ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
|
Не деля | Содержание занятий | Основные движения | Пособия |
1 | 2 | 3 | 4 |
СЕНТЯБРЬ |
I | 1. Ходьба обычная, гимнастическим шагом, скрестным шагом, в приседе(5 мин) | Ходьба, удержание равновесия |
|
2. Подвижная игра «Салка на одной ноге» (10 мин). Дети расходятся по площадке, закрывают глаза, руки у всех за спиной. Ведущий проходит среди них и незаметно кладёт одному в руки платочек. По команде: «Раз, два, три, смотри!» - дети открывают глаза. Стоя на одном месте, они внимательно смотрят друг на друга. Игрок с платком неожиданно поднимает его вверх и говорит: «Я салка!» Участники игры, прыгая на одной ноге, стараются уйти от салки. Тот, кого он коснулся, берёт платочек и идёт водить. Он быстро поднимает платок вверх и говорит: «Я салка!» Игра повторяется | Прыжки на одной ноге | Платочек |
3. Подвижная игра «Круговая лапта» (10 мин). Игроки делятся на две команды. Одна выходит на середину площадки, игроки другой команды стоят по её краям или по кругу. Они бросают мяч, стараясь «осалить» игроков первой команды, те увёртываются от мяча. В кого мяч попал, тот выходит из игры. Когда всех выбивают из круга, команды меняются местами. Побеждает команда, сумевшая выбить «противника» из круга меньшим количеством бросков | Бег с увёртыванием, метание | Мяч |
II
| 1. Ходьба и бег (5 мин). Ходьба обычная; бег, выбрасывая прямые ноги вперёд, сгибая ноги в коленях | Ходьба, бег |
|
2. Подвижная игра «Догони свою пару» (10 мин). См. III неделю апреля (средняя группа) | Бег |
|
3. Подвижная игра «Волк во рву» (10 мин). Посредине площадки, поперёк её, двумя параллельными линиями, выложенными из песка, шишек, мелких палочек на расстоянии 1 м одна от другой, обозначается ров. В нём находится водящий, он изображает «волка». Остальные играющие - «козы». Они живут на одном краю полянки. На противоположном её краю находится поле, на котором «козы» пасутся. По словам воспитателя: «Козы, в поле, волк во рву!» - играющие бегут в поле, перепрыгивая по дороге через ров. «Волк» бегает во рву, старается поймать (осалить) прыгающих «коз» - детей. «Осаленные» отходят на время в сторону. Воспитатель говорит: «Козы, домой!» Все бегут домой, перепрыгивая по пути через ров. Если ребёнок попадёт ногой в ров, он тоже считается пойманным. После нескольких перебежек выбирается другой водящий - «волк», и игра начинается снова | Бег, прыжки | Шишки (мелкие палочки, 2 верёвки) |
III | 1. Ходьба по бревну приставным шагом с подниманием ноги вперёд и хлопком под ней (5 мин) | Ходьба, удержание равновесия | Бревно |
2. Подвижная игра «Охотники и звери» (15 мин). Играющие образуют круг, взявшись за руки. Рассчитавшись на пер- вый-второй, они делятся на «охотников» и «зверей». «Охотники» остаются на своих местах в кругу, а звери выходят в середину круга. Охотники перебрасывают друг другу мяч и стараются попасть им в ноги убегающих и увёртывающихся «зверей». Тот, кого заденет мяч, считается подстреленным и выходит из круга. Через некоторое время «охотники» подсчитывают «осаленных» детей. Играющие меняются ролями | Бег, владение мячом (бросание) | Мяч |
| 3. Подвижная игра «Чехарда» (10 мин). Несколько детей становятся друг за другом на расстоянии 5-6 шагов. Они принимают устойчивое положение, выставляя одну ногу вперёд, сгибают её в колене, немного наклоняются и опираются о неё двумя руками. Другие играющие по очереди разбегаются, опираются на плечи стоящих детей и перепрыгивают через них, широко разводя ноги в стороны. Потом играющие меняются ролями. Тренироваться в выполнении этого упражнения лучше всего парами | Прыжки |
|
IV | 1. Ходьба, бег, ползание (5 мин). Ходьба обычная, скрестным шагом, гимнастическими шагами; бег лёгкий и стремительный; ползание на четвереньках по бревну | Ходьба, бег, ползание | Бревно |
| 2. Подвижная игра «Чья пара дальше всех?» (5 мин). Дети встают парами спиной друг к другу. По сигналу воспитателя делают по 3 прыжка каждый в свою сторону. Подводится итог: чья пара прыгнет в обе стороны дальше других? | Прыжки |
|
| 3. Игровое упражнение «Кого назвали, тот ловит мяч» (10 мин) | Ловля мяча | Мяч |
| 4. Игровое упражнение «Через бревно» (5 мин). По одному по очереди дети перепрыгивают через лежащее на земле и очищенное от сучьев бревно, опираясь о него руками (с места и с небольшого разбега) | Прыжки | Бревно |
ОКТЯБРЬ |
I | 1. Ходьба и бег (5 мин). Ходьба обычная; совершая различные движения руками; лёгкий бег, спиной вперёд, сохраняя направление и равновесие | Ходьба, бег, удержание равновесия |
|
| 2. Подвижная игра «Заполни ямку» (10 мин). В небольшую яму забрасывают шишки до тех пор, пока она не наполнится до краёв. Можно разделить детей на группы, чтобы они одновременно забрасывали шишки в несколько ямок. Чья группа быстрее засыплет яму шишками? | Бросание | Шишки |
| 3. Подвижная игра «Лиса и куры» (15 мин). В качестве «насеста» можно использовать лежащее на земле бревно или несколько ветвистых деревьев. Играющие, изображающие «кур», расходятся по площадке, подпрыгивают, похлопывают «крыльями»- руками, ищут зёрна. За ними внимательно следит водящий - «лиса», прячась за деревьями. По указанию воспитателя «лиса» начинает тихонько подбираться к «курам». Один из играющих, изображающий «петуха», громко кричит: «Ку-ка-ре-ку!» По этому сигналу «куры» убегают, взлетают на «насесты». «Петух» храбрится, наблюдает за порядком и поэтому взлетает на «насест» последним. «Лиса» подбегает к «курам», ловит ту из них, которая не сумеет удержаться на «насесте» или просто не успеет на него взлететь. | Бег, лазание, прыжки | Маска лисы, бревно (ветвистые деревья) |
| «Лиса» уводит свою добычу в «лес», но по пути ей неожиданно встречается «охотник» с ружьём (воспитатель). Испугавшись, «лиса» выпускает «птицу» и убегает, а «курица» возвращается «домой». Самыми ловкими окажутся те, кто не попадётся в лапы «лисы» |
|
|
II | 1. Ходьба и бег (5 мин). Ходьба обычная, с выпадами, в приседе; лёгкий бег, бег змейкой между колёс, с прыжками | Ходьба, бег, прыжки |
|
2. Подвижная игра «Медведь и пчёлы» (15 мин). См. III неделю марта (старшая группа) | Бег, лазание | Маска медведя, гим- настичес- кая стенка |
3. Подвижная игра «Кто бросит выше?» (10 мин). Предлагается перебросить шишку через большой куст или невысокое дерево | Метание | Шишки |
III | 1. Ходьба и бег (5 мин). ч Ходьба обычная, приставным шагом; лёгкий бег, с мячом, чередование бега с ходьбой | Ходьба, бег, отбивание мяча | Мячи по количеству детей |
2. Подвижная игра «Попади» (10 мин). С указанного воспитателем расстояния дети по очереди бросают по 5 еловых шишек, стараясь попасть ими в пень. При этом считают, кто сколько раз попадёт в цель | Метание | Шишки |
3. Подвижная игра «Палочка-выручалочка» (15 мин). Посредине площадки втыкают в землю палочку. Около неё, закрыв глаза, становится водящий, в руках у него короткая палочка. Он громко и медленно считает до 10, за это время остальные разбегаются и прячутся. Закончив считать, водящий открывает глаза, стучит палочкой по палочке-выручалочке и говорит: «Палочка пришла, никого не нашла». После этого начинает искать спрятавшихся. Заметив кого-нибудь, он громко произносит: «Палочка-выручалочка, (называется имя) нашла» - и бежит к палочке. Найденный тоже бежит к палочке, стараясь обогнать водящего, первым дотронуться до палочки и сказать: «Палочка-выручалочка, выручи меня!» Если он успевает это сделать, то считается вырученным, если нет, то выходит из игры. Водящий старается найти всех спрятавшихся детей и вывести их из игры. Сделать это очень трудно, так как любой из прячущихся может быстро и незаметно для водящего подбежать к палочке-выручалочке и попросить: «Палочка-выручалочка, выручи всех!», и все раньше найденные дети считаются вырученными | Бег | Палочки, повязка |
IV | 1. Ходьба и бег (5 мин). Ходьба обычная, парами; лёгкий бег, через препятствия (кубы), не задевая их, сохраняя скорость; челночный бег | Ходьба, бег | Кубы высотой 10 см |
2. Игровое упражнение «Кто впереди?» (10 мин). Дети располагаются друг за другом. По сигналу бегут колонной вокруг площадки в среднем темпе. Через некоторое время воспитатель называет кого-нибудь из играющих, ребёнок говорит: «Я впереди!» - выходит из колонны и, обогнав всех, становится впереди. Он ведёт колонну до тех пор, пока воспитатель не вызовет следующего | Бег |
|
3. Игровое упражнение «В парах» (15 мин). Дети становятся парами и перекатывают мяч друг другу, отбивая его то правой, то левой ногой. При этом не отпускать мяч от себя далеко | Отбивание мяча ногой | Мячи |
НОЯБРЬ
|
I | 1. Ходьба и бег (5 мин). Ходьба; лёгкий бег, перестроение в пары | Ходьба, бег, перестроение |
|
2. Подвижная игра «Ударь точно» (10 мин). Стоя в кругу, играющие по очереди стараются выбить мячом расположенную в центре круга мишень | Отбивание мяча ногой | Мяч, мишень |
3. Подвижная игра «Бабочки, лягушки и цапли» (15 мин) Дети свободно бегают по площадке. По сигналу воспитателя они начинают подражать движениям бабочек (машут руками, кружатся), лягушек (опускаются на четвереньки и скачут), цапель (замирают, стоя на одной ноге). Как только воспитатель произнесёт: «Снова побежали!», дети начинают бегать по площадке в произвольных направлениях | Бег, махи руками, повороты туловища |
|
II | 1. Ходьба и бег (5 мин). Ходьба; лёгкий бег змейкой | Ходьба, бег |
|
2. Подвижная игра «Жеребята» (5 мин). Дети встают в круг друг за другом. Согнув руки в локтях ладонями книзу, они, изображая жеребят, бегут по кругу, высоко поднимая колени и касаясь ими ладоней. По условному знаку воспитателя, делая вид, что взяли поводья, переходят на широкий шаг рысью. Затем «жеребята» идут по кругу спокойно, отдыхая. Отдохнув, снова начинают бег (можно в обратную сторону) | Бег, ходьба |
|
3. Игра малой подвижности «Мяч в кругу» (10 мин). Небольшая группа располагается по кругу, в середину круга входит водящий с мячом. Ударяя несильно ногой по мячу, водящий по очереди прокатывает его к игрокам, стоящим по кругу. Каждый из них ногой задерживает мяч и возвращает его водящему | Отбивание мяча ногой | Мяч |
4. Игровое упражнение «Кто дальше за 3 прыжка» (5 мин). Встав шеренгой, дети одновременно сначала делают по 3 прыжка. Кто окажется дальше всех? Затем делают 5 прыжков и т. д. | Прыжки |
|
5. Игра малой подвижности «Каких листьев больше?» (5 мин). Дети расходятся по площадке и собирают по несколько опавших с разных деревьев листьев. Потом собираются все вместе и по очереди раскладывают листья по их форме в букеты, называя, с какого они дерева. Сравнивают, каких листьев больше всего, а каких меньше. Воспитатель объясняет, почему одних листьев оказалось много, а других мало. Если дети нашли лист с такого дерева, которое не растёт в этом месте, он спрашивает, как мог лист сюда попасть. | Ходьба, приседа ние |
|
III | 1. Ходьба и бег (5 мин). Ходьба с заданием для рук, лёгкий бег | Ходьба, бег |
|
2. Игровое упражнение «Лесное троеборье» (15 мин). Детям предлагается обежать 2-3 расположенных недалеко друг от друга дерева, добравшись до бревна, взобраться на него, быстро пройти или пробежать по нему до середины, повернуться в указанную воспитателем сторону и спрыгнуть с бревна, добежать до корзины, стоящей на земле, взять из неё шишку и постараться как можно точнее попасть ею в ямку. Если с первой попытки попасть не удаётся, надо брать шишки и бросать их до тех пор, пока не попадёшь. Только после этого можно бежать к финишу | Бег, метание, удержание равновесия, прыжки | Корзина, шишки, бревно |
| 3. Подвижная игра «Прыгаем по кругу» (10 мин). На площадке раскладываются обручи. Все встают левым (правым) боком к своему обручу, кладут руки на пояс и по указанию воспитателя начинают прыгать на одной или двух ногах вокруг своего обруча. Когда воспитатель скажет: «Стоп!», немного отдыхают, потом опять прыгают вокруг обручей в противоположном направлении. После этого упражнения обручи используют для игры «Займи обруч!». Все играющие передвигаются по площадке, отбегая подальше от обручей. По сигналу воспитателя дети бегут к обручам и становятся в них (обручей должно быть столько, чтобы один из играющих остался без места). Игра повторяется. | Прыжки | Обручи |
IV | 1. Ходьба и прыжки (5 мин). Ходьба, прыжки с продвижением вперёд, с пронесением мешочка на голове (1 круг) | Ходьба, прыжки, удержание равновесия | Мешочки |
| 2. Подвижная игра «Лесные пятнашки» (15 мин). Дети играют в пятнашки со следующими условиями: нельзя «салить» игрока, прижавшегося спиной к дереву; нельзя салить двоих играющих, если они взялись за руки и окружили дерево; нельзя «салить» тех, кто сумел обхватить дерево руками или повиснуть на нём | Бег |
|
| 3. Игровое упражнение «Кто прыгает?» (10 мин). Играющие стоят по кругу, воспитатель с ними. Он называет животных и предметы, которые могут прыгать или не могут прыгать, при этом поднимает руки вверх. Например, воспитатель говорит: «Лягушка прыгает, собака прыгает, черепаха прыгает, кузнечик прыгает» и т. п. По условиям игры дети должны сказать «да» и подпрыгнуть только в том случае, если воспитатель назвал животное, которое действительно может прыгать | Прыжки |
|
ДЕКАБРЬ |
I | 1. Ходьба и бег (7 мин). Ходьба по шнуру, выложенному в форме змейки, квадрата, треугольника, приставляя пятку к носку; бег в умеренном темпе | Ходьба, бег | Шнур |
2. Игра-соревнование «Кто дальше прыгнет» (в прыжковой яме или на снегу) (8 мин) | Прыжки |
|
3. Подвижная игра «Вышибалы» (15 мин). Водящий (вышибала) бегает по игровой площадке, стараясь попасть снежком в играющих, которые увёртываются или убегают подальше. Задача вышибалы - запятнать как можно больше участников. Игроки могут ловить брошенный в них снежок и, когда им это удаётся, становятся вышибалами. Побеждает водящий, запятнавший снежком большее число участвующих в игре | Бег, бросание и ловля снежков | Снежки |
II | 1. Ходьба и бег (8 мин). Ходьба на носках и пятках; бег с прыжками на одной и другой ноге, бег с высоким подниманием колен | Ходьба, бег, прыжки |
|
| 2. Ходьба с мешочком на голове с перешагиванием предметов (7 мин) | Ходьба, удержание равновесия | Мешочки с песком, кубы |
| 3. Игра малой подвижности «Снежная карусель» (15 мин). См. III неделю января (старшая группа)
| Ходьба, бег со сменой направления | Снежный вал, корзинка со снежками |
III | 1. Ходьба и бег (5 мин). Ходьба с выпадами вперёд; бег трусцой | Ходьба, бег |
|
| 2. Подвижная игра «Загони льдинку в ворота» (10 мин). Играющие сооружают на площадке ворота из снега или обозначают их прутиками, палочками. Они становятся в 4—5 шагах от ворот и стараются клюшкой загнать в них льдинку | Владение клюшкой | Льдинка, ориентиры |
| 3. Игровое упражнение «Хоккеист» (15 мин). Вести шайбу клюшкой с обведением шайбы вокруг предметов | Вождение шайбы вокруг предметов | Клюшка, шайба, кубы |
IV | 1. Ходьба и бег (5 мин). Ходьба боком приставным шагом вправо, влево; бег галопом | Ходьба, бег |
|
| 2. Метание снежков на дальность (10 мин) | Метание | Снежки |
| 3. Подвижная игра «Чья пара скорей?» (15 мин). Дети образуют два звена, в каждом из них распределяются на пары, становясь друг за другом. По сигналу воспитателя две первые пары детей, взявшись за руки, быстро бегут в сторону снеговика, стараясь обогнать одна другую. Пробежавшие пары возвращаются и становятся в конце колонны, бегут следующие пары | Бег | Снеговик |
ЯНВАРЬ |
II | 1. Ходьба и бег (5 мин). Ходьба; медленный бег по кругу | Ходьба, бег |
|
2. Подвижная игра «Ловишки парами» (5 мин). Выбирают двух водящих. Они берутся за руки. По сигналу воспитателя дети разбегаются по площадке. Водящие, не расцепляя рук, ловят детей, дотрагиваясь до них. Пойманные уходят с площадки. Когда будет поймано 5-6 детей, выбираются новые водящие. Игра повторяется 4-5 раз. В конце отмечаются дети, не попавшиеся ловишкам | Бег |
|
3. Игровое упражнение «Загони льдинку в лунку клюшкой» (10 мин). Дети с помощью клюшки, обводя шайбу вокруг флажков, загоняют её в лунку | Владение клюшкой | Флажки, клюшки |
4. Подвижная игра «Мы весёлые ребята» (10 мин). См. I неделю декабря (старшая группа)
| Бег |
|
III | 1. Игровое упражнение «Собери жёлуди» (5 мин). Ребёнок броском рассыпает жёлуди, затем подбрасывает один жёлудь вверх, этой же рукой собирает жёлуди в кучу и ловит подброшенный | Подбрасы вание | Жёлуди, корзинка |
2. Подвижная игра «Два Мороза» (5 мин). Дети делятся на 2 группы и располагаются на противоположных сторонах игровой площадки. В середине площадки помещаются двое водящих (два Мороза). Они обращаются к ребятам со словами: Мы два брата молодые, Два Мороза удалые: Мороз Красный Нос, Мороз Синий Нос. Кто из вас решится В путь-дорожку пуститься? Все ребята отвечают: Не боимся мы угроз, И не страшен нам мороз. После этих слов дети перебегают на разные стороны площадки, то есть 2 группы меняются местами. Морозы их ловят. Тот, кого им удастся запятнать, считается «замороженным». Он остаётся на том месте, где был пойман, и должен с распростёртыми руками преграждать путь играющим при следующих перебежках. Когда «замороженных» окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается | Бег | Маски Морозов |
3. Игровое упражнение «Сбей кегли» (10 мин). Дети по очереди сбивают кегли, расположенные в шахматном порядке в два ряда на расстоянии 4 и 5 м | Бросание | Кегли, биты |
4. Игровое упражнение «Загони льдинку в лунку клюшкой» (10 мин). См. II неделю января (подготовительная группа) | Владение клюшкой | Флажки, клюшки, шайбы |
IV | 1. Ходьба; бег в заданном направлении (5 мин) | Ходьба, бег |
|
2. Игровое упражнение «Кто быстрее перебежит через болото с помощью трёх дощечек» (10 мин). Дети делятся на две команды. Пара детей из каждой команды перебирается через «болото» с помощью трёх дощечек. | Бег | 3 дощечки |
3. Подвижная игра «Перебежки со снежками» (5 мин). На двух коротких противоположных сторонах площадки линиями, проведёнными на расстоянии 1-1,5 м от краёв, обозначаются два города. Половина детей находится в одном из них. Параллельно двум другим сторонам площадки проводятся две линии на расстоянии 6-7 м друг от друга. Вдоль этих линий (по обеим сторонам) на равном расстоянии стоит другая половина детей. Они лепят по 6-7 снежков (если погода не позволяет, то используют мешочки с песком). Дети первой группы по одному начинают перебегать из одного города в другой, а стоящие сбоку стараются попасть снежком (мешочком) в перебегающего. Целиться в голову запрещается. После 2-3 перебежек из города в город дети меняются местами. Выигрывает команда, сумевшая попасть в большее число перебегающих | Бег, метание | Снежки (мешочки с песком) |
4. Игровое упражнение «Чья команда быстрее переберётся через болото?» (10 мин). Дети делятся на две команды. Каждый участник команды действует с двумя дощечками | Бег | Дощечки |
ФЕВРАЛЬ |
I | 1. Ходьба и бег (5 мин). Ходьба; медленный бег | Ходьба, бег |
|
| 2. Игровое упражнение «Кольцеброс» (10 мин). См. IV неделю ноября (старшая группа) | Метание | Кольца, кольце- бросы |
| 3. Подвижная игра «Сохрани пару» (5 мин). Дети парами пробегают заданное расстояние. В конце забега ставится препятствие высотой 70 см, под которым каждой паре детей необходимо подлезть | Бег, проле- зание | Препятствие высотой 70 см |
| 4. Игровое упражнение «След в след» (10 мин). Ходьба по снежному валу | Удержание равновесия | Снежный вал |
II | 1. Ходьба по скользкой поверхности приставными шагами (5 мин) | Ходьба, удержание равновесия | Ледяные дорожки |
2. Подвижная игра «Мы - весёлые ребята» (10 мин). См. I неделю декабря (старшая группа) | Бег, прыжки | Снежный вал (сугроб) |
3. Игровое упражнение «Спортивные лошадки» (10 мин). Посредине площадки в кругу положены обручи, это «стойла». Вокруг стоят дети, это спортивные «лошадки». Обручей на 2-3 меньше, чем детей. Дети изображают выезд спортивных «лошадей». По команде: «Шагом» - дети идут по краям площадки, высоко поднимая колени, доставая ими ладони рук, согнутых в локтях. По команде: «Поворот» - дети поворачиваются кругом и идут в противоположном направлении. По команде: «Рысь» - дети бегут по краям площадки. По команде: «Шагом» - дети идут, снова высоко поднимая колени. Так повторяется 2-3 раза. По команде: «В стойло» - де- ти-«лошадки» быстро бегут, стараясь занять любое «стойло». Игра повторяется 4-5 раз. Воспитатель отмечает детей, хорошо и быстро выполняющих команды | Ходьба с высоким подниманием колен, повороты, бег | Обручи |
4. Игровое упражнение «След в след» (5 мин). См. I неделю февраля (подготовительная группа) | Удержание равновесия
|
|
III | 1. Игровое упражнение «Ходьба по бровкам и скользким поверхностям» (5 мин) | Удержание равновесия | Бровки, ледяные дорожки |
2. Игровое упражнение «Метание снежками в движущуюся цель» (10 мин). Один ребёнок везет санки, другие дети бросают снежки, стараясь попасть в санки | Метание | Снежки, санки |
3. Подвижная игра «Два Мороза» (10 мин). См. III неделю января (подготовительная группа) | Бег | Маски двух Морозов |
4. Игровое упражнение «Прыжки через снежные валики» (5 мин) | Прыжки | Снежные валики |
1 | 2 | 3 | 4 |
IV | 1. Ходьба по скользким поверхностям (5 мин) | Ходьба, удержание равновесия | Ледяные дорожки |
2. Подвижная игра «Дорожка препятствий» (25 мин). Дети выполняют цепь препятствий: бег 10 м, метание в даль (мешочка, снежка) через крепость, скольжение по ледяной дорожке, в конце которой взять льдинку и загнать клюшкой в ворота | Метание вдаль, скольжение по дорожке, бег | Мешочек с песком, льдинка, клюшка |
МАРТ |
I | 1. Ходьба в колонне, между снежными валиками (5 мин) | Ходьба, удержание равновесия | Снежные валики |
2. Подвижная игра «Два Мороза» (5 мин). См. III неделю января (подготовительная группа) | Бег | Маски Двух Морозов |
3. Игровое упражнение «Нагрузи санки» (10 мин). Один ребёнок везет санки, другие дети бросают снежки, стараясь попасть в санки | Метание в движущуюся цель | Снежки, санки |
| 4. Скольжение по ледяным дорожкам с преодолением снежного препятствия (10 мин) | Удержание равновесия | Ледяные дорожки |
II | 1. Подвижная игра «Перелёт птиц» (5 мин). См. III неделю октября (средняя группа) | Бег, движения рук | Маски птиц,ска- мейка |
2. Игровое упражнение «Загони льдинку в ворота клюшкой» (10 мин) | Владение клюшкой | Льдинки, клюшки |
3. Игровое упражнение «Передай льдинку партнёру, подпрыгивая на одной ноге» (10 мин) | Удержание равновесия | Льдинки |
4. Игровое упражнение «Метание снежков в цель» (5 мин)
| Метание | Снежки |
III | 1. Ходьба и бег (5 мин). Ходьба с носка с чёткими поворотами на углах; медленный бег | Ходьба, бег |
|
2. Игровое упражнение «Кто дольше удержит мяч в воздухе, отбивая его ракеткой» (5 мин) | Отбивание мяча | Мячи, ракетки |
3. Игра-эстафета «Отмерялки» (10 мин). Дети делятся на 4-5 команд. Команды в колоннах стоят у одной черты. Дети, стоящие первыми, по сигналу воспитателя прыгают с места в длину. По их пяткам проводится черта, от неё прыгает следующий и т. д. Побеждает команда, последний игрок которой оказался дальше других | Прыжки |
|
4. Игровое упражнение «Задень колокольчик» (10 мин). Устанавливается треножник, к которому на нитке прикрепляется колокольчик. Ударяя ракеткой по шарику, необходимо прогонять его через треножник так, чтобы колокольчик зазвенел. Можно играть вдвоём, втроём, расположившись по разные стороны треножника | Управление теннисной ракеткой | Колокольчик, ракетка, шарик |
IV | 1. Ходьба и бег (5 мин). Ходьба; лёгкий бег змейкой; ходьба с перестроением в три колонны | Ходьба, бег, перестроение |
|
2. Игровое упражнение «Набрось кольцо на колпак» (5 мин) | Метание | Кольца, колпак |
3. Подвижная игра «Перебежки» (10 мин). Выбирается водящий, который показывает детям флажки жёлтого, синего или зелёного цветов. Дети выполняют различные упражнения при показе флажков. Жёлтый флажок - обычный бег, синий флажок - продвижение прыжками с ноги на ногу, зелёный флажок - прыжки на двух ногах. Водящий пользуется этими же движениями | Бег, прыжки | Флажки разных цветов |
4. Игровое упражнение «Сбей колпак» (10 мин). На расстоянии 4 м от детей располагают колпаки в шахматном порядке. Под каждым колпаком находится фант. При попадании в колпак ребёнок фант забирает. Сбивание можно проводить ватными снежками | Метание | Колпак, ватные снежки |
АПРЕЛЬ |
I | 1. Ходьба и бег (5 мин). Ходьба по кругу с чёткими поворотами, медленный бег | Ходьба, бег |
|
| 2. Подвижная игра «Космонавты» (10 мин). По краям площадки обозначаются контуры ракет (двух-, четырёхместные). Общее количество мест в ракетах должно быть меньше количества играющих детей. Посредине площадки дети - «космонавты», взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая: Ждут нас быстрые ракеты Для прогулок по планетам. На какую захотим, На такую полетим! Но в игре один секрет: Опоздавшим места нет. С последним словом дети опускают руки и бегут занимать места в «ракете». Те, кому не хватило места в «ракетах», остаются на «космодроме», а те, кто сидит в «ракетах», поочередно рассказывают, где пролетают и что видят. После этого все снова встают в круг, и игра повторяется. Во время полёта вместо рассказа об увиденном детям предлагается выполнять различные упражнения, задания, связанные с выходом в «космос», и др. В игре можно использовать также специально сделанные «ракеты» | Бег | 3разноцветных флажка |
3. Подвижная игра «Перебежки» (10 мин). См. IV неделю марта (подготовительная группа) | Бег, прыжки | Флажки: жёлтый, синий, зелёный |
4. Игровое упражнение «Кто перепрыгнет ручеёк в самом широком месте?» (5 мин) | Прыжки | Верёвка |
II | 1. Подвижная игра «Караси и щука» (10 мин). См. III неделю июля (старшая группа) | Бег с увёртыванием, приседания | Маски карася и щуки |
| 2. Игровое упражнение «Кто попадёт с самого дальнего расстояния?» (8 мин). Дети метают мешочки с песком в мишень с разных расстояний: всё дальше и дальше от мишени | Метание | Мишень, мешочки с песком |
3. Игровое упражнение «Задень колокольчик» (7 мин). См. III неделю марта (подготовительная группа) | Подбрасывание мяча ракеткой | Колокольчик, мяч, ракетка |
4. Игровое упражнение «Кто перепрыгнет ручеёк в самом широком месте?» (5 мин)
| Прыжки | Верёвка |
III | 1. Ходьба и бег в заданном направлении (5 мин) | Ходьба, бег |
|
2. Игровое упражнение «Попади в лунку» (8 мин). Метание мешочка с песком в лунку | Метание | Мешочки с песком |
| 3. Подвижная игра «Круговая лапта» (10 мин). На земле чертят круг - это «город» (он может быть и другой формы). Дети делятся на две равные группы. Согласно жребию одна из них располагается в «городе». Другая «полевая» - водящая - остаётся за кругом. Полевые игроки - водящие - отходят от «города» с мячом, и один из них его прячет. Затем они возвращаются к «городу», держа руки за спиной, кто в карманах, кто под рубашкой, чтобы нельзя было догадаться, у кого мяч. Все они бегают вокруг «города» и приговаривают: «Я кого-то ударю, я кого-то ожгу!» или «Ожгу- ожгу!» Тот, у кого мяч, ждёт удобного момента, чтобы осалить одного из игроков «города». Если он бросил мяч и промахнулся, игроки «города» кричат: «Сгорел, сгорел!» - и бросавший мяч выходит из игры. Если удар удачный, то полевые игроки разбегаются, запятнанный берёт мяч и бросает его в убегающих соперников. Ему нужно отыграться, запятнать одного из полевых игроков, чтобы команда «города» осталась на месте. Если он не запятнает, играющие меняются местами. Полевые игроки вновь прячут мяч. Игрок «города» может поймать брошенный мяч, в этом случае он не считается осаленным. Игра продолжается до тех пор, пока одна группа не потеряет всех игроков. Можно сократить игру по времени и закончить, когда в «городе» останется половина играющих. Правила: игрок «города» пятнает убегающих, не сходя с того места, где поднял мяч; игроки «поля» не должны заходить за границу «города»; игрокам водящей команды не разрешается задерживать мяч | Метание, бег | Щит, мяч |
4. Игровое упражнение «Чей мяч приземлится дальше» (7 мин) | Метание | Мяч |
IV | 1. Подвижная игра «Полоса препятствий» (15 мин). Дети делятся на 3 равные команды и по очереди преодолевают полосу препятствий: подлезание под шнур, подпрыгивание до висящего колокольчика, метание в корзину, ходьба по бревну. Игра проводится по типу эстафеты, когда ребёнок выполняет одно движение и передаёт эстафету другому | Подлеза- ние, под- прыгива- ние, ходьба, удержание равновесия | Мячи, бревно, колокольчик, шнур (веревка) |
| 2. Игровое упражнение «Кто дольше не потеряет мяч?» (5 мин). Дети отбивают мяч рукой об землю | Отбивание мяча | Мячи |
3. Игра-эстафета «За мячом» (10 мин). В центре площадки проводятся две черты на расстоянии 3 м друг от друга. Дети делятся на 2 команды. Каждая команда, в свою очередь, делится на 2 группы, которые выстраиваются в колонны у черты одна против другой. У детей, стоящих впереди групп с одной стороны, в руках по мячу. По команде воспитателя: «Начали!» - они бросают мяч первым детям, стоящим напротив, а сами бегут через 2 черты и встают в конец противоположной колонны. Поймавшие мяч в свою очередь бросают его стоящему впереди группы напротив (а он продвигается к черте) и бегут через 2 черты в конец противоположной группы. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не поменяются местами (не окажутся на противоположной стороне). Выигрывает команда, сделавшая меньше ошибок или быстрее закончившая перестроение (повторить 2-3 раза) | Владение мячом (бросание и ловля), бег | Мячи |
МАЙ |
I | 1. Ходьба и бег (7 мин). Ходьба обычная, скрестным шагом, спиной вперёд, ритмичное притоптывание во время ходьбы; бег с захлёстыванием, медленный непрерывный бег | Ходьба, бег |
|
2. Игровое упражнение «По бревну» (8 мин) | Ходьба, удержание равновесия | Бревно |
3. Игровое упражнение «Школа мяча» (10 мин). Бросание мяча вверх, о землю, ловля мяча двумя руками не менее 20 раз, передача и перебрасывание мяча друг другу | Бросание и ловля мяча | Мяч по количеству детей |
4. Подвижная игра «Через бревно» (5 мин). См. IV неделю сентября (подготовительная группа) | Прыжки | Очищенное от сучьев бревно |
II | 1. Ходьба и бег (7 мин). Ходьба с чёткими поворотами на углах; медленный бег, бег с прыжками с одной ноги на другую, приставным шагом | Ходьба, бег |
|
2. Общеразвивающие упражнения для рук (8 мин): - Руки вперёд.
- Рывком руки в стороны.
- Плавно руки вперёд.
- Круговые движения руками назад.
- Поворот туловища вправо с махом правой рукой (то же в другую сторону)
| Движения рук, повороты туловища |
|
3. Подвижная игра «Через бревно» (5 мин). См. IV неделю сентября (подготовительная группа) | Прыжки | Очищенное от сучьев бревно |
4. Подвижная игра «Лесное троеборье» (10 мин). Детям предлагается обежать два-три расположенных недалеко друг от друга дерева, добравшись до бревна, взобраться на него, быстро пройти или пробежать по нему до середины, повернуться в указанную воспитателем сторону и спрыгнуть с бревна, добежать до корзины, стоящей на земле. Взять из неё шишку и постараться как можно точнее попасть ею в ямку. Если с первой попытки не удастся, надо брать шишки и бросать их до тех пор, пока не попадёшь. Только после этого можно бежать к финишу | Бег, удержание равновесия, метание | Бревно, шишки, корзина |
III | 1. Ходьба и бег (5 мин). Ходьба змейкой между кеглями; медленный бег змейкой | Ходьба, бег |
|
2. Рывки руками в стороны, круговые движения руками вперёд, назад (5 мин) | Движения руками |
|
3. Игровое упражнение «Школа мяча» (10 мин). Подбрасывание мяча двумя руками, поочередно левой и правой рукой | Подбрасывание, ловля мяча | Мячи |
4. Подвижная игра «Чехарда» (10 мин). См. III неделю сентября (подготовительная группа) | Прыжки, бег |
|
IV | 1. Ходьба и бег змейкой между кеглями (5 мин) | Ходьба, бег | Кегли |
2. Рывки руками, круговые движения правой и левой рукой по очереди, наклоны туловища в стороны (5 мин) | Движения рук, наклоны туловища |
|
3. Подвижная игра «Дружно, все вместе» (10 мин). Играющие становятся на одной стороне площадки. Перебежать через неё надо шеренгой, удерживая равнение. Все должны бежать с одной скоростью, никто никого не должен обгонять | Бег |
|
4. Подвижная игра «Горелки» (10 мин). Играющие становятся в колонну парами, впереди колонны - водящий. Дети хором произносят: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо - Птички летят, Колокольчики звенят! Раз, два, три-беги! С последним словом дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колонны - один слева, другой справа от неё. Водящий пытается поймать одного из них, прежде чем дети успеют встретиться и взяться за руки впереди него. Если водящему удаётся это сделать, он и пойманный берутся за руки и становятся впереди колонны. Оставшийся без пары будет водящим | Построение в колонны, бег |
|
июнь |
I | 1. Ходьба и бег (5 мин). Ходьба с высоким подниманием колен; бег с поднимание колен | Ходьба, бег |
|
2. Подвижная игра «Лиса в курятнике» (10 мин). См. IV неделю декабря (2-я младшая группа) | Бег | Гимнасти ческая скамейка |
| 3. Ходьба по бревну с перешагиванием предметов (8 мин) | Ходьба, удержание равновесия | Бревно, кубы |
4. Игровое упражнение «Мяч через сетку» (7 мин). На площадке натягивается сетка или верёвка. Дети делятся по парам, игроки располагаются по разным сторонам сетки и перебрасывают мяч друг другу поверх сетки | Бросание, ловля мяча | Мяч, сетка (верёвка) |
II | 1. Ходьба и бег широким шагом (5 мин) | Ходьба, бег |
|
2. Ведение мяча правой, затем левой рукой, потом попеременно (10 мин) | Ведение мяча рукой | Мячи по количеству детей |
3. Игра-эстафета «Водоносы» (15 мин). Дети делятся на 2 команды и выстраиваются в параллельные колонны. Впереди каждой колонны на расстоянии 10м- ведро, наполненное водой, у линии старта - пустое ведро. У первых игроков команд в руках металлические кружки одинаковой вместимости. По сигналу ведущего первые номера в командах бегут к вёдрам с водой, черпают полную кружку и возвращаются обратно. Здесь они выливают воду в пустое ведро и передают кружку следующему игроку, а сами становятся в конце колонны. Вторые игроки, взяв кружку, выполняют то же задание. И так поочерёдно игроки переносят воду. Выигрывает та команда, которая быстрее соперников наполнит своё ведро
| Бег | 2 ведра, 2 кружки |
III | 1. Ходьба и бег змейкой (5 мин) | Ходьба, бег |
|
2. Игровое упражнение «Школа мяча» (15 мин). Подбросить мяч вперёд-вверх, побежать за ним, дать мячу приземлиться и поймать его после отскока; подбросить мяч вперёд-вверх и поймать его до приземления | Подбрасывание, ловля мяча | Мячи по количеству детей |
3. Подвижная игра «Чехарда» (10 мин). См. III неделю сентября (подготовительная группа) | Прыжки |
|
IV | 1. Ходьба и бег (5 мин). Ходьба змейкой между кеглями; бег широким шагом | Ходьба, бег | Кегли |
2. Игровое упражнение «Школа мяча» (10 мин). Ведение мяча ногой с обводкой предметов | Ведение мяча ногой | Мячи по количеству детей, ориентиры |
3. Подвижная игра «Спящая лиса» (15 мин). Выбирается «лиса» (водящий). Она уходит в угол площадки в «норку», где крепко «спит» (закрыв глаза). Дети бегают по площадке. Через некоторое время воспитатель говорит: «Лиса проснулась!» Все дети, спасаясь от «лисы», бегут в «домик» (за черту от противоположной от «норы» стороны площадки). «Лиса» их догоняет, стараясь поймать (дотронуться рукой). Пойманных «лиса» отводит к себе в «нору». Выбирается новая «лиса», и игра повторяется (пойманные в одном повторении не участвуют). В конце игры воспитатель отмечает самую ловкую «лису» | Бег |
|
июль
|
I | 1. Ходьба, бег, прыжки (7 мин). Ходьба с чёткими поворотами на углах; бег врассыпную и назад в круг, медленный бег; прыжки в длину с разбега потоком | Ходьба, бег, прыжки |
|
2. Ходьба по гимнастической скамейке с пролезанием в обруч после спуска со скамейки (8 мин) | Ходьба, пролезание | Гимнасти- ческая скамейка, обруч |
3. Подвижная игра «Хоровод» (5 мин). Играющие образуют два круга, один внутри другого. Все играющие берутся за руки и по указанию воспитателя начинают бежать по кругу: стоящие в одном круге бегут навстречу стоящим в другом круге. Потом круги вращаются в противоположную сторону. Можно предложить побегать двумя кругами навстречу друг другу, не держась за руки | Бег |
|
4. Подвижная игра «Футбол» (10 мин). На противоположных сторонах площадки обозначаются ворота шириной 1,5-2 м (кубиками, мешочками). Дети делятся на две команды, которые ведут по площадке мяч, стараясь попасть в ворота. Ворота каждой команды защищают вратари. (Игрокам запрещается толкаться и ударять по ногам; за нарушение - удаление.) Выкатившийся за пределы площадки мяч вводится сбоку игроком противоположной команды | Бег, подача, ведение мяча | Мяч, ворота (обозначенные кубиками или мешочками) |
II | 1. Ходьба и бег (5 мин). Ходьба с чёткими поворотами на углах; бег со средней скоростью, быстрый и медленный | Ходьба, бег |
|
2. Игровое упражнение «Чья пара дальше всех?» (5 мин). Дети встают парами спиной друг к другу. По сигналу воспитателя делают по 3 прыжка каждый в свою сторону. Чья пара прыгнет в обе стороны дальше других? | Прыжки |
|
3. Подвижная игра «Летающая тарелка» (10 мин). Участвуют двое или более играющих. Летающая тарелка представляет собой диск с загнутыми краями диаметром около 20 см. Тарелку бросают движением от себя так, чтобы она летела параллельно земле. Придавая тарелке во время броска соответствующее вращение, её можно направить в желаемую сторону. Ловящему тарелку надо внимательно следить за направлением её полёта и быть готовым её поймать. Можно посоревноваться парами: у какой пары тарелка продержится в воздухе дольше? | Бросание, ловля диска | Диск |
4. Подвижная игра «Ноги от земли» (10 мин). Дети находятся на площадке. Ловишка, назначенный воспитателем или выбранный играющими, становится на середине площадки. По сигналу: «Раз, два, три - лови!» - все дети разбегаются по площадке, увёртываются от ловишки, который старается догнать одного из играющих и коснуться его рукой (запятнать). Тот, кого ловишка коснулся рукой, отходит в сторону. Ловишке нельзя ловить тех детей, которые вовремя успели встать на какой-нибудь возвышающийся предмет - бревно, доску и др. Когда будет запятнано 3—4 играющих, выбирается новый ловишка | Бег |
|
III | 1. Ходьба и бег (5 мин). Ходьба с носка с поворотами на углах; медленный бег, бег приставным шагом, бег с подниманием колена | Ходьба, бег |
|
2. Подвижная игра «Перенеси предметы» (8 мин). Дети делятся на 2 команды и выстраиваются в параллельные колонны. Впереди каждой колонны на расстоянии 10 м- столик с игрушками, у линии старта - пустой столик. По сигналу ведущего первые номера в командах бегут к столику с игрушками, берут любую игрушку и возвращаются обратно. Здесь они ставят игрушку на пустой столик и передают эстафету следующему игроку, а сами становятся в конце колонны. Вторые игроки выполняют то же задание. И так поочерёдно игроки переносят игрушки. Выигрывает та команда, которая быстрее соперников перенесёт все игрушки с одного столика на другой | Бег | Игрушки, столики |
3. Подвижная игра «Защита крепости» (7 мин). Чертится круг диаметром 4-5 м (или выкладывается шнуром). За кругом стоят дети, в центре ставится тренога из трёх связанных с одной стороны гимнастических палок. Дети мячом стараются сбить треногу (крепость). Выбранный ведущий бегает в кругу, защищает «крепость», отбивая мяч руками, ногами и туловищем. Ребёнок, сумевший сбить «крепость», меняется местами с ведущим. Можно играть 2-3 группами | Бег, бросание мяча | Шнур, мячи, тренога из трёх гимнастических палок |
4. Игровое упражнение «Школа мяча» (10 мин). Подбросить мяч кверху, хлопнуть в ладоши и поймать его; ударить мяч о землю, хлопнуть в ладоши и поймать его | Подбрасывание, ловля мяча | Мячи по количеству детей |
IV | 1. Ходьба и бег (5 мин). Ходьба широким шагом; бег широким шагом | Ходьба, бег |
|
2. Перебрасывание мячей от груди двумя руками с расстояния 2,5 м (7 мин) | Подача, ловля мяча | Мячи |
3. Подвижная игра «Догони свою пару» (8 мин). См. II неделю марта (старшая группа) | Бег |
|
4. Подвижная игра «Удочка» (10 мин). См. II неделю мая (средняя группа) | Прыжки через верёвку | Верёвка, мешочек с песком |
АВГУСТ |
I | 1. Ходьба и бег (5 мин). Ходьба широким шагом, по гимнастической скамейке, с высоким подниманием прямой ноги и хлопком под ней; бег со средней скоростью, быстрый и медленный | Ходьба, бег, удержание равновесия | Г имнасти- ческая скамейка |
2. Прыжки с обручем (7 мин). Вращая гимнастические обручи, как скакалку, пробежать расстояние в 15-20 м | Прыжки | Обручи по количеству детей |
3. Игровое упражнение «Попади в обруч» (8 мин). К ветке дерева подвешивается обруч. Дети становятся на некотором расстоянии от него и по очереди бросают мяч, стараясь, чтобы он пролетел сквозь обруч. Кто попадёт большее число раз, тот - победитель | Метание | Обруч, мяч |
4. Подвижная игра «Охотники и звери» (10 мин). См. III неделю сентября (подготовительная группа) | Бег, владение мячом (бросание) | Мяч |
II | 1. Ходьба и бег (5 мин). Ходьба в заданном направлении; бег с высоким подниманием колен, приставным шагом | Ходьба, бег |
|
2. Подвижная игра «Бездомный заяц» (10 мин). См. II неделю марта (средняя группа) | Бег | Обручи |
3. Игровое упражнение «Прокати мяч в ворота» (7 мин). Дети прокатывают мяч друг другу по прямой между двумя флажками | Прокатывание мяча в цель | Мячи, флажки |
4. Подвижная игра «Классы» (8 мин). См. IV неделю сентября (старшая группа)
| Прыжки на одной ноге | Плоский камешек |
III | 1. Ходьба и бег (5 мин). Ходьба с носка с поворотами на углах; бег врассыпную, назад в колонну | Ходьба, бег |
|
2. Прыжки через скакалку (7 мин) | Прыжки | Скакалки |
3. Подвижная игра «Быстрые и ловкие» (8 мин). Стоя на расстоянии 1-2 м от верёвки, натянутой на стойках на высоте 2 м, перебросить через неё мяч и, перебежав под верёвкой на другую сторону, поймать его. Затем задание выполняется с расстояния 2,5 м и 3 м | Перебежки, подбрасыва- ние мяча | Верёвка, мяч |
4. Подвижная игра «Жмурки» (10 мин). Ведущий завязывает себе повязкой глаза и говорит детям, что сейчас будет ловить их с закрытыми глазами. Он ходит, широко расставив руки, и пытается поймать кого-либо из игроков. Ребята могут подавать ведущему звуковые сигналы: смеяться, хлопать, кричать и т. д. Ведущий должен учитывать возраст детей и не ловить, а делать вид, что хочет кого-либо поймать, помня основную задачу: позабавить ребят, посмешить, дать вволю побегать и порезвиться. Роль жмурки может выполнять и кто-нибудь из детей, но в таком случае ведущий должен внимательно следить за игрой, поправляя водящего | Ходьба, бег | Повязка |
IV | 1. Ходьба и бег (5 мин). Ходьба в заданном направлении, «по-медвежьи»; бег в разном темпе | Ходьба, бег |
|
2. Эстафетные игры (25 мин). Играющие становятся в 3-4 колонны у общей черты на расстоянии 2-3 шагов одна от другой. В каждой колонне одинаковое число играющих. Перед каждой колонной прочерчена «дорожка» из двух параллельных линий длиной 3 м (расстояние между линиями 2025 см). Далее через «дорожки» проведены две перпендикулярные линии на расстоянии 70-80 см («канавки»), и затем на небольшом расстоянии от них лежат обручи. По сигналу воспитателя первые дети бегут по дорожкам, перепрыгивают «канавки», подбегают к обручам, берут их, надевают на себя и опускают на землю. После этого они быстро возвращаются в конец своей колонны. Прибежавшему первым дают флажок или другой значок. Колонна, у которой больше флажков, считается победившей. Можно играть и по-другому. Первые дети, выполнив задания, возвращаются, при этом они должны коснуться рукой вторых игроков и стать в конец колонны. Вторые игроки бегут сразу же, как только до них дотронулись. Цель соревнования - определить, какая колонна быстрее выполнит задание | Бег, прыжки, проле- зание | Обручи, флажки |