Карта НОД.Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи. Художественная литература»в средней группе (4 – 5 лет). Тема: «Чему нас учит сказка». Название: «Сказки» с использованием технологии ОТСМ - ТРИЗ.
материал (средняя группа)
Технологическая карта занятия составлена для детей средней группы и разработана и опирается на ФГОС и на программу образовательного учреждения. Согласно Стандарту, содержание образовательной области «Речевое развитие» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. В образовательном процессе используется ТРИЗ – РТВ - технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_chemu_uchit_nas_skazkavolk_i_semero_kozlyat.docx | 1.27 МБ |
poyanitelnaya_zapiska.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Непосредственно образовательная деятельность
Образовательная область «Речевое развитие»
Раздел «Развитие речи. Художественная литература» в средней группе (4 – 5 лет)
Тема: «Чему нас учит сказка».
Название: «Рассказывание сказки «Волк и семеро козлят».
Непосредственно образовательная деятельность для детей средней группы разработана на основе методических рекомендаций и учитывает соответствующую примерную образовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Содержание Программы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее - ФГОС ДОУ). В образовательном процессе используются дополнительно ТРИЗ – РТВ - технологии.
Основной целью деятельности является закрепление знаний детей о русской народной сказке, приобщение к художественной литературе и произведениям русского народа, что соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, который утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17 октября 2013 г. №1155 п. 4.6. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности…, ребенок обладает установкой положительного отношения к миру.
Образовательные:
Систематизировать и закрепить знания о названии сказки, и о том, что сказка «Волк и семеро козлят» русская народная сказка
Учить детей эмоционально воспринимать литературное произведение, оценивать поступки героев. Учить анализировать сказку, заполняя таблицу анализа сказки, при помощи сюжетных картинок. Обучать выделять признаки (особенности) сказки.
Развивающие:
Упражнять детей в подборе антонимов, представленных разными частями речи.
Развивать интонационную выразительность при воспроизведении отдельных слов сказки.
Развивать мелкую моторику рук, творческую активность детей. Развивать логическое мышление и повышать речевую активность детей. Формирование интонационной выразительности
Воспитательные:
Воспитывать интерес к народному творчеству.
Воспитывать у детей интерес и любовь к сказке.
Воспитание нравственных качеств (доброты, чуткости, умения слушать)
Место данного занятия в системе занятий, тип занятия.
Закрепления ранее приобретенных знаний, умений и систематизация ранее приобретенных знаний.
Конспект разработан с учетом возрастных особенностей, в соответствии с рабочей программой по образовательной области «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи. Художественная литература» в средней группе (4 – 5 лет)
Занятие планируется в виде непрерывной деятельности, проводится в форме совместной партнерской деятельности взрослого и детей, что обеспечивает развитие активности, инициативности ребенка, формирует уважение и доверие к взрослому.
Обоснование применения демонстрационного материала.
Демонстрационный материал: таблица с условными обозначениями для анализа сказки картинки к сказке которыми заполняется таблица «Анализ сказки», иллюстрации к сказке «Волк и семеро козлят»,. игра «Сказочный поезд», волшебник «Наоборот»
Раздаточный материал: раскраски к сказке.
Наглядность, которая используется в процессе непосредственно образовательной деятельность, способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста (включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная).
Логичность в структуре.
Структура и содержание занятия на повторение и закрепление соответствует возрастным возможностям детей, состоит из 5-х взаимосвязанных этапов: «Организационный этап»; «Актуализация знаний»; «Расширение имеющихся представлений»; «Практическая работа»;
«Заключительный этап. Рефлексия».
Занятие имеет четкую структуру, состоит из трех этапов, которые идут в логической последовательности, связанны общим содержанием и методикой, соответствует требованиям САНПИН 2.4.1.3049-13п.11.10., выдержана длительность занятия - 20 минут.
1. Этап - Первый этап – организационный момент. На этом этапе важно вызвать эмоциональный интерес детей, организовать внимание, подготовить детей, подготовить к деятельности. Активировала внимание следующими словами «Дети, Вы любите сказки. Назовите сказки», далее последовали ответы детей. Для поднятия эмоционального состояния, развития мелкой моторики рук, творческой активности детей, формирования положительной мотивации к предстоящей деятельности, была проведена пальчиковая гимнастика. Таким образом была решена задача: воспитывать интерес к народному творчеству и развивать мелкую моторику рук, творческую активность детей.
2. Этап - На следующим этапе были актуализированы знания. Было предложено детям отправиться в сказочное путешествие на «Сказочном поезде», использовалась игра «Сказочный поезд» Дети и воспитатель заполняют вагончики при помощи сюжетных картинок. Таким образом, была решена задача: развивать логическое мышление и повышать речевую активность детей.
3. Этап - Следующий этап - расширение имеющихся представлений. Дети отвечают на вопросы воспитателя. Разыгрывая ситуацию, детям задаются вопросы, была проведена работа, чтобы отвечали на вопросы, использовались хоровые и индивидуальные ответы. С целью дальнейшего разыгрывания ситуации была проведена физминутка «Все козлята любят петь». Таким образом, была решена задача: систематизировать и закрепить знания о названии сказки, и о том, что сказка «Волк и семеро козлят» русская народная сказка, развитие речи, памяти; развитие координации.
4. Этап - Практическая работа. Здесь была разыграна воображаемая ситуация в развернутом виде, с практическим применением знаний и умений детей. Учились анализировать сказку, заполняя таблицу, при помощи сюжетных картинок. Формировать представления о способах работы с морфологической таблицей. Во время заполнения таблицы была проведена физминутка. Дети продолжили знакомиться с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма (физминутка, дыхательное упражнение) В конце деятельности была проведена дидактическая игра «Путешествие по сказкам» детям предлагаются иллюстрации к одной из сказок, которые разложены в последовательности, но среди них есть одна или две иллюстрации из другой сказки. Ребенку нужно найти лишнюю, объяснить и назвать из какой она сказки.
5. Этап - Заключительный этап. Рефлексия. На нем был подведен итог учебной деятельности с помощью ответов на заданные вопросы. Так же я провела моральное поощрение.
Предварительная работа. Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций.
Детям была прочитана сказка «Кот, петух и лиса»
Данный конспект НОД построен в соответствии с возрастными особенностям детей и требованиями ФГОС.
Формы организации деятельности.
В ходе образовательной деятельности используются различные формы работы: с подгруппой детей и использован индивидуальный подход.
Для наиболее эффективной работы и достижения поставленной цели были использованы следующие методы и приемы:
игровой (использование сюрпризных моментов);
наглядный (использование иллюстраций, мультимедийного оборудования);
словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей поощрение, анализ занятия)
Соответствие использованных форм методов и приемов работы поставленным целями задачам.
Образовательные:
Учить, правильно, называть произведение. (Правильно называть сказку, выражать свое отношение к сказке и ее героям.)
Учить анализировать сказку, заполняя таблицу анализа сказки, при помощи сюжетных картинок.
Обучать выделять признаки (особенности) сказки.
Развивающие:
Развивать интонационную выразительность при воспроизведении отдельных слов сказки.
Развивать мелкую моторику рук, творческую активность детей.
Развитие дыхания у детей, памяти, развитие координации.
Развивать логическое мышление и повышать речевую активность детей.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к народному творчеству.
Воспитывать у детей интерес и любовь к сказке.
Воспитание нравственных качеств (доброты, чуткости, умения слушать)
Создать эмоционально-положительный климат в группе детей.
1. Этап - Первый этап – организационный момент. На этом этапе важно вызвать эмоциональный интерес детей, организовать внимание, подготовить детей, подготовить к деятельности. Было, активировано, внимание сюрпризным моментом. Звучит «волшебная» музыка. Дети по очереди на четвереньках проползают через «тоннель» и т.д. Погружение воспитанников в мир сказок (находят сундук). Таким образом была решена воспитательные задачи: воспитывать интерес к народному творчеству и создать эмоционально-положительный климат в группе детей.
2. Этап - На следующим этапе были актуализированы знания отгадывания загадок. Чтобы поддержать интерес детей, направить к сказке, были использованы иллюстрации отгадки.Таким образом, была решена задача: развитие логического мышления и повышение речевой активности детей.
3. Этап - Следующий этап - расширение имеющихся представлений. Систематизировать и закрепить знания о названии сказки, и о том, что сказка «Кот, петух и лиса» русская народная сказка. Была, разыграна, ситуация, задавались детям вопросы, ответы детей полным ответом, были даны образцы правильной речи, чтобы речь была четкая, эмоциональная, грамотная. Детям был представлен сказочный герой клубок. Для снятия эмоциональное напряжение была проведена пальчиковая гимнастика. Таким образом, были решены следующие задачи: образовательные: учить, правильно,называть произведение. (Правильно называть сказку, выражать свое отношение к сказке и ее героям.). И развивающая задача: развивать мелкую моторику рук, творческую активность детей.
4. Этап - Практическая работа. Здесь была разыграна воображаемая ситуация в развернутом виде, с практическим применением знаний и умений детей. Учились анализировать сказку, заполняя морфологическую таблицу, при помощи сюжетных картинок. Формировать представления о способах работы с морфологической таблицей. Во время заполнения таблицы была проведена физкультминутка. Дети продолжили знакомиться с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма (физкультминутка, дыхательное упражнение). Таким образом, были решены следующие задачи: образовательные: учить анализировать сказку, аполняя таблицу анализа сказки, при помощи сюжетных картинок. Обучать выделять признаки (особенности) сказки. Воспитательные: воспитывать у детей интерес и любовь к сказке. Воспитание нравственных качеств (доброты, уткости, умения слушать) Развивающая: развитие дыхания у детей, развитие речи, памяти, развитие координации.
5. Этап - Заключительный этап. Рефлексия. На нем был подведен итог учебной деятельности с помощью ответов на заданные вопросы. Так же использовалось моральное поощрение. (Правильно называть сказку, выражать свое отношение к сказке и ее героям.)
Способы привлечения внимания детей, включение различных органов восприятия, различных видов памяти.
Реализованы следующие способы привлечения внимания детей приемы работы с детьми: просматривание иллюстраций, показ, дидактические игры, имеющие перед собой цель привлечения и сосредоточения внимания детей.
Мотивационные приёмы активности детей использованы следующие: беседа, загадки, сказки, чтение, рассматривание картинок, мультимедийная презентации, игра.
На протяжении всего НОД дети были активны, инициативны, заинтересованы, сосредоточены при выполнении задания.
Организация двигательной активности детей. С целью снятия эмоционального напряжение, развития мелкой моторики рук, развитие творческую активность детей, формирования положительной мотивации к предстоящей деятельности была проведена пальчиковая гимнастика, физкультминутка (под музыку), дыхательное упражнение.
Разработка и применение инструментов рефлексия. Формировать способность подводить итог учебной деятельности с помощью ответов на заданные вопросы. Использовано моральное поощрение. Добрые слова, похвала и поощрение должны достаться всем малышам.
Соответствие поставленных целей и задач прогнозируемым результатам.
В конечном итоге поставленные в занятии задачи были выполнены. Занятие своей цели достигло. Считаю, что мне удалось достичь цели занятия, через реализацию всех поставленных задач. Анализируя, проведенное занятие можно сказать, что поставленные задачи были успешно выполнены. Считаю, что занятие построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны. Разнообразие игровых приёмов использованных на занятии, позволили мне удержать внимание и познавательный интерес детей на протяжении всего занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» «Познавательное развитие» Раздел «Ознакомление с миром природы» Тема: «Поиграем с Матрёшкой» (средняя группа)
обобщение знаний и умений детей, полученные в течение учебного года....
Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: «Речевое развитие» Раздел: «Развитие речи» Тема: «Дикие животные» Возрастная группа: Средняя группа
Развивать лексико-грамматические представления у детей дошкольного возраста по теме «Дикие животные»....
Карта занятия. Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи. Художественная литература» в подготовительной группе (6 - 7 лет) Тема: «Анализ русской народной сказки «Царевна - лягушка» с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ.
Технологическая карта занятия составлена для детей подготовительной группы и разработана и опирается ФГОС на программу образовательного учреждения. Согласно Стандарту, содержание образовательной облас...
Технологическая карта. Занятие. Образовательная область «Речевое развитие». Раздел «Развитие речи. Художественная литература» в старшей (5 – 6 лет).Название: «Игры с волшебником «Наоборот». Сказка «Лисичка со скалочкой»».
Цель: формировать у детей умение анализировать текст - сказки.Занятие на тему: «Игры с волшебником «Наоборот». Сказка «Лисичка со скалочкой» способствуе...
Карта НОД. Образовательная область «Познавательное развитие». Раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» в средней группе (4 – 5 лет). Тема: «Твердые и жидкие человечки» с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ.
Цель: формирование представлений детей о свойствах жидких и твердых веществ.Занятие на тему: «Твердые и жидкие человечки». способствует формирование представлений у детей о свойствах жидки...
Карта НОД. Образовательная область «Речевое развитие». Раздел «Развитие речи. Художественная литература» в средней группе (4 – 5 лет). Тема: «Удивительный мир книги» Название: «Книга» с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ
Цель: формирование бережного отношения к книге, прививать любовь к чтению....
Карта (занятия) по образовательной области «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи. Подготовка к обучению грамоте». В старшей группе Тема: «Учимся читать» Название: «Играем с Роботом Робом»
Цель: формирование навыков и интереса к чтению складами с помощью кубиков Н.А. Зайцева....