Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи "Волшебная глина"
рабочая программа по аппликации, лепке

Аристова Елена Даниловна

Цель Программы: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе лепки из глины. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon do-programma-volshebnaya-glina.doc386.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Раздел I

Пояснительная записка  

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная глина» (далее – Программа) имеет художественную направленность, так как ориентирована на развитие творческих способностей детей в области декоративно-прикладного искусства, передачу духовного и культурного опыта народов России, воспитание творческой личности.

Программа разработана на основе нормативно – правовых документов: ̶Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).  − Стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р. − Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 093242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое

образование»;  

 − Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 г. № АК-2563/05 «О методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»;  

− Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»;  

 −  Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития

региональных систем дополнительного образования детей»;  

− Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р ).  

− Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;  

−  Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».  

 

         

Направленность Программы

Программа «Волшебная глина» является Программой художественной направленности. Программа  содержит направление работы с детьми по  ознакомлению и  практическому применению знаний с традиционными декоративно-прикладными видами искусства в соответствии с возрастными возможностями детей старшего дошкольного возраста. Занятия по программе позволяют раскрывать творческие возможности каждого ребёнка, занимающегося лепкой из глины, приобщают к миру красоты, творчества, культуры, развивают пространственное воображение, конструкторские способности, формируют практические навыки работы с природным материалом и знакомят с истоками русского народного ремесла.

Новизна Программы

В дошкольных учреждениях при реализации образовательной программы по направлению «Художественно-эстетическое развитие» педагоги предпочитают использовать пластилин. Пластилин доступнее, его не нужно высушивать в печи, но он не оставляет свободу фантазии в выборе декора готового изделия, его цвета, что ограничивает возможности сенсорного восприятия. Кроме того, глина является натуральным материалом, не вызывающим аллергию. Готовая к лепке глина может храниться в течение года.  Подготовка глины, ее высушивание требует дополнительных усилий со стороны воспитателя, но и является дополнительным источником обогащения знаний детей о свойствах материала.

Образовательный процесс основан на сочетании нескольких видов художественно-эстетической деятельности: лепки из глины разных предметов быта, малых скульптур, а впоследствии декоративной росписи готовых изделий. В процессе лепки ребенок учится экспериментировать с художественными материалами (глиной, красками) осваивает способы создания образов. Основной инструмент при лепке - собственные руки, поэтому от уровня владения ими, от развития мелкой моторики, развития точных и тонких движений пальцев зависит результат работы. С глиной ребенок работает двумя руками, благодаря чему работают оба полушария головного мозга, укрепляются межполушарные связи, обогащается сенсорный опыт. При лепке задействованы и ладони, и пальцы ребенка, создается эффект массажа рук.  

Актуальность программы

Одним из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению является уровень развития мелкой моторики. Ребенок с высоким уровнем развития мелкой моторики обладает развитой памятью, вниманием, связной речью, логически рассуждает, овладевает навыками письма. Еще И. Кант писал: «Рука – это вытекший наружу мозг». На основе теории о связи мелкой моторики и психических процессов построены многочисленные рисуночные тесты. Как показывает практика, современные дети испытывают определенные трудности в работе, требующей развитой мелкой моторики. Они не умеют пользоваться ножницами, правильно держать карандаш и ручку, манипулировать мелкими предметами.

У детей с тяжелым нарушением речи наблюдаются грубые нарушения в развитии моторики рук, которые могут быть обратимыми при определенном коррекционном и педагогическом воздействии.

Особый материал для лепки – глина, активизирует телесные чувства, развивает моторику. У детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) работа с глиной способствует развитию мелкой моторики, памяти, развитию образного мышления, зрительного восприятия. Лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувства прекрасного.

Основной метод  творческая лепка из глины, сочетающая в себе арт-, глино- и игротерапию. 

Используемые приемы лепки: раскатывание, скатывание, сплющивание, защипывание.  

 Применяемые техники лепки из глины: пластовая техника, лепка из цельного куска, жгутовая техника, литьевая техника.

 Акцент в Программе ставится на развитие речи дошкольников при описании изделий из глины и объяснения последовательности, способов лепки. Занятия по  Программе учат детей работать в команде, достигать совместных целей, делиться материалом и инструментами

Отличительные особенности программы

Создание  условий для обучающихся с тяжелыми нарушениями  речи:

 ̶ адаптация содержания теоретического материала в соответствии с речевыми возможностями детей 6-7 лет;

 ̶ преимущественное использование методов и приемов демонстрации, показа действий, зрительного образца перед вербальными методами на первоначальном периоде обучения;  

 ̶ Стимуляция речевой активности и коммуникации (словесные отчеты о выполненных действиях, формулирование вопросов, поддержание диалога, информирование о возникших проблемах);

 ̶ Обеспечение понимания обращенной речи (четкое, внятное проговаривание инструкций, коротких и ясных по содержанию);

         ̶        Нормативные речевые образцы (грамотная речь педагога)

 ̶ Расширение пассивного и активного словаря обучающихся с тяжелыми нарушениями речи за счет освоения специальной терминологии.

Реализуя цели и задачи Программы «Волшебная глина» через ознакомление с произведениями и техниками народной лепки, педагог углублённо знакомит старших дошкольников с народной культурой, эмоциональными образами, ценностями.

Роспись готового изделия из глины дает дополнительные возможности для развития мелкой моторики: удерживая тонкую кисть, выполняя плавные движения, ребенок впоследствии легче справляется с положением руки и при письме. Выполняя работы по мотивам народной лепки, дети учатся понимать принципы художественного обобщения, познают приемы творческих импровизированных декоративных образов, получают возможность видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, величины, положение элементов на плоскости предмета. На занятиях различные виды и техники лепки рассматриваются в сравнении. Такая работа позволяет находить общие черты в народном искусстве и помогает различать и узнавать различные виды народного декоративно-прикладного искусства. 

У проблемных детей улучшается и обогащается речь, стабилизируется общий положительный фон, проходит негативизм и агрессия, улучшается координация, ярче проявляются способности к творчеству, значительно компенсируется задержка психического и речевого развития. У детей развивается готовность к сотрудничеству.

Лепка из глины дает возможность создавать объемные образы, моделировать собственный мир и свое представление о нем. Особенность лепки состоит в том, что ребенок не только рассматривает готовое произведение, но и трогает, берет в руки, может рассмотреть со всех сторон, ощутить его объем и рельеф. Работа с природным материалом способствует снятию эмоционального напряжения, помогает в работе с застенчивыми и неуверенными в себе детьми. Чтобы что-то вылепить, нужно сначала это представить или увидеть, поэтому занятия лепкой помогают развивать внимание и зрительную память. Кроме того, они приучают рассматривать объекты, анализировать их, планировать последовательность работы и прогнозировать результат в зависимости от собственных действий.  

Лепка из глины дает ребенку возможность почувствовать себя творцом, а готовая поделка- это доказательство его труда, ее можно использовать как подарок, сувенир, украшение или атрибут для игры. Работа с глиной способствует развитию концентрации внимания, усидчивости, может привить ребенку желание работать, интерес и любовь к труду, упорство в достижении целей.

Адресат программы

Программа ориентирована на детей 6-7 лет, воспитанников МБДОУ Ирбинский д/с №2 «Теремок» подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

        Состав         группы         составляет         10         человек.         Прием         на         обучение  

осуществляется по заявлению родителей (законных представителей)

Объем и срок освоения Программы 

Программа рассчитана на один год с октября по май (32 занятия по 30 минут). 

Формы обучения: форма обучения  очная, групповая.

Режим занятия.

Группа формируется из 10 детей. 

Образовательная деятельность с детьми организуется в форме кружка один раз в неделю, 4 раза в месяц, во второй половине дня согласно сетке занятий, в подготовительной к школе группе, длительность – 30 минут.

 

1.2. Цели и задачи программы

Цель Программы: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе лепки из глины. Задачи программы:

 ̶ Познакомить с природным материалом (глиной), его свойствами и особенностями лепки из него.

 ̶ Обогащать представления о скульптуре малых форм, выделяя средства выразительности (форму, пропорции, характерные детали, цвет, позы )

 ̶ Развивать умение лепить предметы, пользуясь пластическим, конструктивным и комбинированным способами.

 ̶ Приобщать детей к истокам русской народной культуры через знакомство с народными промыслами.

 ̶ Знакомить с элементами дымковской, филимоновской, каргопольской, тверской росписей.

 ̶ Учить украшать изделия налепами и элементами росписи, характерными для каждого народного промысла.

 ̶ Развивать творческие способности детей, воспитывать художественноэстетический вкус через занятия лепкой из глины. Принципы организации образовательного процесса:

 ̶        Принцип систематичности предусматривает поэтапное закрепление и развитие полученных знаний в процессе обучения. Знания строятся по системе: «от простого к сложному», «от известного к неизвестному».

 ̶        учёт возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников;

 ̶        психологический и эмоциональный комфорт как условие самореализации дошкольника;

 ̶         доверие и поддержка активности, инициативности и устремлений к самоутверждению.  

Основные способы лепки из глины:

Конструктивный способ - предмет изготавливается из отдельных частей. Дети изготавливают каждую часть изделия из отдельных кусочков глины, а затем скрепляют их между собой. Изделие начинают изготавливать из наибольшей части (животных с туловища), а затем переходят к выполнению меньших (шея, голова, ноги, хвост и т.д.). Когда отдельные части для изделия заготовлены, их объединяют в одно целое, сравнивая по величине и форме, уточняют их пространственное расположение, плотно соединяют и прилепляют друг к другу, обобщают форму.

Пластический способ - лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины. Наметив основную форму, например, животного, переходят к вытягиванию таких частей, как шея, голова, хвост, конечности. Комбинированный способ - этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический.

         

1.3. Содержание программы

Учебный план  

п/п

Название раздела, темы  

Количество условных часов  

Формы

аттестации/контроля

всего

Теория  

Практика  

1

Вводное занятие.

Знакомство с глиной.

1

20 мин

10 мин

Беседа  Опрос  

2

Волшебная Глина  

1

10 мин  

20 мин  

Опрос  

3  

Знакомство с изделиями из глины. Экскурсия в русскую избу.

 

1

5 мин

25 мин

Аудиозапись рассказов

4.

5.

«Чайная пара».

Лепка и роспись посуды  

2

20

40 мин

Выставка  

6.

7.

Лепка «Ваза»

Роспись вазы по мотивам гжели

2

20

40

Выставка  

8.

9.

Лепка  и роспись дымковского оленя  

2

20

40

Выставка  

10.

11.

Лепка  и роспись филимоновского оленя.

 

2

10

50

Выставка  

12

Лепка каргопольской игрушки по выбору

1

10

20

 описание игрушки  

13

Роспись каргопольской игрушки

1

5

25

Выставка  

14

Знакомство с тверской игрушкой

1

15

15

Составление рассказа  

15

16

Лепка и роспись  

«Жар-птица»

 

2

10

50

Выставка

17

18

Лепка и роспись  «Тверской котик»

2

10

50

Выставка  

19  

Панно из глины «Сказочный город»

1

15

15

Опрос  

20

Роспись панно

1

5

25

Выставка  

21

Изразец из глины

1

20

10

Опрос  

22

Роспись изразцов

1

5

25

Выставка  

23

Страна мастеров

2

15

45

выставка

24  

Роспись игрушек

 

25

Страна гончаров

1

20

10

Рассказ  

26

27

Лепка посуды по выбору детей.

Роспись посуды

2

10

50

выставка

28  

Что такое скульптура

1

20

10

рассказ

29

30

«В гостях у сказки»

Лепка и роспись игрушек для настольного театра

2

10

50

выставка

31

Показ настольного театра каждой

подгруппой детей

для детей младших групп

1

10

20

Диалог  

32

Организация минимузея глиняных работ  

1

5

25

Рассказы о работах  

 

итого

32 усл часа 960 мин-

16ч.

290 мин  

4ч.50мин

670 мин

11ч.10 мин

 

Таблица 1. Содержание учебного плана  

1.4. Содержание учебного плана программы

Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач. Перед началом обучения педагог знакомит с инструкцией по технике безопасности (Приложение 2)

1. Вводное занятие. Знакомство с  глиной, как природным материалом.  

( 30 минут)

Теория. (20мин) Формирование  представления о том, что глина

– природный материал, добывается из недр земли. Какая глина, где добывается.  

Практика. (10мин) Рассматривание куска глины, картин с изображением мест добычи глины, какая бывает глина. Чем она отличается одна от другой, для чего она предназначена. Игра по технологии ТРИЗ «Хорошо-плохо» Контроль : опрос  

  1. «Волшебная глина»  

Теория.  (10 минут) Беседа. Рассказы из опыта. Выявление свойств глины.  Практика. (20 минут) Элементарное экспериментирование. Сравнение свойств мокрой и сухой глины, ее качество. Способы лепки простых изделий.

Диагностика (наблюдение за выполнением простых приемов).

Форма контроля: опрос.

  1. Знакомство с изделиями из глины. Экскурсия в русскую избу. Игрушки и посуда из глины.

Теория: (5 минут)  Рассказ «Народная игрушка. Значение слова «народная». Практика: (25 минут) Обсуждение «Виды техник народных промыслов, изготовления игрушек». Рассматривание и анализ изображений (по темам), выявление характерных черт. Способы росписи.  

Составление описательных рассказов детей о народных игрушках (перечисление элементов росписи дымки Петушок, индюк, конь. Конь с наездником. Барышня.  

Форма контроля : аудиозапись рассказов.

4-5. 1 час  «Чайная пара». Лепка и роспись посуды (2 занятия)  

Теория: 20минут. Беседа о видах посуды. Рассматривание материалов для лепки, их применение (стека, ватные палочки) Рассматривание иллюстраций с изображением разной глиняной посуды.

Практика 40 минут: Лепка в технике выдавливания. Самостоятельное украшение изделия с помощью налепов или создания рельефного узора стекой и ватной палочкой.  Грунтовка. Роспись гуашью. Форма контроля: выставка

6-7.  1час Лепка и роспись вазы.  

Теория  20 минут .Знакомство с искусством мастеров Гжели.  

Практика 40 минут. Обучение способу формирования изделия из жгута.  

Закрепление умения склеивать жгуты с помощью воды.

Грунтовка вазы. Смешивание гуаши оттенков синего цвета для росписи по мотивам Гжели. Роспись.

Форма контроля: выставка

8-9. 1 час  Лепка и роспись оленя по мотивам Дымки. 

Теория:20 минут. Рассматривание альбома с дымковскими игрушками. Уточнение характерных особенностей росписи дымковского народного промысла

Практика. 40 минут. Лепка игрушки конструктивным способом, соблюдая пропорции. Грунтовка. Роспись.

Форма контроля: выставка

10-11  1 час. Лепка  и роспись филимоновского оленя.

Теория: 10 минут. рассматривание альбома с образцами филимоновской росписи. Отличительные особенности промыслов Дымки и Филимоново.  Практика. 50 минут. Лепка игрушки с натуры. Украшение  фигурки

        элементами         росписи,         характерными         для         промысла.         Сравнение  

филимоновских  и дымковских элементов узора и цветовой гаммы

Форма контроля: выставка

  1. 30 минут . Лепка каргопольской игрушки по выбору

Теория.10 минут. Рассматривание каргопольских игрушек. Беседа об отличительных особенностях промысла.  

Практика. 20 минут. Выбор игрушки для лепки с натуры. Самостоятельная работа детей.

Форма контроля: описание игрушки.

  1. 30 минут. Роспись каргопольской игрушки по выбору Теория. 5 минут Напоминание особенностей росписи.

Практика. 25 минут. Роспись готовых изделий.

Форма контроля: выставка

14.30 минут . Знакомство с тверской игрушкой. 

Теория.15 минут. Знакомство с промыслом. Просмотр презентации. Рассказ о тверских мастерах. Знакомство с тверской народной игрушкой, ее особенностями. Рассматривание  игрушек, иллюстраций, сравнение с игрушками дымковского, филимоновского, каргопольского промыслов. Практика. 15 минут. Д/и «Угадай по описанию» (Описательные загадки и отгадки-картинки промыслов)  Форма контроля: составление рассказа 15-16.  1 час. Лепка и роспись жар-птицы.

Теория.10 минут. Рассматривание образца. Беседа об элементах и способах лепки

Практика. 50 минут. Самостоятельная работа детей. Грунтовка. Роспись по образцу.

Роспись игрушки, передача  ее отличительных особенностей. Сравнение с другими известными народными промыслами.

Форма контроля: выставка

17-18. 1 час. Лепка и роспись тверского котика.

Теория. 10 минут. Рассматривание  керамических скульптур животных в разных позах. Показ приемов  лепки игрушки с  передачей характерных  движений, поворота головы.

Практика. 50 минут. Украшение  фигурки налепами . Закрепление умения расписывать игрушку узорами тверского народного промысла.

Форма контроля: выставка.

  1. 30 минут. Панно из глины «Сказочный город»

Теория.15 минут.  Знакомство  с понятием «панно».  Рассматривание иллюстрации с разными панно из глины. Обучение  работе в технике барельефной лепки.  

Практика: 15 минут.  Создание  панно по мотивам дымковской игрушки.  

  1. 30 минут. Роспись панно.

Теория: 5 минут. Беседа о видах элементов росписи дымковского промысла. Практика: 25 минут. Самостоятельная работа детей. Грунтовка. Роспись панно элементами дымковской росписи. Создание гармоничных цветовых сочетаний

Форма контроля: выставка

21.30 минут Изразец из глины.  

Теория.20 минут.  Рассматривание изразцов на презентации. Беседа о практическом применении. Выявление отличительных особенностей изразца от пластин на панно. Показ приема лепки.

Практика.10 минут. Лепка изразцов для украшения печи в русской избе.

22. 30 минут. Роспись изразцов.

Теория. 5 минут. Повторение особенностей  элементов филимоновской росписи.

Практика. 25 минут. Роспись изразцов.

Форма контроля: выставка

23-24.1 час.  Страна Мастеров. Роспись игрушек.

Теория. 15 минут. Обзорное знакомство с промыслами России. Просмотр презентации.

Практика: 45 минут. Лепка и роспись игрушек по выбору детей.

Форма контроля: выставка 25. 30 минут. Страна Гончаров.

Теория: 20 минут. Знакомство с гончарным промыслом, профессией гончара, просмотр видеозаписи «Гончарная мастерская».  

Практика 10 минут.«Чем занят гончарных дел мастер». Коллективный рассказ.

Форма контроля: рассказ  

26-27. 1 час.  Лепка посуды по выбору детей. Роспись посуды.

Теория.10 минут.  Рассматривание  глиняной посуды разных промыслов.

Практика. 50 минут. Самостоятельная работа детей с  выбором способа лепки (из целого комка, из жгутов или из пласта). Украшение  изделий налепами или рельефным узором. Роспись изделий по выбору детей.

Форма контроля: выставка

28. 30 минут. Что такое скульптура.

Теория. 20 минут. Знакомство  с понятием «скульптура» как видом изобразительного искусства. Знакомство  с малыми скульптурными формами.

Практика. 10 минут. Чем отличается скульптура от игрушки народного промысла. Рассказы детей.

Контроль. Рассказ.  

29-30 1 час.  «В гостях у сказки»

Теория.10 минут.  Беседа о том , как можно использовать глиняную игрушку.

Практика. 50 минут.  Лепка сказочных героев для настольного театра. Роспись игрушек.  

(Работа в 4-х подгруппах. Каждая подгруппа лепит героев выбранной самостоятельно сказки по мотивам одного из изученных народных промыслов)

Форма контроля: выставка

31 30 минут. Показ настольного театра.

Теория. 10 минут. Беседа о правилах обыгрывания игрушек.

Практика.20 минут  Показ настольного театра игрушек подгруппами детей по знакомым сказкам. Форма контроля: диалог.

32.30 минут.  Организация мини-музея

Теория:5 минут.  Беседа о правилах создания мини-музея.

Практика. 25 минут. Размещение экспонатов по видам промыслов.

Подготовка к презентации.

Форма контроля: рассказы о работах.

1.5. Планируемые результаты Программы  Предметные:

         ̶        будет владеть основами техники безопасности работы с глиной;

 ̶        будут уметь создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию

         ̶        будут знать этапы изготовления изделий из глины.

 ̶        будут владеть различными изученными приемами и способами действия с глиной.

 ̶        будут уметь организовать и содержать в чистоте рабочее место Метапредметные:

 ̶        будет развита мелкая моторика рук, глазомер по сравнению с начальным уровнем;

         ̶        расширен кругозор по сравнению с начальным уровнем.

 ̶ Будут развиты навыки общения, умения представлять свою работу из глины на творческих выставках Личностные результаты:

         ̶        будет сформировано умение доводить начатое дело до конца;

 ̶        будет         сформирован         навык         умения         работать         самостоятельно         и аккуратно;

         ̶        будут созданы условия для развития воображения, памяти и мышления.

 ̶ Будет проявление осознанного  отношения к особенностям народных промыслов. Дети смогут глубоко эмоционально, чувственно и осмысленно воспринимать произведения декоративно- прикладного искусства;

 ̶ Повысится эмоционально – нравственный и творческий потенциал дошкольников (Дети станут более активны и самостоятельны в творческом воплощении задуманного образа).

 

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.

 

2.1. Календарный учебный график

 

№  

п/п

Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончани я занятий

Кол-во учеб. недель

Кол-во учеб. дней

Кол-во учеб. часов

Режим занятий

Срок проведения  промежуточной и итоговой

аттестации

1

2023-2024

04.10.

2023

22.05.

2024

32

32

32

1 раз в

неделю 30 минут  

11.10.23 стартовая диагностика  

10.01.24 –промежуточная

22 05.24.итоговая  

Таблица 2. Календарный учебный график на 2023-2024 год.

2.2. Условия реализации Программы 

Материально-техническое обеспечение

Для обучения по данной Программе используется учебная зона группового помещения, которая позволяет организацию и проведение различных видов деятельности обучающихся. Зона оснащена классной доской, столами, стульями для учащихся и педагога, шкафами для хранения дидактических и учебных материалов, проектором, экраном. Материальная и техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам.

Информационное обеспечение

         ̶        учебно-методические пособия;

         ̶        демонстрационный и раздаточный материал;  

 ̶        тематические папки с иллюстрациями по видам народных промыслов;  рабочий журнал учебных занятий.

                                      Кадровое обеспечение  

Реализация Программы обеспечивается воспитателем, имеющим высшее или среднее профессиональное образование, 1-й или высшей квалификационной категории, отвечающим всем требованиям квалификационной характеристики для соответствующей должности, а также имеющим курсы повышения квалификации по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 

2.3. Формы аттестации и оценочные материалы  В процессе реализации Программы определяется уровень освоения обучающимися программного материала.

Текущее оценивание осуществляется на каждом занятии: устный опрос по технике изготовления изделия из глины (этапы, приемы), качество изготовления изделия

Промежуточная аттестация осуществляется в форме выставки изделий из глины, оценивание качества выполнения в форме наблюдений за изготовлением изделий.  

        В         качестве         итоговой         аттестации         по         освоению         Программы

предусмотрена выставка готовых изделий 

Результаты отслеживаются и фиксируются в следующих формах: готовая работа, журнал посещаемости, карты педагогической диагностики (приложение1). 

Также при реализации программы проводится оценка индивидуального развития детей. Она проводится в рамках НОД на основе наблюдений за художественно-продуктивной деятельностью детей, 2 раза в год (в октябре и апреле), направленных на выявление уровня изобразительных умений.

Результаты         оценки         индивидуального         развития         используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции

особенностей его развития); оптимизации работы с группой детей.

 

№п/п

Критерий  

Самостоятельно

С помощью воспитателя

Никогда

 

1

Лепит из целого куска глины, модулируя форму кончиками пальцев.

2 балла

1 балл

0 баллов

 

 

2

Создает изображения с натуры и по представлению, передавая характерные особенности знакомых предметов, пропорции частей и различия в величине деталей.

2 балла

1 балл

0 баллов

 

3

Создает небольшие сюжетные композиции из 2-3 предметов, передавая пропорции, позы и движения фигур.

2 балла

1 балл

0 баллов

Сумма баллов

4-6 баллов

2-4 балла

0-1 балл

Уровневый показатель

Высокий

Средний

Низкий

Присваиваемый балл

2 балла

1 балл

0 баллов

Таблица 3. Критерии и показатели педагогической диагностики

Оценочные материалы: 

Для оценки деятельности и результатов выполнения заданий каждого обучаемого применяется контроль качества выполненных работ. Итоговой работой каждого раздела темы является выполнение изделия:

  • изготовление поделок по различным темам и в различных техниках по работе с глиной;
  • участие в выставках художественно-прикладного творчества.

 

2.4. Методические материалы Особенности организации образовательного процесса:  обучение  осуществляется в очной форме.

Методы и приемы обучения:

Наглядные: наблюдение, демонстрация изделий, наглядных пособий технологических карт, демонстрация трудовых процессов, выставки, Метод используется во взаимосвязи со словесными и практическими методами, и предназначается для наглядно-чувственного ознакомления детей с объектами в их натуральном виде или в виде рисунков, репродукций, схем.

 Можно использовать с этой целью и экранные технические средства. Метод демонстрации помогает правильно понять и передать форму и строение предмета, его цвет.

Словесные: рассказ, беседа, пояснение, объяснение предстоящей деятельности - изложение информации детям, которая применяется при изучении нового материала или предстоящей деятельности.

 Словесный метод позволяет в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения.

Использование метода объяснения требует: точного и четкого формулирования задачи, последовательного раскрытия этой задачи, привлечения ярких примеров, безукоризненной логики изложения; оценка деятельности – оценивание результата деятельности детей. При оценке готовых работ используется показ и анализ детских работ в качестве приёма, помогающего детям понять достижения и ошибки в своей работе. Анализ может быть, как коллективный, так и индивидуальный.

Практические метод: детальный показ действий – его можно показать жестом и приемом выполнения действия. Если ребенок не уверен в своих действиях, то педагог может использовать такой прием как движение вместе с ребенком, ведя его руку. Это дает возможность ребенку ощутить правильность действий; многократный прием – это повторное и многократное выполнение практического действия с целью его закрепления. Этот прием применяется на различных этапах практической деятельности. Если ребенок при выполнении практических действий проговаривает предстоящие операции, то это помогает педагогу обнаружить типичные ошибки, вносить коррективы в действия ребенка; собственная трудовая деятельность детей является

необходимым средством трудового воспитания, нельзя научиться чему – либо, не делая собственную работу. В собственной трудовой деятельности дети обучаются конкретным трудовым умениям и навыкам, добиваются результата, удовлетворяют свою потребность. Игровые методы: сюжетно-ролевые, дидактические.

 

 

При реализации программы используются приемы лепки:

 ̶        Раскатывание         –         прием         лепки цилиндрических форм между          ладонями в горизонтальном положении. Усложнение – в вертикальном положении.

         ̶        Скатывание – прием лепки шарообразных форм между ладонями.

 ̶ Сплющивание – прием лепки для получения диска, других плоских фигур путем сдавливания шарообразной, цилиндрической формы между ладонями или всеми пальцами.

 ̶ Защипывание – прием лепки, при котором края пластилина сдавливаются между подушечками большого и указательного пальцев.

 ̶ Свертывание – прием формирования из цилиндрической формы крендельков, цепочек, колечек и т.д.Соединение концов цилиндрической формы и скрепление их путем прижиманияодного к другому.

 ̶ Прищипывание – прием лепки для изображения острых форм (клюв, ушки и т.д.).Кончиками большого и указательного пальцев прищипывается заостренная деталь.

 ̶ Оттягивание – прием лепки, при котором тремя пальцами: большой снизу, а указательный и средний – сверху, оттягивается необходимый объем лепной массы. Раскатывание глины при положении

                 рук         под         углом         для         изображения конусообразных форм

(морковка, ракета, шубка и др.)

 ̶ Вдавливание – прием лепки, при котором большим пальцем продавливается пластилин в шарообразной или цилиндрической форме (изготовление посуды)

 ̶ Расплющивание – прием лепки, при котором шарообразная или другая форма сдавливается пальцами до получения тонкой пластинки.

 ̶        Примазывание         –         прием         соединения двух деталей,         при          котором         пальцами,         приглаживающими         движениями производится скрепление деталей.

        Способы         и         направления         поддержки детской         инициативы

         ̶        создание внутренней мотивации на выполнение работы;

         ̶        формирование установок «Я могу», «Я сумею»;

 ̶ создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;

 ̶ распределение нагрузки в соответствии со способностями и возможностями ребенка так, чтобы он справился с заданием;

 ̶        положительная         оценка         (как         итогового,         так         и         промежуточного результата);

         ̶        не директивная помощь; поощрение в успехах.

 ̶ Просьба к ребенку продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;

 

Формы организации образовательного процесса:  беседа, выставка, игра, мастер-класс, занятие, посиделки, творческая мастерская, открытое занятие, организация мини-музея, театрализованная деятельность.

Педагогические технологии: технология индивидуального обучения, технология группового обучения, технология проблемного обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология Алгоритм учебного занятия:

Занятие лепки изделия из глины  

         ̶        Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).

Беседы и рассматривание образцов.

         ̶        Объяснение, показ приемов лепки.

         ̶        Самостоятельная деятельность детей.

         ̶        Физминутка.

         ̶        Рассматривание готовых работ.

Занятие по росписи готового изделия.

 ̶        Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры)  ̶        Грунтовка готовых работ после сушки  ̶        Физминутка.

         ̶        Роспись готовых работ гуашевыми красками.

         ̶        Рассматривание готовых работ. Анализ. Сравнение с образцом.

Дидактические материалы

Раздаточные материалы: глина, клеенки, пластины для лепки глиной, инструменты для моделирования изделий, салфетки, розетки для воды, кисточки, гуашевые/акриловые краски, лак для покрытия глиняных изделий.

Доска для сушки готовых изделий.

Мольберт. Стенд для рассматривания готовых изделий, стенд-выставка готовых изделий из глины.

Наглядные пособия по знакомству с искусством  

Глиняные игрушки: изделия мастеров Дымки, Каргопольские игрушки, Филимоновские, глиняная посуда, иллюстративный материал для ознакомления с ними.

Дополнительные материалы (ватные палочки, природный и подручный материал для декорирования и создания рельефа- веточки, листья, камешки, семечки, бусинки, бисер и т.п.)

-Образцы элементов народных росписей

-Иллюстрации, фотографии, обучающие  презентации и видеоролики

-Ноутбук

 

          

2.5. Список литературы.

Литература для педагогов.

  1. Колдина Д.Н.Лепка в детском саду. Конспекты занятий с детьми 6-7 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021. - 64 с.
  2. -Лельчук А. М. Игры с глиной. Творческие занятия с детьми от 3 до 7 лет : учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования / Алексей Лельчук ; [предисл. А. И. Бурениной]. – М. : Издательство «Национальное образование», 2017. – 96 с. : ил. – (Вдохновение).
  3. Лыкова И.А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру). - М.: ИД «Цветной мир», 2019. -136 с.
  4. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском    саду. - Москва: Просвещение, 1984. -112с. Литература для детей  
  5. Электронный ресурс https://dohcolonoc.ru/ 

 

Литература для детей. 1. Богуславская М. Раскраска с подсказкой. Дымковская игрушка. Екатеринбург. ООО Издательский дом «Литур» 2016. – 12с.

  1. Вохринцева С. Раскраски Гжель.  Екатеринбург. Фактория-книги, 2001, 14с.  
  2. Вохринцев С., Вохринцева С.Учимся рисовать. Демонстрационный материал для педагогов и родителей по организации изобразительной деятельности для детей дошкольного и младшего школьного возраста.   Екатеринбург. Страна Фантазий.2000.- 8с.
  3. Глушкова Н, Богуславская М. Филимоновская игрушка.

Екатеринбург. ООО Издательский дом «Литур» 2016. – 10с.

  1. Стрельникова Л. Уроки творчества. Поделки из глины. Тетрадь от 5 до 9 лет. Екатеринбург. ООО Издательский дом «Литур»2016.-48с

 

Литература для родителей  

 

  1. Куксарт Б. Животные. Фигурная лепка из глины М.: Эксмодетство, 2023.-98с  
  2. Лельчук И.А. Вдохновение. Игры с глиной. Творческие занятия с детьми от 3 до 7 лет. М.: Национальное образование.

Методические рекомендации, 2017.-90с

 

 

         

Приложение1.

 

№ п/п

 

Критерий / фамилия, имя ребенка  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание

Показатель  н/начало года  

к/конец года  

 

Н

К

Н

К

Н 

К 

Н 

К 

Н 

К 

Н 

К 

Н 

К 

Н 

К 

Н 

К 

Н 

К 

 

1

Лепит из целого куска глины, модулируя форму кончиками пальцев. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Создает изображения с натуры и по представлению, передавая характерные особенности знакомых предметов, пропорции частей и различия в величине деталей. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Создает небольшие сюжетные композиции из 23 предметов, передавая пропорции, позы и движения фигур. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2. Инструкция по технике безопасности: 

-Перед началом работы необходимо надеть фартуки

-Глина хранится в специальных контейнерах или полиэтиленовых пакетах

-Все необходимые материалы и инструменты должны быть подготовлены перед работой

-Во время лепки на столе должны быть подставки, баночки с водой, салфетки; при необходимости- стеки, палочки, скалки, кисти, дополнительные материалы для создания отпечатков

-Во время росписи готовых изделий на столе должны быть клеенки, стаканы с водой, кисти, краска белая для грунтовки, краски акриловые или гуашевые для росписи

-Во время работы нельзя делать резких движений стекой, палочкой, кисточкой и другими инструментами в направлении с рядом сидящим

-При завершении работы готовые изделия сушатся в закрытых картонных коробках

-По окончании работы нужно убрать свое рабочее место, вымыть руки.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи МАДОУ ЦРР – д/с , в дальнейшем АОП для ТНР (далее - Программа), предусматривает создание сп...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПЕРВЫЕ СТУПЕНИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, что обуславлив...

Дополнительная общеобразовательная программа «Спортландия kids» для детей старшего дошкольного возраста

1.Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольных учреждениях. За ...

Дополнительная образовательная программа – художественной направленности для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет «Бумажные фантазии»

АктуальностьСоздание Программы обусловлена запросом родительской общественности МБДОУ № 31.Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, ми...

Дополнительная образовательная программа – художественной направленности для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет «Бумажные фантазии»

АктуальностьСоздание Программы обусловлена запросом родительской общественности МБДОУ № 31.Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, ми...

Авторская методическая разработка "Тема: «Формирование представлений о правильном питании через восприятие художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Авторская методическая разработка "Тема: «Формирование представлений о правильном питании через восприятие художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушен...

Авторская методическая разработка.Тема: «Формирование представлений о правильном питании через восприятие художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Авторская методическая разработка .Тема: «Формирование представлений о правильном питании через восприятие художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями ...