ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Разноцветные ступеньки». Нетрадиционное рисование. Старшая группа.
методическая разработка по рисованию (старшая группа) на тему
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Разноцветные ступеньки». Нетрадиционное рисование. Старшая группа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2016-2017_raznotsvetnye_stupenki.docx | 73.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа №2065», СПДС №9
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(Дополнительная общеразвивающая программа)
«Разноцветные ступеньки»
Направленность: художественное творчество
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Автор-составитель:
Клюквина А.В.,
педагог дополнительного образования
Москва
2016
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Пояснительная записка…………………………………………. | 3 |
1.1. | Направленность программы …………………………………… | 3 |
1.2. | Уровень программы ……………………………………………. | 5 |
1.3. | Актуальность и педагогическая целесообразность программы | 5 |
1.4. | Новизна и отличительные особенности программы…………… | 6 |
1.5. | Цель и задачи программы………………………………………… | 7 |
1.6. | Срок реализации, возраст обучающихся ….…………………… | 7 |
1.7. | Форма и режим занятий………………………………………… | 7 |
1.8. | Прогнозируемый результат и методы его определения ……… | 7 |
2. | Учебно-тематический план ……………… | 11 |
3. | Содержание программы ………………….. | 12 |
4. | Методическое обеспечение программы………………………… | 33 |
5. | Список литературы …………………………………..…………. | 34 |
Дети – это исследователи, изобретатели и фантазёры, и нужно дать им возможность широко проявлять эти стороны их существа.
Л.К. Шлегер
Пояснительная записка.
В соответствии с базисными требованиями к содержанию дошкольного образования, учитывая возрастные особенности детей, требования Санпин, а также «Конвенции о правах ребёнка», утверждающей право каждого ребенка на выбор интересного занятия для самовыражения, была создана программа дополнительного образования «Разноцветные ступеньки» по нетрадиционным техникам рисования. Разработанная мной программа составлена в соответствии с условиями модернизации современной системы дошкольного образования, а также с учётом психологических аспектов развития ребёнка дошкольного возраста.
Её содержание нацелено на развитие и формирование художественно-творческих способностей, а также обеспечивает и охватывает всестороннее развитие ребёнка и педагогическое просвещение родителей. Все занятия в разработанной мной программе направлены на развитие у дошкольников художественно-творческих способностей через обучения нетрадиционными техниками рисования. А комплексное содержание программы обеспечивает целостность педагогического процесса и охватывает различные стороны воспитания и развития ребёнка и представляет собой обобщённый многолетний опыт работы по изодеятельности.
Направленность программы.
Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Надо ли обучать детей технике рисования? В работах отечественных и зарубежных педагогов содержатся разные взгляды и мнения на эту проблему. Так, А. Бакушинский и его сторонники полагали, что творчество детей совершенно и им нечему учиться у взрослых. К. Лепиков, Е. Разыграев, В. Бейер, а также зарубежные исследователи К. Риччи (Италия) и Л. Тэдд (США) подчеркивали особую важность обучения, без которого детское творчество не развивается, оставаясь на одном и том же уровне. Дискуссия на эту тему особенно острой была в 20-е годы. Позднее вторая точка зрения была поддержана русскими педагогами Е. Флериной и Н. Сакулиной. В наше время особое внимание этой проблеме уделяет Т. Комарова, которая не только подчеркивает необходимость формирования у детей навыков рисования, но и говорит о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования.
Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребёнку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.
Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности. Детям не хватает воображения, самостоятельности. Необходимо было побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге.
Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования. Использование нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.
Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. Такой способ нетрадиционного изображения можно назвать «хэппенинг» (в переводе с английского – «случаться»). При чем, неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику "кляксография". Созданию сложного симметричного изображения способствует техника " монотипия".
В основу опыта, использования нетрадиционных изобразительных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения.
Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции «творца». Нетрадиционное рисование имеет целый ряд преимуществ: развивает моторику руки и творческие способности, вызывает целый комплекс эмоций, проявляет характер ребенка, его индивидуальность, позволяет применять многообразие способов и средств рисования, прививает любовь к рисованию.
Важным периодом для развития художественно-творческих способностей детей является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок выражает все свои переживания, фантазии, впечатления об окружающем мире через рисунок. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Детское творчество - это своеобразная самобытная сфера духовной жизни. Дети не просто переносят на бумагу предметы и явления окружающего мира, а живут в этом мире красоты. Поэтому нужно дать простор для детской фантазии.
Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.
Уровень программы
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:
Развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами. Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
Актуальность темы:
В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Учеными педагогами, социологами замечено, что большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают немного сверх того, что они умели к 9-10 годам своей жизни. Если такие навыки умственной деятельности, как речь и почерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования у большинства почему-то прекращается в раннем возрасте. И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно многие взрослые со страхом воспринимают предложение что-нибудь нарисовать.
По диагностическим данным социологических исследований, дети в 6-ти летнем возрасте могут представить до 90 % оригинальных изображений, в 8-летнем – 20 %, а взрослые – лишь 2 %. Это как раз те, кто выдержал давление социума и остался творческой личностью. Цифры заставляют задуматься о том, как важно не упустить момент и не оттолкнуть маленького ребенка от творческой деятельности, наоборот, приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовывать свои возможности.
Именно в дошкольном детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы, формируются эстетические переживания. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
Педагогическая целесообразность
Из опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.
Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.
Новизной и отличительной особенностью программы «Разноцветные ступеньки»
по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Программа знакомства ребёнка с многообразием нетрадиционных техник рисования и изоматериалов опирается на принципы построения общей дидактики:
- Принцип сезонности: построение познавательного содержания с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.
- Принцип систематичности и последовательности: постановка задач. «От простого к сложному», от «Неизвестного к известному».
- Принцип развивающего характера художественного образования.
- Принцип природосообразности: постановка задач художественно- творческого развития детей с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей.
- Принцип интереса: построение с опорой на интересы детей.
- Личностно-ориентированного подхода к каждому ребёнку;
- Активности, контролируемости, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.
Цель программы
развитие художественно-творческих способностей детей 5-6 лет средствами нетрадиционного рисования.
Основные задачи программы:
1. Обучающие:
учить различать и называть способы нетрадиционного рисования, применять их на практике;
учить приемам работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, нитки);
учить различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры.
2. Развивающие:
развивать мелкую моторику рук;
развивать способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить Красоту;
-развивать творчество и фантазию, наблюдательность воображение, ассоциативное мышление и любознательность.
3. Воспитательные:
-воспитывать любовь и уважение к изобразительному искусству;
-воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;
-воспитывать навыки самостоятельности,
-создавать выразительный образ, передавая свое отношение к изображаемому,
-воспитывать аккуратность в работе.
Срок реализации, возраст обучающихся
Программа ориентирована на детей 5-6 лет.
Срок реализации программы – 1 год.
Основной формой работы являются групповые занятия.
Форма и режим занятий
Количество занятий в неделю 2, в месяц 8 занятий.
В год проводится 72 часа.
Длительность занятия в старшей группе - 25 мин.
- Прогнозируемый результат и методы его определения
- По каждой из задач художественно-творческого развития детей планируется достижение следующих результатов:
- Дети познакомятся с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов;
- У детей сформируются технические навыки рисования;
- Они научатся выбирать способ и технику для выразительного изображения того или иного образа;
- Будет развит интерес и любовь к изобразительному искусству, как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
Представленный материал способствует:
- Развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки;
- расширение и обогащение художественного опыта;
- формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом;
- сформируются навыки трудовой деятельности;
- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
- умение находить новые способы для художественного изображения;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
- Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства
- Система мониторинга
- Уровень подготовки знаний детей воспитанников можно определить, воспользовавшись разработкой доктора пед. наук профессора Т.С. Комаровой “Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества”.
Анализ продукта деятельности
- Форма: 3 балла – передана точно, части предмета расположены верно, пропорции соблюдаются, четко передано движение; 2 балла – есть незначительные искажения, движение передано неопределенно; 1 балл – искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое.
Композиция: 3 балла – расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов; 2 балла – на полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные искажения; 1 балл – композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана неверно.
Цвет: 3 балла – передан реальный цвет предмета; цветовая гамма разнообразна; 2 балла – есть отступления от реальной окраски; преобладание нескольких цветов или оттенков; 1 балл – цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.
Ассоциативное восприятие пятна; 3 балла – самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и фантастические образы; 2 балла – справляется при помощи взрослого; 1 балл – не видит образов в пятне и линиях.
Анализ процесса деятельности
Изобразительные навыки: 3 балла – легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами; 2 балла – испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами; 1 балл – рисует однотипно, материал использует неосознанно.
Регуляция деятельности: 3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу; заинтересован предложенным заданием; 2 балла – эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности; 1 балл – безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности.
Уровень самостоятельности, творчества: 3 балла – выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения; 2 балла – требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее полногму раскрытию замысла; 1 балл – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремиться к полному раскрытию замысла.
Шкала уровней: 0-8 – низкий уровень; 9-16 – средний уровень; 17-21 – высокий уровень.
А теперь я представлю нетрадиционные техники рисования и расскажу о способе изображения:
Самые простые способы рисования для детей старшего возраста это:
1. Акварель+восковые мелки.
Рисунок наносится восковым мелком, затем закрашивается акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
2. Следующая техника «свеча+акварель», принцип тот же.
3. Отпечатки – томпонирование.
Эта техника тесно связана с трафаретом или раскраской, где тампоном заполняется предмет или сюжет.
Техника отпечатки листьев очень нравится детям. Лист дерева покрывается краской разных цветов или одним цветом и прикладывается к бумаге, окрашенной стороной.
4. Следующая техника «мятая бумага+жесткая сухая кисть» также проста и понятна детям. Получается имитация фактурности и ли колючей поверхности. Кисть в этом случае в воду не опускается, ударяют ее по бумаге держа вертикально.
5. Рисование на мятой бумаге дает эффект объема.
6. Монотипию предметную
Лист бумаги складывается вдвое и на одной его половине рисуют половину изображаемого симметричного предмета. Пока краска не высохла, лист снова складывают, получая отпечаток. Затем дорисовывают недостающие детали.
7. Оттиск смятой бумагой.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
8. Особый интерес представляет рисование манкой.
Манкой посыпают готовый фон, выполненный по сырому.
Сначала манка прилипает к кисточке, но чем влажнее кисть тем фактурнее работа. Акварельная краска пропитывает манку постепенно окрашивая ее. Данный эффект помогает изобразить крону деревьев, гроздья сирени, шерсть животных.
9. Пластилиновая графика развивает усидчивость, моторику пальцев рук, аккуратность.
10. Рисование солью также детей приводит в восторг.
Используют технику по сырому. Бумагу смачивают водой и наносят акварельные краски любой гаммы. Затем посыпают крупной солью, которая впитывает часть краски, образуя множество выбеленных мест.
11. Вливание краски.
Используется техника по сырому. Предварительный рисунок наносят восковым и мелками. Цвет от темного к светлому с добавлением белил для передачи блика.
12. С большим интересом дети осваивают технику ниткографии, которая развивает воображение, аккуратность.
Нитка опускается в краску, затем на половину сложенного листа из нитки выкладывают изображения, оставляя один конец свободным, закрывают второй половиной, придерживая рукой, вытягивают нитку за кончик. Недостающие детали дорисовывают.
13. Набрызг.
Этот способ хорошо использовать для рисования падающего снега, звездного неба, для тонирования листа и др. с детьми старше пяти лет. Краски нужного цвета разводят в блюдечке с водой, обмакивают в краску зубную щетку или жёсткую кисть. Направляют щётку на лист бумаги, резко проводят по ней карандашом (палочкой) по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду.
14. Кляксография с трубочкой.
Ребенок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает ее на лист, делая небольшую каплю, затем на эту каплю краски дует из трубочки, так чтобы ее конец ни касался капли, ни бумаги. Не достающие детали дорисовывают.
15. Рисование клеем.
Наносят клеем рисунок и выкладывают нитью.
16. Необычная техника рисования – ГРАТТАЖ.
1. Свечой покрывают лист бумаги в одном направлении.
2. Смесью из туши и гуаши с жидким мылом тонируют лист.
3. Затем по высохшему фону процарапывают стекой пейзаж.
17. Печатание листьями.
Используются различные листья с разных деревьев. Они покрываются краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест, делается это на отдельном листе бумаги. Затем окрашенной стороной плотно прижимают к бумаге, стараясь не сдвигать с места.
18. Диатипия.
Кистью наносится небольшой слой краски на картон. На картон положим сверху лист бумаги. Нарисуем что-нибудь карандашом. На бумагу давить сильно не надо. На той стороне, которая была прижата к картону, получился оттиск с необычным рисунком и фоном.
19. Торцевание.
С помощью палочки и маленького квадратика бумаги создаются, путем накручивания квадратика на палочку, трубочки-торцовочки. Затем торцовочки располагаются по всему рисунку плотно друг к другу или по контуру изображения под прямым углом.
Мониторинг
Занятия с использованием НТР в старшем возрасте проводятся как правило, после ознакомления с традиционными. Такая последовательность позволяет сформировать у детей способность разного видения объектов, развивает творческий подход к изобразительному искусству.
Воспитание и развитие ребенка в том числе и творческое не возможно без участия родителей
Одной из результативных форм работы с родителями являются выставки совместного творчества. Через консультации, собрания-практикумы родители получают теоретические и практические знания о роли изобразительной деятельности в развитие ребенка.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы | Количество часов | |
1. | Знакомство с материалами Техника безопасности | 1 | |
2. | Учимся создавать фон | 2 | |
3. | Монотипия | 3 | |
4. | Рисование зубными щетками | 2 | |
5. | Тычок жесткой полусухой кистью. | 3 | |
6. | Сухая кисть | 4 | |
7. | Ватные палочки | 3 | |
8. | Томпонирование | 2 | |
9. | Акварель | 4 | |
10 | Кляксография. | 3 | |
11. | Рисование на мятой бумаге | 2 | |
12. | Торцевание | 2 | |
13. | Рисование нитками | 2 | |
14. | Граттаж | 2 | |
15. | Рисование солью(крупа). | 3 | |
16. | Пластилинография | 3 | |
17. | Рисование поролоном | 2 | |
18. | Расчёсывание краски. | 2 | |
19. | Рваная аппликация | 3 | |
20. | Восковые мелки + акварель | 2 | |
21. | Батик | 1 | |
22. | Оттиск | 4 | |
23. | Рисование по сырому трафарету | 3 | |
24. | Набрызг | 5 | |
25. | Рисование клеем | 2 | |
26. | Тематическое моделирование (одежды) | 7 | |
Всего: | 72 |
Содержание программы
октябрь | ||||||
№ | Лексическая тема | Название мероприятия | Нетрадиционные техники | Программное содержание | Оборудование | |
Знакомство с кружком «Разноцветные ступеньки» | «Знакомство с нетрадиционными техниками изображения». |
|
| Материал: Мольберты, белые листы бумаги, гуашь, палитра, кисти разных размеров, цветные карандаши, простой карандаш, подставка под кисти и карандаши, материалы и инструменты для нетрадиционной техники. | ||
1 | Деревья и кустарники | «Осенние деревья» | Монотипия | Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства. Закрепить с детьми приемы техники рисования «монотипия», ее изобразительные особенности, закрепить понятие симметрии. Развивать умение детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму. Закрепить умение детей передавать характерные особенности дерева ( ствол, ветви, яркая листва). Развитие чувства формы, пропорций. | Рассматривание репродукций И.Левитана, Остроухова И. « Золотая осень». Чтение стихотворения А.К,Толстого « Осень» Д\И « Осенний пейзаж», « Четвертый лишний» « Найди нужную карточку» Акварель бумага, кисти. | |
2 | Ягоды | Полезные витамины | Рисование ватными палочками | Закрепить с детьми технику рисования ватными палочками, развивать мелкую моторику. Развивать умение детей создавать композицию. Развитие чувства формы, пропорций. | Набор картинок с изображением ягод Ватные палочки, гуашь. | |
3 | Осень | «Веселые картинки» Иллюстрации к стихотворениям об осени | Ожившие предметы, Акварель, цветные карандаши, Учить создавать фон | Закрепить с детьми технику рисования «Ожившие предметы», рисование акварелью, карандашами; умение объединять разные способы изображения. Развитие связной речи детей, умение использовать в речи сравнительных прилагательных. Развивать пространственное воображение, композиционные навыки. Формировать умение работать над замыслом, мысленно представлять содержание своего рисунка.. | Набор картинок с изображением осенних пейзажей .Чтение П.Н.Плещеева « Осень наступила» Е.Волков«Октябрь» .Ф.Тютчев « Есть в осени первоначальной» Д\И « Путаница», « Подбери признак», « Цветные парочки». Акварель, цветные карандаши, кисти, бумага. | |
4 | Народное творчество | «Роспись барышни дымковскими узорами» | Рисование на мятой бумаге | Задачи: Учить детей расписывать узором по дымковским мотивам, используя разные элементы дымковской росписи на мятом листе; совершенствовать технику выполнения дымковского узора; развивать познавательный интерес, эстетическое восприятие, творческие способности детей и воспитывать уважение к работе народных мастеров. | Материал: Лист с изображением барышни, акварель, кисть, стакан с водой, салфетки, картинки с дымковскими игрушками. | |
5 | Дары осени. | Создание натюрморта. | Пластилинография | Создавать лепную картину с выпуклым изображением, когда изображаемые объекты выступают над поверхностью основы. Развивать мелкую моторику рук. | Репродукции художников Шишкина, Левитана, Остроухова. Чтение произведений П.Н.Плещеева « Осень наступила…», А.С.Пушкин « Уж небо осенью дышало…» С.А.Есенина « Нивы сжаты, рощи голы..», Загадки о временах года( осень), Д\И « Расскажи про пейзаж», « Составь осен .композ» | |
6. | Деревья | «Осенние деревья» | Пластилинография | Знакомство с техникой рисования пластилином-пластилинография. Закрепить с детьми основные приемы техники рисования пластилином на бумаге. Закрепить умение детей передавать характерные особенности дерева ( ствол, ветви, яркая листва). Закрепить умение смешивать цвета для получения нового цвета.Развитие чувства формы, пропорций. | Знакомство с творчеством Остроухова И. Рассматривание репродукций « Золотая осень». Чтение стихотворения А.К,Толстого « Осень» Д\И « Осенний пейзаж», « Четвертый лишний» « Найди нужную карточку» Пластилин, бумага, досочки | |
7. | Золотая осень | « осенние мотивы» | Раздувание краски, кляксография | Познакомить с новым способом изображения- раздуванием краски. Помочь освоить способ спонтанного рисования, путем свободного нанесения пятен краски, воздействуя активной работой легких( выдуванием рисунка),показать его выразительные способности. Развивать мышцы рта, тренировать дыхание. Развивает творческое воображение, фантазию. Закрепить умение рисовать деревья, яркую листву гуашью. | Репродукции художников Шишкина, Левитана, Остроухова. Чтение произведений П.Н.Плещеева « Осень наступила…», А.С.Пушкин « Уж небо осенью дышало…» С.А.Есенина « Нивы сжаты, рощи голы..», Загадки о временах года( осень), Д\И « Расскажи про пейзаж» | |
8. | Осенние плоды | «веселый мухамор» | Ожившие предметы, Рваная аппликация | Познакомить детей с техникой рисования «Ожившие предметы». Закрепить знания детей о технике рисования при помощи цветной бумаги. Упражнять в обрывании бумаги по контуру, составление изображения из частей на плоскости, в работе с клеем.Развивать пространственное воображение, композиционные навыки. | Набор картинок с изоб грибов. Чтение А.Прокофьев «Грибы» Прослушивание сказки Д. Родари « Чиполлино» Д\И « Путаница», « Подбери признак». Цветная бумага , клей, карандаши. | |
ноябрь | ||||||
№ | Лексическая тема | Название мероприятия | Нетрадиционные техники | Программное содержание | оборудование | |
1 | Птицы | «Улетают журавли» | Волшебные веревочки, акварель | Обратить внимание детей на особенности осеннего времени года, поведение птиц, отлет в теплые края. Учить детей изображать птиц в движении при помощи веревочек, соблюдать пропорции. Закрепить умение детей разукрашивать рисунок, не выходя за пределы изображения. Закрепить умение смешивать цвета для получения оттенков, знания детей о хроматических цветах , ахроматических. | Рассматривание серии картинок « Птицы», картины И.Соколова _ Микитова « Улетают журавли». Чтение Е. Чарушин « Журавль». Прослушивание музык. произведения П.И.Чайковского из цикла « Осень». Д\И « Теплые, Холодные тона», « Путаница».Веревочки, клей, кисти. | |
2 | Осенняя пора | Осенняя песня в лесу | Диатипия | Обратить внимание детей на особенности осеннего пейзажа, какие изменения происходят с деревьями, листвой, травой, небом, обратить внимание на состояние погоды осенью. Познакомить детей с техникой рисования -диатипия. Закрепить умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильным нажатием на лист бумаги. Закрепить умение дорисовывать недостающие эле-ты. Закрепить умение детей передавать характерные особенности дерева ( ствол, ветви, яркая листва). | Рассматривание репродукций И.Левитана, Остроухова И. Чтение стихотворения « Осень» А.К,Толстого. Прослушивание музыкального произведения А.Вивальди « Осень». Д\И « Осенний пейзаж», « Четвертый лишний» Акварель бумага, кисти. | |
3 | Явления осени | Дождливый день | Рисование по -сырому | Закрепить с детьми технику рисования по - сырому, умение наносить первый слой влажной губкой, закрепить умение наносить рисунок концом кисти, располагая изображение по середине, по краям листа. Развивать мелкую моторику. Формировать умение работать над замыслом, мысленно представлять содержание своего рисунка Развивает творческое воображение, фантазию. | Рассматривание картины И. Шишкина « Перед грозой» Чтение отрывка из стихотв. И.Бунина « Льет дождь…»,Н.Некрасова « Перед дождем». Загадки о временах года( осень), Д\И « Расскажи про пейзаж», « Составь осеннюю композицию»Губка, акварель, кисти | |
4 | Поздняя осень | «осенний парк» | Пластилиногра фия | Закрепить технику рисования « пластилинография». Закрепить с детьми основные приемы техники рисования пластилином на бумаге.Закрепить умение детей передавать характерные особенности дерева ( ствол, ветви, яркая листва). | Набор картинок с изображением осенних пейзажей .Чтение П.Н.Плещеева « Осень наступила» Е.Волков«Октябрь» .Ф.Тютчев « Есть в осени первоначальной» В.Поляков « Золотая осень»Д\И « Путаница», | |
5 | Поздняя осень | «Листопад» | Торцевание | Познакомить с техникой торцевание. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них. | ||
6 | Прощание с осенью | Ковер из осенних листьев
| Познакомить с техникой печатания листьями. | Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. Печатание листьями, печать или набрызг по трафарету | ||
7 | Осеннее дерево | Оттиск печатками, набрызг по трафарету, монотипия | Учить изображатьбражатьизображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники (дерево в сентябре – монотипия, в октябре – набрызг по трафарету, в ноябре – печатание печатками). Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках | |||
8 | Животные готовятся к зиме | Шишкой, маком, колосочком, мы рисуем на листочке | Рисунок по замыслу | Познакомить детей с техникой печатания пробками, тампонами, поролоном, обратной стороной карандаша. | ||
декабрь | ||||||
тема | Название занятия | Нетрадиционные техники | Программное содержание | оборудование | ||
1 | Зима | Первый снег | набрызг | Обратить внимание детей на особенности зимнего пейзажа, какие изменения происходят с деревьями, обратить внимание на состояние погоды зимой Закрепить представления о теплых и холодных цветах. Закрепить умение использовать в работе щетки, расчески, гуашь, для создания изображения техникой набрызг. Развиваем художественно-эстетическое восприятие, художественную культуру. | Репродукции с зимними пейзажами А.Васнецов « Зимний сон», А.Саврасов « Зима», И.Шишкин « Зима». Чтение произ. И.С.Никитина «Встреча зимы», С.Я.Маршак « Декабрь», И.Бунин « Первый снег».Д\И. « Составь зимний пейзаж» Гуашь, щетка, расческа, тряпка. | |
2 | Зима | «Зимний пейзаж» | Рисование зубными щетками | Задачи: Познакомить учащихся с нетрадиционной техникой рисования зубными щетками; дать представление о зимнем пейзаже; развить познавательный интерес, умение наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности. Способствовать развитию мелкой моторики рук; закрепить навыки рисования; развить творческие способности детей. Воспитывать у учащихся усидчивость, внимание, аккуратность и настойчивость в достижении поставленной цели; привить у учащихся любовь к природе. | Наблюдение за морозными узорами на окнах в зимнее время. Иллюстрации с изображением узоров. Чтение Д.Чуяко «Волшебник», К.Бальмонта» «Снежинка» Чтение отрывка из стих. А.Пушкина « Зимний вечер» Использование загадок. Материал: Листы для акварели А4, гуашь, зубные щетки, кисти №2 для рисования, бумажные салфетки, стаканы с водой. | |
3 | Обувь | «Волшеб ный башмачок»» | Рисование ватными палочками, акварель | Закрепит умения детей рисовать при помощи ватной палочки, методом тычка. Расширять их представления об разнообразии узоров, развивать изобразительные навыки и умения, зрительное восприятие, моторику рук. Формировать чувство композиции и ритма. | Рассматривание иллюстраций с разнообразными узорами. Чтение, обыгрывание композиции Э. Успенского « Дети любят рисовать» Д/И « Бабушкин сундук». « Пестрый клоун» | |
4 | Новый год | «Елочка нарядная» | Рисование тычком, при помощи щетинной кисти | Закрепить с детьми основные приемы техники рисования щетинной кистью на бумаге, выполнять рисунок ветвей без предварительной прорисовки. Закрепить умение детей передавать фактуру изображаемого предмета. Формировать чувство композиции и ритма. Развитие чувства формы, пропорций. | Рассматривание иллюстраций с репродукциями Ю.Клевер « Зимний закат в еловом лесу», А.Герасимов « Зимой в лесу»,А.Саврасов « Зима». Чтение С.Маршака « 12 месяцев», Русской народной сказки « В гостях у Дедушки Мороза» Д/И « Путаница», « Разложи по временам года» | |
5 | животные | Кто живет в лесу. | Предложить нарисовать шерсть диких животных жесткой кистью, поролоном, ватой | Закрепить с детьми основные приемы техники рисования щетинной кистью на бумаге, выполнять рисунок ветвей без предварительной прорисовки. | ||
6 | Природа зимой | Синий зимний вечер и лунная зимняя ночь | Тампонирование | Вызвать у детей интерес к изображению лунной зимней ночи или синего зимнего вечера. Развивать фантазию, творческие способности. Закрепить навыки рисования в технике тампонирования. | ||
7 | Предновогоднее настроение | Сказочный сад | Черно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету | Совершенствовать умение в нетрадиционных графических техниках (черно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету). | ||
8 | Новогодняя ночь | Вечер | Граттаж | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого гратажа. Учить передавать настроение тихой зимнего вечера с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих | ||
январь | ||||||
тема | Название занятия | Нетрадицион-ные техники | Программное содержание | оборудование | ||
1 | Зима | Зимний пейзаж | Использова- ние сыпучих материалов (соль) | Обратить внимание детей на особенности зимнего пейзажа, какие изменения происходят с деревьями, небом, обратить внимание на состояние погоды зимой. Познакомить с техникой рисования с использованием сыпучего материала(соль) Закрепить умение присыпать соль на мокрую краску для создание объемного изображения. Закрепить навыки рисования гуашью, | Репродукции картин А.Герасимов « Зима», И.Шишкин « На севере диком». Чтение отрывка из стих.А.Пушкина « Вот север тучи нагоняя», А.Фет « Мама, глянь ка..», Ф.Тютчев « Чародейкою зима». Д/и « Разложи по временам года», « Исправь ошибки». | |
2 | Домашние животные | « Пушистые котята» | Рисование с использованием пищевой пленки и трафарета | Продолжать знакомить детей с техникой печати, упражнять в раскрашивании пленки, работе с трафаретами. Развивать зрительно-двигательную координацию, моторику рук, аккуратность в выполнении работы. Развивать пространственное воображение, композиционные навыки. | Набор иллюстраций с изображением домашних животных (котята). Чтение рассказа С.Городецкого « Котенок», Ш.Перро « Кот в сапогах» Пищ.пленка, трафареты, гуашь, широкая и тон. кисти,салфетка, плотные листы бумаги. | |
3 | Зимние птицы | « Снегирь на еловой веточке» | Рисование штрихом | Уточнить представления детей об особенностях рисования техникой «рисование штрихом», наносить длинные и короткие штрихов одном и разных направлениях, учить накладывать штрихи в одном направлении, без просветов, изображать «колючесть», фактуру изображаемых предметов. Обучение ритмичному нанесению штриховки, отработка легкости движения, свободного перемещения руки по всему листку бумаги. | Репродукции, иллюстрации с изображением зимующих птиц Чтение рассказа Ю.Дмитриева « Снегирь». Чтение отрывка из стих. И.Сурикова « Зима», Д/и «Составь картинки», «Вкусная палитра». Использование загадок. Лист бумаги, цвет. карандаши | |
4 | Забавы зимой | «Снеговик» | Рисование смятой бумагой | Задачи: Закреплять навыки рисования гуашью. Познакомить детей с новым способом изображения – рисование смятой бумагой. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитывать у учащихся усидчивость, внимание, аккуратность и настойчивость в достижении поставленной цели. | Рассматривание снеговика на прогулке. Чтение русской народной сказки « Мороз Иванович». Прослушивание музыкального произведения2П.И.Чайковского из цикла « Времена года»- Зима. Д/и « Разложи по временам года». Материал: Блюдце с гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. | |
5 | Дары зимы | "Шишки на ветке" | Рисование жесткой кистью | Задачи: Учить рисовать заснеженную ветку ели с шишками; совершенствовать технику рисования тычком. Расширять знания о природе, о хвойных деревьях. Воспитание усидчивости, аккуратности в работе, желания доводить начатое дело до конца. | Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» ч.1. стр.43. Материал: Гуашь, жесткая кисть, салфетки | |
6 | Приключения Деда Мороза в зимнюю ночь | Техника на выбор | Учить рисовать любимого персонажа, комбинируя знакомые техники изображения. | |||
7 | Радости зимы | Зимняя новогодняя сказка | Учить рисовать клеем. | Дать ребятам понятие «фон», находить наиболее эффективные гармоничные цветные сочетания. Вызвать трогательно – заботливое отношение к доброму празднику. Учить рисовать клеем. | ||
8 | Зимние напевы | Набрызги | Цель: вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа. Помочь почувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи, поэзии. Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». Совершенствовать умение самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа. | Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» ч.2. стр.5 | ||
февраль | ||||||
Название занятия | Нетрадиционные техники | Программное содержание | оборудование | тема | ||
1 | Дикие животные | «Рыжая плутовка» | Рисование сухой кистью, соль | Закрепить представления детей о технике рисования «сухой кистью». Закрепить умение детей наносить длинные и короткие штрихи. в одном и разных направлениях, без просветов, изображать «колючесть», фактуру изображаемого животного. Закрепить умение присыпать соль на мокрую краску для создание объемного изображения. | Рассматривание иллюстраций Е.Корнеева « Февраль.Лесная тишина», А.Герасимов « Зимой в лесу». Иллюстрации с изображением лисы, в разных ракурсах. Чтение рассказа Т.Шорыгиной « Лиса» | |
2 | Посуда | Узор на тарелочке | Оттиск печатками | Закрепить представления детей о технике рисования « Оттиск печатками», Уточнить представления детей о декоративно-прикладном искусстве( хохлома) Развивать умение выделять композицию узора, их ритмическое расположение, определять колорит хохломской росписи. Упражнять в разнообразных приемах работы кистью | Набор иллюстраций с узорами (хохлома) Беседа с детьми о традициях и обычаях русского народа, по сюжетам русских народных. Чтение стихотв. К.Чуковского « Федорино горе», разучивание пословиц, загадок о посуде Д\и « Назови части предмета» | |
3 | Животные жарких стран | «Зеленый крокодил» | Рисование нитками, акварель | Закрепить в беседе с детьми представления о животных жарких стран Познакомить детей с техникой рисования – разноцветными нитками Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания. Учить аккуратно пользоваться клеем, наносить его на контур тонкой струйкой, выкладывать нить точно по контуру. Развиваем координацию движений. мелкую моторику | Набор иллюстраций из детских художественных произведений с изображением крокодилов. Чтение стихотворения К.Чуков- ского « Краденое солнце», сказ- ки Г.Цыферова « Мой любимый крокодил». Альбомный лист с готовым фоном, клей ПВА, разноцветные нитки, акварель, кисти, салфетка. | |
4 | Домашние птицы | «Петушок, золотой гребешок» | Проступающий рисунок ( восковой мелок, аква- рель) | Познакомить детей с техникой рисования « проступающий рисунок» Закрепить с детьми основные приемы техники рисования восковыми мелками на бумеге. Закрепить умение детей передавать характерные особенности строения петушка ( голова, шея, туловище, ноги)Развитие чувства формы, пропорций. | Набор иллюстраций из детских художественных произведений с изображением петушков. Чтение А.С.Пушкина « Сказка о золотом петушке», русской народной сказки « Кот, петух и Лиса». Восковые мелки, акварель | |
5 | Украшение зимы | Размытый рисунок в зимних композициях | Рисование по сырому | Упражнять в композиционном освоении всего пространства листа. Развивать умение передавать радостное настроение в рисунке. Упражнять в рисовании по сырой бумаге. | ||
6 | «Медвежонок» | Рисование поролоном | Помочь детям освоить новый способ изображения – рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида. Продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей. Воспитывать любовь к животным. | Поролоновые печатки, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт животного. | ||
7 | Явления природы | Снегопад | Набрызг | Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передать ее красоту, используя нетрадиционную технику рисования – набрызг | ||
8 | Животные зимой | Зайки белые сидят | тампонирование | Учить рисовать детей в технике тампонирования | ||
март | ||||||
тема | Название занятия | Нетрадиционные техники | Программное содержание | оборудование | тема | |
1 | Начало весны | «весенний пейзаж» | Монотипия пейзажная | Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства. Познакомить детей с приемами техники рисования «монотипия», показать ее изобразительные особен- ности, закрепить понятие симметрии. Развивать умение детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму. Развивать пространственное воображение, композиционные навыки. | Репродукции художников И.И. Левитан «Весна- большая вода», « Весенний день». Чтение стих.Ф.И.Тютчева « Ве сенние воды», А.К.Толстого « Вот уж снег последний в поле тает». Д\И «Собери пейзаж» Прослушивание муз. произвед. Вивальди « Весна», П.И.Чайковский «Весна» Акварель, кисть, бумага | |
2 | Создаем праздничное настроение | «Подарок на 8 марта» | аппликация из крепиров. Бумаги (торцевание) | Задачи: Продолжать учить детей создавать не сложную композицию; учить располагать изображение цветка на листе. Закреплять приёмы создания композиции и приёмы её наклеивания, умение подбирать цвета для цветового решения композиции. Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного; развивать воображение, фантазию, Воспитывать любовь к маме. | Рассматривание набора картинок с изображением грибов, иллюстрации к сказкам. Чтение сказки А.Прокофьев «Грибы»,Стих. Ю.Мориц « Жила-была конфета», Ю.Мориц « Разговаривали вещи». Д/и « Полный порядок», « Натюрмотр». Загадки о продук- тах питания. Материалы: Цифра 8 вырезанная из картона, крепированная бумага, картон зеленого цвета, клей ПВА, кисть, ножницы | |
3 | Мебель | Узор на столе | Оттиск печатками из плотной резины | Закрепить представления детей о технике рисования « Оттиск печатками», Уточнить представления детей о декоративно-прикладном искусстве( городецкая роспись) Развивать умение выделять композицию узора, их ритмическое расположение, определять колорит хохломской росписи. Упражнять в разнообразных приемах работы кистью. | Набор иллюстраций с узорами (городецкая роспись) Беседа с детьми о традициях и обычаях русского народа, по сюжетам русских народных. Чтение стихотв. К.Чуковского « Федорино горе», разучивание пословиц, загадок о мебели Д\и « Бабушкин сундук» | |
4 | Бытовые приборы | Веселый холодильник | Клеевые картинки (витраж) | Познакомить детей со словом «витраж», техникой его выполнения, техникой рисования « клеевые картинки».Закрепить умение детей обводить клеем ПВА ( из флакона с дозированным носиком) строго по контуру изображения. | Рассматривание иллюстраций с Изображением бытовых приборов. Чтение стих.К.Чуковского «Фе дорино горе», Ю.Мориц « Разговаривали вещи».Д/и « Веселый клоун», | |
5 | Весенние цветы | Акварель + восковой мелок | Учить рисовать цветы восковыми мелками. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие | |||
6 | Птицы весной | Как птицы возвращаются из дальних стран. | Монотипия | Учить создавать в пейзаже выразительный образ весны и возвращающихся с юга птиц, используя средства выразительности: рисунок, цвет, композицию. Закрепить рисование в технике монотипия. | Рассматривание репродукции картины А.Саврасова «Грачи прилетели». | |
7 | Красивые картинки из разноцветной нитки | Рисование нитками | Научить выкладывать нить точно по нарисованному контуру, развивать координацию движений, мелкую моторику кистей рук. | Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» ч.2. стр.34 | ||
8 | По замыслу | Различные | Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | |||
апрель | ||||||
тема | Название занятия | Нетрадиционные техники | Программное содержание | оборудование | тема | |
1 | Транспорт | Веселый катерок | Расчесывание красок | Познакомить детей с пейзажами на морскую тематику, с художниками –моренистами. Познакомить детей с приемами техники рисования «расчесывание красок», показать ее изобразительные особенности, закрепить понятие симметрии. Развивать умение детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму. Развивать пространственное воображение, композиционные навыки. | Репродукции художников моренистов; Айвазовский И.К. « Волна», К Вещилов « Морской прибой», Чтение Л.Пантелеев « На море», стих.М.Лермонтов « Белеет парус одинокий..». Д\И «Собери пейзаж» Гуашь, кисть, бумага, расчестка | |
2 | Космос | Звездное небо | Граттаж | Познакомить детей с техникой рисования « граттаж». Закрепить умение детей передавать в рисунке картину звездного неба, космического пейзажа. Развиваем мелкую моторику рук. Закрепить умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильным нажатием на изобразительный инструмент.Развиваем фантазию, воображение. | Беседа о космосе, первом космонавте Ю.Гагарине. Рассматривание макета Вселенной, чтение рассказов А.Митяева « Первый полет», В. Бороздин « В школе космонавтов». Тушь, мыло, тонкая палочка. | |
3 | Профессии | Веселый клоун | Аппликация из рваной бумаги | Закрепить знания детей о технике рисования при помощи цветной бумаги. Уточнить представления о форме, размере, цвете частей одежды, Упражнять в обрывании бумаги по контуру, составление изображения из частей на плоскости, в работе с клеем. Развиваем зрительно-двигательную координацию Формировать умение работать над замыслом, мысленно представлять содержание своего рисунка. | Набор картинок с изображением клоуна. Чтение рассказа Сеф.Р. «Цирк», стих. « Сказка о кругленьких и длинненьких человечках». Чтение Ю.Тувим « Все для всех» Д\И « Кому что нужно для работы», « Кто как трудится». Д\И « Веселый клоун», Цветная бумага, клей, карандаш | |
4 | Весна | «Черемуха» | Рисование ватными палочками. | Закрепить знания детей о натюрморте как жанре изобразительного искусства. Закрепить с детьми основные приемы техники рисования ватными палочками на бумаге. Закрепить умение детей передавать характерные особенности строения дерева ( цветущие ветви, ствол, листва)Формировать чувство композиции и ритма. Развивать пространственное воображение, | Наблюдение на улице за цветущей черемухой Рассматривание репродукций Б.Щербаков « Черемуха цветет» Рассматривание картины А.Саврасова « Грачи прилетели», « Весна». Чтение стих. З.Александровой « Черемуха»,А.Плещеев « Песни жаворонков» | |
5 | Берёзка | Батик | Познакомить детей с техникой рисования – батиком, с разными способами создания рисунка на ткани. Продолжать развивать детское изобразительное творчество. | Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» ч.2. стр.51 | ||
6 | Весенние цветы | Первые цветы под весенним солнцем. | Мыльные пузыри | Учить рисовать солнце свечой, цветы – мыльными пузырями | ||
7 | Березовая роща | Аппликация из трубочек | Познакомить детей с новым видом работы с бумагой – скручивание в трубочки. Упражнять в приеме накручивания узкой длинной полоски бумаги на карандаш, учить делать объемную поделку, закреплять знания детей о деревьях. Развивать внимание, память, воображение, мелкую моторику. | Лист картона голубого цвета, бумага белого цвета, чёрный фломастер, ножницы, клей. | ||
8 | Наш сад | Вливание краски | Продолжать знакомить с техникой Вливание краски. | |||
Май | ||||||
тема | Название занятия | Нетрадиционные техники | Программное содержание | оборудование | тема | |
1 | День Победы | Салют над городом | Восковой мелок, акварель | Совершенствовать навык работы детей техники рисования восковыми мелками и акварелью. Умение располагать изображение на листе, упражнять в различении и назывании цветов. Развивать умение детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму. Развиваем мелкую моторику пальцев, зрительно-двигательную ориентацию. Развивать пространственное воображение, композиционные навыки. | Рассматривание иллюстраций о В.О.В. Беседа о памятниках погибшим солдатам в Красном селе. Прослушивание песен военной тематики. Чтение рассказа Н.Ходза «Цена хлеба», « Дорога жизни» из цикла книги о В.О.В. Восковые мелки, акварель. | |
2 | Насекомые | стрекоза | Диатипия | Познакомить детей с техникой рисования « диатипия» Закрепить умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильным нажатием на лист бумаги. Закрепить умение рисовать при помощи шаблона, дорисовывать недостающие элементы. Закрепить умение детей передавать характерные особенности строения насекомых (голова, туловище, крылья, лапки) Развиваем фантазию, воображение. | Рассматривание серии картинок с изображением насекомых, иллюстрац. к сказке И.Крылова « Стрекоза и муравей». Чтение сказки Д. Мамина-Сибиряка « Сказка про Комара Комаровича - Длинный Нос..» К.Чуковского «Тараканище». Д\И « Пчелки водят хоровод», Шаблон стрекозы, акварель. | |
3 | Цветы | Весенний букет | Цветная тушь По мокрой бумаге | Познакомить детей с техникой рисования тушью по мокрой бумаге, с работой разными инструментами. Умение располагать изображение на листе, упражнять в различении и назывании цветов. Развиваем зрительно-двигательную координацию Формировать умение работать над замыслом, мысленно представлять содержание своего рисунка. | Рассматривание картин- натюрмортов К. Маковский « Цветы», О.Путнин « Корзина ландышей». Чтение рассказа С.Вангели « Подснежники», Прослушивание муз. произ. С. Прокофьева « Подснежник», П.Чайковский « Вальс цветов» | |
4 | Черемуха | Рисование методом тычка | Расширять знания и представления детей в окружающем мире, познакомить с внешним видом дикорастущей черёмухи, её цветущих веток. Познакомить с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма. | Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» ч.1. стр.16. | ||
5 | Узор на тарелочке(городецкая роспись) | Оттиск печатками из картофеля | Познакомить детей с городецкой росписью,ее колоритом. | А.В. Никитина "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" стр. 55 | ||
6 | Цветы в вазе | Тычок свёрнутой бумагой | Познакомить с новым приемом, работать свернутой бумагой | |||
7 | Открытка для мамы» | Набрызг и печать мятой бумагой. | ||||
8 | Мы рисуем, что хотим | дети придумывают тему и технику рисования самостоятельно |
Методическое обеспечение программы
Рисование: акварельные краски, гуашь;
– восковые и масляные мелки, свеча;
– ватные палочки;
– поролоновые печатки;
– коктейльные трубочки;
– матерчатые салфетки;
- влажные салфетки;
- ватные диски;
- валики;
- молярная кисть;
- стаканы для воды;
– подставки под кисти;
- кисти;
- Наглядный материал;
- мольберт;
- «инструменты» для рисования нетрадиционными способами рисования.
Аппликация: клей, клеевые кисти, матерчатые салфетки, креповая бумага, клеенки, ножницы, бумага разной текстуры и размера, шаблоны для вырезания, природный и бросовый материал, различные макаронные изделия, крупы, семечки, зубочистки , пуговицы, ткань.
Изучение методической литературы по теме:
1. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки""
2. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"
3. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.
4. И. А. Лыкова "Цветные ладошки"
5. Журналы "Дошкольное воспитание", " Воспитатель".
6. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
7. И.А.Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».
8. С.В. Погодина «Шаг в искусство»
9.С.В. Погодина «Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста».
10. Р.Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р.Г.Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2005
11. В.И. Ковалько Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы), 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет о работе кружка «Разноцветные ступеньки». Нетрадиционное рисование. Старшая группа.
Отчет о работе кружка «Разноцветные ступеньки». Нетрадиционное рисование. Старшая группа....
Дополнительная общеобразовательная программа "Юный художник" (Нетрадиционное рисование)
Программа по нетрадиционному рисованию...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Разноцветные ступеньки»
В соответствии с базисными требованиями к содержанию дошкольного образования, учитывая возрастные особенности детей, требования Санпин, а также «Конвенции о правах ребёнка», утверждаю...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Разноцветные ступеньки»
Пояснительная записка. В соответствии с базисными требованиями к содержанию дошкольного образования, учитывая возрастные особенно...
дополнительная общеобразовательная программа "Весёлые ступеньки"
Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной напраленности, направлена на развитие физических качеств дошкольников средствами степ-аэробики....
Дополнительная общеобразовательная программа "Математические ступеньки"
Дополнительная программа предназначена для детей в возрасте от 5 -6 лет. Программа отличается от других программ тем, что основной задачей ставит задачу формирования потребности ребе...
Конспект занятия во второй младшей группе по Дополнительной Образовательной Программе “Разноцветные ступеньки” Тема: «Рыбки в аквариуме» (Аппликация из ватных дисков и сухих листьев)
Тема: «Рыбки в аквариуме» (Аппликация из ватных дисков и сухих листьев)...