Карта занятия. Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи. Художественная литература» в подготовительной группе (6 - 7 лет) Тема: «Анализ русской народной сказки «Царевна - лягушка» с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ.
материал по развитию речи (подготовительная группа)
Технологическая карта занятия составлена для детей подготовительной группы и разработана и опирается ФГОС на программу образовательного учреждения. Согласно Стандарту, содержание образовательной области «Речевое развитие» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. В образовательном процессе используются дополнительно ТРИЗ – РТВ - технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта | 234.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»
Технологическая карта
занятия
Образовательная область «Речевое развитие»
Раздел «Развитие речи. Художественная литература»
в подготовительной группе (6 - 7 лет)
Тема: «Анализ русской народной сказки «Царевна - лягушка»
Название: «Сказки»
Составила: воспитатель Ельцова Ирина Владимировна
г. Югорск, 2022
Цель: формировать умение анализировать литературное произведение.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление о взаимосвязи объектов.
- повышение уровня знаний воспитанников о русских сказках и их видах (сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки).
- закреплять умение находить задуманный объект, отсекая все лишние признаки, задавать вопросы, учить слышать и слушать друг друга.
- учить анализировать сказку, заполняя таблицу анализа сказки (учить выделять и называть героев сказки; определять свойства их характера, определять цель героя сказки, его действия; определять причины, которые ему мешали добиться желаемого результата, давать совет литературному герою)
- закрепить в совместной деятельности умение анализировать поступок героя, используя модель «Противоречие»
- учить детей умению оценивать себя на занятии.
Развивающие:
- развитие речи, логического мышление, воображение, памяти.
- развитие координации.
- снять эмоциональное напряжение.
Воспитательные. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству. Воспитывать у детей интерес и любовь к сказке.
Материалы и оборудование. Таблица с условными обозначениями для анализа сказки, волшебный клубок (мячик)
иллюстрация главного героя сказки «Царевна – лягушка» Иван Царевич, иллюстрации по видам сказок: бытовые сказки («Репка», «Пузырь, соломинка и лапоть»), сказки о животных («Кот, петух и лиса», «Лиса и волк», «Заюшкина избушка», «Лиса и журавль»)
волшебные сказки («Иван царевич и серый волк», «Морозко», «Сивка – бурка», «По щучьему веленью», игра «Да – нет» (иллюстрации героев сказки «Царевна – лягушка»).
Предварительная работа. Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, чтение детям сказки «Царевна лягушка», обыгрывание сказки с помощью игрушек, разыгрывание этюдов, моделирование проблемной ситуации.
Этап, его продолжительность | Задачи этапа | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности, № или образ слайда из мультимедийной презентации. | Деятельность педагога, расположение | Предполагаемая деятельность воспитанников, расположение |
Организационный этап 3 мин | Создать эмоционально-положительный климат в группе детей. Формирование взаимосвязей. | Самостоятельное приветствие гостей детьми. Волшебный клубок (мячик) Мячик катится к детям, и они отвечают (воспитатель называет объекты катит мячик ребенку, дети говорят, как они связаны и возвращают мячик) | В группу входят дети. Воспитатель. Проходите, рябятишки – Девчонки и мальчишки! Прошу в круг всех встать. Друг на друга посмотрите, Всем улыбки подарите! Я пришла к вам не одна – Гостей сегодня привела. Поздоровайтесь друзья. Ребята я сегодня приглашаю вас в сказку «Царевна – лягушка», помогать нам будет волшебный клубок и волшебные слова из этой сказки: «Катится клубочек по высоким горам, катится по темным лесам, катится по зеленым лугам, катится по топким болотам, катится по глухим местам. Игра «Пароль» «На занятие войдет тот, кто взаимосвязи назовет ( 1.Царь и его сыновья 2. Лягушка и Иван -царевич Молодцы! Воспитатель. Вывод. Мы с вами поиграли в игру «Пароль» | Дети стоят в групповой комнате и здороваются с гостями. Дети сидя. Игра с клубочком. Дети. Формируют взаимосвязи: Царь посылает сыновей искать себе жён, царь заботится о сыновьях, царь воспитывает сыновей, сыновья уважают отца, сыновья слушают отца. Лягушка просит Ивана-царевича, лягушка надеется на Ивана-царевича, Иван -царевич жалеет лягушку и т. д. |
Актуализация, 4 мин | Закрепить представления о русских сказках и их видах (сказки о животных бытовые сказки, волшебные сказки) | Опрос – беседа «Что такое сказки?» Мячик катится к детям, и они отвечают на вопросы. Иллюстрации: бытовых сказок («Репка», «Пузырь, соломинка и лапоть»). Сказки о животных («Кот, петух и лиса», «Лиса и волк», «Заюшкина избушка», «Лиса и журавль») Волшебные сказки («Иван царевич и серый волк», «Морозко», «Сивка – бурка», «По щучьему веленью» Ответы детей проходят с помощью волшебного клубочка (мячика). | Воспитатель. Ребята любите вы сказки? . А что такое сказка? Воспитатель. А на какие типы групп делятся сказки?
Воспитатель. А что вы можете сказать про авторские сказки? Воспитатель. А что такое народные сказки? Воспитатель. Ребята, сказочные истории дошли и до нас. Они бывают веселые и грустные, страшные и смешные. Воспитатель. Ребята мы с вами на занятиях, познакомились с видами русских народных сказок: волшебными, бытовыми и детскими сказками о животных. Воспитатель: Давайте с вами поиграем «Назови виды сказок» У меня на столе лежат карточки и на них изображены сказки. Посмотрите внимательно, они вам знакомы, скажите, что это за вид сказки. Воспитатель. Катится клубок к Маше Петровой. Воспитатель. Вывод. Молодцы, мы с вами поиграли, и назвали сейчас виды сказок. | Дети. Да Дети: Необыкновенная история, с героями случаются необыкновенные события, волшебство, говорят звери, птицы. Дети: Народные и авторские. Дети: Авторская сказка - это повествовательное произведение о вымышленных героях и событиях, имеющее автора. Дети: Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали собирать и записывать. Дети. Бытовые сказки («Репка», «Пузырь, соломинка и лапоть»). Сказки о животных («Кот, петух и лиса», «Лиса и волк», «Заюшкина избушка», «Лиса и журавль») Волшебные сказки («Иван царевич и серый волк», «Морозко», «Сивка – бурка», «По щучьему веленью» |
Расширение имеющихся представлений 3 мин | Закреплять умение находить задуманный объект, отсекая все лишние признаки, задавать вопросы, учить слышать и слушать друг друга. Развивать логическое мышление и развитие речи детей. | Иллюстрации для игры «Да – нет» (герои сказки «Царевна – лягушка»: Василиса Премудрая, Иван Царевич, царь, старший сын, средний сын, дочь купца, дочь боярина, Старик, Баба-Яга, Кощей Бессмертный) Ответы детей проходят с помощью волшебного клубочка (мячика). | Продолжаем наше путешествие в сказку. Воспитатель. Катится клубок Посмотрите это книга. Скажите, как она называется? Воспитатель. Назовите вид сказки. Воспитатель. Давайте продолжим наше путешествие, нам надо отгадать героя сказки, чтобы выполнить интересную, работу, анализ главного героя сказки «Царевна – Лягушка». Воспитатель: Катится клубок. Играем в игру «Да – нет». Воспитатель. «Да - нет» (отгадать героя сказки). Воспитатель загадывает героя (Ивана Царевича). Воспитатель. Вывод. Молодцы. Мы с вами поиграли в игру «Да –нет» | Дети. Волшебная сказка. Дети отвечают на вопросы. Дети. «Царевна – лягушка» Дети. Да-нет» (отгадать героя сказки) Задают вопросы: это животное? Это человек? Это старый человек? и т.д. |
Динамическая пауза 2 мин. | Развитие речи, памяти; развитие координации. | Сказочная физминутка Дети выполняют движения в соответствии с текстом. | Воспитатель. Катиться дальше клубок Сказочная физкультминутка Как на утренней заре, (Потягивание, вставание на цыпочки) На широком на дворе (Широко развести руки в стороны) Три царевича разминалися, Своей удалью похвалялися. Лук тугой спешили натянуть И стрелу отправить в путь, Чтобы верная стрела Каждому жену нашла. (Имитация стрельбы из лука в разные стороны). Эх, присядем, отдохнем И стрелу искать пойдем. Вывод. Мы с вами поиграли. Молодцы! | Дети выполняют движения в соответствии с текстом. |
Практическая работа 15 мин | Учить детей анализировать русскую народную сказку «Царевна лягушка»: - выделять и называть героя сказки, -определять свойства его характера, - определять цель героя сказки, его действия, - определять причины, которые ему мешали добиться желаемого результата, - давать совет литературному герою. Закрепить в совместной деятельности умение анализировать поступок героя, используя модель «Противоречие». Развивать координацию движений. Развивать у детей мышление и воображение. Воспитывать интерес и любовь к сказке. | Анализ русской народной сказки «Царевна лягушка» Иллюстрация 1 этап Кто (Объект)
Дети рисуют 2 этап (что хотел?), 3 этап (что мешало) рисуют. 4 этап. Дети отвечают с помощью волшебного клубочка (мячика). Дети анализируют поступок героя, используя модель «Противоречие» (работа в парах) Дети карандашом заполняют модель «Противоречие», работая парами. 5 этап Воспитатель катит клбочек, дети ловят его и отвечают, что получилось и возвращают мячик – клубочек.
| Воспитатель. Катиться клубок дальше. Предлагаю вам вспомнить сказку «Царевна лягушка» и заполнить таблицу, которая называется «Анализ литературного произведения» Воспитатель. Катиться клубок дальше Вы мне помогаете задавать вопрос 1.КТО? О Иван Царевич Воспитатель. Катиться клубок дальше Назовите следующий этап. 2. ЧТО ХОТЕЛ? ?
Воспитатель. Катиться клубок дальше 3 этап. Что мешало? Воспитатель. Катиться клубок дальше. 4 Этап. Что делал? Чтобы решить проблему. Воспитатель катит клубочек детям, и они отвечают, что делал Иван царевич, чтобы решить проблему. Воспитатель. Катиться клубок дальше. Воспитатель. Проанализируйте поступок героя, используя модель «Противоречие». Если я (возьму лягушку замуж), то + но – Если я (не возьму лягушку замуж), то + но – Воспитатель. Какой выбор сделал герой? Воспитатель. Вывод. Мы с Вами сейчас сформулировали противречие. Молодцы! Воспитатель. Катится клубок. Переходим к 5 этапу. 5. Что получилось? Какой получился результат? ? Жениться на лягушке. Спасает из плена Кощея Бессмертного Василису. Воспитатель. Катится клубок. Переходим к 6 этапу. 6. Какие свойства характера есть у героя? Воспитатель. Катит мячик – клубочек детям. Смиренный. Добрый. Вежливый. Милосердный. Человек благодарный, смелый и сообразительный, смог победить все невзгоды. Человек справедливый, честный и верный, он не остановился, пока не нашел Василису Премудрую. Человек храбрый и отважный Человек добрый, смелый, справедливый, ответственный, решительный. Иван мужественный, настойчивый. Он смелый, порядочный. Воспитатель. Катится клубок. Переходим к 7 этапу. 7. Копилка мудрости. Совет герою или жизненное правило. Какой совет дадим герою сказки, жизненное правило. Воспитатель. Катится клубок. Давайте эти мудрые мысли положим в нашу коробочку «Копилку мудрости» Воспитатель. Вывод. Мы с вами проанализировали главного героя сказки «Царевна лягушка» Иван царевича. Воспитатель. Молодцы! | Дети с помощью воспитателя заполняют волшебную дорожку анализ сказки при помощи сюжетных картинок и отвечают на вопросы. Ответы детей: 1Этап. Кто (Объект) Герой Иван Царевич. 2. Дети. - Что хотел? Выполнить наказ царя и жениться. 3. Что мешало? Женитьба на лягушке
4. Что делал? Чтобы решить проблему. Дети. (Ловят мячик - клубочек и перичисляют что делал Иван – царевич) Выполнил наказ отца. Женился на болотной лягушки. Спалил кожу лягушку. Встретил старенького старичка и рассказал ему все. Иван получил клубочек с наказом: «Куда он покатится, туда ты и иди» Долго он шёл, голодно ему было. Встретил он 4 существ (медведя, сокола/селезня, зайца и щуку) по очереди, которых не съел, а пожалел и отпустил. Далее клубочек его привел к избушке на курьих лапках. Иван закричал громким голосом: «Избушка – избушка встань ко мне передом, а к лесу задом» Попросил помочь Бабу Ягу, где живет Кощей Бессмертный и где находиться его смерть Иван призвал своих помощников на помощь. Дети анализируют поступок героя, используя модель «Противоречие» (работа в парах) Если я (возьму лягушку замуж),
то + но – Если я (не возьму лягушку замуж), то +
но – Дети. Герой выбрал взять лягушку замуж. Для него не обмануть отца, выполнить долг, проявить сочувствие другому важнее собственной благополучной судьбы. Иван честный, благородный. 5.Что получилось? Какой получился результат? Дети. Жениться на лягушке. Спасает из плена Кощея Бессмертного Василису, и они живут долго и счастливо до конца свои дней. Дети. Ловят мячик и возвращают воспитателю. 6.Какие свойства характера есть у героя? Какие свойства характера были у героя при решении проблемы. Дети. Молодой. Удалой. Смиренный. Добрый. Очень нетерпеливый. Доверчивый. Вежливый. Милосердный. Благородный. Смелый. Сообразительный. Честный. Верный. Храбрый. Мужественный. Порядочный. Отважный. Справедливый. Ответственный. Решительный Настойчивый. 7. Копилка мудрости. Какой совет дадим герою сказки? Или жизненное правило.
|
Заключительный этап. Рефлексия, 3 мин | Формировать способность подводить итог учебной деятельности. Учить детей умению оценивать себя на занятии. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству. | Педагог вместе с детьми подводит итоги занятия. Так же было использована самооценка детей на занятии. | Воспитатель. -Ребята, вы сегодня очень постарались на занятии, хорошо выполнили все задания. Напомните клубочку все задания, которые вы выполняли. Воспитатель. Катится клубок. Воспитатель. Ребята, а сейчас встаньте пожалуйста в круг прощания. Наш клубочек принес сердечки от наших героев Иван Царевича и Василисы Премудрой, но непростые, а оценки: кому занятие очень понравилось и всё удалось, берут красные сердечки, а у кого не очень – получалось синие. Воспитатель. Ребята, любите русскую культуру. Народные сказки учат нас добру, мудрости и честности. Они учат нас правильному поведению. | Дети. Ловят мячик и возвращают воспитателю. 1.Игра «Пароль» 2.Игра «Назови сказку и ее вид» 3. Игра «Да – нет» 4. Мы анализировали главного героя сказки «Царевна – лягушка» Иван Царевич. 5.Проанализировали поступок героя, используя модель «Противоречие» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема «Дети играют» Возрастная группа младшая № 2
Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема «Дети играют» Возрастная группа м...
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» «Познавательное развитие» Раздел «Ознакомление с миром природы» Тема: «Поиграем с Матрёшкой» (средняя группа)
обобщение знаний и умений детей, полученные в течение учебного года....
Технологическая карта по образовательной области «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» в подготовительной группе компенсирующей направленности Название: «Семья»
Цель: формирование патриотических чувств на основе знаний детей о семье.Задачи:- систематизировать представления детей о семье, о родственных связях;- активизировать словарь по теме, обогащать р...
Технологическая карта. Занятие. Образовательная область «Речевое развитие». Раздел «Развитие речи» в подготовительной группе (6 - 7 лет). Название: «Илья Муромец в былине «Илья Муромец и Соловей - разбойник"
Цель: формировать у детей умение анализировать текст - былины.Продолжать знакомить с жанром былины, с образом былинного богатыря Ильи Муромца. Учить выделять и называть героя былины; определять ...
Технологическая карта. Занятие. Образовательная область «Речевое развитие». Раздел «Развитие речи. Художественная литература» в старшей (5 – 6 лет).Название: «Игры с волшебником «Наоборот». Сказка «Лисичка со скалочкой»».
Цель: формировать у детей умение анализировать текст - сказки.Занятие на тему: «Игры с волшебником «Наоборот». Сказка «Лисичка со скалочкой» способствуе...
Карта НОД. Образовательная область «Речевое развитие». Раздел «Развитие речи. Художественная литература» в средней группе (4 – 5 лет). Тема: «Удивительный мир книги» Название: «Книга» с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ
Цель: формирование бережного отношения к книге, прививать любовь к чтению....
Карта НОД.Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи. Художественная литература»в средней группе (4 – 5 лет). Тема: «Чему нас учит сказка». Название: «Сказки» с использованием технологии ОТСМ - ТРИЗ.
Технологическая карта занятия составлена для детей средней группы и разработана и опирается на ФГОС и на программу образовательного учреждения. Согласно Стандарту, содержание образовательной области ...