Нейропсихологическая технология
методическая разработка по физкультуре

Юдичева Ольга Олеговна

На успешность обучения детей и подготовки их к школьному обучению негативное влияние оказывают нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы коррекции во многих случаях малоэффективны.

В настоящее время в образовательной среде достаточное распространение получил нейропсихологический подход, базирующийся на современных    представлениях о генезе и сложном строении высших психических функций.

Нейропсихология – это наука о связи психических процессов с работой головного мозга, различных его отделов, с функционированием правого и левого полушария головного мозга.

Нейропсихологический подход  дал возможность создать ряд высокоэффективных технологий коррекционной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyropsihologicheskaya_tehnologiya.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

           Нейропсихологическая технология

На успешность обучения детей и подготовки их к школьному обучению негативное влияние оказывают нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы коррекции во многих случаях малоэффективны.

В настоящее время в образовательной среде достаточное распространение получил нейропсихологический подход, базирующийся на современных    представлениях о генезе и сложном строении высших психических функций.

Нейропсихология – это наука о связи психических процессов с работой головного мозга, различных его отделов, с функционированием правого и левого полушария головного мозга.

Нейропсихологический подход  дал возможность создать ряд высокоэффективных технологий коррекционной работы.

Одной из наиболее распространённых технологий является технология «Комплексное нейропсихологическое сопровождение развития ребёнка», предложенная А. В. Семенович, Архиповым Б. А.,  которая позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Главной составляющей данной  технологии  является кинезиология.

   Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Межполушарное взаимодействие можно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений.  

Возможности кинезиологии:

  • активизация работы стволовых отделов мозга;
  • развитие межполушарного взаимодействия;
  • синхронизация работы полушарий;
  • успокоение и релаксация;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие способностей;
  • развитие памяти;
  • развитие внимания;
  • развитие восприятия;
  • развитие речи;
  • активизация мыслительной деятельности;
  • улучшение эмоционального состояния.

      У детей с отклонениями в речевом развитии несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), лицевой, артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук, на разных уровнях организации двигательных актов, а также трудности в регуляции и контроле произвольных движений. Нарушения же моторики могут создать трудности в овладении письменной речью, привести к возникновению негативного отношения к учёбе, к осложнениям в адаптационный период к школьным условиям.
    Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти, что способствует преодолению дизартрических проявлений у детей с ОНР.

 Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Благодаря специальной серии упражнений, овладение различными движениями происходит гораздо быстрее. Это своеобразная «гимнастика мозга». С её помощью процесс обучения и выполнение любого вида деятельности становится более эффективными.

Благодаря  «гимнастике мозга» организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений, способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения. В результате этого новый учебный материал воспринимается более целостно и естественно, как бы умом и телом, и поэтому лучше запоминается.

     Основное требование при выполнении кинезиологических упражнений - точное выполнения движений и приёмов. Педагог обязан сначала сам освоить все упражнения до уровня осознания субъективных признаков изменений, происходящих в системе организма. После этого обучать каждого ребёнка, получив обратную  информацию о специфике воздействия.

    Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ученика. Выполнение кинезиологических упражнений возможно как на коррекционных занятиях, так и  дома с родителями. Занятия начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объём выполняемых заданий.   

      Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающийся эффект. И чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. 

Упражнения собраны в 4 группы:

  • первая группа -  включает движения, пересекающие среднюю линию тела, (образованную его левой и правой половинами): они стимулируют работу как крупной, так и тонкой моторики;
  • вторая группа — это упражнения, растягивающие мышцы тела. Эти упражнения снимают напряжение с сухожилий и мышц нашего тела.
  • третья группа - представляет собой упражнения, энергетизирующие тело, или, иными словами, обеспечивающие необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга. Эти упражнения основаны на точном знании зон рефлекторного и "психологического"

функционирования тела.

  • четвёртая группа упражнений — это позовые упражнения, которые способствуют углублению позитивного отношения, ибо влияют на эмоциональную и лимбическую систему мозга, взаимодействующую с центрами восприятия собственного "Я" личности. Они стабилизируют и ритмируют нервные процессы организма, также способствуя спокойному, успешному учению.

      Упражнения для дошкольников способствуют умственному развитию детей и раскрытию их талантов и способностей. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в обучении, а так же управлению своими эмоциями.

Многие упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей и профилактику отклонений в их развитии. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения.

   Очень важно включать в комплекс упражнений задания в игровой форме, что сделает доступной тренировку «мозга» для детей дошкольного возраста.

     В комплексы кинезиологических упражнений включают:

  • Растяжки – нормализуют  чрезмерное мышечное напряжение (гипертонус) и неконтролируемую мышечную вялость (гипотонус).
  • Дыхательные упражнения - улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность;  стимулируют движения диафрагмы, улучшают кровообращение, гармонизируют деятельность дыхательной, нервной и сердечнососудистой систем.
  • Глазодвигательные упражнения - позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
  • При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
  • Упражнения для релаксации и массаж способствуют расслаблению, снятию напряжения. 

Для постепенного усложнения упражнений можно использовать:

  • ускорение темпа выполнения;
  • выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля);
  • подключение движений глаз и языка к движениям рук;
  • подключение дыхательных упражнений и метода визуализации.

 Регулярное выполнение упражнений способствует интеграции работы двух полушарий и развитию психических функций ребёнка. Рекомендуемая частота занятий 2-3 раза в неделю. 

     Для закрепления мысли необходимо движение.  Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот.

Неподвижный ребёнок не обучаем!

                                   Использованные  источники:

1. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений. - М., 2002.

2. http://www.maam.ru/detskijsad/obobschenie-opyta-neiropsihologicheskii-podhod-k-obucheniyu-detei-s-zpr-pri-podgotovke-k-shkolnomu-obucheniyu.html

3.https://www.resobr.ru/article/37995-neyropsihologicheskiy-podhod-pri-  podgotovke-detey-k-shkole


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Использование нейропсихологических методов и приемов в практике логопедической работы (кинезиологические упражнения, дыхательные и глазодвигательные  упражнения, пальчиковая гимнастика, массаж и ...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: «Использование нейропсихологических технологий при коррекции речевых нарушений»

Тема: «Использование нейропсихологических технологий при коррекции речевых нарушений».Цель: Повысить собственный уровень знаний по теме: «Использование нейропсихологических технологи...

Использование нейропсихологических технологий в процессе коррекции речевых нарушений у дошкольников

У детей с речевыми нарушениями наблюдается недостаточная устойчивость внимания, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают многоступенчатые инструкции, элементы и пос...

Конспект занятия "Животные холодных стран" с применением нейропсихологических технологий.

Конспект логопедического занятия в группе комбинированной направленности с применением нейропсихологических технологий на тему "Животные холодных стран"....

Использование нейропсихологических технологий в работе с дошкольниками

В последние годы педагоги все чаще сталкиваются в своей работе с детьми, испытывающими различные сложности, как в освоении основной образовательной программы, так и налаживании социальных связей со св...

Теоретическая часть по самообразованию к теме: «Использование нейропсихологических технологий при коррекции речевых нарушений»

Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Возникают трудности при освоении программного материала и не из-за детского нежелания воспринимать материал, а вследствие недор...

мастер-класс «Применение нейропсихологических технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР.»

мастер-класс «Применение нейропсихологических технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР.»...