Программа Здоровье
рабочая программа по физкультуре на тему
Целевая программа «Здоровье»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ «ЗДОРОВЬЕ»
Если нельзя вырастить ребенка,
чтобы он совсем не болел,
то, во всяком случае, поддерживать у него
высокий уровень здоровья вполне возможно.
Н.М. Амосов, академик
Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и является чутким барометром социально-экономического развития страны.
О неблагополучии в состоянии здоровья детей знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро. О неблагополучии здоровья населения страны, и особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто как на уровне государства, так и отдельно взятого учреждения. Закон РФ «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года); и многие другие нормативно-правовые документы определяют задачи сохранения здоровья детей, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.
Особенно остро проблема сохранения, укрепления и формирования здоровья как целостной гармоничной системы стоит перед педагогами и медицинскими работниками, трудовая деятельность которых связана с дошкольными учреждениями. Контингент воспитанников современных дошкольных учреждений. В настоящее время в детский сад приходят дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья как физического так и психического.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zdorove.doc | 424 КБ |
Предварительный просмотр:
Целевая программа «Здоровье»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ «ЗДОРОВЬЕ»
Если нельзя вырастить ребенка,
чтобы он совсем не болел,
то, во всяком случае, поддерживать у него
высокий уровень здоровья вполне возможно.
Н.М. Амосов, академик
Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и является чутким барометром социально-экономического развития страны.
О неблагополучии в состоянии здоровья детей знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро. О неблагополучии здоровья населения страны, и особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто как на уровне государства, так и отдельно взятого учреждения. Закон РФ «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года); и многие другие нормативно-правовые документы определяют задачи сохранения здоровья детей, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.
Особенно остро проблема сохранения, укрепления и формирования здоровья как целостной гармоничной системы стоит перед педагогами и медицинскими работниками, трудовая деятельность которых связана с дошкольными учреждениями. Контингент воспитанников современных дошкольных учреждений. В настоящее время в детский сад приходят дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья как физического так и психического.
Проблемы педагогического характера наиболее часто связаны с социально-педагогической запущенностью детей. Основными причинами «проблемного» поведения детей могут считаться следующие: несформированность основных культурно-гигиенических навыков, умения общаться как со сверстниками, так и со взрослыми людьми. Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья воспитанников дошкольного учреждения должна рассматриваться как комплексная и основная в системе обучения и воспитания. Потребность и необходимость построения такой системной, комплексной медико-психолого-педагогической деятельности обусловлена наличием у воспитанников имеющихся медицинских, психологических и педагогических проблем.
В связи с этим, одной из самых важных задач воспитательно-образовательного процесса в детском саду является создание эффективной системы здоровьесбережения, в которой каждый участник получит комплексную и профессиональную помощь в вопросах сохранения, укрепления и формирования здоровья.
Эти организационные проблемы могут быть эффективно решены через реализацию программы «Здоровье» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сада комбинированного вида №5» г. Лениногорска муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан – это нормативный акт, программа, разработанная в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Законом Республики Татарстан от 22.07.2013 №68-ЗРТ «Об образовании»;
- Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Конвенцией о правах ребенка ООН;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;
- Законом Республики Татарстан от 03.03.2012 №16 «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан»;
- Приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 29.06.2001 «О мерах по улучшению изучения родного, татарского, русского языков».
Программа «Здоровье» призвана объединить педагогический персонал, специалистов детского сада и медицинский персонал, закреплённый за ДОУ в деле здоровьесбережения воспитанников и педагогов детского сада.
Цели программы
1.Формирование новой идеологии, утверждающей приоритетность охраны и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса в детском саду
2.Создание оптимальных социально-педагогических, психологических и здоровьесберегающих условий развития и функционирования личности воспитанника в условиях детского сада.
3.Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников, гарантий их законных прав на безопасные условия образовательно-воспитательного процесса.
Задачи:
* Обеспечение выполнения законодательства по охране здоровья воспитанников детского сада.
* Создание условий для полноценного сбалансированного питания детей.
* Внедрение инновационных систем оздоровления, здоровьесберегающих технологий.
* Проведение профилактических мероприятий по снижению заболеваемости в детском саду.
* Популяризация преимуществ здорового образа жизни, способствующего успешной социальной адаптации и противостоянию вредным привычкам.
* Соблюдение валеологических требований на занятиях НОД, в режиме дня.
* Совершенствование системы физкультурно-оздоровительной работы.
* Создание комплексных систем мер, направленных на профилактику и просвещение физического, психологического и социального здоровья.
* Отработка механизмов совместной работы всех заинтересованных в сохранении и укреплении здоровья воспитанников учреждений.
Основными направлениями в реализации программы являются:
- Физкультурно-оздоровительная работа;
- Организация работы с детьми;
- Медицинское сопровождение;
- Психологическое сопровождение;
- Оздоровительная работа с педагогами;
- Укрепление материально-технической базы;
- Организация работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты:
1. Стабилизация показателей здоровья:
2. Уровень заболеваемости детей.
3. Повышение качества освоения основной образовательной программы по образовательным областям «Здоровье», «Физическое развитие», «Безопасность».
4. Увеличение количества детей, охваченных дополнительным образованием в условиях детского сада.
5. Применение здоровьесберегающих технологий.
Материально-техническая база, необходимая для реализации программы:
* Музыкальный и физкультурный залы;
* Спортивные площадки;
* Игровые площадки и спортивный инвентарь для занятий физкультурой на открытом воздухе и в зале;
* Наличие в каждой семье спортивного инвентаря для занятий физкультурой;
* Медицинский кабинет;
* Кабинет педагога-психолога;
* Кабинет учителя – логопеда.
Основные задачи лечебно – оздоровительной работы
медицинского персонала:
- Организация всех санитарно-гигиенических мероприятий, необходимых для правильной постановки оздоровительной, воспитательной и учебной работы в детском учреждении.
- Использование нетрадиционных способов оздоровления и профилактической работы с детьми, с учётом состояния здоровья, интересов и запросов родителей.
- Медицинский контроль за развитием и состоянием здоровья детей, организация и проведение всех необходимых заболеваний и распространения их среди детей.
- Предупреждение заноса инфекционных заболеваний и распространения их среди детей.
- Профилактика простудных заболеваний и детского травматизма.
- Организовать профилактическую работу среди родителей и детей по предупреждению травматизма.
- Наблюдение за правильным питанием, физическим воспитанием и закаливаем детей.
- Осуществлять контроль за развитием и состоянием детей, организацией и проведением всех профилактических, общеоздоровительных и лечебных мероприятий.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Основания для разработки программы:
- важнейшие положения Конвенции ООН о правах ребенка;
- Конституция Российской Федерации;
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;
- Концепция дошкольного воспитания;
- подзаконные акты федерального и регионального уровней;
Устав МБДОУ.
Нормативные документы МБДОУ
Устав МБДОУ;
Лицензия на право осуществления образовательной деятельности № 3389 от 11.03.2012 г.
Свидетельство о внесении в единый государственный реестр № 0173 от 9.03.2010 г.
Свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе ИНН/КПП - 1649005980/_______________
Заказчик
Учредитель, коллектив ДОУ, родители воспитанников.
Цель программы и задачи
Создание единого образовательного пространства, обеспечивающее воспитание здоровой и всесторонне развитой личности ребенка.
Источники финансирования
Финансирование Программы осуществляется из бюджетных средств ДОУ, внебюджетных средств ДОУ, за счет дополнительных образовательных услуг и благотворительных пожертвований.
Ожидаемые результаты
Ребенок
- снижение детской заболеваемости, повышение сопротивляемости организма ребенка;
- приобщение ребенка к здоровому образу жизни, овладение ребенком разнообразными видами двигательной активности и закаливания;
- систематизация опыта формирования у детей психоэмоциональной устойчивости;
- повышение уровня валеологических знаний.
Педагог
- повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях инновационного ДОУ;
- обновление содержания и технологий физкультурно-оздоровительного, корреционно-развивающего направления;
- реализация социального заказа родителей.
Родители
- определение родителями позиции равноправных участников воспитательно-образовательного пространства.
Социум
- организация психолого–педагогической и социальной помощи семьям, в том числе семьям группы «риска»;
- организация сотрудничества с учреждениями культуры, образования и здравоохранения микрорайона.
Материально-техническая база
- Создание и оснащение физио кабинета медицинским оборудованием;
- Обновление игрового и спортивного оборудования, детской мебели, техническое оснащение, приобретение стационарного оборудования.
Приоритетные направления деятельности:
- квалифицированная коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей с нарушениями в развитии речи;
- физическое развитие детей.
В образовательном учреждении они реализуется через базовые образовательные области «Коммуникация», «Здоровье», «Физическая культура», «Музыка» в процессе организации следующих видов деятельности:
- фронтальные и индивидуальные логопедические занятия, физкультурные занятия в зале и на улице, плавание, ритмопластика;
- утренняя зарядка на свежем воздухе при оптимальных климатических условиях;
- лечебная физкультура (ЛФК), игровые упражнения на развитие крупно – и мелкомоторных навыков, все возможные виды гимнастик (артикуляционных, пальчиковых, дыхательных, коррегирующих, гимнастика для глаз);
- физкультминутки, подвижные игры между занятиями, требующими статического положения;
- оздоровительный игровой «час» для детей младшего возраста, «час» двигательного творчества и динамический «час» для детей от 3 до 7 лет;
- прогулка: хороводные, подвижные игры, походы, экскурсии, самостоятельная деятельность, индивидуальная работа;
- кружковая, секционная работа («Спортивная гимнастика» совместно ДЮСШ-1, «Спортивные игры», «Народные игры», занятия с логопедом);
- праздники, досуги, развлечения;
- спартакиады, турниры, соревнования.
Исполнители программы
Коллектив ДОУ
Программа утверждена на педагогическом совете –
Протокол педсовета № ____ от _____ г.
ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ
Показатели | Реальное | Идеальное | Достижимое |
Предметно-развивающая среда | Недостаток современного стандартного оборудования | Разнообразие предметной среды в ДОУ, стимулирующей развитие ребенка | Обновление и наполнение среды с учетом возможностей ДОУ, требований ребенка и родителей |
Комплексное медико-социо-психолого-педагогическое обеспечение Интеграция специалистов | Большой процент детей соматически больных и ослабленных (до 35%) Нет системы в работе всех специалистов в рамках сопровождения индивидуального развития ребенка | Обеспечение деятельности всех направлений сопровождения развития ребенка на уровне отдельных служб | Укрепление физического и психосоматического здоровья детей через реализацию программы «Здоровье» Организация медико-психолого-педагогической службы (ПМПК, консультативный центр) |
Образовательное пространство | Несогласованность программного материала, приводит к повышению умственной нагрузки | Базовая программа, реализующая содержание дошкольного образования | Оптимизация реализуемого содержания на основе составления плана совместной работы специалистов. Создание планов взаимодействия всех специалистов. |
Дополнительное образовательное пространство | Работа кружков и студий по интересам детей. Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования. | Расширение номенклатуры услуг, повышение качества дополнительного образования на основе перестройки деятельности всех специалистов | Повышение качества дополнительного образования. |
Включенность семьи Преемственность | Слабая включенность семьи в работу ДОУ низкий образовательный уровень, отсутствие преемственности в воспитании и образовании детей. | Родители – партнеры в образовательном процессе. Построение единой системы преемственного воспитания | Открытая система отношений педагогов и семьи, основанная на психологии доверия; |
Мастерство и профессионализм педагогов | Низкий уровень овладения современными технологиями, инновациями. | Педагог-универсал, творчески развивающаяся личность. | Повышения квалификации педагогов, повышение мотивации к овладению инновационными технологиями, обучение современным образовательным технологиям. |
Кадровый состав | Организован медицинский патронаж детей медперсоналом городской детской поликлиники В штатном расписании ДОУ нет врача-психоневролога, врача – физиотерапевта, инструктора ЛФК. | Профессиональное кадровое обеспечение ДОУ, качественное медицинское сопровождение ребенка. | Введение в штатное расписание: врача- психоневролога; инструктора ЛФК; врача - физиотерапевта. |
Материально-техническая база, ресурсы | Средний уровень материального обеспечения ДОУ. | Современный уровень материального обеспечения ДОУ. Оснащение площадок для спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол) | Расширение и укрепление материально-технической базы ДОУ. |
Таким образом, проблемно - ориентированный анализ выявил потенциал развития и показал, что ДОУ необходимо комплексное создание системы физкультурно - оздоровительной и коррекционно-развивающей работы.
КОНЦЕПЦИЯ ДОУ
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ
Создание единого образовательного пространства, обеспечивающее воспитание здоровой и всесторонне развитой личности ребенка.
ПОДЦЕЛИ
- Воспитание здоровой и всесторонне развитой личности ребенка;
- Оптимизация педагогического процесса в ДОУ;
- Формирование потребности педагога в саморазвитии и рефлексии.
ОБРАЗ ЖЕЛАЕМОГО БУДУЩЕГО
ОБРАЗ ВЫПУСКНИКА ДОУ
- Сохранение, укрепление соматического здоровья ребенка.
- Физическое развитие – овладение различными видами движений, развитие двигательных качеств (быстрота, ловкость, выносливость и т.д.).
- Развитие сенсомоторной координации.
- Произвольность всех психических процессов.
- Сформированность волевых качеств и привычек.
- Положительный образ «Я ».
- Эмоционально-положительная, адекватная самооценка.
- Благополучие внутреннего мира (нормальный уровень тревожности).
ОБРАЗ ПЕДАГОГА ДОУ
- Теоретическая компетентность -
- общенаучная,
- психолого-педагогическая,
- методическая
- Технологическая компетентность -
Умение:
- Планировать педагогический процесс;
- Определять задачи и содержание воспитательно-образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- Эффективно организовывать деятельность детей в разных ее видах;
- Осуществлять координацию своей деятельности с другими участниками воспитательно-образовательного процесса;
- Привлекать родителей к участию в деятельности ДОУ;
- Безусловно принимать ребенка;
- Находить и раскрывать ресурсы ребенка во всех видах его активности;
- Участие в консультировании родителей;
- Разработка собственных проектов развивающей деятельности;
- Самостоятельный анализ ситуации в группе, прогноз ее дальнейшего развития;
- Выбор стратегии, содержания, дидактического материала и создание развивающей среды в группе;
- Накапливание, обобщение и распространение опыта работы;
- Психолого-педагогическая рефлексия деятельности;
- Стремление к самообразованию, самоусовершенствованию, повышение педагогического мастерства.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Организация режима пребывания детей в МБДОУ
Режим работы дошкольного учреждения и длительность пребывания в нем детей определяются уставом, договором, заключаемым между дошкольным образовательным учреждением и учредителем, и является следующим: группы функционируют в режиме полного дня (12 - часового пребывания) при пятидневной рабочей неделе: с
Для качественного обеспечения организации жизнедеятельности детей для каждого возрастного периода в детском саду составлен режим дня с учетом требований СанПиН.
Режим дня
(холодный период)
Мероприятия | 1младшая | 2 младшая | средняя | старшая | подготови-тельная |
Приём детей (беседы, игры, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность, дежурство) | 6.15 - 8.00 | 6.15 - 8.00 | 6.15 - 8.00 | 6.15 - 8.00 | 6.15 - 8.00 |
Утренняя зарядка | 8.00-8.05 | 8.00-8.05 | 8.05-8.12 | 8.15-8.25 | 8.25-8.35 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.05-8.20 | 8.05-8.20 | 8.15 – 8.45 | 8.25-8.55 | 8.35 –8.50 |
Игры, самостоятельная деятельность | 8.20-9.00 | 8.20-9.00 | 8.45 – 9.00 | 8.55 – 9.00 | 8.50 –9.00 |
Организованная образовательная деятельность | 8.30 - 8.45 -9.00 (по подгруппам) | 8.40-8.55 (по сетке НОД) 9.00 – 10.00 | 9.00 – 10.10 | 9.00 – 10.35 | 9.00-10.50 |
Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд) | 9.00-11.20 | 10.00-11.45 | 10.10-12.00 | 10.35– 12.15 | 10.50–12.25 |
Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры, самостоятельная деятельность, игры | 11.20-11.45 | 11.45-12.00 | 12.00-12.20 | 12.15 -12.30 | 12.25-12.35 |
Подготовка к обеду, обед | 11.45-12.20 | 12.00-12.30 | 12.20-12.50 | 12.30-13.00 | 12.35-13. 05 |
Спокойные игры, подготовка ко сну | 12.20-12.30 | 12.30- 13.00 | 12.50-13.00 | 13.00-13.10 | 13.05-13.15 |
Дневной сон | 12.30.-15.00 | 13.00-15.00 | 13.00-15.00 | 13.10-15.00 | 13.15-15.00 |
Постепенный подъем детей, гимнастика (ЛФК), закаливающие процедуры | 15.00-15.15 | 15.00-15.15 | 15.00-15.15 | 15.00-15.15 | 15.00-15.15 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.15-15.25 | 15.15-15.25 | 15.15-15.25 | 15.15-15.25 | 15.15-15.25 |
Чтение художественной литературы | 15.25-15.35 | 15.25-15.40 | 15.25-15.40 | 15.25-15.45. | 15.25-15.45. |
Самостоятельная деятельность, игры | 15.35-16.00 | 15.40-16.00 | 15.40-16.00 | 15.45-16.10 | 15.45-16.10 |
Организованная образовательная деятельность (занятия по допобразованию) | 15.35-15.50-16.00 по подгруппам | 15.40-16.00 | 15.40-16.00 | 15.45-16.10 | 15.45-16.15 |
Подготовка к ужину, ужин | 16.10-16.40 | 16.10-16.40 | 16.15-16.45 | 16.15-16.45 | 16.20-16.50 |
Игры, подготовка к прогулке, прогулка | 16.40-17.30 | 16.40-17.30 | 16.45-17.30 | 16.45-17.30 | 16.50-17.35 |
Возвращение с прогулки, игры | 17.30-17.45 | 17.30-17.45 | 17.30-17.45 | 17.30-17.45 | 17.35-17.45 |
Игры, уход детей домой | 17.45-18.15 | 17.45-18.15 | 17.45-18.15 | 17.45-18.15 | 17.45-18.15 |
Режим дня (теплый период)
Мероприятия | 1 младшая | 2 младшая | Средняя | Старшая | Подгото- вительная |
Приём детей | 6.15 - 8.00 | 6.15 - 8.00 | 6.15 - 8.00 | 6.15 - 8.00 | 6.15 - 8.00 |
Утренняя зарядка | 8.00-8.05 | 8.00-8.05 | 8.05-8.12 | 8.15-8.25 | 8.25-8.35 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.05-8.20 | 8.05-8.20 | 8.15 – 8.45 | 8.25-8.55 | 8.35 –8.50 |
Игры, самостоятельная деятельность | 8.20-9.00 | 8.20-9.00 | 8.45 – 9.00 | 8.55 – 9.00 | 8.50 –9.00 |
Организованная образовательная деятельность | 9.00 -9.10 | 9.00 – 9.15 | 9.00 – 9.20 | 9.00 – 9.25 | 9.00-9.30 |
Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд); чтение художественной литературы | 9.10-11.20 | 9.15-11.45 | 9.20-12.00 | 9.25– 12.15 | 9.30–12.25 |
Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры, самостоятельная деятельность, игры | 11.20-11.45 | 11.45-12.00 | 12.00-12.20 | 12.15 -12.30 | 12.25-12.35 |
Подготовка к обеду, обед | 11.45-12.20 | 12.00-12.30 | 12.20-12.50 | 12.30-13.00 | 12.35-13. 05 |
Спокойные игры, подготовка ко сну | 12.20-12.30 | 12.30- 13.00 | 12.50-13.00 | 13.00-13.10 | 13.05-13.15 |
Дневной сон | 12.30.-15.00 | 13.00-15.00 | 13.00-15.00 | 13.10-15.00 | 13.15-15.00 |
Постепенный подъем детей, гимнастика после дневного сна, воздушные и водные процедуры | 15.00-15.15 | 15.00-15.15 | 15.00-15.15 | 15.00-15.15 | 15.00-15.15 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.15-15.25 | 15.15-15.25 | 15.15-15.25 | 15.15-15.25 | 15.15-15.25 |
Игры, самостоятельная деятельность | 15.35-16.00 | 15.40-16.00 | 15.40-16.00 | 15.45-16.10 | 15.45-16.10 |
Подготовка к ужину, ужин | 16.10-16.40 | 16.10-16.40 | 16.15-16.45 | 16.15-16.45 | 16.20-16.50 |
Игры, подготовка к прогулке, прогулка | 16.40-17.30 | 16.40-17.30 | 16.45-17.30 | 16.45-17.30 | 16.50-17.35 |
Возвращение с прогулки, игры, уход детей домой | 17.30-18.15 | 17.30-18.15 | 17.30-18.15 | 17.30-18.15 | 17.35-18.15 |
Двигательный режим
Формы работы | Периодичность | Возрастные группы | |||
младшая | средняя | старшая | Подготовите льная | ||
Утренняя гимнастика | Утром перед завтраком, ежедневно | 6 мин | 8 мин | 10 мин | 12 мин |
Непосредственная образовательная деятельность (занятия): - «Физическая культура»; - «Музыка» (музыкально-ритмические движения) | 3 раза в неделю 2 раза в неделю | 15 мин 6 мин | 20 мин 8 мин | 25 мин 10 мин | 30 мин 10 мин |
Бассейн | 2 раза в неделю | - | 20 мин | 25 мин | 30 мин |
Физкультминутка | Ежедневно во время обучающих проектов (НОД) | 2 мин | 2 мин | 2 мин | 4 мин |
Свободная двигательная деятельность между проектами (НОД) | Ежедневно | 10 мин | 10 мин | 10 мин | 10 мин |
Двигательная активность во время прогулки: подвижные и спортивные игры, самостоятельная подвижная деятельность, индивидуальная работа по развитию движений | Ежедневно утром и вечером | 20 мин | 20 мин | 25 мин | 25 мин |
Оздоровительный бег или ходьба в конце прогулки в теплое время года | Перед уходом в группу утром | - | 4 мин | 5 мин | 6 мин |
Подвижные игры: - сюжетные; - игры-забавы; - эстафеты | Ежедневно утром и вечером до двух игр | 5 мин | 8 мин | 10 мин | 10 мин |
Спортивные игры | Элементы игр на прогулке (первая половина дня) | - | 10 мин | 12 мин | 15 мин |
Гимнастика после дневного сна | Ежедневно | 4 мин | 4 мин | 6 мин | 6 мин |
ЛФК | По плану оздоровительной группы | 25 мин | 25 мин | 25 мин | 25 мин |
День здоровья, походы, сезонные оздоровительные марафоны | 1 раз квартал | 50 мин | 1ч 30 мин | 2ч 30 мин | 2ч 30 мин |
Спортивные праздники | 2 раза в год (первая половина дня) | 15 мин | 20 мин | 25 мин | 30 мин |
Физкультурные досуги | 1 раз в месяц (вторая половина дня) | 15 мин | 20 мин | 25 мин | 30 мин |
Динамические минутки, паузы; игровой оздоровительный «час»; «час» двигательного творчества | 1 раз в течение дня | 5мин | 5 мин | 10 мин | 10 мин |
Самостоятельная двигательная деятельность детей | В течение дня | Характер и продолжительность зависит от индивидуальных данных и потребностей детей. Проводится под руководством воспитателя. |
Модель организации воспитательно-образовательного процесса.
Младший дошкольный возраст
№ п/п | Направления развития ребенка | 1-я половина дня | 2-я половина дня |
1 | Физическое развитие | - прием детей на воздухе в теплое время года; - гигиенические процедуры; - утренняя гимнастика (подвижные игры, игровые сюжеты); -закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, умывание, воздушные ванны); - физкультминутки во время непосредственной образовательной деятельности; - НОД по физической культуре; - прогулка в двигательной активности (подвижные игры, игры малой подвижности, хороводные игры); - пальчиковая гимнастика; - игровой оздоровительный «час» | - гимнастика после дневного сна; - закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком); - физкультурные досуги, игры и развлечения; - самостоятельная двигательная деятельность; - прогулка (в весенне-летне-осенний периоды на свежем воздухе); -индивидуальная работа по развитию движений на прогулке; - совместная деятельность воспитателя с детьми |
2 | Познавательное развитие | - непосредственно образовательная деятельность, конструирование; - дидактические игры; - игры-экспериментирования; - наблюдения; - беседы; - экскурсии, целевые прогулки на участке | - НОД, проекты; - игры; - досуги; - чтение художественной литературы; - индивидуальная работа |
Речевое развитие | |||
3 | Социально-коммуникативное развитие | - утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы; беседы о здоровье и безопасности; - формирование навыков культуры еды; навыков культуры общения; - этика быта; -театрализованные игры; - сюжетно-отобразительные игры; -трудовые поручения | -индивидуальная работа; - самообслуживание; - игры с ряженьем; - деятельность в книжном уголке; - работа в уголке природы; - формирование навыков культуры еды; навыков культуры общения; -театрализованные игры; - сюжетно-отобразительные игры; - совместные игры, обучение игровым действиям |
4 | Художественно-эстетическое | - НОД по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности; - эстетика быта; -экскурсии в природу (на участке) | - НОД по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности; - музыкально-художественные досуги; - индивидуальная работа |
Средний дошкольный возраст
№ п/п | Направления развития ребенка | 1-я половина дня | 2-я половина дня |
1 | Физическое развитие | - прием детей (в весеннее-летне-осенний периоды на воздухе); - утренняя гимнастика (подвижные игры, игровые сюжеты, корригирующие упражнения); - гигиенические процедуры; -закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, умывание, воздушные ванны); - физкультминутки во время непосредственной образовательной деятельности и на проектах; - НОД по физической культуре; - плавание; - двигательная активность на прогулке (подвижные игры, игры малой подвижности, хороводные игры); - пальчиковая гимнастика; - игровой оздоровительный «час», «час» двигательного творчества (на прогулке) | - гимнастика после дневного сна; - закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком, солевое закаливание, закаливание методом перешагивания и др.); - ЛФК; - физкультурные досуги, игры и развлечения; - самостоятельная двигательная деятельность; - прогулка (в весенне-летне-осенний периоды на свежем воздухе); - индивидуальная работа по развитию движений на прогулке - игровой оздоровительный «час», «час» двигательного творчества (в спортивном зале) |
2 | Познавательно-речевое развитие | - непосредственно образовательная деятельность, конструирование; - дидактические игры; - игры-экспериментирования, опыты; - наблюдения; - беседы; - экскурсии, целевые прогулки | - занятия по дополнительному образованию; - проектная деятельность; - развивающие игры; - досуги; - чтение художественной литературы; - индивидуальная работа |
3 | Социально-личностные развитие | - утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы; ситуативные разговоры; - минутки безопасности; - оценка эмоционального состояния детей; - формирование навыков культуры еды; навыков культуры общения; - этика быта, трудовые поручения, труд в природе; - театрализованные игры; - сюжетно-ролевые игры | - индивидуальная работа; - самообслуживание; - игры с ряженьем; - деятельность в книжном уголке; - работа в уголке природы; -театрализованные игры, игры-драматизации; - сюжетно-ролевые, режиссерские игры |
4 | Художественно-эстетическое | - НОД по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности; - эстетика быта; - музыкально-дидактические игры; -экскурсии и целевые прогулки в природу (на участке) | - кружки по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности (ритмопластика, танцы, пластилиновая живопись, рисование нетрадиционными способами); - музыкально-художественные досуги; - индивидуальная работа |
Старший дошкольный возраст
№ п/п | Направления развития ребенка | 1-я половина дня | 2-я половина дня |
1 | Физическое развитие | - прием детей на воздухе в теплое время года; - утренняя гимнастика: подвижные игры, игровые сюжеты, корригирующие упражнения по профилактике нарушений осанки и плоскостопия (в теплое время года на участке); - гигиенические процедуры (полоскание рта); - закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, умывание, воздушные ванны); - физкультминутки во время непосредственной образовательной деятельности и на проектах; - НОД по физической культуре; - плавание; - двигательная активность на прогулке (подвижные игры, игры с элементами спорта, игры малой подвижности, хороводные игры; игровой оздоровительный «час», «час» двигательного творчества, динамический час); - дыхательная гимнастика; - пальчиковая гимнастика | - гимнастика после дневного сна; - закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком, солевое закаливание, закаливание методом перешагивания и др.); - ЛФК; - физкультурные праздники, досуги, игры и развлечения; - эстафеты, соревнования, турниры; - упражнения на фитболлах; - самостоятельная двигательная деятельность; - прогулка (в весенне-летне-осенний периоды на свежем воздухе); - индивидуальная работа по развитию движений на прогулке - «час» двигательного творчества, динамический час (в спортивном зале); - работа по физкультурно-оздоровительным проектам («Росток», «От болезней всех полезней» и др.) |
2 | Познавательно-речевое развитие | - непосредственно образовательная деятельность; - конструктивная деятельность; - дидактические игры; - игры-экспериментирования, опыты, поисково-исследовательская деятельность; - наблюдения; - беседы; экскурсии | - занятия по дополнительному образованию; - работа по целевым проектам; - развивающие игры; - интеллектуальные досуги, марафоны; - чтение художественной литературы; - индивидуальная работа |
3 | Социально-личностные развитие | - утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы, ситуативные разговоры; - минутки безопасности; - оценка эмоционального состояния детей; - формирование навыков культуры еды; навыков культуры общения; - этика быта; - трудовые поручения, дежурство, труд в природе; - театрализованные игры; - сюжетно-ролевые игры | - эстетика быта; - тематические досуги; - индивидуальная работа; - самообслуживание; - игры с ряженьем; - деятельность в книжном уголке; - работа в уголке природы; -театрализованные игры, игры-драматизации; - сюжетно-ролевые, режиссерские игры |
4 | Художественно-эстетическое | - НОД и проекты по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности; - эстетика быта; - музыкально-дидактические игры; -экскурсии в природу; - посещение музеев, театров | - кружки по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности (ритмопластика, танцы, пластилиновая живопись, рисование нетрадиционными способами, детский дизайн, работа с тестом); - индивидуальная работа |
Система закаливающих мероприятий
Организация закаливания в режиме дня на холодный период
№ п/п | Содержание | Время | Возрастные группы | ||||
I мл | II мл | сред | стар | подг | |||
1 | Утренняя гимнастика | 8.00-8.30 по графику | + | + | + | + | + |
2 | Умывание в течение дня прохладной водой | По режиму | + | + | + | + | + |
3 | Полоскание полости рта | После еды | + | + | + | + | + |
4 | Сон с доступом свежего воздуха | 13.00-15.00 | + | + | + | + | + |
5 | Босохождение, в т.ч. по корригирующий дорожке | До и после сна В течение 5-7 мин по мере пробуждения | + | + | + | + | + |
6. | Проветривание | По графику | + | + | + | + | + |
Организация закаливания в режиме дня на тёплый период
№ п/п | Содержание | Время | Возрастные группы | ||||
I мл | II мл | сред | стар | подг | |||
1 | Приём на воздухе | 7.30-8.00 | - | + | + | + | + |
2 | Утренняя гимнастика на улице | 8.00-8.30 по графику | + в группе | + | + | + | + |
3 | Оздоровительный бег | - | - | + | + | + | |
4 | Солнечные ванны | 10.00-12.00 16.30-18.00 | + | + | + | + | + |
5 | Солевое закаливание после дневного сна | 15.00 -15.15 | |||||
6. | Умывание в течение дня прохладной водой | По режиму | + | + | + | + | + |
7 | Полоскание полости рта | После еды | + | + | + | + | + |
8 | Сон с доступом свежего воздуха | 13.00-15.00 | + | + | + | + | + |
9 | Сон без маечек | 13.00-15.00 | + | + | + | + | |
10 | Босохождение Топтание по корригирующий дорожке | До и после сна В течение 5-7 мин по мере пробуждения | + | + | + | + | + |
11 | Обширное умывание | В течение 5-7 мин после сон часа | - | - | + | + | + |
12 | Точечный массаж | По графику | - | - | + | + | + |
13 | Проветривание | + | + | + | + | + |
Система физкультурно-оздоровительных мероприятий
№ | Формы работы с детьми | Особенности организации |
I. | Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня | |
1.1 | Утренняя гимнастика | Ежедневно |
1.2 | Подвижные игры и физические упражнения на прогулке | Ежедневно утром и вечером |
1.3 | Физкультурная минутка | Ежедневно, по мере необходимости в зависимости от вида и содержания НОД |
1.4 | Двигательная разминка во время перерыва между занятиями | Ежедневно |
1.5 | Самостоятельная двигательная деятельность детей на прогулках | Ежедневно |
1.6 | Оздоровительный бег | Ежедневно, на прогулке |
1.7 | Гимнастика после дневного сна (комплекс упражнений) | Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей |
1.8 | Дифференцированные игры-упражнения | Ежедневно, во время прогулки |
1.9 | Спортивные игры | Элементы игр на прогулке |
1.10 | Ритмопластика | 2 раза в неделю |
1.11 | Кружки: «Спортивные игры», «Народные игры»; гимнастика | 2 раза в неделю с детьми старшего и среднего дошкольного |
1.12 | -ЛФК по коррекции нарушения осанки и плоскостопия | 2 раза в неделю |
1.13 | Игровой оздоровительный «час», «час» двигательного творчества, динамический час | Ежедневно, на прогулке и спортивном зале во вторую половину дня |
1.13 | НОД по физической культуре | 3 раза в неделю (одно на воздухе для детей 5-7 лет) |
1.14 | Музыкальные занятия | 2 раза в неделю |
II. | Самостоятельная двигательная деятельность в режиме дня | Ежедневно |
III. | Физкультурно-массовые мероприятия | |
3.1 | Неделя здоровья | 1 раз в год |
3.2 | Физкультурно – спортивные праздники | в соответствии с планом физкультурно-оздоровительной работы |
3.3 | Физкультурный досуг | 1 раз в месяц в каждой группе |
3.4 | День здоровья | 1 раз в квартал |
Летняя оздоровительная работа осуществляется в рамках проекта по содействию здоровью «Росток». Цель: сохранение и укрепление здоровья детей посредством личностно ориентированной системы физкультурно-оздоровительных мероприятий. Основная идея проекта - создание условий для системного внедрения и активного использования здоровьесберегающих технологий, программ, инновационных форм и методов оздоровительной работы в деятельности образовательного учреждения. Первостепенным в ее решении является воспитание у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья. Важное место в проекте отводится овладению навыками основ здорового образа жизни. Выполняя игровые правила, ребенок постепенно осваивает поведенческие схемы, которые становятся полезными навыками.
Валеологическое образование детей.
В соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ детского сада №5 города Лениногорск РТ в образовательной области «Здоровье»
Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Образовательная область представлена работой всего педагогического коллектива по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей. Центральное место занимает соблюдение режима дня, проведение комплекса закаливающих процедур и ежедневных физкультурных занятий, проводимых инструктором по физической культуре. Используются различные виды здоровьесберегающих технологий: медико-профилактические (организация мониторинга здоровья дошкольников; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, организация профилактических мероприятий в детском саду; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ); физкультурно-оздоровительные (развитие физических качеств, двигательной активности; становление физической культуры дошкольников; профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки; воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье); технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка); здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования (развитие потребности к здоровому образу жизни); валеологического просвещения родителей (информационная наглядность, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, семинары – практикумы и др. формы работы); здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду (режим смены динамических поз).
Младший дошкольный возраст (3 – 5 лет).
Вторая младшая группа (3-4 лет).
Образовательные задачи:
- содействовать охране и укреплению здоровья детей;
- осуществлять необходимые мероприятия, содействующие укреплению иммунной системы организма ребёнка и предупреждению острых респираторно-вирусных инфекций;
- создавать условия, способствующие устойчивой работоспособности и сопротивляемости организма утомлению;
- формировать предпосылки здорового образа жизни.
По сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей:
- Соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила к организации и содержанию работы с детьми;
- Предупреждать заболевания; охранять нервную систему, зрение, слух, органы дыхания, пищеварение, укреплять позвоночник, стопу, содействовать формированию гармоничного телосложения; укреплять разные группы мышц, способствую формированию правильной осанки, систематически проводить закаливающие процедуры;
- Удовлетворять потребность детей в двигательной активности и эмоциональном благополучии.
По воспитанию культурно-гигиенических навыков:
- Совершенствовать приобретенные ранее навыки;
- Продолжать обучать детей гигиеническим и бытовым действиям: мыть руки перед едой, после посещения туалета, по мере загрязнения; пользоваться расческой;
- Совершенствовать навыки самообслуживания: одеваться и раздеваться, поддерживать порядок в шкафчике, побуждать детей соблюдать аккуратность в одежде и во время приема пищи;
- Формировать умение убирать за собой игрушки.
По формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:
- Расширять знания и представления детей о здоровом образе жизни: почему необходимо соблюдать гигиенические процедуры, делать зарядку и т.д.;
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
- Учить детей беречь свое здоровье ( не ходить в мокрой обуви, влажной одежде и пр.), следить за своим самочувствием (устал после длительного бега – отдохни, и пр.);
- Объяснять детям, как оберегать глаза от травм; яркого солнца; попадания песка, пыли; не смотреть телепередачи длительно и на близком расстоянии от экрана; следить за осанкой;
- Формировать интерес к физической культуре и закаливанию организма.
Средняя группа (4-5 лет).
Образовательные задачи:
- продолжать развивать и совершенствовать культурно-гигиенические навыки;
- содействовать усвоению элементарных гигиенических знаний и основ здорового образа жизни;
- обеспечить возможность удовлетворения биологической потребности ребёнка в двигательной активности.
По сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей:
- Соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила к организации и содержанию работы с детьми (предусматривать оптимальное сочетание различных форм детской деятельности);
- Предупреждать возникновение заболеваний, проводить комплекс оздоровительных мероприятий; расширять средства и методы закаливания; развивать и совершенствовать физиологические системы организма; формировать гармоничное телосложение и правильную осанку;
- Создавать атмосферу психологического комфорта, оберегать нервную систему ребенка от стрессов и перегрузок;
По воспитанию культурно-гигиенических навыков:
- Совершенствовать приобретенные ранее навыки, способствовать осознанному выполнению основных правил личной гигиены;
- Продолжать учить одеваться и раздеваться без помощи взрослого, поддерживать порядок в шкафчике, на рабочем месте и месте для игр;
- Учить пользоваться столовыми приборами; закреплять умения соблюдать аккуратность в одежде и во время приема пищи.
По формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:
- Расширять знания и представления детей о здоровом образе жизни: почему необходимо одеваться по погоде, регулярно гулять, выполнять зарядку, не нарушать режим дня и т.д.;
- Разъяснять детям значение сна, правильного питания, гигиенических процедур, прогулки для их организма;
- Закреплять действия. Направленные на охрану здоровья окружающих( закрыться платком во время кашля и т.п.);
- Побуждать детей к самостоятельному использованию приобретенных знаний о здоровье в разных жизненных ситуациях;
- Обращать внимание детей на начальные признаки заболевания; знакомить с основными правилами поведения при болезни;
- Напоминать детям о необходимости оберегать глаза от попадания инородных частиц, от перенапряжения; оберегать себя от возможных травм, ушибов, падений, учить предвидеть возможную опасность для здоровья в различных ситуациях;
- Знакомить детей с правилами здорового питания;
- Формировать желание заниматься закаливанием организма и физическими упражнениями.
Организация деятельности в образовательной области «Здоровье»
Непосредственно образовательная деятельность | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | Самостоятельная деятельность детей |
- Интегративная образовательная деятельность - Беседа - Игры ( подвижные, развивающие, дидактические, на снижение отрицательного эмоционального состояния) - Проблемная ситуация - Рассказ - Чтение с обсуждением - Ситуативный разговор | - Утренняя, корригирующая, пальчиковая гимнастика - Самообслуживание во время приема пищи, умывания, одевания - Работа по привитию культурно-гигиенических навыков - Беседы о здоровой пище и на формирование привычки к ЗОЖ - Закаливание - Игры (подвижные, развивающие, дидактические, на снижение отрицательного эмоционального состояния) - Игровая беседа | Во всех видах самостоятельной деятельности детей |
Старший дошкольный возраст (5 – 7 лет)
Старшая группа (5-6 лет)
Образовательные задачи:
- развивать умение регулировать своё поведение в соответствии с принятыми нормами и правилами;
- формировать и закреплять полезные навыки, способствующие хорошему самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни (заниматься гимнастикой, играть в подвижные игры, с удовольствием выполнять закаливающие процедуры и т.д.)
- содействовать самостоятельному и осознанному выполнению правил личной гигиены.
По сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей:
- Соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила к организации и содержанию работы с детьми, уделяя особое внимание гигиене организации и проведения занятий с детьми;
- Совершенствовать функциональные возможности детского организма;
- Систематически проводить работу по профилактике и коррекции нарушений систем организма; укреплять психическое здоровье, не допускать перенапряжения нервной системы и переутомления;
- Формировать у детей понимание важности соблюдения необходимых норм при действиях с травмоопасными предметами;
- Обучать детей основам правильного поведения при встрече с бездомными и незнакомыми животными.
По воспитанию культурно-гигиенических навыков:
- Совершенствовать приобретенные ранее навыки, способствовать осознанному выполнению основных правил личной гигиены; поддерживать совершенствование у детей навыков самостоятельности;
- Закреплять и совершенствовать навыки самообслуживания.
По формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:
- Совершенствовать действия, направленные на охрану своего здоровья и здоровья окружающих;
- Формировать и закреплять полезные привычки, способствующие хорошему самочувствию;
- Побуждать детей к осознанному использованию приобретенных знаний о здоровом образе жизни;
- Расширять знания детей о здоровой пище, формировать у них установку на что, что принимать пищу можно только в специально предназначенных для этого местах;
- Формировать у детей представление об опасности сбора неизвестных растений (ягод, грибов);
- Формировать осознанное отношение к закаливающим мероприятиям;
- Поддерживать желание заниматься физической культурой.
Подготовительная к школе группа (6-7 лет).
Образовательные задачи:
- учить проявлять доброжелательность, эмоциональную отзывчивость в общении со взрослыми и сверстниками;
- формировать адаптивное поведение в коллективе;
- совершенствовать гигиенические навыки и знания;
- содействовать расширению знаний и представлений о здоровом образе жизни.
По сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей:
- Соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила к организации и содержанию работы с детьми, уделяя особое внимание гигиене организации и проведения занятий с детьми;
- Совершенствовать функциональные возможности детского организма;
- Систематически проводить работу по профилактике и коррекции нарушений систем организма; укреплять психическое здоровье, не допускать перенапряжения нервной системы и переутомления;
- Давать детям сведения о способах сохранения здоровья и применении их в повседневной жизни (быстро менять промокшую обувь, одежду и др.); учить их умению своевременно и правильно отдыхать, не переутомляться.
По воспитанию культурно-гигиенических навыков:
- Создавать условия для успешного применения детьми полученных гигиенических знаний и опыта в повседневной жизни;
- Развивать у детей способность к самоконтролю и соблюдению гигиенических норм и правил;
- Совершенствовать навыки самообслуживания.
По формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:
- Совершенствовать действия, направленные на охрану своего здоровья и здоровья окружающих;
- Формировать и закреплять полезные привычки, способствующие хорошему самочувствию;
- Закреплять знания о пользе здоровой пищи, о вреде чрезмерного потребления сладостей;
- Побуждать детей к осознанному использованию приобретенных знаний о здоровом образе жизни;
- Формировать осознанное отношение к закаливающим мероприятиям;
- Поддерживать желание заниматься физической культурой.
Организация деятельности в образовательной области «Здоровье»
Непосредственно образовательная деятельность | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | Самостоятельная деятельность детей |
Интегративная образовательная деятельность Проекты Игра Беседа Рассказ Чтение Игровая задача Проектная деятельность Тематический досуг Проблемная ситуация | Утренняя, корригирующая, пальчиковая, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Самообслуживания во время приема пищи, умывания, одевания; Совершенствование культурно-гигиенических навыков Беседы о здоровой пище, вредных и полезных привычках Закаливание Игры (подвижные, с элементами спорта, из серии «Игры, которые лечат», развивающие, дидактические, сюжетно-ролевые, коррекционные на снижение отрицательного эмоционального состояния) | Во всех видах самостоятельной деятельности детей: игровой, двигательной, музыкально-художественной, познавательно-исследовательской, проектной |
Медицинское сопровождение образовательного процесса и профилактика заболеваний детей
№ п/п | Работа с детьми. | Сроки | Ответственный |
1. | Определение групп здоровья. | Сентябрь, ежегодно. | Ст. медсестра |
2. | Контроль за проведением закаливающих мероприятий, режима дня, режима питания, двигательного режима в группах, НОД (занятий по физической культуре) | Постоянно | Ст. медсестра, зам по ВМР |
3. | Витаминизация третьих блюд. | Ст. медсестра | |
4. | Профилактика ОРЗ и гриппа. Прививки, использование рецептов народной медицины (чесночные бусы, лук). | Планово В весенний и осенний периоды, ноябрь, март. | Ст. медсестра |
5. | Углубленный плановый осмотр детей по декретированным возрастом. | Ежегодно февраль-март | Ст. медсестра |
Комплексная диагностика.
Исследование состояния здоровья детей специалистами городской детской поликлиники и детского сада:
- осмотр детей специалистами детской поликлиники (патронаж, диспансеризация);
- регулярный осмотр детей медицинским персоналом детского сада;
- определение группы здоровья;
- диагностика речевого развития детей учителем-логопедом детского сада;
- выявление нарушений двигательной активности, координации движений.
Отслеживание успешности обучения воспитанников в период их пребывания в детском саду с целью динамического наблюдения за их развитием:
- диагностика общей физподготовленности детей в начале и конце учебного года по нормативам;
- антропометрия.
Определение соответствия образовательной среды:
- Создание условий (оборудование физкультурного зала, наличие спортивных уголков в группах);
- Изучение литературы, составление перспективных планов с использованием оздоравливающих технологий, анкетирование сотрудников детского сада;
- Составление карт индивидуального развития на каждого ребенка на основе диагностирования здоровья и общей физподготовленности.
Физкультурно-оздоровительная работа
Занятия по физкультуре всех видов:
традиционные
занятия-тренировки
занятия-соревнования
занятия-зачеты
интегрированные занятия
занятия в бассейне
праздники и развлечения
Организация кружковой работы:
«ЛФК»;
Комплекс психогигиенических мероприятий:
Психодиагностика;
Элементы аутотренинга и релаксации;
Психогимнастика;
Элементы музыкотерапии;
Элементы сказкотерапии, смехотерапии;
Индивидуальные и подгрупповые занятия в кабинете у психолога, направленные на коррекцию познавательных процессов и эмоциональной сферы;
Обеспечение благоприятного психологического климата в детском саду
Система закаливающих процедур:
Воздушное закаливание
Водное закаливание
Хождение по «дорожкам здоровья»
Хождение босиком
Полоскание горла и рта;
Максимальное пребывание детей на свежем воздухе
Активизация двигательного режима воспитанников:
Обеспечение двигательного режима детей атрибутами и пособиями;
Создание необходимой развивающей среды;
Проведение подвижных и спортивных игр, пеших переходов во время прогулок;
Строгое соблюдение двигательного режима и режима дня
Проведение утренней гимнастики, физкультминуток, гимнастики после сна;
Хождение босиком на занятиях физкультурой, в летний период - на прогулке.
Использование оздоровливающих технологий:
Точечный массаж
Пальчиковая и артикуляционная гимнастика
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой
Психогимнастика по методике Чистяковой
Специальные и коррекционные зрительные гимнастики
Хождение по «дорожке здоровья», использование массажеров
Профилактическая работа:
Постоянный контроль осанки;
Контроль дыхания на занятиях с повышенной двигательной нагрузкой;
Подбор мебели в соответствии с ростом детей;
Фито- и аромотерапия;
Витаминотерапия;
Кварцевание;
Сбалансированное питание;
Вакцинация против гриппа;
Употребление соков, фруктов;
Употребление свежего чеснока и лука.
Коррекционная работа
Физиопроцедуры для часто болеющих детей (ЧБД);
Коррекционная работа с детьми, имеющими склонность к формированию нарушений осанки;
Коррекционная работа с детьми, имеющими плоскостопие и склонность к плоскостопию, со слабо сформированной стопой.
Индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движений;
Коррекция психических процессов, задержки психического развития;
Коррекция психоэмоциональной сферы;
Коррекция зрительного восприятия.
Мероприятия:
Ингаляции, УВЧ;
Зрительная гимнастика;
Фитотерапия;
Аромотерапия;
Дыхательные упражнения в группе и на занятиях физкультурой, ЛФК;
Самоомассаж;
Специальные коррекционные занятия;
Упражнения и игры профилактического и коррекционного характера;
Индивидуальная работа с детьми.
Консультативно-информационная работа
С педагогами и персоналом:
- Семинары, консультации;
- Открытые просмотры и показы оздоравливающих технологий;
- Выставки дидактического материала и литературы;
С родителями:
- Привлечение родителей к проведению физкультурно-оздоровительных мероприятий по годовому плану;
- Анкетирование родителей;
- Консультирование родителей по вопросам оздоровления и развития детей с привлечением специалистов детского сада, детской поликлиники, общественных организаций;
- Организация совместных спортивных праздников, развлечений, экскурсий, походов.
- Оформление папок, ширм, письменных консультаций, информационных стендов;
С детьми:
- Проведение занятий валеологического цикла, занятий с элементами релаксации, аутотренинга, оздоравливающих технологий;
Материальное обеспечение программы
- Спортивная площадка с беговой дорожкой, полосой препятствий;
- Бассейн;
- Участки для прогулок;
- Спортзал с необходимым оборудованием (приложение № 1);
- Музыкальный зал;
- Физиокабинет;
- Кабинет логопеда с необходимыми пособиями и атрибутами;
- Сенсорная комната со специальным оборудованием;
- Физкультурные уголки в группах (приложение № 3);
- Оборудование и материалы для фито - и ароматерапии.
МОДЕЛЬ ОБОРУДОВАНИЕ СПОРТЗАЛА
№ п/п | Наименование оборудования | Количество |
1 | Атрибуты к подвижным играм (маски, шапочки, эмблемы) | |
2 | Бассейн надувной | 1 |
3 | Диск здоровья | 10 |
4 | Дорожки корригирующие | 4 |
5 | Доска ребристая | 1 |
6 | Дуги для подлезания | 4 |
7 | Канат для перетягивания | 1 |
8 | Кегли | 25 |
9 | Комплект для гимнастики:
| 2 1 1 1 2 3 |
10 | Комплект для игры "Городки" | 1 |
11 | Кубы разной высоты | 5 |
12 | Кубики маленькие | 70 |
13 | Ленты цветные для гимнастики | 12 |
14 | Магнитофон с аудиокассетами | 1 |
15 | Массажеры | 4 |
16 | Маты гимнастические | 4 |
17 | Мешочки:
| 10 20 |
18 | Мячи:
| 30 1 4 15 20 4 1 |
19 | Обручи:
| 15 6 |
20 | Палки гимнастические | 40 |
21 | Платочки цветные | 30 |
22 | Погремушки | 30 |
23 | Скакалки | 10 |
24 | Скамейка гимнастическая | 3 |
25 | Султанчики | 12 |
26 | Туннель для пролезания | 2 |
27 | Фишки для ориентирования | 10 |
28 | Флажки цветные | 20 |
29 | Шнуры | 30 |
30 | Тренажеры | 10 |
ПРИЛОЖЕНИЯ
МЕРОПРИЯТИЯ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ.
№ | МЕРОПРИЯТИЯ | РЕКОМЕНДАЦИИ |
1 | Режим (щадящий) | Укороченное пребывание в детском саду, постепенное увеличение времени пребывания в группе |
2 | Питание | Сохранение привычного способа питания на период адаптации. Не кормить насильно. |
3 | Гимнастика | В соответствии с возрастом при положительной реакции ребенка. |
4 | Закаливание | В соответствии с индивидуальными особенностями, постепенное включение, при положительном эмоциональном настрое. |
5 | Занятийная деятельность | По возрасту при отсутствии негативной реакции. |
6 | Профилактические прививки | На период адаптации исключить. |
7 | Профилактика фоновых состояний | По рекомендации врача. |
8 | Симптоматическая терапия | По назначению врача – фитоаппараты, витамины |
9 | Физиолечение | По рекомендации врача |
ПАСПОРТ ЗДОРОВЬЯ
Ф.И. ребенка_____________________________________________________________
Возраст _________________________________________________________________
№ п/п | Параметры | Начало года | Конец года | Изменения |
1. Семейный портрет | ||||
1.1. | Вредные привычки родителей | |||
1.2. | Психологический климат семьи | |||
2. Общее состояние здоровья | ||||
2.1. | Заболевания в днях | |||
2.2. | Группа здоровья | |||
3. Уровень сформированности культурно-гигиенических навыков | ||||
3.1. | ||||
4. Вредные привычки ребенка | ||||
4.1. | ||||
5. Интересы и склонности | ||||
5.1. | ||||
6. Уровень развития психофизических качеств | ||||
6.1. |
Бег на 30 м со старта (сек) | |||
6.2. |
Прыжок в длины с места (см) Прыжок в высоту с места (см) Метание мешочка правой рукой (м) Метание мешочка левой рукой (м) Метание набивного мяча (1кг) из-за головы (см) | |||
6.3. |
Скорость бега на 150 м (сек) | |||
6.4. | Гибкость Наклон туловища вперед, стоя на гимнастической скамейке (см) | |||
6.5. |
Скорость бега на 10 м, обегая кегли (сек) | |||
6.6. |
Удержание равновесия, стоя на одной ноге (сек) | |||
6.7. |
Количество подбрасываний и ловли мяча |
СРЕДНИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 3 – 7 ЛЕТ
ПОКАЗАТЕЛИ | ПОЛ | ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ | ||||
3 ГОДА | 4 ГОДА | 5 ЛЕТ | 6 ЛЕТ | 7 ЛЕТ | ||
Быстрота (сек) | ||||||
Бег на 30 м | М | 11.0 - 9.0 | 10.5 - 8.8 | 9.2 - 7.9 | 8.4 - 7.6 | 8.0 - 7.4 |
Д | 12.0 – 9.5 | 10.7 – 8.7 | 9.8. – 8.3 | 8.9 – 7.7 | 8.7 – 7.3 | |
Динамометрия (кг) | ||||||
Сила кисти правой руки | М | 3.4 – 6.2 | 3.9 – 7.5 | 6.5 – 10.3 | 9.6 – 14.4 | 11.6 – 15.0 |
Д | 2.6 – 5.0 | 3.1 – 6.0 | 4.9 –8.7 | 7.9 – 11.9 | 9.4 – 14.4 | |
Сила кисти левой руки | М | 3.1 – 5.5 | 3.5 – 7.1 | 6.1 – 9.5 | 9.2 – 13.4 | 10.5 14.1 |
Д | 2.5 – 4.9 | 3.2 – 5.6 | 5.1 – 8.7 | 6.8 – 11.6 | 8.6 13.2 | |
Скоростно-силовые качества (см) | ||||||
Прыжок в длину с места | М | 47.0 – 67.5 | 53.5 – 76.6 | 81.2 – 102.4 | 86.3 – 108.7 | 94.0 – 122.4 |
Д | 45.0 – 49.0 | 51.1 – 73.9 | 66.0 – 94.0 | 77.7 – 99.6 | 80.0 – 123.0 | |
Прыжок в высоту с места | М | - | - | 20.2 – 25.8 | 21.1 – 26.9 | 23.8 – 30.2 |
Д | - | - | 20.4 – 25.6 | 20.9 – 27.1 | 22.9 –29.1 | |
Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы из ИП стоя | М | 119-157 | 117-185 | 187-270 | 221-303 | 242-360 |
Д | 97-133 | 97-178 | 138-221 | 156-256 | 193-311 | |
Метание мешочка с песком вдаль правой рукой | М | 1.8 –3.6 | 2.5 – 4.1 | 3.9 – 5.7 | 4.4 – 7.9 | 6.0 – 10.0 |
Д | 1.5 – 2.3 | 2.4 – 3.4 | 3.0 – 4.4 | 3.3 – 4.7 | 4.0 – 6.8 | |
Метание мешочка с песком вдаль левой рукой | М | 2.0 – 3.0 | 2.0 –3.4 | 2 4 – 4.2 | 3.3 – 5.3 | 4.2 – 6.8 |
Д | 1.3 – 1.9 | 1.8 –2.8 | 2.5 – 3.5 | 3.0 – 4.7 | 3.0 – 5.6 | |
Гибкость (см) | ||||||
Наклон туловища вперед на гимнастической скамейке | М | - | 1 - 4 | 2 - 7 | 3 – 6 | - |
Д | - | 3 - 7 | 4 - 8 | 4 - 8 | - | |
| ||||||
Бег на 90 м | М,Д | - | - | 30.6 –25.0 | - | - |
Бег на 120 м | М,Д | - | - | - | 35.7 – 29.2 | - |
Бег на 150 м | М,Д | - | - | - | - | 41.2 – 33.6 |
Ловкость (сек) | ||||||
Бег на 10 м между предметами | М | - | 8.5 – 8.0 | 7.2 – 5.0 | 5.0 – 1.5 | - |
Д | - | 9.5 – 9.0 | 8.0 – 7.0 | 6.0 – 5.0 | - | |
Статистическое равновесие (сек) | ||||||
Удержание равновесия на одной ноге | М | - | 3.3 – 5.1 | 7.0 – 18.0 | 40 - 60 | - |
Д | - | 5.2 – 8.1 | 9.4 – 14.2 | 50 - 60 | - |
Программно-методическое обеспечение:
1. Л. П. Банникова. Программа оздоровления детей в ДОУ: Методическое пособие.– М.: ТЦ Сфера, 2007.
2. М. М. Безруких, Т. А. Филиппова. Разговор о правильном. – М.: Олма-Пресс, 2000.
3. А.С. Галанов. Игры, которые лечат: для детей от 1 до 3лет. – М.: Творческий центр, 2001.
4. А.С. Галанов. Игры, которые лечат: для детей от 5 до 7лет. – М., 2005.
5. З. М. Зарипова, И. М. Хамитов. Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста: программа и конспекты занятий. – Н. Челны, 2003.
6. Егоров Б. Б. Актуальные проблемы здоровья детей дошкольного возраста// дети России образованы и здоровы: материалы 7 всероссийской научно-практической конференции г. Москва, 16-17 апреля 2009г. – М.:2009.
7. Л. В. Игнатова, О. И. Волик, В. Д. Кулаков, Г. А. Холюкова. Программа укрепления здоровья детей в коррекционных группах. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
8. Т. Г. Карепова. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, истема работы. – Волгоград: «Учитель», 2011.
9. М. Ю. Картюшина. Праздники здоровья для детей 6 – лет: сценарии для ДОУ. – М., 2010.
10. Е. А. Ковалева. Игры на свежем воздухе для детей и взрослых. – М., 2007.
11. О. В. Козырева. Лечебная физкультура для дошкольников.– М.: Просвещение, 2003.
12. В. Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров. Развивающая педагогика оздоровления. – М.: Линка-пресс, 2000.
13. Каменская В. Г. Котова С.А. Концептуальные основы здоровьесберегающих технологий развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие/ Под ред. Н.А Ноткиной. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2008.
14. Лукина Г.Г. К вопросу о стратегии оздоровления дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями// сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Физическая активность подрастающего поколения и взрослого населения России: вовлечение в физкультурно-спортивную деятельность». – СПб: ФГУ СПБНИИФК, 2010.
15. М. Д. Маханева. Воспитание здорового ребенка. – М.: Аркти, 2000.
16. И. В. Милюкова, Т. А. Евдокимова. Гимнастика для детей. - М., 2004.
17. Е. А. Подольская. Спортивные занятия на воздухе для детей 3-7 лет. – Волгоград: «Учитель», 2012.
17. Е. А. Подольская. Комплексы лечебной гимнастики для детей 5 – 7 лет. – Волгоград: «Учитель», 2011.
18. Г. А. Прохорова. Утренняя гимнастика для детей 2 – 7 лет. – М., 2007.
19. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. М.: Мозаика-Синтез, 2000. 256с.
20. Сочеванова Е.А. Вариативность содержания региональной программы по физической культуре дошкольников: Автореф.дис…канд.пед.наук. – СПб.
21. Филиппова С.О. Некоторые проблемы организации оздоровления детей в дошкольном учреждении// Актуальные проблемы физической культуры и спорта: сборник научно-методических трудов. – СПб.: Белл, 2009. С. 86-90.
22. Филиппова С.О. Физическая культура в системе образования дошкольников: Монография. СПб., 2002. С 11.
23. Т.Е. Харченко. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб: «Детство – Пресс», 2011.
24. Т.А. Шорыгина. Беседы о здоровье: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Минутки здоровья (программа "Здоровый дошкольник")
Эти упражнения для дошкольников в стихах для разных групп мышц, формирования правильной осанки и т.д....
Памятка для воспитателей "Семицветик - цветок здоровья" о нетрадиционных методах в лечебно - профилактическом направлении программы "Здоровья" по физическому развитию и оздоровлению детей в дошкольном учреждении.
Памятка для воспитателей "Семицветик - цветок здоровья" о нетрадиционных методах в лечебно - профилактическом направлении программы "Здоровья" по физическому развитию и оздоровлению детей в дошкольном...
Семинар на тему: "Особенности вариативных программ и образовательного процесса в различных ДОУ. Программа здоровье."
Программа «Здоровье» - комплексная система воспитания ребенка-дошкольника, здорового физически, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства. ...
Мастер-класс "В здоровом теле-здоровый дух" в рамках реализации программы "Здоровье"
мастер-класс предназначен для воспитателей доу....
Программа "Здоровье " по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.
В программе раскрываются концептуальные, организационные и содержательные подходы к организации здоровьесберегающей деятельности с детьми дошкольного возраста....
Программа здоровья "Здоровый малыш"
Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни были и сейчас рассматриваются первостепенной задачей детских садов. В связи с этим, в дошколь...
Программа «Здоровей-ка» по здоровьесберегающим технологиям, по освоению детьми младшей группы образовательной области «здоровье» в рамках направления «физическое развитие»
Пояснительная запискаЗдоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, к...
- Мне нравится (1)