ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ «Музыкальное и физическое развитие детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС».
статья

Якубовская Елена Александровна

    «Музыкальное развитие» и «Физическое развитие». В этих двух сферах много разного и много общего. Развитие движений - имеется в виду и в том и в другом случае.  Утренняя гимнастика, спортивные и музыкальные развлечения, забота о правильной осанке, умение правильно бегать и ходить, заботиться о повышенной двигательной активности ребёнка – всё это в своей работе должен учитывать, как воспитатель по физической культуре, так и музыкальный руководитель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ19.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ

 «Музыкальное и физическое развитие детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС».

        «Музыкальное развитие» и «Физическое развитие». В этих двух сферах много разного и много общего. Развитие движений - имеется в виду и в том и в другом случае.  Утренняя гимнастика, спортивные и музыкальные развлечения, забота о правильной осанке, умение правильно бегать и ходить, заботиться о повышенной двигательной активности ребёнка – всё это в своей работе должен учитывать, как воспитатель по физической культуре, так и музыкальный руководитель.

        Упражнения, бег, ходьба, игры, этюды, танцы на музыкальных занятиях носят название музыкально – ритмическая деятельность. А почему не наоборот, не ритмико – музыкальная деятельность?  Да потому, что в данном случае, дети сначала слушают музыку и уже на основе эмоционального восприятия переживают необходимый характер движения. В данном случае музыка способствует правильному выполнению основных движений, повышают их чёткость, качество и положительно складываются на общем развитии ребёнка! На занятиях по физической культуре ребёнка учат чётко ритмично ходить под бубен, бегать с изменением направления, темпа и т.д. На музыкальном занятии эти же требования имеют другой характер: «птички летают», «петушки шагают», «Снеговик тает», осторожный шаг – это мышки, лисички, косолапые мишки и т. п. Таким образом, сама музыка совершенствует активность ребёнка.

            Программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы и др.) предусматривает музыкальные занятия два раза в неделю. Младший возраст 10-15 минут, средне - старший возраст – 20-30 минут.  За это время я, как музыкальный руководитель, должна заниматься с детьми музыкально – ритмическими движениями, упражнениями, слушанием музыки, пением, дидактическими играми, работой с музыкальными инструментами, а в старших группах – начальной формой музыкальной грамоты, танцами и музыкальными играми.   Как насыщенно должно быть занятие, сколько разных эмоций оно в себе несёт!  Среди них: музыкально – ритмическая подготовка занимает в младших группах 3 – 5 минут, а в старших и подготовительных 7- 10 минут! Поэтому каждый воспитатель (кто много лет или впервые работает с группой) перед проводимыми музыкальными занятиями обязательно должен пройти предварительную подготовку вместе с музыкальным руководителем. Когда я, как музыкальный руководитель, прикладываю много своих профессиональных усилий в работе с воспитателями -  предварительно проучиваю с ними музыкальные игры, ритмические элементы, композиции и этюды, различные танцы и пляски на месяц вперёд, то такая слаженная совместная работа помогает мне повысить качество и уровень проводимого мною музыкального занятия. Ведь, (как показывает моя многолетняя практика работы с детьми), воспитатель своими усилиями может лучше «увидеть» каждого ребёнка, и, благодаря своему приобретённому двигательному навыку и мышечной памяти, он может тихо, без подсказки (если у кого -  то что – то не получается) подойти к любому отстающему ребёнку, помочь ему выполнить определённое упражнение вместе.   Такой упорный подход позволяет быстрее, живее, а главное – совместно добиться и закрепить тот или иной навык. Но, давайте вспомним, а что такое навык?  Да ведь это многократное повторение движения, которое не получается по ряду причин и в результате систематической и количественной работы –  получится!

          В своей работе я уже давно опираюсь на то, что музыкально - ритмические движения и основные движения по физической культуре имеют общую форму и общую основу, они идут в ногу из квартала в квартал. Так что закреплять нам движения можно и нужно!  И тогда результаты будут огромные!

         К примеру, в младшей группе к концу года дети должны ходить, бегать в рассыпную, держать круг, различать в движении динамические оттенки (громко тихо), выполнять прыжки, высокий шаг, пружинки, притопы и т. д.  Все наши малыши правильно выполнят двигательные элементы и упражнения если в дошкольном учреждении будет грамотно налажена подготовка в совместной параллели, как на физкультурных, так и на музыкальных занятиях. Вскоре (через две недели) все пройденные движения  можно будет включать и в утреннюю гимнастику. Таким образом, к концу года не надо будет говорить о том, что такое, например, бег врассыпную. Закреплять все эти навыки можно и на прогулке, включая их в различные подвижные игры, вернее подбирая соответствующие игры. Вот вам и многократный повтор! И всё же не все дети могут выполнить основные движения безукоризненно правильно, многим ребятам очень тяжело даются основные движения (притопы, ходьба, поскоки, бег парами, прямой галоп). Поэтому только благодаря общим усилиям со стороны взрослого педагогического персонала – музыкального руководителя, воспитателя по физической культуре, а также воспитателей, непосредственно работающих с группой, к концу года уже нельзя будет диагностировать, что тот или иной ребёнок не справлялся с основными движениями.  Вопрос в том, как они справлялись – хорошо или удовлетворительно, но справились все!

          Ещё хочу сказать об атрибутах. У нас в Дошкольной группе - 6 «Золотой ключик» их вполне достаточно, для того, чтобы музыкальные и физкультурные занятия, а также утренняя гимнастика, проходили всегда с максимальным интересом для детей. Я на своих музыкальных занятиях почти всегда стараюсь задействовать практически все атрибуты: и мячи, ленты, и палки и кубики, косички, султанчики и многие другие. Наверно, поэтому детям так нравится заниматься музыкально –  ритмическими движениями в нашем детском саду!

        В заключении мне хочется отметить, что только тогда наша совместная работа будет полезна и результативна для детей, когда она будет сформирована на комплексе различных форм работы (это и игра в быту, хороводы, подвижные игры, утренняя гимнастика) и самое главное – мотивированная и слаженная работа всего педагогического коллектива!  Ведь тогда можно будет решить поставленную задачу – воспитать физически развитого человека!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Речевое развитие детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС».

Доклад на тему «Речевое развитие детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС».Сегодня дошкольным образовательным учреждениям предъявляются всё более серьезные требования,...

«Игры-занятия в педагогической песочнице как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста (в соответствии с требованиями ФГОС ДО)» на тему: «Заюшкина избушка»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое разви...

«Особенности проведения и организации диагностического исследования умственного развития детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС»

     Одной из важнейших задач, связанных с реализацией основной общеобразовательной программы дошкольного образования является изучение педагогом возможностей и успешного освоени...

Конспект «Игры-занятия в педагогической песочнице как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста (в соответствии с требованиями ФГОС ДО)»

Тема: « Приключение Черепашек »Интеграция образовательных областей: «Познавательная», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развит...

Доклад на тему «Речевое развитие детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС».

Сегодня дошкольным образовательным учреждениям предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную систему работы. Понимание роли педагога как транслятора знани...