Отчёт по теме самообразования: " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
методическая разработка по художественной литературе (средняя группа)

Груздева Татьяна Николаевна

Воспитание нравственных чувств у дошкольников успешно   происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия. Большое влияние при этом оказывает детская художественная литература, которая своей яркой образной формой, смысловым содержанием раскрывает  внутренний мир героев, заставляет детей волноваться, сопереживать.

       В связи с важностью данного направления я решила углубленно заняться этой проблемой, создать систему работы  по нравственному воспитанию детей средней группы, средствами   художественной литературы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное                          учреждение
 «Детский сад № 11»

Отчёт по теме самообразования " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы" (первый год обучения)

 

Воспитатель средней группы  : Груздева Т.Н.

                                                        2019 год

Актуальность выбранной темы:
 В настоящее время художественная литература, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно она играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.
Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок.  Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

В начале своей работы я провела диагностику . Результаты диагностики показали, что у большинства детей не сформированы положительные нравственные качества. (19% - положительный результат,81% - отрицательный).

   Исходя из этого, я поставила цель :

- Воспитание социально нравственных качеств детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе.

Для достижения цели я определила следующие задачи:

 - побуждать у детей интерес к русским народным сказкам;

- создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;

- формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их      необходимость в жизни людей.

 - развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

 Приоритетами моей  работы по формированию нравственной личности дошкольников стало:

1.Создание художественно-речевой среды для приобщения детей к художественной литературе: книжный уголок, наличие места для чтения и литературного творчества, разнообразная литература

2.Использование разных видов театральной деятельности

Для  решения задач  я использовала разные формы работы:

1Дидактические игры

 2.Настольные театры.

 3.Игры-инсценировки.

 4.Игры-драматизации.

 5.Театральные игры.

 6.Подвижные игры.

 7.Сказочные загадки.

 8.  Сделала подборку  пословиц и поговорок и крылатых выражений о книге.

 9. Организовывала  выставки,  по теме:«Моя любимая сказка» ,

«По дорогам сказки»

10. Для решения поставленных задач использовала и непосредственно образовательную деятельность. Прошли занятия по сказке  «Лиса и волк»,  «По дорогам сказок» ,занятие по сказке «Теремок»

6. Разработала и провела Проект «Терем –теремок».

Цель проекта: Воспитание любви и интереса к сказке, как средству формирования положительных взаимоотношений между детьми и познания окружающего мира.

Этапы проекта

Деятельность педагогов

Деятельность детей.

1 этап.

Вводный

Определение темы (проблемы проекта); вызвать интерес детей и родителей к теме проекта; составление плана-схемы проекта; обсуждение проекта с воспитателем, родителями, сбор информации, литературы, дополнительного материала.

 

Интерес к различным видам театра и театрализованной деятельности в целом

2 этап. Подготовительный

Чтение сказок по плану

Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам

3 этап.

Выполнение проекта.

Реализация плана проекта с детьми, родителями.

Показ кукольного театра «Теремок»

Театрализация сказки «Теремок»

Включение дидактических игр в режимные моменты: «Сказочное лото»,

«Разрезные картинки», «Составь портрет сказочного героя»

 Дидактические игры: «Кто – кто в теремочке живет?»

Сенсорные игры: «Чудесный мешочек», 

«Пазлы» «Собери теремок».

Продуктивная деятельность

Рисование «Теремок».

4 этап.

Результаты

Участие в конкурсе рисунков по сказке

 «Теремок»

Использовала следующую литературу и методические пособия.

   Список литературы:

  1. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  2. Гербова В.В Развитие речи в детском саду средняя группа-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
  3. Развитие речи детей 4-5 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/ авт.-сост.: О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Вентана-Граф, 2011.
  4. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  5. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет/ Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.
  6. Книга для чтения в детском саду и дома: 3-4 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей/ Сост. В.В. Гербова и др. – М.: Издательство Оникс, 2008.
  1. .Хрестоматия по детской литературе под редакцией И.П.Токмаковой – Издательство Просвещение ,1988.

Проделанная работа нашла отражение в успехах детей. Благодаря целенаправленному использованию  художественной литературы в социально-нравственном воспитании детей, отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников.  По проведённой работе я провела диагностику и результаты улучшились. 59%  детей стали добрее , сострадательнее , внимательнее, ответственнее. У детей сформировалось позитивное отношение  к окружающему миру,  другим людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование в средней группе по теме "Социально- нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"

Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. На наш взгляд, существует ря...

Презентация отчёт в средней группе по теме самообразования: " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"

В настоящее время художественная литература, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно она играет важную роль в духовном обогащении дошкол...

Перспективный план работы в старшей группе по теме " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"

laquo;Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание чувств и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств,...

Перспективный план работы в старшей группе по теме " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"

laquo;Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание чувств и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств,...

Отчёт по теме самообразования в старшей группе: " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"

В настоящее время художественная литература, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно она играет важную роль в духовном обогащении дошкол...

План работы по теме самообразования: «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждениеЦентр развития ребёнка – детский сад № 5 г. РоссошиРоссошанского муниципального района Воронежской области...

Презентация на тему: "Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы".

Проблема социально-нравственного воспитания дошкольников находится в центре внимания отечественной педагогики и всегда была одной из самых актуальных и в современных  условиях она приобретает ...