Организация развивающей предметно-пространственной среды, способствующей музыкальному развитию воспитанников детского сада в соответствии с ФГОС ДО.
консультация по теме
Одним из принципов, заложенных в федеральный государственный образовательный стандарт, является реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
При создании в группе центра музыкального развития необходимо учитывать принципы построения развивающей предметно-пространственной среды, а именно, среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Организация развивающей предметно-пространственной среды, способствующей музыкальному развитию воспитанников детского сада в соответствии с ФГОС ДО.
Одним из принципов, заложенных в федеральный государственный образовательный стандарт, является реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
При создании в группе центра музыкального развития необходимо учитывать принципы построения развивающей предметно-пространственной среды, а именно, среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Центр музыкального развития должен быть оснащен средствами обучения и воспитания (в том числе техническими) и соответствующими материалами.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами, двигательную активность, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Центр музыкального развития должен быть организован таким образом, чтобы детям и педагогам было удобно изменять предметно-пространственную среду в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Все составляющие музыкального уголка должны давать возможность различного использования оборудования и атрибутов, расположенных в нём, в том числе в качестве предметов – заместителей в детской игре, например: сегодня дети организовали в группе оркестр, а завтра эти же инструменты продаются в магазине музыкальных инструментов.
Наличие оборудования, материалов, игр и игрушек музыкального уголка должно обеспечивать свободный выбор детей. Также, нельзя забывать и о периодической сменяемости содержимого музыкального уголка, о появлении новых предметов, стимулирующих активность детей к музыкальной деятельности.
Необходимо помнить, что все дети должны иметь свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям музыкального уголка.
При создании центра музыкального развития необходимо учитывать и возрастные особенности детей.
Все элементы развивающей предметно-пространственной среды центра музыкального развития должны отвечать требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Назначение центра музыкального развития детей:
- Приобщение к художественно – эстетической культуре посредством музыкального искусства;
- Воспитание интереса и любви к музыке, обогащая впечатления дошкольников при знакомстве с различными музыкальными произведениями;
- Формирование и активизация сенсорных способностей, чувства ритма, ладовысотного слуха, певческого голоса и выразительности движений;
- Приобщение к различным видам музыкальной культуры, знакомство с первичными элементами нотной грамотности.
Примерное наполнение музыкального зала | |
Набор музыкальных инструментов (11 шт.) | 1 |
Бубен большой | 2 |
Бубен средний | 10 |
Бубен малый | 1 |
Тамбурин большой | 1 |
Тамбурин малый | 10 |
Ксилофон – альт диатонический | 3 |
Ксилофон 12 тонов | 10 |
Металлофон – альт диатонический | 3 |
Металлофон 12 тонов | 10 |
Балалайка-прима | 1 |
Гитара детская | 1 |
Бугай (мембранный ударный музыкальный инструмент) | 1 |
Вертушка (шумовой музыкальный инструмент) | 1 |
Дрова (10 нот, ударный музыкальный инструмент) | 1 |
Звуковой топор (ударный музыкальный инструмент) | 1 |
Звуковые ложки (тональные, набор из 6 шт., ударный музыкальный инструмент) | 1 |
Игровые ложки (комплект из 3 шт., ударный музыкальный инструмент) | 3 |
Колотушка | 2 |
Кокошник (ударный музыкальный инструмент, вариация колотушки) | 1 |
Копытца (1 пара, ударный музыкальный инструмент, эффект цоканья копыт) | 1 |
Румба (6 пар бубенцов, фольклорный музыкальный инструмент) | 2 |
Маракасы (пара) | 3 |
Трещотка пластинчатая | 2 |
Шейкер деревянный | 2 |
Барабан с палочками | 2 |
Треугольники (набор из 4 шт., ударный музыкальный инструмент) | 2 |
Браслет на руку с 4 бубенчиками (2 шт.) | 10 |
Пояс на талию с 10 бубенчиками | 5 |
Браслет на лодыжку с 4 бубенчиками (2 шт.) | 5 |
Бубенчики на деревянной ручке (21 шт.) | 5 |
Колокольчики (ритм-клаппер) | 2 |
Тон-блок | 2 |
Кастаньеты деревянные (2 шт.) | 5 |
Кастаньеты пластмассовые (2 шт.) | 5 |
Кастаньета с ручкой (1 шт.) | 5 |
Литавры на пальцы, сталь (2 шт.) | 5 |
Литавры детские, сталь (2 шт.) | 2 |
Музыкальные колокольчики (набор) | 2 |
Медные колокольчики на ручке | 3 |
Набор валдайских колокольчиков (10 шт. 5 размеров) | 2 |
Цимбалы детские | 5 |
Дуделка точеная | 2 |
Свистулька-матрешка | 5 |
Свистки с голосами птиц | 4 |
Дудочка с 13 клавишами | 3 |
Шумовые инструменты русские с росписью (13 шт.) | 1 |
Балийский ксилофон большой | 1 |
Балийский ксилофон средний | 1 |
Балийский ксилофон малый | 1 |
Гонг большой | 1 |
Гонг малый | 1 |
Поющая чаша большая | 1 |
Поющая чаша средняя | 1 |
Поющая чаша малая | 1 |
Шумовой инструмент со звуком дождя (полая короткая трубка с мелкими твердыми предметами внутри) | 1 |
Шумовой инструмент со звуком ливня (полая длинная трубка с мелкими твердыми предметами внутри) | 1 |
Шумовой инструмент со звуком океана (полый плоский цилиндр с мелкими твердыми предметами внутри) | 1 |
Погремушки | 30 |
Флажки разноцветные | 80 |
Мягкие игрушки различных размеров, изображающие животных | 30 |
Кукла в одежде (30–50 см) | 20 |
Кукла в одежде крупная (50–55 см) | 3 |
Ширма напольная для кукольного театра | 1 |
Ширма напольная для теневого театра | 1 |
Набор перчаточных кукол к различным сказкам (не менее 3 кукол) | 10 |
Шапочка-маска для театрализованных представлений | 40 |
Ростовая кукла (персонажи сказок) | 15 |
Домик из цветного пластика для театрализованных представлений | 1 |
Комплект костюмов для театрализованной деятельности | 1 |
Костюм Деда Мороза (для взрослого) | 1 |
Костюм Снегурочки (для взрослого) | 1 |
Елка искусственная (высота не менее 2,8 м) | 1 |
Гирлянды елочные (не менее 8 м) | 5 |
Набор елочных игрушек для актового зала | 1 |
Мишура | 50 |
Гирлянда из фольги | 10 |
Комплект CD-дисков с музыкальными произведениями (5 дисков) | 1 |
Комплект CD-дисков со звуками природы (3 диска) | 1 |
Комплект видеофильмов для детей дошкольного возраста (не менее 5 кассет или дисков) | 1 |
Комплект слайд - альбомов для детей дошкольного возраста (не менее 10 шт.) | 1 |
Примерное наполнение центров музыкального развития по возрастным группам
Перечень материалов для детей от 2, 5 до 4 лет (1 и 2-я младшие группы):
- куклы-неваляшки;
- образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. п.);
- игрушки-инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки;
- игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;
- набор не озвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.);
- атрибуты к музыкальным подвижным играм;
- флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества (по сезонам);
- ширма настольная с перчаточными игрушками;
- магнитофон и набор программных аудиозаписей;
- поющие и двигающиеся игрушки;
- музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.
Перечень материалов для детей 4—5 лет (средней группы детского сада):
- В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше, а также дополнительно:
- металлофон;
- шумовые инструменты для детского оркестра;
- книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам);
- фланелеграф или магнитная доска;
- музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Цветик-семицветик", «Угадай колокольчик» и др.;
- атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.;
- музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;
- ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям, но сезону;
- ширма настольная и набор игрушек;
- музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования:
- магнитофон и набор программных аудиозаписей.
Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшей группы детского сада):
- Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:
- погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.;
- музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);
- иллюстрации по теме «Времена года»;
- музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);
- портреты композиторов;
- иллюстрации из «Музыкального букваря»;
- музыкально-дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное лото», «Узнай и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный паровозик», "Угадай, что звучит и др. ;
- атрибуты к подвижным играм («Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и др.);
- детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;
- ширмы: настольная и ширма по росту детей;
- музыкальные лесенки трех-, пяти - и семи ступенчатые — озвученные;
- атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам;
- разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;
- атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону — листики, снежинки, цветы и т. д.):
- магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.
Перечень материалов для детей 6-7лет (подготовительной группы детского сада):
- музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.);
- портреты композиторов;
- иллюстрации по теме «Времена года»;
- картинки к пособию «Музыкальный букварь»;
- альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;
- графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;
- альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п. ;
- музыкальные лесенки (трех-, пяти - и семиступенчатые — озвученные);
- набор самодельных инструментов для шумового оркестра;
- музыкально-дидактические игры: «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композитора», «Веселая пластинка», «Музыкальные птенчики» и т. д.;
- атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т. п.);
- атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к
- танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т. д.) разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкально-танцевальных импровизаций;
- магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"
1. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...
Статья «Развивающая предметно – пространственная образовательная среда как средство развития познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»
В данной статье рассматривается роль развивающей предметно – пространственной среды в формировании познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возра...
Эффективные технологии на музыкальных занятиях способствующие речевому развитию воспитанников детского сада.
Эффективные технологии на музыкальных занятиях способствующие речевому развитию воспитанников детского сада. Мастер-класс.Здравствуйте уважаемые коллеги, хочу представить вам эффективные т...