Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Использование нейропсихологических методов и приемов в практике логопедической работы (кинезиологические упражнения, дыхательные и глазодвигательные упражнения, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж и т.д.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_neyropsihologich.metodov_v_korrektsii_rechevyh_narusheniy.docx | 17.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование нейропсихологических технологий в
коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Речь, являясь высшей психической функцией, инструментом мышления и основным средством общения, тесно связана с другими психическими функциями, опосредует их развитие и организует психическую деятельность человека в целом. От сформированности речевых функций дошкольника зависит его готовность и последующая успешность обучения в школе.
С каждым годом, согласно результатам диагностического обследования, все более увеличивается число детей с речевыми нарушениями, которые обусловлены или сочетаются с различными органическими нарушениями нервной системы. Очень часто врачи-неврологи стали ставить детям диагнозы ММД, СДВГ, дефицита внимания. Такие дети имеют проблемы не только в речевом развитии: у них в той или иной степени нарушены внимание, память, восприятие, имеются проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой.
В связи с этим в настоящее время актуален вопрос о владении специалистами, работящими с детьми с речевой патологией, современными коррекционными технологиями и методиками и применении их в практической профессиональной деятельности.
Эффективным путем совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей с речевой патологией на разных возрастных этапах стал нейропсихологический подход к диагностике и коррекции речевых нарушений.
Использование нейропсихологических методов и приемов в практике логопедической работы (кинезиологические упражнения, дыхательные и глазодвигательные упражнения, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж и т.д.), способствует эффективной коррекционно-развивающей работе по преодолению у детей не только речевых, но и двигательных, интеллектуальных, поведенческих нарушений.
Система работы, опирающаяся на двигательные методы - наиболее оптимальна для коррекции отклонений и развития компенсаторных способностей детей с речевыми нарушениями.
Цели кинезиологических упражнений:
- развитие межполушарного взаимодействия,
способствующее активизации мыслительной деятельности;
- развитие межполушарной специализации;
- синхронизация работы полушарий;
- развитие мелкой моторики;
- развитие памяти, внимания, речи;
- предупреждение утомляемости.
Комплексы кинезиологических упражнений включают в себя:
Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).( «Снеговик» «Дерево» « Тряпичная кукла и солдат» «Сорви яблоки»)
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. («Свеча» «Дышим носом» «Ныряльщик»)
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие («Взгляд влево вверх», «Горизонтальная восьмерка», «Глаз – путешественник»)
При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. ( «Ухо-нос»,“Перекрестное марширование” “Мельница” “Паровозик” “Робот” “Маршировка”)
Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения. (“Дирижер”,“Путешествие на облаке”).
Упражнения для развития мелкой моторики (“Колечко” “Кулак – ребро - ладонь” “Лезгинка”
Массаж ушных раковин.
Основным требованием к квалифицированному использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приёмов вместе с педагогом, систематически, постепенно усложняя и увеличивая время и сложность.
Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка внимание и память, формируют пространственные представления. Занятия направлены на преодоление патологических синкинезий, устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (но оптимальна для данных условий), тем значительнее изменения.
Нейропсихологический подход к коррекционной работе способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам и дефектологам выстроить работу максимально эффективно. А так же обеспечивает подъем на новый качественный уровень профессиональной компетентности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно – компьютерных технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Компьютерные технологии в работе учителя-логопеда Позволяют •активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций. Применяются•на разных этапах коррекци...
Использование информационно – компьютерных технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Сложная структура речевой патологии определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия (Выготский Л.С.,1960). Несформированность...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: «Использование нейропсихологических технологий при коррекции речевых нарушений»
Тема: «Использование нейропсихологических технологий при коррекции речевых нарушений».Цель: Повысить собственный уровень знаний по теме: «Использование нейропсихологических технологи...
Теоретическая часть по самообразованию к теме: «Использование нейропсихологических технологий при коррекции речевых нарушений»
Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Возникают трудности при освоении программного материала и не из-за детского нежелания воспринимать материал, а вследствие недор...
«Логоритмика. Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Частное образовательное учреждение Учебный Центр дополнительного образования «Все Вебинары.ру»...
Использование нейропсихологических технологий при коррекции речевых нарушений
План самообразования учителя-логопеда...
Использование нейропсихологических технологий при коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста.
Этот материал подойтет для написания самоотчета по теме самообразования...