Физическое развитие воспитанников в ДОО в соответствии с ФГОС ДО
презентация по физкультуре на тему

Одной из ведущих задач дошкольных учреждений является физическое воспитание детей. В период дошкольного детства у ребенка закладывается база здоровья, двигательной подготовленности и физического развития.

Актуальность обозначенной проблемы подтверждается Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ) и «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» (от 17 октября 2013 г. № 1155 г.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_k_semiinaru_po_fizicheskomu_razvitiyu.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация  физического развития воспитанников в ДОО  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в МАДОУ д/с «Сказка»

Современные тенденции развития российского общества требуют здоровых и активных людей. Здоровье ребенка закладывается с ранних этапов его развития. Важным компонентом развития является процесс движения. Двигательная активность – это естественная потребность детей. В процессе развития движения становятся более координированными и носят целенаправленный характер. Формирование этой важной для жизнедеятельности потребности в значительной степени зависит от особенностей организации жизненного пространства, от того, насколько окружающие ребенка взрослые создают необходимые условия, способствуют своевременному освоению доступных по возрасту движений. Известно, что движения оказывают значительное влияние на организм. Поддерживая у детей мотивационную потребность в движении с ранних лет, закладываются прочные основы здоровья, гармоничного развития ребенка.

Одной из ведущих задач дошкольных учреждений является физическое воспитание детей. В период дошкольного детства у ребенка закладывается база здоровья, двигательной подготовленности и физического развития.

Актуальность обозначенной проблемы подтверждается Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ) и «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» (от 17 октября 2013 г. № 1155 г.).

  • законе «Об образовании в Российской Федерации» (статья 95) отмечается, что дошкольное образование направленно на развитие физических качеств, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

СЛАЙД 1.

Совсем недавно мы изучали и внедряли Федеральные государственные требования к образовательной программе дошкольных образовательных учреждений, а уже приходится использовать в своей практической деятельности Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. С содержанием ФГОС ДО, вы конечно уже знакомы, и каждое образовательное учреждение разработало и утвердило основную образовательную программу.

Наше образовательное учреждение не исключение, мы строим свой образовательный процесс с учетом  Основной образовательной программы МАДОУ «Промышленновский детский сад «Сказка». На основе ООП педагоги разработали рабочие программы, в которых отражены все направления развития и образования детей (т. е. образовательные области). И сегодня мы хотим представить вашему вниманию свой опыт работы по образовательной области "Физическое развитие".

Принятый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в образовательной области “Физическое развитие ” предполагает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).


СЛАЙД 2

Приоритетным направлением нашего детского сада является здоровьесберегающая деятельность, коррекция отклонений физического и психического развития воспитанников.

Целью физического воспитания детей в нашем дошкольном учреждении является приобретение ими опыта в двигательной сфере.

Для достижения цели нами решаются следующие задачи:

  • укрепление и охрана здоровья ребенка, закаливание организма;
  • достижение полноценного физического развития (телосложения, физической и умственной работоспособности ребенка);
  • создание условий для целесообразной двигательной активности детей;
  • формирование жизненно необходимых видов двигательных действий: ходьба, бег, прыжки, ползание и лазание, бросание, ловля и метание, ходьба на лыжах, плавание, езда на велосипеде;
  • формирование широкого круга игровых действий;
  • развитие физических (двигательных) качеств: быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость, глазомер, равновесие;
  • содействие формированию правильной осанки и предупреждение плоскостопия;
  • формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, обоснованных гигиенических требованиях и правилах;
  • воспитание интереса к активной деятельности и потребности в ней.

Для реализации задач физического воспитания в ДОУ созданы условия, которые отвечают требованиям ФГОС ДО и СанПиН 2.4.1.3049-13: здоровьесберегающая развивающая среда, педагогические программно-методические разработки, научно-методическое сопровождение института повышения квалификации, ЦРО.

СЛАЙД 3

Выполняя требования по организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ имеется:

  1. физкультурный зал, оснащенный необходимым оборудованием: гимнастической стенкой, массажёрами, матами, модулями, обручами, скакалками, дугами, гантелями, детскими тренажерами для комплексного развития мышечного корсета, а также систем и функций организма ребёнка (сердечно - сосудистой, дыхательной систем, обменных и терморегуляционных процессов) и другим оборудованием.

СЛАЙД 4

Бассейн, оснащенный досками для плавания, резиновыми мячами, обручами, кольцами, тонущими и нетонущими игрушками, кругами и т.д.

СЛАЙД 5

Сортивная площадка на улице, оснащённая выносным материалом. Для обогащения двигательного опыта детей на воздухе используются самокаты, бадминтон, волейбольная сетка, баскетбольные мячи, скакалки, лыжи;

СЛАЙД 6

Центры здоровья» для активизации двигательной деятельности дошкольников в течение дня во всех возрастных группах, способствующих становлению основ здорового образа жизни;

СЛАЙД 7

Измерительные приборы: динамометр кистевой, секундомер, спирометр, рулетка, тонометр.

СЛАЙД 8

Организация физического воспитания в ДОУ осуществляется по следующему алгоритму:

СЛАЙД 9

 утренняя гимнастика

СЛАЙД 10

  • физкультминутки в организованной образовательной деятельности;
  • двигательная разминка между оод;

СЛАЙД 11

 физкультурные занятия;

СЛАЙД 12

  • плавание;
  • СЛАЙД 13

 подвижные игры и физические упражнения, оздоровительный бег (1 раз в нед) – на прогулке;

СЛАЙД 14

  гимнастика пробуждения;

СЛАЙД 15

  • дыхательная гимнастика;

СЛАЙД 16

  • самомассаж;

СЛАЙД 17

  • закаливающие мероприятия;

СЛАЙД 18

 самостоятельная двигательная деятельность детей, позволяющая снять физическое и психическое утомление;

СЛАЙД 19

  • индивидуальная работа с детьми по освоению основных видов движений – во время веч.прогулки

СЛАЙД 20

  • совместная деятельность в форме физкультурных праздников и досугов, дней здоровья, спортивных кружков, спортивных игр на воздухе, целевых прогулок, которые дополняют естественную потребность детей в движении;

СЛАЙД 21

  • медико-педагогический контроль.


Во всех формах организации детей, реализуемых на физкультурных занятиях, осуществляется дифференцированный подход с учетом индивидуально-типологических, гендерных особенностей и учитывается уровень физической подготовленности и состояния здоровья.

При организации физического воспитания большое внимание уделяется выработке у детей правильной осанки во всех возрастных группах. Обогащается индивидуальный двигательный опыт ребенка, последовательно проходит обучение движениям и двигательным действиям: правильной, ритмичной, легкой ходьбе, бегу, умению прыгать с места и с разбега, разным видам метания, лазанья, движений с мячами.

СЛАЙД 22

  • ДОУ большое внимание уделяется процессу закаливания, использованию гигиенических факторов и естественных сил природы: воздушные и солнечные ванны, хождение босиком по дорожкам здоровья и т.д.
  • При проведении закаливания дети по состоянию здоровья делятся на три группы:

1 группа - дети здоровые редко болеющие, которым разрешены все формы закаливания и физического воспитания.

2 группа - дети с функциональными изменениями со стороны сердца, часто болеющие ОРЗ, с физическим развитием ниже среднего, с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации и редкими обострениями (хронический бронхит, хронический отит, астматический бронхит).

3 группа - дети с органическими заболеваниями сердца, хроническим и острым пиелонефритом, обострением хронических заболеваний.

Проведение закаливающих процедур должно быть постепенным, последовательным, систематичным и непрерывным, активным и сознательным.

СЛАЙД 23

Для расширения спектра образовательных услуг и обеспечения их качества в соответствии с двигательными потребностями детей, в нашем дошкольном учреждении организована кружковая деятельность и дополнительные платные услуги:

1. «Веселые дельфины» - плавание

Кружок «Веселые дельфины» направлен на охрану жизни и укрепление здоровья детей посредством водной среды, на формирование сознательного отношения к своему здоровью, улучшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы, развитие физических качеств: ловкости, выносливости, быстроты, силы, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, формирование правильного изгиба позвоночника, на формирование адекватных установок для успешного овладения различными способами плавания.

СЛАЙД 24

2. «Ритмическая мозаика» - ритмопластика

Цель программы: - обучение детей творческому исполнению танцевальных движений и передаче образов через движения, формирование социально значимых личностных качеств и развитие творческих способностей посредством ритмики и танца.

Задачи программы:

  • Развитие музыкальности:
  • Развитие двигательных качеств и умений:
  • Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в
  • Развитие и тренировка психических процессов:
  • Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
  • Укрепление здоровья детей:

СЛАЙД 25

3. «Крепыш» - профилактика плоскостопия и формирования правильной осанки.

Цель: формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия с детьми дошкольного возраста в процессе коррекционно-оздоровительной работы.

Задачи:

- развитие основных функций стопы, обучение правильной постановке стоп при ходьбе;

- обучение элементарным приёмам самомассажа (растирание, разминание, поглаживание и др.) подошвенной поверхности стопы, мышц голени, голеностопного сустава и мышц бедра; - формирование представлений о соблюдении ЗОЖ для укрепления стоп, о правильной походке, осанке, умении её контролировать;

- объединение усилий педагогов и родителей в вопросах профилактики и коррекции плоскостопия и осанки.

СЛАЙД 26

  1. «Школа лыжника»

Цель: Обеспечение двигательной активности детей через  организацию и проведение кружковой деятельности МАДОУ.

Снижение заболеваемости через приобщение детей дошкольного возраста к зимним видам спорта (ходьба на лыжах) в условиях ДОУ.

Задачи: 1.Создание условий для мотивации детей  к двигательной активности и развития потребности в физическом совершенствовании

2. Обогащение представлений о зимних видах спорта и формирование желания использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.

 3.Воспитание положительных моральноволевых качеств: выносливость, настойчивость, самостоятельность.


СЛАЙД 27

Организация физического воспитания детей основывается на следующих принципах:

  1. преобладание циклических, беговых упражнений во всех видах двигательной активности для тренировки и совершенствования общей выносливости;
  2. ежедневные занятия физической культурой, преимущественно на открытом воздухе (т.е. организация спортивных и подвижных игр);
  3. частая смена упражнений при многократной повторяемости одного упражнения;
  4. организация подвижных игр с детьми во время занятий физкультурой;
  5. обязательное музыкальное сопровождение занятий физкультурой;
  6. достижение положительного заинтересованного отношения детей к выполнению упражнений;
  7. достижение мышечного расслабления – необходимого компонента большинства занятий по физкультуре;
  8. создание положительных эмоций во всех видах двигательной активности детей;
  9. эстетическое выполнение движений на занятиях по физкультуре.

СЛАЙД 28

При организации двигательной активности детей используются разнообразные методы:

  • наглядный метод, обеспечивающий яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного представления о движении, активизирующий развитие его сенсорных способностей;
  • словесный метод, обращенный к сознанию детей, помогающий осмысливанию поставленной перед ними задачи и в связи с этим сознательному выполнению двигательных упражнении;
  • практический метод, связанный с практической двигательной деятельностью детей, обеспечивающий действенную проверку правильности восприятия движении на собственных мышечно-моторных ощущениях;
  • игровой метод, дает возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявления творческой инициативы;
  • соревновательный метод, используется преимущественно в старших группах детского сада в целях совершенствования уже приобретенных двигательных навыков (но не состязания и борьбы за первенство).

СЛАЙД 29

Важными при организации двигательной активности детей являются использованные при работе приёмы.

Наглядные методические приемы:

  • зрительная наглядность заключается в правильной, четкой, красивой демонстрации - показе воспитателем образца движения или его отдельных двигательных элементов; в имитации, подражании образам окружающей жизни; в использовании зрительных ориентиров при преодолении пространства; использовании наглядных пособий  слайд - программ, иллюстраций, фотографий, схем, картин и т. п.;
  • тактильно-мышечная наглядность, используется путем включения физкультурных пособий в двигательную деятельность детей. Тактильно-мышечная наглядность выражается также в непосредственной помощи воспитателя, уточняющего положение отдельных частей тела ребенка, в целях возникновения правильных мышечно-двигательных ощущений (например, выпрямление осанки путем прикосновения руки, вызывающего ощущение правильного мышечного тонуса);

  • слуховая наглядность, представляет собой звуковую регуляцию движений. Лучшей слуховой наглядностью является музыка (песня). Она вызывает у детей эмоциональный подъем, определяет характер движения и регулирует его темп и ритм.

Указанные наглядные приемы содействуют правильному восприятию и представлению ребенка о движении, большей широте чувственного познания, возникновению самоконтроля при выполнении движений, слуховой регуляции темпа и ритма движений, развитию сенсорных способностей ребенка.

Используются словесные приемы при обучении движениям, которые выражаются:

  • в ясном и кратком объяснении детям новых движений, с опорой на имеющиеся у них жизненный опыт и представления;
  • в пояснении, которое сопровождает конкретный показ движений или уточняет отдельные его элементы;
  • в указании, необходимом при воспроизведении показанного воспитателем движения или самостоятельном выполнении детьми упражнения;
  • в беседе, предваряющей введение новых физических упражнений и подвижных игр или при обучении, когда требуется разъяснение двигательных действий, уточнение сюжета подвижной игры и т. п.;
  • в вопросах к детям, которые задает воспитатель, до начала выполнения физических упражнений в целях выяснения степени осознанности последовательного выполнения действий, при проверке имеющихся представлении об образах сюжетной подвижной иг-ры, уточнения правил, игровых действий и т. п.


Кроме того, словесные приемы заключаются также в четкой, эмоциональной и выразительной подаче различных команд и сигналов.

СЛАЙД 30

При организации двигательной активности детей используются следующие средства обучения:

  • оборудование физкультурного зала, бассейна и  спортивной площадки;
  • технические средства обучения;
  • учебно-наглядные и учебные пособия (экранно-звуковые средства, инструкции, наставления);
  • речевые, невербальные, поведенческие средства самого педагога.

В современных условиях полноценное воспитание и развитие здорового ребенка возможно только при взаимодействии с медицинским персоналом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, воспитателями групп, родителями.

СЛАЙД 31

 Совместно с медицинской сестрой осуществляется мониторинг физического развития и подготовленности детей, разрабатываются рекомендации к построению педагогического процесса с детьми, имеющими отклонения в развитии, определяются дифференцированные группы детей, требующие коррекционной работы, проводится совместный контроль над соблюдением режима дня, двигательного режима, организацией щадящего режима занятий или медотвода для детей, перенёсших заболевания.

СЛАЙД 32

Педагог – психолог консультирует педагогов, какие игры и упражнения необходимо предложить детям с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, вспыльчивостью, замкнутостью, с неврозами и другими нервно-психическими расстройствами.


СЛАЙД 33

Музыкальное сопровождение способствует увеличению моторной плотности занятия, его организации, освобождает воспитателя по физической культуре от подсчета, привлекает внимание к жестам, осанке, позе, мимике, либо выступает как успокаивающее средство, обеспечивающее постепенное снижение физической нагрузки.

СЛАЙД 34

Для совершенствования двигательных навыков воспитатели групп под руководством инструктора по физической культуре организуют в группах и на территории ДОУ развивающую двигательную среду, при этом учитывают возрастные особенности детей и их интересы. Воспитатель по физической культуре оказывает помощь воспитателям по различным вопросам физического развития дошкольников: подбирает упражнения для утренней гимнастики, физкультминуток, бодрящей гимнастики, организовывает совместную двигательную деятельность.

СЛАЙДЫ 35-36

Большую роль в физическом воспитании ребёнка играет семья. Взаимодействие с родителями включает проведение семинаров, консультаций, родительских собраний, оформление стендовой информации по вопросам оздоровления: «Как правильно организовать занятия физическими упражнениями дома», «Комплексы утренней гимнастики для всех возрастных групп», «Гимнастика для глаз», «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия», «Игры с обручем», «Малоподвижные игры», «Учим детей ходить на лыжах». Проведение дней открытых дверей, практических занятий, спортивных досугов, в которых активное участие принимают и родители воспитанников «Мамина олимпиада», «Рота, подъем!», «Сказочные лыжные гонки», «Вперед, к Победе!» - легкоатлетический пробег, посвященный Дню Победы», «Масленичные гуляния» и многие другие, очень нравятся детям.

Большой популярностью среди родителей пользуются фотовыставки, в которых отражены все физкультурные праздники и досуги. Традицией стало проведение «Фестиваля здоровья», в рамках которого проводятся музыкально-спортивные конкурсы «Папа, мама, я – спортивная семья» (между командами семей), «Малые олимпийские игры» (между командами детей), есть у нас планах еще провести «Путешествие в страну детства» (соревнования между командой родителей и командой сотрудников).

Эта работа привела к значительному улучшению отношений в коллективах родителей и детей. Большинство родителей отметили изменения в детях, которые стали более общительными, уверенными в себе, заботливыми, что отразилось на сплоченности всех членов семьи. Выросла готовность родителей к партнерским взаимоотношениям с сотрудниками ДОУ, осознанное отношение к многообразию своих воспитательных функций в семье. У детей появился устойчивый интерес к постоянным физическим упражнениям, семейным традициям физического воспитания. Девочки и мальчики на наглядном примере своих близких смогли увидеть модель поведения мужчин и женщин в современной семье.

СЛАЙД 37

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми в дошкольном учреждении строится на диагностической основе. В начале и в конце учебного года проводится диагностика физической подготовленности дошкольников с участием медицинских и педагогических работников с последующей оценкой результатов и заполнением паспортов здоровья на каждого ребёнка. Для тестирования физических качеств дошкольников используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме. Они позволяют определить физические качества (быстроту, силу, гибкость, выносливость и ловкость); сформированность  двигательных умений и навыков.

Тесты полностью соответствуют анатомо-физиологическим особенностям дошкольников, имеют минимум медицинских противопоказаний, не требуют больших временных затрат и позволяют прослеживать динамику показателей.

Данные диагностики используются на физкультурных занятиях в индивидуально-дифференцированном подходе к детям с разным уровнем физического развития: в определении физических нагрузок и нормативов, показаний и противопоказаний к использованию отдельных видов упражнений и движений. На основании результатов тестирования изучаются особенности моторного развития детей, разрабатываются необходимые средства и методы их физического воспитания, раскрываются неравномерности в развитии двигательных функций. Все это дает возможность установить причины отставания или опережения в усвоении программы, наметить педагогические приемы, способствующие оптимизации двигательной активности детей в условиях дошкольного учреждения.

СЛАЙД 38

Таким образом, организация многоплановой и многогранной работы по физическому воспитанию в соответствии с ФГОС ДО позволила получить положительную динамику развития физических качеств и освоения основных движений у воспитанников, а также улучшились показатели их здоровья. Дошкольники нашего образовательного учреждения неоднакратные победители различных соревнований и спартакиад, различного уровня.

СЛАЙД 39

После выпуска из детского сада дети продолжают занятия спортом, посещая спортивные секции микрорайона.

СЛАЙД 40

Организация физического воспитания в условиях реализации ФГОС ДО позволяет достаточно широко использовать разнообразные методы и приемы, способствует созданию единой системы здоровьесберегающей среды ДОУ на основе современной материально-технической базы.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика освоения программы воспитанником подготовительной группы в соответствии с ФГОС ДО

Диагностика освоения примерной основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.воспитанником подготовительной группы...

Рабочая программа для воспитанников старшей группы в соответствии с ФГОС по программе "Детство"

Содержание данной рабочей программы включает интеграцию образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по пяти образо...

Организация развивающей предметно-пространственной среды, способствующей музыкальному развитию воспитанников детского сада в соответствии с ФГОС ДО.

  Одним из принципов, заложенных в федеральный государственный образовательный стандарт, является реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде вс...

Годовой отчет усвоения воспитанниками программного материала в соответствии с ФГОС

Годовой отчет усвоения воспитанниками программного материала в соответствии с ФГОССредняя группа «Жемчужина»Общая численность детей на начало учебного года – 24 человек, на конец – 25 человек. Списочн...

Консультация для воспитателей «Задачи физического развития детей младшего возраста в соответствии с ФГОС »

Материал взят из Федерального государственного стандарта дошкольного образования...

Педагогический совет «Создание условий для полноценного физического развития воспитанников в соответствии с ФГОС ДО»

Педагогический совет «Создание условий для полноценного физического развития воспитанников в соответствии с ФГОС ДО»...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ «Музыкальное и физическое развитие детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС».

  «Музыкальное развитие» и «Физическое развитие». В этих двух сферах много разного и много общего. Развитие движений - имеется в виду и в том и в другом случае. ...