Технологическая карта интегрированного занятия по выразительному чтению
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Технологическая карта занятия

ФИО участника: Саленко Вероника Сергеевна

№ участника: 1

Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие

Тема занятия: Снегирёв Г. Я. «Отважный пингвинёнок»

Возрастная группа: старшая группа

Цель занятия: объяснение поступка героя через чтение рассказа Снегирёва Г. Я. «Отважный пингвинёнок», определение образа и характера главного героя в дидактической игре на ИКТ – оборудовании, создание поделки из пластилина «Друзья маленького пингвинёнка» в нетрадиционной технике лепки «Жгутики».

Задачи занятия:

Образовательные: познакомиться с героем; узнать, как разворачиваются события в рассказе.

Развивающие: охарактеризовать героя – маленького пингвина; объяснить мотивы его поступка.

Воспитательные: соблюдать правила игры, проявлять уважение друг к другу; высказать свое отношение к героям рассказа.

Дополнительные задачи:

Игровая задача: подобрать картинки, подходящие герою по образу и характеру.

Дидактическая задача: закрепить образ и характеристику героя в рассказе в процессе дидактической игры.

Техническая: закреплять умения отщипывать, раскатывать и примазывать, выполняя поделку из пластилина в нетрадиционной технике «Жгутики».

Изобразительная: продолжать знакомиться с нетрадиционной техникой работы с пластилином «Жгутики»

Словарная работа: вскарабкаться, отважный  

Планируемый результат занятия: пересказывают содержание рассказа с выделением качеств и поступков; рассказывают о герое, определяя его характер; следуют правилам игры и целенаправленно завершают игровые действия; делают поделку из пластилина в нетрадиционной технике лепки «Жгутики», выполняя проблемную ситуацию.

Подготовительная работа: дидактическая игра, подготовка раздаточного материала, иллюстрации из произведения Снегирёва Г. Я. «Отважный пингвинёнок», подготовка материалов для творчества.

Материалы и оборудование: документ-камера, SMART доска, ноутбук, пластилин, стеки, дощечки, клеёнки, медали, письмо, картон

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Привлечь внимание детей, мотивировать на предстоящую деятельность

Воспитатель зазывает детей на предстоящую деятельность.

Эй, ребята, всем вниманье, есть весёлое заданье!

Ребята, помните, как учёный Морозов проводил нам виртуальную экскурсию по своей станции в Антарктиде? Он прислал нам письмо, давайте посмотрим, что же там?

«Здравствуйте, ребята! Это я, учёный Морозов. В Антарктиде, как всегда, холодно. Отправляю вам интересный рассказ про отважного пингвинёнка и не просто так. К нам недавно прибежал один маленький пингвин. Мы приютили его на своей станции, но что – то ему совсем одиноко, ему очень не хватает друзей - пингвинят. Мы не знаем, что делать, помогите нам, пожалуйста»

Ребята, как же мы можем помочь учёному Морозову?

Словесный метод, практический (игровой)

Отвечают на вопросы

Дети заинтересованы предстоящей деятельностью и замотивированы на ее выполнение

2.

Основной этап

 

2.1.

Этап постановки проблемы

Заинтересовать детей к предстоящей деятельности, мотивация на решение проблемной ситуации

А вы хотите всё – таки прочитать произведение, которое нам прислал учёный?

Присаживайтесь за столы, спины держим ровно, руки на коленях.

Произведение называется «Отважный пингвинёнок», а написал его Снегирёв Геннадий Яковлевич – русский советский писатель, создавший много интересных рассказов для маленьких читателей.

Как вы думаете, к какому жанру относится это произведение?

Рассказ - это небольшое литературное произведение, повествующее о каких-то событиях, явлениях, взаимоотношениях людей.

Мне очень нравится рассказ «Отважный пингвинёнок». В детстве я была очень скромной и боязливой, тогда мама прочитала мне этот рассказ, и я поняла, что бояться нового совсем не стоит.

В рассказе повествуется о маленьком пингвинёнке, наблюдавшем за тем, как купаются взрослые пингвины, а почему же пингвинёнка назвали отважным, мы узнаем после прочтения.

Готовы?

 Словесный метод (беседа), прием: постановка проблемного вопроса

Слушают

Высказывают предположения

Рассматривают портрет писателя

Поставлена проблема которую дети буду решать

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Прочитать рассказ, в процессе продемонстрировать иллюстрации к нему. Закрепить представление детей о главном персонаже – его поступке.

Спины ровно, руки на коленях.

Во время того, как я буду читать, вы можете рассматривать иллюстрации, а также в этом произведении будут незнакомые нам слова «вскарабкаться» и «отважный». Вскарабкаться – значит залезть, взобраться или подняться на высоту. А отважный – это тот, кто не боится опасностей.

Эта история очень поучительная, слушаем внимательно и запоминаем как вел себя герой в рассказе.

Вам понравился рассказ?

Что-то мы совсем засиделись предлагаю немного размяться. Повторяйте за мной.

А теперь, ребята, встать

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево.

И беритесь вновь за дело.

- Ребята, каким по характеру был маленький пингвинёнок?

- Как вы думаете, почему пингвинёнок бросился в воду?

- А почему его маленькие друзья – пингвинята не прыгнули в воду?

Словесные (вопросы детям), чтение произведения, наглядные (рассматривание иллюстраций)

Рассматривают иллюстрации

Слушают рассказ

 

Отвечают на вопросы

Прослушан рассказ, рассмотрены иллюстрации. Сформировано представление о главных персонажах и их  поступках.

2.3.

Этап практического решения проблемы

Провести дидактическую игру на SMART оборудовании, в процессе которой дети смогут закрепить образ пингвинёнка из рассказа Снегирёва Г. Я. «Отважный пингвинёнок»

Вижу, вы меня внимательно слушали, а сможете ли вы выполнить одно непростое задание и описать образ главного героя в интерактивной игре?

Напомните мне правила безопасности при работе с доской.

Правильно, на расстоянии вытянутой руки и работать только чистыми сухими руками.

Посмотрите, перед вами два игровых поля. Ваша задача – описать нашего маленького пингвинёнка, какой же он? Может быть отважный или трусливый? Кто справится быстрее и сделает все правильно, получит медаль.

Итак, на старт, внимание, марш!

Какие вы молодцы, давайте проверим, всё ли у вас получилось.

Всё верно. Оля, ты справилась быстрее, поэтому я даю тебе медаль за быстроту. Алёна, ты справилась с заданием не так быстро как Оля, но выполнила всё правильно, я даю тебе медаль за внимательность.

Наши глазки устали, поэтому предлагаю сделать упражнение.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз,

А потом по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир!

- Ребята, теперь, мы можем отправить пингвинёнку учёного Морозова друзей – пингвинят. Но у нас в группе их совсем нет, что же нам можно сделать?

- Можем слепить, отличная идея! Предлагаю вам слепить их в увлекательной технике «Жгутики». Тогда пройдёмте в наш уголок творчества.

Спины держим ровно, руки на столе.

- Оля, напомни правила пользования пластилином.

- Молодец. Алёна, а как же мы работаем стеками?

- Всё верно. Также напоминаю, что мы работаем с пластилином на специальных досках и разогреваем его в руках.

Для начала вам нужно стекой отделить кусочек пластилина от бруска. Разогреть этот кусочек в руках, чтобы пластилин стал мягким и с ним было удобно работать. Затем раскатать из кусочков длинные и тонкие колбаски. Ну и самое интересное, скрутить колбаски в спираль, скрутив, предайте ей нужную форму.

Перед началом работы разомнём наши пальцы.

Сжали руку в кулачок,

Положили на бочок:

Чок-чок, кулачок,

Чок-чок, на бочок!

Выполнение творческой деятельности.

Практический(игровой)  метод (дидактическая игра)

Словесный метод (вопросы к детям)

Играют в дидактическую  игру на SMART – оборудовании, соблюдают правила игры. Отвечают на вопросы по произведению

Определили и закрепили последовательность событий рассказа, в процессе выполнив все игровые задания

3.

Заключительный этап

Подвести итог занятия, сформулировать совместно с детьми главную мысль прочитанного произведения.

- Чему вас научило произведение?

-Как бы вы поступили на месте маленького пингвинёнка?

Рефлексия «Карта маршрута»

Ребята, мы слепили друзей пингвину, приютившемуся на станции учёного Морозова, и теперь можем отправить их в далёкую Антарктиду. И написать учёному письмо, где расскажем о том, почему не нужно бояться чего – то нового.

 

Словесный (вопросы детям)

Дети отвечают на вопросы, высказывают свои впечатления о проведенной игре и прослушанном произведении.

Проведена рефлексия, дошкольники имеют представление о главной мысли произведения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_otvazh_ping.docx23.6 КБ
Файл rech_chtenie.docx15.85 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

ФИО участника: Саленко Вероника Сергеевна

№ участника: 1

Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие

Тема занятия: Снегирёв Г. Я. «Отважный пингвинёнок»

Возрастная группа: старшая группа

Цель занятия: объяснение поступка героя через чтение рассказа Снегирёва Г. Я. «Отважный пингвинёнок», определение образа и характера главного героя в дидактической игре на ИКТ – оборудовании, создание поделки из пластилина «Друзья маленького пингвинёнка» в нетрадиционной технике лепки «Жгутики».

Задачи занятия:

Образовательные: познакомиться с героем; узнать, как разворачиваются события в рассказе.

Развивающие: охарактеризовать героя – маленького пингвина; объяснить мотивы его поступка.

Воспитательные: соблюдать правила игры, проявлять уважение друг к другу; высказать свое отношение к героям рассказа.

Дополнительные задачи:

Игровая задача: подобрать картинки, подходящие герою по образу и характеру.

Дидактическая задача: закрепить образ и характеристику героя в рассказе в процессе дидактической игры.

Техническая: закреплять умения отщипывать, раскатывать и примазывать, выполняя поделку из пластилина в нетрадиционной технике «Жгутики».

Изобразительная: продолжать знакомиться с нетрадиционной техникой работы с пластилином «Жгутики»

Словарная работа: вскарабкаться, отважный        

Планируемый результат занятия: пересказывают содержание рассказа с выделением качеств и поступков; рассказывают о герое, определяя его характер; следуют правилам игры и целенаправленно завершают игровые действия; делают поделку из пластилина в нетрадиционной технике лепки «Жгутики», выполняя проблемную ситуацию.

Подготовительная работа: дидактическая игра, подготовка раздаточного материала, иллюстрации из произведения Снегирёва Г. Я. «Отважный пингвинёнок», подготовка материалов для творчества.

Материалы и оборудование: документ-камера, SMART доска, ноутбук, пластилин, стеки, дощечки, клеёнки, медали, письмо, картон

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Привлечь внимание детей, мотивировать на предстоящую деятельность

Воспитатель зазывает детей на предстоящую деятельность.

Эй, ребята, всем вниманье, есть весёлое заданье!

Ребята, помните, как учёный Морозов проводил нам виртуальную экскурсию по своей станции в Антарктиде? Он прислал нам письмо, давайте посмотрим, что же там?

«Здравствуйте, ребята! Это я, учёный Морозов. В Антарктиде, как всегда, холодно. Отправляю вам интересный рассказ про отважного пингвинёнка и не просто так. К нам недавно прибежал один маленький пингвин. Мы приютили его на своей станции, но что – то ему совсем одиноко, ему очень не хватает друзей - пингвинят. Мы не знаем, что делать, помогите нам, пожалуйста»

Ребята, как же мы можем помочь учёному Морозову?

Словесный метод, практический (игровой)

Отвечают на вопросы

Дети заинтересованы предстоящей деятельностью и замотивированы на ее выполнение

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Заинтересовать детей к предстоящей деятельности, мотивация на решение проблемной ситуации

А вы хотите всё – таки прочитать произведение, которое нам прислал учёный?

Присаживайтесь за столы, спины держим ровно, руки на коленях.

Произведение называется «Отважный пингвинёнок», а написал его Снегирёв Геннадий Яковлевич – русский советский писатель, создавший много интересных рассказов для маленьких читателей.

Как вы думаете, к какому жанру относится это произведение?

Рассказ - это небольшое литературное произведение, повествующее о каких-то событиях, явлениях, взаимоотношениях людей.

Мне очень нравится рассказ «Отважный пингвинёнок». В детстве я была очень скромной и боязливой, тогда мама прочитала мне этот рассказ, и я поняла, что бояться нового совсем не стоит.

В рассказе повествуется о маленьком пингвинёнке, наблюдавшем за тем, как купаются взрослые пингвины, а почему же пингвинёнка назвали отважным, мы узнаем после прочтения.

Готовы?

 Словесный метод (беседа), прием: постановка проблемного вопроса

Слушают

Высказывают предположения

Рассматривают портрет писателя

Поставлена проблема которую дети буду решать

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Прочитать рассказ, в процессе продемонстрировать иллюстрации к нему. Закрепить представление детей о главном персонаже – его поступке.

Спины ровно, руки на коленях.

Во время того, как я буду читать, вы можете рассматривать иллюстрации, а также в этом произведении будут незнакомые нам слова «вскарабкаться» и «отважный». Вскарабкаться – значит залезть, взобраться или подняться на высоту. А отважный – это тот, кто не боится опасностей.

Эта история очень поучительная, слушаем внимательно и запоминаем как вел себя герой в рассказе.

Вам понравился рассказ?

Что-то мы совсем засиделись предлагаю немного размяться. Повторяйте за мной.

А теперь, ребята, встать

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево.

И беритесь вновь за дело.

- Ребята, каким по характеру был маленький пингвинёнок?

- Как вы думаете, почему пингвинёнок бросился в воду?

- А почему его маленькие друзья – пингвинята не прыгнули в воду?

Словесные (вопросы детям), чтение произведения, наглядные (рассматривание иллюстраций)

Рассматривают иллюстрации

Слушают рассказ

Отвечают на вопросы

Прослушан рассказ, рассмотрены иллюстрации. Сформировано представление о главных персонажах и их  поступках.

2.3.

Этап практического решения проблемы

Провести дидактическую игру на SMART оборудовании, в процессе которой дети смогут закрепить образ пингвинёнка из рассказа Снегирёва Г. Я. «Отважный пингвинёнок»

Вижу, вы меня внимательно слушали, а сможете ли вы выполнить одно непростое задание и описать образ главного героя в интерактивной игре?

Напомните мне правила безопасности при работе с доской.

Правильно, на расстоянии вытянутой руки и работать только чистыми сухими руками.

Посмотрите, перед вами два игровых поля. Ваша задача – описать нашего маленького пингвинёнка, какой же он? Может быть отважный или трусливый? Кто справится быстрее и сделает все правильно, получит медаль.

Итак, на старт, внимание, марш!

Какие вы молодцы, давайте проверим, всё ли у вас получилось.

Всё верно. Оля, ты справилась быстрее, поэтому я даю тебе медаль за быстроту. Алёна, ты справилась с заданием не так быстро как Оля, но выполнила всё правильно, я даю тебе медаль за внимательность.

Наши глазки устали, поэтому предлагаю сделать упражнение.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз,

А потом по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир!

- Ребята, теперь, мы можем отправить пингвинёнку учёного Морозова друзей – пингвинят. Но у нас в группе их совсем нет, что же нам можно сделать?

- Можем слепить, отличная идея! Предлагаю вам слепить их в увлекательной технике «Жгутики». Тогда пройдёмте в наш уголок творчества.

Спины держим ровно, руки на столе.

- Оля, напомни правила пользования пластилином.

- Молодец. Алёна, а как же мы работаем стеками?

- Всё верно. Также напоминаю, что мы работаем с пластилином на специальных досках и разогреваем его в руках.

Для начала вам нужно стекой отделить кусочек пластилина от бруска. Разогреть этот кусочек в руках, чтобы пластилин стал мягким и с ним было удобно работать. Затем раскатать из кусочков длинные и тонкие колбаски. Ну и самое интересное, скрутить колбаски в спираль, скрутив, предайте ей нужную форму.

Перед началом работы разомнём наши пальцы.

Сжали руку в кулачок,

Положили на бочок:

Чок-чок, кулачок,

Чок-чок, на бочок!

Выполнение творческой деятельности.

Практический(игровой)  метод (дидактическая игра)

Словесный метод (вопросы к детям)

Играют в дидактическую  игру на SMART – оборудовании, соблюдают правила игры. Отвечают на вопросы по произведению

Определили и закрепили последовательность событий рассказа, в процессе выполнив все игровые задания

3.

Заключительный этап

Подвести итог занятия, сформулировать совместно с детьми главную мысль прочитанного произведения.

- Чему вас научило произведение?

-Как бы вы поступили на месте маленького пингвинёнка?

Рефлексия «Карта маршрута»

Ребята, мы слепили друзей пингвину, приютившемуся на станции учёного Морозова, и теперь можем отправить их в далёкую Антарктиду. И написать учёному письмо, где расскажем о том, почему не нужно бояться чего – то нового.

Словесный (вопросы детям)

Дети отвечают на вопросы, высказывают свои впечатления о проведенной игре и прослушанном произведении.

Проведена рефлексия, дошкольники имеют представление о главной мысли произведения



Предварительный просмотр:

-Эй, ребята, всем вниманье, есть весёлое заданье!

-Ребята, помните, как учёный Морозов проводил нам виртуальную экскурсию по своей станции в Антарктиде? Он прислал нам письмо, давайте посмотрим, что же там?

«Здравствуйте, ребята! Это я, учёный Морозов. В Антарктиде, как всегда, холодно. Отправляю вам интересный рассказ про отважного пингвинёнка и не просто так. К нам недавно прибежал один маленький пингвин. Мы приютили его на своей станции, но что – то ему совсем одиноко, ему очень не хватает друзей - пингвинят. Мы не знаем, что делать, помогите нам, пожалуйста»

-Ребята, как же мы можем помочь учёному Морозову?

-А вы хотите всё – таки прочитать произведение, которое нам прислал учёный?

Присаживайтесь за столы,

спины держим ровно, руки на коленях.

ПОРТРЕТ

-Произведение называется «Отважный пингвинёнок», а написал его Снегирёв Геннадий Яковлевич – русский советский писатель, создавший много интересных рассказов для маленьких читателей.

-Как вы думаете, к какому жанру относится это произведение?

-Рассказ - это небольшое литературное произведение, повествующее о каких-то событиях, явлениях, взаимоотношениях людей.

-Мне очень нравится рассказ «Отважный пингвинёнок». В детстве я была очень скромной и боязливой, тогда мама прочитала мне этот рассказ, и я поняла, что бояться нового совсем не стоит.

-В рассказе повествуется о маленьком пингвинёнке, наблюдавшем за тем, как купаются взрослые пингвины, а почему же пингвинёнка назвали отважным, мы узнаем после прочтения.

-Готовы? Спины ровно, руки на коленках.

-Во время того, как я буду читать, вы можете рассматривать иллюстрации, а также в этом произведении будут незнакомые нам слова «вскарабкаться» и «отважный». Вскарабкаться – значит залезть, взобраться или подняться на высоту. А отважный – это тот, кто не боится опасностей.

-Эта история очень поучительная, слушаем внимательно и запоминаем как вел себя герой в рассказе.

ЧТЕНИЕ

-Вам понравился рассказ?

ФИЗМИНУТКА

-Что-то мы совсем засиделись предлагаю немного размяться. Повторяйте за мной.

А теперь, ребята, встать

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево.

И беритесь вновь за дело.

- Как вы думаете, почему пингвинёнок бросился в воду?

- А почему его маленькие друзья – пингвинята не прыгнули вслед за ним?

-Вижу, вы меня внимательно слушали, а теперь давайте вспомним, какой был пингвинёнок в игре, которую я вам подготовила.

ИГРА

-Напомните мне правила безопасности при работе с доской.

-А также нельзя трогать провода и смотреть на луч прожектора.

-Посмотрите, перед вами два игровых поля. Ваша задача – описать нашего маленького пингвинёнка, какой же он? Может быть отважный или трусливый? Кто справится быстрее и сделает все правильно, получит медаль.

Итак, на старт, внимание, марш!

Какие вы молодцы, давайте проверим, всё ли у вас получилось.

-Всё верно. Оля, ты справилась быстрее, поэтому я даю тебе медаль за быстроту. Алёна, ты справилась с заданием не так быстро как Оля, но выполнила всё правильно, я даю тебе медаль за внимательность.

ШТОРКА

-Наши глазки устали, поэтому предлагаю сделать упражнение.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз,

А потом по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир!

- Ребята, теперь, мы можем отправить учёному Морозову друзей – пингвинят. Но у нас в группе их совсем нет, что же нам можно сделать?

- Можем слепить, отличная идея! Предлагаю вам слепить их в увлекательной технике «Жгутики».

Тогда пройдёмте в наш уголок творчества. Спины держим ровно, руки на столе.

- Оля, напомни правила пользования пластилином.

- Молодец. Алёна, а как же мы работаем стеками?

- Всё верно. Также напоминаю, что мы работаем с пластилином на специальных досках и разогреваем его в руках.

-Для начала вам нужно стекой отделить кусочек пластилина от бруска. Разогреть этот кусочек в руках, чтобы пластилин стал мягким и с ним было удобно работать. Затем раскатать из кусочков длинные и тонкие колбаски. Ну и самое интересное, скрутить колбаски в спираль, скрутив, предайте ей нужную форму.

Перед началом работы разомнём наши пальцы.

Сжали руку в кулачок,

Положили на бочок:

Чок-чок, кулачок,

Чок-чок, на бочок!

-Можете приступать.

-Какие замечательные пингвинята у вас получились.

-Не забудьте вытереть руки

РЕФЛЕКСИЯ

- Чему вас научило произведение?

-Как бы вы поступили на месте маленького пингвинёнка?

Рефлексия «Карта маршрута»

-а сейчас предлагаю вам заполнить карту маршрута нашего сегодняшнего занятия.

Красная фишка – здесь мне было скучно или трудно, зелёная фишка – здесь мне было легко или интересно.

Я очень рада, что вам было больше легко и интересно на нашей занятии, нежели трудно и скучно.

Ребята, мы слепили друзей пингвину, приютившемуся на станции учёного Морозова, и теперь можем отправить их в далёкую Антарктиду. И написать учёному письмо, где расскажем о том, почему не нужно бояться чего – то нового.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта интегрированного занятия по чтению рассказа Н. Носова "Живая шляпа"

Технологическая карта интегрированного занятия по чтению рассказа Н. Носова "Живая шляпа" в старшей группе...

Технологическая карта интегрированного занятия по чтению рассказа Н. Носова "Живая шляпа"

Технологическая карта интегрированного занятия по чтению рассказа Н. Носова "Живая шляпа"...

Технологическая карта интегрированного занятия по чтению рассказа Л. Толстого "Косточка" в старшей группе

Технологическая карта интегрированного занятия по чтению рассказа Л. Толстого "Косточка" в старшей группе...