Самообразование "Социально - нравственное воспитание дошкольников по средствам художественной литературы"
материал по художественной литературе (средняя группа)
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Детский сад № 28»
Тема самообразования
«Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»
Воспитатель
Загуменнова Елена Владимировна
2022-23г. с. Красносельское
Индивидуальный план самообразования
на 2022-2023 учебный год.
Воспитатель: Загуменнова Елена Владимировна
Тема: «Социально – нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы».
Актуальность выбранной темы
Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду.
Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности.
Повышение интереса к опыту нравственного воспитания – следствие трех взаимосвязанных причин.
Во-первых, в образования происходит смена ведущих концепций воспитания современной молодежи и благодаря плюрализму позиций вырабатываются разнообразные подходы как в самой педагогике, так и в образовательных системах. Причем такая эволюция совершается на основе накопленного педагогического опыта, потому что именно воспитание дает почву для развития и укрепления многообразия, вариативности и качественного своеобразия всех ее элементов.
Во-вторых, смена социально-экономических ориентаций заставляет педагогов обратиться к базовым ценностям педагогики, для того чтобы осознать новые педагогические цели и задачи образования в условиях быстро меняющегося общества.
В-третьих, субъекты образовательных систем: педагоги, родители, дети, а так же общество в целом как потребитель результатов педагогической деятельности – начинают понимать необходимость более активного насыщения учебно-воспитательного процесса компонентами веками накопленного народного опыта воспитания. Стало ясно, что именно общечеловеческие нравственно – воспитательные ценности могут обеспечить новые социально – педагогические процессы.
Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека. Воспитание нравственных качеств необходимо начинать с раннего детства, чтобы такие моральные ценности, как долг, честь, достоинство, стали внутренними стимулами человека. Вопросам нравственности в истории отечественной и зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание. По мнению выдающегося швейцарского педагога И.Г. Песталоцци, нравственное воспитание формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям. Л.Н. Толстой считал, что «из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
Дошкольный возраст – важный период в нравственном развитии детей. В это время у детей активно формируются первые представления о хорошем и плохом, навыки поведения. А.И. Герцена утверждал, что дети начинают рано чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним.
«Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание чувств и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали», - это определение дал педагог И.П. Харламов.
Воспитание нравственных чувств у дошкольников успешно происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия. Большое влияние при этом оказывает детская художественная литература, которая своей яркой образной формой, смысловым содержанием раскрывает внутренний мир героев, заставляет детей волноваться, сопереживать.
В связи с важностью данного направления я решила углубленно заняться этой проблемой, создать систему работы по нравственному воспитанию детей своей группы, средствами художественной литературы.
Цель:
Воспитание социально нравственных качеств детей дошкольного возраста, через формирование устойчивого интереса к художественной литературе; повысить своё профессиональное мастерство.
Задачи:
∙ Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования художественной литературы в формировании нравственных качеств у дошкольников;
∙ Формирование представлений у детей о нравственных качествах через художественное слово и сказки: человеколюбие, вежливость, бескорыстие, терпимость, тактичность, трудолюбие, верность, бережное отношение к природе, постоянное культурное развитие и соблюдение правил морали;
∙ Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей;
∙ Создать необходимые условия для знакомства детей с художественной литературой;
∙ Разработать перспективное планирование по теме самообразования для работы с детьми и родителями;
∙ Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;
∙ Составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей.
Форма самообразования: индивидуальная, групповая.
Срок работы по теме: 3 года (первый год)
Этапы работы по самообразования:
∙ Подбор и изучение методической литературы
∙ Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования: в течение года
∙ Формирование опыта по теме. Внедрение в практику
∙ Представление опыта работы по теме.
Ожидаемые результаты для детей:
∙ у детей сформируется представление о доброте, как важном нравственном качестве человека, через поступки героев литературных произведений;
∙ разовьется позитивная самооценка у детей, стремление проявлять доброту в словах и поступках;
∙ у детей повысится интерес к чтению художественной литературе;
∙ разовьются творческие способности, через ознакомление произведениями художественной литературы;
∙ умение бережно относится к книге и доброе и уважительное отношение к сверстникам и взрослым людям.
Ожидаемые результаты для воспитателя:
∙ повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей нравственных качеств.
∙ повысить уровень знаний и умений дошкольников при работе с русскими народными сказками, мотивацию к учению художественной литературой;
∙ воспитание положительных взаимоотношений между детьми - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.
Работа с родителями: создание папок передвижек: «Игра как средство нравственного воспитания»,
«Инструкция по воспитанию красноречивого ребенка»
Консультации: «Как научить ребенка читать стихи выразительно», «Радость встречи с книгой», «Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников»
Литература
- Наш дом- Южный Урал: Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики. – Челябинск:Взгляд, 2005.- 239с.
- Хрестоматия для средней группы: Составитель Юдаева М.В. ОАО «Высшая школа» 2015.
- Цветок солнца: рассказы В.А.Сухомлинский.- М: РОСМЭН 2021.
- Добрые сказки. Т.А Шорыгина. Беседы с детьми о человеческом участии и добродетели. – М: ТЦ Сфера, 2016.
- Позитивные сказки. В.И.Савченко Беседы с детьми о человеческом участии и добродетели. – М: ТЦ Сфера, 2018.
- Сказки под Ёлочку. С.Михалков, С.Козлов, Э.Успенский – Москва: Издательство АСТ, 2021
- Золотой ключик или приключения Буратино. А.Н.Толстой. Издательский дом «Проф-Пресс» 2020.
- Снежная Королева. Г.Х.Андерсен. ООО «Издательство» «Эксмо», 2014.
- Книга сказок В.Сутеева. В.Сутеев, К.Чуковский.- Москва: Издательство АСТ, 2017.
- Русские сказки. М: ТЦ Омега, 2005
Перспективный план работы по самообразованию
Сроки | Содержание работы Практический выход Участие в семинарах, курсах, вебинарах, конкурсах. | Результат | |
сентябрь | Образовательный курс по теме « Формы работы по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста» 16 часов. «Центр Развития Педагогики» | Грамота за успешное развитие профессиональных компетенций. 28.09ю2022года СЕРИЯ: 4112 | |
ноябрь | Сценарий развлечения «Игры забавы народов Южного Урала» Публикация в научно – образовательном журнале «Вестник дошкольного образования» | Свидетельство о публикации № 1269806311 от 28.11.2022 | |
январь | Подбор литературы для создания сборника произведений для чтения с детьми средней группы по теме. | Создание сборника для детей средней группы | |
февраль | Онлайн-семинар «Обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания в ДОУ» 10 часов. ООО «Высшая школа делового администрирования» | Сертификат № 20666028 20.02.2023. | |
март | Онлайн-семинар «Педагогические технологии организации досуга детей» 10 часов. ООО «Высшая школа делового администрирования» | Сертификат № 21111134 24.03.2023 | |
Методическая работа, работа с детьми | |||
Сентябрь | В.Осеева «Волшебное слово»
Ю. Тувим «Овощи»; Т. Егорова «Редиска. Тыква. Морковка»
| подвести воспитанников к пониманию правил культурного поведения; -развитие умений делать выводы; -воспитание чувства гордости за свои поступки.
ознакомление детей с видами овощей; -развитие памяти; -содействование трудовому воспитанию.
| |
Октябрь | Сказка «Жихарка»; Ш. Перро «Красная Шапочка» Сказка «Колосок»; А. Мусатов «Откуда хлеб пришел»; К. Ушинский «Бишка», «Васька», «Коровка» Носов «Заплатка» Т.А.Шорыгина «Федя и Петя»» Е.Карганова «Есть у солнышка друзья» | ознакомление с русскими народными и авторскими сказками; -развитие эмоционального отношения детей к сказочным персонажам; -воспитание культуры поведения с незнакомцами.
ознакомление детей с процессом изготовления хлебобулочной продукции; ознакомление детей с рассказами о животных; - развитие памяти; -воспитание желания заботиться о братьях наших меньших -воспитание дружеских качеств -забота о близких. | Проект «Дружба» |
Ноябрь | К. Чуковский «Айболит», «Мойдодыр» Сказка про Комара Комаровича» А. Карандашова «Большая стирка», Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»; | - продолжение ознакомления детей с произведениями К. Чуковский; -развитие памяти; -воспитание желания помогать другим. -ознакомление детей с трудом взрослых; - развитие умения делать выводы; -содействование трудовому воспитанию.
| Проект «Наш дом ЮЖНЫЙ Урал» |
Декабрь | Л. Воронкова «Хитрый снеговик»,И. Суриков «Зима», А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка», Я. Аким «Первый снег», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Лиса и козел», «Про Иванушку дурачка», С. Козлов «Зимняя сказка», А.И. Одоевский «Мороз Иванович» «Два Мороза» Г.Х.Андерсен «Снежная Королева» С.Я.Маршак «12 месяцев»
| Расширять знания детей о зиме. Активизация и обогащение словаря. продолжение формирования у детей понятий смены времен года; -способствование развитию произвольного внимания; -воспитание желания вести себя в соответствии с нормами морали и нравственности. продолжение формирования у детей понятий смены времен года; -способствование развитию произвольного внимания; -воспитание желания вести себя в соответствии с нормами морали и нравственности. | |
Январь | С. Маршак «Детки в клетке», «Где обедал воробей», Е. И. Чарушин «Что за зверь» В. Бианки «Бесплатные столовые»,М. Горький «Воробьишко», З. Александрова «Птичья елка», «Мы кормушку смастерили»
Бажов «Серебренное копытце» Е.Чарушин «Лисята» Шорыгина «Кот Федот» | обучение детей слушанию стихотворного текста; -способствование развитию произвольного внимания; -воспитание желания бережно относиться к живым существам. -подвести воспитанников к пониманию необходимости подкормки птиц зимой; -развитие эмоционального отношения к проблемам нехватки корма в зимнее время года; -воспитание чувства сопереживания пернатым, желания помочь им в трудную минуту | |
Февраль | А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр» В.Сухомлинский» Седьмая дочь» «Бабушка отдыхает» З. Александрова «Дозор», А. Барто «На заставе»
Сказка «Илья Муромец и Соловей разбойник» Ю.Коваль «На границе» | обучение детей быть опрятными с раннего возраста; -развивать у детей желание всегда иметь аккуратный внешний вид; -воспитание умения слушать других, не перебивая ознакомление детей с произведениями на военную тематику; -развитие воображения детей с помощью иллюстраций по теме недели; -воспитание чувства гордости за свою страну
| Проект «Моя семья» Проект «День Защитника Отечества» |
Март | Л. Квитко «Бабушкины руки», С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке» В. Осеева «Хорошее», А. Барто «Медвежонок – невежа», «Два жадных медвежонка»
В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», | расширение представления детей о празднике 8 марта; -развитие желания помогать своим мамам; -воспитание чувства гордости за свою маму продолжение формирования у детей нравственных представлений о хорошем и плохом; -развитие умений детей выражать свои эмоции; -воспитание чувства коллективизма обучение детей понятиям вежливости и гуманизма; -развивать у воспитанников желание помогать другим в сложных ситуациях; -воспитывать желание поступать в соответствии с нормами морали | |
Апрель | М.Клокова «Воробей с березы» В.Сутеев «Утенок и Цыпленок» А.Толстой «Приключения Буратино» «День Космонавтики Ю.Гагарин» А.Лесаченко « Белка и Стрелка» «Весенняя баня» Н.Сладков | углубление представлений детей об авторских и русских народных сказках; -способствование развитию положительных эмоций путем сопереживания сказочным персонажам; -разъяснение сущности моральных норм.
продолжение ознакомления детей с космосом; -развитие желания узнать побольше о других планетах; -воспитание чувства гордости за Ю. Гагарина | Проект «Театр Буратино» |
Май | «День Победы» рассказ ветерана «Что такое День Победы» Усачев.А. | -воспитание нравственно-патриотических чувств, любви к Родине, уважение к ее историческому прошлому. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Нравственное воспитание детей средствами художественной литературы»
Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. Влияние художественной литературы на нравственное во...
Перспективное планирование в средней группе по теме "Социально- нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. На наш взгляд, существует ря...
Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы
Дошкольник, у которого ещё не до конца сформирована защитная реакция на дорожную обстановку, оказавшись на дороге, попадает в зону риска. Поэтому одной из приоритетных задач в раб...
Отчёт по теме самообразования: " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
Воспитание нравственных чувств у дошкольников успешно происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия. Большое влияние при этом оказывает детская художественная литер...
Презентация отчёт в средней группе по теме самообразования: " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
В настоящее время художественная литература, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно она играет важную роль в духовном обогащении дошкол...
Педагогический опыт по теме: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
Педагогический опыт по теме: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"...
Перспективный план работы в старшей группе по теме " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
laquo;Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание чувств и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств,...