Консультация для воспитателей 1 младшей группы "Особенности организации и проведения подвижных игр для детей 1 младшей группы".
консультация по физкультуре (младшая группа)

Коваленко Светлана Петровна

для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_1_mladshih_grupp.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации и проведения  подвижных игр для детей 1 младшей группы.

Консультация для воспитателей 1 младшей группы МБДОУ №227

                                     

                                                      Подготовила:

инструктор по физической культуре

                        МБДОУ №227

                                                  Коваленко Светлана Петровна.

       В первой младшей группе особое внимание уделяется играм, требующим одинаковой  подвижности малышей.

Цели:

 - Организация развития детей (физическая, эмоционально-волевая, духовная);

 - Укрепление здоровья;

 - Развитие навыка следовать правилам в игре, желания играть с товарищами, взрослыми;

 - Воспитывать потребности быть частью коллектива.

Реализация поставленных целей в первой младшей группе возможна при систематическом и последовательном решении задач проведения игр подвижного типа:

  • укрепление опорно-двигательного аппарата;
  • освоение навыка выполнять вместе с воспитателем и сверстниками несложные двигательные упражнения, сопровождающиеся простым сюжетом;
  • совершенствование базовых движений (бега, ходьбы в разном темпе, бросания и катания мяча, прыжков);
  • обучение выразительности движений через имитацию (прыгать, как зайчики, пить водичку, как цыплята и пр.);
  • тренировка умения не терять ориентацию в игровом пространстве;
  • отрабатывать навык двигаться друг за другом и завершать движение по определённому сигналу ведущего (педагога);
  • воспитание навыка согласовывать свои действия с правилами игры и другими участниками;
  • поощрение самостоятельности.

Классификация подвижных игр:

  • на развитие умения бегать и прыгать (младшим дошкольникам сложно координировать свои движения, в частности, двигаться в одном направлении);
  • на ориентирование в пространстве;
  • на развитие равновесия (к примеру, в забавах на ходьбу по ограниченной поверхности под ритмичные строки);
  • на укрепление мышц туловища, спины, позвоночника, свода стопы;
  • на подражание;

В играх на подражание дети не только пытаются повторить движения животных, взрослых, но и имитируют разные звуки

  • с мячом (в том числе и для формирования партнёрских отношений между детьми);
  • на освоение навыка лазания;
  • на развитие внимания.

Различают четыре вида игр:

  • забавы на прогулке (проводятся на улице);
  • физкультпаузы (организуются в процессе занятий для релаксации и смены видов деятельности);
  • досуговая активность (для времяпрепровождения вне занятий — на прогулке, на утренниках, в процессе самостоятельно деятельности);
  • народная игра (для знакомства с традициями и обычаями своего народа).

Исходя из видов, можно сделать вывод о том, что подвижные забавы проводятся на каждом занятии не только в форме физкульт паузы, но и на отдельных уроках: физкультуре, хореографии (если эта дисциплина включена в программу ДОУ), музыкальном занятии.

Для успешного проведения подвижной игры используется комбинация трёх групп приёмов.

Словесные:

Несмотря на то что в 1,5–3 года ещё не все дети разговаривают, воспитатель должен как можно больше внимания уделять именно словесному объяснению.

Во-первых, дети обогащают словарный запас (пусть пока пассивный),

во-вторых, взрослый представляется речевой моделью, побуждающей малышей на собственные речевые акты,

в -третьих, воспитанники учатся выполнять словесные инструкции.

Среди словесных приёмов выделяют:

  1. Объяснение. Единственно подходящий приём в течение первого полугодия, когда дети только вникают в новую роль воспитанников детского сада, получают первые представления о роли взрослого в новом коллективе, а также привыкают друг к другу.
  2. Загадки. Их использование возможно со второго полугодия, когда дети накопят не только знания, но и словарный запас. При этом желательно подбирать загадки с договорками, чтобы ребятам было легче подбирать ответы под рифму и ритм строк. Например, перед игрой «Кот и воробушки» воспитатель загадывает загадки: «Ночью он совсем не спит, Дом от мышек сторожит, Молоко из миски пьёт, Ну конечно, это – … (кот)» и «Эта птичка не шагает, Призывает: «Не робей!» Забияка самый главный — Серо-бурый … (воробей)». Загадки – это мотивационный прием.

  1. Короткие сказки. Такие истории воспитатель обычно придумывает сам исходя из сюжета игры. Например, начало объяснения правил забавы «Солнышко и дождик», педагог предваряет так: «Давным-давно Солнышко и Дождик были очень дружны. Но как-то решили поиграть в игру, в которой Солнышко должно было светить и радовать, а Дождик грустить и капать. И так цветам и зверям понравилась эта игра, что с тех пор никак не могут Дождик и Солнышко поменяться местами. Вот и получается, что Солнышко нас греет, а Дождик мочит».

Наглядные

Зрительное восприятие для детей, почти не владеющих речью, является необходимым средством для понимания поставленной задачи. Для подвижных игр используются:

  • картинки (изображающие героев игры — кошек, собачек и др., играющих детей);
  • игрушки, от лица которых забава проводится;
  • демонстрация (участие педагога во всех забавах — обязательное условие игровой деятельности в первой младшей группе, поэтому воспитатель сначала показывает действия всех участников сам, а затем уже ребята их повторяют).

Воспитатель показывает все роли и оставляет за собой миссию водящего

Практические

К этой группе приёмов относятся собственно игровые действия, которые малыши выполняют вместе со взрослым.

 Для развития самостоятельности с каждым последующим повтором игры воспитатель оставляет за собой всё меньше игровых действий. Так, если первые несколько раз взрослый берёт на себя функции ведущего, то при повторах забавы эта роль переходит к детям.

Правила организации и проведения

  1. Подвижные игры проводятся каждый день.
  2. В первой младшей группе игра не должна длиться дольше 6–8 минут.
  3. В один приём проводится 1–2 подвижные игры, причём одна, требующая более активных движений (например, с бегом), а вторая менее (с ориентированием в пространстве).
  4. При проведении забав в помещении, комнату необходимо проветрить, провести влажную уборку.
  5. На прогулке подвижные забавы организуются сразу после выхода.
  6. Нельзя настаивать на участии малыша в игре, если он не хочет.
  7. В процессе игры педагог оказывает помощь каждому малышу (помогает ловить мяч, крутить обруч). При этом сам остаётся на позиции руководителя, направляющего и показывающего малышам, как нужно играть.
  8. Для сюжета забавы подбираются хорошо знакомые детям персонажи: зайчики, коты, птички. Важно, чтобы персонаж был представлен наглядно: картинкой, игрушкой.
  9. В играх применяются только простые задания: позвонить в колокольчик, догнать мячик, принести кегли и пр.
  10. В сюжет забав включаются не только новые, но и хорошо отработанные упражнения. Например, осваивая движение паровозиком в игре «Поезд», малыши выходят из «вагончиков» и гуляют по «полянке», а затем переходят через «мостик», то есть выполняют хорошо знакомое движение на равновесие.
  11. Перед проведением игры малышей нужно познакомить с правилами, выделяя те сигналы, по которым детям придётся менять характер движения (например, услышав звон колокольчика, присесть, или на хлопок в ладоши ведущего остановиться). А также продемонстрировать атрибуты, которые потребуются для игры (мяч, игрушка, хула-хуп).

  1. Помогать ребятам в процессе игры (подсказывать движения, показывать их исходные места и пр.), используя мимику, жесты и разные интонации в голосе.
  2. Одна и та же игра повторяется 2–3 дня подряд, затем разучивается новая, после чего нужно снова вернуться к предыдущим. В месяц проводится 2-3 игры. Важно следить за тем, чтобы дети не переутомлялись. Так, бледность, красные лица, чрезмерная потливость, рассеянное внимание — признаки того, что игру нужно прекратить.

  1. Педагог должен быть в меру эмоционален, весел, активен и доброжелателен — эти проявления привлекают ребят в игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ «ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙНА ТЕМУ «ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ВОЗРАСТА»...

Консультация для воспитателей по теме "Как разнообразить подвижные игры для детей младшего возраста".

Подвижные игры являются незаменимым средством для развития движений детей, и их сенсорных, позновательных и творческих способностей.  Воспитательная ценность зависит от правильного руководства и ...

Консультация для воспитателей младших групп «Роль театрализованной деятельности в развитии ребёнка младшего дошкольного возраста»

Роль театрализованной деятельности в развитии ребёнка младшего дошкольного возрастаВажность театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении трудно переоценить. Именно э...

Консультация для педагогов на тему: «Организация уголка по сенсомоторному развитию детей младшего дошкольного возраста»

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды. Правильно организованная развивающая среда позволит кажд...

Консультация для воспитателей младших групп на тему: «Организация предметно-развивающей среды в группе раннего развития»

Консультация для воспитателей младших групп на тему: «Организация предметно-развивающей среды в группе раннего развития»...

План по самообразованию воспитателя младшей группы на тему "Развитие математических способностей детей младшего возраста через игровую деятельность".

Данный план по самообразованию содержит краткое описание значения игры в жизни ребёнка. Влияние дидактических игр на математические способности детей младшего возрвста. Годовой план проведения дидакти...