Перспективное планирование в средней группе по теме "Социально- нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
методическая разработка по художественной литературе (средняя группа)
Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. На наш взгляд, существует ряд факторов, вызвавших это явление. При обращении к художественной литературе практикуют «школьные» приёмы: чтение и пересказ. Результат печален: интерес ребёнка к детской книге гаснет. И чем старше становятся дети, тем реже они берут в руки произведения известных писателей. А в школьном возрасте они делают это по принуждению – «потому что задали». Это означает, что дети лишаются целого мира – мира художественной литературы, помогающего душе трудиться, развивающего человека как интересную личность. Художественная литература должна занимать в жизни ребёнка важное место.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_raboty_v_sredney_gruppe_po_teme.docx | 30.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы
в средней логопедической группе
Тема «Социально-нравственное воспитание дошкольников
средствами художественной литературы»
Воспитатель :Груздева Татьяна Николаевна
МБДОУ «Детский сад № 11»
город Коркино
Челябинская область
месяц | Тема недели | произведение | задачи |
Сентябрь | «До свидание, лето» | «Дождик, лей, лей…» «Дождик» Н.Абрамцева «Круглый год» С. Маршак «На что похоже солнце?» Т. Бокова «По грибы» Я. Тайц | -ознакомление детей с произведениями о лете -способствование развитию произвольного внимания; -воспитание чувства коллективизма |
«Я-человек» | В.Осеева «Волшебное слово» | -подвести воспитанников к пониманию правил культурного поведения; -развитие умений делать выводы; -воспитание чувства гордости за свои поступки | |
«Овощи» | Ю.Тувим «Овощи»; Егорова «Редиска. Тыква. Морковка»
| - ознакомление детей с видами овощей; -развитие памяти; -содействование трудовому воспитанию | |
«Фрукты» | Жалоба деревьев» Загадка» С.Черный «Садовник» Г.Сапгир «Война грибов с ягодами» в обр. В.Даля Жалоба деревьев» «Загадка» С.Черный «Садовник» Г.Сапгир «Война грибов с ягодами» в обр. В.Даля | ознакомление детей с видами фруктов; -развитие памяти; -содействование трудовому воспитанию | |
Октябрь | «Мой дом» | «Дом гнома, гном-дома» Ю.Мориц «Затейники» «Строим дом» Г.Лзгздынь «Как коза избушку построила» Рус.н.ск | - развитие воображения детей; -воспитание ответственности и порядочности |
«Осень» | С. Михалков «Веселый турист»; «Осень в лесу» | ознакомление детей с описанием красоты природы через прозу; -развитие воображения детей; -воспитание желания оберегать окружающую природу | |
«Обувь» | «Чудесные лапоточки» «Глупая лошадь» «Косой, косой…» «Научу одеваться и братца» Е.Благинина «Валенки, валенки…» Загадки об обуви | развитие воображения детей; -воспитание ответственности и порядочности | |
«Домашние птицы» | «Гуси, вы, гуси…» «Курочка-рябушечка…» «Как у наших у ворот…» «Петушок и бобовое зернышко» «Ребята и утята» (рассказ) | ознакомление с русскими народными сказками, потешками. -развитие эмоционального отношения детей к сказочным персонажам; -воспитание взаимопомощи. | |
«Дружба» | «Пословицы и поговорки о дружбе» «Улыбка» М.Пляцковского «Заяц и еж» Братья Гримм «Жихарка» | обучение детей понятиям дружба -развивать у воспитанников желание помогать другим в сложных ситуациях; -воспитывать желание поступать в соответствии с нормами морали | |
Ноябрь | «Дикие животные» | «Сидит, сидит зайка…» «Сегодня целый день…» «Зимовье» Рус.н.с. «Лисичка –сестричка» Рус.н.с. «Как птицы и звери готовятся к зиме»«Сидит, сидит зайка…» «Сегодня целый день…» «Зимовье» Рус.н.с. «Лисичка –сестричка» Рус.н.с. «Как птицы и звери готовятся к зиме» | углубление представлений о жизни животных; -развитие эмоционального отношения детей к сказочным персонажам; -воспитание в детях единства слова и дела |
«Домашние животные» | «Наш козел…», «Барашеньки», «Как у нашего кота…» «Бодливая корова» К. Ушинский «Три котенка» В.Сутеев Загадки о животных | - ознакомление детей с рассказами о животных; - развитие памяти; -воспитание желания заботиться братьях наших меньших | |
«Посуда» | «А у нас есть ложки…» В.Берестов «Мыть посуду я люблю» Я. Аким, «Хитрый способ» В.Драгунский, «Федорино горе» Загадки о посуде | --выявление специфики работы с посудой; -развитие умения логически излагать мысли; -содействие трудовому воспитанию. | |
«Моя семья» | «Папу с мамой берегу» «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Показательный ребенок» М.Зощенко «Красная Шапочка» Ш.Перро, «Очень страшная история» М.Хармс | - подвести воспитанников к пониманию правил культурного поведения; -развитие умений делать выводы; -воспитание чувства гордости за свои поступки. | |
Декабрь | «Игрушки» | «Игрушки» А.Барто, «Мяч» С.Маршак, «Лиса и козел» «Никита –охотник» Е.Чарушин, «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках» Р.Сеф Загадки об игрушках | - Создать доброжелательное отношение к друг другу , бережному отношению к игрушкам. |
«Здравствуй, зимушка-зима» | «Как на тоненький ледок…», «Мама, глянь-ка из окошка…» «Зима» И.Суриков, «Поет зима-аукает» С.Есенин, «Зимняя сказка» С.Козлов Загадки о зиме | продолжение формирования у детей понятий смены времен года; -способствование развитию произвольного внимания; -воспитание желания вести себя в соответствии с нормами морали | |
«Новогодний калейдоскоп» | С. Дрожжина «Улицей гуляет Дедушка Мороз» | расширение представлений детей о праздновании Нового года; -развитие эмоционального отношения детей к наступающим праздникам; -обеспечение нравственного воспитания | |
«Новогодний калейдоскоп» | «Дед Мороз» М.Клокова «Ёлка» В. Сутеев «Улицей гуляет….» С.Дрожжин «Поет зима-аукает» С.Есенин «Лиса-лапотница» | - расширение представлений детей о праздновании Нового года; -развитие эмоционального отношения детей к наступающим праздникам; -обеспечение нравственного воспитания | |
Январь | «Зимующие птицы» | Чики-Рики-воробей» «Братишка» В.Вересаев «Сорока» А.Н.Толстой «Воробъишко» М. Пришвин «Лесные хоромы», В. Бианки «Бесплатные столовые», Горький «Воробьишко», Александрова «Птичья елка», «Мы кормушку смастерили» | подвести воспитанников к пониманию необходимости подкормки птиц зимой; -развитие эмоционального отношения к проблемам нехватки корма в зимнее время года; -воспитание чувства сопереживания пернатым, желания помочь им в трудную минуту. |
«Быть здоровыми хотим» | «Мойдодыр» К.Чуковский «Айболит» К.Чуковский «Болейте на здоровье» В.Черняева «О ногтях» А. Усачев «На море» Л.Пантелеев «Великан и мышь» А.Фройденберг | -- продолжать знакомить детей с необходимостью ведения здорового образа жизни; -развитие желания заниматься спортом; | |
«Транспорт» | Б. Житков «Что я видел», Александрова «Светофорчик», «Маша и медведь" | обучение детей внимательности и аккуратности через произведения; -развитие самостоятельности мышления; -воспитание культуры поведения | |
«Азбука безопасности .ПДД» | «Вот какой рассеянный» С.Маршак «Дядя Степа» С.Маршак «Светофор», «Пешеход, непослушный пешеход» И.Гурина «Что я видел…?» (Ещё светофор»)Б.Житков | - ознакомление детей с правилами поведения на улице. -способствование развитию произвольного внимания; -воспитание чувства коллективизма | |
Февраль | «Инструменты | «Я колю, колю дрова…» М.ф.ф. «Волшебная иголочка» В.Осеева | - выявление специфики работы с инстументами; -развитие умения логически излагать мысли; -содействие трудовому воспитанию |
«Мой город» | «Лучше нет родного края» П.Воронько «Родина» З.Александрова «Родные края» Е.Серова | - развитие воображения детей; -воспитание любви к родному краю. | |
«Наша Армия» | «Аты-баты, шли солдаты» «Дедушкин рассказ» А.Порошин «Что могут солдаты» Я. Длуголенский «Праздник всех отцов» И.Громова «Никита Кожемяка» | --ознакомление детей с произведениями на военную тематику; -развитие воображения детей с помощью иллюстраций по теме недели; -воспитание чувства гордости за свою страну | |
«Мебель» | «Три медведя» «Стих про мебель» Загадки про мебель«Три медведя» «Стих про мебель» Загадки про мебель | - формирование понятия о необходимости беречь предметы быта; -развитие памяти; -воспитание аккуратности | |
Март | «Наши мамы. Женский день» | «Вот какая мама» Е.Благинина «Бабушкины руки» Л.Квитко «А что у вас?» С.Михалков «Разгром» Э.Успенский «Превередница» «Подснежники» С.Вангели Л. Квитко «Бабушкины руки», Михалков «А что у вас?», Е. Благинина «Вот какая мама», М. Карим «Эту песню мама пела» А. Аким «Кто кому кто?» Г. Бойко «Март», Маршак «Сказка о глупом мышонке» | расширение представления детей о празднике 8 марта; -развитие желания помогать своим мамам; -воспитание чувства гордости за свою маму-расширение представления детей о празднике 8 марта; -развитие желания помогать своим мамам; -воспитание чувства гордости за свою маму |
«Город мастеров. Профессии» | «Дядя Степа» С. Михалков (часть 2) «Руки человека…» В.Лунин «Кто начинает день? Э.Огнецвет «Разноцветный мальчик» пер. с евр. Р.Сеф А. Карандашова «Большая стирка», Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»; А. Фомин «Подружки» | --ознакомление детей с трудом взрослых; - развитие умения делать выводы; -содействование трудовому воспитанию ознакомление детей с новыми профессиями; -развивать желание трудиться; -воспитание чувства патриотизма | |
«Весна шагает по планете» | «Иди, весна, иди, красна…» (в сокр.) «Солнышко-ведрышко…» «Весна, весна!…» Е.Баранский «В небе тучки поспорили» «Пугало» «От чего весна пришла весной?» | - -ознакомление детей с описанием природных явлений в произведениях российских авторов; -развитие фантазии воспитанников; -воспитание желания оберегать природу | |
«Народная культура и традиции. Одежда» | «Косой, косой…» «Ира Мишке шьет штанишки» «Заплатка» Н.Носов | углубление представлений детей об авторских и русских народных сказках; -способствование развитию положительных эмоций путем сопереживания сказочным персонажам; -разъяснение сущности моральных норм | |
Апрель | «Встречаем птиц» | «Разговор с птицами…» прибаутки в стихах «Грачи» А.Прокофьев «Скворцы» Е.Тараховская «Подкидыш» В.Бианки «Журка» М.Пришвин «Жаворонок» | -- ознакомление детей с перелётными птицами. -развитие желания помогать и защищать им; -воспитание бережного отношения ко всему живому |
«День космонавтики» | «Звезда» М.Ю.Лермонтов «Ракета» Ю.Виеру Загадки о звездах, небе, луне Левитан «Малышам о звездах и планетах», Баруздин «Как мы на ракете летали», Д. Биссет «Про поросенка, который учился летать», «Жил был звездочет» | - -продолжение ознакомления детей с космосом; -развитие желания узнать побольше о других планетах; -воспитание чувства гордости за Ю. Гагарина | |
«Деревья. Лес» | Ты чего скрипишь береза?» Г.Лагздынь «Чем пахнут деревья?» «Приключения в лесу | --ознакомление с правилами прогулки по лесу; -воспитание бережного отношения к природе -- ознакомление детей с жизнью насекомых и рыб; -воспитание бережного отношения ко всему живому | |
«Насекомые . Рыбы» | «Бабочка» В.Лунин «Рыба, рыба» «Ослик Мафин (гл.Мафин и паук) «Муха- Цокотуха» К.Чуковский «Сказка про Комара Комаровича…» «Тараканище» | - ознакомление детей с жизнью насекомых и рыб; -воспитание бережного отношения ко всему живому | |
Май | Праздник весны и труда.» (Сельхозработы ,поле .Откуда хлеб пришёл) | «Иван-Иван…» Поговорки о хлебе «Каравай», «Хлеб ржаной», «Солнышко и зернышко», «По пояс» Я.Тайц, «Все здесь» «Долгоногий журавель» Сказка «Колосок»; А. Мусатов «Откуда хлеб пришел»; Я. Таяц «Все здесь», «Моя мама пахнет хлебом» | - ознакомление детей с процессом изготовления хлебобулочной продукции; -способствование развития положительных эмоций путем сопоставления произведений с реальностью. -воспитание желания трудиться |
«День победы» | «Дедушкин рассказ», «День Победы», «Старый снимок», «Праздник Победы» Т.Белозерова | Расширятьзнания о Великой Отечественной войне. - Расширять представление озащитниках отечества. | |
«Цветы» | «На окне в такую рань…» Н.Нищева «Приключение Незнайки и его друзей» (Гл.1) «Ландыш и лютик» Д.Ривз | --ознакомление детей с описанием природных явлений в произведениях российских авторов; -развитие фантазии воспитанников; -воспитание желания оберегать природу |
Список литературы:
- Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
- Гербова В.В Развитие речи в детском саду средняя группа-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
- Развитие речи детей 4-5 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/ авт.-сост.: О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Вентана-Граф, 2011.
- Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Развивающие занятия с детьми 4-5 лет/ Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.
- Книга для чтения в детском саду и дома: 3-4 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей/ Сост. В.В. Гербова и др. – М.: Издательство Оникс, 2008.
- .Хрестоматия по детской литературе под редакцией И.П.Токмаковой – Издательство Просвещение ,1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы
Дошкольник, у которого ещё не до конца сформирована защитная реакция на дорожную обстановку, оказавшись на дороге, попадает в зону риска. Поэтому одной из приоритетных задач в раб...
Отчёт по теме самообразования: " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
Воспитание нравственных чувств у дошкольников успешно происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия. Большое влияние при этом оказывает детская художественная литер...
Презентация отчёт в средней группе по теме самообразования: " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
В настоящее время художественная литература, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно она играет важную роль в духовном обогащении дошкол...
Педагогический опыт по теме: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
Педагогический опыт по теме: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"...
Перспективный план работы в старшей группе по теме " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
laquo;Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание чувств и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств,...
Перспективный план работы в старшей группе по теме " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
laquo;Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание чувств и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств,...
Отчёт по теме самообразования в старшей группе: " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
В настоящее время художественная литература, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно она играет важную роль в духовном обогащении дошкол...