РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по теме: «Формирование двигательных способностей посредством обучения основам игры в баскетбол»
рабочая программа по физкультуре (старшая, подготовительная группа) на тему

Максимова Галина Сергеевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по теме: «Формирование двигательных способностей 

посредством обучения основам игры в баскетбол»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_progr_basketbol.docx99.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 69»

«Утверждено»

заведующий МБДОУ

«Детский сад № 69»

__________Галкина Т.В.

                           (подпись)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по теме: «Формирование двигательных способностей

посредством обучения основам игры в баскетбол»

(старший дошкольный возраст)

Инструктор по физической культуре

Максимова Галина Сергеевна

Бийск, 2014 год

Содержание рабочей программы

I .  Целевой раздел…………………………………………………………………..

3

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………

3

1.2 Цель рабочей программы………………………………………………..

5

1.3 Задачи рабочей программы……………………………………………..

5

1.4 Принципы и подходы в организации образовательного процесса….

5

  1. Особенности развития детей дошкольного возраста (5 – 7 лет)……..

5

1.6 Планируемые результаты освоения  Программы…………………….………..

9

1.7 Баскетбол как метод физического воспитания……………………….

9

1.8 Формирование действий с мячом у детей старшего дошкольного возраста при обучении игре в баскетбол………………………………..

10

1.9 Особенности методики обучения……………………………………..

13

II. Содержательный раздел ……………………………………………………….

14

2.1 Расписание занятий ..……………………………………………..…….

14

2.2 Тематический план……………………………………………………...

15

III. Организационный раздел……………………………………………………...

39

3.1 Материально-технические средства………..…………………………………

39

3.2 Оценка уровня физической подготовленности………………………...

39

3.3 Работа с родителями…………………………………………………….

41

3.4 Список литературы, используемой педагогом…………………………

41

1.Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Рабочая программа по физической культуре второй младшей группы   МБДОУ «Детский сад №69  города Бийска»  (далее - Программа)  разработана на 2014-2015   учебный год в соответствии с основной образовательной программой учреждения, соответствующей действующим нормативным документам  (Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования,  Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва от "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций").

 Физическое воспитание - одно из необходимых условий правильного развития детей. Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, четность и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство дружбы. Полноценное физическое развитие детей возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания: природных факторов, гигиенических мероприятий и физических упражнений. Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают спортивные упражнения, а также элементы спортивных игр.

Овладение всеми видами спортивных упражнений имеет важное значение для разносторонней физической подготовленности детей.

В разделе физического воспитания «Программы воспитания в детском саду» действия детей с мячом включены начиная со второго года жизни. Они занимают значительное место среди других средств физического воспитания и усложняются от группы к группе за счет введения дополнительных заданий, а также более сложных способов выполнения. В подготовительной к школе группе, кроме подбрасывания мяча разными способами с различными заданиями, метаний на дальность и в цель, предусмотрено формирование навыков ведения, отбивания мяча, ловли, передачи, а также забрасывания мяча в корзину.

Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. Они формируют умения схватить, удержать, бросить предмет, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилия с расстоянием, развивают выразительность движения, пространственную ориентировку. В играх с мячом развиваются физические качества ребенка: быстрота, прыгучесть, сила. У детей дошкольного возраста еще слабо развита способность к точным движениям, поэтому любые действия с мячом оказывают положительное влияние на развитие этого качества. Упражнения и игры с мячом при соответствующей организации их проведения благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка. Упражнения с мячами различного веса и объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для шестилетнего ребенка готовящегося к обучению в школе. При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма. При обучении игре в баскетбол используются самые разнообразные действия с мячом, что обеспечивает необходимую физическую нагрузку на все группы мышц ребенка, особенно важны мышцы удерживающие позвоночник при формировании правильной осанки.

В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых черт детей. Такие игры приучают преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку.

В игре ребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действий. Эмоциональность, динамичность, разнообразие действий и игровых ситуаций в баскетболе привлекают детей старшего дошкольного возраста к этой игре.

Элементарные действия игры в баскетбол могут широко использоваться в старших и подготовительных к школе группах детского сада. В занятия при этом могут включаться и игры с мячом, и специальные упражнения по закреплению навыков владения им. Обучение детей основным приемам владения мячом в игровых условиях должно иметь целью достижение благоприятного физического развития и разносторонней двигательной подготовленности детей, а также ознакомление детей с баскетболом в доступной форме. Баскетбол – спортивная игра, требующая соответствующей физической, технической и тактической подготовки игроков, что достигается при помощи специальных и постоянных тренировок. Основное внимание должно быть направлено не на специальную подготовку, а на создание общих предпосылок успешного обучения спортивным играм в школе.

Программы физического воспитания в детском саду предусматривают изучения элементам баскетбола, поэтому более углубленно совершенствовать игру в баскетбол приемлемо на занятиях в спортивной секции.

Занятия в секции – это модель социума в миниатюре. Менее формализованная обстановка предоставляет больше возможностей опробовать различные модели поведения. А необходимость достижения общей цели вынуждены детей развивать навыки общения, учиться различать конфликты, отстаивать свое мнение и находить компромиссы.

Занятия в кружке способствуют развитию способностей, повышению самооценки. Посещая секцию, заниматься в которой действительно интересно, даже самый неуверенный ребенок обязательно добьется успеха, пусть небольшого, но очень важного для него. Эта маленькая победа укрепит веру ребенка в себя, в свои силы. Он станет более уверенным не только в ситуациях занятий, но и в жизни вообще.

  1. Цель рабочей программы

Целью рабочей программы является формирование двигательных способностей посредством обучения основам игры в баскетбол.

1.3 Задачи рабочей программы

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. Способствовать формированию у детей двигательных способностей, необходимых для игры в баскетбол
  2. Развивать умения и навыки владения мячом.
  3. Способствовать формированию потребности в ежедневной двигательной деятельности.

4. Развивать интерес к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активность в самостоятельной двигательной деятельности; интерес и любовь к спорту.

1.4 Принципы и подходы в организации

образовательного процесса

Программа опирается на научные принципы построения:

  • соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

1.5 Особенности развития детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время внимание педагогов, психологов, физиологов привлечено к дошкольному возрасту, поскольку практический опыт и многочисленные научные исследования свидетельствуют о существовании в данном периоде онтогенеза человека больших, зачастую неиспользуемых психофизиологических резервов развития ребенка.

Первые годы жизни ребенка характеризуются быстрыми темпами роста и развития организма. Интенсивно увеличиваются морфологические показатели: рост и масса тела.

Возраст 5-7 лет называют часто «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7-10 см. Но все-таки эти показатели у детей шестого года жизни чуть ниже, чем у воспитанников подготовительной к школе группы. По средним данным рост ребенка 5 лет составляет около 106,0- 107,0 см, а масса тела - 17,0-18,0 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц - 200,0 г, а роста - 0,5 см. Каждый возрастной этап характерен, кроме того, разной интенсивностью роста отдельных частей тела. В течение шестого года, быстро увеличиваются длина конечностей, ширина таза и плеч у детей обоего пола. Вместе с тем имеются индивидуальные различия в этих показателях, а также различия их у мальчиков и девочек. Окружность грудной клетки у девочек увеличивается интенсивнее, чем у мальчиков.

Антропометрические признаки (масса тела, рост, окружность грудной клетки, ширина таза, длина туловища и конечностей) в разной степени взаимосвязаны, и это влияет на физическую подготовленность детей, их физиометрические данные, в частности на величину показателей становой и кистевой динамометрии.

Эти данные свидетельствуют о том, что шестой год в описываемом плане неоднозначен. У мальчиков на протяжении года синхронизм, т. е. совпадение изменений основных антропометрических показателей, несколько снижается, нарушается. У девочек пяти лет он почти отсутствует, а к шести годам постепенно устанавливается.

Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) ребенка к пяти-шести годам еще не завершено. Каждая из 206 костей продолжает меняться по размеру, форме, строению, причем у разных костей фазы развития неодинаковы.

Позвоночный столб ребенка пяти-семи лет также чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях, например при частом поднятии ребенком тяжестей, нарушается осанка, появляется вздутый или отвислый живот, развивается плоскостопие, у мальчиков образуется грыжа. Поэтому воспитатель должен следить за посильностью нагрузок во время выполнения детьми трудовых поручений. Например, к выносу пособий на участок привлекают одновременно нескольких детей.

Эластичность и гибкость детской кости могут стать причиной травм не только конечностей, но и позвоночника (при падении с качелей, с рамы или багажника взрослого велосипеда, где любят катать дошкольников старшие братья-подростки).

У детей пяти-семи лет наблюдается и незавершенность строения стопы. В связи с этим необходимо предупреждать появление и закрепление у ребенка плоскостопия, причиной которого могут стать обувь на жесткой подошве большего, чем нужно, размера; излишняя масса тела; перенесенные заболевания. Воспитателю следует прислушиваться к жалобам детей на усталость и боль в ногах при ходьбе и стоянии.

В развитии мышц выделяют несколько «узловых» этапов. Один из них - это возраст шесть лет. К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают задания на ходьбу, бег, прыжки, но затрудняются в выполнении упражнений, требующих работы мелких мышц.

Развитие центральной нервной системы характеризуется ускоренным формированием ряда морфофизиологических признаков.

Так, дети старшего дошкольного возраста понимают сложные обобщения, образуемые на основе межфункциональных связей. Например, ранее они усвоили, что под понятием «одежда» подразумеваются различные предметы: пальто, платье, рубашка, брюки и др. Теперь они способны осознать, что игрушки, мебель, посуду объединяет то, что эти вещи сделаны руками человека. У детей расширяются представления об основных видах взаимосвязей между живой и неживой природой. Все это создает возможность сообщения дошкольникам систематизированных знаний.

На шестом году жизни ребенка совершенствуются основные нервные процессы: возбуждение и особенно торможение. В данный период несколько легче формируются все виды условного торможения (дифференцировочное, запаздывающее, условный тормоз и др.). Совершенствование дифференцировочного торможения благоприятно сказывается на соблюдении ребенком правил поведения. Дети чаще поступают, «как надо», и воздерживаются от недозволенного.

Старший дошкольник способен дифференцировать свои мышечные усилия. Поэтому на занятиях физической культурой он может выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить по заданию воспитателя от медленных движений к более быстрым. Во второй младшей и средней группах, играя в «ловишки», дети убегали при первом же движении водящего. Теперь они увертываются, отбегают, лишь оказавшись в непосредственной близости от него. Это пример запаздывающего торможения, обеспечивающего экономность реакций, действий.

Однако задания к детям, основанные на торможении, следует разумно дозировать, так как выработка тормозных реакций сопровождается изменением частоты сердечных сокращений, дыхания, что свидетельствует о значительной нагрузке на нервную систему.

Свойства нервных процессов (возбуждения и торможения) - сила, уравновешенность и подвижность также несколько совершенствуются. Дети быстрее отвечают на вопросы, меняют действия, движения, что позволяет увеличивать плотность занятий, включать в двигательные упражнения элементы, формирующие силу, скорость, выносливость.

Но все-таки свойства нервных процессов, особенно подвижность, развиты недостаточно. Ребенок порою медленно реагирует на экстренную просьбу, в необходимых случаях не может быстро по сигналу оттолкнуться, отскочить, отпрыгнуть и др.

Развитие сердечнососудистой и дыхательной систем. К пяти годам у ребенка по сравнению с периодом новорожденности размеры сердца увеличиваются в 4 раза. Так же интенсивно формируется и сердечная деятельность, но процесс этот не завершается даже у подростков. В первые годы жизни ребенка пульс его неустойчив и не всегда ритмичен. Средняя частота его к шести-семи годам составляет 92 - 95 ударов в минуту.

Размеры и строение дыхательных путей ребенка дошкольного возраста отличаются от таковых у взрослых.

Жизненная емкость легких у ребенка пяти-шести лет в среднем - 1100-1200 см3, но она зависит и от других факторов (длины тела, типа дыхания и др.). К семи годам у детей ярко выражен грудной тип дыхания. Число дыханий в минуту - в среднем 25. Максимальная вентиляция легких к шести годам примерно 42 дц3 воздуха в минуту.

Занятия физическими упражнениями с дошкольниками проводятся на протяжении дня в виде кратковременных имитационных движений и игр, в которых ребенок должен стремиться изображать по указанию взрослого знакомые ему образы.

Общий объем времени самостоятельной двигательной активности под руководством взрослых в детском саду и семье должен составлять, в младшем и среднем дошкольном возрасте 9-12 ч в неделю, в старшем - 12-14 ч, в том числе дома 3-5 ч. Рекомендуем проводить ежедневно утреннюю гимнастику (5-10 мин в зависимости от возраста малыша), трехразовые физкультурные занятия (от 35 мин для младших и до 45 мин для старших дошкольников), подвижные игры во время прогулок по 10-20 мин не менее 2 раз в день.

Основной принцип - выполнять с малышами физические упражнения, играя. Рекомендуется проводить занятия в форме рассказов, во время которых взрослый предлагает ребенку выполнить цепь последовательных движений, создавая ряд знакомых ему образов. Меньше объясняйте ребенку, больше показывайте. Объяснения же должны быть ясными и четкими и давать их надо бодрым, веселым голосом. Не забывайте следить за дыханием ребенка, приучите его дышать носом и не задерживать дыхание.

Для детей 5-6 лет количество упражнений в комплексе занятий соответственно увеличивается: 3-4 для рук, столько же для ног и 2-3 для туловища. Предусматриваются не только упражнения с мячом и палкой, но и с такими предметами, как веревка, обруч, булавы, мешочки с песком, длинная и короткая скакалки, а также разнообразные упражнения на снарядах (гимнастическая скамейка, лестница и т. д.), имеющихся в детских городках, на площадках, в спортивных залах.

Наряду с подвижными играми, гимнастикой для физического воспитания дошкольников можно использовать элементы спорта. Разнообразные спортивные развлечения позволяют всесторонне воздействовать на мышечную систему детей, укреплять их костный аппарат, развивать дыхательную и сердечнососудистую системы, регулировать обмен веществ.

Элементы спорта помогают значительно повысить возможности детского организма. Благодаря спортивным упражнениям дети овладевают техникой выполнения движений, отдельными техническими комбинациями спортивных игр, требующими взаимодействия с другими детьми, ориентирования в пространстве и времени. Спортивные развлечения способствуют обогащению эмоциональной сферы детей, воспитывают межличностные отношения на различных уровнях, формируют у них организационные умения.

Развлечения, спортивные упражнения в основном проводятся на свежем воздухе. Поэтому при подборе их следует учитывать сезонные, погодные условия. Так, в теплое время года предпочтение отдается бегу, играм с мячом, в кегли, городки, настольный теннис, бадминтон, элементам баскетбола, волейбола, купанию, плаванию, езде на велосипеде. Зимой - катанию на санках, играм со снежками, скольжению на беговых дорожках, ходьбе на лыжах, бегу на коньках.

Взрослые должны быть активными участниками в спортивных развлечениях, особенно в том случае, если действия незнакомы малышам.

Большое место в двигательной деятельности дошкольника занимают прыжки. Они способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата, развитию мышц ног, спины, брюшного пресса, вырабатывают сложную координацию движений. Результаты в прыжках можно использовать как одно из средств для оценки уровня физической подготовленности вашего ребенка, например, в прыжке в длину с места.

  1. Планируемые результаты освоения Программы
  1. У ребенка сформированы двигательные способности, необходимые для игры в баскетбол
  1. У ребёнка развиты умения и навыки владения мячом.
  2. У ребёнка сформированы потребности в ежедневной двигательной деятельности.
  1. У ребёнка развиты интерес к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активность в самостоятельной двигательной деятельности; интерес и любовь к спорту.

1.7 Баскетбол как метод физического воспитания

В разделе физического воспитания «Программы воспитания в детском саду» действия детей с мячом включены начиная со второго года жизни. Они занимают значительное место среди других средств физического воспитания и усложняются от группы к группе за счет введения дополнительных заданий, а также более сложных способов выполнения. В подготовительной к школе группе, кроме подбрасывания мяча разными способами с различными заданиями, метаний на дальность и в цель, предусмотрено формирование навыков ведения, отбивания мяча, ловли, передачи, а также забрасывания мяча в корзину.

Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. Они формируют умения схватить, удержать, бросить предмет, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилия с расстоянием, развивают выразительность движения, пространственную ориентировку. В играх с мячом развиваются физические качества ребенка: быстрота, прыгучесть, сила. У детей дошкольного возраста еще слабо развита способность к точным движениям, поэтому любые действия с мячом оказывают положительное влияние на развитие этого качества. Упражнения и игры с мячом при соответствующей организации их проведения благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка. Упражнения с мячами различного веса и объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для шестилетнего ребенка готовящегося к обучению в школе. При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма. При обучении игре в баскетбол используются самые разнообразные действия с мячом, что обеспечивает необходимую физическую нагрузку на все группы мышц ребенка, особенно важны мышцы удерживающие позвоночник при формировании правильной осанки.

В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых черт детей. Такие игры приучают преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку. В игре ребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действий. Эмоциональность, динамичность, разнообразие действий и игровых ситуаций в баскетболе привлекают детей старшего дошкольного возраста к этой игре.

Элементарные действия игры в баскетбол могут широко использоваться в старших и подготовительных к школе группах детского сада. В занятия при этом могут включаться и игры с мячом, и специальные упражнения по закреплению навыков владения им. Обучение детей основным приемам владения мячом в игровых условиях должно иметь целью достижение благоприятного физического развития и разносторонней двигательной подготовленности детей, а также ознакомление детей с баскетболом в доступной форме. Баскетбол - спортивная игра, требующая соответствующей физической, технической и тактической подготовки игроков, что достигается при помощи специальных и постоянных тренировок. Основное внимание должно быть направлено не на специальную подготовку, а на создание общих предпосылок успешного обучения спортивным играм в школе.

1.8 Формирование действий с мячом у детей старшего дошкольного возраста при обучении игре в баскетбол

Подвижная игра с мячом требует определенного напряжения мыслительной деятельности детей: анализа ситуации, принятия решения, соответствующего обстановке, предвидение возможных действий противника. Игра в баскетбол - командная, совместные действия игроков в ней обусловлены единой целью. Она сложна и эмоциональна, включает в себя быстрый бег, прыжки, метания, осуществляемые в оригинально задуманных комбинациях, проводимых при противодействии партнеров по игре. Игра в баскетбол отличается от подвижных игр большей определенностью. Состав команд ограничивается установленным числом участников, а продолжительность игры - определенным временем. Она имеет установленные правила, которые определяют точность двигательных действий, проводится при участии судьи. Обязательными являются, правильная разметка площадки, соответствующее оборудование и инвентарь.

Техника игры в баскетбол складывается из двух видов действий. Для одного из них характерны движения, выполняемы без мяча и с мячом в руках без передачи его партнеру. К ним относятся: стойка, остановки, повороты, прыжки, ложные движения. Второй вид действий более специфичный для баскетбола - ловля, передача, ведение и броски мяча в корзину.

Важнейшим принципом отбора содержания для начального обучения приемам игры в баскетбол детей дошкольного возраста является выделение тех действий с мячом и без него, которые составляют основу техники любой подвижной и спортивной игры с мячом; доступны детям старшего дошкольного возраста; дают наиболее эффективный результат в решении игровых задач. Отобранные для разучивания действия должны обеспечить соответствие необходимого для их усвоения напряжения сил с уровнем развития занимающихся.

Для успешного овладения действиями с мячом необходимо научить детей таким приемам перемещения, как стойка, бег, прыжки, повороты, остановки, а также действия с мячом: передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча, ловля двумя руками на уровне груди, ведение мяча правой рукой по прямой с изменением направления, при противодействии другого игрока, броски мяча в корзину двумя руками от груди и одной рукой от плеча.

Вначале основной задачей обучения является формирование определенных умений обращаться с мячом, ощущать его свойства и производить в соответствии с ними свои движения. Поэтому в этот период целесообразно дать много разнообразных действий, а также свободно поиграть с мячом. Рекомендуется игра «Играй, играй, мяч не теряй». Нужно добиться, чтобы детям понравились занятия с мячом, чтобы они после игр оставались довольными и с нетерпением ждали возможности еще поиграть. Веселье, смех - неизменные спутники ребенка.

Затем следует научить детей правильно держать мяч обеими руками на уровне груди, пальцы должны быть расставлены, кисти лежать сзади - сбоку, мышцы рук расслаблены. Не менее важно научить детей принимать и в дальнейшем сохранять основную стойку баскетболиста, из которой можно быстро, удобно и успешно выполнять любое действие с мячом и без мяча. При этом ноги согнуты в коленках, расставлены на ширине плеч, одна из них выставлена на полшага вперед. Тело направляется вперед, тяжесть его распределяется на обе ноги. Руки согнуты в локтях и находятся около туловища.

После того как дети научаться правильно стоять, держать мяч, передвигаться по площадке, можно учить их ловить мяч обеими руками, стоя на месте, затем с выходом навстречу летящему мячу, в стороны, назад и т. д. Неумение ребенка поймать мяч часто вызывает обиду. Он старается прижимать мяч руками к груди, а когда не успеет это сделать, мяч летит прямо в лицо. Летящий мяч необходимо встретить руками возможно раньше. Кисти с широко расставленными пальцами образуют как бы половину шара, в котором должен поместиться мяч. Нужно следить за полетом мяча. Как только мяч прикоснется к кончикам пальцев, необходимо захватить его и подтянуть к себе амортизирующим движением к себе.

Выполнение ловли мяча, а также других элементов баскетбола в разных условиях в сочетании с другими действиями способствуют совершенствованию изучаемого действия, умению в дальнейшем самостоятельно применять его в игровых ситуациях.

Параллельно ловле мяча необходимо обучать детей передачи мяча двумя руками от груди с места, а затем в движении. Детей следует передавать мяч из правильной стойки, держа его двумя руками на уровне груди. Они должны описать мячом небольшую дугу к туловищу - вниз - на грудь и, разгибая руки вперед, от себя посылать мяч, активным движением кисти, одновременно разгибая ноги. В процессе обучения передачи мяча необходимо напоминать детям, что локти следует опустить вдоль туловища, что нужно стараться бросать на уровне груди партнера, и что мяч следует сопровождать взглядом и руками.

Одним из наиболее важных действий с мячом является его ведение. Оно позволяет игроку, владея мячом, перемещаться по площадке. При ведении мяча дети приучаются передвигаться на слегка согнутых ногах, наклоняя тело несколько вперед. Рука, ведущая мяч, при этом согнута в локте, кисть со свободно расставленными пальцами накладывается на мяч сверху и от себя. Толчки мяча выполняются несколько сбоку от игрока, равномерно, согласованно с передвижением ребенка. Многие дети пытаются вести мяч прямо перед собой, ударяют по мячу сверху, что мешает продвижению вперед, не умеют сочетать ритм движения руки с ритмом работы ног, управлять мячом и поэтому часто теряют его. В результате систематического обучения ведению мяча у детей вырабатывается умение успешно управлять мячом даже без зрительного контроля, продвигаясь приставным шагом, изменяя темп бега, высоту отскока мяча и направление перемещения. Наиболее благоприятный ритмом ведения мяча для детей дошкольного возраста является такой, при котором на два шага ребенка приходится один удар мячом по площадке.

Передачи мяча и броски его в корзину являются сходными по своей структуре движениями, детей подготовительной к школе группы следует учить броску мяча в корзину с места или с фиксацией остановки после ловли и ведения мяча. Бросать мяч в корзину двумя руками от груди с места следует из такого же исходного положения, как и в способе передачи мяча. Удерживая мяч на уровне груди, ребенок должен описать небольшую дугу вниз - на себя и, выпрямляя руки вверх, направить мяч к цели с одновременным разгибанием ног. Кисти и пальцы раскрываются, выполняя направляющий толчок. С самого начала обучения надо обратить внимание на то, чтобы дети бросали мяч, стоя в правильной стойке, прицеливались, сопровождали мяч взглядом, не выводили локти в сторону.

1.9 Особенности методики обучения

При разучивании ловли, передачи, ведения и бросков мяча подводящие упражнения играют важную роль. Они имеют существенное сходство с основным изучаемым действием, но являются более простыми и более легкими для детей. Подводящие упражнения позволяют выделить главное звено изучаемого движения, что облегчает освоение двигательного действия.

На начальном этапе формирования навыков владения мячом внимание ребенка должно быть направлено на качество выполнения движения, а не на достижение при помощи этого движения определенного результата. Если дети еще полностью не усвоили новое движение, навык еще не сформирован, то соревнования на скорость выполнения движения способствует не правильному их закреплению. Но это не значит, что на начальном этапе формирования действий с мячом основным методом обучения должно быть только упражнение. Широкое применение игрового метода возможно уже с самого начала. Используя игры и игровые упражнения, которые могут составлять 60-70%, удовлетворим желание детей играть. Эффективно использование подвижных игр, где каждый играющий действует за себя, в сочетании с обучением.

В дальнейшем целесообразно применять подвижные игры, в которых результат команды зависит от участия каждого ребенка действующего независимо от своих партнеров. Такие игры повышают ответственность ребенка перед командой и побуждают его действовать наиболее эффективным способом, мобилизуя максимальные усилия для достижения наилучшего результата.

После того как дети научаться правильно ловить, передавать, вести и бросать мяч четко, в быстром темпе, без особых усилий появляется возможность играть в более сложные, более близкие к баскетболу, а также в баскетбол по упрощенным правилам. В таких играх дети должны взаимодействовать с мячом, что повышает активность и создает условия для быстрейшего и осмысленного формирования навыков действий с мячом.

При обучении элементам баскетбола особенно важно обеспечить сознательное их усвоение. Понимание детьми смысла движений ускоряет процесс формирования двигательных навыков, а также, что особенно важно, способствует умению в последующих играх самостоятельно подбирать эффективные действия и целесообразно их применять. Сознательное отношение к действиям с мячом возникает у детей только при условии, если воспитатель разъясняет их значение в различных ситуациях применения, объясняет, почету именно так они должны выполняться. Ребенок должен знать, почему в той или иной игровой обстановке более целесообразно применять те или иные действия, выполнять их определенным способом, с определенной скорость и в определенном направлении. Например, детям нужно объяснить, что вести мяч в игре следует только в том случае, если не можешь передать его партнеру. При приближении защитника более безопасно вести мяч дальней от него рукой и с низким отскоком. Не надо спешить, вести мяч лучше ближе к цели или на более свободное место для передачи мяча партнеру.

Для сознательного отношения ребенка к действиям с мячом недостаточно разъяснений и показа: необходимо дать возможность ребенку упражняться, действовать, активно применять полученные знания в игровой деятельности. Только при сочетании объяснения техники действий с показом и упражнениями самих детей у ребенка возникает сознательное отношение к действиям с мячом, умение целесообразно пользоваться ими в игровой деятельности.

В играх с мячом необходимо учить детей согласовывать свои действия с действиями товарищей на основе дружеских взаимоотношений и сплоченности. Для этого в группе можно создать постоянные команды, поощрять верность друзьям по команде, предостерегая детей от перехода на сторону противника, хотя этим условным противником и являются дети своей группы.

В играх с мячом следует вырабатывать у детей привычку поступаться личными интересами ради достижения общей цели. Для этого можно использовать ограничение действий с мячом ввести дополнительные требования. Например: ограничение расстояния ведения мяча, включение задания бросать мяч ловцу после того, как мяч обойдет всех игроков команды.

Часто в играх с мячом возникает необходимость оказывать помощь игроку, попавшему в затруднительное положение, при этом иногда приходится рисковать любимой ролью в игре. К этому следует приучать детей.

В качестве одного из тактических элементов во многих играх с мячом допускается и поощряется применение игроками отвлекающих действий. Они направлены на то, чтобы отвлечь внимание противника путем ложных действий, предшествующих основным, с целью обыгрывания его. Дети старшего дошкольного возраста усваивают такие действия с мячом и без мяча. За отвлекающие действия ребята поощрялись тогда, когда это помогало освободиться от опеки товарища, выйти на свободное место для получения мяча или занять удобную позицию для броска мяча в корзину или его передачи. Необходимо постоянно следить за тем, чтобы не допускался обман, являющийся прямым нарушением правил игры.

2. Содержательный раздел

2.1 Расписание занятий

Возраст детей: 5 – 7 лет.

Расписание организованной образовательной деятельности: вторник, четверг, 2 половина дня, 30 мин.

Срок освоения.1 год.

Форма деятельности: групповые занятия, совместная деятельность, индивидуальные занятия.

Форма контроля: наблюдение, анализ, диагностика уровня физической подготовленности.

2.2 Тематический план

Месяц

Тема занятия

Краткий ход занятия

Совместная деятельности педагога с детьми

Сентябрь

Диагностика уровня физической подготовленности (2 занятия)

1 Вводное занятие

Беседа о правилах поведения на игровом поле, об игре в баскетбол. Краткая характеристика названия слова «Баскетбол». Видеофрагменты.

Беседа, анализ видеофрагментов

2 Знакомство с баскетбольным мячом

Заинтересовать детей игрой в баскетбол, с основной стойкой баскетболиста.

• Игра с бегом «Найди свой цвет» (бег врассыпную и построение по сигналу вокруг своих обручей в стойке баскетболиста) .

• Эстафета «По кочкам» (по сигналу ребёнок прыгает из обруча в обруч на двух ногах, обегает флажок и бежит обратно, становясь в конец колонны) .

• Упражнения:

1. Бросок мяча вниз и ловля его после отскока.

2. Бросок мяча вверх и ловля его обеими руками.

• Игра-упражнение «Светофор» (дети свободно играют с мячом, когда воспитатель держит флажок; когда красный флажок дети принимают стойку баскетболиста.)

Анализ, игра.

3 Бросок и ловля мяча

Учить правильно держать мяч, ловить его после отскока от пола.

• Игра с бегом «Вышло солнце из-за речки» (со словами «Вышло солнце из-за речки, разбросало золоты колечки. Кто на речку пойдёт, тот колечко найдёт», дети подскоками передвигаются по залу; по сигналу строятся вокруг своего обруча и принимают стойку баскетболиста) .

• Упражнения:

1. Броски и ловля мяча.

2. Бросок мяча вверх и ловля его после отскока от пола.

• Игра-эстафета «Три мяча» (первый ребёнок берёт три мяча, переносит, стараясь не уронить, в обруч; следующий – несёт обратно) .

• Игра-эстафета «Передай мяч» (дети стоят в двух шеренгах на расстоянии вытянутых рук и передают мяч, стараясь не уронить.

Анализ, игра.

4 Бег в сочетании с ходьбой

Учить передвигаться бегом в сочетании с ходьбой, прыжками, остановками, поворотами, приставным шагом; познакомить с броском мяча об стену, правильному положению пальцев при ловле мяча.

• Игра с прыжками «По кочкам» (кто быстрее пропрыгает из обруча в обруч на двух ногах) .

• Упражнения:

1. Встать в круг и передвигаться приставным шагами вправо-влево, меняя направление, по сигналу воспитателя.

2. Бросок и ловля мяча в воздухе, от пола, от стены.

• Игра-эстафета «Передай мяч сверху» (передавать мяч от начала до конца колонны над головой).

Анализ, игра.

5 Передача мяча

Учить правильной передаче мяча (описать мячом небольшую дугу к туловищу-вниз-на грудь и, разгибая руки вперёд, от себя послать мяч активным движением кисти, одновременно разгибая ноги, перебрасывать мяч друг другу от груди.

• Упражнения:

1. Бросок и ловля мяча в воздухе, от пола, от стены.

2. Игра «Школа мяча»

Броски в парах двумя руками от груди.

Броски в парах от пола-к партнёру.

Броски в парах от стены-к партнёру.

3. Передача мяча в шеренге, по кругу (право, влево) .

• Игра –упражнение «Выбей мяч из обруча» (выбить своим мячом мяч, лежащий в обруче, на расстоянии 2-3 м) .

• Игра – эстафета «Туннель с мячом»(дети встают в две колонны, ноги на ширине плеч; первый ребёнок прокатывает мяч между ног игроков последнему; последний берёт мяч, бежит, встаёт первым и прокатывает мяч последнему).

Анализ, игра.

6 «Занимательные эстафеты»

«Слушай и выполняй».

Определение степени усвоения детьми физических упражнений.

Анализ.

Октябрь

7 Удары мяча об пол одной рукой и ловля его двумя руками

Учить ударам об пол, закреплять навык передаче мяча.

• Игра с бегом «Серпантин» (рассчитаться в шеренге на первый-второй; первые стоят на месте, вторые бегают «змейкой» вокруг них, возвращаясь по прямой в начало шеренги; затем меняются местами) .

• Упражнения:

1. Удары мяча об пол одной рукой и ловля его двумя руками.

2. Удары мяча об пол правой рукой и ловля левой и наоборот.

• Игра «Школа мяча» (см. занятие 5)

Анализ, игра.

8 Отбивание мяча

Учить отбивать мяч, закреплять точность выполнения действий с мячом.

• Игра с бегом «Ручей» (бег, взявшись за руки вполоборота, до кегли) .

• Упражнения:

1. Удары мяча об пол.

2. Отбивание мяча на месте правой, левой рукой.

• Игра в парах «Школа мяча» (см занятие 5)

• Подвижная игра «Мяч соседу» (Дети встают в круг спиной в центр; водящий бегает по кругу, стараясь коснуться мяча, который играющие передают от одного к другому).

Анализ, игра.

9 «Веселые старты».

Определить степень усвоения детьми навыков владения мячом.

Анализ.

10 Ведение мяча

Учить ведению мяча, развивать реакцию на мяч.

• Игра с бегом «Ручей» (см. занятие 8)

• Упражнения:

1. Отбивание мяча на месте правой, левой рукой

2. Ведение мяча.

• Игра в парах «Школа мяча» (см. занятие 5)

• Подвижная игра «Мяч соседу» (см. занятие 8)

Анализ, игра.

11 Метание мяча в баскетбольный щит

Учить метанию мяча в баскетбольный щит, тренировать навык ведения мяча.

• Игра с бегом «Задний ход» (дети по трое, взявшись за руки, спиной вперёд бегут до кегли и обратно) .

• Упражнения:

1. Отбивание и ведение мяча

2. Метание мяча в баскетбольный щит.

• Игра «Мяч - в центр» (дети встают в два круга; капитан в центре передаёт мяч игрокам, а они возвращают его обратно).

Анализ, игра.

12 Бросок мяча в корзину двумя руками от груди

Учить бросать мяч в корзину двумя руками от груди, развивать быстроту и ловкость.

• Игра с бегом «Задний ход» (см. занятие 11)

• Упражнения:

1. Отбивание и ведение мяча.

2. Метание мяча в баскетбольный щит.

3. Бросок мяча в корзину двумя руками от груди.

•Игра «Школа мяча» (см. занятие 5)

Анализ, игра.

13 Бросок об пол- в стену-поймать.

Закрепить основную стойку, действия с мячом и технику перемещения.

• Игра – упражнение «Светофор» (см. занятие 2)

• Упражнения:

1. Отбивание мяча, ведение, бросок в корзину.

2. Бросок об пол – в стену-поймать.

3. Броски в парах от груди двумя руками, от плеча одной рукой, с отскоком от пола, от стены.

• Игра «Мяч в центр» (см. занятие 11).

Анализ, игра.

14 Ловля мяча и передача его одной рукой от груди

Учить ловить мяч, летящий на разной высоте (на уровне груди, над головой, сбоку, снизу, у пола,

• Игра с бегом «Ручей»(см. занятие 8)

• Упражнения:

1. Передача мяча двумя руками от груди при движении парами.

2. Ловля мяча и передача его одной рукой от груди.

3. «Школа мяча»

• Игра «Гонка мячей по кругу» (встать в круг, рассчитаться на первый-второй; первые номера- одна команда, вторые-другая; капитаны с мячом стоят рядом и передают его по кругу в разные стороны через одного игроку своей команды).

Анализ, игра.

Ноябрь

15 Ловля мяча в движении

Учить ловить мяч в движении, развивать быстроту и ловкость, закладывать в детях борцовские качества умение выигрывать и проигрывать.

• Игра с бегом «Пятнашки с мячом»(у водящего мяч, которым он «салит» игроков) .

• Упражнения:

1. Отбивание, ведение и бросок в корзину

2. Ловля мяча и передача его одной рукой от груди в движении

3. Передача мяча в шеренге, по кругу.

4. Передача мяча в колонах с переходом в конец своей, а затем противоположной колоны.

• Игра в парах «Лови, бросай, падать не давай» (перебрасывание мяча друг другу разными способами, в темпе) .

• Игра в тройках «Собачка» (перебрасывание мяча в парах, третий – ловит) .

• Подвижная игра «Вертушка» (дети, передвигаясь по кругу, бросают мяч в центр об пол, так чтобы он отскочил к другому играющему; передвигаются сначала в медленном, потом в быстром темпе).

Анализ, игра.

16 Ведение мяча с остановкой и передачей его партнёру.

Отрабатывать ведение мяча одной рукой, передавая его из одной руки в другую, передвигаясь в разных направлениях, останавливаясь и снова передвигаясь по сигналу; учить командным взаимодействиям.

• Игра с бегом «Пятнашки цепью» (игрок, которого «осалили», берёт водящего за руку и бежит с ним дальше; каждый последующий присоединяется к ним, образуя цепь) .

• Упражнения:

1. Ведение мяча на месте поочерёдно правой левой рукой; вокруг себя; продвигаясь шагом с изменением направления скорости и высоты отскока мяча.

2. Ведение мяча, остановка и передача партнёру.

Анализ, игра.

17 Соревнования, эстафета.

Соревнования:

1. «Дойди – не урон» (ведение мяча до черты или по кругу) .

2. Будь ловким» (ведение мяча с преодолением препятствий)

• Эстафета «С двумя мячами на встречу» (Команды стоят во встречных колоннах; ведя мяч обойти колону соперников сзади, передать мяч следующему игроку, встать в конец колоны).

Анализ.

18 Ведение мяча с выбиванием его друг у друга.

Познакомить с броском мяча в корзину от плеча, после ведения, после ловли; учить взаимодействиям в тройках.

• Игра с бегом «Пятнашки в тройках» (задача водящего- запятнать первого игрока, которого прикрывает второй) .

• Упражнения:

1. Ведение мяча, передача в движении, бросок в корзину двумя руками от груди с места.

2. Бросок мяча в корзину после ведения.

3. Бросок мяча в корзину одной рукой от плеча после ловли.

4. Один игрок ведёт мяч, другой старается отобрать его и ведёт сам.

• Подвижная игра «Вертушка» (см. занятие 15)

Анализ, игра.

19 Соревнования, эстафета.

Соревнования:

1.«Попади в корзину» (бросок мяча в корзину разными способами, с разных точек) .

2.«Меткие стрелки» (попадание мяча в обруч)

• Эстафета «С двумя мячами на встречу» (см. занятие 16)

Анализ.

20 Поле, его линии и розыгрыш мяча.

Познакомить с розыгрышем начального и спорного броска; развивать быстроту и ловкость, технику ведения мяча на месте и в движении с противодействием.

Беседа. Игровая площадка прямоугольной формы. Она размечена линиями, которые имеют свои названия и назначения. Вдоль длинных сторон- боковые; вдоль коротких- лицевые. Линия, которая делит площадку пополам, -средняя. Та часть площадки, где находится корзина твоей команды, называется своей площадкой. Около каждой корзины имеется линия штрафного броска. В центре площадки- центральный круг. Игра начинается в центральном круге. Здесь производится розыгрыш начального броска. Розыгрыш начального и спорного бросков производится: при начале каждого периода; при задержке мяча, когда два игрока из противоположных команд держат мяч одновременно; при выходе мяча из игры от одновременного касания игроками обеих команд; когда мяч застревает в корзине; когда игроками совершена обоюдная ошибка.

• Игра с бегом «Догони партнёра» (пары игроков располагаются вдоль лицевой линии на расстоянии 2 метров в затылок друг другу и выполняют упражнения в упоре лёжа, сидя, в присяде; по сигналу первые игроки устремляются к противоположной линии, а вторые стараются догнать их) .

• Упражнения:

1. Ведение мяча и бросок в корзину.

2. Дети ведут мячи, стараясь выбить их друг у друга.

• Игра – упражнение «Классы» (перед корзиной проводят несколько линий: каждая на один шаг дальше; дети бросают мяч из каждой зоны, стараясь добраться до последней линии).

Анализ, игра.

21 Командные игры

Совершенствовать технику броска и ведения мяча; развивать координацию движений; учит командному взаимодействию.

• Игра сбегом «Один хвост хорошо, а два лучше»(игроки с мячами произвольно располагаются на площадке; у каждого сзади «хвост»- верёвочка; ведя мяч, нужно оторвать как можно больше хвостов) .

• Упражнения:

1. Бросок вдвоём (один ребёнок ведёт мяч, подаёт его другому, тот забрасывает его в корзину) .

2. Розыгрыш начального и спорного броска.

• Командная игра «Вызов по номерам»(дети в каждой команде рассчитываются по порядку; названные номера выбегают вперёд, берут мячи, ведут их и забрасывают в кольцо; за первое попадание насчитываются очки)

• Командная игра «Перестрелка»(в середине площадки линия, в 20 шагах от центра с двух сторон ещё по одной линии- плен; каждая команда со своего поля стремится «осалить» мячом игроков другой команды, которые идут за линию плена на сторону противника; пленных можно выручать, перебросив мяч через поле противника, чтобы пленник поймал его) .

• Игра «Баскетбол»( 1 тайм).

Анализ, игра.

Декабрь

22 Подвижные игры с мячом.

ОРУ, разминка с мячами.

«Играй, играй мяч не теряй».

Задачи. Учить детей слушать сигнал, дать им почувствовать физические качества мяча, формировать умения управлять мячом и играть с ним не мешая товарищу, находить свободное место на площадке.

Описание игры. Все дети располагаются на площадке  и каждый играет с мячом по своему усмотрению. После сигнала воспитателя все должны как можно быстрее поднять мяч вверх. Опоздавшие получают штрафное очко. Игра повторяется.

Варианты. После сигнала воспитателя все игроки должны правильно держать мяч или принять стойку баскетболиста.

Методические указания. Перед игрой воспитатель называет движение с мячом, которые дети могут выполнять.

Анализ, игра.

23 Поле, его линии и розыгрыш мяча.

Повторить розыгрыш начального и спорного броска; развивать быстроту и ловкость, технику ведения мяча на месте и в движении с противодействием.

• Игра с бегом «Догони партнёра» (пары игроков располагаются вдоль лицевой линии на расстоянии 2 метров в затылок друг другу и выполняют упражнения в упоре лёжа, сидя, в присяде; по сигналу первые игроки устремляются к противоположной линии, а вторые стараются догнать их) .

• Упражнения:

1. Ведение мяча и бросок в корзину.

2. Дети ведут мячи, стараясь выбить их друг у друга.

• Игра – упражнение «Классы» (перед корзиной проводят несколько линий: каждая на один шаг дальше; дети бросают мяч из каждой зоны, стараясь добраться до последней линии).

Анализ, игра.

24 «Веселые старты».

Определить степень усвоения детьми навыков владения мячом.

Анализ.

25 Соревнования, эстафета.

Соревнования:

1.«Попади в корзину» (бросок мяча в корзину разными способами, с разных точек) .

2.«Меткие стрелки» (попадание мяча в обруч)

• Эстафета «С двумя мячами на встречу» (см. занятие 16)

Анализ.

26 Ловля мяча в движении

Повторяем умение ловить мяч в движении, развивать быстроту и ловкость, закладывать в детях борцовские качества умение выигрывать и проигрывать.

• Игра с бегом «Пятнашки с мячом»(у водящего мяч, которым он «салит» игроков) .

• Упражнения:

1. Отбивание, ведение и бросок в корзину

2. Ловля мяча и передача его одной рукой от груди в движении

3. Передача мяча в шеренге, по кругу.

4. Передача мяча в колонах с переходом в конец своей, а затем противоположной колоны.

• Игра в парах «Лови, бросай, падать не давай» (перебрасывание мяча друг другу разными способами, в темпе) .

• Игра в тройках «Собачка» (перебрасывание мяча в парах, третий – ловит) .

• Подвижная игра «Вертушка» (дети, передвигаясь по кругу, бросают мяч в центр об пол, так чтобы он отскочил к другому играющему; передвигаются сначала в медленном, потом в быстром темпе).

Анализ, игра.

27 Ловля мяча и передача его одной рукой от груди

Повторяем: ловить мяч, летящий на разной высоте (на уровне груди, над головой, сбоку, снизу, у пола,

• Игра с бегом «Ручей»(см. занятие 8)

• Упражнения:

1. Передача мяча двумя руками от груди при движении парами.

2. Ловля мяча и передача его одной рукой от груди.

3. «Школа мяча»

• Игра «Гонка мячей по кругу» (встать в круг, рассчитаться на первый-второй; первые номера- одна команда, вторые-другая; капитаны с мячом стоят рядом и передают его по кругу в разные стороны через одного игроку своей команды).

Анализ, игра.

28 Соревнования, эстафета.

Соревнования:

1. «Дойди – не урони» (ведение мяча до черты или по кругу).

2. Будь ловким» (ведение мяча с преодолением препятствий)

• Эстафета «С двумя мячами на встречу» (Команды стоят во встречных колоннах; ведя мяч обойти колону соперников сзади, передать мяч следующему игроку, встать в конец колоны).

Анализ.

Январь

29 Ведение мяча с остановкой и передачей его партнёру.

Отрабатывать ведение мяча одной рукой, передавая его из одной руки в другую, передвигаясь в разных направлениях, останавливаясь и снова передвигаясь по сигналу; учить командным взаимодействиям.

• Игра с бегом «Пятнашки цепью» (игрок, которого «осалили», берёт водящего за руку и бежит с ним дальше; каждый последующий присоединяется к ним, образуя цепь) .

• Упражнения:

1. Ведение мяча на месте поочерёдно правой левой рукой; вокруг себя; продвигаясь шагом с изменением направления скорости и высоты отскока мяча.

2. Ведение мяча, остановка и передача партнёру.

Анализ, игра.

30 Подвижные игры с мячом.

ОРУ, разминка с мячами.

«10 передач». Задачи. Учить детей передавать-ловить мяч, развивать умения согласовывать действия с товарищами, воспитывать стремление помочь товарищу правильно выполнять движения. Описание игры. Дети становятся парами на расстоянии 1,5-2 метра друг от друга. У каждой пары мяч. По сигналу дети начинают передавать мяч друг другу заданным способом, стараясь не уронить его на землю. Побеждает пара, быстрее сделавшая 10 передач без падения мяча. Методические указания. Обращать внимание детей на то, что мяч необходимо ловить, не касаясь им груди, а бросать его партнеру на уровне груди.

Анализ, игра.

31 Ведение мяча с остановкой и передачей его партнёру.

Отрабатывать ведение мяча одной рукой, передавая его из одной руки в другую, передвигаясь в разных направлениях, останавливаясь и снова передвигаясь по сигналу; учить командным взаимодействиям.

• Игра с бегом «Пятнашки цепью» (игрок, которого «осалили», берёт водящего за руку и бежит с ним дальше; каждый последующий присоединяется к ним, образуя цепь) .

• Упражнения:

1. Ведение мяча на месте поочерёдно правой левой рукой; вокруг себя; продвигаясь шагом с изменением направления скорости и высоты отскока мяча.

2. Ведение мяча, остановка и передача партнёру.

Анализ, игра.

32 Поле, его линии и розыгрыш мяча.

Розыгрыш начального и спорного броска; развивать быстроту и ловкость, технику ведения мяча на месте и в движении с противодействием.

• Игра с бегом «Догони партнёра» (пары игроков располагаются вдоль лицевой линии на расстоянии 2 метров в затылок друг другу и выполняют упражнения в упоре лёжа, сидя, в присяде; по сигналу первые игроки устремляются к противоположной линии, а вторые стараются догнать их) .

• Упражнения:

1. Ведение мяча и бросок в корзину.

2. Дети ведут мячи, стараясь выбить их друг у друга.

• Игра – упражнение «Классы» (перед корзиной проводят несколько линий: каждая на один шаг дальше; дети бросают мяч из каждой зоны, стараясь добраться до последней линии).

Анализ, игра.

33 Командные игры

ОРУ, упражнения с мячом.

Командная игра «Вызов по номерам»(дети в каждой команде рассчитываются по порядку; названные номера выбегают вперёд, берут мячи, ведут их и забрасывают в кольцо; за первое попадание насчитываются очки).

• Командная игра «Перестрелка»(в середине площадки линия, в 20 шагах от центра с двух сторон ещё по одной линии- плен; каждая команда со своего поля стремится «осалить» мячом игроков другой команды, которые идут за линию плена на сторону противника; пленных можно выручать, перебросив мяч через поле противника, чтобы пленник поймал его) .

• Игра «Баскетбол» (1 тайм).

Анализ, игра.

34 Соревнования, эстафета.

Соревнования:

1. «Дойди – не урони» (ведение мяча до черты или по кругу) .

2. Будь ловким» (ведение мяча с преодолением препятствий)

• Эстафета «С двумя мячами на встречу» (Команды стоят во встречных колоннах; ведя мяч обойти колону соперников сзади, передать мяч следующему игроку, встать в конец колоны).

Анализ.

Февраль

35 Ловля мяча в движении

Закрепляем умение ловить мяч в движении, развивать быстроту и ловкость, закладывать в детях борцовские качества умение выигрывать и проигрывать.

• Игра с бегом «Пятнашки с мячом»(у водящего мяч, которым он «салит» игроков) .

• Упражнения:

1. Отбивание, ведение и бросок в корзину

2. Ловля мяча и передача его одной рукой от груди в движении

3. Передача мяча в шеренге, по кругу.

4. Передача мяча в колонах с переходом в конец своей, а затем противоположной колоны.

• Игра в парах «Лови, бросай, падать не давай» (перебрасывание мяча друг другу разными способами, в темпе) .

• Игра в тройках «Собачка» (перебрасывание мяча в парах, третий – ловит) .

• Подвижная игра «Вертушка» (дети, передвигаясь по кругу, бросают мяч в центр об пол, так чтобы он отскочил к другому играющему; передвигаются сначала в медленном, потом в быстром темпе).

Анализ, игра.

36 Ловля мяча и передача его одной рукой от груди

Повторяем: ловить мяч, летящий на разной высоте (на уровне груди, над головой, сбоку, снизу, у пола,

• Игра с бегом «Ручей»(см. занятие 8)

• Упражнения:

1. Передача мяча двумя руками от груди при движении парами.

2. Ловля мяча и передача его одной рукой от груди.

3. «Школа мяча»

• Игра «Гонка мячей по кругу» (встать в круг, рассчитаться на первый-второй; первые номера- одна команда, вторые-другая; капитаны с мячом стоят рядом и передают его по кругу в разные стороны через одного игроку своей команды).

Анализ, игра.

37 Подвижные игры с мячом.

ОРУ, разминка с мячами.

«Обгони мяч». Задачи. Учить передавать, ловить мяч, воспитывать ответственность перед командой.

Описание игры. Играют 2 или 4 команды. Игроки каждой команды становятся по кругу и выбирают водящих, которые имеют мяч. После сигнала воспитателя водящие отдают мяч игроку, стоящему справа от них, а сами бегут влево, обегают круг и становятся на свое место. Получившие мяч передают следующим справа и т. д. Когда первый возвращается на свое место, бежит следующий игрок. Игра продолжается до тех пор, пока все не обегут круг, а мяч не возвратится к водящему. Выигрывает команда, быстрее закончившая игру.

Анализ, игра.

38 Соревнования, эстафета.

Соревнования:

1.«Попади в корзину» (бросок мяча в корзину разными способами, с разных точек).

2.«Меткие стрелки» (попадание мяча в обруч)

• Эстафета «С двумя мячами на встречу» (см. занятие 16)

Анализ.

39 Ведение мяча с выбиванием его друг у друга.

Бросок мяча в корзину от плеча, после ведения, после ловли; учить взаимодействиям в тройках.

• Игра с бегом «Пятнашки в тройках» (задача водящего- запятнать первого игрока, которого прикрывает второй) .

• Упражнения:

1. Ведение мяча, передача в движении, бросок в корзину двумя руками от груди с места.

2. Бросок мяча в корзину после ведения.

3. Бросок мяча в корзину одной рукой от плеча после ловли.

4. Один игрок ведёт мяч, другой старается отобрать его и ведёт сам.

• Подвижная игра «Вертушка» (см. занятие 15)

Анализ, игра.

40 Ведение мяча с остановкой и передачей его партнёру.

Отрабатывать ведение мяча одной рукой, передавая его из одной руки в другую, передвигаясь в разных направлениях, останавливаясь и снова передвигаясь по сигналу; учить командным взаимодействиям.

• Игра с бегом «Пятнашки цепью» (игрок, которого «осалили», берёт водящего за руку и бежит с ним дальше; каждый последующий присоединяется к ним, образуя цепь) .

• Упражнения:

1. Ведение мяча на месте поочерёдно правой левой рукой; вокруг себя; продвигаясь шагом с изменением направления скорости и высоты отскока мяча.

2. Ведение мяча, остановка и передача партнёру.

Анализ, игра.

41 Командные игры

ОРУ, упражнения с мячом.

Командная игра «Вызов по номерам»(дети в каждой команде рассчитываются по порядку; названные номера выбегают вперёд, берут мячи, ведут их и забрасывают в кольцо; за первое попадание насчитываются очки).

• Командная игра «Перестрелка»(в середине площадки линия, в 20 шагах от центра с двух сторон ещё по одной линии- плен; каждая команда со своего поля стремится «осалить» мячом игроков другой команды, которые идут за линию плена на сторону противника; пленных можно выручать, перебросив мяч через поле противника, чтобы пленник поймал его) .

• Игра «Баскетбол»(1 тайм).

Анализ, игра.

42 Соревнования, эстафета.

Соревнования:

1. «Дойди – не урон» (ведение мяча до черты или по кругу) .

2. Будь ловким» (ведение мяча с преодолением препятствий)

• Эстафета «С двумя мячами на встречу» (Команды стоят во встречных колоннах; ведя мяч обойти колону соперников сзади, передать мяч следующему игроку, встать в конец колоны).

Анализ.

Март

43 «Веселые старты».

Определить степень усвоения детьми навыков владения мячом.

Анализ.

44 Поле, его линии и розыгрыш мяча.

Розыгрыш начального и спорного броска; развивать быстроту и ловкость, технику ведения мяча на месте и в движении с противодействием.

• Игра с бегом «Догони партнёра» (пары игроков располагаются вдоль лицевой линии на расстоянии 2 метров в затылок друг другу и выполняют упражнения в упоре лёжа, сидя, в присяде; по сигналу первые игроки устремляются к противоположной линии, а вторые стараются догнать их) .

• Упражнения:

1. Ведение мяча и бросок в корзину.

2. Дети ведут мячи, стараясь выбить их друг у друга.

• Игра – упражнение «Классы» (перед корзиной проводят несколько линий: каждая на один шаг дальше; дети бросают мяч из каждой зоны, стараясь добраться до последней линии).

Анализ, игра.

45 Соревнования, эстафета.

Соревнования:

1.«Попади в корзину» (бросок мяча в корзину разными способами, с разных точек) .

2.«Меткие стрелки» (попадание мяча в обруч)

• Эстафета «С двумя мячами на встречу» (см. занятие 16)

Анализ.

46 Ведение мяча с выбиванием его друг у друга.

Бросок мяча в корзину от плеча, после ведения, после ловли; учить взаимодействиям в тройках.

• Игра с бегом «Пятнашки в тройках» (задача водящего- запятнать первого игрока, которого прикрывает второй) .

• Упражнения:

1. Ведение мяча, передача в движении, бросок в корзину двумя руками от груди с места.

2. Бросок мяча в корзину после ведения.

3. Бросок мяча в корзину одной рукой от плеча после ловли.

4. Один игрок ведёт мяч, другой старается отобрать его и ведёт сам.

• Подвижная игра «Вертушка» (см. занятие 15)

Анализ, игра.

47 Подвижные игры с мячом

ОРУ, разминка с мячами.

«За мячом». Задачи. Учить передавать, ловить мяч двумя руками от груди, развивать умения ориентироваться на площадке, воспитывать ответственность перед командой.

Описание игры. Дети делятся на несколько команд. Каждая команда делится на  две колонны, которые становятся одна против другой на расстоянии 2-3 метра. У водящего мяч. После сигнала водящий передает мяч напротив стоящему в колонне ребенку по команде, а сам бежит в конец противоположной колонны, т. е. за мечом. Поймавший тоже передает мяч напротив стоящему и отправляется за мячом. Игра продолжается пока все игроки не вернуться на свои места, а мячи не окажутся у водящих.

Методические указания. Дети быстрее поймут, куда бежать после передачи мяча, если им объяснить, что они должны передвигать вслед за мячом, по тому направлению, куда они бросали мяч.

Анализ, игра.

48 Командные игры

ОРУ, упражнения с мячом.

Командная игра «Вызов по номерам» (дети в каждой команде рассчитываются по порядку; названные номера выбегают вперёд, берут мячи, ведут их и забрасывают в кольцо; за первое попадание насчитываются очки).

• Командная игра «Перестрелка»(в середине площадки линия, в 20 шагах от центра с двух сторон ещё по одной линии- плен; каждая команда со своего поля стремится «осалить» мячом игроков другой команды, которые идут за линию плена на сторону противника; пленных можно выручать, перебросив мяч через поле противника, чтобы пленник поймал его) .

• Игра «Баскетбол»(1 тайм).

Анализ, игра.

49 Соревнования, эстафета.

Соревнования:

1. «Дойди – не урон» (ведение мяча до черты или по кругу) .

2. Будь ловким» (ведение мяча с преодолением препятствий)

• Эстафета «С двумя мячами на встречу» (Команды стоят во встречных колоннах; ведя мяч обойти колону соперников сзади, передать мяч следующему игроку, встать в конец колоны).

Анализ.

Апрель

50 «Веселые старты».

Определить степень усвоения детьми навыков владения мячом.

Анализ.

51 Ловля мяча и передача его одной рукой от груди

Закрепляем: ловить мяч, летящий на разной высоте (на уровне груди, над головой, сбоку, снизу, у пола,

• Игра с бегом «Ручей»(см. занятие 8)

• Упражнения:

1. Передача мяча двумя руками от груди при движении парами.

2. Ловля мяча и передача его одной рукой от груди.

3. «Школа мяча»

• Игра «Гонка мячей по кругу» (встать в круг, рассчитаться на первый-второй; первые номера- одна команда, вторые -другая; капитаны с мячом стоят рядом и передают его по кругу в разные стороны через одного игроку своей команды).

Анализ, игра.

52 Соревнования, эстафета.

Соревнования:

1.«Попади в корзину» (бросок мяча в корзину разными способами, с разных точек).

2.«Меткие стрелки» (попадание мяча в обруч)

• Эстафета «С двумя мячами на встречу» (см. занятие 16)

Анализ.

53 Ведение мяча с выбиванием его друг у друга.

Бросок мяча в корзину от плеча, после ведения, после ловли; учить взаимодействиям в тройках.

• Игра с бегом «Пятнашки в тройках» (задача водящего - запятнать первого игрока, которого прикрывает второй).

• Упражнения:

1. Ведение мяча, передача в движении, бросок в корзину двумя руками от груди с места.

2. Бросок мяча в корзину после ведения.

3. Бросок мяча в корзину одной рукой от плеча после ловли.

4. Один игрок ведёт мяч, другой старается отобрать его и ведёт сам.

• Подвижная игра «Вертушка» (см. занятие 15).

Анализ игра.

54 Поле, его линии и розыгрыш мяча.

Розыгрыш начального и спорного броска; развивать быстроту и ловкость, технику ведения мяча на месте и в движении с противодействием.

• Игра с бегом «Догони партнёра» (пары игроков располагаются вдоль лицевой линии на расстоянии 2 метров в затылок друг другу и выполняют упражнения в упоре лёжа, сидя, в присяде; по сигналу первые игроки устремляются к противоположной линии, а вторые стараются догнать их) .

• Упражнения:

1. Ведение мяча и бросок в корзину.

2. Дети ведут мячи, стараясь выбить их друг у друга.

• Игра – упражнение «Классы» (перед корзиной проводят несколько линий: каждая на один шаг дальше; дети бросают мяч из каждой зоны, стараясь добраться до последней линии).

Анализ, игра.

55 Подвижные игры с мячом.

ОРУ, разминка с мячами.

«Ловец с мячом». Задачи. Учить детей вести мяч в правильной стойке правой и левой рукой бегом, меняя направление и скорость передвижения, воспитывать честность и справедливость.

Описание игры. Дети с мячами свободно передвигаются по площадке, один из них водящий. Его цель, ведя мяч, задеть рукой кого-либо. Если ему это удается, то тот кого он задел становится водящим, а водящий игроком.

Методические указания. Вначале роль водящего выполняет воспитатель, а в дальнейшем – ребенок, свободно управляющий мячом.

Анализ, игра.

56 Командные игры

ОРУ, упражнения с мячом.

Командная игра «Вызов по номерам»(дети в каждой команде рассчитываются по порядку; названные номера выбегают вперёд, берут мячи, ведут их и забрасывают в кольцо; за первое попадание насчитываются очки).

• Командная игра «Перестрелка»(в середине площадки линия, в 20 шагах от центра с двух сторон ещё по одной линии- плен; каждая команда со своего поля стремится «осалить» мячом игроков другой команды, которые идут за линию плена на сторону противника; пленных можно выручать, перебросив мяч через поле противника, чтобы пленник поймал его) .

• Игра «Баскетбол»( 1 тайм).

Анализ, игра.

57 Соревнования, эстафета.

Соревнования:

1. «Дойди – не урон» (ведение мяча до черты или по кругу) .

2. Будь ловким» (ведение мяча с преодолением препятствий)

• Эстафета «С двумя мячами на встречу» (Команды стоят во встречных колоннах; ведя мяч обойти колону соперников сзади, передать мяч следующему игроку, встать в конец колоны).

Анализ.

Май

58 Подвижные игры с мячом.

ОРУ, разминка с мячами.

«Мяч капитану». Задачи. Учить применять в игре разнообразные движения с мячом, согласовывать свои действия с действиями партнера.

Описание игры. Дети делятся на две команды. В каждой команде выбирается капитан, который становится в кружок, нарисованный в конце чужой площадке. Дети бросают мяч своему капитану, а противники стараются перехватить мяч и передать его своему капитану.

Методические указания. Мяч можно вести, передавать товарищу по игре, нельзя бежать с ним.

«Пять бросков». Задачи. Учить детей бросать мяч в корзину, развивать меткость, точность движений, воспитывать честность и справедливость.

Описание игры. Дети располагаются на расстоянии 1,5-2 метра от корзины. По сигналу воспитателя все дети бросают мячи в корзину. Побеждает тот, кто быстрее попадет 5 раз в корзину, указанным способом.

Анализ, игра.

59 «Веселые старты».

Определить степень усвоения детьми навыков владения мячом.

Анализ.

60 Соревнования, эстафета.

Соревнования:

1.«Попади в корзину» (бросок мяча в корзину разными способами, с разных точек) .

2.«Меткие стрелки» (попадание мяча в обруч)

• Эстафета «С двумя мячами на встречу» (см. занятие 16)

Анализ.

Диагностика уровня физической подготовленности (2 занятия)

61 Командные игры

ОРУ, упражнения с мячом.

Командная игра «Вызов по номерам»(дети в каждой команде рассчитываются по порядку; названные номера выбегают вперёд, берут мячи, ведут их и забрасывают в кольцо; за первое попадание насчитываются очки).

• Командная игра «Перестрелка»(в середине площадки линия, в 20 шагах от центра с двух сторон ещё по одной линии- плен; каждая команда со своего поля стремится «осалить» мячом игроков другой команды, которые идут за линию плена на сторону противника; пленных можно выручать, перебросив мяч через поле противника, чтобы пленник поймал его) .

• Игра «Баскетбол» (1 тайм).

Анализ, игра.

3.Организационный раздел

3.1 Материально – технические средства

МБДОУ «Детский сад № 69» – отдельно стоящее здание, расположено в относительно экологически чистом месте, отдалённом от больших промышленных предприятий и магистральных улиц. Здание ДОУ типовое, проектная наполняемость – 9 групп.

Помещение:

- спортивный зал, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами.

Оборудование и инвентарь:

- баскетбольные щиты с кольцом, маты, обручи, мячи, кегли.

3.2 Оценка уровня физической подготовленности

Для тестирования физических качеств дошкольников используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме.

Быстрота – это способность выполнять двигательные действия в минимальный срок; определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.

В качестве тестового упражнения предлагается бег на 30 м. Длина беговой дорожки должна быть на 5–7 м больше, чем длина дистанции.

Линия финиша наносится сбоку короткой чертой, а за ней на расстоянии 5–7 м ставится хорошо видимый с линии старта ориентир (флажок на подставке, куб), чтобы избежать замедления ребенком движения на финише. По команде «На старт, внимание» поднимается флажок, и по команде «Марш!» ребенок с максимальной скоростью стремится добежать до финиша. После отдыха нужно предложить ребенку еще 3 попытки. В протокол заносится лучший результат из трех попыток.

Сила – это способность преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать ему посредством мышечного напряжения. Ее проявление обеспечивается в первую очередь силой и концентрацией нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата.

Сила рук измеряется специальным ручным динамометром, сила ног – становым динамометром. Силу плечевого пояса можно измерить по расстоянию, на которое ребенок бросает двумя руками набивной мяч массой 1 кг, а сила нижних конечностей определяется по прыжкам в длину с места.

Следует отметить, что и прыжок, и бросок набивного мяча требуют не только значительных мышечных усилий, но и быстроты движений. Поэтому данные упражнения называются скоростно-силовыми.

Метание набивного мяча массой 0,5 кг проводится способом из-за головы двумя руками. Ребенок совершает 2–3 броска; фиксируется лучший результат.

Прыжок в длину с места. Для проведения прыжков нужно создать необходимые условия, то есть положить мат и сделать вдоль него разметку. Для повышения активности и интереса детей целесообразно на определенном расстоянии (чуть дальше среднего результата детей группы) разместить 3 флажка и предложить ребенку прыгнуть до самого дальнего из них. Замеряются результаты от носков ног в начале прыжка до пяток в конце прыжка. Прыжок выполняется 3 раза, фиксируется лучшая из попыток.

Ловкость – это способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Развитие ловкости происходит при условии пластичности нервных процессов, наличия способности к ощущению и восприятию собственных движений и окружающей обстановки.

Ловкость можно оценить по результатам челночного бега на дистанцию 10 м: она определяется как разница во времени, за которое ребенок пробегает эту дистанцию с поворотом и по прямой. Ребенку следует дать две попытки с перерывом для отдыха между ними. Для повышения интереса и результативности действий задание лучше выполнять в условиях соревнования.

Выносливость – это способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности. Она определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов.

Выносливость можно оценить по результату непрерывного бега в равномерном темпе на дистанцию 800 м. Тест считается выполненным, если ребенок пробежал всю дистанцию без остановки.

Гибкость – это морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, определяющее степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризует эластичность мышц и связок.

Гибкость оценивается при помощи упражнения: наклон вперед, стоя на гимнастической скамейке или другом предмете высотой не менее 20–25 см. Для измерения глубины наклона линейку или планку прикрепляют таким образом, чтобы нулевая отметка соответствовала уровню плоскости опоры. Если ребенок не дотягивается кончиками пальцев до нулевой отметки, то результат определяется со знаком минус. При выполнении упражнения ноги в коленях сгибаться не должны.

Метание. Метание на дальность производится мешочком с песком весом 200 г. Размер мешочка 7 × 11 см. Площадку заранее размечают на метры мелом. Для удобства измерения пишут порядковые номера, обозначающие количество метров от начальной черты, а количество сантиметров измеряют сантиметровой лентой. Записывается расстояние от начальной черты до места падения мешочка (дальнейшее скольжение мешочка по земле не учитывается).

Ребенку предлагается подойти к шнуру (начальная черта), взять два мешочка (№ 1 и № 2). Сначала ребенок правой рукой бросает мешочек № 1 (первая попытка), а затем № 2 (вторая попытка). После измерения результатов ребенок бросает мешочки левой рукой. Детям дается задание: «Брось как можно дальше».

Все результаты фиксируются в таблице в соответствии с нормативами.

3.3 Взаимодействие с родителями

Информационная открытость: информационный стенд, сайт ДОУ, персональный сайт педагога, родительские собрания, личные беседы и консультации.

Ориентация родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику; стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями, совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес; создание дома спортивного уголка; покупка ребенку спортивного инвентаря; совместное чтение литературы, посвященной спорту; просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.

Знакомство с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском саду, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных физических качеств, воспитания потребности в двигательной  деятельности.

Привлечение родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (а также районе, городе).

  1. Список литературы, используемой педагогом
  1. «Программа воспитания, обучения и развития в детском саду». Журнал «Дошкольное воспитание » №6 2003г.
  2. «Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях» Д. В. Хухлаева.
  3. «Спортивные игры и упражнения в детском саду» Э. Й. Адашкявичене.
  4. «Подвижные игры детей» И. М. Коротков.
  1. «Играем в баскетбол» Л. Болошина, Т. Курилова. Журнал «Ребёнок в детском саду» №3 2003г.
  2. Программа «Физическая культура» (под ред. А. П. Матвеева, совместно с М. В. Малыхиной)
  3. «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» (под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой)
  4. «Баскетбол для дошкольников»
  5. Программа «Баскетбол для дошкольников»  имеет физкультурно-оздоровительную направленность и разработана на основе методического пособия Э.Й. Адашкявичене «Баскетбол для дошкольников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по теме: «Формирование интереса к изобразительному творчеству у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Содержание:Пояснительная записка……………………………………………………………….3Нормативно-правовые документы…………………………………………………...3Цель программы………………………………………………………………………3Задачи программы…………………………………………………………………….3Особ...

Рабочая программа по теме: «Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через аппликацию и ознакомление с природой села Родино».

Аннотация к рабочей программе.Рабочая программа разработана Дедовой П.И, воспитателем старшей группы МКДОУ д.с. «Теремок».Срок реализации программы – 1 год.  Программа предназначена  для зан...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕМЕ: «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИКТ – ТЕХНОЛОГИЙ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕМЕ:«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИКТ – ТЕХНОЛОГИЙ» ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по теме: «Формирование основ экологической культуры через ознакомление с природой Мамонтовского района»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по теме: «Формирование основ экологической культуры  через ознакомление с природой  Мамонтовского района»средняя группа...

Рабочая программа на тему: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

Рабочая  программа на тему: «Сенсорное  воспитание  детей  через        дидактические игры»    ...