Рабочая программа по теме: «Формирование интереса к изобразительному творчеству у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
рабочая программа на тему
Содержание:
Пояснительная записка……………………………………………………………….3
Нормативно-правовые документы…………………………………………………...3
Цель программы………………………………………………………………………3
Задачи программы…………………………………………………………………….3
Особенности детей……………………………………………………………………4
Предполагаемые результаты…………………………………………………………4
Срок реализации………………………………………………………………………4
Календарно-тематическое планирование……………………………………………5
Целевые ориентиры развития ребенка………………………………………………9
Методическое обеспечение…………………………………………………………10
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 27.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В современном мире ученые – педагоги, социологи, философы, культурологи отмечают тревожный симптом – примету нашего непростого времени, нашего жесткого и жестокого циничного социума, - в последнее десятилетие снизилась потребность в творческих личностях. Происходит усреднение таланта. Невостребованность, а значит, затухание и гибель таланта, творчества, горение, духовности – это дорога в никуда.
А искусство – это прямой путь к возрождению нравственности, духовности общества.
Искусство – важнейшее средство приобщения человека к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание, ненавязчиво вводя ребёнка в контекст культуры человеческих отношений.
Оно выражает и формирует отношение человека ко всем явлениям бытия и к самому себе.
Именно в искусстве веками концентрировался духовно – практический и
ценностно - эвристический опыт человечества. Поэтому художественно – эстетическое воспитание по самой сути своей направлено на формирование внутреннего мира растущего человека и его духовно нравственного облика.
В основе художественно – эстетического воспитания лежит приобщение ребёнка к великому духовному эмоциональному опыту, вложенному в искусстве народов земли, через полноценное творчество и сотворчества детей, восприятие и созидание художественных образов.
Рабочая программа в целостном образовательном процессе будет реализовываться через экскурсии в природу, наблюдения, беседы, рассматривание предметов искусства, репродукций картин, посещения музеев, выставок, творческих встреч с местными художниками, поэтами и музыкантами, экскурсии в библиотеку, художественную школу, художественное училище.
Нормативно – правовые документы, используемые при разработке рабочей программы:
- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.12 г № 273 ФЗ;
- Концепция дошкольного воспитания(1989);
- ФГОС приказ Мин.обр. науки № 11. 55 от 17. 10. 2013г.
-Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.07.95 г. № 677 (с изм.);
-Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение 2 к Письму Минобразования РФ от 31.01.2001 г. № 90/30-16)
Цель программы: Способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста интереса к изобразительной деятельности через использование в творчестве нетрадиционных техник рисования.
Задачи программы:
- формировать представление о красоте окружающей природы, способность испытывать радость от общения с ней;
- создавать условия для самостоятельного изображения природы в детских рисунках;
- поддерживать интерес к природе родного края и ее изображению на картинах художников;
- развивать творческие способности дошкольников.
Особенности детей:
В детском саду функционирует 6 возрастных групп:
- 2 младшая группа 3-4 года;
- средняя группа 4-5 лет;
- старшая группа 5-6 лет;
- две подготовительные к школе группы 6-7 лет;
- разновозрастная специализированная группа для детей с ОНР 5-7 лет.
У детей с ОНР отмечается недостаточная координация пальцев рук, недоразвитие мелкой моторики. При наличии неврологической симптоматики в поведении детей с ОНР отмечается повышенная нервозность, суетливость, двигательное беспокойство, агрессивность и повышенная конфликтность, тревожность, пониженный фон настроения. Дети с ОНР недостаточно уверенны в себе, малоинициативны, недостаточно общительны в силу несформированности коммуникативно-речевых навыков. Общение с природой, умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, творчество в изобразительной деятельности может помочь детям с ОНР справиться с этими проблемами.
Как показывают наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста, а также анализ их рисунков, в нашем детском саду много творчески одаренных детей. Талант и инициативу таких ребят нужно поддерживать и развивать, что и предполагает предлагаемая рабочая программа.
Предполагаемые результаты.
После реализации рабочей программы дети будут готовы и способны:
- замечать красоту окружающего мира природы, изменения, которые в ней происходят;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- обладать элементарными представлениями из области живой природы;
- бережно относиться к животным и растениям;
- передавать различными изобразительными средствами впечатления об увиденном;
- чувствовать потребность в диалоге с произведениями искусства и живой природой;
- высказывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений, а также свое отношение к творчеству художников;
После реализации рабочей программы в детском саду будут созданы:
- мини-музей творчества художников;
- картотека стихотворений о природе;
- фонотеки видео- и аудиозаписей с музыкой русских композиторов;
- организованы выставки семейного творчества.
Срок реализации: 1 год (с сентября по май).
Календарно-тематическое планирование.
Непосредственная организованная деятельность | Организованная деятельность в режиме дня | Самостоятельная деятельность детей | Сотрудничество с семьей |
Сентябрь Тема: «Рисование на камнях» Цель: Познакомить детей с историей наскальной живописи; учить рисовать на камнях разные сюжеты и изображения; развивать мелкую моторику руки; воспитывать интерес к изобразительной деятельности. | Исследовательская деятельность: «Наскальная живопись»; Составление и рассматривание альбома «Наскальная живопись»; Экскурсия в городской краеведческий музей; тема: «Исчезнувший мир» | Рисование по сюжетам наскальной живописи | Выставка семейных работ «Живопись, застывшая в камне» |
Октябрь Тема: «Рисование осени мятой бумагой» Цель: Учить детей отражать в рисунках свои впечатления от наблюдений за осенней природой, передавать колорит осени в ясный день: яркую, разнообразную по цвету окраску листвы, используя при этом отпечатки мятой бумаги; воспитывать интерес к изобразительной деятельности. | Составление и рассматривание альбома «Осень в картинах русских художников»; Составление описательных рассказов по картинам; Рассматривание осенних деревьев; Исследовательская деятельность: «Почему у осенних деревьев разный цвет листьев» | Рисование осенних этюдов; Составления гербария «Опавшие листья»; Д/и «Осенняя палитра» | Выставка поделок «Дары осени»; Сочинение на тему: «О чем шепчутся деревья» |
Ноябрь Тема: «Монотипия» Цель: Учить детей новому способу рисования: монотипии, когда рисунок изображается на одной половине листа и при сложении его пополам, получается отпечаток на другой половине; способствовать созданию сюжетов на разную тему; воспитывать творческую инициативу. | Составление и рассматривание альбома «Поздняя осень в картинах художников»; Наблюдения за погодой и природой; Исследовательская деятельность: «Зачем опадают листья»; | Д/и «Палитра поздней осени»; Д/и «Найди картины, где изображено начало, середина и конец осени» | Сочинение на тему: «Разговор деревьев в конце осени» |
Декабрь Тема: «Рисование пластилином» Цель: Учить детей новому способу рисования: пластилином, выбирая сюжет по своему усмотрению; развивать мелкую моторику руки; воспитывать интерес к творчеству. | Наблюдения за погодой и природой; Исследовательская деятельность: «Почему елка всегда зеленая»; Составление и рассматривание альбома «Зимние пейзажи русских художников»; Составление описательных рассказов по картинам | Рисование зимних этюдов; Д/и «Зимняя палитра»; Рисование пластилином | Выставка «Новогодняя композиция» |
Январь Тема: «Техника пуантель» Цель: Познакомить детей с таким направлением в живописи, как пуателизм, художниками, работавшими в этой технике; учить самостоятельно работать в технике пуантель; развивать мелкую моторику руки; воспитывать творческую инициативу. | Исследовательская деятельность: «Почему появляются морозные узоры»; Сочинение на тему «Зимняя сказка» | Рассматривание альбомов: «Зимние пейзажи русских художников», «Зима на Алтае» | Фоторепортаж «Зимние каникулы» |
Февраль Тема: «Тампонирование» Цель: Учить детей отражать красоту зимнего пейзажа в технике тампонирование; формировать самостоятельность при выборе сюжета и палитры красок; воспитывать интерес к изобразительной деятельности. | Исследовательская деятельность: «Почему зимой рано темнеет»; Наблюдения за погодой и природой в вечернее время | Д/и «Перспектива»; Д/и «Собери пейзаж» | Акция «Кормушка для птиц» |
Март Тема: «По мокрому листу» Цель: Учить детей отражать в рисунках начало весны в технике «по мокрому листу»; развивать наблюдательность, эстетическое восприятие окружающего мира; воспитывать интерес к рисованию. | Экскурсия на выставку картин В. Стволова в музей; Наблюдения за погодой и природой; Исследовательская деятельность: «Как пробуждается природа»; Составление и рассматривание альбома репродукций картин «Весенняя природа»; | Рисование весенних этюдов; Д/и «Весенняя палитра» | Фоторепортаж «Лед идет» |
Апрель Тема: «Набрызг» Цель: Учить детей новой технике рисования: набрызг, при этом самостоятельно выбирать сюжет, средства выразительности; развивать творческие способности, интерес к рисованию. | Презентация «Космос»; Наблюдения в природе; Экскурсия в библиотеку; Составление описательных рассказов по картинам | Рассматривание альбома «Космос»; С/р. игра «Мы космонавты»; Рисование «Космос» | Выставка семейных поделок «Космос» |
Май Тема: «Поделки в технике торцевания» Цель: Учить детей работать в новой технике: торцевание; самостоятельно подготавливать все необходимое для работы; развивать мелкую моторику рук и пальцев; воспитывать творческую самостоятельность и инициативу. | Наблюдения за цветущими деревьями; Исследовательская деятельность: «Какие цветы расцветают первыми»; Составление и рассматривание альбома репродукций картин «Город в весеннем цвету»; Сочинение на тему: «О чем рассказал первый весенний цветок»; Составление описательных рассказов по картинам; Экскурсия в Новоалтайское художественное училище | Рисование «Цветущий месяц май»; Д/и «Из чего состоит пейзаж»; Рассматривание альбома «Цветы» | Фоторепортаж «Наш город в весеннем цветении» |
Целевые ориентиры развития ребенка в процессе
реализации рабочей программы:
- ребенок проявляет любознательность;
- задает вопросы взрослым и сверстникам;
- интересуется причинно-следственными связями;
- пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- склонен наблюдать, экспериментировать;
- обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором живет;
- знаком с произведениями детской литературы;
- обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, истории родного города.
Методическое обеспечение программы:
- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.12 г № 273 ФЗ;
- Концепция дошкольного воспитания(1989);
- ФГОС приказ Мин.обр. науки № 11. 55 от 17. 10. 2013г.
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.07.95 г. № 677 (с изм.);
- Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение 2 к Письму Минобразования РФ от 31.01.2001 г. № 90/30-16);
- Программа «Воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильева,
Москва – Синтез 2006г.
- Программа «Группы здоровья» В.Г. Алямовская, Москва «Просвещение»
- Программа «Я человек» С.Н. Козлова, Москва «Просвещение»
- Программа «Радуга» Т. Н. Доронова, Москва «Просвещение» 1993г.
- Программа социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста «Расти счастливым» Т.Д. Пашкевич, Барнаул 2002г.
- «Малыш в мире искусства родного края» Е.В. Затееева , Учебно-методический комплекс художественно-эстетического образования дошкольников, Барнаул 2006 г.
- Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыкова, Карапуз-дидактика Москва 2006г.
- «Знакомим с пейзажной живописью» Н.А. Курочкина Санкт-Петербург «Детство-пресс»2003г.
- «Знакомим с натюрмортом» Н.А. Курочкина Санкт-Петербург «Детство-пресс»2003г.
- Серия «Сказки о художниках» С.В.Виноградова, Издательство «Белый город»
- «Какого цвета снег» Издательство «Малыш» 1988г.
- «Изобразительная деятельность дошкольников» Г.Г. Григорьева Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений.-М.: академия, 1997.
- «Детское художественное творчество» Т.С. Комарова Мозаик-Синтез, 2010.
- «Радость творчества» О.А. Соломенкова Мозаик-Синтез,2006.
- «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей» А.В. Никитина КАРО, 2010.
- «Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ»-
Т.А. Цквирария М.: Сфера, 2011.
- «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1» Г.Н. Давыдова -М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
- «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2» Г.Н. Давыдова -М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
- «Развитие детского творчества в изобразительном искусстве» Л.Ф. Савченко Методические рекомендации, Витебск, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по теме: «Детский туризм как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Экологическое воспитание детей не возможно без непосредственного взаимодействия с природой. Природное окружение является мощнейшим стимулом для развития познавательных способностей, нравственно-...
План дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Нетрадиционные техники рисования»
План дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "нетрадиционные техники рисования"...
«ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ТВОРЧЕСТВУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ»
рабочая программа по самообразованию2016 - 2017 гг....
Методическая разработка на тему: Развитие интереса к изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с творчеством русских художников-пейзажистов
Конспекты занятий и анализ своей работы....
Консультация для педагогов и родителей "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста нетрадиционной техникой рисования - пластилинографией "
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие детей, реализуются их потенциальные возможности и первые проявления творчеств...
Программа художественно-эстетической направленности по развитию изобразительного творчества для детей старшего дошкольного возраста «Мои фантазии»
Область «Художественно-эстетическое развитие» обладает таким мощным потенциалом, который объединяет все области и интегрирует их в воспитательно-образовательном процессе, что позволяет фор...
Мастер-класс для родителей детей старшего дошкольного возраста "Нетрадиционные техники рисования"
Знакомство родителей детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования такими, как рисование свечой, монотипия, кляксография с трубочкой, пуантилизм т.д. Более подробную информ...