Рабочая программа по теме: «Формирование эмоционально-эстетического отношения к природе Алтайского края у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность»
рабочая программа на тему
Здесь представлена авторская рабочая программа по изобразительной деятельности с учетом регионального компонента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 45.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Природа во все времена служила содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского. Создаваемые детьми рисунки способствуют
закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. В связи с этим целенаправленные
наблюдения с детьми объектов природы должны осуществляться как единый процесс естественнонаучного и эстетического познания. Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к природе, яркие эмоциональные переживания. Всё это повышает интерес к природе и вызывает желание отражать её явления в своём творчестве. Изображая природу, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что делает их жизнь интереснее и содержательнее. Нет ничего прекраснее природы родного края, места, где ты живешь, где ты родился, где каждый день прогуливаешься по знакомым улочкам и паркам. Общение с природой родного города вызывает яркие, положительные эмоции в душе ребенка, что не может ни сказаться на его творчестве и жизненном мировоззрении.
Основной целью деятельности нашего образовательного учреждения является: создание единого развивающего пространства, обеспечивающего взаимодействие всех субъектов образовательного пространства (детей, педагогов, родителей) для эффективного и полноценного освоения детьми содержания образовательных областей, их психофизического, интеллектуального, социально-эмоционального, творческого и личностного развития.
Осуществление моей рабочей программы позволит повысить уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о явлениях и объектах природы родного города, сформирует положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное отразится на содержании и качестве детских рисунков, использовании разнообразных выразительных средств в них. Дошкольники общаются с природой в разное время года - и когда вокруг лежит пушистый снег, и когда зацветают сады. Таким образом, ребёнок с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т.д. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие в процессе наблюдений. Это даёт возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление. Общение детей с природой имеет и идейно-мировоззренческое значение. Накопление реальных, достоверных представлений, понимание взаимодействий явлений природы лежит в основе последующего формирования у детей элементов материалистического миропонимания. Разнообразие объектов природы позволяет педагогу организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность. Бережное отношение к природе зависит от способности эстетически воспринимать её, т.е. уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным “живым” общением детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, вызывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений. Эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувства бережного, заботливого отношения к растениям, животным, стремление не убивать, а преумножать и ухаживать за ними. Дети с хорошо развитым эстетическим восприятием запоминают и соответственно отражают в своих рисунках большое количество образов, используют более разнообразные средства выразительности. Детские пейзажи всегда особенные. Ребята используют различную технику выполнения работ: акварель, гуашь, восковые мелки и т.д. С детства, научившись понимать природу, ценить её, ребёнок, будучи взрослым, сможет испытать на себе её благотворное влияние. Искусство и изобразительная деятельность самих детей, поможет им закрепить и углубить
пока элементарные, но нужные знания о родной природе, о месте и роли человека, живущего с ней в единстве.
Рабочая программа в целостном образовательном процессе будет реализовываться через экскурсии в природу, наблюдения, беседы, рассматривание предметов искусства, репродукций картин, посещения музеев, выставок, творческих встреч с местными художниками, поэтами и музыкантами, экскурсии в библиотеку, художественную школу, художественное училище.
Нормативно – правовые документы, используемые при разработке рабочей программы:
- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.12 г № 273 ФЗ;
- Концепция дошкольного воспитания(1989);
- ФГОС приказ Мин.обр. науки № 11. 55 от 17. 10. 2013г.
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.07.95 г. № 677 (с изм.);
- Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение 2 к Письму Минобразования РФ от 31.01.2001 г. № 90/30-16)
Цель программы: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста эмоционально-эстетического отношения к природе Алтайского края через изобразительную деятельность.
Задачи программы:
- формировать представление о красоте окружающей природы, способность испытывать радость от общения с ней;
- создавать условия для самостоятельного изображения природы в детских рисунках;
- поддерживать интерес к природе родного края и ее изображению на картинах художников.
Особенности детей:
В детском саду функционирует 6 возрастных групп:
- 2 младшая группа 3-4 года;
- средняя группа 4-5 лет;
- старшая группа 5-6 лет;
- две подготовительные к школе группы 6-7 лет;
- разновозрастная специализированная группа для детей с ОНР 5-7 лет.
У детей с ОНР отмечается недостаточная координация пальцев рук, недоразвитие мелкой моторики. При наличии неврологической симптоматики в поведении детей с ОНР отмечается повышенная нервозность, суетливость, двигательное беспокойство, агрессивность и повышенная конфликтность, тревожность, пониженный фон настроения. Дети с ОНР недостаточно уверенны в себе, малоинициативны, недостаточно общительны в силу несформированности коммуникативно-речевых навыков. Общение с природой, умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, творчество в изобразительной деятельности может помочь детям с ОНР справиться с этими проблемами.
Как показывают наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста, а также анализ их рисунков, в нашем детском саду много творчески одаренных детей. Талант и инициативу таких ребят нужно поддерживать и развивать, что и предполагает предлагаемая рабочая программа.
Предполагаемые результаты.
После реализации рабочей программы дети будут готовы и способны:
- замечать красоту окружающего мира природы, изменения, которые в ней происходят;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- обладать элементарными представлениями из области живой природы;
- бережно относиться к животным и растениям;
- передавать различными изобразительными средствами впечатления об увиденном (природу в разные времена года);
- чувствовать потребность в диалоге с произведениями искусства и живой природой;
- высказывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений, а также свое отношение к творчеству художников;
- знать биографию и творчество художников и поэтов г. Новоалтайска.
После реализации рабочей программы в детском саду будут созданы:
- мини-музей творчества художников г. Новоалтайска;
- картотека стихотворений о природе поэтов г. Новоалтайска и Алтайского края;
- фонотеки видео- и аудиозаписей с музыкой русских композиторов и композиторов города, края;
- подборка презентаций творческих встреч с художниками и поэтами г, Новоалтайска.
Срок реализации: 1 год (с сентября по май).
Календарно-тематическое планирование.
Непосредственная организованная деятельность | Организованная деятельность в режиме дня | Самостоятельная деятельность детей | Сотрудничество с семьей |
Сентябрь Тема: «Любимый сердцу уголок» Занятие-беседа «Как я провел лето» Цель: Побуждать детей делиться своими впечатлениями от летних каникул; описывать события ярко, эмоционально, красочно. Рисование «Двор моей мечты» Цель: развивать фантазию, воображение детей, используя при этом различные изобразительные средства и способы рисования. | Составление и рассматривание альбома «Летние пейзажи художников г. Новоалтайска»; Составление и рассматривание фотоальбома «Алтайское лето»; Исследовательская деятельность: «Почему дерево не падает»; Мини-сочинение «Погода и мое настроение»; Экскурсия в художественную школу; Чтение стихов: «Люблю свою Россию»А. Гринюк, «А мы с тобой с Алтая родом…» В Родионов, «Есть городок молодой на Алтае...» Г. Плотникова | Рисование летних этюдов | Фоторепортаж «Летние каникулы» |
Октябрь Тема: «Золотая осень на Алтае» Экскурсия в парк Цель: Учить детей внимательно вглядываться в окружающую природу, видеть и понимать её красоту, ощущать гордость за ту землю, на которой они живут, которую воспевают в своих произведениях художники, поэты, писатели и композиторы; учить видеть богатство и гармонию цветовой гаммы природы, чувствовать её звуки, запахи, формы Занятие-беседа «Осень в картинах художников г. Новоалтайска» Цель: Развивать у детей интерес к пейзажной живописи, сопереживание настроению художественного произведения, желание любоваться им; развивать художественное восприятие детьми картины - видение единства содержания и средств художественной выразительности. Рисование золотой осени различными изобразительными средствами Цель: Учить детей отражать в рисунках свои впечатления от наблюдений за осенней природой, передавать колорит осени в ясный день: яркую, разнообразную по цвету окраску листвы. | Составление и рассматривание альбома «Осень в картинах русских художников»; Составление и рассматривание альбома «Осенние пейзажи художников г. Новоалтайска»; Составление описательных рассказов по картинам; Рассматривание осенних деревьев; Исследовательская деятельность: «Почему у осенних деревьев разный цвет листьев»; Чтение стихов: «Ну вот и явилась! Богачка!», «Осень» Ю. Першин, «Осенний пейзаж» А. Пашков; Экскурсия в школу № 12 на выставку картин В. Гричухина | Рисование осенних этюдов; Составления гербария «Опавшие листья»; Д/и «Осенняя палитра»; Рисование пластилином | Выставка поделок «Дары осени»; Сочинение на тему: «О чем шепчутся деревья» |
Ноябрь Тема: «Поздняя осень» Рисование «Пасмурный, ветреный осенний день» Цель: Учить отражать в рисунке ветреную погоду через изображение наклоненных в одну сторону веток, через листья, летящие в одном направлении; передавать в рисунке колорит хмурого осеннего дня через подбор соответствующих красок; учить детей приглушать яркий цвет красок; воспитывать интерес к рисованию. | Составление и рассматривание альбома «Поздняя осень в картинах художников г. Новоалтайска»; Наблюдения за погодой и природой; Мини-сочинение «Чем пахнет осень»; Мини- сочинение «С каким деревом я бы хотел подружиться»; Исследовательская деятельность: «Зачем опадают листья»; Чтение стихов: «Прощание осени» Л. Быкова, «Осень» Б. Портнягин, «Прощанье с осенью» Н. Чащин | Д/и «Палитра поздней осени»; Д/и «Найди картины, где изображено начало, середина и конец осени» | Сочинение на тему: «Разговор деревьев в конце осени» |
Декабрь Тема: «Зимняя палитра родного города» Экскурсия в зимний парк Цель: Учить детей внимательно вглядываться в окружающую природу, видеть и понимать её красоту, ощущать гордость за ту землю, на которой они живут, которую воспевают в своих произведениях художники, поэты, писатели и композиторы; учить видеть богатство и гармонию цветовой гаммы природы, чувствовать её звуки, запахи, формы. Занятие «Какого цвета снег» Цель: Учить детей замечать оттенки снега при разном освещении в разную погоду и в разное время суток. Подвести детей к пониманию того, что снег бывает не только белый; определить факторы, которые влияют на цвет снега. Рисование зимних пейзажей различными изобразительными средствами Цель: учить отражать в рисунке услышанное и увиденное ранее на занятиях и в процессе наблюдений; продолжать учить детей составлять композицию сюжетного рисунка - располагать предметы ближе, дальше; развивать воображение. | Наблюдения за погодой и природой; Исследовательская деятельность: «Почему елка всегда зеленая»; Составление и рассматривание альбома «Зимние пейзажи русских художников»; Составление и рассматривание альбома «Зима на Алтае»; Составление описательных рассказов по картинам; Чтение стихов: «Первый снег» Н. Чащин, «Заколдованный лес»Т. Ермоленко, «Моя, снежная Русь!» А. Светловская | Рисование зимних этюдов; Рисование: «Портрет царицы Зимы»; Д/и «Зимняя палитра»; Рисование пластилином | Выставка «Новогодняя композиция» |
Январь Тема: «У января веселая улыбка» Занятие-беседа «Зима в картинах художников г. Новоалтайска» Цель: Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа; развивать художественное восприятие пейзажных картин, видение содержания и средств выразительности живописи: цветосочетание зимнего состояния природы; рисунок, передающий характер образов; композиционные построения картин. Развивать эстетические оценки, суждения; обогащать словарь детей эмоционально-оценочной лексикой. Рисование иллюстраций к стихотворению Ю. Першина «У января веселая улыбка» Цель: развивать интерес детей к изобразительному творчеству, посредством знакомства с жизнью и творчеством Ю.И. Першина; учить иллюстрировать стихотворение, используя в одном рисунке разные изобразительные материалы и техники рисования. Рисование морозных узоров Цель: Учить детей рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетения. Создать ситуацию для свободного, творческого применения разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия с узелками, сетка, цветок, петля и пр.). Совершенствовать технику рисования концом кисти. | Исследовательская деятельность: «Почему появляются морозные узоры»; Сочинение на тему «Зимняя сказка»; Разучивание песни «У января веселая улыбка» стихи Ю. Першина, музыка Л. Горцуевой; Сочинения «Зимний сон деревьев»; Наблюдения за погодой и природой; Чтение стихов: «Иней», «Зимняя заря» Л. Мерзликина; Творческая встреча с Ю. Першиным | Рассматривание альбомов: «Зимние пейзажи русских художников», «Зима на Алтае» | Фоторепортаж «Зимние каникулы» |
Февраль Тема: «Зимняя ночь на Алтае» Занятие-беседа «Зимние картины с разным настроением» Цель: Развивать у детей эмоциональное восприятие цвета, вызывая отклик на настроение живописных пейзажей, обратив внимание на то, что цвет в живописи - это основное средство выразительности и что в пейзажных картинах художник с помощью цвета может показать настроение, которое вызвало у него общение с природой. Рисование «Зимняя ночь» Цель: Учить детей видеть красоту зимнего ночного пейзажа, замечать его отличие от дневного. Учить подбирать соответствующие времени года и части суток краски; совершенствовать умение рисовать деревья, тени, падающие от них. | Исследовательская деятельность: «Почему зимой рано темнеет»; Наблюдения за погодой и природой в вечернее время; Чтение стихов: «Зимний вечер» Н. Чащин | Д/и «Перспектива»; Д/и «Собери пейзаж» | Акция «Кормушка для птиц» |
Март Тема: «Архитектура родного города» Занятие «Архитектура, как вид изобразительного искусства» Цель: Познакомить детей с понятием архитектура, архитектурными сооружениями прошлого и настоящего. Рисование «Дом будущего» Цель: развивать фантазию, воображение детей, используя при этом различные изобразительные средства и способы рисования. | Составление и рассматривание альбома «Старый Новоалтайск в картинах художников»; Составление и рассматривание альбома «Современная архитектура города»; Составление и рассматривание альбома «Архитектура в картинах русских художников»; Составление описательных рассказов по картинам; Чтение стихов: «Белоярское утро» В. Гричухин, «Город наш начинался с поселка…»А. Гринюк, «Крепость моя – Белоярск», «Гудок АВЗ» Т. Ермоленко, «Мой город» В. Комович, «Фонтан», «Новоалтайск» Т. Верхоланцева, «Новоалтайск – прекрасный город» К. Попова; Сочинения на тему: «О чем мечтает старый дом, новый дом»; Экскурсия на выставку картин В. Стволова в музей | Строительные игры с кубиками, конструктором; Д/и «Юный архитектор родного города» | Фоторепортаж «Двор, в котором я живу» |
Апрель Тема: «Весна. Ледоход» Экскурсия в весенний парк Цель: Учить замечать красоту окружающей природы, сезонные изменения, которые в ней происходят; радоваться пробуждению природы. Занятие-беседа «Весна в картинах художников г. Новоалтайска» Цель: Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы. Обратить внимание детей на композицию картин; развивать умение соотносить по настроению живописный образ с поэтическим и музыкальным. Рисование «Весна. Отражение в воде» Цель: Учить детей передавать в рисунке впечатление от весенней природы; закреплять умение рисовать деревья и их зеркальное отражение в воде; развивать наблюдательность, эстетическое восприятие окружающего мира. | Наблюдения за погодой и природой; Исследовательская деятельность: «Как пробуждается природа»; Составление и рассматривание альбома репродукций картин «Весенняя природа»; Составление описательных рассказов по картинам; Чтение стихов: «Ледолом» Г. Володин, «Апрельское» Г. Плотникова, «Апрель» В. Климова, «Апрель» Ю. Першин, «Проталинка» Л. Мерзликин | Рисование весенних этюдов; Рисование ледохода на реке Чесноковка; Д/и «Весенняя палитра» | Акция «Дом для птиц»; Фоторепортаж «Лед идет» |
Май Тема: «Сирень цветет так дружно, так роскошно…» Экскурсия в цветущий парк Цель: Учить замечать красоту окружающей природы, сезонные изменения, которые в ней происходят. Рисование «Цветущий месяц май» Цель: Учить передавать в рисунке форму и строение куста сирени, изображать на кусте соцветия, собранные в кисти; передавать их форму и цвет; закреплять умение смешивать краски для получения сиреневого цвета. | Наблюдения за цветущими деревьями, насекомыми; Исследовательская деятельность: «Какие цветы расцветают первыми»; Составление и рассматривание альбома репродукций картин «Город в весеннем цвету»; Сочинение на тему: «О чем рассказал первый весенний цветок»; Составление описательных рассказов по картинам; Экскурсия в Новоалтайское художественное училище | Рисование «Портрет царицы Весны»; Д/и «Из чего состоит пейзаж»; Рисование пластилином | Фоторепортаж «Наш город в весеннем цветении» |
Целевые ориентиры развития ребенка в процессе
реализации рабочей программы:
- ребенок проявляет любознательность;
- задает вопросы взрослым и сверстникам;
- интересуется причинно-следственными связями;
- пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- склонен наблюдать, экспериментировать;
- обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором живет;
- знаком с произведениями детской литературы;
- обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, истории родного города.
Методическое обеспечение программы:
- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.12 г № 273 ФЗ;
- Концепция дошкольного воспитания(1989);
- ФГОС приказ Мин.обр. науки № 11. 55 от 17. 10. 2013г.
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.07.95 г. № 677 (с изм.);
- Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение 2 к Письму Минобразования РФ от 31.01.2001 г. № 90/30-16);
- Программа «Воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильева,
Москва – Синтез 2006г.
- Программа «Группы здоровья» В.Г. Алямовская, Москва «Просвещение»
- Программа «Я человек» С.Н. Козлова, Москва «Просвещение»
- Программа «Радуга» Т. Н. Доронова, Москва «Просвещение» 1993г.
- Программа социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста «Расти счастливым» Т.Д. Пашкевич, Барнаул 2002г.
- «Малыш в мире искусства родного края» Е.В. Затееева , Учебно-методический комплекс художественно-эстетического образования дошкольников, Барнаул 2006 г.
- Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыкова, Карапуз-дидактика Москва 2006г.
- «Знакомим с пейзажной живописью» Н.А. Курочкина Санкт-Петербург «Детство-пресс»2003г.
- «Знакомим с натюрмортом» Н.А. Курочкина Санкт-Петербург «Детство-пресс»2003г.
- Серия «Сказки о художниках» С.В.Виноградова, Издательство «Белый город»
- «Какого цвета снег» Издательство «Малыш» 1988г.
Альбомы художников города Новоалтайска:
- Альбом «Пейзажи В. Стволова «Времена года» Барнаул 1998г.
-Альбом Пиргельди Довлетович Широв «Живопись. Графика» Издательство ОАО «ИПП «Алтай»
- Альбом Ильбек Сунагатович Хайрулинов «Живопись» Алтай 2005г.
- Альбом «Мы из Новоалтайска» составители: И. Хайрулинов, В. Стволов, Барнаул 2003г.
Сборники стихотворений поэтов города Новоалтайска:
- «Мой Новоалтайск» коллективный поэтический сборник, Новоалтайск 2007г.
- Л.С. Мерзликин «Мамина шаль» Стихи для детей ОАО «Алтайский полиграфический комбинат» 2003г.
- Т. Баскакова «Подсолнушки» сборник стихов для детей, ЗАТО Сибирский
- Н. Чащин «От мала до велика» стихи и мини-проза
- Г. Володин «Волны души» ГИПП «Алтай»2001г.
- «Новоалтайск литературный» коллективный сборник новоалтайского творческого объединения «Диалог» ООО «Издательство «Вечерний Новоалтайск – Добрый день» 2012г.
- Ю. М. Першин «Разнотравье» ГИПП 2001г.
Рекомендуемые к рассматриванию картины художников г. Новоалтайска:
В.Ф.Стволов
«Апрель. Талые воды» «Лыжня»
«Весна в лесу» «Река Лосиха. Осень»
«Тихо и солнечно» «Февраль. Иней»
«На лугах. Октябрь» «Сосны. Снег. Солнце»
«В конце сентября» «Сельский мотив»
«Тропинка зимой» «Зной. Июль – 97»
«Меж крутых бережков…» «Краски осеннего вечера»
«Обь – река сибирская» «Тишина»
«Осень в конце сентября» «Просторы»
«Август, Окрестности Барнаула» «Иней. Октябрь»
«Зимний этюд» «Верба цветет»
«Лодочный причал на Бии» «Ветер несет грозу»
«Танец. Березовый хоровод» «Зима. Стожок и солнце»
«Теплый денек» «Журавли курлыча улетают»
«Майская зелень» «Весна. Распутица»
«А дорога дальше мчится» «Дыхание осени»
«Малая Родина» «Снова березы и осень»
«Новоалтайск, улица Анатолия» «Новоалтайск растет»
«Вокзал строится» «Старая Чесноковка»
«Привокзальная площадь» «Завод ЖБИ. г. Новоалтайск»
«На восточной окраине «Старый дом»
(Строительство хлебокомбината)» «Лосиха осенью»
«Город строится» «Зима-1969. ул. Тургенева»
«Здравствуй, солнышко!» «Просторы»
«Ива вековая» «Мостик свиданий»
«Ледоходное шоу на Поперечной» «Как бы мне рябине»
«А, багульник цветет» (последняя работа)
П.Д. Широв:
«Катунь» «Присягино»
«Этюд. Завод Алтайвагон» «Алтайская зима»
«Вид из окна мастерской (Алтайвагон)» «Пришла весна»
«Детская поликлиника г. Новоалтайска» «Новоалтайская церковь»
«Санниково» «Белый Алтай»
«Утро в Горном» «Теплое озеро в лютом феврале»
«Катунь» «Зимняя дорога»
«Осенняя прогулка» «Софийский собор»
«Осень. Царское село» «Дворцовая площадь»
«Памятник Петру» «У Сфинкса»
В.П. Гричухин:
«Возвращение домой»
«Белоярск после грозы»
«Ожидание»
«Первый снег»
«Белоярское утро. 18 век»
И.С. Хайрулинов:
«Сирень в белой вазе»
«Верба цветет»
«Здесь живет хариус»
«Молодой месяц»
«Осень»
«Белая ночь»
«Утро. Соловьи поют»
«Нева. Исаакиевский собор»
«Цветет сирень»
«Речка. Полдень»
«Мороз и фиалки»
А.З. Хайрулинова:
«Туман»
«Ая»
«Мой дворик»
«Мульта»
«Вечер»
«Свято-Георгиеский храм в Новоалтайске»
«Осеннее озеро»
«Водопад Корбу»
«Зимняя Мульта»
«Радуга над Кучерлой»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...
Консультация для воспитателей "Средства, методы и формы обучения детей старшего дошкольного возраста изобразительной деятельности».
В материале раскрывается дифференцирование методов, средств, приёмов обучения с учётом возраста детей, их знаний и опыта....
Рабочая программа кружка дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению и развитию оригами детей старшего дошкольного возраста
Кружк по оригами «ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТИК»...
Рабочая программа «Коррекционно-развивающая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста» (возраст детей 5 – 7 лет, срок реализации 1 год)
Программа расчитана на детей старшего дошкольного возраста. Для учителей-логопедов, работающих на логопункте....
Формирование основ толерантного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста (краткосрочный проект)
В современном обществе дух нетерпимости, неприязни к людям «не таким как все», к их образу жизни и привычкам всегда существовал и, к сожалению, продолжает существовать как в обществе в цел...
«Рабочая программа учителя – логопеда Пушкаревой Надежды Сергеевны по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2018 - 2019 учебный год
Рабочая программа учителя – логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) интересна будет начинающим логопедам...
Рабочая программа дополнительного образования по правилам дорожного движения «Азбука дорожной безопасности» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: систематизация знаний детей по правилам дорожного движения, привитие навыков правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте, соблюдение и осознанное выполнение правил до...