Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи "Волшебная глина"
рабочая программа по аппликации, лепке
Цель Программы: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе лепки из глины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
do-programma-volshebnaya-glina.doc | 386.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел I
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная глина» (далее – Программа) имеет художественную направленность, так как ориентирована на развитие творческих способностей детей в области декоративно-прикладного искусства, передачу духовного и культурного опыта народов России, воспитание творческой личности.
Программа разработана на основе нормативно – правовых документов: ̶Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). − Стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р. − Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 093242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое
образование»;
− Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 г. № АК-2563/05 «О методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»;
− Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»;
− Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»;
− Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р ).
− Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
− Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Направленность Программы
Программа «Волшебная глина» является Программой художественной направленности. Программа содержит направление работы с детьми по ознакомлению и практическому применению знаний с традиционными декоративно-прикладными видами искусства в соответствии с возрастными возможностями детей старшего дошкольного возраста. Занятия по программе позволяют раскрывать творческие возможности каждого ребёнка, занимающегося лепкой из глины, приобщают к миру красоты, творчества, культуры, развивают пространственное воображение, конструкторские способности, формируют практические навыки работы с природным материалом и знакомят с истоками русского народного ремесла.
Новизна Программы
В дошкольных учреждениях при реализации образовательной программы по направлению «Художественно-эстетическое развитие» педагоги предпочитают использовать пластилин. Пластилин доступнее, его не нужно высушивать в печи, но он не оставляет свободу фантазии в выборе декора готового изделия, его цвета, что ограничивает возможности сенсорного восприятия. Кроме того, глина является натуральным материалом, не вызывающим аллергию. Готовая к лепке глина может храниться в течение года. Подготовка глины, ее высушивание требует дополнительных усилий со стороны воспитателя, но и является дополнительным источником обогащения знаний детей о свойствах материала.
Образовательный процесс основан на сочетании нескольких видов художественно-эстетической деятельности: лепки из глины разных предметов быта, малых скульптур, а впоследствии декоративной росписи готовых изделий. В процессе лепки ребенок учится экспериментировать с художественными материалами (глиной, красками) осваивает способы создания образов. Основной инструмент при лепке - собственные руки, поэтому от уровня владения ими, от развития мелкой моторики, развития точных и тонких движений пальцев зависит результат работы. С глиной ребенок работает двумя руками, благодаря чему работают оба полушария головного мозга, укрепляются межполушарные связи, обогащается сенсорный опыт. При лепке задействованы и ладони, и пальцы ребенка, создается эффект массажа рук.
Актуальность программы
Одним из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению является уровень развития мелкой моторики. Ребенок с высоким уровнем развития мелкой моторики обладает развитой памятью, вниманием, связной речью, логически рассуждает, овладевает навыками письма. Еще И. Кант писал: «Рука – это вытекший наружу мозг». На основе теории о связи мелкой моторики и психических процессов построены многочисленные рисуночные тесты. Как показывает практика, современные дети испытывают определенные трудности в работе, требующей развитой мелкой моторики. Они не умеют пользоваться ножницами, правильно держать карандаш и ручку, манипулировать мелкими предметами.
У детей с тяжелым нарушением речи наблюдаются грубые нарушения в развитии моторики рук, которые могут быть обратимыми при определенном коррекционном и педагогическом воздействии.
Особый материал для лепки – глина, активизирует телесные чувства, развивает моторику. У детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) работа с глиной способствует развитию мелкой моторики, памяти, развитию образного мышления, зрительного восприятия. Лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувства прекрасного.
Основной метод – творческая лепка из глины, сочетающая в себе арт-, глино- и игротерапию.
Используемые приемы лепки: раскатывание, скатывание, сплющивание, защипывание.
Применяемые техники лепки из глины: пластовая техника, лепка из цельного куска, жгутовая техника, литьевая техника.
Акцент в Программе ставится на развитие речи дошкольников при описании изделий из глины и объяснения последовательности, способов лепки. Занятия по Программе учат детей работать в команде, достигать совместных целей, делиться материалом и инструментами
Отличительные особенности программы
Создание условий для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи:
̶ адаптация содержания теоретического материала в соответствии с речевыми возможностями детей 6-7 лет;
̶ преимущественное использование методов и приемов демонстрации, показа действий, зрительного образца перед вербальными методами на первоначальном периоде обучения;
̶ Стимуляция речевой активности и коммуникации (словесные отчеты о выполненных действиях, формулирование вопросов, поддержание диалога, информирование о возникших проблемах);
̶ Обеспечение понимания обращенной речи (четкое, внятное проговаривание инструкций, коротких и ясных по содержанию);
̶ Нормативные речевые образцы (грамотная речь педагога)
̶ Расширение пассивного и активного словаря обучающихся с тяжелыми нарушениями речи за счет освоения специальной терминологии.
Реализуя цели и задачи Программы «Волшебная глина» через ознакомление с произведениями и техниками народной лепки, педагог углублённо знакомит старших дошкольников с народной культурой, эмоциональными образами, ценностями.
Роспись готового изделия из глины дает дополнительные возможности для развития мелкой моторики: удерживая тонкую кисть, выполняя плавные движения, ребенок впоследствии легче справляется с положением руки и при письме. Выполняя работы по мотивам народной лепки, дети учатся понимать принципы художественного обобщения, познают приемы творческих импровизированных декоративных образов, получают возможность видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, величины, положение элементов на плоскости предмета. На занятиях различные виды и техники лепки рассматриваются в сравнении. Такая работа позволяет находить общие черты в народном искусстве и помогает различать и узнавать различные виды народного декоративно-прикладного искусства.
У проблемных детей улучшается и обогащается речь, стабилизируется общий положительный фон, проходит негативизм и агрессия, улучшается координация, ярче проявляются способности к творчеству, значительно компенсируется задержка психического и речевого развития. У детей развивается готовность к сотрудничеству.
Лепка из глины дает возможность создавать объемные образы, моделировать собственный мир и свое представление о нем. Особенность лепки состоит в том, что ребенок не только рассматривает готовое произведение, но и трогает, берет в руки, может рассмотреть со всех сторон, ощутить его объем и рельеф. Работа с природным материалом способствует снятию эмоционального напряжения, помогает в работе с застенчивыми и неуверенными в себе детьми. Чтобы что-то вылепить, нужно сначала это представить или увидеть, поэтому занятия лепкой помогают развивать внимание и зрительную память. Кроме того, они приучают рассматривать объекты, анализировать их, планировать последовательность работы и прогнозировать результат в зависимости от собственных действий.
Лепка из глины дает ребенку возможность почувствовать себя творцом, а готовая поделка- это доказательство его труда, ее можно использовать как подарок, сувенир, украшение или атрибут для игры. Работа с глиной способствует развитию концентрации внимания, усидчивости, может привить ребенку желание работать, интерес и любовь к труду, упорство в достижении целей.
Адресат программы
Программа ориентирована на детей 6-7 лет, воспитанников МБДОУ Ирбинский д/с №2 «Теремок» подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Состав группы составляет 10 человек. Прием на обучение
осуществляется по заявлению родителей (законных представителей)
Объем и срок освоения Программы
Программа рассчитана на один год с октября по май (32 занятия по 30 минут).
Формы обучения: форма обучения – очная, групповая.
Режим занятия.
Группа формируется из 10 детей.
Образовательная деятельность с детьми организуется в форме кружка один раз в неделю, 4 раза в месяц, во второй половине дня согласно сетке занятий, в подготовительной к школе группе, длительность – 30 минут.
1.2. Цели и задачи программы
Цель Программы: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе лепки из глины. Задачи программы:
̶ Познакомить с природным материалом (глиной), его свойствами и особенностями лепки из него.
̶ Обогащать представления о скульптуре малых форм, выделяя средства выразительности (форму, пропорции, характерные детали, цвет, позы )
̶ Развивать умение лепить предметы, пользуясь пластическим, конструктивным и комбинированным способами.
̶ Приобщать детей к истокам русской народной культуры через знакомство с народными промыслами.
̶ Знакомить с элементами дымковской, филимоновской, каргопольской, тверской росписей.
̶ Учить украшать изделия налепами и элементами росписи, характерными для каждого народного промысла.
̶ Развивать творческие способности детей, воспитывать художественноэстетический вкус через занятия лепкой из глины. Принципы организации образовательного процесса:
̶ Принцип систематичности предусматривает поэтапное закрепление и развитие полученных знаний в процессе обучения. Знания строятся по системе: «от простого к сложному», «от известного к неизвестному».
̶ учёт возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников;
̶ психологический и эмоциональный комфорт как условие самореализации дошкольника;
̶ доверие и поддержка активности, инициативности и устремлений к самоутверждению.
Основные способы лепки из глины:
Конструктивный способ - предмет изготавливается из отдельных частей. Дети изготавливают каждую часть изделия из отдельных кусочков глины, а затем скрепляют их между собой. Изделие начинают изготавливать из наибольшей части (животных с туловища), а затем переходят к выполнению меньших (шея, голова, ноги, хвост и т.д.). Когда отдельные части для изделия заготовлены, их объединяют в одно целое, сравнивая по величине и форме, уточняют их пространственное расположение, плотно соединяют и прилепляют друг к другу, обобщают форму.
Пластический способ - лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины. Наметив основную форму, например, животного, переходят к вытягиванию таких частей, как шея, голова, хвост, конечности. Комбинированный способ - этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество условных часов | Формы аттестации/контроля | ||
всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. Знакомство с глиной. | 1 | 20 мин | 10 мин | Беседа Опрос |
2 | Волшебная Глина | 1 | 10 мин | 20 мин | Опрос |
3 | Знакомство с изделиями из глины. Экскурсия в русскую избу.
| 1 | 5 мин | 25 мин | Аудиозапись рассказов |
4. 5. | «Чайная пара». Лепка и роспись посуды | 2 | 20 | 40 мин | Выставка |
6. 7. | Лепка «Ваза» Роспись вазы по мотивам гжели | 2 | 20 | 40 | Выставка |
8. 9. | Лепка и роспись дымковского оленя | 2 | 20 | 40 | Выставка |
10. 11. | Лепка и роспись филимоновского оленя.
| 2 | 10 | 50 | Выставка |
12 | Лепка каргопольской игрушки по выбору | 1 | 10 | 20 | описание игрушки |
13 | Роспись каргопольской игрушки | 1 | 5 | 25 | Выставка |
14 | Знакомство с тверской игрушкой | 1 | 15 | 15 | Составление рассказа |
15 16 | Лепка и роспись «Жар-птица»
| 2 | 10 | 50 | Выставка |
17 18 | Лепка и роспись «Тверской котик» | 2 | 10 | 50 | Выставка |
19 | Панно из глины «Сказочный город» | 1 | 15 | 15 | Опрос |
20 | Роспись панно | 1 | 5 | 25 | Выставка |
21 | Изразец из глины | 1 | 20 | 10 | Опрос |
22 | Роспись изразцов | 1 | 5 | 25 | Выставка |
23 | Страна мастеров | 2 | 15 | 45 | выставка |
24 | Роспись игрушек |
| |||
25 | Страна гончаров | 1 | 20 | 10 | Рассказ |
26 27 | Лепка посуды по выбору детей. Роспись посуды | 2 | 10 | 50 | выставка |
28 | Что такое скульптура | 1 | 20 | 10 | рассказ |
29 30 | «В гостях у сказки» Лепка и роспись игрушек для настольного театра | 2 | 10 | 50 | выставка |
31 | Показ настольного театра каждой подгруппой детей для детей младших групп | 1 | 10 | 20 | Диалог |
32 | Организация минимузея глиняных работ | 1 | 5 | 25 | Рассказы о работах |
| итого | 32 усл часа 960 мин- 16ч. | 290 мин 4ч.50мин | 670 мин 11ч.10 мин |
|
Таблица 1. Содержание учебного плана
1.4. Содержание учебного плана программы
Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач. Перед началом обучения педагог знакомит с инструкцией по технике безопасности (Приложение 2)
1. Вводное занятие. Знакомство с глиной, как природным материалом.
( 30 минут)
Теория. (20мин) Формирование представления о том, что глина
– природный материал, добывается из недр земли. Какая глина, где добывается.
Практика. (10мин) Рассматривание куска глины, картин с изображением мест добычи глины, какая бывает глина. Чем она отличается одна от другой, для чего она предназначена. Игра по технологии ТРИЗ «Хорошо-плохо» Контроль : опрос
- «Волшебная глина»
Теория. (10 минут) Беседа. Рассказы из опыта. Выявление свойств глины. Практика. (20 минут) Элементарное экспериментирование. Сравнение свойств мокрой и сухой глины, ее качество. Способы лепки простых изделий.
Диагностика (наблюдение за выполнением простых приемов).
Форма контроля: опрос.
- Знакомство с изделиями из глины. Экскурсия в русскую избу. Игрушки и посуда из глины.
Теория: (5 минут) Рассказ «Народная игрушка. Значение слова «народная». Практика: (25 минут) Обсуждение «Виды техник народных промыслов, изготовления игрушек». Рассматривание и анализ изображений (по темам), выявление характерных черт. Способы росписи.
Составление описательных рассказов детей о народных игрушках (перечисление элементов росписи дымки Петушок, индюк, конь. Конь с наездником. Барышня.
Форма контроля : аудиозапись рассказов.
4-5. 1 час «Чайная пара». Лепка и роспись посуды (2 занятия)
Теория: 20минут. Беседа о видах посуды. Рассматривание материалов для лепки, их применение (стека, ватные палочки) Рассматривание иллюстраций с изображением разной глиняной посуды.
Практика 40 минут: Лепка в технике выдавливания. Самостоятельное украшение изделия с помощью налепов или создания рельефного узора стекой и ватной палочкой. Грунтовка. Роспись гуашью. Форма контроля: выставка
6-7. 1час Лепка и роспись вазы.
Теория 20 минут .Знакомство с искусством мастеров Гжели.
Практика 40 минут. Обучение способу формирования изделия из жгута.
Закрепление умения склеивать жгуты с помощью воды.
Грунтовка вазы. Смешивание гуаши оттенков синего цвета для росписи по мотивам Гжели. Роспись.
Форма контроля: выставка
8-9. 1 час Лепка и роспись оленя по мотивам Дымки.
Теория:20 минут. Рассматривание альбома с дымковскими игрушками. Уточнение характерных особенностей росписи дымковского народного промысла
Практика. 40 минут. Лепка игрушки конструктивным способом, соблюдая пропорции. Грунтовка. Роспись.
Форма контроля: выставка
10-11 1 час. Лепка и роспись филимоновского оленя.
Теория: 10 минут. рассматривание альбома с образцами филимоновской росписи. Отличительные особенности промыслов Дымки и Филимоново. Практика. 50 минут. Лепка игрушки с натуры. Украшение фигурки
элементами росписи, характерными для промысла. Сравнение
филимоновских и дымковских элементов узора и цветовой гаммы
Форма контроля: выставка
- 30 минут . Лепка каргопольской игрушки по выбору
Теория.10 минут. Рассматривание каргопольских игрушек. Беседа об отличительных особенностях промысла.
Практика. 20 минут. Выбор игрушки для лепки с натуры. Самостоятельная работа детей.
Форма контроля: описание игрушки.
- 30 минут. Роспись каргопольской игрушки по выбору Теория. 5 минут Напоминание особенностей росписи.
Практика. 25 минут. Роспись готовых изделий.
Форма контроля: выставка
14.30 минут . Знакомство с тверской игрушкой.
Теория.15 минут. Знакомство с промыслом. Просмотр презентации. Рассказ о тверских мастерах. Знакомство с тверской народной игрушкой, ее особенностями. Рассматривание игрушек, иллюстраций, сравнение с игрушками дымковского, филимоновского, каргопольского промыслов. Практика. 15 минут. Д/и «Угадай по описанию» (Описательные загадки и отгадки-картинки промыслов) Форма контроля: составление рассказа 15-16. 1 час. Лепка и роспись жар-птицы.
Теория.10 минут. Рассматривание образца. Беседа об элементах и способах лепки
Практика. 50 минут. Самостоятельная работа детей. Грунтовка. Роспись по образцу.
Роспись игрушки, передача ее отличительных особенностей. Сравнение с другими известными народными промыслами.
Форма контроля: выставка
17-18. 1 час. Лепка и роспись тверского котика.
Теория. 10 минут. Рассматривание керамических скульптур животных в разных позах. Показ приемов лепки игрушки с передачей характерных движений, поворота головы.
Практика. 50 минут. Украшение фигурки налепами . Закрепление умения расписывать игрушку узорами тверского народного промысла.
Форма контроля: выставка.
- 30 минут. Панно из глины «Сказочный город»
Теория.15 минут. Знакомство с понятием «панно». Рассматривание иллюстрации с разными панно из глины. Обучение работе в технике барельефной лепки.
Практика: 15 минут. Создание панно по мотивам дымковской игрушки.
- 30 минут. Роспись панно.
Теория: 5 минут. Беседа о видах элементов росписи дымковского промысла. Практика: 25 минут. Самостоятельная работа детей. Грунтовка. Роспись панно элементами дымковской росписи. Создание гармоничных цветовых сочетаний
Форма контроля: выставка
21.30 минут Изразец из глины.
Теория.20 минут. Рассматривание изразцов на презентации. Беседа о практическом применении. Выявление отличительных особенностей изразца от пластин на панно. Показ приема лепки.
Практика.10 минут. Лепка изразцов для украшения печи в русской избе.
22. 30 минут. Роспись изразцов.
Теория. 5 минут. Повторение особенностей элементов филимоновской росписи.
Практика. 25 минут. Роспись изразцов.
Форма контроля: выставка
23-24.1 час. Страна Мастеров. Роспись игрушек.
Теория. 15 минут. Обзорное знакомство с промыслами России. Просмотр презентации.
Практика: 45 минут. Лепка и роспись игрушек по выбору детей.
Форма контроля: выставка 25. 30 минут. Страна Гончаров.
Теория: 20 минут. Знакомство с гончарным промыслом, профессией гончара, просмотр видеозаписи «Гончарная мастерская».
Практика 10 минут.«Чем занят гончарных дел мастер». Коллективный рассказ.
Форма контроля: рассказ
26-27. 1 час. Лепка посуды по выбору детей. Роспись посуды.
Теория.10 минут. Рассматривание глиняной посуды разных промыслов.
Практика. 50 минут. Самостоятельная работа детей с выбором способа лепки (из целого комка, из жгутов или из пласта). Украшение изделий налепами или рельефным узором. Роспись изделий по выбору детей.
Форма контроля: выставка
28. 30 минут. Что такое скульптура.
Теория. 20 минут. Знакомство с понятием «скульптура» как видом изобразительного искусства. Знакомство с малыми скульптурными формами.
Практика. 10 минут. Чем отличается скульптура от игрушки народного промысла. Рассказы детей.
Контроль. Рассказ.
29-30 1 час. «В гостях у сказки»
Теория.10 минут. Беседа о том , как можно использовать глиняную игрушку.
Практика. 50 минут. Лепка сказочных героев для настольного театра. Роспись игрушек.
(Работа в 4-х подгруппах. Каждая подгруппа лепит героев выбранной самостоятельно сказки по мотивам одного из изученных народных промыслов)
Форма контроля: выставка
31 30 минут. Показ настольного театра.
Теория. 10 минут. Беседа о правилах обыгрывания игрушек.
Практика.20 минут Показ настольного театра игрушек подгруппами детей по знакомым сказкам. Форма контроля: диалог.
32.30 минут. Организация мини-музея
Теория:5 минут. Беседа о правилах создания мини-музея.
Практика. 25 минут. Размещение экспонатов по видам промыслов.
Подготовка к презентации.
Форма контроля: рассказы о работах.
1.5. Планируемые результаты Программы Предметные:
̶ будет владеть основами техники безопасности работы с глиной;
̶ будут уметь создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию
̶ будут знать этапы изготовления изделий из глины.
̶ будут владеть различными изученными приемами и способами действия с глиной.
̶ будут уметь организовать и содержать в чистоте рабочее место Метапредметные:
̶ будет развита мелкая моторика рук, глазомер по сравнению с начальным уровнем;
̶ расширен кругозор по сравнению с начальным уровнем.
̶ Будут развиты навыки общения, умения представлять свою работу из глины на творческих выставках Личностные результаты:
̶ будет сформировано умение доводить начатое дело до конца;
̶ будет сформирован навык умения работать самостоятельно и аккуратно;
̶ будут созданы условия для развития воображения, памяти и мышления.
̶ Будет проявление осознанного отношения к особенностям народных промыслов. Дети смогут глубоко эмоционально, чувственно и осмысленно воспринимать произведения декоративно- прикладного искусства;
̶ Повысится эмоционально – нравственный и творческий потенциал дошкольников (Дети станут более активны и самостоятельны в творческом воплощении задуманного образа).
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график
№ п/п | Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончани я занятий | Кол-во учеб. недель | Кол-во учеб. дней | Кол-во учеб. часов | Режим занятий | Срок проведения промежуточной и итоговой аттестации |
1 | 2023-2024 | 04.10. 2023 | 22.05. 2024 | 32 | 32 | 32 | 1 раз в неделю 30 минут | 11.10.23 стартовая диагностика 10.01.24 –промежуточная 22 05.24.итоговая |
Таблица 2. Календарный учебный график на 2023-2024 год.
2.2. Условия реализации Программы
Материально-техническое обеспечение
Для обучения по данной Программе используется учебная зона группового помещения, которая позволяет организацию и проведение различных видов деятельности обучающихся. Зона оснащена классной доской, столами, стульями для учащихся и педагога, шкафами для хранения дидактических и учебных материалов, проектором, экраном. Материальная и техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам.
Информационное обеспечение
̶ учебно-методические пособия;
̶ демонстрационный и раздаточный материал;
̶ тематические папки с иллюстрациями по видам народных промыслов; рабочий журнал учебных занятий.
Кадровое обеспечение
Реализация Программы обеспечивается воспитателем, имеющим высшее или среднее профессиональное образование, 1-й или высшей квалификационной категории, отвечающим всем требованиям квалификационной характеристики для соответствующей должности, а также имеющим курсы повышения квалификации по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы В процессе реализации Программы определяется уровень освоения обучающимися программного материала.
Текущее оценивание осуществляется на каждом занятии: устный опрос по технике изготовления изделия из глины (этапы, приемы), качество изготовления изделия
Промежуточная аттестация осуществляется в форме выставки изделий из глины, оценивание качества выполнения в форме наблюдений за изготовлением изделий.
В качестве итоговой аттестации по освоению Программы
предусмотрена выставка готовых изделий
Результаты отслеживаются и фиксируются в следующих формах: готовая работа, журнал посещаемости, карты педагогической диагностики (приложение1).
Также при реализации программы проводится оценка индивидуального развития детей. Она проводится в рамках НОД на основе наблюдений за художественно-продуктивной деятельностью детей, 2 раза в год (в октябре и апреле), направленных на выявление уровня изобразительных умений.
Результаты оценки индивидуального развития используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции
особенностей его развития); оптимизации работы с группой детей.
№п/п | Критерий | Самостоятельно | С помощью воспитателя | Никогда |
1 | Лепит из целого куска глины, модулируя форму кончиками пальцев. | 2 балла | 1 балл | 0 баллов |
2 | Создает изображения с натуры и по представлению, передавая характерные особенности знакомых предметов, пропорции частей и различия в величине деталей. | 2 балла | 1 балл | 0 баллов |
3 | Создает небольшие сюжетные композиции из 2-3 предметов, передавая пропорции, позы и движения фигур. | 2 балла | 1 балл | 0 баллов |
Сумма баллов | 4-6 баллов | 2-4 балла | 0-1 балл | |
Уровневый показатель | Высокий | Средний | Низкий | |
Присваиваемый балл | 2 балла | 1 балл | 0 баллов |
Таблица 3. Критерии и показатели педагогической диагностики
Оценочные материалы:
Для оценки деятельности и результатов выполнения заданий каждого обучаемого применяется контроль качества выполненных работ. Итоговой работой каждого раздела темы является выполнение изделия:
- изготовление поделок по различным темам и в различных техниках по работе с глиной;
- участие в выставках художественно-прикладного творчества.
2.4. Методические материалы Особенности организации образовательного процесса: обучение осуществляется в очной форме.
Методы и приемы обучения:
Наглядные: наблюдение, демонстрация изделий, наглядных пособий технологических карт, демонстрация трудовых процессов, выставки, Метод используется во взаимосвязи со словесными и практическими методами, и предназначается для наглядно-чувственного ознакомления детей с объектами в их натуральном виде или в виде рисунков, репродукций, схем.
Можно использовать с этой целью и экранные технические средства. Метод демонстрации помогает правильно понять и передать форму и строение предмета, его цвет.
Словесные: рассказ, беседа, пояснение, объяснение предстоящей деятельности - изложение информации детям, которая применяется при изучении нового материала или предстоящей деятельности.
Словесный метод позволяет в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения.
Использование метода объяснения требует: точного и четкого формулирования задачи, последовательного раскрытия этой задачи, привлечения ярких примеров, безукоризненной логики изложения; оценка деятельности – оценивание результата деятельности детей. При оценке готовых работ используется показ и анализ детских работ в качестве приёма, помогающего детям понять достижения и ошибки в своей работе. Анализ может быть, как коллективный, так и индивидуальный.
Практические метод: детальный показ действий – его можно показать жестом и приемом выполнения действия. Если ребенок не уверен в своих действиях, то педагог может использовать такой прием как движение вместе с ребенком, ведя его руку. Это дает возможность ребенку ощутить правильность действий; многократный прием – это повторное и многократное выполнение практического действия с целью его закрепления. Этот прием применяется на различных этапах практической деятельности. Если ребенок при выполнении практических действий проговаривает предстоящие операции, то это помогает педагогу обнаружить типичные ошибки, вносить коррективы в действия ребенка; собственная трудовая деятельность детей является
необходимым средством трудового воспитания, нельзя научиться чему – либо, не делая собственную работу. В собственной трудовой деятельности дети обучаются конкретным трудовым умениям и навыкам, добиваются результата, удовлетворяют свою потребность. Игровые методы: сюжетно-ролевые, дидактические.
При реализации программы используются приемы лепки:
̶ Раскатывание – прием лепки цилиндрических форм между ладонями в горизонтальном положении. Усложнение – в вертикальном положении.
̶ Скатывание – прием лепки шарообразных форм между ладонями.
̶ Сплющивание – прием лепки для получения диска, других плоских фигур путем сдавливания шарообразной, цилиндрической формы между ладонями или всеми пальцами.
̶ Защипывание – прием лепки, при котором края пластилина сдавливаются между подушечками большого и указательного пальцев.
̶ Свертывание – прием формирования из цилиндрической формы крендельков, цепочек, колечек и т.д.Соединение концов цилиндрической формы и скрепление их путем прижиманияодного к другому.
̶ Прищипывание – прием лепки для изображения острых форм (клюв, ушки и т.д.).Кончиками большого и указательного пальцев прищипывается заостренная деталь.
̶ Оттягивание – прием лепки, при котором тремя пальцами: большой снизу, а указательный и средний – сверху, оттягивается необходимый объем лепной массы. Раскатывание глины при положении
рук под углом для изображения конусообразных форм
(морковка, ракета, шубка и др.)
̶ Вдавливание – прием лепки, при котором большим пальцем продавливается пластилин в шарообразной или цилиндрической форме (изготовление посуды)
̶ Расплющивание – прием лепки, при котором шарообразная или другая форма сдавливается пальцами до получения тонкой пластинки.
̶ Примазывание – прием соединения двух деталей, при котором пальцами, приглаживающими движениями производится скрепление деталей.
Способы и направления поддержки детской инициативы
̶ создание внутренней мотивации на выполнение работы;
̶ формирование установок «Я могу», «Я сумею»;
̶ создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;
̶ распределение нагрузки в соответствии со способностями и возможностями ребенка так, чтобы он справился с заданием;
̶ положительная оценка (как итогового, так и промежуточного результата);
̶ не директивная помощь; поощрение в успехах.
̶ Просьба к ребенку продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;
Формы организации образовательного процесса: беседа, выставка, игра, мастер-класс, занятие, посиделки, творческая мастерская, открытое занятие, организация мини-музея, театрализованная деятельность.
Педагогические технологии: технология индивидуального обучения, технология группового обучения, технология проблемного обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология Алгоритм учебного занятия:
Занятие лепки изделия из глины
̶ Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).
Беседы и рассматривание образцов.
̶ Объяснение, показ приемов лепки.
̶ Самостоятельная деятельность детей.
̶ Физминутка.
̶ Рассматривание готовых работ.
Занятие по росписи готового изделия.
̶ Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры) ̶ Грунтовка готовых работ после сушки ̶ Физминутка.
̶ Роспись готовых работ гуашевыми красками.
̶ Рассматривание готовых работ. Анализ. Сравнение с образцом.
Дидактические материалы
Раздаточные материалы: глина, клеенки, пластины для лепки глиной, инструменты для моделирования изделий, салфетки, розетки для воды, кисточки, гуашевые/акриловые краски, лак для покрытия глиняных изделий.
Доска для сушки готовых изделий.
Мольберт. Стенд для рассматривания готовых изделий, стенд-выставка готовых изделий из глины.
Наглядные пособия по знакомству с искусством
Глиняные игрушки: изделия мастеров Дымки, Каргопольские игрушки, Филимоновские, глиняная посуда, иллюстративный материал для ознакомления с ними.
Дополнительные материалы (ватные палочки, природный и подручный материал для декорирования и создания рельефа- веточки, листья, камешки, семечки, бусинки, бисер и т.п.)
-Образцы элементов народных росписей
-Иллюстрации, фотографии, обучающие презентации и видеоролики
-Ноутбук
2.5. Список литературы.
Литература для педагогов.
- Колдина Д.Н.Лепка в детском саду. Конспекты занятий с детьми 6-7 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021. - 64 с.
- -Лельчук А. М. Игры с глиной. Творческие занятия с детьми от 3 до 7 лет : учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования / Алексей Лельчук ; [предисл. А. И. Бурениной]. – М. : Издательство «Национальное образование», 2017. – 96 с. : ил. – (Вдохновение).
- Лыкова И.А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру). - М.: ИД «Цветной мир», 2019. -136 с.
- Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. - Москва: Просвещение, 1984. -112с. Литература для детей
- Электронный ресурс https://dohcolonoc.ru/
Литература для детей. 1. Богуславская М. Раскраска с подсказкой. Дымковская игрушка. Екатеринбург. ООО Издательский дом «Литур» 2016. – 12с.
- Вохринцева С. Раскраски Гжель. Екатеринбург. Фактория-книги, 2001, 14с.
- Вохринцев С., Вохринцева С.Учимся рисовать. Демонстрационный материал для педагогов и родителей по организации изобразительной деятельности для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Екатеринбург. Страна Фантазий.2000.- 8с.
- Глушкова Н, Богуславская М. Филимоновская игрушка.
Екатеринбург. ООО Издательский дом «Литур» 2016. – 10с.
- Стрельникова Л. Уроки творчества. Поделки из глины. Тетрадь от 5 до 9 лет. Екатеринбург. ООО Издательский дом «Литур»2016.-48с
Литература для родителей
- Куксарт Б. Животные. Фигурная лепка из глины М.: Эксмодетство, 2023.-98с
- Лельчук И.А. Вдохновение. Игры с глиной. Творческие занятия с детьми от 3 до 7 лет. М.: Национальное образование.
Методические рекомендации, 2017.-90с
Приложение1.
№ п/п
| Критерий / фамилия, имя ребенка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Примечание | ||||||||||
Показатель н/начало года к/конец года
| Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К |
| |
1 | Лепит из целого куска глины, модулируя форму кончиками пальцев. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | Создает изображения с натуры и по представлению, передавая характерные особенности знакомых предметов, пропорции частей и различия в величине деталей. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 | Создает небольшие сюжетные композиции из 23 предметов, передавая пропорции, позы и движения фигур. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2. Инструкция по технике безопасности:
-Перед началом работы необходимо надеть фартуки
-Глина хранится в специальных контейнерах или полиэтиленовых пакетах
-Все необходимые материалы и инструменты должны быть подготовлены перед работой
-Во время лепки на столе должны быть подставки, баночки с водой, салфетки; при необходимости- стеки, палочки, скалки, кисти, дополнительные материалы для создания отпечатков
-Во время росписи готовых изделий на столе должны быть клеенки, стаканы с водой, кисти, краска белая для грунтовки, краски акриловые или гуашевые для росписи
-Во время работы нельзя делать резких движений стекой, палочкой, кисточкой и другими инструментами в направлении с рядом сидящим
-При завершении работы готовые изделия сушатся в закрытых картонных коробках
-По окончании работы нужно убрать свое рабочее место, вымыть руки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи МАДОУ ЦРР – д/с , в дальнейшем АОП для ТНР (далее - Программа), предусматривает создание сп...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПЕРВЫЕ СТУПЕНИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, что обуславлив...
Дополнительная общеобразовательная программа «Спортландия kids» для детей старшего дошкольного возраста
1.Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольных учреждениях. За ...
Дополнительная образовательная программа – художественной направленности для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет «Бумажные фантазии»
АктуальностьСоздание Программы обусловлена запросом родительской общественности МБДОУ № 31.Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, ми...
Дополнительная образовательная программа – художественной направленности для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет «Бумажные фантазии»
АктуальностьСоздание Программы обусловлена запросом родительской общественности МБДОУ № 31.Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, ми...
Авторская методическая разработка "Тема: «Формирование представлений о правильном питании через восприятие художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Авторская методическая разработка "Тема: «Формирование представлений о правильном питании через восприятие художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушен...
Авторская методическая разработка.Тема: «Формирование представлений о правильном питании через восприятие художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Авторская методическая разработка .Тема: «Формирование представлений о правильном питании через восприятие художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями ...