Дополнительная общеобразовательная программа «Играем в шашки» для старшей группы
рабочая программа по физкультуре (старшая группа)

Белоножкина Капиталина Алексеевна

Игра в шашки развивает у детей логическое мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете

Заместитель директора

ГБОУ Школа №2065

______________________ Урсегов К.Б.

    протокол от 25.08.2023 года № 01

приказ от 26.08.2023 года № 92/01-ДО

Дополнительная общеобразовательная программа

«Играем в шашки»

            Направленность: физкультурно-спортивная

            Уровень: ознакомительный

            Возраст обучающихся: 6-7 лет

            Срок реализации: 1 год

Составитель: педагог дополнительного

образования Белоножкина К.А.

                                                                                                     

г. Москва, 2023

Аннотация

"Нет ничего проще, чем выучить, как ходят шашки; и нет ничего сложнее, чем научиться играть в шашки правильно."

Том Уисуэлл

Развитие логического мышления – это очень важный и необходимый процесс для всех! Что же такое логическое мышление? Для ответа на этот вопрос нужно сначала ответить на вопрос – Что такое логика? Логика – это наука о законах мышления и его формах. Владея навыками логического мышления, человек сможет быстрее освоить профессию и более успешно реализовать себя в ней, не растеряться, попав в тяжелые жизненные обстоятельства. Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности. Интеллектуальная игра в шашки является одним из наиболее распространенных видов спорта в нашей республике, стране и в мире. Этим старинным, подлинно народным играм посвящают свой досуг миллионы людей, различных возрастов и профессий. Данная игра вырабатывает объективность мышления, очень хорошо помогает развивать логику мышления, тренирует память, воспитывает настойчивость, смекалку, трудолюбие, целеустремленность, точный расчет. Игра в шашки формирует характер, усидчивость, способность предвидеть и находить нестандартные и самостоятельные способы решения в игре.

В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шашки тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шашки с самого раннего возраста помогает расширить круг общения, возможность самовыражения, способствует развитию логики мышления, концентрации внимания, воспитанию воли. Специалисты обращены на обучение игре в шашки детей школьного возраста. Однако проблеме использования шашечных игр в качестве средства развития логического мышления у детей дошкольного возраста уделяется незначительное вниманиеОтсутствие методической литературы по данной проблеме снижает эффективность работы дошкольных учреждений в данном направлении. Дети играют в группе в шашки, однако правила игры многие дети не знают. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.

Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки - дело далеко не легкое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины. Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Она помогает воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. Шашки, как и любой вид человеческой деятельности, находятся в постоянном развитии. Появляются новые идеи, часто опровергаются устоявшиеся Каноны. В шашечную теорию и практику уверенно вошли компьютерные технологии, которые значительно расширяют аналитические возможности и играют большую роль в подготовке спортсменов высокого класса.

Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Это мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.

Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий.

 Совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях. Все чаще воспитатели детских садов задают вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шашки или это доступно только одаренным детям? По плечу ли малышам это полезная, увлекательная игра?»

Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства просто необходима обучающая программа занятий. Существуют программы по шашкам для спортивных школ. Эти программы рассчитаны на подготовку спортсменов высокого класса.

Настоящая программа предназначена для шашечного кружка дошкольников и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке проводится работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения. Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля».

Программа занятий по шашкам предусматривает в кратком, описательном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.  Для успешной работы кружка требуется достаточное обеспечение оборудованием: шашки с досками, демонстрационная доска, кабинет для занятий, шашечная литература для педагога.

Пояснительная записка

   

Актуальность дополнительной общеразвивающей программы определяется тем, что шашечная игра в нашей стране пользуется большой популярностью. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.

Предложенный курс развивает у детей дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить.

Новизна программы состоит в том, что предусматривает в кратком описательном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля».

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера.

Цель программы: 

Раскрытие умственного нравственного эстетического волевого потенциала личности воспитанников

Задачи:

Обучающие:

обучение основам шашечной игры;

обучение простым комбинациям теории и практике шашечной игры

Воспитательные:

воспитание отношения к шашкам как к серьезным полезными нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;

выработка у детей умения применять полученные знания на практике

Развивающие:

развитие стремления детей к самостоятельности;

развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;

Эстетические:

игра приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой;

Физические:

осуществление всестороннего физического развития воспитанников.

Методы, приёмы и формы работы:

Беседы.

Практические упражнения.

Групповые обсуждения игровых моментов.

Товарищеские турниры.

Шашечные турниры с родителями.

Ожидаемые результаты освоения программы:

развитие умений анализировать, сравнивать, прогнозировать результаты деятельности;

повышение уровня развития (развиваются пространственное воображение и мышление);

сформированный интерес к шашкам как к спортивно-интеллектуальному досугу.

 Срок реализации программы: 1 раз в неделю продолжительностью 30 минут, период обучения с 02.10.23 по 31.05.24 (в соответствии с календарным учебным графиком).

Возраст обучающихся: Дети дошкольного возраста 6-7 лет.

Учебно-тематический план

            Название модулей, тем

Количество часов

1.Знакомство обучающихся друг с другом и

с педагогом. Выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. Экскурсия по учреждению дополнительного образования.

  Всего

Теория

Практика

  1 ч.

 1 ч.

2.        Инструктаж        по        технике        безопасности.

Вводное занятие.

   1 ч.

  1 ч.

I. Модуль  «Волшебная доска»

  1. Тема  «Знакомство с игрой в шашки»

   2 ч.

  1 ч.

  1 ч.

  1. Тема  « Правила игры»

   2 ч.

  2 ч.

  1. Тема  « Шашки на игровом поле»

   3 ч.

  2 ч.

  1 ч.

  1. Тема  «Дамки в игре»

   2 ч.

  1 ч.

 1 ч.

 II.  Модуль  «Основы шашечной игры»

  1. Тема «Шашка против шашки»

   3 ч.

  2 ч.

  1 ч.

  1. Тема  «Положение простых шашек за линией двойника»

   3 ч.

 2 ч.

  1 ч.

  1. Тема  «Дамка против дамки»

   3 ч.

 2 ч.

  1 ч.

  1. Тема  «Три дамки против одной»

   3 ч.

 2 ч.

  1 ч.

III.  Модуль  «Игры между соперниками»

  1. Тема  «Парные игры»

   3 ч.

  2 ч.

  1 ч.

  1. Тема  «Ловушка»

   3 ч.

  2 ч.

  1 ч.

  1. Тема  «Борьба дамок в окончаниях»

   3 ч.

  2 ч.

  1 ч.

  1. Тема  «Простые на разных флангах»

   3 ч.

  2 ч.

  1 ч.

                                                    Итого:

   35 ч.

  24 ч.

  11 ч.

IV.  Турниры по шашкам «Шашечные дороги», «Первенство по русским шашкам», «Парные игры с родителями».

   3 ч.

  3 ч.

                                                          Всего:

   38 ч.

   24 ч.

  14 ч.

Календарно-тематический план

             Содержание

   

      Сроки

  проведения

 

       

      Дата

проведения

Кол-во

 часов

1

История шашек.

       Октябрь

  02.10.2023

  1 час

2

Общие понятия о шашках.

  09.10.2023

  1 час

3

Шашечная доска и шашки.

Шашечные дороги.

  16.10.2023

  1 час

4

Шашечные поля.

   23.10.2023

  1 час

5

Практическое закрепление, повторение

пройденного материала.

   30.10.2023

  1 час

6

Диагональ.

      Ноябрь

 

   06.11.2023

  1 час

7

Как ходят шашки.

   13.11.2023

  1 час

8

Как ходит дамка.

    20.11.2023

  1 час

9

Практическое закрепление, повторение

пройденного материала.

    27.11.2023

  1 час

10

Основы шашечной игры.

        Декабрь

    04.12.2023

  1 час

11

Основные правила шашечной игры.

    11.12.2023

  1 час

12

Цели игры и определение результата партии.

    18.12.2023

  1 час

13

Практическое закрепление, повторение пройденного материала.

    25.12.2023

  1 час

14

Разные виды ничьей партии.

      Январь

   15.01.2024

  1 час

15

Знакомство с таблицей шашечного турнира.

    22.01.2024

  1 час

16

Практическое закрепление, повторение пройденного материала.

    29.01.2024

  1 час

17

Основные приемы игры.

     Февраль

    05.02.2024

  1 час

18

Делаем наилучшие ходы.

    12.02.2024

  1 час

19

Подготовка к соревнованиям.

    19.02.2024

  1 час

20

Соревнования. Подведение итогов.

    26.02.2024

  1 час

21

Простые приемы.

         Март

    04.03.2024

  1 час

22

Основы позиционной игры.

    11.03.2024

  1 час

23

Ловушка и короткие партии.

    18.03.2024

  1 час

24

Практическое закрепление, повторение пройденного материала.

    25.03.2024

 

  1 час

25

Комбинационные приемы.

       Апрель

    01.04.2024

  1 час

26

Связывание.

    08.04.2024

  1 час

27

Использование дополнительного темпа

    15.04.2024

  1 час

28

Шашечные встречи «сильнейших».

    22.04.2024

  1 час

29

Подготовка к шашечным состязаниям.

    29.04.2024

  1 час

30

Отборочный тур. Подготовка к турниру.

         Май

    13.05.2024

  1 час

31

Турнир «Черные и белые».

    20.05.2024

  1 час

32

Подведение итогов турнира.

    27.05.2024

  1 час

Список литературы

  1. «Шашечный практикум» А. А. Волчек – Минск. 2004г.
  2. «Курс шашечных дебютов». В.С. Литвинович, Н.Н. Негра – Минск 1985г.
  3. «Курс шашечных окончаний» В.Р. Маламед, Ю.П. Барский – Москва, 1989г.
  4. «Как стать Чемпионом». О.А. Романчук – В – Пышма, 1995г.
  5. «Антиципация в спорте» Е. Н. Сурков – Москва, 1982г.
  6. «Мои избранные партии» М. Фазылов – Самарканд 1992г.
  7. «25 уроков шашечной игры» Г. И. Хацкевич – Минск, 1979г.
  8. «Зайкины шашки» Е. М. Юровский, Л.П. Кондратьева – С.-Петербург, 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «Играем в шахматы» для детей старшего дошкольного возраста разработана с учетом ФГОС дошкольного образования

Игра для дошкольника ведущий вид деятельности, в котором ребенок учится, развивается и растет. Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Разноцветные ступеньки». Нетрадиционное рисование. Старшая группа.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Разноцветные ступеньки». Нетрадиционное рисование. Старшая группа....

Дополнительная общеобразовательная программа «Игра в театр»

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим было связано стремление дать знания дошкольникам, научить их читать, писать и считать, а не способности ч...

Дополнительная общеобразовательная программа «Спортландия kids» для детей старшего дошкольного возраста

1.Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольных учреждениях. За ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Родник» для детей старшего дошкольного возраста

Программа готовит детей к обучению в  школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это ...

Дополнительная общеобразовательная программа «Игры с песком и тестопластика»

Занимаясь творчеством, ребёнок не только помогает взрослому понять свои проблемы, но и таким образом решает их сам. Детям бывает трудно поделиться своими переживаниями. А посредствам творчества ребёно...