересказ прочитанных произведений

Рисование иллюстраций к произведениям В. А. Осеевой и подбор пословиц к рассказам

Тематический досуг « День Матери»

                  декабрь

 9 декабря - Тематический день «День новогодней книжки»

Чтение и пересказ рассказа В. Осеевой «Веселая елка». «Каток»

Изготовление новогодних книжек -самоделок с загадками о новогоднем празднике и зиме

Литературная викторина «Путешествие по страницам произведений В. Осеевой»

Заполнение календаря добрых дел «Лучики добра»

Чтение и пересказ рассказа В. Осеевой «Веселая елка», «Каток» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Овощи» (старшая группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, долгосрочный, творческий)

Долгосрочный проект поможет  детям старшей группы компенсирующей направленности закрепить знания об овощах, их свойствах....

Проект в старшей группе компенсирующей направленности "Грибы - грибочки"

Цель проекта - расширить представление у детей о лесах родного края в целом и грибах в частности через организацию разных видов деятельности, создать условия для повышения активности в жизни детского ...

Проект в старшей группе компенсирующей направленности «Путешествие по островам»

Проект направлен на решение вопросов развития интереса к игре и к математике.Помимо интересных форм работы с детьми, в проекте предложены описание продуктов творческой деятельности и критерии оценки у...

Педагогический проект в старшей группе компенсирующей направленности «Березка». «Знакомство с художественной литературой детей с ООП (особыми образовательными потребностями) через произведения Новосибирской поэтессы В.В.Жбановой»

Актуальность.Дени Дидро считал – люди перестают мыслить, когда перестают читать.       Очень трудно представить себе детство без любимых детских книг и сказок! Ведь книга вхо...

Проект в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Использование робота KUBO в обучении основам программирования и в развитии математических способностей детей старшего дошкольного возраста»

Робототехника в детском саду – это творческие занятия, в процессе которых ребенок работает со специальными конструкторами, изучает работу механизмов, моторов, рычагов, колес, пробует создавать с...

Фронтральное логопедическое занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: Знакомство со звуками.

Целью данного занятия является знакомство детей  с понятием "звук", а также умение различать неречевые звуки и звуки речи....