Дополнительная образовательная программа «Играем в шахматы» для детей старшего дошкольного возраста разработана с учетом ФГОС дошкольного образования
рабочая программа по окружающему миру на тему
Игра для дошкольника ведущий вид деятельности, в котором ребенок учится, развивается и растет. Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ребёнка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение детей шахматам помогает развитию у них способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, учит ребёнка сравнивать, обобщать, запоминать, содействует формированию таких ценных качеств, как внимательность, усидчивость, собранность, самостоятельность
Игра дает ребенку-дошкольнику радость творчества и обогащает его духовный мир, воспитывает находчивость, сообразительность, умение рассчитывать время, приучает ребенка к дисциплинированности, объективности. Игра в шахматы способствует формированию основных компетенций у дошкольников и позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная образовательная программа | 64.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Центр развития ребёнка – Детский сад № 18 «Родничок»» городского округа город Шарья Костромской области.
Дополнительная образовательная
программа
«Играем в шахматы»
для детей старшего дошкольного возраста
разработана с учетом ФГОС дошкольного образования
Автор: Крохичева Ирина Сергеевна
г. Шарья
2015г
«Игра в шахматы – не просто праздное развлечение. Некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в этой игре и укрепляются настолько, что становятся привычкой, которая полезна во многих случаях жизни…»
Бенджамин Франклин
Содержание
Оглавление | Стр. |
I. Целевой раздел. | |
| 1-2 |
| |
| |
1.3.Планируемые результаты освоения основной Программы | |
II. Содержательный раздел. | |
2.1 Тематическое планирование | |
2.2. Комплексно-тематическое планирование | |
III. Организационный раздел. | |
3.1.Продолжительность и этапы реализации Программы | |
3.2. Материально – техническое обеспечение программы | |
3.3.Методическое обеспечение реализации Программы | |
IV. Дополнительный раздел | |
4.1. Литература | |
4.2. Приложения |
- Целевой раздел
Пояснительная записка.
В.А. Сухомлинский писал: «В воспитании культуры мышления большое место отводится шахматам. Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность. Но самое главное – это развитие памяти»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает нас на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.
Игра для дошкольника ведущий вид деятельности, в котором ребенок учится, развивается и растет. Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ребёнка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение детей шахматам помогает развитию у них способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, учит ребёнка сравнивать, обобщать, запоминать, содействует формированию таких ценных качеств, как внимательность, усидчивость, собранность, самостоятельность
Игра дает ребенку-дошкольнику радость творчества и обогащает его духовный мир, воспитывает находчивость, сообразительность, умение рассчитывать время, приучает ребенка к дисциплинированности, объективности. Игра в шахматы способствует формированию основных компетенций у дошкольников и позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.
Исследования, проведенные современными российскими психологами Л.Венгером, В.Давыдовым, В.Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов.
Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано.
Дополнительная образовательная программа «Играем в шахматы» для детей 5-7 лет реализуется в дошкольном образовательном учреждении и направлена на обеспечение целостного процесса психического, физического и умственного развития личности ребенка.
Цели программы: Создать условия для личностного и интеллектуального развития дошкольников посредствам игры в шахматы.
Задачи программы
- Обучать правилам игры в шахматы.
- Формировать устойчивый интерес воспитанников к игре в шахматы.
- Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики.
- Формировать мотивацию к познанию и творчеству; активизировать мыслительную деятельность воспитанников.
- Создать условия для формирования и развития коммуникативных, интеллектуальных и социальных компетенций воспитанников.
- Способствовать воспитанию волевых качеств и самостоятельности.
Обучение игре в шахматы осуществляется на основе общих методических принципов:
Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса
принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
Использование данных принципов позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Процесс обучения игре в шахматы необходимо сделать максимально наглядным, доступным, эмоционально-насыщенным, интересным и желанным. Использование различных технологий позволит увлечь ребенка:
- Развивающее обучение – при развивающем обучении ребёнок самостоятельно приобретает какую – либо информацию, самостоятельно приходит к решению проблемы в результате анализа своих действий.
- Игровое обучение – влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутые действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
- Эвристическое обучение позволяет подвести детей с помощью умелой постановки вопросов воспитателя и благодаря собственным усилиям к самостоятельному мышлению и приобретению новых знаний.
На начальном этапе работы преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Словесный метод даёт возможность передать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути его решения.
Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами. При использовании игрового метода за воспитателем сохраняется ведущая роль: он определяет характер и последовательность игровых и практических действий.
Наглядный - один из основных, ведущих методов дошкольного образования. Ведущая роль этого метода связана с формированием основного содержания знаний дошкольников – представления о предметах и явлениях окружающего мира. Наглядный метод соответствует основным формам мышления дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, ребёнок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход.
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения:
- Дидактические игры и задания;
- Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
- Практическая игра;
- Теоретические занятия, шахматные игры;
- Шахматные турниры.
Планируемые результаты освоения основной Программы
В результате реализации дополнительной образовательной программы «Играем в шахматы»
- дети научились играть в шахматы
- у дошкольников сформирован устойчивый интерес к игре в шахматы.
- дети самостоятельно организуют игру и умело используются знания в процессе игровой практики.
- воспитанники проявляют себя как творческие, активно мыслящие и стремящиеся к познанию личности.
- наблюдается рост личностного, интеллектуального и социального развития воспитанников.
- у детей сформированы волевые качества и самостоятельность.
Механизм определения результатов деятельности по реализации Программы см. Приложение 1
- Содержательный раздел.
Тематическое планирование содержит три основных блока:
- «Шахматная страна» - знакомство с шахматной доской;
- «Шахматные фигуры» - знакомство с шахматными фигурами;
- «Шахматные позиции» - знакомство с шахматными позициями.
Название блока | Задачи блока | Кол-во часов |
| Познакомить детей с шахматной доской, дать представление о вертикали, горизонтали, как располагается доска между партнёрами. |
4 |
| Познакомить детей с шахматными фигурами их ходом и взятием. |
18 |
| Упражнять в построении шахматных комбинаций в коллективных играх. | 12 |
Тематическое планирование.
Месяц | Тема | Кол-во часов | Задачи |
1. Шахматная страна | |||
Сентябрь | Диагностика детей | ||
«Путешествуем в Волшебной стране» | 1 | Дать детям представление о том, откуда появилась игра – шахматы. Познакомить детей со сказкой о волшебной Шахматной стране | |
«Путешествие по Волшебной доске» | 2 | Дать представление о вертикали и горизонтали шахматной доски, как располагается доска между партнерами | |
«Волшебная страна - шахматная доска» | 1 | как располагается доска между партнерами | |
2. Шахматные фигуры | |||
Октябрь | «В стране шахматных чудес» | 1 | Познакомить детей с Шахматным королем и его Шахматным войском. |
«Проспекты, улицы и переулки Волшебной доски» | 1 | Познакомить с солдатом шахматной доски – пешкой. Дать представление о правилах передвижения пешки | |
Прогулка по Волшебной доске | 1 | Познакомить с новой фигурой – ладья – ее комбинации | |
Игра-эстафета «Расставь фигуры быстро и правильно» | 1 | Упражнять в умении быстро и правильно расставлять фигуры на доске. | |
Ноябрь | Викторина «Шахматная шкатулка» | 1 | Упражнять в умении передвигаться по шахматному полю фигурами |
«Вежливые слоны» | 1 | Познакомить детей с новой шахматной фигурой – слоном, способами передвижения по доске | |
«Могучая фигура» | 1 | Познакомить с генералом среди фигур – ферзем и способами его передвижения | |
«Прямолинейная и бесхитростная фигура» | 1 | Упражнять в знании комбинаций. | |
Декабрь | «Шахматная шкатулка» | 1 | Упражнять в способах передвижения по полю ферзя и слона. |
Знакомство с конем. | 1 | Познакомить с шахматной фигурой и ее способы передвижения | |
Дидактическая игра «Игра на уничтожение» | 1 | Познакомить с позициями: «Конь против ферзя, ладьи, слона, сложные положения» | |
Викторина «Шахматная шкатулка» | 1 | Упражнять в умении правильно делать срубы. | |
Январь | «И король жаждет боя» | 1 | Познакомить с самой главной фигурой – королем, способы передвижения |
Игровое упражнение «Прыг, скок и в бок» | 1 | Дать представление о том, что такое – мат, шах, пат. | |
Февраль | Сказка «Как ладья похудела» | 1 | Дать представление о рокировке. |
Игра «Нотация Волшебной доски» | 1 | Упражнять в представлении шахматной памяти. | |
Дидактическая игра «Непобедимый» | 1 | Дать представление о шахматном мудреце по прозвищу «непобедимый». | |
Шахматная викторина «Игра на уничтожение» | 1 | Шах, мат, партия | |
3. Шахматные позиции | |||
Март | «Волшебный квадрат» | 1 | Учить находить правильный выход в сложившейся ситуации. |
«Рокировка» | 1 | Дать понятие рокировки. Длинная и короткая рокировка. Три правила рокировки | |
Мат. Пат. «Вечный шах». Игра в парах | 1 | Воспитывать чувство уверенности в своих силах, умение решать серьезные комбинации. | |
Позиция «Вилка». Коллективная игра | 1 | Упражнять в построении шахматных комбинаций в коллективных играх | |
Апрель | «Волшебный мир комбинаций» | 1 | Упражнять в построении шахматных комбинаций в игре со взрослыми. |
Викторина «Реши этюд, отгадай задачу – найдешь удачу!» | 1 | Упражнять в решении шахматных ситуаций. | |
«Ответь кА в сказке без подсказки» | 1 | Воспитывать чувство уверенности в своих силах, умение решать серьезные комбинации. | |
Шахматный турнир | 1 | Упражнять детей играть в шахматы, соблюдая правила игры. Подготовка к конкурсу «Шахматная Королева» | |
Май | Турнир с родителями | 1 | Закрепить основные правила, комбинации игре в шахматы |
Диагностика | |||
Творческий отчет | 1 | Подвести итоги работы за учебный год. |
Календарно-тематическое планирование.
1 год обучения
№ | Тема | Содержание деятельности | Мероприятие |
1 | Шахматная доска | Рождение, история развития шахмат. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. | Практическое занятие по теме «Шахматная доска». |
2 | Шахматная доска. | 1 | |
3 | Горизонталь, вертикаль, диагональ. | Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей и горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличие диагонали от вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. 1 | |
4 | Центр шахматной доски. | Поля. Горизонталь. Вертикаль. Диагональ. Центр. Ходы фигур, взятие 1 | Дидактическая игра «Игра на уничтожение». |
5 | Белые фигуры, черные фигуры. | 1 | |
6 | Ладья. | Знакомство с ладьей. Место ладьи в начальном положении. Ход и взятие ладьи. Диаграмма и ее решение. Шахматные позиции. Дидактическая игра «Тайны шахматной доски», «Мешочек 1 | Практическое занятие по теме «Ладья». |
7 | Слон. | Знакомство со слоном. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. 1 | Дидактическая игра «Шахматные прятки». |
8 | Ферзь. | 1 Знакомство с ферзем. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Ферзь против ферзя | Дидактическая игра «Шахматные прятки». |
9 | Конь. | Знакомство с конем. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух. Конь против ферзя, ладьи, слона, сложные положения. Легкая фигура – конь. Ход коня – буква «Г». С белого поля на черное. 1 | Дидактическая игра «Шахматный теремок». |
10 | Пешка. | Знакомство с пешкой. Место пешки в начальном положении. Особенности пешки. Пешечные заповеди. Пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения. Правила шахматной игры. Дидактические игры «Пешечная эстафета», «Знатоки шахмат», «Игра на уничтожение». 1 | Практическое занятие по теме «Пешка». |
11 | Король. | Знакомство с королем. Место коня в начальном положении. Ход короля, взятие. Король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Партия. 1 | Мероприятие «Шахматная эстафета». |
12 | Сравнительная сила фигур. | 1 | |
13 | Ценность шахматных фигур | 1 | |
14 | Начальное положение (начальная позиция). | 1 | |
15 | Расположение каждой из фигур в начальном положении; | 1 | |
16 | Правило «Каждый ферзь любит свой цвет». | 1 | |
17 | Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. | 1 | |
18 | Правила хода и взятия каждой из фигур. | 1 | |
19 | Игра «на уничтожение». | 1 | |
20 | Белопольные и чернопольные слоны, | Белопольные и чернопольные слоны. Легкая и тяжелая фигура. Ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов. 1 | |
21 | Одноцветные и разноцветные слоны. | 1 | |
22 | Качество. Легкие и тяжелые фигуры. | 1 | |
23 | Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки. | 1 | |
24 | Взятие на проходе. | 1 | |
25 | Превращение пешки. | 1 | |
26 | Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. | Поля. Горизонталь. Вертикаль. Диагональ. Центр. Ходы фигур, взятие. Шах. 1 | Дидактическая игра «Шах или не шах». |
27 | Мат – цель шахматной партии. Матование одинокого короля. | . Игра пешками, слоном, ладьей, ферзем, королем. Мат. Правило «Короля не бьют».1 | Мероприятие «Шахматная викторина». |
28 | Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья. | 1 | |
29 | Пат и другие случаи ничьей. Мат в один ход. | 1 | |
30 | Длинная и короткая рокировка и ее правила. | Понятие рокировки. Длинная и короткая рокировка. Три правила рокировки. 1 | Практическое занятие по теме «Рокировка». |
31 | Шахматная партия. Начало шахматной партии. | 1 | |
32 | Представления о том, как начинать шахматную партию. | 1 | |
33 | Короткие шахматные партии. | 1 |
Раздел 1 Шахматная доска
Тема 1.1
Тема 1.2 Элементы шахматной доски
Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей и горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличие диагонали от вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.
Мероприятие «Шахматная эстафета».
Раздел 2 Шахматные фигуры
Тема 2.1 Пешка
Знакомство с пешкой. Место пешки в начальном положении. Особенности пешки. Пешечные заповеди. Пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения. Правила шахматной игры.
Дидактические игры «Пешечная эстафета», «Знатоки шахмат», «Игра на уничтожение».
Практическое занятие по теме «Пешка».
Мероприятие «Праздник пешки».
Тема 2.2 Ладья
Знакомство с ладьей. Место ладьи в начальном положении. Ход и взятие ладьи. Диаграмма и ее решение. Шахматные позиции.
Дидактическая игра «Тайны шахматной доски», «Мешочек».
Мероприятие «Конкурс смекалистых».
Практическое занятие по теме «Ладья».
Тема 2.3 Слон
Знакомство со слоном. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Легкая и тяжелая фигура. Ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов.
Дидактическая игра «Игра на уничтожение».
Тема 2.4 Ферзь
Знакомство с ферзем. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Ферзь против ферзя
Дидактическая игра «Шахматные прятки».
Тема 2.5 Конь
Знакомство с конем. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух. Конь против ферзя, ладьи, слона, сложные положения.
Дидактическая игра «Шахматный теремок».
Тема 2.6 Король
Знакомство с королем. Место коня в начальном положении. Ход короля, взятие. Король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Партия.
Раздел 3 Шахматные позиции
Тема 3.1 Повторение
Поля. Горизонталь. Вертикаль. Диагональ. Центр. Ходы фигур, взятие. Шах. Мат. Пат. Начальное положение. Игра пешками, слоном, ладьей, ферзем, королем. Правило «Короля не бьют».
Мероприятие «Шахматная викторина».
Тема 3.2 Рокировка
Понятие рокировки. Длинная и короткая рокировка. Три правила рокировки.
Практическое занятие по теме «Рокировка».
Тема 3.3 Конь
Легкая фигура – конь. Ход коня – буква «Г». С белого поля на черное. Конь против других фигур. Позиция «Вилка». Коллективная игра.
Мероприятие – викторина по теме «Конь».
Тема 3.4 Король
Мат. Пат. «Вечный шах». Игра в парах.
Дидактическая игра «Шах или не шах».
Дидактические задания «Поставь мат в один ход», «Поставь мат в два хода».
Тема 3.5 Тактические приемы
Дебют. Три правила дебюта. Мат ферзем. Линейный мат. Мат двумя слонами. Правила «Взятие на проходе». Правило квадрата. Правила «Ключевые поля». Матовые комбинации. Типичные комбинации в дебюте.
Дидактические игры «Узнай фигуру», «Игра всеми фигурами».
Шахматные турниры «Игровая практика», «Турнир с родителями», «Белая ладья».
Мероприятия «В гостях у шахматного короля», экскурсия в районный Дом Творчества.
- Организационный раздел
Продолжительность и этапы реализации Программы
Сделать таблицей !!!!!!!
Она рассчитана на 1 занятие в неделю продолжительностью не более 30 минут. Программа рассчитана на 1 год работы с детьми старшего дошкольного возраста. Кроме того, с учетом гендорного подхода программа рассчитана в основном, на мальчиков, так как этот вид деятельности для них более привлекателен, чем для девочек.
Занятия кружка проводятся во вторую половину дня один раз в неделю
Материально-техническое обеспечение программы:
- Шахматные столы;
- Настольные шахматы разных видов;
- Демонстрационная настенная доска с комплектом шахматных фигур;
- Дидактические игры для обучения игре в шахматы;
- Комплект методической литературы.
Методическое обеспечение программы
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17.10.2013 г. №1155 утверждён Министерством образования и науки Российской Федерации от 1 .
- «Шахматы – первые шаги» В.В. Костров, Москва, «Глобус», 2006.
- «Малыши играют в шахматы» В. Г. Гришин, М, Просвещение, 1991.
- «Я играю в шахматы» В. Зак, Я. Длуголенский, «Санта», 1994.
- «Шахматы для детей и родителей» В. Костров, А. Давлетов, Санкт-Петербург, 1997.
- «Играем в шахматы» В. Гришин.
Интернет-ресурсы
- Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн: [сайт] URL: http://www.chess-master.net/articles/3.html;
- Шахматы: [сайт] URL: http://www.shahmatik.ru/;
- Шахматная библиотека: [сайт] URL: http://webchess.ru/ebook/.
IV. Дополнительный раздел
4.1. Литература
- Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. / М.: ФиС.
- Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. / М.: Просвещение .
- Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольников шахматной игре. / М.: ГЦОЛИФК .
- Гришин В. Малыши играют в шахматы. / М.: Просвещение
- Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. / М.: Детская литература
- Журавлев Н. Шаг за шагом. / М.: ФиС
4.2. Приложение.
Приложение 1
Механизм определения результатов деятельности по реализации Программы
При реализации программы проводиться оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики.
Цель: выявить уровень понимания и решения развивающих игровых задач.
Критерии педагогической диагностики:
- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, длинная и короткая рокировка, шах, мат;
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, король; пешка, правила хода и взятия каждой фигуры.
- ориентироваться на шахматной доске;
- согласованность действий пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры друг с другом.;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры в начальном положении ;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать;
- объявлять шах;
решать шахматные элементарные задачи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста. «Умелые ручки»
Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие с...
Дополнительная образовательная программа по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Креативные батичисты"
Целью созданной программы является содействие развития инициативы, выдумки и творчества детей через различные виды изобразительной и прикладной деятельности, знакомство с нетрадиционной техникой рисов...
Дополнительная образовательная услуга физкультурно-оздоровительной направленности для детей старшего дошкольного возраста "Весёлая ракетка"
Основным направлением работы МАДОУ города Нижневартовска ДС №46 «Кот в сапогах» является организация единого коррекционно-развивающего пространства. В ДОУ функционирует целостная система, создающая оп...
Программа дополнительной образовательной услуги «Игровая ритмическая мозаика» для детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет)
Дополнительная оздоровительно - развивающая программа «Игровая ритмическая мозаика» направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста и рассчитана на два года обу...
Программа дополнительной образовательной услуги "Сказочное королевство времени" для детей старшего дошкольного возраста с признаками возрастной одаренности
Развитие математических способностей...
Дополнительная образовательная программа «Обучение моделированию художественных произведений детей старшего дошкольного возраста»
В настоящее время предлагается множество методических пособий, в которых представлены занятия с и использованием готовых моделей, схем и условных обозначений. Они рассчитаны на усвоение ча...
Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) «Шахматы»
Программа направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте....