Перспективное планирование в средней группе по теме "Социально- нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
методическая разработка по художественной литературе (средняя группа)

Груздева Татьяна Николаевна

Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. На наш взгляд, существует ряд факторов, вызвавших это явление. При обращении  к художественной литературе практикуют «школьные» приёмы: чтение и пересказ. Результат печален: интерес ребёнка к детской книге гаснет. И чем старше становятся дети, тем реже они берут в руки произведения известных писателей. А в школьном возрасте они делают это по принуждению – «потому что задали».  Это означает, что дети лишаются целого мира – мира художественной литературы, помогающего душе трудиться, развивающего человека как интересную личность.  Художественная литература должна занимать в жизни ребёнка важное место.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_raboty_v_sredney_gruppe_po_teme.docx30.33 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы

 в средней логопедической группе

Тема «Социально-нравственное воспитание дошкольников

 средствами художественной литературы»

Воспитатель :Груздева Татьяна Николаевна

МБДОУ  «Детский сад № 11»

город Коркино

Челябинская область

месяц

Тема недели

произведение

                          задачи

Сентябрь

«До свидание, лето»

«Дождик, лей, лей…»

«Дождик» Н.Абрамцева

«Круглый год» С. Маршак

«На что похоже солнце?» Т. Бокова

«По грибы» Я. Тайц

-ознакомление детей с   произведениями о лете                        

-способствование развитию  произвольного внимания;

-воспитание чувства коллективизма

«Я-человек»

В.Осеева «Волшебное слово»

-подвести воспитанников к       пониманию правил культурного  

 поведения;

-развитие умений делать выводы;

-воспитание чувства гордости за свои    поступки

«Овощи»

Ю.Тувим «Овощи»;

Егорова «Редиска. Тыква. Морковка»

 

- ознакомление детей с видами овощей;

-развитие памяти;

-содействование  трудовому    воспитанию

«Фрукты»

Жалоба деревьев»

Загадка» С.Черный

«Садовник» Г.Сапгир

«Война грибов с ягодами» в обр. В.Даля Жалоба деревьев»

«Загадка» С.Черный

«Садовник» Г.Сапгир

«Война грибов с ягодами» в обр. В.Даля

ознакомление детей с видами фруктов;

-развитие памяти;

-содействование  трудовому    воспитанию

Октябрь

«Мой дом»

«Дом гнома, гном-дома» Ю.Мориц

«Затейники»

«Строим дом» Г.Лзгздынь

«Как коза избушку построила» Рус.н.ск

- развитие воображения детей;

-воспитание ответственности и   порядочности

«Осень»

  С. Михалков «Веселый турист»;

«Осень в лесу»

ознакомление детей с описанием   красоты природы через прозу;

-развитие воображения детей;

-воспитание желания оберегать   окружающую природу

«Обувь»

«Чудесные лапоточки»

«Глупая лошадь»

«Косой, косой…»

«Научу одеваться и братца» Е.Благинина

«Валенки, валенки…»

Загадки об обуви

развитие воображения детей;

-воспитание ответственности и   порядочности

«Домашние птицы»

«Гуси, вы, гуси…»

«Курочка-рябушечка…»

«Как у наших у ворот…»

«Петушок и бобовое зернышко»

«Ребята и утята» (рассказ)

ознакомление с русскими народными   сказками, потешками.

-развитие эмоционального отношения   детей к сказочным персонажам;

-воспитание взаимопомощи.

«Дружба»

«Пословицы и поговорки о дружбе»

«Улыбка» М.Пляцковского

«Заяц и еж» Братья Гримм

«Жихарка»

обучение детей понятиям дружба

-развивать у воспитанников желание помогать другим в сложных ситуациях;

-воспитывать желание поступать в  соответствии с нормами морали

Ноябрь

«Дикие животные»

«Сидит, сидит зайка…»

«Сегодня целый день…»

«Зимовье» Рус.н.с.

«Лисичка –сестричка» Рус.н.с.

«Как птицы и звери готовятся к зиме»«Сидит, сидит зайка…»

«Сегодня целый день…»

«Зимовье» Рус.н.с.

«Лисичка –сестричка» Рус.н.с.

«Как птицы и звери готовятся к зиме»

углубление представлений о жизни      животных;

-развитие эмоционального отношения    детей к сказочным персонажам;

-воспитание в детях единства слова и    дела

«Домашние животные»

«Наш козел…», «Барашеньки», «Как у нашего кота…»

«Бодливая корова» К. Ушинский

«Три котенка» В.Сутеев

Загадки о животных

- ознакомление детей с рассказами о животных;

- развитие памяти;

-воспитание желания заботиться   братьях наших меньших

«Посуда»

«А у нас есть ложки…» В.Берестов

«Мыть посуду я люблю» Я. Аким, «Хитрый способ» В.Драгунский,

«Федорино горе»

Загадки о посуде

--выявление специфики работы с посудой;

-развитие умения логически излагать мысли;

-содействие трудовому воспитанию.

«Моя семья»

«Папу с мамой берегу»

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,

 «Показательный ребенок» М.Зощенко

«Красная Шапочка» Ш.Перро,

«Очень страшная история» М.Хармс

- подвести воспитанников к       пониманию правил культурного   поведения;

-развитие умений делать выводы;

-воспитание чувства гордости за свои    поступки.

Декабрь

«Игрушки»

«Игрушки» А.Барто,

«Мяч» С.Маршак,

 «Лиса и козел»

«Никита –охотник» Е.Чарушин,

«Сказка о кругленьких и длинненьких человечках» Р.Сеф

Загадки об игрушках

- Создать доброжелательное отношение к друг другу , бережному отношению к игрушкам.

«Здравствуй, зимушка-зима»

«Как на тоненький ледок…»,

«Мама, глянь-ка из окошка…»

«Зима» И.Суриков,

«Поет зима-аукает» С.Есенин,

«Зимняя сказка» С.Козлов

Загадки о зиме

продолжение формирования у детей  понятий смены времен года;

-способствование развитию  произвольного внимания;

-воспитание желания вести себя в  соответствии с нормами морали

«Новогодний калейдоскоп»

С. Дрожжина «Улицей гуляет Дедушка Мороз»

расширение представлений детей о праздновании Нового года;

-развитие эмоционального отношения детей к наступающим праздникам;

-обеспечение нравственного    воспитания

«Новогодний калейдоскоп»

«Дед Мороз» М.Клокова

«Ёлка» В. Сутеев

«Улицей гуляет….» С.Дрожжин

«Поет зима-аукает» С.Есенин

«Лиса-лапотница»

- расширение представлений детей о праздновании Нового года;

-развитие эмоционального отношения детей к наступающим праздникам;

-обеспечение нравственного    воспитания

Январь

«Зимующие птицы»

Чики-Рики-воробей»

«Братишка» В.Вересаев

«Сорока» А.Н.Толстой

«Воробъишко»

 М. Пришвин «Лесные хоромы»,

В. Бианки «Бесплатные столовые», Горький «Воробьишко», Александрова «Птичья елка», «Мы кормушку смастерили»

подвести воспитанников к пониманию необходимости подкормки птиц зимой;

-развитие эмоционального отношения     к проблемам нехватки корма в зимнее  время года;

-воспитание чувства сопереживания  пернатым, желания помочь им в трудную минуту.

«Быть здоровыми хотим»

«Мойдодыр» К.Чуковский

«Айболит» К.Чуковский

«Болейте на здоровье» В.Черняева

«О ногтях» А. Усачев

«На море» Л.Пантелеев

«Великан и мышь» А.Фройденберг

-- продолжать знакомить детей с необходимостью ведения здорового   образа жизни;

-развитие желания заниматься спортом;

«Транспорт»

Б. Житков «Что я видел»,

Александрова «Светофорчик»,

 «Маша и медведь"

обучение детей внимательности и аккуратности через произведения;

-развитие самостоятельности мышления;

-воспитание культуры поведения

«Азбука безопасности

.ПДД»

«Вот какой рассеянный» С.Маршак

«Дядя Степа» С.Маршак

«Светофор», «Пешеход, непослушный пешеход» И.Гурина

«Что я видел…?» (Ещё светофор»)Б.Житков

-  ознакомление детей с   правилами поведения на улице.                                             

-способствование развитию  произвольного внимания;

-воспитание чувства коллективизма

Февраль

«Инструменты

«Я колю, колю дрова…» М.ф.ф.

«Волшебная иголочка» В.Осеева

- выявление специфики работы с инстументами;

-развитие умения логически излагать мысли;

-содействие трудовому воспитанию

«Мой город»

«Лучше нет родного края» П.Воронько

«Родина» З.Александрова

«Родные края» Е.Серова

- развитие воображения детей;

-воспитание любви к родному краю.

«Наша Армия»

«Аты-баты, шли солдаты»

«Дедушкин рассказ» А.Порошин

«Что могут солдаты» Я. Длуголенский

«Праздник всех отцов» И.Громова

«Никита Кожемяка»

--ознакомление детей с произведениями на военную тематику;

-развитие воображения детей с помощью иллюстраций по теме недели;

-воспитание чувства гордости за свою страну

«Мебель»

«Три медведя»

«Стих про мебель»

Загадки про мебель«Три медведя»

«Стих про мебель»

Загадки про мебель

- формирование понятия о необходимости беречь предметы быта;

-развитие памяти;

-воспитание аккуратности

Март

«Наши мамы. Женский день»

«Вот какая мама» Е.Благинина

«Бабушкины руки» Л.Квитко

«А что у вас?» С.Михалков

«Разгром» Э.Успенский

«Превередница»

«Подснежники» С.Вангели

Л. Квитко «Бабушкины руки»,

Михалков «А что у вас?»,

Е. Благинина «Вот какая мама»,

М. Карим «Эту песню мама пела»

А. Аким «Кто кому кто?»

Г. Бойко «Март», Маршак «Сказка о глупом мышонке»

расширение представления детей о  празднике 8 марта;

-развитие желания помогать своим  мамам;

-воспитание чувства гордости за свою  маму-расширение представления детей о  празднике 8 марта;

-развитие желания помогать своим  мамам;

-воспитание чувства гордости за свою  маму

«Город мастеров. Профессии»

«Дядя Степа» С. Михалков (часть 2)

«Руки человека…» В.Лунин

«Кто начинает день? Э.Огнецвет

«Разноцветный мальчик» пер. с евр. Р.Сеф

А. Карандашова «Большая стирка»,

Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»;

А. Фомин «Подружки»

--ознакомление детей с трудом   взрослых;

- развитие умения делать выводы;

-содействование трудовому   воспитанию

ознакомление детей с новыми профессиями;

-развивать желание трудиться;

-воспитание чувства патриотизма

«Весна шагает по планете»

«Иди, весна, иди, красна…» (в сокр.)

«Солнышко-ведрышко…»

«Весна, весна!…» Е.Баранский

«В небе тучки поспорили»

«Пугало»

«От чего весна пришла весной?»

- -ознакомление детей с описанием природных явлений в произведениях      российских авторов;

-развитие фантазии воспитанников;

-воспитание желания оберегать природу

«Народная культура и традиции. Одежда»

«Косой, косой…»

«Ира Мишке шьет штанишки»

«Заплатка» Н.Носов

углубление представлений детей об     авторских и русских народных сказках;

-способствование развитию  положительных эмоций путем сопереживания сказочным персонажам;

-разъяснение сущности моральных    норм

Апрель

«Встречаем птиц»

«Разговор с птицами…» прибаутки в стихах

«Грачи» А.Прокофьев

«Скворцы» Е.Тараховская

«Подкидыш» В.Бианки

«Журка» М.Пришвин

«Жаворонок»

-- ознакомление детей с перелётными птицами.

-развитие желания помогать и  защищать им;

-воспитание бережного отношения ко  всему живому

«День космонавтики»

«Звезда» М.Ю.Лермонтов

«Ракета» Ю.Виеру

Загадки о звездах, небе, луне

Левитан «Малышам о звездах и планетах»,

Баруздин «Как мы на ракете летали»,

Д. Биссет «Про поросенка, который учился летать»,

«Жил был звездочет»

- -продолжение ознакомления детей с космосом;

-развитие желания узнать побольше о  других планетах;

-воспитание чувства гордости за Ю. Гагарина

«Деревья. Лес»

Ты чего скрипишь береза?» Г.Лагздынь

«Чем пахнут деревья?»

«Приключения в лесу

--ознакомление с правилами прогулки по лесу;

-воспитание бережного отношения к природе

-- ознакомление детей с жизнью насекомых и рыб;

-воспитание бережного отношения ко  всему живому

«Насекомые .

Рыбы»

«Бабочка» В.Лунин

«Рыба, рыба»

«Ослик Мафин (гл.Мафин и паук)

«Муха- Цокотуха» К.Чуковский

«Сказка про Комара

Комаровича…»

«Тараканище»

- ознакомление детей с жизнью насекомых и рыб;

-воспитание бережного отношения ко  всему живому

Май

Праздник весны и труда.»  (Сельхозработы ,поле .Откуда хлеб пришёл)

«Иван-Иван…»

Поговорки о хлебе

«Каравай», «Хлеб ржаной», «Солнышко и зернышко», «По пояс» Я.Тайц, «Все здесь»

«Долгоногий журавель»

Сказка «Колосок»;

А. Мусатов  «Откуда хлеб пришел»;

Я. Таяц «Все здесь», «Моя мама пахнет хлебом»

- ознакомление детей с процессом  изготовления хлебобулочной продукции;

-способствование развития   положительных эмоций путем  сопоставления произведений с    реальностью.

-воспитание желания трудиться

«День победы»

«Дедушкин рассказ», «День Победы», «Старый снимок», «Праздник Победы» Т.Белозерова

Расширятьзнания о Великой Отечественной войне.

- Расширять представление озащитниках отечества.

«Цветы»

 «На окне в такую рань…» Н.Нищева

«Приключение Незнайки и его друзей» (Гл.1)

«Ландыш и лютик» Д.Ривз

--ознакомление детей с описанием природных явлений в произведениях      российских авторов;

-развитие фантазии воспитанников;

-воспитание желания оберегать природу

                                                         Список литературы:

  1. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  2. Гербова В.В Развитие речи в детском саду средняя группа-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
  3. Развитие речи детей 4-5 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/ авт.-сост.: О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Вентана-Граф, 2011.
  4. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  5. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет/ Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.
  6. Книга для чтения в детском саду и дома: 3-4 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей/ Сост. В.В. Гербова и др. – М.: Издательство Оникс, 2008.
  1. .Хрестоматия по детской литературе под редакцией И.П.Токмаковой – Издательство Просвещение ,1988.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы

Дошкольник,  у которого ещё не до конца сформирована защитная реакция на дорожную обстановку, оказавшись на дороге, попадает в зону риска. Поэтому одной из приоритетных задач в раб...

Отчёт по теме самообразования: " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"

Воспитание нравственных чувств у дошкольников успешно   происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия. Большое влияние при этом оказывает детская художественная литер...

Презентация отчёт в средней группе по теме самообразования: " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"

В настоящее время художественная литература, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно она играет важную роль в духовном обогащении дошкол...

Педагогический опыт по теме: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"

Педагогический опыт по теме: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"...

Перспективный план работы в старшей группе по теме " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"

laquo;Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание чувств и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств,...

Перспективный план работы в старшей группе по теме " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"

laquo;Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание чувств и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств,...

Отчёт по теме самообразования в старшей группе: " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"

В настоящее время художественная литература, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно она играет важную роль в духовном обогащении дошкол...