Отчёт по теме самообразования: " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
методическая разработка по художественной литературе (средняя группа)
Воспитание нравственных чувств у дошкольников успешно происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия. Большое влияние при этом оказывает детская художественная литература, которая своей яркой образной формой, смысловым содержанием раскрывает внутренний мир героев, заставляет детей волноваться, сопереживать.
В связи с важностью данного направления я решила углубленно заняться этой проблемой, создать систему работы по нравственному воспитанию детей средней группы, средствами художественной литературы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 11»
Отчёт по теме самообразования " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы" (первый год обучения)
Воспитатель средней группы : Груздева Т.Н.
2019 год
Актуальность выбранной темы:
В настоящее время художественная литература, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно она играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.
Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок. Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
В начале своей работы я провела диагностику . Результаты диагностики показали, что у большинства детей не сформированы положительные нравственные качества. (19% - положительный результат,81% - отрицательный).
Исходя из этого, я поставила цель :
- Воспитание социально нравственных качеств детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе.
Для достижения цели я определила следующие задачи:
- побуждать у детей интерес к русским народным сказкам;
- создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;
- формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
- развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
Приоритетами моей работы по формированию нравственной личности дошкольников стало:
1.Создание художественно-речевой среды для приобщения детей к художественной литературе: книжный уголок, наличие места для чтения и литературного творчества, разнообразная литература
2.Использование разных видов театральной деятельности
Для решения задач я использовала разные формы работы:
1Дидактические игры
2.Настольные театры.
3.Игры-инсценировки.
4.Игры-драматизации.
5.Театральные игры.
6.Подвижные игры.
7.Сказочные загадки.
8. Сделала подборку пословиц и поговорок и крылатых выражений о книге.
9. Организовывала выставки, по теме:«Моя любимая сказка» ,
«По дорогам сказки»
10. Для решения поставленных задач использовала и непосредственно образовательную деятельность. Прошли занятия по сказке «Лиса и волк», «По дорогам сказок» ,занятие по сказке «Теремок»
6. Разработала и провела Проект «Терем –теремок».
Цель проекта: Воспитание любви и интереса к сказке, как средству формирования положительных взаимоотношений между детьми и познания окружающего мира.
Этапы проекта | Деятельность педагогов | Деятельность детей. |
1 этап. Вводный | Определение темы (проблемы проекта); вызвать интерес детей и родителей к теме проекта; составление плана-схемы проекта; обсуждение проекта с воспитателем, родителями, сбор информации, литературы, дополнительного материала.
| Интерес к различным видам театра и театрализованной деятельности в целом |
2 этап. Подготовительный | Чтение сказок по плану | Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам |
3 этап. Выполнение проекта. | Реализация плана проекта с детьми, родителями. | Показ кукольного театра «Теремок» Театрализация сказки «Теремок» Включение дидактических игр в режимные моменты: «Сказочное лото», «Разрезные картинки», «Составь портрет сказочного героя» Дидактические игры: «Кто – кто в теремочке живет?» Сенсорные игры: «Чудесный мешочек», «Пазлы» «Собери теремок». Продуктивная деятельность Рисование «Теремок». |
4 этап. Результаты | Участие в конкурсе рисунков по сказке «Теремок» |
Использовала следующую литературу и методические пособия.
Список литературы:
- Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
- Гербова В.В Развитие речи в детском саду средняя группа-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
- Развитие речи детей 4-5 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/ авт.-сост.: О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Вентана-Граф, 2011.
- Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Развивающие занятия с детьми 4-5 лет/ Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.
- Книга для чтения в детском саду и дома: 3-4 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей/ Сост. В.В. Гербова и др. – М.: Издательство Оникс, 2008.
- .Хрестоматия по детской литературе под редакцией И.П.Токмаковой – Издательство Просвещение ,1988.
Проделанная работа нашла отражение в успехах детей. Благодаря целенаправленному использованию художественной литературы в социально-нравственном воспитании детей, отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. По проведённой работе я провела диагностику и результаты улучшились. 59% детей стали добрее , сострадательнее , внимательнее, ответственнее. У детей сформировалось позитивное отношение к окружающему миру, другим людям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование в средней группе по теме "Социально- нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. На наш взгляд, существует ря...
Презентация отчёт в средней группе по теме самообразования: " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
В настоящее время художественная литература, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно она играет важную роль в духовном обогащении дошкол...
Перспективный план работы в старшей группе по теме " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
laquo;Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание чувств и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств,...
Перспективный план работы в старшей группе по теме " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
laquo;Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание чувств и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств,...
Отчёт по теме самообразования в старшей группе: " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
В настоящее время художественная литература, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно она играет важную роль в духовном обогащении дошкол...
План работы по теме самообразования: «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждениеЦентр развития ребёнка – детский сад № 5 г. РоссошиРоссошанского муниципального района Воронежской области...
Презентация на тему: "Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы".
Проблема социально-нравственного воспитания дошкольников находится в центре внимания отечественной педагогики и всегда была одной из самых актуальных и в современных условиях она приобретает ...