Методические разработки конспектов занятий «Литературных гостиных» для детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по художественной литературе (старшая, подготовительная группа)

Демидова Галина Владимировна
         «Литературная гостиная» – удивительно пластичная и удобная форма организации творческой деятельности. Она позволяет в максимальной степени раскрывать любой, даже самый смелый замысел, поскольку объединяет в себе драматическое действо, музыку и пение, литературную игру, диалог со зрителем и даже дискуссию. Это та форма, которая располагает к задушевному общению. Именно она способствует развитию речетворческих способностей детей. Ребята знакомятся с авторами и их произведениями, учатся выступать на публике, драматизировать, и самое главное прививается интерес и любовь к чтению.
Цель «Литературной гостиной» создание оптимальных условий для раскрытия творческого, интеллектуального потенциала дошкольников, формирования его личности.
Задачи: 
 - развитие способностей и творческого потенциала через  приобщение к поэзии, литературному творчеству; 
- развитие связной речи старших дошкольников, коммуникативности, успешности в общении;
- создание условий для самовыражения, самореализации каждого ребёнка;
- сплочение коллектива дошкольников для совместной творческой деятельности;
- развитие у детей способности понимать и передавать красоту и богатство русского языка;
       Рамки «Литературной гостиной» позволяют проводить встречи с писателями и поэтами местного уровня,  ставить спектакли, разрабатывать литературно-музыкальные композиции, активно участвовать в различных творческих конкурсах.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_razrabotki_konspektov_demidova_g.v.docx65.53 КБ

Предварительный просмотр:

Методические разработки конспектов занятий «Литературных гостиных» для детей старшего дошкольного возраста.

          Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для речевого, эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии (который, к сожалению, с возрастом падает), поэтому необходимо расширение этого потенциала, формирование и совершенствование уникальных детских способностей. От возраста к возрасту у ребёнка увеличивается объём художественных представлений, знаний, изобразительных умений через своё понимание мира, свой личный опыт, через своё “Я”.  Использование интеграции разных видов искусств и художественных видов деятельности позволяет подводить детей к целостному осмысленному восприятию конкретных явлений, событий, гаммы чувств.

          Главная задача знакомства детей дошкольного возраста с художественной литературой — воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умения слушать и понимать художественный текст, т. е. всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания, будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.

           Исследования наших ученых помогают определить основные черты такого читателя. Это человек, который любит книгу, постоянно общается с ней. Воспитание вдумчивого, чуткого читателя — процесс длительный и сложный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он крепчайшими нитями связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их.

            Именно в детском саду начинает складываться начитанность: ребенок приходит в школу с обширным и во многих отношениях уникальным литературным багажом. В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всем многообразии его жанров — от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой, с произведениями современных писателей.

            Вышесказанное свидетельствует, что именно дошкольный период должен рассматриваться как первая ступень в литературном развитии будущего «большого, талантливого» читателя.

Наконец, важным моментом деятельности восприятия является эмоциональный отклик на литературное произведение. Для того чтобы полноценно воспринять литературное произведение, необходимо его эмоционально пережить, «заразиться» им. Специфика такого познания заключается в том, что ребенок-читатель внутренне активно содействует героям и переживает с ними все происходящие события. Он как бы проживает жизнь героев, относится к ним личностно — любит одних, презирает и ненавидит других. Ребенок вбирает, присваивает их духовный опыт, и этот опыт, воплощенный в образах, точно соответствующих сознанию малыша, становится для него собственным, личным, начинает влиять на его действия и поступки.

Литературное произведение захватывает личность ребенка целиком, и в этом проявляется развивающее значение чтения.

   В соответствии с ФГОС дошкольного образования педагог должен развивать в дошкольниках творческую активность и самостоятельность. Разные  виды искусства в полной мере подходят, чтобы развить эти личностные качества. К тому же эта работа включает интеграцию практически всех   образовательных областей по ФГОС ДО: познавательное, речевое, социально - коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.

Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей.

  «Литературная гостиная» – удивительно пластичная и удобная форма организации творческой деятельности. Она позволяет в максимальной степени раскрывать любой, даже самый смелый замысел, поскольку объединяет в себе драматическое действо, музыку и пение, литературную игру, диалог со зрителем и даже дискуссию. Это та форма, которая располагает к задушевному общению. Именно она способствует развитию речетворческих способностей детей. Ребята знакомятся с авторами и их произведениями, учатся выступать на публике, драматизировать, и самое главное прививается интерес и любовь к чтению.

Цель «Литературной гостиной» создание оптимальных условий для раскрытия творческого, интеллектуального потенциала дошкольников, формирования его личности.

Задачи:

 - развитие способностей и творческого потенциала через  приобщение к поэзии, литературному творчеству;

- развитие связной речи старших дошкольников, коммуникативности, успешности в общении;

- создание условий для самовыражения, самореализации каждого ребёнка;

- сплочение коллектива дошкольников для совместной творческой деятельности;

- развитие у детей способности понимать и передавать красоту и богатство русского языка;

       Рамки «Литературной гостиной» позволяют проводить встречи с писателями и поэтами местного уровня,  ставить спектакли, разрабатывать литературно-музыкальные композиции, активно участвовать в различных творческих конкурсах.

     Мы попытались вернуть исконное понимание термина “литературная гостиная”, оживить эту форму работы, осовременить ее, сориентировать на интересы и потребности детей в социализации, самовыражении и самосовершенствовании.

    Особенность «Литературной гостиной» заключается в том, что она может объединить детей разных возрастных групп (средней, старшей и подготовительной) и разного уровня подготовки. Одни выступают артистами, другие активными слушателями.  В ней могут участвовать педагоги  и родители, выпускники ДОУ – все могут найти себе роль, возможности для творческого самовыражения.

При проведении литературной гостиной много внимания уделяется оформлению интерьера зала. Всевозможные декорации, макеты, эскизы костюмов, рисунки, выполненные совместно с  юными художниками-декораторами, их родителями становятся важной частью происходящего.

Стали традицией наши ежегодные встречи с очень интересным человеком, талантливой поэтессой Лилией Такташевой. Стихи Лилии Такташевой для детей одновременно учат, воспитывают, радуют и помогают познать окружающий мир маленькому человечку, которому все так интересно. Большое эмоциональное и воспитательное воздействие на детей оказывают эти  встречи. Стихи оживают, рассказ автора об истории создания произведения помогает ярче, детально представлять описанные события, пережить то, что чувствует поэтесса. Завороженные красочными произведениями Лилии Порфирьевны ребята не только выступают в роли артистов, но и желают сами стать поэтами. С большим интересом посещают такие встречи и родители воспитанников.

Литературная гостиная, как форма работы, очень понравилась и  ребятам, и родителям, и теперь она прочно вошла в нашу совместную деятельность.

Развитие человека – это движение от знания слова к умению владеть словом. И этому, безусловно, способствуют наши «Литературные гостиные».

Используемая литература:

  1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М.:Мозаика – синтез, 2004.
  2. Белоусова Л.Е. Добрые досуги по произведениям детских писателей СПб. - Детство Пресс, 2008.
  3. Васюкова Н. Е., Травкина С. В. Знакомство детей с художественной литературой в системе развивающих занятий // Управление ДОУ, - 2010. -  № 5 (63).
  4. Ельцова О. М., Крицкая Л. С. , Шадрова Н. Л. Детское речевое творчество как условие полноценного общения // Дошкольная педагогика, - 2010.
  5. Синицына Е. Развивающие стихи и рифмы. – М.: Юнвес, 2000.
  6. http://tpk-mint.blogspot.com/2015/11/blog-post_10.html

Литературная гостиная

«Книжкины именины»

Цель: Закреплять и систематизировать знания детей о сказках и их героях, воспитывать бережное, трепетное отношение к книге. Способствовать формированию читательского интереса и раскрытию творческого потенциал старших дошкольников .

Задачи: 

-  закреплять знания детей об особенностях сказки, поэзии. 
- развивать зрительное и слуховое восприятие, мышление, память, внимание.

- развивать творческое воображение, художественные способности, умение реализовывать свой замысел для создания образа, композиции.

- развивать эмоциональную активность детей.
-  воспитывать любовь к чтению художественной литературы. 

Участники игры: воспитанники  групп КН от 5 до 6 лет с ТНР;

Форма проведения: литературная гостиная ;

Технические средства и оборудование: экран, медиапроектор, компьютер, атрибуты к сценкам.

Предварительная работа. Чтение сказок  и стихотворений, подготовка атрибутов, просмотр мультфильмов. Разучивание  и инсценировка с детьми стихотворений Л.Такташевой. Конкурс «Рисунок к любимой сказке»,

Ход гостиной:

             Ребята! Ежегодно 2 апреля все празднуют Международный день детской книги. Праздник самого близкого. Самого умного нашего друга – КНИГИ! А отмечают его в день рождения датского сказочника Ганса Кристиана Андерсена. А какие сказки Андерсена вы помните?

На свете существует множество книг, каждая из них открывает нам путь в мир знаний. Книги рассказывают нам о жизни замечательных людей, о прошлом нашей планеты, вместе с ними мы путешествуем к далёким мирам и сказкам.

             Да, действительно, трудно представить себе жизнь без верного друга – хорошей книги.

Это Книжкина неделя

Пролетит по всей стране,

Как приветствие апреля,

Как приветствие Весне.

Книжек первые страницы

Нас встречают с первых лет

И несут нас, точно птицы,

Облетая целый свет.

Не словами, а на деле

Мы докажем, что ведет

Наша книжная неделя

За собою книжный год!

Наши ребята много читают, поэтому много знают. Думаю,  легко справятся с  литературной викториной.

Викторина:

  1. Какое настоящее имя царевны – лягушки? (Василиса Премудрая)
  2. Назовите имя сказочного царя – долгожителя? (Кощей)
  3. Назовите грозное оружие соловья – разбойника? (свист)
  4. Поляки называют её Едзина, чехи – Езинка, словаки – Еже Баба, а как называем её мы? (Баба Яга)
  5. Назовите место рождения колобка. (печь)
  6. Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно? (Жучка)
  7. Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи? (Царевна – лягушка)
  8. Как называется деталь женского платья, в которой помещаются озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды? (рукав платья Царевны – лягушки)
  9. Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (шапку – невидимку)
  10. Назовите «рабочее место» кота ученого.(дуб).
  11. В нём 38 попугаев, 6 мартышек, 1 слонёнок. Кто это? (удав)
  12. Кем приходилась Золушке добрая волшебница? (крестной)

Вед : Думаю, что вы ребята знаете много пословиц о книге и чтении. Это меткие изречения, которые точно выражают глубокий и мудрый смысл. Давайте сейчас проверим – я начинаю пословицу, а вы продолжайте.

Пословицы:

Книга для ума – что тёплый дождь для всходов.

Не красна книга письмом, а красна умом.

Ум без книги, как птица без крыльев.

Напрасный труд удить без крючка и учиться без книги.

Прочел новую книгу – встретился с другом.

Недочитанная книга – не пройденный до конца путь.

Одна книга тысячу людей учит.

Книга мала, а ума придала.

Кто много читает, тот много знает.

Книги читать – не в ладушки играть.

Золото добывают из земли, а знания из книги.

Вед: Правильно, ребята, книги – это клад, самый значимый для людей.

              Входит почтальон Печкин: Это я, почтальон Печкин. У вас тут книжкин праздник? Принес вам поздравительные телеграммы, только я их вам не отдам, потому что на них не указано, кто их прислал. А это не по правилам.

Вед: Как же быть? Ведь у ребят сегодня праздник!

П,П: А я вот, что придумал: так и быть, прочитаю вам ваши телеграммы. А вы угадайте, кто из литературных героев их прислал. Договорились?

- Дорогие ребята! Поздравляем! На празднике не будем, не можем выйти из дома, нас хочет съесть серый волк.(три поросенка).

- Ой, ребята, простите! Не могу с вами праздновать, от меня сбежали брюки! (Грязнуля из «Мойдодыра»)

- Друзья! Успею ли на книжкин праздник, не знаю, В самолет меня не сажают, говорят, если есть свой мотор, лети сам…(Карлсон).

Всё, вот другое дело, примите и распишитесь.

Вед: Спасибо, почтальон Печкин за телеграммы, оставайся на нашем празднике. Послушай, как ребята отгадывают загадки.

Загадки

1) Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор … (Айболит)

2) Что за странный человечек деревянный. На земле и под водой Ищет ключик золотой? Всюду нос суёт свой длинный. Кто же это?. (Буратино)

3) Возле леса, на опушке, Трое их живёт в избушке. Там три стула и три кружки. Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? (Три медведя)

5) Он гулял по лесу смело, Но лиса героя съела, На прощанье спел, бедняжка, Его звали … (колобок)

6) В Простоквашино он жил, И с Матроскиным дружил, Простоват он был немножко, Звали пёсика … (Шарик)

7) Бедных кукол бьёт и мучит, Ищет он волшебный ключик, У него ужасный вид, Это доктор … (Карабас)

8) Он большой шалун и комик, У него на крыше домик, Хвастунишка и зазнайка, А зовут его … (Карлсон)

П.П.: Ребята, вы такие молодцы, я тоже знаю много разных игр, можно с вами поиграть.

Вед: Ребята, хотите поиграть с Печкиным.

П,П: Мой первый конкурс называется «Золушка». Участвует два человека. Вам нужно отделит фасоль от арбузных семечек, как это делала кто???? Правильно, героиня сказки Ш.Перро.

Следующий конкурс : «Собери картинку». Участвует две команды. Кто быстрее соберёт картинку и назовёт сказку. (2*по 2 ребёнка от группы)

Вед: Молодцы, ребята, вы очень дружные. Много сказок знаете. Но для детей свои произведения пишут не только писатели , но и поэты. В нашем городе живёт замечательная поэтесса Л.П.Такташева. И сегодня наши ребята прочитают её стихи.

«Стрекоза»

 «Паучок»

 «Почемучки»

А ребята из группы «Фантазёры» покажут сказку в стихах К.Чуковского «Телефон»

Вед: А я знаю такую замечательную игру «Путаница» Кто, кому  и  в  какой  сказке  на  самом  деле  говорит  эти  слова:

        И  молвит  колобок: «Что  тебе  надобно, старче?» (Пушкин. Сказка  о  рыбаке  и  рыбке).

        Идет  по  лесу  Красная  Шапочка  и напевает: «Нам  не  страшен  серый  волк, серый  волк, серый  волк!» (С.Михалков. Три  поросенка).

        Стучится  серый  волк  в  избушку  к  семерым  козлятам  и  спрашивает: «Кто  в  теремке  живет?» (РНС «Теремок»)

        Царевна – лягушка: «Не  садись  на  пенек, не  ешь  пирожок» (Маша  и  медведь).

 «Угадай, из какой сказки предмет»

  • Мёд
  • Ключ
  • Красная шапочка
  • Горошина
  • Яйцо
  • Цветик-семицветик

Ребята, сегодня  очень  много  было  сказано  о  книге  и  я  хочу  сыграть   с  вами  в  игру «Что   любит  книжка»

Если  книжка любит это, то надо хором кричать "Да!", если   нет — то и звучать должно "Нет!

Что любит книжка ?

Обложку. — Да!

Грязные руки. — Нет!

Закладку.—Да!

Дождик. — Нет!

Снег. — Нет!

Бережное отношение. — Да!

Блины. — Нет!

Чистые руки. — Да!

Валяться на полу. — Нет!

Драться. — Нет!

Жить на книжной полке. — Да!

Любознательных читателей. — Да!

Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят на зорьке в туманах…
Мир озарив чудесами,
Сказки летят над лесами,
На подоконник садятся,
В окна, как в речки, глядятся…
Сказки со мною повсюду,
Их никогда не забуду.

Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро.

Звучит песня «Гимн книге»


           «Любимые стихи»

Гостиная по произведениям С. Я. Маршака

Цель: познакомить с биографией и творчеством детского писателя С.Маршака. Закреплять и систематизировать знания детей о стихотворениях и их героях. Способствовать формированию читательского интереса и раскрытию творческого потенциал старших дошкольников.

Задачи: 

-  закреплять знания детей об особенностях сказки, поэзии. 
- развивать зрительное и слуховое восприятие, мышление, память, внимание.

- развивать творческие способности детей

- развивать эмоциональную активность детей.
-  воспитывать любовь к чтению художественной литературы. 

Участники игры: воспитанники  групп КН  для детей с ТНР от 5 до 6 лет

Оборудование:

  • портрет и выставка книг С. Я. Маршака;
  • кот Ученый, мышонок Митька, Петрушка-иностранец;
  • большой ключ, три леечки, три ружья, большой таз, бинокль, весла;
  • , детские перчатки по количеству ребят, изображающих котят в инсценировке стихотворения «Перчатки»;
  • башмачок, мячи на всех детей, теплый платочек, игрушечный телефон;
  • объявление табличка «СТОЛ НАХОДОК»;
  • маски мамы-кошки и котят;
  • костюмы детей: феечки — длинные платья и колпачки с лентами; охотники-звероловы — курточки и шляпы с перьями; мудрецы — длинные халаты и чалмы;
  • костюмы взрослых: человек рассеянный с улицы Бассейном,
  • аудиокассета с фонограммой топота копыт;

 Предварительная работа.

Чтение рассказов и сказок С.Я.Маршака из сборников: «Золотое колесо», «Плывет, плывет кораблик», «Ключ от королевства», «Детки в клетке», «Радуга».

Разучивание с детьми стихотворений С.Я. Маршака.

Подготовка с детьми пантомимы для проведения этюда «Живые картинки».

Ход гостиной

Сценка «Митькина пропажа»

Появляется мышонок Митька. Он что-то ищет. За ним идет кот Ученый.

Мышонок. Где же вы, мои ботиночки, где?

Кот. Здравствуйте, ребята! Наш Митька ботиночки потерял. Вы их не находили?

Дети. Нет.

Мышонок. А еще я кепку свою потерял и носовой платок. Пи-пи-пи!

Кот. Ну, платочек-то у меня есть, вытри-ка слезки.

Кот дает мышонку платочек. Митька сморкается, вытирает мордочку, перестает плакать.

Кот. Ай-ай-ай, Митька, ты настоящий растеряха. Почему-то детей называют растеряхами, а взрослых — рассеянными. Странно!

Мышонок. Котик, ты такой умный, ученый! Ты все знаешь! Посоветуй, что мне делать, где мои пропажи искать?

Кот. Наверное, тебе помогут в «Столе находок». Такие же растеряхи, как ты, обронили много интересных вещей. Вот я уже сколько нашел, целый мешок! Надо скорее вернуть вещи их хозяевам, чтобы они не расстраивались. Спросим-ка взрослых где находится «Стол находок»?

.Ведущий.Здравствуйте, дорогие мои!

 Кот. Помогите нам, пожалуйста, найти «Стол находок».

Ведущий. Сказочное королевство, в котором живут герои сказок и стихов С. Я. Маршака, закрыто на ключ. Вот этот ключ. Предлагаю вам посетить это королевство и придумать ему название.

Звучит музыка

Вот вам ключ от королевства.

 В королевстве — город,

А в городе — улица,

А на улице есть двор,

На дворе — высокий дом,

 В этом доме — спаленка,

 В спальне — колыбелька,

В колыбельке — ландышей

Полная корзина. Ландышей,

 Ландышей — Полная корзина.

Ведущий.        Ландыши — в корзине,

Корзина — в колыбельке,

Колыбелька — в спаленке,

А спаленка — в доме,

 Дом стоит среди двора,

Двор глядит на улицу,

А улица — в городе,

Город — в королевстве.

Вот от королевства ключ,   Ключ от королевства.

(«Ключ от королевства»)

Ведущий. Дорогие гости! Подумайте и вспомните, какие еще здания и постройки есть в этом волшебном королевстве. О них говорится в стихотворениях С. Я. Маршака.

Дети. В королевстве есть...

  • вокзал, с которого отправилась в дорогу дама из стихотворения «Багаж»;
  • порт, в который прибыли мышата и капитан Утка, из стихотворения «Кораблик»;
  • цирк и зоосад, где живут разные звери из стихотворений «Цирк», «Детки в клетке», «Где обедал воробей»;

   • почта, куда поступают письма и телеграммы жителям королевства, из стихотворения «Почта».

Ведущий. Много персонажей живет в этом королевстве. Есть в нем и упрямцы, и попрошайки, и жадины, и симулянты. Есть забавные зверята и веселые девочки и мальчики, парни и барышни, которые сделаны из... Интересно, из чего? Вы хотите узнать?

Песня

Из чего только сделаны мальчики?

Из чего только сделаны мальчики?

Из колючек, ракушек

И зеленых лягушек.

Вот из этого сделаны мальчики!

Из чего только сделаны девочки?

Из чего только сделаны девочки?

            Из конфет, и пирожных,

И сластей всевозможных.

Вот из этого сделаны девочки!

Из чего только сделаны парни?

Из чего только сделаны парни?

Из насмешек, угроз,

Крокодиловых слез.

Вот из этого сделаны парни!

Из чего только сделаны барышни?

 Из чего только сделаны барышни?

Из булавок, иголок,

Из тесемок, наколок.

Вот из этого сделаны барышни!

(«О мальчиках и девочках»

Ведущий. А что еще можно увидеть в королевстве, мы узнаем, когда в нем побываем. Гости дорогие, готовы ли вы отправиться в путешествие? Тогда поторопимся, Самуил Яковлевич Маршак нас предупреждает: «Не опаздывай!»

            Кто явится первый,

Приедет в карете,

В нарядной карете, на паре коней.

Второй — в тарарайке,

На ослике — третий.

На чем же четвертый?

На паре свиней!

                                           («Не опаздывай!»)

Садимся в большую карету!

Ведущий. Веселые чижи рассказали мне, что «Стол находок» расположен на улице Бассейной. Туда мы и отправимся. Сейчас первая остановка. Это место называется «Площадь Мимов». Знаете, кто такой мим? Так называют актеров, которые одним выражением лица, жестами, без слов, могут все о себе рассказать. А вот и первая «живая картинка». Попробуйте угадать, что это за герои и из каких стихотворений С. Я. Маршака они к нам пришли.

                                              Этюд «Живые картинки»

  • Выходят три девочки-феечки, садятся на скамеечку. Сзади них становятся три мальчика с леечками в руках. Они замирают. Ведущий. Вы узнали, кто это?

Дети. Это феечки из стихотворения «Маленькие феи»

Три очень милых феечки

Сидели на скамеечке

И, съев по булке с маслицем,

Успели так замаслиться,

Что мыли этих феечек

Из трех садовых леечек.

Ведущий. Молодцы! А вот уже готова новая «живая картинка».

  • Трое детей, одетые в костюмы мудрецов, усаживаются в большой старый таз. Один из мудрецов смотрит в бинокль, второй гребет веслом, а третий закрывает лицо руками, изображая страх перед грозой.

Ведущий. Кто это?

Дети. Это мудрецы из стихотворения «Три мудреца».

Три мудреца в одном тазу

Пустились по морю в грозу.

Будь попрочнее

Старый таз,

Длиннее

Был бы мой рассказ.

Ведущий. Дорогие гости, пора продолжить путешествие. Давайте пройдемся по улице, которая называется «Чудеса в решете». Здесь можно увидеть веселую чепуху и вдоволь нахохотаться. А этот шлагбаум пропускает только тех, кто очень весел. Если вы засмеетесь, увидев или услышав что-нибудь, шлагбаум откроется. Давайте-ка посмотрим в бинокли на то, что творится на этой улице.

  • Дети подносят к глазам волшебные бинокли (большой и указательный пальцы обеих рук сведены в кольцо, а остальные пальчики повторяют положение указательного).

              Ведущий. Ребята, что вы увидели?

Я видел озеро в огне,

Собаку в брюках на коне,

 На доме шляпу вместо крыши,

Котов, которых ловят мыши.

Я видел утку и лису,

Что пироги пекли в лесу,

Как медвежонок туфли мерил

И как дурак всему поверил!

«Я видел»

Спросил меня голос

В пустыне дикой:

— Много ли в море

Растет земляники?

— Столько же, сколько

 Селедок соленых

 Растет на березах

И елках зеленых.

(«Вопрос и ответ»)

Старый заяц сено косит,

А лиса сгребает.

Муха сено к возу носит,

А комар кидает.

Довезли до сеновала.

С воза муха закричала:

—На чердак я не пойду,
Я оттуда упаду,
Ноженьку сломаю,
Буду я хромая!

(«Сенокос»)

            Играет кот на скрипке,

На блюдце пляшут рыбки,

Корова взобралась на небеса.

Сбежались чашки, блюдца,

А лошади смеются.

—Вот, — говорят, — какие чудеса!

 («Чудеса в решете»)

Ведущий. А у С.Маршака есть веселое стихотворение про мяч..

1-й ребенок.Мой   Веселый, Звонкий  Мяч,

Ты куда Помчался Вскачь?  

             Желтый, Красный,  Голубой,

             Не угнаться  За тобой!

2-й ребенок.

Я Тебя Ладонью

Хлопал.

Ты Скакал И звонкоТопал.

               Ты Пятнадцать Раз Подряд

Прыгал В угол И назад.

3-й ребенок.  А потом Ты покатился

            И назад  Не воротился.

              Покатился В огород,

           Докатился До ворот,

           Подкатился Под ворота,

           Добежал До поворота.

4-й ребенок.    Там Попал  Под колесо

       Лопнул,   Хлопнул — Вот и все!

Ведущий. А у наших ребят есть много новых красивых мячей. Хотите с ними поиграть?

Динамическая пауза «Мой веселый, звонкий мяч»

Под веселую музыку дети подбрасывают и ловят мячи. По команде ведущего они перебрасываются мячами со взрослыми. По окончании игры все садятся.

.Ведущий. А вот и конечный пункт нашего путешествия — улица Бассейная. Кто это бежит нам    

     Выбегает человек рассеянный с улицы Бассейной (взрослый).

Человек рассеянный.

Это я. До свидания, то есть здравствуйте!

      Ведущий. Гости дорогие, вы его узнали?

Дети. Это человек рассеянный с улицы Бассейной.

Ведущий. Как смешно он одет! Ребята, кто из вас может описать его наряд?

«Вот какой рассеянный»

Ребенок.        Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки

— Оказалось, это брюки.

Вот какой рассеянный

 С улицы Бассейной!

                                   Надевать он стал пальто

— Говорят ему: не то.

Стал натягивать гамаши

 — Говорят ему: не ваши.

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!

                                   Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду.

                 Вместо валенок перчатки

                 Натянул себе на пятки.

                 Вот какой рассеянный

                 С улицы Бассейной!

Ведущий. Уважаемый человек рассеянный с улицы Бассейной! Не подскажете ли нам, где находится «Стол находок»?

Человек рассеянный. Конечно! Я как раз оттуда уволился, то есть я там работаю. Проходите, проходите, будьте как в гостях, ой! то есть как дома.

Человек рассеянный выносит столик с цветами, телефоном и табличкой «СТОЛ НАХОДОК». Ведущий ставит на него мешочек с находками. Она предлагает детям вытащить из мешка по одной вещи, которые там лежат.

Ведущий. Что это?

Человек рассеянный. Это носочки... или перчатки? Кто же их потерял?

Дети. Котята.

Человек рассеянный (звонит по телефону). Мышата, ой, котята! Приходите скорее с мамой, ваши перчатки нашлись.

Выбегают котята (дети) и их мама-кошка

«Перчатки»

               Ведущий      Потеряли котятки

               На дороге перчатки

 И в слезах прибежали домой.

Котята.        Мама, мама, прости,

Мы не можем найти,

Мы не можем найти Перчатки!

Мама-кошка.      Потеряли перчатки?

Вот дурные котятки!

Я вам нынче не дам пирога.

Мяу-мяу, не дам,

Мяу-мяу, не дам,

Я вам нынче не дам пирога! Котята подбегают к столику и берут у человека рассеянного перчатки.

Ведущий     Побежали котятки,

Отыскали перчатки

И, смеясь, прибежали домой.

Котята.        Мама, мама, не злись,

Потому что нашлись.

            Потому что нашлись Перчатки!

               Мама-кошка.   Отыскали перчатки?

 Вот спасибо, котятки!

Я за это вам дам пирога.

Мур-мур-мур, пирога,

Мур-мур-мур, пирога,

Я за это вам дам пирога!

Ведущий. А чей это башмачок?

По залу на одной ножке прыгает девочка Мери. У нее надет только один башмачок, ее поддерживают две подружки. Они сажают ее на стульчик и примеряют Мери найденный башмачок.

«Мери»

Мери. Не мой ли это башмачок?

1-я подружка.

У маленькой Мери

Большая потеря:

Пропал ее правый башмак.

В одном она скачет

И жалобно плачет,

— Нельзя без другого никак!

2-я подружка.

 Но, милая Мери,

 Не плачь о потере.

 Ботинок для правой ноги

 Сошьем тебе новый

Иль купим готовый,

Да только смотри — береги!

Ведущий. Ну, вот и отыскались хозяева всех наших находок, а Митькиных пропаж мы так и не нашли.

Человек рассеянный. Ах, я совсем забыл. Не эти ли вещи вы ищете?

Человек рассеянный достает из кармана Митькины вещи: ботиночки, бейсболку и носовой платочек.

Ведущий. Ура! Митька будет очень рад. А теперь нам пора возвращаться: королевство закрывается. Но вы встретитесь с героями С. Я. Маршака еще не раз, когда прочитаете книжки, которые мы приготовили для вас в подарок. Постарайтесь запомнить слова поэта:

Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет!


Сценарий гостиной

Э. Успенский «Разноцветная семейка»

Цель: Познакомить с  биографией и творчеством Э.Успенского. Способствовать формированию читательского интереса и раскрытию творческого потенциал старших дошкольников .

Задачи:

  • Повысить мотивацию старших дошкольников к чтению;
  • Способствовать развитию речи, языкового чутья, логического мышления, творческих способностей;
  • Формировать навыки общения в группе;
  • Расширить словарный запас воспитанников, кругозор;

Участники игры: воспитанники  групп КН от 6 до 7 лет;

Форма проведения: литературная гостиная;

Технические средства и оборудование: экран, медиапроектор, компьютер, рисунки с изображением подводного мира, атрибуты к сценкам.

Предварительная работа. Чтение сказок  и стихотворений Э.Успенского, просмотр мультфильмов.

Разучивание  и инсценировка с детьми стихотворений Э.Успенского, знакомство с биографией  детского писателя.

  1. Организационный момент
  2. “Успенскоград”;
  3. “Песнеград” ;
  4. “Город знатоков”
  5. Театроград.

Организационный момент (слайды 1-2)

Ведущий: Сегодня нас ждёт необычная поездка. Догадались, куда? (Ответы детей). Сегодня мы отправимся в путешествие на литературном поезде в гости к героям книг Эдуарда Успенского и проверим, кто из вас был самым внимательным  слушателем    и  читателем книги.

Ведущий: Звучит сигнал к отправлению – путешествие началось!

Путешествие по “станциям”:

Успенскоград (слайды 3-16)

В этом городе участники игры знакомятся поближе с замечательным детским писателем Эдуардом Николаевичем Успенским.

Слайды иллюстрируют биографию и творческий путь Успенского.

Родился 22 декабря 1937 года в Московской области. Кто он?

У маленького Эдика была любимая игрушка.

Уши – большие, хвост пуговкой, не поймешь, не то заяц, не то собака.

Словом, неизвестный науке зверь, названный позже Чебурашкой.

Рос Эдик озорным мальчиком и получал плохие отметки. Но двоечником быть не хотел, в глубине души он хотел стать академиком или министром.

Он так упорно занимался, что смог поступить в авиационный институт и стать инженером. Три года проработал по специальности, но понял, что делает не свое дело.

Инженер Успенский решил стать взрослым юмористом. А потом быстро переквалифицировался и стал детским писателем!

Однажды летом он работал в пионерском лагере, читал детям интересные книжки. Когда интересные книжки закончились, Успенский начал рассказывать свою сказку…

“В одном городе жил крокодил по имени Гена, а работал он в зоопарке крокодилом” Так в 1966 году появилась книга “Крокодил Гена и его друзья”, прославившая писателя.

По своим книгам он писал сценарии к мультфильмам:

Рыжий, рыжий, конопатый ”, “Пластилиновая ворона”, “Крокодил Гена и его друзья”, “Трое из Простоквашино”, “Следствие ведут колобки”

Попробовал Эдуард Николаевич и стихи сочинять. Результат превзошел ожидания – прекрасный сборник “Разноцветная семейка”

Эдуард Николаевич вел на радио и телевидении различные передачи:

“Радионяня”, “АБВГДейка”, “В нашу гавань заходили корабли”

Чтобы печатать хорошие книги для детей, Успенский создал издательство “САМОВАР”

Сейчас Эдуард Николаевич мечтает стать директором телевидения, президентом концерна и главным министром (одновременно, разумеется)!

В конце рассказа ведущего дети фронтально отвечают на вопрос: кто же такой Э.Н.Успенский? ( Писатель, сценарист, ведущий передач, издатель, поэт и т.д.)

Песнеград (слайды 18-20)

Угадайте, кто исполняет песню

Чебурашка

Шапокляк

Крокодил Гена

Город Знатоков (слайды 22-33)

1. Что делал Чебурашка около большого фруктового сада на ящиках с апельсинами?

(завтракал, обедал, ужинал)

2. Где работал Чебурашка? (в магазине игрушек, в магазине уценённых товаров, в магазине одежды)

3. Сколько лет крокодилу Гене? (40, 50, 60)

4. Во что любил играть сам с собой крокодил Гена? (шахматы, морской бой, крестики – нолики)

5. На чём готовил кофе Гена в гостях у Чебурашки? (на плите, на костре, в микроволновке)

6. Какую роль исполнял крокодил Гена в детском спектакле? (волк, бабушка, Красная Шапочка)

7. Любимое животное старухи Шапокляк (мышь, крыса, хомяк)

10. Что сделал Гена, чтобы его не узнавали на стройке? (надел парик, надел маску, надел новый костюм)

11. За сколько секунд Шапокляк забралась на вершину дерева, убегая от носорога? (5 секунд, 10 секунд, 15 секунд)

12. Сколько времени висела старуха Шапокляк на дереве? (2 часа, 3 часа, 4 часа)

А теперь Шарик и Матроскин хотят поиграть с вами в игру    «Заблудившиеся герои».

 . (слайды 34-36)

Игра «Заблудившиеся герои».

Предлагается в каждой серии картинок найти лишнего героя:

Крокодил Гена

 Чебурашка

Почтальон Печкин

кот Матроскин

Дядя Фёдор

Старуха Шапокляк

Пёс Шарик

Девочка Вера

Обезьяна Анфиса

А теперь Шарик и Матроскин хотят задать вам свои вопросы. (слайд 37)

Шарик:

 - Кто первый подружился с дядей Федором, я или Матроскин? Матроскин

 - Почему дядя Федор уехал из дома? Не разрешали иметь кота

 - Как называется деревня, где я повстречался с дядей Федором? Простоквашино

 - Как правильно есть бутерброд с колбасой?  Колбасой вниз

 - Какую знаменитую фразу умел говорить галчонок Хватайка?    Кто там

Матроскин:

-Какой журнал выписывал себе дядя Фёдор? «Мурзилка»

-Кто вытащил Шарика из реки?    Бобрёнок

- Какое ружье родители дяди Фёдора купили Шарику?  Фоторужье

-Что было нужно для счастья коту Матроскину ?  корова

-За кем целый день бегал по лесу Шарик ? зайцем

А теперь отправляемся в ТЕАТРОГРАД., где наши ребята предстанут героями произведений Э.Успенского.

Группа «Капельки» - инсценировка стихотворений : «Память», «Прогулка», «Над нашей квартирой»

Группа «Фантазёры» - инсценировка стихотворения «Разноцветная семейка»

Методическая литература и интернет – ресурсы.

1. Э.Н.Успенский “Общее собрание героев” // Санкт-Петербург, “Комета”, 1993

2. Э.Н. Успенский "Как появился Чебурашка" // "Новая газета", N 5, 2007г.

3. http://www.uspens.info/4. http:// multiki-online.net5. http:// music.yandex.ru


Литературная гостиная

«Встреча с мегионской поэтессой Лилией Порфирьевной Такташевой »

Цель:  Познакомить с автором и её творчеством, дать почувствовать неповторимость, богатство и красоту лирики Л.П.Такташевой; формировать чувство любви к малой родине. 

Задачи: 

 -познакомить с новой книгой Л.П.Такашевой  «Всё о кошках и котах»

- развивать эстетический вкус к поэтическому слову

- развивать творческое воображение, художественные способности, умение реализовывать свой замысел для создания образа, композиции

- развивать эмоциональную активность детей.
- приобщать воспитанников  к культуре родного города

Участники игры: воспитанники  групп КН от 5 до 6 лет с ТНР

Форма проведения: литературная гостиная

Технические средства и оборудование: экран, медиапроектор, компьютер, атрибуты к сценкам.

Предварительная работа.Разучивание  и инсценировка с детьми стихотворений Л.Такташевой. Конкурс «Рисунок к любимому стихотворению»

Ход встречи

Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые родители и гости!

Все мы с вами любим книги: сказки, стихи, рассказы.

И сегодня мы приглашаем вас окунуться в волшебный мир поэзии.

Я рада приветствовать в этом зале прекрасного, доброго, бескорыстного  человека, живущего в нашем родном городе, талантливую поэтессу Лилию Порфирьевну Такташеву.

Здравствуйте. Прошу вас!

Лилия Порфирьевна мы очень рады новой встрече с вами. Ребята знают и любят ваши замечательные стихотворения и сегодня хотят представить вам  их в своём исполнении

 «Стрекоза» 

Мне на ладошку села

Большая стрекоза.

Ну, до чего красивые

Стрекозкины глаза!

И крылышки блестящие,

 И хвостик голубой.

Я подошел тихонько

К ромашке полевой.

Она с руки слетела

И села на цветок.

Видать, его искала,

А я найти помог.

«Пузыри пузырили».

Отпустила туча-мать

Деток по небу гулять.

Вмиг надули щечки

Сыновья и дочки.

Вынули из сумочек

Миллионы трубочек,

Стали в лужицах играть,

Пузыри в них надувать.

От зари и до зари

Пузырили пузыри.

Кушать не хотели,

Даже похудели.

Ночью свои трубочки

Положили в сумочки.

Наигрались вволю,

Полетели к морю.

С маленькими ребятишками всегда случается много удивительных и смешных историй.                      «Доигрался»

- О-го-го, какой синяк!

Бедный Ваня, где ж ты так?

Иль споткнулся обо что-то?

Иль тебя ударил кто-то?

И в ответ Ванюша буркнул:

- Меня стульчик ножкой стукнул.

Я играл, а стульчик - хлоп! –

И ногою прямо в лоб.

А какие ребята почемучки .Всё известное и неизвестное им очень интересно. Сотни «почему» звучат от них. И это ведь наши ответы помогают детям узнавать мир вокруг себя. Послушайте-ка стихотворение

«Почемучки»

Баба Лена свою внучку        

Называет почемучкой.

- Почему от лука плачут?

- Почему лягушки скачут?

- Кто рисует на окошках?

- Где живёт сороконожка?

Сто вопросов каждый день

Внучке задавать не лень.

Но и внучку баба Лена

          Спрашивает то и дело:

- Где очки? Где рукавички?

- кто рассыпал в кухне спички?

- Почему сидишь без дела?

- Почему обед не съела?

- Почему не помолчишь?

- Почему ещё не спишь?

Кто, скажите почемучка:

Баба Лена или внучка?

  • Лилия Порфирьевна, мы знаем и очень рады тому, что в этом году вышла ваша новая книга «Всё о кошках и котах». И в ней теперь представлены удивительные стихотворения об этих милых животных. Познакомьте нас, пожалуйста, с этой книгой.

(Презентация новой книги)

Литературная гостиная

«В моей Вообразилии»: стихотворный мир Бориса Заходера.

Цель – познакомить с жизнью и творчеством Б.Заходера, способствовать развитию читательского кругозора и раскрытию творческого потенциала каждого участника мероприятия

Задачи:
-продолжать ознакомление детей с художественной литературой, разными её жанрами, вызвать радостный эмоциональный настрой, стимулировать стремление к заучиванию стихотворений;
-развивать образную речь, поэтический слух, этические и нравственные понятия;
-воспитывать положительное отношение к детским поэтическим произведениям, любовь и уважение к родной литературе, русскому языку.
Предварительная работа:

- чтение произведений Б.Заходера;

-выбор детьми стихотворений для разучивания;
- составление композиции из произведений Б.В.Заходера;
- подбор детей для участия в композиции;
- постановочная работа (индивидуально и со всеми героями) на развитие интонационной выразительности речи, на согласование своих действий с действиями партнёров по композиции, умение использовать пространство;
- подбор музыки, подготовка костюмов:

Ход гостиной

«Моя Вообразилия».

В моей Вообразилии,

В моей Вообразилии

Бывают с вами запросто

Настурции и Лилии;

Умеют львы косматые

Скакать верхом на палочке,

А мраморные статуи

Сыграют с вами в салочки!

Ура, Вообразилия,

Моя Вообразилия!

У всех, кому захочется,

Там вырастают крылья,

И каждый обязательно

Становится кудесником,

Будь он твоим ровесником

Или моим ровесником!...

В моей Вообразилии,

В моей Вообразилии -

Там царствует фантазия

Во всем своем всесилии;

Там все мечты сбываются,

А наши огорчения

Сейчас же превращаются

В смешные приключения!

В мою Вообразилию

Попасть совсем несложно;

Она ведь исключительно

Удобно расположена!

И только тот, кто начисто

Лишен воображения, -

Увы, не знает , как войти

В ее расположение!...

             Борис Владимирович Заходер родился 9 сентября 1918  в Молдавии, куда его родители попали во время первой мировой войны: отец ушел в армию добровольцем, а мать ухаживала за ранеными в госпитале. Затем семья переехала в Одессу, потом в Москву. Семья была высокообразованной, культ книги царил в ней безоговорочно. Мать Заходера работала переводчицей, она знала много языков: английский, немецкий, румынский и украинский.

             В детстве самым главным увлечением Заходера были животные, а любимой книгой - «Жизнь животных» Брема. Он был большим любителем чтения и рано начал придумывать сказки, стихи, загадки. А однажды Борис увидел, как местный хулиган мучает кошку, он смело вступил с ним в драку и вышел победителем из этого сражения. Любовь к животным Борис Заходер сохранил на всю жизнь, было время, когда в его московской квартире размещались целых 24 аквариума с рыбками. А на подмосковной даче в Болшево с ним жили две белые кошки с королевскими именами Белая Первая и Белая Вторая, верный пёс Барри и даже воронёнок по прозвищу Краш, который не боялся есть с рук.

             С самого раннего детства Борис Заходер писал стихи и поэтому сразу после окончания школы поступил в Литературный институт, но закончить его помешала война: он ушел на фронт добровольцем в 1939 году на финскую войну. Едва вернувшись, снова ушёл – на Великую Отечественную. Войну закончил в звании старшего лейтенанта и в 1946 году вернулся в Москву, а через год окончил Литературный институт.

             В 1947 году в журнале «Затейник» было напечатано весёлое стихотворение «Морской бой» - это было первое стихотворение Заходера для детей:

Что за шум на задней парте?

Ничего нельзя понять!

Кто-то там шипит в азарте:

-Е один!

-А шестъ.

-К пять!

Это снова Вова с Петей

Позабыли всё на свете:

На уроках день-деньской

Бой идёт у них морской!

Бьются два военных флота

На листочках из блокнота...

Герои Заходера - дети: наивные, озорные, немножко хитрые, но легко сознающиеся в своих недостатках.

«Я кота простить готов,

Я жалею их, котов,

Но зачем, же говорят,

Будто сам я виноват?

Я сказал открыто маме:

«Это просто клевета!

Вы б попробовали сами

Удержать за хвост кота!»

             Озорные, остроумные, легкокрылые стихи поэта знают многие ребята. И про Киску, которая плачет в коридоре («Злые люди бедной Киске не дают украсть сосиски!»), и про обезьянок («Наши предки, ваши предки на одной качались ветке...»), и про таинственного «НИКТО»….

                             Никто
                        Завелся озорник у нас.
                        Горюет вся семья.
                        В квартире от его проказ
                        Буквально нет житья!

                        Никто с ним, правда, не знаком,
                        Но знают все зато,
                        Что виноват всегда во всем
                        Лишь он один - НИКТО!

                        Кто, например, залез в буфет,
                        Конфеты там нашел
                        И все бумажки от конфет
                        Кто побросал под стол?
                        Кто на обоях рисовал?
                        Кто разорвал пальто?
                        Кто в папин стол свой нос совал?
                        НИКТО, НИКТО, НИКТО!

                        - НИКТО - ужасный сорванец!
                        Сказала строго мать. -
                        Его должны мы наконец
                        Примерно наказать!
                        НИКТО сегодня не пойдет
                        Ни в гости, ни в кино!

                        Смеетесь вы?
                        А нам с сестрой
                        Ни капли не смешно!

              Борис Владимирович не только поэт, он ещё и сказочник. В предисловии к книге сказок он писал: «Тот, кто внимательно прочитает эти сказки, наверное, заметит, что они очень разные. Как будто их рассказывают разные люди. Так оно и есть. Только рассказывают их не разные люди, а разные звери. И птицы. И даже рыбы. « Сказку про Серую Звёздочку», например, рассказывает Ёжик. «Сказку про Отшельника и Розу» - старая Камбала. А сказку «Ма-Тари-Кари» - сам Учёный Скворец».

Какие ещё сказки Бориса Заходера вы читали?

(Ответы детей: «Русачок», «Жил-был Фип», «Почему рыбы молчат», «Ма-Тари-Кари», «История гусеницы» ). 

Тогда вы сможете ответить на вопросы нашей викторины:

Викторина

1.«Бывший головастик» - кто это? (Лягушонок, сказка «Русачок».)

2.В кого превратился Русачок? (В зайца-русака, сказка «Русачок».)

3.С кем разговаривают Деревья, Кусты, Цветы? (Только с теми, кого очень-
очень любят, сказка «Серая Звёздочка».)

4.Какой цвет Ёжик считает самым красивым?(Серый, сказка «Серая Звёздочка».)

5.Что означает слово «астра»? (Звезда,сказка «Серая Звёздочка».)

6.Почему все цветы любили Серую Звёздочку?(Она защищала их от врагов-
слизняков, жуков, гусениц, сказка «Серая Звёздочка».)

7.Какие птицы не умеют летать? (Страус, киви, пингвин, сказка «Жил-
был Фип».)

8.Есть птицы, которые не летают, есть птицы, которые не поют, и гнёзд не вьют,
есть птицы совсем без крыльев, но нет птицы без ... Чего? (Без перьев, потому
птиц и называют пернатыми, сказка «Жил-был Фип».)

9.Почему рыбы молчат? (Чтобы ни люди, ни птицы, ни звери никаких рыбьих хитростей не узнали, сказка «Почему рыбы молчат».)

10.Чего не хватало маленькому Раку-Отшельнику? (Сначала ему не хватало
панциря, а потом — друга, сказка «Отшельник и Роза».)

11.За что страшный крокодил сказал впервые в жизни добрые слова? (Птичка
Тари выдернула ему больной зуб, сказка «Ма-Тари-Кари».)

12.Что означает на крокодильем языке «ма-тари-кари»? («Маленькая птичка,
которая делает большие добрые дела».)

13.Какие превращения ожидают гусеницу? (Она превратится в кокон, потом
в бабочку, сказка «История гусеницы».)

        Весёлые стихи, чудесные, добрые сказки, но есть и ещё немало книг, к которым Борис Владимирович имеет непосредственное отношение. Дело в том, что с его помощью «англичане» Винни-Пух и Мэри Поппинс, Питер Пэн и девочка Алиса стали говорить по-русски. Ведь писатель Борис Заходер — ещё и замечательный переводчик.

       Благодаря Заходеру мы не только узнали об этих прекрасных книгах, но и полюбили их всем сердцем. Сказать, что Заходер перевёл эти книги на русский язык, будет не совсем верно. Он их пересказал по-русски. «Это не переводы, это, как ни странно, - соавторство», - так говорил о своей работе Борис Владимирович, а Винни-Пуха называл своим приёмным сыном. Но и это ещё не всё! Ведь в театрах идёт немало пьес Бориса Заходера - «Ростик в дремучем лесу», «Русачок», «Очень умные игрушки», а по пьесе-сказке «Лопушок у Лукоморья» создана опера. Не один десяток фильмов снят по сценариям или по мотивам сказок писателя: «Кит и Кот», «Фантик», «Птичка Тари», «Жил-был Фип», «Про всех на свете», «Считалия» и многие другие.

Инсценировка сказки «Винни Пух и все-все-все..»

           Героями Заходера могут быть самые разнообразные персонажи: и школьник Вова, отдыхающий на уроке от перемены («Перемена»), и ссорящиеся буквы алфавита («Буква «Я»), и солдаты из детской считалки, которые покупают на базаре самовар («Считалия»). Но чаще всего героями его произведений становятся «братья наши меньшие» - птицы, звери и рыбы, густо населяющие волшебный мир автора.

 «Странное происшествие»

Однажды,

Точнее - когда -то и где-то,

С голодным Котом

Повстречалась Котлета.

Котлета, представьте,

Всплеснула руками:

Ах, как же я счастлива

Встретиться с вами!

Ах,

Если б Вы знали,

Как жаждут Котлеты

Узнать Ваши тайны

И Ваши секреты!

Скажите скорее, какого Вы рода?

Вернее -

Какого Вы времени года:

Кот осени Вы?

Кот весны?

Кот зимы?

А может быть,

Тоже Кот лета,

Как мы?

А может быть,

Вы даже Кот- Круглый-Год?

А может быть,

Может быть,

Вы - АНТРЕКОТ?

Кот

Лишь улыбнулся ей

Вместо ответа.

И сразу

Куда-то

Исчезла Котлета.

Собачкины огорчения

В лесочке, над речкой 
Построена дачка. 
На дачке живет 
Небольшая собачка. 
Собачка довольна 
И лесом и дачей, 
Но есть огорчения 
В жизни собачей. 
Во-первых, 
Собачку слегка раздражает, 
Что дачу высокий 
Забор окружает. 
Ведь если б не этот 
Противный забор, 
То с кошками был бы 
Другой разговор! 

Ее огорчает, 
Что люди забыли 
Придумать 
Собачкам 
Автомобили. Собачка 
Обиды терпеть не желает: 
Она на машины отчаянно лает! 

Ей грустно 
Глядеть на цветочные грядки: 
Они у хозяев 
В таком беспорядке! 
Однажды 
Собачка 
Их славно вскопала - 
И ей же, представьте, 
За это попало! 

Хозяин Собачку 
За стол не сажает - 
И это, конечно, 
Ее обижает: 
Не так уж приятно 
Приличной Собачке 
Сидеть на полу, 
Ожидая подачки! 

Но дайте Собачке 
Кусочек печенья - 
И сразу 
Окончатся 
Все огорченья.

              Если вы любите загадки – отгадайте !загадки, которые сочинил Заходер:

Он с жадностью пьёт —

А не чувствует жажды.

Он бел —

А купается только однажды:

Он смело ныряет

В кипящую воду,

Себе на беду,

Но на радость народу...

И добрые люди

(Вот это загадка!)

Не скажут:

Как жалко...
А скажут:    Как сладко!

(Кусок сахара)

Нахмурилось небо (Наверно, не в духе!) Летают, летают Белые мухи!..

И носятся слухи,

Что белые мухи

Не только летают, Но даже — не тают!

(Первый снег)

2.И ещё несколько загадок (это строчки из стихов Заходера «Кто на кого похож» и «Мохнатая азбука»):

Решётка на нём Нарисована чётко,

И очень к лицу Людоеду решётка!

(Тигр)

Всех смешит, Потому что не спешит.

(Черепаха)

И петь не поёт, И летать не летает. За что же народ его Птицей считает?

(Страус)

Всю жизнь в воде проводит...,

Хотя он и не рыба.

Он в море есть и в море спит,

За что ему — спасибо:

Тесно было бы на суше

От такой огромной туши!

(Кит)

Птичья школа

На старой липе во дворе
Большое оживление.
Повесил кто-то на заре
Такое объявление:
«Открыта школа для птенцов!
Занятия - с пяти часов.
Здесь можно даже летом
Учиться всем предметам!»

И ровно в пять часов утра
Слетелась птичья детвора:
Воробушки, галчата,
Чижи,
Стрижи,
Щеглята,
Сороки, воронята,
Синицы и скворцы.

Щебечут и смеются,
Пищат, галдят, клюются,
Толкаются, дерутся...
Что сделаешь -
Птенцы!

Но вот влетел учитель в класс,
И суматоха улеглась.
Сидит смирнее голубей
На ветках молодежь.
Учитель - Старый Воробей,
Его не проведешь!
Он справедлив, но очень строг.
- Итак, друзья, начнем урок!

У нас
По расписанию
Сейчас
Чистописание. -
Воробушки и галочки
Сидят, выводят палочки...

- Второй урок - родной язык.
Запомним: пишется «чирик»,
А произносится «чивик»
Или «чилик», кто как привык!

Теперь займемся чтением
Любимых детских книжек.
Читаем с выражением
Поэму «Чижик-Пыжик».

К доске пойдет, допустим, Чиж...
Ну, что же ты, дружок, молчишь?
- «Чижик-Пыжик! Где ты был?»
А как дальше, я забыл...

Но тут звонок раздался.
- Попрыгайте пока.
А кто проголодался,
Заморит червячка!

- Теперь естествознание.
Запишем два задания:
«Где собирают крошки»
И «Как спастись от кошки».

Отлично! В заключение
Сегодня будет пение.
Все, даже желторотые,
Поют с большой охотою.

Вот самый лучший ученик
Отдельно на картинке:
Он спел три раза «чик-чирик»
Почти что без запинки!

А вот на этой ветке
Проставлены отметки.
У всех пятерки.
Молодцы!
Летите по домам, птенцы!

              Ребята, а вам понравились произведения Б.Заходера. Тогда приходите в детскую библиотеку  берите , читайте красочные книги этого замечательного писателя .

Литература:

Заходер Б.В.«Избранное». - М.:Дет.лит, 1981. - 607 с.

Заходер Б.В. «Любимые стихи». - М.:АСТ-Пресс, 1997. - 176 с.

Заходер Б.В. «Считалия: Стихи». - М.: Малыш, 1979. - 126 с.

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/literatura/231804-literaturnaja-igra-tovarischam-detjam-po-tvor.html

https://www.youtube.com/watch?v=OVx31YaCnxA 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста"

Конспект интегрированной образовательной деятельности воспитателя сдетьми старшего дошкольного возраста, направленный на закрепление знаний о лесных животных в игровой форме...

Методическая разработка: конспекты непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка:конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Знакомство детей с профессиями ветеринарной клиники"

Данный материал полезен, для того чтобы вызвать интерес к профессиям людей работающих в ветеринарной клинике.Активизация и пополнение детского словаря за счет слов по теме: питомец, ветеринарный врач,...

Методическая разработка. Конспект занятия "Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Театрализованная игра по мотивам сказки "Теремок."".

Тема: «Театрализованная  игра по мотивам сказки Теремок».Образовательные области:  "Социально-коммуникативное развитие".Цель - Развитие эмоционального интеллекта детей ...

Методическая разработка конспект проведения утренней прогулки для детей старшего дошкольного возраста (ЗИМА).

Конспект проведения утренней прогулки для детей старшего дошкольного возраста (ЗИМА)....

Методическая разработка конспекта занятия по ФЭМП с детьми старшего дошкольного возраста.

1) Освоение приёмов мнемотехники, развитие внимания , зрительной памяти.2)Продолжать учить анализировать и объяснять ,что лишнее в группе предметов.3)Продолжать учить детей решать логические задачи, р...

Методическая разработка. Конспект занятия педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста 6 -7 лет "Письмо из лесной школы".

Методическая разработка. Конспект занятия педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста 6 -7 лет " Письмо из лесной школы"Совершенствовать коммуникативные навыки, навыки вербаль...