Консультация для воспитателей младших групп на тему: «Организация предметно-развивающей среды в группе раннего развития»
консультация (младшая группа)
Консультация для воспитателей младших групп на тему: «Организация предметно-развивающей среды в группе раннего развития»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей младших групп на тему: «Организация предметно-развивающей среды в группе раннего развития»
Раннее детство - особый период становления органов и систем и прежде всего функции мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни.
Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами - главное назначение сенсомоторного уголка, создаваемого сегодня во многих дошкольных учреждений.
Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, там успешнее и эффективнее происходит его развитие. Между тем технологизация современной жизни создаёт дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами.
Сенсорный уголок используется в воспитательно-образовательном процессе как на организованных занятиях воспитателей и педагогов дополнительного образования, так и в самостоятельной игровой, поиско-экспериментальной деятельности детей.
Сенсомоторный уголок в условиях группового помещения детского сада это адаптированный вариант сенсорной комнаты без приобретения дорогостоящего оборудования.
Сенсомоторный уголок предназначен главным образом:
· Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д. );
· Развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
· Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения релаксации и комфортного самочувствия детей;
· Создания положительного, эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка;
· Активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
· Повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
Предлагаемая нами модель среды группы базируется на двух простых целях:
· Детский сад - это второй дом для детей, в котором! им должно быть уютно и радостно;
· Для полноценного разностороннего развития детей необходима специально организованная среда для игр, отдыха и занятий.
Анализируя программу первой младшей группы размышляя о том, каким должен быть дидактический и игровой материал, мы постарались создать для детей предметно - развивающую среду, с учётом их возрастных особенностей, а именно больше уделяли внимание на развитие сенсорных способностей.
Нам хотелось оформить группу так, чтобы детей, которые впервые идут в детский сад, привлекали красивые, яркие, красочные пособия и игрушки. Как театр начинается с вешалки, так и детский сад начинается с групповой раздевалки. И для этого сразу, при встрече с детьми в приёмной, стараемся создать домашний комфорт и чтобы в детском саду им было уютно. Предлагаем им яркие, красочные, любимые игрушки, которые поселились на разноцветных полках. Образ дома у нас создаёт групповой интерьер комнаты.
При организации сенсомоторного уголка в первую очередь необходимо выбрать место его расположения в групповом помещении. Оно должно быть удобным для доступа детям. Особое внимание следует уделить подбору сенсомоторных объектов для уголка. Они должны быть безопасными для жизни и здоровья ребёнка. Уголок должен содержать постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы занятия.
В группах необходимо оборудовать уголок сенсорики, который включает в себя: стену с изображением дерева дружбы, животных, бабочек, птичек, трава это всё из разноцветных, ярких листочков, снежинок с фото детей и родителей. Когда ребёнок скучает, то мы предлагаем ему соприкоснуться с фото, это как бы он здоровается с мамой и ощущает её тепло и присутствие.
Также обзаведитесь разнообразными тематическими вкладышами и другими пособиями для решения задач сенсорного воспитания. Мы изготовили специальные подушки, с помощью которых дети учатся управляться с разнообразными застёжками. Одновременно упражнялись в названии цветов спектра и знакомились с сезонными явлениями природы.
Здесь же «божья коровка», фланелеграф и т.д. - игровое обучающее средство, на которое дети налепляют изображения из цветных нитей, геометрических фигур, застёжки, шнуровки и т.д. Развивается мелкая моторика рук. Это средство знакомит с различными свойствами предметов, с цветами, размерами.
Для развития речевых способностей: используем куклы - малютки, марионетки, пальчиковый и настольный театр, куклы - рукавички, говорим от их имени, играем в день рождения, в дочки - матери, в игру «оживим» наши сказки. Обсуждаем вещи и предметы, которыми ребёнок особенно интересуется добиваясь того, чтобы ребёнок внятно произнёс слова, понятно для окружающих, отвечая на вопросы.
Для развития зрительных способностей играйте в игры, способствующие различению и нанизыванию цвета (2-3), контрастных размеров (большой и маленький), форм (шарик, кубик, кирпичик).
Можно использовать дидактические игры, такие как:
ЦВЕТ: «Подбери блюдце к чашке»; «Воздушные шары»; «Подбери куклам бусы, игрушки»; «Волшебная мазаика»; «Красивый забор»; «Посади цветок»; «Жучок заблудился» и т. д.
ФОРМА: «Собери любой предмет»; «Строитель»; «Волшебная мазаика»; «Цветные квадраты»; «Квадратные забавы» и т. д.
РАЗМЕР: « Матрёшки»; «Шары»; «Строитель»; «Собери любой предмет» и т. д.
Для развития мелкой моторики руки и для ознакомления детей с различными свойствами предметов мы предлагаем следующие дидактические игры и пособия: «Привратник»; «Сделай бусы»; «Подарки из прищепок»; «Сложи листик»; «Волшебные палочки»; «Пуговичная поляна»; «Шнуровки»; «Заверни малыша» и т. д.
В играх с песком, водой, снегом необходимо знакомить детей со свойствами этих материалов (песок сыпется, из мокрого можно лепить, разливаем воду из сосуда по чашечкам).
Рисуем различными пишущими средствами на поверхностях разного цвета и свойства (бумага белая, цветная бумага, доски, магнитная доска), лепим из теста.
Для развития двигательной активности детей в разных уголках группы предлагаем поместить разные на ощупь игрушки (волшебный сундучок с сюрпризом; большая, мягкая игрушка; в центре группы – карусель или волшебное дерево и т.п.). Дети обожают играть с мячами разного размера и качества, заниматься гимнастикой, возиться бороться, залезать на лестницы и спускаться с них, копать землю в саду, играть с камнями, поливать, выдирать сорняки, катать игрушки. Любят карабкаться на предметы, сохранять равновесие при ходьбе по доске, по дорожкам со следами ступней, с ладошками, с кочками, с пуговицами, с крышками, ходить и танцевать под музыку, следя координацией рук и ног. Любят играть в подвижные игры с разнообразными движениями:
«Догони мяч»; «Через речку»; «Самолёты»; «Догони меня»; «В воротики»; «Обезъянка»; «Мой весёлый звонкий мяч»; «Зайка серенький сидит»; «Где звенит»; «Поезд» и т. д.
Для развития слуха приобретаем игрушки, издающие различные звуки, ищем друг друга или предмет по звуку, по описанию места где он спрятан, слушаем и поём песни из мультфильмов. Для развития музыкального слуха играем в музыкальные инструменты, играем в музыкально-дидактические игры: «Кто в домике живёт»; «Динь - дон»; «Угадай на чём играю» и т. д.
Необходимо использовать кассеты и диски со звуками: крики домашних животных и птиц, звуки природы, звуки воды, звуки грозы, шелест листьев.
Для развития обоняния - запахи выполняют важную связующую функцию между телом и сознанием. За доли секунды сигнал передаётся из обонятельного центра в определённый отдел мозга, который управляет эмоциями. Таким образом, можно направленно воздействовать на настроение ребёнка: взбодрить его или наоборот, успокоить и т. п. Игры: «Мой любимый запах»; «Ароматы цветов»; «Узнай запах»; «Благовоние» и т. д.
Для осязания: различные материалы с разной фактурой (кусочки меха; шёлка; шкурки; бархатной бумаги); выпуклые буквы, цифры. Очень любят играть с разными по форме мелкими предметами. Игры: «Найди на ощупь»; «Найди и покажи»; «Опиши предмет» и т. д.
Пальцы наделены большим количеством рецепторов, которые посылают нервные импульсы (сигналы) в центральную нервную систему (головной мозг) и улучшают деятельность важнейших систем организма. С этой целью предлагаем провести работу с родителями.
Консультации:
«Пальцы помогают говорить»
«Подвижные игры для детей»
«Пальчиковая гимнастика»
«Воспитание сенсорной культуры ребёнка»
«Сенсорная культура и умственное развитие ребёнка»;
«Весёлая гимнастика»;
«Физзарядка для глаз»;
«Давайте с тобой поиграем»;
«Эти забавные нотки»;
«Секреты руки» и т. д.
Выводы: Используя данную технологию обучения, вы получите в конце учебного года первой младшей группы неплохой результат. Дети станут лучше осваивать цвет, форму, размер. Это связано еще и с тем, что знания подаются детям в игровой форме. Дети увлечены игрой и не замечают, что они включены в процесс обучения. Родитель видит как быстро, без нудных занятий интеллектуально развиваются их малыши в игре.
Воспитателям надо стараться сделать так, чтобы детям было уютно, интересно и радостно. Да и для вас самих ваша группа станет настоящим домом, в котором хорошо и малышам и взрослым.
Используемая методическая литература:
«Программа восп. и обуч. в д/с» Васильева М.А.;
«Программа «Из детства в отрочество»
«Комплексные занятия в l-ой мл. гр. » Бондаренко Т.М.;
«Сенсорная комната в Дошкольном учр. » Колос Г.Т.
«Играем пальчиками и развиваем речь» Цвынтарный В.В.;
«Пальчиковая гимнастика» Анищенкова Е. С.;
«Умные пальчики» Синицина Е.;
«Пальчиковая гимнастика» Узорова О.В. ,Нефедова Е.И.;
«Озорной карандаш» Алексеевская Н.;
«Продуктивная деят-ть с детьми ран. воз. » Полозова Е.В.;
«Цветные ладошки» Лыкова И.А.;
«Комплекс утренней гимнастики» Бабина К.С.;
«Подвижные игры» Тимофеева Е.А.;
«Театрализованная деят-ть дошкольников» Губанова Н.Ф.;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация предметно-развивающей музыкальной среды в группе"
Консультация для воспитателей ДОУ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Художественно-эстетическое развитие."
В дошкольном возрасте дети должны получить опыт осмысления происходящих событий и выражения своего отношения к ним при помощи культурных средств — линий, цвета, формы, звука, движения, сюжета и пр. ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Развитие речи."
Развивающая речевая среда. Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загл...
КОНСУЛЬТАЦИЯ для школы молодого воспитателя. Тема: «Организация предметно-развивающей среды в группе»
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре...
Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".
Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....
Презентация на тему: "Организация предметно-развивающей образовательной среды в старшей группе"
Автор: Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская область-КузбассПрезентация предназначена для воспитателей и методистов дошкол...
Методические рекомендации для воспитателей по организации предметно – развивающейся, игровой среды в группе раннего возраста
Методические рекомендации для воспитателей по организации предметно - развивающейся среды. Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение микро- и ма...