Карта НОД. Образовательная область «Речевое развитие». Раздел «Развитие речи. Художественная литература» в средней группе (4 – 5 лет). Тема: «Удивительный мир книги» Название: «Книга» с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ
план-конспект занятия (средняя группа)
Цель: формирование бережного отношения к книге, прививать любовь к чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya-karta-kniga-.docx | 2.89 МБ |
kniga_poyasnitelnaya_zapiska_nod.docx | 55.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к технологической карте образовательная область «Речевое развитие»
раздел «Развитие речи. Художественная литература»
в средней группе
НОД на тему: «Удивительный мир книги»
составила: воспитатель Ельцова И.В.
- Диагностичность целей и конкретность задач
Технологическая карта НОД составлена опиралась ФГОС дошкольного образования на программу образовательного учреждения. Согласно Стандарту, содержание образовательной области «Речевое развитие направлено» на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.
Цель НОД предполагает формирование бережного отношения к книге, привития любви к чтению. Развитие навыков познавательной и речевой, продуктивной деятельности – работа непростая. Она предполагает, что дети самостоятельно подбирают слова, называют слова - наоборот, составляют загадки, принимают участие в заполнении таблицы «Системный оператор», подробно характеризуя объекты. Всё это становится возможным, если мы создаём для этого условия.
- Место НОД в системе занятий
Задачи познавательного и речевого развития детей реализуются в течение всего времени пребывания детей в детском саду, а не только в ходе НОД. Образовательная область «Речевое развитие» тесно интегрирует с каждой из четырёх оставшихся областей, и это взаимопроникновение способствует формированию высших психических функций, помогает решать проблемы социально-личностного, художественного и физического развития.
Занятие на тему: «Удивительный мир книги», соответствует возрастным особенностям детей среднего дошкольного возраста.
- Обоснованность применения демонстрационного и раздаточного материала
Для наиболее качественного усвоения изучаемого материала во время занятия используются технические средства обучения (мультимедийное оборудование, магнитофон); демонстрационный и раздаточный материал:
- мультимедиа для (игры) «Да - нет - ка»;
- выставка русских народных сказок в книжном уголке группы для игры «Отгадай книгу по обложке»
- для игрового упражнения «Расскажи загадку» (таблица с загадкой о книге) по технологии ТРИЗ;
- мультимедиа (презентация) «Прошлое книги» для заполнения таблицы «Системный оператор» (пятиэкранка);
- Таблица «Системный оператор» (пятиэкранка) и иллюстрации для заполнения таблицы «Системный оператор» по технологии ТРИЗ;
- игра с мячом «Наоборот», помогает в игре Волшебник «Наоборот»;
- для пополнеия шкатулки «Копилка мудрости» иллюстрации - небольшие плакаты «Книга источник знаний», «Никогда не порти книги».
- Раздаточный материал для игры «Правила обращения с книгой», для сопровождения данной игры используется аудиозапись «Читайте, читайте – страницы листайте».
Дидактические игры: «Да нет - ка» позволяет находить детям, задуманный предмет, отсекая все лишние признаки, учить слышать и слушать друг друга.
Игра «Отгадай книгу по обложке», расширяет знания и предполагает закрепление знаний детей о русских народных сказках, развивает интерес к иллюстрированным изданиям знакомых произведений.
Технология ТРИЗ «Составление загадок». Дети рассказывают загадку. Используется для формирования навыков речевой творческой деятельности; обучение созданию сравнений, создание образных характеристик объектов.
Технология ТРИЗ «Системный оператор» «Книга» Мультимедиа (презентация) «Прошлое книг», поможет актуализировать знания и сформирует у детей умение системно мыслить по отношению к объекту, расширение кругозора, обогащение словаря, развитие связной монологической речи, развитие творческого воображения.
Развитие речевых умений путем выделения слов с противоположным значением (т. е. упражнять в подборе слов, с противоположным значением), научит детей игра с мячом «Наоборот»
Дети находят шкатулку «Копилка мудрости», что позволит воспитывать у ребенка уважение и интерес к книгам, бережное отношение к ним.
Снять эмоциональное напряжение, расширить знания детей о книгах, познакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма , развитие речи, памяти, координации, мы можем, применив физкультминутку: «Книга»
Для систематизации имеющихся знаний проводится игра «Правила обращения с книгой» Игра способствует воспитанию уважения и интереса к книгам, бережного отношение к ним.
Формировать способность подводить итог учебной деятельности с помощью ответов на заданные вопросы, позволяет игровое упражнение «Вопрос – ответ». Данное упражнение даёт возможность провести рефлексию, оценить свои знания, полученные вовремя НОД.
- Логичность в структуре:
Занятие проводится в средней группе. Состоит из следующих этапов:
- организационный этап – «Приветствие» 1 мин.;
- актуализация – дидактические игры ««Да – нет - ка» 3 мин.;
- расширение имеющихся представлений - игра «Отгадай книгу по обложке» 3 мин.;
- физкультминутка «Книга» - 1 мин.;
- практическая работа
- Технология ТРИЗ «Составление загадок» - «Расскажи загадку». Дети рассказывают загадку.
- Технология ТРИЗ «Системный оператор» «Книга», мультимедиа (презентация) «Прошлое книги». - Игра с мячом «Наоборот». - Дети находят шкатулку «Копилка мудрости», и пополняют ее мудрыми мыслями.
- Игра «Правила обращения с книгой» - 10 - 11мин.;
- заключительный этап (рефлексия) - игровое упражнение «Блиц-опрос «Вопрос - ответ» - 2 мин.
5. Описание предварителной работы
Для усиления интереса и мотивации детей проводится предварительная работа, которая заключлась в следующем: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, создание плаката «Книга – твой друг – береги ее», детям надо было узнать у родителей, как раньше люди передавали информацию, рассматривание дидактических картин истории создания книг. Технология ТРИЗ «Составление загадок». Игра "Черное - белое” Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: "Книга” Хорошо – из книг узнаешь много интересного… Плохо – они быстро рвутся . . . и т.д.)
- Формы организации деятельности
В процессе образовательной деятельности создаются условия для того чтобы каждый ребёнок достиг результата. Непосредственно-образовательная деятельность предполагает фронтальную и индивидуальную форму работы.
- Соответствие использованных форм, методов и приёмов работы
Для достижения поставленных задач были использованы следующие формы и методы работы с детьми:
задачи | формы и методы работы |
Закреплять умение находить задуманный предмет, отсекая все лишние признаки, задавать вопросы, учить слышать и слушать друг друга. Развивать логическое мышление и повышать речевую активность детей. | Дидактическая игра: мультимедиа «Да - нет - ка» |
Закрепление знаний детей о русских народных сказках. Развивать интерес к иллюстрированным изданиям знакомых произведений. | Игра «Отгадай книгу по обложке» |
Продолжать развивать навык речевой творческой деятельности; обучение созданию сравнений, создание образных характеристик объектов. | Дети и воспитатель загадывают загадку по технологии ТРИЗ «Расскажи загадку» |
Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма Развитие речи, памяти; развитие координации. Снять эмоциональное напряжение | Физкультминутка «Книга» |
Актуализировать знания детей о прошлом создания книги, ее развитием. Формирование у детей умение системно мыслить по отношению к любому объекту, расширение кругозора, обогащение словаря, развитие связной монологической речи, развитие творческого воображения | Системный оператор «Книга» Мультимедиа (презентация) «Прошлое книги» |
Развитие речевых умений путем выделения слов с противоположным значением (упражнять в подборе слов, с противоположным значением). | Игра с мячом «Наоборот». Помогает в игре Волшебник «Наоборот |
Воспитывать уважение и интерес к книгам, бережное отношение к ним. | Дети находят шкатулку «Копилка мудрости» и пополняют ее мудрыми мыслями |
Воспитывать уважение и интерес к книгам, бережное отношение к ним. Создать эмоционально-положительный климат в группе детей. | Игра «Правила обращения с книгой», игра сопровождается аудиозаписью. |
Формировать способность подводить итог учебной деятельности с помощью ответов на заданные вопросы | Игровое упражнение: «Блиц-опрос «Вопрос - ответ». |
- Способы привлечения внимания детей
Для привлечения внимания детей вовремя НОД используются:
- мультимедиа (презентация) «Прошлое книги», мультимедиа игра «Да – нет»;
- смена видов деятельности (поиск объектов, дидактическая игра, физкультминутка, игровое упражнение);
- изменение интонации, тембра, высоты и громкости голоса;
- сопровождение речи мимикой и жестами.
- Определение и описание учёта и поддержки детской инициативы, активности и самостоятельности
В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности применяют следующие методы и приемы:
- в ходе игр «Да - нет - ка» дети находят задуманный предмет, отсекая все лишние признаки, задают вопросы, учатся слышать и слушать друг друга.
- в ходе дидактических игр: «Отгадай книгу по обложке» у воспитанников развивается логическое мышление, проявляют самостоятельность при выборе книги.
- проявляют творческую активность в составлении таблицы «Системный оператор», дети самостоятельно определяет место картинки, соответствующее объекту и рассматриваемому, аргументируют свой выбор;
- совершенствуют навыки речевой творческой деятельности вовремя различных заданий.
Развивающая среда в групповой комнате способствует развитию познавательной активности, соответствует интересам детей и имеет развивающий характер. Выставка русских народных сказок в книжном уголке группы, создание плаката «Книга – твой друг – береги ее» организованная совместно с детьми и их родителями помогает систематизировать знания детей о том, как относится к книге; помогает активизировать словарь по теме, обогатить речь детей, способствует формированию бережного отношения к книге, воспитанию любви к ней.
- Организация двигательной активности детей, профилактика утомления
Для профилактики утомляемости вовремя НОД используется смена видов детской деятельности. Физкультминутка позволяет детям снять мышечное и эмоциональное напряжение.
- Рефлексия
На заключительном этапе рефлексия, проведённая в форме игрового упражнения «Блиц-опрос «Вопрос - ответ» даёт возможность воспитанникам освежить знания по теме НОД.
- Вывод
НОД на тему: «Удивительный мир книги» способствует закреплению у детей навыков речевой, продуктивной деятельности на материале бережного отношения к книге. Поставленные задачи, дают возможность реализовать цели занятия через различные виды деятельности, эмоциональное общение педагога и детей. Формирование навыков мышления, воображения и речи воспитанников реализуются средствами ОТСМ – ТРИЗ. Таким образом, поставленные задачи в процессе занятия решены, цель достигнута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» «Познавательное развитие» Раздел «Ознакомление с миром природы» Тема: «Поиграем с Матрёшкой» (средняя группа)
обобщение знаний и умений детей, полученные в течение учебного года....
Карта занятия. Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи. Художественная литература» в подготовительной группе (6 - 7 лет) Тема: «Анализ русской народной сказки «Царевна - лягушка» с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ.
Технологическая карта занятия составлена для детей подготовительной группы и разработана и опирается ФГОС на программу образовательного учреждения. Согласно Стандарту, содержание образовательной облас...
Технологическая карта. Занятие. Образовательная область «Речевое развитие». Раздел «Развитие речи. Художественная литература» в старшей (5 – 6 лет).Название: «Игры с волшебником «Наоборот». Сказка «Лисичка со скалочкой»».
Цель: формировать у детей умение анализировать текст - сказки.Занятие на тему: «Игры с волшебником «Наоборот». Сказка «Лисичка со скалочкой» способствуе...
Технологическая карта (занятия) по образовательной области «Речевое развитие». Раздел «Развитие речи». В средней группе. Тема: «Текст 36, Встреча с ежиком». Название: «Встреча с ежиком» с использованием технологии ОТСМ - ТРИЗ.
Цель: формирование навыка правильного восприятия короткого рассказа, пробуждение интереса к чтению....
Карта НОД. Образовательная область «Познавательное развитие». Раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» в средней группе (4 – 5 лет). Тема: «Твердые и жидкие человечки» с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ.
Цель: формирование представлений детей о свойствах жидких и твердых веществ.Занятие на тему: «Твердые и жидкие человечки». способствует формирование представлений у детей о свойствах жидки...
Карта НОД.Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи. Художественная литература»в средней группе (4 – 5 лет). Тема: «Чему нас учит сказка». Название: «Сказки» с использованием технологии ОТСМ - ТРИЗ.
Технологическая карта занятия составлена для детей средней группы и разработана и опирается на ФГОС и на программу образовательного учреждения. Согласно Стандарту, содержание образовательной области ...
Карта НОД. Образовательная область «Познавательное развитие». Раздел «Ознакомление с предметным окружением» в младшей группе (3 – 4 года). Тема: «Мы - путешественники». Название: «Транспорт» с использованием технологии ОТСМ -ТРИЗ.
Цель: познавательное развитие детей младшего возраста через единство решения игровых, познавательных и творческих задач. Задачи: Образовательные: Продолжать знакомить детей с разными видам...