Консультация для педагогов на тему: «Организация уголка по сенсомоторному развитию детей младшего дошкольного возраста»
консультация (младшая группа)
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Золотой ключик» городского поселения «Рабочий посёлок Ванино» муниципального района Хабаровского края.
Консультация для педагогов на тему: «Организация уголка по сенсомоторному развитию детей младшего дошкольного возраста»
Подготовил: старший воспитатель
МБДОУ «Золотой ключик»
п.Ванино,
Жиронкина О.В.
Назначение уголка сенсорики
Сенсорный уголок используется в воспитательно-образовательном процессе как на организованных занятиях воспитателей и педагогов дополнительного образования, так и в самостоятельной игровой, поиско-экспериментальной деятельности детей.
Сенсомоторный уголок в группе предназначен:
- Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, вкус, обоняние, тактильное ощущение);
- Для развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности.
- Для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей.
- Создание положительного эмоционального фона, повышение работоспособности ребёнка.
- Активизация когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти).
- Повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
Основные принципы организации сенсомоторного уголка:
- Доступность;
- Безопасность;
- Креативность;
- Разнообразие объектов.
Актуальность сенсорного уголка в дошкольном образовательно учреждении
Детство - особый период становления органов и систем и прежде всего функции мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни.
Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами - главное назначение сенсомоторного уголка, создаваемого сегодня во многих дошкольных учреждений.
Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, там успешнее и эффективнее происходит его развитие. Между тем технологизация современной жизни создаёт дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами.
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.
Организация предметно-развивающей среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.
На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. В этом возрасте у ребенка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств- Шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего) белым и черным цветом, с такими формами, как круг, овал, квадрат, прямоугольник.
Оборудование сенсомоторного уголка в помещении
Зрение:
- Картинки-иллюзии (крутящиеся спирали, объёмные изображения и т.д.)
- Цветовые пятна-кляксы различной формы.
• Разноцветные полупрозрачные шарфы.
• Картинки-штриховки, - Картинки-прятки (на картинке "спрятаны" предметы, ребенок должен их найти)..
- Разноцветные песочные часы, переливающиеся капельки, «вечные двигатели» и т.д.
Слух:
• Кассеты и диски со звуками: крики домашних животных и птиц, звуки транспорта, звуки леса, звуки воды и т.д.
• Приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки и другие приспособления, издающие интересные звуки, необычные музыкальные инструменты.
Осязание:
• Кусочки меха, ткани, бумаги, различные материалы с разной фактурой.
• Предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда)
• Различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки.
- Массажные мячи-валики (разные по форме, упругости, фактуре поверхности).
- Разные виды мозаики, пазлы, кубики «Сложи узор» с картинками;
- Игры на различение цвета, формы, величины;
- Игры на группировку предметов по разным признакам, качествам (материалов)
- Игры и пособия на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, застежки, плетения, вкладыши, узелки, нанизывание, игры с прищепками, резиночки);
- Народные игрушки – пирамидки, матрешки, бирюльки, бочонки и т.д.
- Природный материал: для сортировки, для развития тактильных ощущений, выкладывания разных узоров; (камешки, желуди, каштаны, ракушки, семечки тыквы, орехи, бобы, горох и др.); Для пальчикового сухого бассейна, для творческих работ - выкладывания на пластилине, нанизывания, рисование пальцем на подносе с крупой и т. д.
- Чудесные мешочки с разными предметами, пуговицами для тактильных ощущений;
- Предметы для массажа рук, ног (массажные дорожки, массажеры, мячики, палочки и т.д.)
Обоняние:
Естественные, природные запахи (кофе, мята, апельсиновые корки и др.)
Зона для элементарных опытов:
"Мини-лаборатория" (самодельный набор для экспериментирования с водой, снегом, песком, воздухом, инструментами и природный материал).
- К этому направлению относится зона «Вода-песок»
Центр « Песок и вода» помогает воспитателю в решении одной из важнейших задач в развитии ребенка 2-3 лет. Речь идет о самостоятельной деятельности – экспериментированию с различными, подходящими для этого предметами и природными материалами. Организовывая игры с песком и водой, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в песок можно прятать всякие мелкие игрушки, стоить постройки, а потом разрушать их и снова строить. Отмечается что игры с песком и водой самые устойчивые и целенаправленные, чем другие игры. Постройки из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребенка сосредоточиться. Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности. Работа с детьми в Центре «Песок и вода», требует определенных условий; центр должен располагаться так, чтобы легко было проводить уборку и чтобы дети могли подходить к нему со всех сторон. Необходимо запастись непромокаемыми фартучками, формочками для песка, различными моющимися игрушками.
Вариант комплектации.
Для игр с песком и водой нужны совки, разнообразные формочки, некрупные игрушки для закапывания (шарики, кубики, кольца и другие геометрические формы разных цветов, размеров), палочки, грабельки.
Для игр с водой – набор резиновых и пластиковых игрушек, сачок, черпачок, разноцветные пластиковые шарики, набор игрушек из различных материалов, (для игр плавает или тонет). Набор камешков, ракушек и т. д.
- К этому направлению относится зона «Бизиборд»
В уголке сенсорики обязательно должна быть картотека игр.
Список использованной литературы.
1. Ветен АА., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М.: Просвещение, 1988.
2. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. – М: Мозаика – Синтез, 2015.
3. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша - М.: Мозаика – Синтез, 2003.
4. Каралашвили Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. «Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада»,Справочник старшего воспитателя,№5-2008.
5. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. «Развитие сенсорной сферы детей», М."Просвещение",2009.
6. Пилюгина Э. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста», М.,1983.
7 . Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом.
Опыты и эксперименты для дошкольников»ю-М.:ТЦ Сфера, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста».
В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников - важнейшей стороне воспитания ребёнка....
Консультация (для педагогов) по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития детей дошкольного возраста»
Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребёнка сфер искусства, и оказывает значительную роль в речевом развитии ребёнка. Театрализованная деятельность ...
Консультация для педагогов на тему: «Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста».
В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников. Исходя из цели Российской образовательной политики, прописанной в Конц...
Консультация для педагогов по теме:«Роль проектной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»
Представлена консультация для педагогов об актуальности применения проектной деятельности в рамках действующего законодательства в сфере образования....
Консультация на тему: «Организация уголка по сенсомоторному развитию детей младшего дошкольного возраста
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребёнком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, в...
Консультация для педагогов на тему: «Организация работы по здоровьюсбережению для детей дошкольного возраста в современных условиях»
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок - успешный ребенок”, считается невозможным решени...
Консультация для педагогов на тему "Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста" (педагогический проект)
Использование педагогами нетрадиционной техники рисования в проектной технологии....