Использование нейропсихологических технологий в работе с дошкольниками
статья
В последние годы педагоги все чаще сталкиваются в своей работе с детьми, испытывающими различные сложности, как в освоении основной образовательной программы, так и налаживании социальных связей со сверстниками и взрослыми. В решении данной проблемы большую помощь могут оказать современные эффективные технологии. Одной из таких технологий является – нейропсихологическая технология.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 18.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование нейропсихологических технологий в работе с дошкольниками
В последние годы педагоги все чаще сталкиваются в своей работе с детьми, испытывающими различные сложности, как в освоении основной образовательной программы, так и налаживании социальных связей со сверстниками и взрослыми. В решении данной проблемы большую помощь могут оказать современные эффективные технологии. Одной из таких технологий является – нейропсихологическая технология. Данная технология показывает высокие результаты в работе с детьми, имеющими различные нарушения в развитии. Это могут быть и речевые нарушения, и задержки психического развития, а так же нарушения эмоционально-волевой сферы.
Психомоторный подход в развитии различных функций у детей доказан наукой и практикой, к тому же он является здоровьесберегающим и игровым, что очень важно именно для дошкольного периода. Такой подход дает возможность развития и в случае необходимости коррекции нарушения психических процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, речи), а так же эмоционально-волевой сферы ребенка через движение. Нейропсихология основывается на принципах разработанных отечественными учеными Л. С. Выготским, А. Р. Лурией, Л. С. Цветковой, А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгер, Д. Б. Элькониным.
Человеческий мозг состоит из двух полушарий. При нарушении межполушарного взаимодействия – нарушаются и психические функции. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. В норме развитие межполушарных связей заканчивает свое формирование у девочек к 7-ми годам, у мальчиков до 8,5 лет. Поэтому, развивая координацию движений, моторику ребенка в дошкольном возрасте, мы создаем предпосылки для полноценного функционального становления многих психических процессов.
Эффективность использования нейропсихологических методик определяется полнотой использования комплекса, регулярностью и учетом индивидуальных особенностей ребенка. Комплекс включает в себя:
- Дыхательные упражнения
- Упражнения на снятие мышечных зажимов:
- стабилизация общего тонуса тела
- растяжка
- релаксация
- Работа с базовыми сенсомоторными процессами:
- глазодвигательные упражнения
- сочетанные движения правой и левой половины тела
- Кинетические процессы:
- упражнения с мячом
- прыжки
- Самомассаж
Дыхательные упражнения позволяют развить умение произвольно контролировать свое дыхание, выработать самоконтроль над эмоциями, движениями, поведением, речью.
Упражнения на снятие мышечных зажимов направлены на нормализацию мышечного тонуса. Данные упражнения помогают в преодолении гипер- и гипотонуса, снижают двигательное беспокойство.
Функциональные упражнения непосредственно направлены на развитие когнитивных функций, таких как мышление, память, внимание, восприятие, а так же влияет на развитие саморегуляции.
Использование в работе с дошкольниками нейродинамических упражнений, дает возможность решить массу конкретных задач, а не только усилить межполушарное взаимодействие и когнитивные способности. Этот метод стимулирует развитие памяти и мыслительной деятельности, помогает получить энергию, необходимую для обучения, снижает утомляемость, улучшает моторику, как мелкую, так и крупную, повышает продуктивную работоспособность, формирует уверенность в себе, что непременно потребуется в школе. Регулярное использование таких игр и упражнений помогают улучшить ряд физических навыков, в частности выполнение симметричных и асимметричных движений, выработку равновесия, ловкость рук и кистей.
Использование нейропсихологических методик и технологий в работе с детьми дошкольного возраста требует от педагога опыта работы с использованием таких упражнений, а так же регулярности их использования для достижения наилучших результатов.
Литература
1. Горячева Т.Г., Султанова А.С. Сенсомоторная коррекция при нарушениях психического развития в детском возрасте. Москва, 1999.
2. Деннисон П.И., Деннисон Г.И. Образовательная кинестетика для детей: Базовое пособие по Образовательной Кинесиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста: Пер. с англ. М.: Восхождение, 1998.
3. Конева Е. А., Рудаметова Н. А. Психомоторная коррекция в системе комплексной реабилитации детей со специальными образовательными потребностями. – Новосибирск, 2008.
4. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. – М.: Генезис, 2005.
5. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2010.
6. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: Аркти, 2009.
7. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование считалок в работе с дошкольниками
Использование считалок в работе с дошкольниками...
Использование физкультминуток в работе с дошкольниками
гра – основной и ведущий вид деятельности дошкольников. В игре и через игру часто сложное становится для детей доступным, понятным, ясным и интересным. Игра это основное и любимое занятие всех детей, ...
Сообщение и презентация на тему: «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»
В данном сообщении и презентации я предлагаю использовать приёмы мнемотехники по речевому развитию дошкольников....
Использование ИКТ в работе с дошкольниками.
Требования к педагогу компьютерного классаЯ считаю ,в современном образовании нет более трудной профессии, чем учитель информатики. Необходимость каждые два года начинать все «с нуля» незнакома препод...
Методическая разработка"Использование пастели в работе с дошкольниками"
Методическая разработка, презентация для педагогов творческой группы «Разноцветный мир»...
Использование ИКТ в работе с дошкольниками.
Мы живем в XXI веке - веке информации...