Перспективный план работы в старшей группе по теме " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа)
«Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание чувств и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали», - это определение дал педагог И.П. Харламов.
Воспитание нравственных чувств у дошкольников успешно происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия. Большое влияние при этом оказывает детская художественная литература, которая своей яркой образной формой, смысловым содержанием раскрывает внутренний мир героев, заставляет детей волноваться, сопереживать.
В связи с важностью данного направления я решила углубленно заняться этой проблемой, создать систему работы по нравственному воспитанию детей старшей группы, средствами художественной литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_raboty_vstarshey_gruppe.docx | 25.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №11»
Перспективный план работы в старшей группе по теме
" Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы" (второй год обучения)
Воспитатель :Груздева Т.Н.
2020
месяц | Тема недели | произведение | задачи |
Сентябрь | «До свидание, лето» | «Бесконечные стихи» Р. Сеф Заучивание «Мирная считалка» М.Яснов «Сказка про трёх пиратов» А. Митяев «Как Санька стал большим» С.Гиоргиев | -ознакомление детей с произведениями о лете -способствование развитию произвольного внимания; -воспитание чувства коллективизма |
«Я-человек» | «Старушка» (обр. С. Маршака) «Златовласка» Пер. с чеш. К.Паустовского «Цветик-семицветик» В. Катаев. «Жадина» Я. Аким «О мальчиках и девочках» Пословицы и поговорки о человеке. | -подвести воспитанников к пониманию правил культурного поведения; -развитие умений делать выводы; -воспитание чувства гордости за свои поступки | |
«Овощи» «Фрукты» | «Уж я колышки тешу…» «Косточка» Л. Толстой. «Овощи» Ю.Тувим Загадки. Стихи об овощах и фруктах. | - ознакомление детей с видами овощей и фруктов; -развитие памяти; -содействование трудовому воспитанию | |
Октябрь | «Мой город» | «Дом, который построил Джек» пер. С. Маршака Заучивание «Вот моя деревня» И. Суриков Л.Дайнеко «Вот на земле огромный дом» | - развитие воображения детей; -воспитание ответственности и порядочности |
«Осень» |
«Солнышко, обогрей…» «Скоро зима» Г.Скребицкий Заучивание «Уж небо осенью дышало…» А. Пушкин. «Кот- ворюга» К.Паустовский «Осень» Г.Скребицкий «Листопадничек» И.С. Соколов-Микитов «Деревья спят» К.Чолиева | ознакомление детей с описанием красоты природы через прозу; -развитие воображения детей; -воспитание желания оберегать окружающую природу | |
«Одежда.Обувь» | «Уж я бегал, бегал, бегал…» Д. Хармс «Как лягушку продавали» (сказка-шутка) Г. Сапгир «Глупая лошадь» В. Левин «Шляпа волшебника» В.Смирнова Стихи про одежду Загадки об одежде | развитие воображения детей; -воспитание ответственности и порядочности | |
«Перелётные птицы» | «Друг за дружкой» (тадж., обр. Н. Гребнёва) «Ой, люли, люли, люли…» «Улетая, улетели…» Е.Благинина «Хроменькая уточка» укр.н.с. Загадки о птицах | ознакомление с русскими народными сказками, потешками. -развитие эмоционального отношения детей к сказочным персонажам; -воспитание взаимопомощи. | |
«День народного единства» | Пословицы и поговорки о дружбе. «Крылатый, махнатый да масляный» обр.И. Карнауховой «Рифмы» обр. М.Булатова «Живая шляпа» Н.Носов «Три золотых волоска Деда-Всеведа» Н.Аросьевой «Мышка Вострохвостик» чуваш.н.с. | обучение детей понятиям дружба -развивать у воспитанников желание помогать другим в сложных ситуациях; -воспитывать желание поступать в соответствии с нормами морали | |
Ноябрь | «Дикие животные» | «Заяц-хвастун» Р.н.с. «Лев и собачка» Л. Толстой «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» (инд.пер. Н. Ходзы) «Чудесные истории про зайца по имени Лек» пер. О.Кустовой Загадки о диких животных «Купание медвежат» В.Бианки | углубление представлений о жизни животных; -развитие эмоционального отношения детей к сказочным персонажам; -воспитание в детях единства слова и дела |
«Домашние животные» | Заучивание м.ф.ф. «Как у бабушки козел…» «Раним – рано поутру…» «Кошка в лукошке…» «Сивка –Бурка» обр. М.Булатова «Кот поет прищуря глаз…» А.Фет «Кот, который умел петь» Л. Петрушевская. «Кроха» М.Москвина Загадки о домашних животных | - ознакомление детей с рассказами о животных; - развитие памяти; -воспитание желания заботиться братьях наших меньших | |
«Посуда» | «Про летающую корову» В.Смит «Совет» Р.Сеф «Хитрый способ» В.Драгунский Заучивание стих-я «Разговаривали вещи» Ю.Мориц Загадки о посуде | --выявление специфики работы с посудой; -развитие умения логически излагать мысли; -содействие трудовому воспитанию. | |
«Моя семья» | «Николенька –гусачок…» м.ф.ф. «Хаврошечка» (обр. А.Н. Толстого) «Котёнок» С. Городецкий «Как у нас семья большая» м.ф.ф. «Кукушка» обр. К.Шаврова «Белый домик» Б.Житков «Тихая игра» Х.Левина | - подвести воспитанников к пониманию правил культурного поведения; -развитие умений делать выводы; -воспитание чувства гордости за свои поступки. | |
Декабрь | «Игрушки» | - Создать доброжелательное отношение к друг другу , бережному отношению к игрушкам. | |
«Здравствуй, зимушка-зима» | «Как на тоненький ледок…» м.ф.ф. «Зима» Г.Скребицкий
«Первый снег» И.Бунин «Зимний вечер» (в сокращении) А. Пушкин. Заучивание «Береза» С. Есенин «Серебряное копыце» П. Бажов «Медведь и солнце» Н.Сладков Загадки о зиме | продолжение формирования у детей понятий смены времен года; -способствование развитию произвольного внимания; -воспитание желания вести себя в соответствии с нормами морали | |
«Новогодний калейдоскоп» | «Ты мороз, мороз, мороз…» «Зима недаром злится…» Ф.Тютчев «Я спас Деда Мороза» С. Георгиев «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А. Пушкин «На катке» В.Осеева | расширение представлений детей о праздновании Нового года; -развитие эмоционального отношения детей к наступающим праздникам; -обеспечение нравственного воспитания | |
«Новогодний калейдоскоп» | - расширение представлений детей о праздновании Нового года; -развитие эмоционального отношения детей к наступающим праздникам; -обеспечение нравственного воспитания | ||
Январь | «Зимующие птицы» | «Сорока-белобока» Заучивание «По дубочку постучишь…» «Сова» В.Бианки «Господин Ау» Х.Мякеля «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пенгвиненок» Г.Снегирев «Сороки» В.Осеева | подвести воспитанников к пониманию необходимости подкормки птиц зимой; -развитие эмоционального отношения к проблемам нехватки корма в зимнее время года; -воспитание чувства сопереживания пернатым, желания помочь им в трудную минуту. |
«Быть здоровыми хотим» | «Волк» С. Черный «Друг детства» В. Драгунский «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу» Ю.Тувим «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковский, «Прививка» С. Михалков Стихи про части тела и гигиену | -- продолжать знакомить детей с необходимостью ведения здорового образа жизни; -развитие желания заниматься спортом; | |
«Транспорт» | «На Горизонтских островах» Я. Бжехва «Как я ловил человечков» Б.Житков «Поезд» Я.Тайц «Участливый» Н.Гринева Загадки о транспорте | обучение детей внимательности и аккуратности через произведения; -развитие самостоятельности мышления; -воспитание культуры поведения | |
«Азбука безопасности .ПДД» | «Верёвочка» А. Барто «Счастливого пути!» обр. И.Токмаковой «Прыжок» Л.Толстой «О том, у кого три глаза» Д.Чиарди «Танечка» А. Потапова | - ознакомление детей с правилами поведения на улице. -способствование развитию произвольного внимания; -воспитание чувства коллективизма | |
Февраль | «Инструменты | «Небылица в лицах» Г. Сапгир «Острая иголка…» м.ф.ф. «Волшебный барабан» Дж.Родари Загадки об орудиях труда | - выявление специфики работы с инстументами; -развитие умения логически излагать мысли; -содействие трудовому воспитанию |
«Наша Родина» | Заучивание «Поезжай за моря-океаны» М. Исаковский «Дом под крышей голубой» «Русь» И. Никитин «Отдохну-ка, сяду у лесной опушки» «Мешок овсянки» А. Митяев | - развитие воображения детей; -воспитание любви к родному краю. | |
«Наша защитники» | «Никита Кожемяка» Рус.ск. «Докучные сказки» «Мой брат уехал на границу» О.Высотская | --ознакомление детей с произведениями на военную тематику; -развитие воображения детей с помощью иллюстраций по теме недели; -воспитание чувства гордости за свою страну | |
«Мебель» | «Разгром» Э.Успенский Загадки о мебели | - формирование понятия о необходимости беречь предметы быта; -развитие памяти; -воспитание аккуратности | |
Март | «Наши мамы. Женский день» | «У кроватки» М. Цветаева Заучивание «Посидим в тишине» Е. Благинина «Мамин день» Г. Виеру «Крупеничка» Н.Телешов «Кто больше любит маму?» А. Потапова | расширение представления детей о празднике 8 марта; -развитие желания помогать своим мамам; -воспитание чувства гордости за свою маму-расширение представления детей о празднике 8 марта; -развитие желания помогать своим мамам; -воспитание чувства гордости за свою маму |
«Город мастеров. Профессии» | «Почта» С. Маршак Сверху вниз, наискосок» В.Драгунский «Чудаки» Ю. Владимиров «Сто пуговиц» Л. Улицкая «Повар» О. Григорьев «Какого цвета ремесла?» Д. Родари | --ознакомление детей с трудом взрослых; - развитие умения делать выводы; -содействование трудовому воспитанию ознакомление детей с новыми профессиями; -развивать желание трудиться; -воспитание чувства патриотизма | |
«Весна шагает по планете» | Заучивание «Ау, ау, аукаем…» «Дождик, дождик, веселей…» «Черемуха» С. Есенин «Мой садик» А. Плещеев «Веснянка» обр. Г. Литвака «Золотой луг» М. Пришвин «Как медведя переворачивали» Н. Сладков Загадки о весне | - -ознакомление детей с описанием природных явлений в произведениях российских авторов; -развитие фантазии воспитанников; -воспитание желания оберегать природу | |
«Народная культура и традиции. Одежда» | «Царевна – лягушка» Р.н.с. «Ты скажи мне реченька…» В.Орлов «Желтый Аист» пер. Ф. Ярлина «Солнышко, покажись!» Закличка «Солнышко, обогрей!» | углубление представлений детей об авторских и русских народных сказках; -способствование развитию положительных эмоций путем сопереживания сказочным персонажам; -разъяснение сущности моральных норм | |
Апрель | «Встречаем птиц» | «Грачи-кричи…» «Уж ты пташечка, ты залетная…» «Ласточка-ласточка…» «Друг за дружкой» (тадж., обр. Н. Гребнёва) «Финист- Ясный сокол» обр. А.Платонова «Ой, зачем ты, жаворонок…» Загадки о птицах | -- ознакомление детей с перелётными птицами. -развитие желания помогать и защищать им; -воспитание бережного отношения ко всему живому |
«День космонавтики» | «Карлсон, который живет на крыше» А. Лингрен «Трое в космосе» Ю. Яковлев «Первый в космосе» В. Бороздин. | - -продолжение ознакомления детей с космосом; -развитие желания узнать побольше о других планетах; -воспитание чувства гордости за Ю. Гагарина | |
«Деревья. Лес» | «Слоненок» Р.Киплинг «Черемуха» С. Есенин Стихи о деревьях, о лесе. Загадки о деревьях, о лесе. «Золотой луг» М. Пришвин Загадки о деревьях, лесе | --ознакомление с правилами прогулки по лесу; -воспитание бережного отношения к природе -- ознакомление детей с жизнью насекомых и рыб; -воспитание бережного отношения ко всему живому | |
«Насекомые . Рыбы» | «Божья коровка…» «Никого не обижай» «Таинственные превращения» Ю.Дмитриев «Серая звездочка» Б.Заходер «Приятная встреча» Б. Заходер «О самом последнем в мире драконе» Т. Янсон «Дед хотел уху сварить…» Загадки о насекомых, рыбах. | - ознакомление детей с жизнью насекомых и рыб; -воспитание бережного отношения ко всему живому | |
Май | Праздник весны и труда.» (Сельхозработы ,поле .Откуда хлеб пришёл) | «Гречку мыли» литовская нар. песенка в обр. Ю. Григорьева «Как братья отцовский клад нашли» (молд. обр. М. Булатова) «Сенокос» Пословицы и поговорки о хлебе. «Хлебный голос» А. Ремизов «Кисонька-мурысонька…» Загадки о хлебе, с/х машинах | - ознакомление детей с процессом изготовления хлебобулочной продукции; -способствование развития положительных эмоций путем сопоставления произведений с реальностью. -воспитание желания трудиться |
«День победы» | «Горбушка» Б. Алмазов Стихи о празднике День Победы | Расширятьзнания о Великой Отечественной войне. - Расширять представление озащитниках отечества. | |
«Цветы» |
| --ознакомление детей с описанием природных явлений в произведениях российских авторов; -развитие фантазии воспитанников; -воспитание желания оберегать природу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы в старшей группе по теме: «Геометрия для маленьких»
игры и игровые упражнения для детей старшей группы по развитию геометрических представлений...
Педагогический опыт по теме: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
Педагогический опыт по теме: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"...
Перспективный план работы в старшей группе по теме " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
laquo;Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание чувств и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств,...
Презентация на тему "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
Презентация на тему "Духовно-нравственное воспитание средствами художественной литературы"...
Доклад на тему "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
Воспитание начал патриотизма и гражданственности - одна из важнейших составляющих нравственного воспитания дошкольников. Развивать в детях уважение к собственному народу, культуре, спос...
Перспективный план для детей старшей группы по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством Русских народных тряпичных кукол».
Перспективное планирование на год в старшей группе на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством Русских народных тряпичных кукол"...
Педагогический опыт по теме: Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы
Педагогический опыт по теме:Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы...