Дополнительная общеобразовательная программа «Игры с песком и тестопластика»
рабочая программа по психологии (младшая группа)

Михайлина Елена Александровна

Занимаясь творчеством, ребёнок не только помогает взрослому понять свои проблемы, но и таким образом решает их сам. Детям бывает трудно поделиться своими переживаниями. А посредствам творчества ребёнок может показать свои чувства непринуждённо. Анализ рисунков и поделок помогает получить ответы на многие вопросы. Даже подавляемые эмоции легко и безболезненно выходят наружу в процессе творчества.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Валерий\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Logo_mono_RGB.PNGC:\Users\Валерий\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Logo_mono_RGB.PNG

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 777 имени Героя Советского Союза Е.В. Михайлова»

(ГБОУ Школа № 777)

109428, Москва, ул. Маевок, д. 4

Тел./ факс +7-499-171-96-10

e-mail: 777@edu.mos.ru

sch777uv.mskobr.ru

ОГРН 1037739090344

ОКПО 36535923

ИНН 7721223373

КПП 772101001

Принята на заседании

педагогического совета

Протокол №_______

от «____»_________20__года

 

          УТВЕРЖДАЮ

Директор

ГБОУ «Школа №777»

В.С.Харламов.

Приказ №______

от «____»___________20__ года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Игры с песком и тестопластика»

Направленность: художественная

Уровень программы: ознакомительный

Возраст учащихся: 24 года

Срок реализации: 9 месяцев (38  часов) 

Количество занятий в неделю – 1 по 20 – 25 минут

Автор-составитель:

Михайлина Елена Александровна,

педагог – психолог

Москва, 2023

Раздел 1. Характеристика дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Игры с песком и тестопластика»

1.1. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы - художественная. Раскрывает творческий потенциал, оригинальность мышления, снимает напряжение.

(Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»).

1.2. Уровень освоения Программы - ориентированная на решение проблем связанных с поведением, самовырожением и утверждением детей, соответствует региональным нормативным документам: Приказ ДОгМ № 922 от 17.12.2014 года «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014/2015 учебном году» (в ред. от 07.08.2015г., № 1308, в ред. от 08.09.2015г., № 2074, в ред. от 30.08.2015г., № 1035, в ред. от 31.01.2017г., № 30 (далее – Приказ № 922 в ред.))

1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность Программы

Главное преимущество занятий по песочной терапии и тестопластике в том, что каждый ребёнок в группе сможет свободно выразить свою позицию, мнение в творческой форме. Занятия способствуют развитию речи, мелкой моторики, памяти, воображения. Игры с песком и тестом приносят удовольствие, не имеют ограничений и противопоказаний.

1.4. Отличительные особенности Программы

При составлении Программы был обобщен и использован опыт авторов: Л.Мардер Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего дошкольного возраста. Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева. Практикум по сказкотерапии. Чудеса на песке: практикум по песочной терапии.

Отличительные особенности программы:

  • Занятия создают положительный эмоциональный настрой у детей;
  • Позволяют обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально;
  • Способствуют творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом;
  • Повышают адаптационные способности ребенка к повседневной жизни. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением;
  • Эффективны в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития. Опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления;
  • Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.

Занимаясь творчеством, ребёнок не только помогает взрослому понять свои проблемы, но и таким образом решает их сам. Детям бывает трудно поделиться своими переживаниями. А посредствам творчества ребёнок может показать свои чувства непринуждённо. Анализ рисунков и поделок помогает получить ответы на многие вопросы. Даже подавляемые эмоции легко и безболезненно выходят наружу в процессе творчества.

Раздел 2. Цель и задачи

2.1. Цель Программы – самовыражение детей в процессе творческой деятельности для регуляции их эмоционального состояния. Настоящая рабочая образовательная программа дополнительной образовательной деятельности «Игры с песком и тестопластика» опирается на нормативные документы: 

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2, п. 1,2,3,14; ст.75);
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ № 1008);
  • Концепцию развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
  • «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования СанПиН 2.4.4.3172-14» (далее – СанПиН 2.4.4.3172-14.).

2.2. Задачи занятий

  • развивать  и  совершенствовать  внимание,  память,  мышление, восприятие, воображение;
  • развивать важные социальные навыки, научиться конструктивному  общению,  используя  изобразительные,  двигательные,  звуковые средства; 
  • освоить  новые  роли  и  проявлять  разные  качества  личности, а также  наблюдать  за  тем, как  изменения собственного  поведения влияют на окружающих; 
  • повышать самооценку; 
  • развивать навыки принятия новых и полезных решений;
  • снимать  напряжение,  развивать умение расслабиться,  выплеснуть  негативные мысли и чувства;
  • реализовать свои способности к творчеству.  

Раздел 3. Категория учащихся

3.1. Возраст обучающихся по Программе «Игры с песком и тестопластика» 2-4 года.

 Раздел 4. Срок реализации Программы, общее количество часов. Формы организации образовательной деятельности и режим занятий

4.1. Срок реализации Программы – 9 месяцев  (38 часов)

4.2. Формы организации образовательной деятельности : подгрупповые занятия (Приказ №265/3-ДО). численный состав каждой подгруппы – 10 человек. 

4.3. Режим занятий. 1 занятие в неделю по 20-25 минут. (СанПиН 2.4.4.3172-14).  

Раздел 5. Планируемые результаты освоения Программы

  • Сформировать умения выражать через творчество свои внутренние конфликты и переживания, страхи, опасения и ожидания.
  • Сформировать способность к творческому воображению.
  • Сформировать умение понимать свой внутренний мир.
  • Сформировать условия для развития общих познавательных способностей: восприятие, сенсомоторика, память, внимание, мышление, речь, воображение.
  • Сформировать условия для формирования детского коллектива, как средства развития личности.

Раздел 6. Содержание Программы

Содержание Программы соотносится с целью и планируемыми результатами ее освоения. Нормативные ориентиры к отбору содержания Программы определены в документах: Приказ №1008, Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р). 

6.1. Структура арт-терапевтического занятия

I вводная часть: 3 минуты.

Включает в себя:

- знакомство и приветствие участников;

- введение в тему, стимулирование, мотивация;

- правила работы в группе.

 II основная часть: 15 минут.

Включает в себя:

- игра с песком;

- лепка из теста;

- обратная связь, коммуникация между участниками.

III заключительная часть от 5 до 7 минут.

Включает в себя:

- слушание музыки для снятия напряжения;

- рефлексия.

6.3. Методы и приемы обучения на занятиях по арт-терапии.

- Игры с песком:

Снятие психо-эмоционального напряжения.

Снятие внутреннего напряжения и мышечного тонуса.

Развитие мелкой моторики.

Развитие ВПФ.

- Лепка из теста:

Учимся делить на части (откручивание, отщипывание, разрезание стекой, разрезание нитью).

Учимся придавать форму (раскатать в ладонях/на столе, сплющить, вдавить,

Учимся соединять детали.

Учимся оформлять изделие.

6.5. Календарный (тематический) план 

Календарный (тематический) план. 

Тема

Название занятия

Количество занятий

Знакомство

Инструктаж по ТБ. Правила работы в группе.

1

Знакомство с песком и его свойствами “Путешествие в песочную страну”

1

Знакомство с тестом и его свойствами “Страна тестопластия”

1

Игра с песком “Раз ладошка, два ладошка”, Лепим из теста “Я пеку, пеку…”

1

Здравствуй, зимушка - зима

Игра с песком “Зимние узоры”. Лепим из теста “Снежинка”

1

Игра с песком “Необыкновенные следы”. Лепим из теста “Снеговик”

1

Игра с песком “Песочная вьюга”. Лепим из теста “Новогодние шарики”

1

Игра с песком “Найди цветные бусинки”. Лепим из теста “Бусы для елочки” 

1

Лесные животные

Инструктаж по ТБ. Игра с песком “Песочные прятки”. Лепим из теста “Зайка-попрыгайка”

1

Игра с песком “Следы лесных зверей”. Лепим из теста “Лисичка - сестричка”

1

Игра с песком “На ощупь”. Лепим из теста “Мишка косолапый” 

1

Путешествие в круглую страну

Игра с песком на развитие межполушарных связей “Круги большие, круги маленькие”. Лепим из теста “Солнышко в Круглой стране”

1

Игра с песком “Раз кружочек, два кружочек”. Лепим из теста “Жительница круглой страны - неваляшка ”

1

Песочная аппликация из цветного песка  “Пирамидка”. Лепим из теста “Пирамидка для неваляшки”

1

Игра с песком на развитие межполушарных связей. Лепим из теста “Подарок для папы”

1

Страна “Тестопластика”

Игра с песком “Песочный дождик”. Лепим из теста “Цветы для мамы”

1

Игра с песком “Печем куличики”. Лепим из теста “Гусеничка Соня”

1

Игра с песком “”. Лепим из теста “”

1

Игра с песком “”. Лепим из теста “”

1

Русские народные сказки

Игра с песком “Отыщи героев и угадай сказку”. Лепим из теста “Колобок, румяный бок”

1

Игра с песком “Отыщи героев и угадай сказку”. Лепим из теста “Мышка-норушка”

1

Игра с песком “Отыщи героев и угадай сказку”. Лепим из теста “Теремок”

1

Игра с песком “Отыщи героев и угадай сказку”. Лепим из теста “Репка”

1

Развиваемся, играя

Игра с песком на развитие межполушарных связей. Лепим из теста “Бабочка”

1

Игра с песком на развитие межполушарных связей. Лепим из теста “Тарелочка с овощами”

1

Игра с песком на развитие межполушарных связей. Лепим из теста “Тарелочка с фруктами”

1

Игра с песком на развитие межполушарных связей. Лепим из теста “Птичка-невеличка”

1

Раздел 7. Условия реализации программы

7.1.Требования к среде

- Занятия рекомендуется проводить в кабинете психолога.

- Наличие материально - технической базы (расходные материалы).

- Обязательно наличие рабочего места для каждого воспитанника, музыкальной колонки.

- Важно,  чтобы место проведения занятия и атмосфера в нем смогли обеспечить участникам ощущение  надежности и защищенности, расположили к внутреннему комфорту и свободе.

7.2. Форма контроля

Данной программой предусмотрено 2 вида контроля: промежуточный и итоговый.

Промежуточный контроль, представляет собой выставку творческих продуктов. 

Итоговый контроль, представляет собой выставку творческих продуктов. 

Раздел 8. Организационно-педагогические условия реализации Программы

8.1. Учебно-методическое и организационное обеспечение Программы

  1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации. Соколовская Н. В. Волгоград: «Учитель», 2008г.
  2. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника.  М. – 2008.
  3. Зинкевич – Евстигнеева Т. Путь к волшебству. М. – 1999.
  4. Использование арт-терапевтических средств в работе с дошкольниками: Методическое пособие/Сост.: Паршина Т.Б., Корнеева Т.П., Лупанова Е.В. и др. – Пенза, 2014.
  5. Кравцова Е. Е Разбуди в ребёнке волшебника. М.: Просвещение; Учебная литература, 1996.
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. –СПб.: Речь, 2000.
  7. Интернет-ресурсы.

8.2. Материально-технические условия реализации Программы.

  • Занятия рекомендуется проводить в кабинете педагога - психолога.
  • Наличие материально - технической базы (расходные материалы).
  • Обязательно наличие рабочего места для каждого воспитанника.
  • Важно,  чтобы место проведения занятия и атмосфера в нем смогли обеспечить участникам ощущение  надежности и защищенности, расположили к внутреннему комфорту и свободе.

8.3. Кадровое обеспечение Программы.

Программу реализует педагог-психолог.


 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕСТОПЛАСТИКЕ «Фантазеры»

Дополнительная общеобразовательная программа по тестопластике для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования...

Дополнительная общеобразовательная программа по тестопластике

Готовая дополнительная общеобразовательная программа для детей младшей группы по тестопластике. Целью программы являетса развитие мелкой моторики детей для дальнейшего развития. Указаны формы работы, ...

Дополнительная общеобразовательная программа «Игра в театр»

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим было связано стремление дать знания дошкольникам, научить их читать, писать и считать, а не способности ч...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа "Чудеса на песке" 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная программа "Чудеса на песке" 6-7 лет...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Тестопластика»

Программа предполагает развитие у детей художественного  вкуса и творческих способностей. Работа по данной программе предоставляет возможность детям в условиях...