мастер-класс «Применение нейропсихологических технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР.»
материал по логопедии
мастер-класс «Применение нейропсихологических технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mk_primenenie_neyropsihologicheskih_tehnologiy_v_rabote_logopeda_-_kopiya.pptx | 873.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель мастер-класса Представление участникам мастер-класса системы работы по применению нейропсихологических технологий в работе логопеда с детьми с ЗПР
Задачи Создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов. Повысить профессиональное мастерство и квалификацию участников мастер-класса. Стимулировать участников мастер-класса на определение и создание таких условий, при которых у ребенка возникло бы желание научиться, и имелась бы возможность это сделать (что соответствует требованиям ФГОС ). Познакомить участников мастер-класса с серией игр и игровых приемов, способствующих развитию ВПФ детей.
Прогнозируемый результат Сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование представленного материала в коррекционно-образовательном процессе с детьми ОВЗ. Практическая значимость Данный мастер-класс может быть интересен логопедам, дефектологам, воспитателям в работе с детьми ОВЗ.
Речь – важнейшая специфическая функция человека, обеспечивающая общение между людьми.
В нашем дошкольном образовательном учреждении с 2020-2021 уч.года функционирует группа для детей с ЗПР. Одной из главных задач является обеспечение эффективности коррекционно-развивающего воспитания и подготовка дошкольников к обучению в школе. Традиционно выделяются следующие компоненты школьной зрелости: интеллектуальный, личностный и эмоционально - волевой. Комплексное изучение детей с задержкой психического развития сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО, осуществленное под руководством Т.А.Власовой , М.С.Певзнер , К.С.Лебединской , С.Г.Шевченко показало, что эти дети оказываются неготовыми к школьному обучению по всем перечисленным выше компонентам. Результаты психодиагностического обследования детей, посещающих группу с задержкой психического развития в нашем дошкольном учреждении, свидетельствуют о наличии у них ярко выраженных особенностей познавательной деятельности: низкий уровень интеллектуальной и речевой активности, скудный запас знаний об окружающей действительности; интерес к учебной деятельности не выражен, запоминание механическое. Также отмечается некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям взрослого).
Учитывая специфику группы, специалистами ( учителем-логопедом, педагогом-психологом , учителем-дефектологом , воспитателями) используется нейропсихологический подход, который сегодня приобретает особую значимость и актуальность. Этот подход позволяет построить работу с такими детьми, исходя из их потенциальных возможностей, и наметить индивидуальную программу в развитии высших психических функций, создать базовую предпосылку для овладения чтением, письмом, математическими знаниями. Работы В.М.Бехтерева , А.Л.Леонтьева , А.Р.Лурия , А.Н.Анохина доказали влияние сформированности тела на уровень развития высших психических функций и речи. Поэтому коррекционно - развивающая и формирующая работа в нашем детском саду направлена «снизу вверх» (от движения к мышлению), а не наоборот.
Нейропсихология – отрасль психологической науки, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга. Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через сочетание двигательной, когнитивной и эмоционально – личностной коррекции . Нейрокоррекция может проводиться в форме игровых занятий, комплекса двигательных упражнений (сенсомоторная коррекция), дыхательных упражнений, упражнений на развитие речи и артикуляции.
Рассматривание нарушений речевого развития, с точки зрения нейропсихологии позволяет более дифференцированно подойти к структуре дефекта при разных формах расстройства речи, но и к мозговым механизмам, которые их вызывают. Нейропсихологические методы не только являются важнейшими инструментами распознавания тонких нарушений гнозиса , праксиса , речи и других высших психических функций, но и позволяют с большой степенью точности определить связь этих расстройств с конкретными корковыми зонами. Использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу. Поэтому, я считаю необходимым, включать в логопедическую практику нейропсихологические методы коррекции речи .
« Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг». И. Сонер . Каждое полушарие выполняет свои определённые функции и имеет свою специализацию.
Что такое межполушарное взаимодействие? Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения ЛП и ПП в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов. Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано: происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении (проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете как в письменном, так и в устном, а так же в целом восприятии учебной информации)
Признаки несформированности межполушарного взаимодействия: зеркальное написание букв и цифр; логопедические отклонения; неловкость движений; агрессия; плохая память; отсутствие познавательной мотивации; инфантильность.
Если межполушарное взаимодействие не сформировано у ребенка происходит неправильная обработка информации, что в дальнейшем ведет к сложности в обучении. Одним из универсальных методов развития межполушарного взаимодействия является наука– кинезиология . Кинезиология — это наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические упражнения улучшают мыслительную деятельность ребенка, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания. Упражнения надо выполнять ежедневно, продолжительность занятия зависит от возраста. Игры на развитие межполушарного взаимодействия целесообразно использовать в начале занятия, т.к. они позволяют включить внимание и сосредоточенность ребенка для активного познания и дальнейшего взаимодействия с ним на занятии. Вот примеры некоторых нейропсихологических игр и упражнений, которые я использую в логопедической работе:
Примеры некоторых нейропсихологических упражнений, которые могут быть использованы в логопедической работе: Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия. - Двуручное рисование . - Межполушарная доска. Инструкция : двумя руками одновременно проведи по линиям, произнося звук Л (любой автоматизируемый звук).
– Упражнение «Колечко» Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. При этом я адаптировала ее для автоматизации звуков в слогах. Инструкция : соединяй большие пальчики с остальными и произноси слог ЛА (или цепочку слогов ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ )
Нейротренажёр : « Нейроскакалка » Развивает межполушарные связи, скорость реакции, способность к быстрому переключению внимания и создают новые нейронные связи в головном мозге. Тренажер развивает способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме.
Кинезиологические упражнения Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» Использую эту игру для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков . Инструкция : если услышишь звук Р — ставь кулак, звук РЬ — ставь ладонь. 2 вариант: звук С — кулак, звук З - ребро, звук Ц — ладонь.
Игры с мячами ( обычными, прыгунами, кинезиологическими ) Инструкция: на звук С отбивай мяч правой рукой, на звук Ж левой. 2 вариант: если назову один предмет, отбивай правой рукой мяч, если много — левой. 3 вариант: если назову живой предмет - отбивай мяч правой рукой, если неживой — левой .
Игра «Хлопни, топни, стукни » или Игра «Попробуй повтори» Материал: карточки Инструкция: воспроизведи положение рук или позу, которую видишь на картинке, повторяя слоги, слова Это работа над темпом, ритмом речи. А так же у ребенка формируется внимание, зрительная память, быстрота реакции, способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации.
Игра «Собери и разложи все пушинки» Материал: 4-6 стаканов и множество мягких помпонов основных цветов. Инструкция: Сложи помпоны в стакан такого же цвета одновременно правой и левой рукой (с помощью пинцетов) при этом проговаривать автоматизируемый звук в слогах, словах.
Что такое мозжечок? Отдел головного мозга состоит из древней части – червя и небольших полушарий, которые, по версии ученых, образовались в результате эволюции человека. Долгие годы существовало убеждение, что мозжечок отвечает исключительно за функции вестибулярного аппарата. Только в конце1990 американскими исследователями были открыты уникальные свойства мозжечка. Червь мозжечка обеспечивает человека возможностью координировать действия, эмоции, поддерживать равновесие. Но вот два полушария мозжечка принимают активное участие в развитии и становлении умственных способностей. Здесь сконцентрировано более 50 % всех нервных клеток, в соотношении с другими отделами. Мозжечок тесно связан с лобными долями, соответственно контролирует сенсорное восприятие и движения. Это и стало основой методики мозжечковой стимуляции, которая позволяет развивать эти функции.
Одним из методов двигательной нейропсихологической коррекции является мозжечковая стимуляция. Она помогает развивать когнитивные функции, улучшая способ передачи информации между различными сенсорными зонами в мозге, все из которых основаны на чувстве равновесии, баланса. Все действия мозжечковой стимуляции происходят на аналоге специально разработанной доске Бильгау . Стоя на балансировочной доске ребенок выполняет задания логопеда, обмениваясь мячом, называет речевой материал по автоматизации закрепляемого слова или речевой материал по лексико-тематическим циклам .
Опыт работы с детьми с задержкой психического развития показывает, что воздействие только на двигательную функцию даёт свой эффект и на уровне эмоциональной и интеллектуальной сфер, - его называют «эффектом ненаправленной коррекции»,- что в очередной раз говорит о базовом значении моторного развития для созревания других психических функций. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается!
Благодаря использованию на индивидуальных и подгрупповых занятиях нейропсихологических приемов, в организме ребенка происходит положительные структурные изменения, которые способствуют развитию силы, равновесия, подвижности, а пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Таким образом, использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу.
Вывод: коррекционная работа с использованием нейропсихологического подхода приводит к оптимизации ВПФ, изменению структуры их дефекта; в ходе коррекции обеспечивается повышение общей психической активности, работоспособности; нейропсихологические упражнения позволяют формировать внимание как целенаправленную избирательную активность, улучшается регуляция деятельности; в результате коррекции значительные изменения происходят в сенсомоторной сфере, что приводит к положительной динамике в развитии познавательных функций; под влиянием коррекционного воздействия происходят улучшения в организации психической деятельности, за счёт чего развиваются эмоционально-личностные качества детей.
Рефлексия Сегодня на мастер-классе я научилась … Мастер-класс заставил меня задуматься о … Для меня стало открытием, что … Мне было интересно, потому что …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект мастер-класса "Использование информационно - коммуникативных технологий в коррекционно - развивающей работе учителя-логопеда"
Представлен конспект мастер-класса для логопедов...
Мастер-класс для педагогов "Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе"
Мастер-класс...
Мастер-класс по применению нетрадиционных технологий в художественно-прикладном творчестве с родителями и детьми раннего возраста
Методическая разработка по применению нетрадиционных технологий в художественно-прикладном творчестве с родителями и детьми раннего возраста....
Применение логопедической технологии коррекции звукопроизношения в работе учителя - логопеда дошкольников с ТНР (тяжёлыми нарушениями речи)
Предлагаю материал для специалистов - логопедов, в том числе молодых специалистов, по постановке, коррекции звуков русского языка. Описываю этапы постановки, технологии. Разработала неглядное по...
Мастер класс «Практическое использование Су- Джок терапии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста»
Су Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок – терапия оказывает воздействие на биоэнергетичес...
Практикум для воспитателей ДОУ.«Применение игровой технологии «Круги Луллия» в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта»
Практикум для воспитателей ДОУ " Круги Луллия как игровая технология развития речи дошкольников "...
«ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ «КРУГИ ЛУЛЛИЯ» В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОНР»
Статья раскрывает содержание коррекционной работы учителя-логопеда с использованием игровой технологии «Круги Луллия» с детьми с ОНР. Целью статьи является описание эффективности данной те...