Программа дополнительной образовательной услуги
рабочая программа по физкультуре
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа
«Ритмика для малышей» (3-4 года)
Разработал: Руководитель кружка
Мазитова Светлана Айратовна
г.Нижневартовск
Структура программы:
№ п/п | Содержание | Страницы |
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Цели и задачи реализации дополнительной общеобразовательной программы - дополнительной общеразвивающей программы «Ритмика для малышей» | 4 |
3 | Планируемые результаты освоения детьми дополнительной общеобразовательной программы - дополнительной общеразвивающей программы «Ритмика для малышей» | 5 |
4 | Структура занятия по реализации дополнительной общеобразовательной программы - дополнительной общеразвивающей программы «Ритмика для малышей» | 5 |
5 | Организационно-педагогические условия реализации детьми дополнительной общеобразовательной программы - дополнительной общеразвивающей программы «Ритмика для малышей» | 6 |
6 | Комплексно-тематическое планирование | 7 |
7 | Количество часов по каждой теме | 9 |
8 | Учебный план | 9 |
9 | Материально – техническое обеспечение | 9 |
10 | Формы аттестации | 10 |
11 | Методическое обеспечение | 10 |
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Ритмика для малышей » разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15мая 2013г. №26 г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.1.
3049 -13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от
11.12.2006г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29августа 2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организаций и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам».
Направленность программы – художественно-эстетическая.
Данная программа предназначена для гармоничного развития способностей воспитанников. Развивает чувство ритма, музыкальный слух, помогает двигаться под музыку. Занимаясь ритмикой у детей развивается чувство коллективного творчества. Через музыкально-ритмические движения дети выражают душевное состояние, получают положительный заряд.
Что способствует психологическому раскрепощению ребенка, и таким образом через освоение своего собственного тела как выразительного инструмента у детей появляется потребность в импровизированном движении под музыку.
Ритмические движения дают организму физическую нагрузку. Используемые движения оказывают положительное воздействие на здоровье детей.
Дети младшего дошкольного возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движение, особенно под музыку доставляет им большую радость. Однако движения детей в силу возрастных особенностей недостаточно точные и координированные, не развито чувство равновесия,
поэтому объем и разнообразие двигательных упражнений невелики и носят, как правило, подражательный характер.
- Цель программы: создание условий, способствующих раскрытию и
развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения основам хореографии.
Задачи:
- Формировать у детей навыки хореографической пластики, музыкального ритма, творческих способностей в воплощении музыкально – двигательного образа;
- Учить детей выполнять ритмические упражнения, построения, перестроения, танцевальные элементы и композиции:
упражнения на середине зала:
Марш. Построение в шеренгу, колонну, круг;
Круг. Построение круга из колонны, из пар, построение маленьких кругов попарно;
ритмические упражнения и игры:
Движения в характере и темпе музыки (быстро, медленно);
Начало и конец движений одновременно с началом и окончанием музыкальной фразы;
Музыкальные игры организующего характера с элементами соревнования;
коллективно-порядковые упражнения:
Правильное исходное положение (I,YI позиция ног), (I позиция рук), (поворот головы на 1\4);
Ходьба и бег: с высоким подниманием колен и оттягиванием носка; Перестроение в круг из шеренги;
Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы;
танцевальные элементы:
Танцевальный шаг (шаг с носка) (Pa Marche); Высокий шаг;
Мягкий пружинящий шаг; Подъем на полупальцы (Releve)
Тихая ходьба;
Легкие подскоки; Прыжки;
- Воспитывать музыкальность, внимание.
- Учить расслабляющим упражнениям и правильному дыханию.
Актуальность
Актуальность данной программы в том, что программа нацелена на общее гармоничное психическое, духовное и физическое развитие.
Новизна
Целостный музыкальный образ передается разнообразными пластическими средствами, требующими как свободного владения телом.
3.Планируемые результаты освоения детьми программы дополнительного образования:
- У детей сформированы в соответствии с возрастом навыки хореографической пластики, музыкального ритма, творческих способностей в воплощении музыкально – двигательного образа;
- Дети выполняют ритмические упражнения, построения, перестроения, танцевальные элементы и композиции:
упражнения на середине зала:
- Марш. Построение в шеренгу, колонну, круг;
- Круг. Построение круга из колонны, из пар, построение маленьких кругов попарно
ритмические упражнения и игры:
- Движения в характере и темпе музыки (быстро, медленно);
- Начало и конец движений одновременно с началом и окончанием музыкальной фразы;
- Музыкальные игры организующего характера с элементами соревнования
коллективно-порядковые упражнения:
- Правильное исходное положение (I,YI позиция ног), (I позиция рук), (поворот головы на 1\4);
- Ходьба и бег: с высоким подниманием колен и оттягиванием носка;
- Перестроение в круг из шеренги;
- Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы
танцевальные элементы и композиции:
- Танцевальный шаг (шаг с носка) (Pa Marche);
- Высокий шаг;
- Мягкий пружинящий шаг;
. Подъем на полупальцы (Releve)
- Бег на полупальцах;
- Тихая ходьба;
- Легкие подскоки;
- Прыжки;
- Дети выполняют расслабляющие упражнения и владеют навыками правильного дыхания
Формы подведения итогов реализации программы:
- Организация открытого занятия.
- Организация тематических развлечений.
Музыкально-ритмическая деятельность включает выполнение следующих заданий:
- музыкально-ритмические упражнения на освоение, закрепление музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения;
- парные движения;
- игры: сюжетные, несюжетные с пением, музыкально-дидактические;
- построения, перестроения;
- упражнения с предметами: мячами, лентами ;
- задания на танцевальное и игровое творчество.
Материал в программе расположен по степени нарастающей сложности, что способствует расширению круга знаний и умений воспитанников.
- Ритмико–гимнастические упражнения проводятся в начале образовательной деятельности, являются организующим моментом. Включают в себя ходьбу под музыку, бег под музыку, отработку танцевальных шагов. Служат для развития, укрепления и коррекции различных групп мышц. В раздел входят упражнения на выработку координации движений, на коррекцию осанки, на пространственную ориентировку, на умение слушать музыку, распознавать ее характер и темп. В этот раздел входят упражнения с предметами. Упражнения и сопровождающие их музыкальные ритмы используются в порядке постепенного усложнения и строятся на чередовании различных музыкальных сигналов, строятся по высоте тона с чередованием темпа.
- Игры под музыку включают в себя разнообразные движения подражательного характера, раскрывающие содержание музыкального произведения. Сюда же относятся свободные формы движения, самостоятельно выбранные детьми, которые учат детей создавать свой музыкально- двигательный образ. Импровизация дает возможность находить нужное движение под непосредственным воздействием музыки
Структура занятия состоит из трех частей:
I часть включает задания на умеренную моторную двигательную активность: построение, приветствие, комплекс упражнений для подготовки разных групп мышц к основной работе. По длительности – 1/3 часть общего времени занятия.
II часть включает задания с большой двигательной активностью, разучивание новых движений. По длительности – 2/3 общего времени занятия.
III часть включает музыкальные игры, творческие задания, комплекс упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания. По длительности – 2–3 минуты.
Занятия проводятся в игровой форме. Элементы классического экзерсиса вводятся постепенно. При закреплении в обучении элементам экзерсиса вводятся дидактические музыкально-танцевальные игры.
Методические приемы:
Игровой метод. Основным методом обучения детей дошкольного возраста является игра.
Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха, а о том, чтобы пронизывать непосредственно образовательную деятельность игровым началом, сделать игру его органическим компонентом. Каждая ритмическая игра имеет в своей основе определенную цель, какое-либо задание.
Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог-режиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.
Словесный метод. Это беседа о характере музыки, средствах
выразительности, объяснение методики исполнения движений, оценка.
Практический метод заключается в многократном выполнении конкретного музыкально-ритмического движения.
Наглядный метод – выразительный показ под счет, с музыкой.
Обязательными условиями проведения непосредственной образовательной деятельности являются:
- соответствие зала и непосредственно образовательной деятельности санитарным нормам и правилам;
- наполняемость групп не более 15 человек.
Принципы отборы музыкального материала:
- соответствие возрасту;
- художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;
- моторный характер музыкального произведения, побуждающий к движениям («дансантность»);
- разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки, детских песен, музыки из мультфильмов.
Организационно-педагогические условия
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей детей 4-го года жизни.
Срок реализации программы: 9 месяцев (сентябрь - май).
Режим занятий: занятия проводятся два раза в неделю по 15 минут (академический час).
Наполняемость группы: 15 человек.
Формы организации деятельности воспитанников на занятии:
- фронтальная;
- в парах;
- групповая;
- индивидуально–групповая;
Комплексно-тематическое планирование:
№ п/п | Тема | Задачи | Содержание |
1 | Мир игрушек А.И. Буренина «Ритмическая мозаика», стр. 184 |
пространстве музыкального зала.
передавать в движении образ Куклы. | Коммуникативные игры «Паровоз», «Медведь», «Прячу куклу», «Погремушка». Музыкально- ритмические композиции «Чебурашка», «Плюшевый медвежонок», «Куклы неваляшки». Образно-речевые упражнения «Катина голова», «Гномы». |
2 | Любимые персонажи мультфильмов А.И. Буренина «Ритмическая мозаика», стр. 184 |
по 6 позиции ног. | Общеразвивающие упражнения «Фиксики». Коммуникативные игры «Мыши». |
молоточки.
передавать в движении образ Чебурашки, кузнечика. | Музыкально- ритмические композиции «Белые кораблики», «Кузнечик», «Чебурашка». Образно-речевые упражнения «Буратино», «Лягушки», «Гномы». И.Е. Кулагина «Художественное движение», стр.24-26 | ||
3 | Осенние картинки А.И. Буренина «Ритмическая мозаика», стр. 184 |
молоточки.
4. Продолжать формировать умение передавать в движении образ Чебурашки, кузнечика. | Коммуникативные игры «Прогулка», «Мы ногами топ-топ», «Мы скакали», «Листочки». Музыкально- ритмические композиции «Весѐлые путешественники», «Разноцветная игра». Образно-речевые упражнения «Бег», «Марш утки», .И.Е. Кулагина «Художественное движение», стр.15 |
4 | В мире сказок А.И. Буренина «Ритмическая мозаика», стр. 184 |
молоточки.
| Коммуникативные игры «Прятки», «Карусель», «Строим дом». Музыкально- ритмические композиции «Плюшевый медвежонок», «Поросята», «Чебурашка». Образно-речевые упражнения «Марш утки», «Щелкунчик». И.Е. Кулагина «Художественное движение», стр.15-18 |
5 | Животные А.И. Буренина «Ритмическая | 1. Упражнять в выполнении поклона на месте по 1 позиции 1 позиции рук | Коммуникативные игры «Паровоз», «Каблучок», «Мы |
мозаика», стр. 184 |
комбинацию хлопушки 5.Продолжать формировать умение передавать в движении образ Тигра. 6 Разучить музыкально- ритмическую композицию «Птички», | скакали», «Котик». Музыкально- ритмические композиции «Птички и ворона», «Лошадки», «Поросята», «Белочка». Образно-речевые упражнения «Марш утки», «Медведи в клетке», «Белые медведи», «Серый гусь», «Тигры». И.Е. Кулагина «Художественное движение», стр.15-24 | |
6 | Снежные дорожки А.И. Буренина «Ритмическая мозаика», стр. 184 | 1. Упражнять в выполнении поклона на месте по 1 позиции ног 1 позиции рук 2.Продолжать учить выполнять движения разминки
молоточки, поскоки.
«Едем к бабушке в деревню», | Коммуникативные игры с предметами на основе народных мелодий , «Флажок», «Прогулка», «Выбирай». Музыкально- ритмические композиции «Едем к бабушке в деревню», «Птички и ворона». Образно-речевые упражнения «Ах, ох, ух, эх», «Погреемся». И.Е. Кулагина «Художественное движение», стр.23 |
7 | В зоопарке А.И. Буренина «Ритмическая мозаика», стр. 184 |
детьми марш-вход.
выполнять движения по показу и самостоятельно (тигр, лошадка, белочка) 4.Закреплять умение начинать и заканчивать движение с музыкой. 5.Разучит музыкально- ритмическую композицию «Медвежонок плюшевый», | Коммуникативные игры «Цапля», «Мы ногами топ, топ», «Выбирай», «Медведь», «Мы скакали». Музыкально- ритмические композиции «Медвежонок плюшевый», «Весѐлые путешественники», «Белочка», «Лошадки». Образно-речевые упражнения «Тигры», «Жуки», «Змеиная», «Марш утки», «Серый гусь», «Цапля». И.Е. |
Кулагина «Художественное движение», стр.15-26 | |||
8 | Весеннее настроение А.И. Буренина «Ритмическая мозаика», стр. 184 | 1. Упражнять в выполнении поклона на месте по 1 позиции ног 1 позиции рук с поворотом головы на ¼. 2.Закреплять шаги по кругу, (releve), (pa marshe), молоточки, поскоки.
движении образ «Кузнечик» 5.Разучить музыкально- ритмическую композицию «Разноцветная игра» | Коммуникативные игры «Птички», «Прятки», «Бабочки», «Выбирай», «Прогулка», «Паровоз», «Погремушка». Музыкально- ритмические композиции «Разноцветная игра», «Белые кораблики», «Весѐлые путешественники», «Кузнечик». Образно-речевые упражнения «Тюльпан», «Массаж», «Поскоки», «Бег трусцой». И.Е. Кулагина «Художественное движение», стр.22 |
9 | Домашние питомцы А.И. Буренина «Ритмическая мозаика», стр. 184 |
разминки.
«Едем к бабушке в деревню» | Коммуникативные игры «Мыши», «Чистюли», «Котик», «Наш пѐс», «Прятки». Музыкально- ритмические композиции «Едем к бабушке в деревню», «Поросята», «Лошадки», «Весѐлые путешественники», «Разноцветная игра». Образно-речевые упражнения «Серый гусь», «Галоп», «Велосипед», «Жуки». И.Е. Кулагина «Художественное движение», стр.24 |
- Количество часов по каждой теме:
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | «Мир игрушек» | 8 |
2 | «Любимые персонажи мультфильмов» | 8 |
3 | «Осенние картинки» | 8 |
4 | «В мире сказок» | 8 |
5 | «Животные» | 8 |
6 | «Снежные дорожки» | 8 |
7 | «В зоопарке» | 8 |
8 | «Весеннее настроение» | 8 |
9 | «Домашние питомцы» | 8 |
Всего часов: | 72 |
- Учебный план:
Продолжительность занятия | Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц | Количество занятий в год |
15 минут (академический час) | 2 | 8 | 72 |
Материально – техническое обеспечение
- Махалки
- Зонтики
- Муляжи овощей
- Платочки
- Ленты
- Погремушки
- Магнитофон
- CD диски
- Аудиозаписи
Диагностика освоения общеобразовательной программы-общеразвивающей программы «Ритмика для малышей» у детей 3-4лет.
Ф.И. ребенка | Показатели | Средний балл |
Музыкально – ритмические упражнения и игры: | ||
-Марш (Построение в шеренгу, в колонну, в круг) | ||
-Круг (Построение круга из колонны, из пар, построение маленьких кругов попарно) | ||
-Выполнение движения, в соответствии с характером музыки | ||
Коллективно- порядковые упражнения: | ||
-Начало и конец движений одновременно с началом и окончанием музыкальной фразы | ||
-Правильное исходное положение (I. VI –позиция ног), (I – позиция рук), |
(поворот головы на ¼) | ||
-Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы | ||
-Перестроение в круг из шеренги | ||
Танцевальные элементы и композиции: | ||
- Танцевальный шаг (шаг с носка) (Pa Marche) | ||
-Высокий шаг | ||
-Мягкий, пружинящий шаг | ||
-Подъем на полу пальцы (Releve) | ||
-Поскоки | ||
-Тихая ходьба | ||
-Легкие подскоки | ||
-Прыжки |
Критерии показателей:
3 балла
- музыкально- ритмические упражнения и игры:
-Самостоятельно двигается в марше. Умеет строиться в шеренгу, колонну, круг.
– Умеет строиться в круг из колонны, из пар, строится в маленькие круги попарно.
- Выполняет движения в соответствии с характером музыки.
- Начинает и заканчивает движения одновременно с началом и окончанием музыкальной фразы.
3 балла
-коллективно-порядковые упражнения:
-Умеет принимать правильное исходное положение, используя I,II,YI позиции ног, I позицию рук, поворот головы на 1\4.
- Выполняет простые движения с предметами во время ходьбы.
- Умеет перестраиваться в круг из шеренги.
3 балла
танцевальные элементы и композиции:
- Выполняет Танцевальный шаг (шаг с носка) (Pa Marche); -Умеет ходить высоким шагом; -Умеет ходить мягким пружинящим шагом;
- Выполняет подъем на полупальцы (Releve)
- Бегает на полупальцах;
- Умеет самостоятельно тихо ходить;
-Выполняет самостоятельно легкие подскоки;
- Выполняет самостоятельно прыжки;
-Выполняет самостоятельно притопы;
-Выполняет дробный шаг
2 балла
- музыкально- ритмические упражнения и игры:
-Не достаточно четко двигается в марше. С небольшой помощью взрослого строится в шеренгу, колонну, круг.
- С небольшой помощью взрослого строится в круг из колонны, из пар, строится в маленькие круги попарно.
- Не всегда выполняет движения в соответствии с характером музыки.
- Не всегда начинает и заканчивает движения одновременно с началом и окончанием музыкальной фразы.
2 балла
-коллективно-порядковые упражнения:
-С помощью взрослого принимает правильное исходное положение, используя I,II,YI позиции ног, I позицию рук, поворот головы на 1\4.
- Выполняет с помощью взрослого простые движения с предметами во время ходьбы.
- С помощью взрослого перестраивается в круг из шеренги.
2 балла
танцевальные элементы и композиции:
- Выполняет с помощью взрослого танцевальный шаг (шаг с носка) (Pa Marche);
-Допускает ошибки в ходьбе высоким шагом; -Допускает ошибки при ходьбе мягким пружинящим шагом;
- С помощью взрослого выполняет подъем на полупальцы (Releve)
- Допускает ошибки в беге на полупальцах;
- Умеет тихо ходить при напоминании взрослого;
-С помощью взрослого выполняет легкие подскоки;
- С помощью взрослого выполняет прыжки;
- С помощью взрослого выполняет притопы;
-С помощью взрослого выполняет дробный шаг
1 балл
- музыкально- ритмические упражнения и игры:
-Не умеет двигаться в марше. Не умеет строиться в шеренгу, колонну, круг.
- Не умеет строиться в круг из колонны, из пар, строиться в маленькие круги попарно.
- Не выполняет движения в соответствии с характером музыки.
- Не умеет начинать и заканчивать движения одновременно с началом и окончанием музыкальной фразы.
1 балл
-коллективно-порядковые упражнения:
-Не умеет принимать правильное исходное положение, используя I,II,YI позиции ног, I позицию рук, поворот головы на 1\4.
- Не выполняет простые движения с предметами во время ходьбы.
- Не перестраивается в круг из шеренги.
1 балл
танцевальные элементы и композиции:
- Не выполняет танцевальный шаг (шаг с носка) (Pa Marche); -Не умеет ходить высоким шагом; -Не умеет ходить мягким пружинящим шагом;
Методическое обеспечение
1.Е. Железнова «Забавные уроки» (Коммуникативные игры с песенками) CD диск 2.А.И. Буренина «Ритмическая мозаика», СПб 2000г., стр.5-14, стр. 43-55, стр.
184.
3.И.Е. Кулагина «Художественное движение», стр.15-26 4.Т. Барышникова «Азбука хореографии», 2001г. стр. 63-65
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительных образовательных услуг-кружка «Волшебное лукошко» для воспитанников 3-4 лет
Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим систему организации образовательной деятельности воспитат...
Программа дополнительной образовательной услуги для детей младшего дошкольного возраста "ВЕСЕЛЫЙ МЯЧ" (с использованием фитнес-технологии - фитбол-гимнастика)
Особенностью данного курса является использование на занятиях одного из таких снарядов: удивительные чудо-мячи – фитболы. Гимнастика с использованием фитболов относится к одному из видов фитнес-...
Программа дополнительной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста "ЗДОРОВИЧОК" (с использованием оздоровительных фитнес-технологий)
Особенностью данного курса является применение оздоровительных фитнес технологий. Детский фитнес – это осмысленное отношение к собственному телу, к его состояниям и...
Программа дополнительной образовательной услуги "В мастерской юного художника" (бумагопластика).
Данная программа является авторской и предназначена для проведения занятий дополнительной образовательной услуги "В мастерской юного художника" (бумагопластика).Цель программы: Способствовать ра...
Программа дополнительной образовательной услуги по дизайн-деятельности "Маленькие волшебники"
Данная программа содержит пояснительную записку и перспективный план работы.Дизайн-деятельность - это особый вид художественной деятельности, объединяющий в себе различные виды творчества: рисование, ...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей от 2 до 3 лет
Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей...