Совмесная деятельность инструктора по физической культуре и учителя логопеда
статья по физкультуре

Амельницкая Наталия Андреевна

В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности учителя- логопеда и инструктора по физической культуре осуществляются следующие задачи:

 -    развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;
-    координации движений;
-    общей и мелкой моторики;
-    закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;
-    речевого и физиологического  дыхания;
-    работа над мимикой лица.

-     снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов.

Преимущество таких занятий в том, что они для детей проходят

 как подвижная игра. Поэтому у детей появляется устойчивый интерес.

Для каких детей такие игры подойдут:

- для детей с СДВГ;

- для детей с нарушением внимания, частой сменой настроения;

- для детей, у которых нет навыков саморегуляции;

- для детей с ТНР;

- для детей с ЗПР.

Структура занятий такова, что в одну сюжетную линию вплетаются различные игровые задания и упражнения:

-дидактические и развивающие игры;

-упражнения на развитие  моторики

- кинезиологические игры и упражнения;

- координации речи с движением;

- загадки, стихотворения;

-подвижные игры.

На занятиях широко используются следующие нетрадиционное оборудование и пособия: «Дорожка здоровья»,  «Косички», «Мешочки для метания», «Коррекционные следы», «Кинезиологические мячи», «Координационная лестница» , «Теннисные мячи» , « Переносное полотно для напольной игры», и многое другое.

Занятия по физической культуре совместно с учителем-логопедом  проводяться 1 раз в неделю по определенной лексической теме.

Например: На прошлой неделе была тема « Зимние виды спорта», приуроченная к неделе « Зимних забав»….

Так как у ребят проводились занятия по лексической теме «Зимние забавы», мы покажем вам несколько кинезиологических упражнений связанных с этой темой.

Приглашаем поучаствовать в нашем мастер-классе 4 человека.  Просим встать вас в круг. (Раздаём каждому по 1 теннисному мячу). И первая игра связана с координацией движений. Наша правая рука находится всегда ладонью вниз, наша левая рука –ладонью вверх. Правой рукой мы перекладываем мяч соседу против часовой стрелки, затем правой рукой берём мяч из левой руки. (Пробуем сначала без речевой нагрузки). Затем, учитывая лексическую тему, добавляем речевую составляющую, например, передавая мяч дети по очереди называют качественные прилагательные , относящиеся, например, к слову «снег»: снег какой?- белый, пушистый, блестящий, холодный… Если вдруг прилагательные у ребят «закончились», то предлагается другое слово (напр. – «снеговик»). Это кинезиологическое упражнение можно разнообразить, передавая мяч за головой или за спиной. Речевую составляющую соответственно можно тоже менять. Давайте теперь, передавая мяч за головой, по очереди, по часовой стрелке называть глаголы. Например, снег – что может делать? (будущее время глаголов) (идти, таять, кружиться, лететь, ложиться,  сверкать, скрипеть).

-     Ещё мы в наших занятиях используем такое полотно. Оно имеет сектора 3  на 4 клеток. Сначала инструктор по физической культуре даёт инструкцию: сейчас я буду перепрыгивать с клетки на клетку, а вы запоминайте последовательность моих прыжков, чтобы потом после меня прыгнуть на те же сектора. Речевая составляющая тут – прыгаем в нужной последовательности  и, параллельно, играем в игру  «О чём можно сказать?». Например, замерзает…. река, вода, труба, птица, рука….летят…утки, птицы, гуси, снежинки, самолёты...

Можно поменять как речевую составляющую, так и инструкцию к прыжкам. Например, один ребёнок словами направляет на какой сектор нужно прыгнуть или прыгает сам задавая последовательность прыжков, а второй прыгает и называет, виды спорта.

- Так же в нашей работе мы используем координационную лестницу добавляя к работе с ней игру «Цветные ладошки и стопы». Раскладывая ладошки  и стопы в разном порядке, мы координируем движения ног и рук. Речевая составляющая тоже может быть разной. От автоматизации звука изолированно, до чистоговорок, а так же, если вернуться к лексической теме «Зимние забавы», то тут добавляем картинки, относящиеся к лексической теме по одному  краю лестницы . Ребёнок, прыгая по лестнице нужным образом перекладывает  картинку на другую сторону координационной лестницы изменяя слово по принципу «Один-много», или «Назови ласково». (картинки: снеговик, снежинка, снежок, коньки, ёлка, подарок, санки, клюшка,

 

 

 

 

 

Кинезиологические упражнения можно использовать на разных этапах структуры занятия по физической культуре -это и разминка, и ОРУ, и ОВД, и в заключительной части. Упражнения можно проводить стоя и сидя. Сочетание движений и речи является прекрасной базой для развития детей с ОВЗ.

Регулярное выполнение кинезиологических упражнений способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы мозга.

Оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта, улучшает состояние физического здоровья и социальной адаптации детей. Снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников.

         Такой подход позволяет наполнить наше ежедневное общение с дошкольниками новыми играми, несущими в себе важнейшее коррекционно-развивающее значение.

Кинезиологические упражнения можно использовать на разных этапах структуры занятия по физической культуре -это и разминка, и ОРУ, и ОВД, и в заключительной части. Упражнения можно проводить стоя и сидя. Сочетание движений и речи является прекрасной базой для развития детей с ОВЗ.

Регулярное выполнение кинезиологических упражнений способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы мозга.

Оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта, улучшает состояние физического здоровья и социальной адаптации детей. Снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников.

         Такой подход позволяет наполнить наше ежедневное общение с дошкольниками новыми играми, несущими в себе важнейшее коррекционно-развивающее значение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: "Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя - логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР."

В нашем учреждении функционирует логопедичесская группа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Одной из задач дошкольного учреждения является коррекция отклонений в развитии р...

Совместная работа инструктора по физической культуре и учителя-логопеда.

Совместная работа инструктора по физической культуре и учителя логопеда....

Конспект интегрированной деятельности инструктора по физической культуре и учителя-логопеда "На арене цирка"

Конспект интегрированной НОД инструктора по физической культуре и учителя-логопеда для детей с речевыми нарушениями. Цель: оптимизация мышечного тонуса;   развитие речевого дыхания, коо...

Конспект интегрированного занятия инструктора по физической культуре и учителя-логопеда

Интегрированное занятие инструктора по физической культуре и учителя -логопеда....

План взаимодействия инструктора по физической культуре и учителя-логопеда на учебный год в группе детей с ОНР 1-го года обучения

План взаимодействия инструктора по физической культуре и учителя-логопеда в работе с детьми с ОНР 1-го года обучения разработан на один учебный год. Включает в себя пальчиковые гимнастики и речевые уп...

Презентация "Интегрированная деятельность инструктора по физической культуре и учителя-логопеда"

Интегрированная деятельность инструктора по физической культуре и учителя-логопеда...

Консультация для инструктора по физической культуре : "Взаимодействие учителя - логопеда и инструктора по физической культуре в системе коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"

Консультация о преемственности и взаимосвязи в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. О том, что от выбора специалистами наиболее эффективных мер коррекции речевого развития, за...