РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по теме: «Формирование основ экологической культуры через ознакомление с природой Мамонтовского района»
рабочая программа (средняя группа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по теме: «Формирование основ экологической культуры через ознакомление с природой Мамонтовского района»средняя группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_priroda_mam._rayona_ml_vozr.docx | 59.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Берёзка»
Утверждаю:
Заведующая МКДОУ
Детский сад «Березка»
Халтурина А.А.
_______________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по теме: «Формирование основ экологической культуры
через ознакомление с природой Мамонтовского района»
Средняя группа
Засядько Я.В.
2016 год
1.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Мир, окружающий ребёнка,-это прежде всего
мир природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь в природе, вечный источник детского разума.
В.Сухомлинский
Воспитание и обучение детей является одной из многочисленных проблем, выдвинутых изменениями, происходящими сегодня в нашем обществе. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом мы замечаем, на сколько черствеют наши сердца по отношению к природе, которая нас окружает. К сожалению, происходящие в стране катаклизмы ослабили воспитательную функцию большинства семей. Все усилия семьи направлены на выживание, на поиски заработка. Порой эти усилия губительны для природы. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки) дорога очень короткая, особенно если она накатана. Но дальше … Дальше эта дорога обрывается пропастью. Без целенаправленного педагогического воздействия результат стихийного формирования личности непредсказуем.
Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека. Недостаточная разработанность этой проблемы указывает на необходимость специального изучения и поиска наиболее эффективных путей экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста. В работе рассматриваются пути обучения и коррекции поведения детей в природе.
Анализ проведенных результатов показал, что недостаточность экологического воспитания подрастающего поколения может пагубно отразится на развитии всего общества. Исходя из этого, можно сказать, что пути коррекции поведения детей в природе нужно осуществлять в ходе педагогического процесса в рамках воспитательно-образовательных планов дошкольного учреждения.
Необходимость данной программы связана с тем, что приобщение детей к природе родного края, формирование нравственно-эстетического отношения к людям края, традициям, обычаям, культуре родной страны являются стратегическими направлениями в инновационной деятельности детского сада. В программе реализуется принцип регионализма, учитывающий географические, исторические, культурно-социальные сведения, раскрывающие особенности Алтайского края.
Цель программы: способствовать созданию условий для ознакомления с природой родного края, района и формирования у ребенка осознанно правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его.
Задачи:
- Познакомить детей с животными, обитающих в Мамонтовском районе; растениями, произрастающих на территории района.
- Формировать представление об особенностях живой и неживой природы Алтайского края.
- Способствовать овладению детьми практических навыков выращивания растений.
- Способствовать использованию полученных навыков в семье, на опытно-экспериментальных участках детского сада.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению в процессе интеграции различных видов детской деятельности.
1.2 Принципы программы:
Программа предусматривает реализацию принципов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
- гуманизм как утверждение норм уважения к человеческой личности, доброжелательного и бережного отношения к каждому; исключение принуждения и насилия; - открытость человека изменяющемуся миру;
- самоценность каждого возраста: полнота реализации возможностей ребенка; опора на достижения предыдущего этапа развития - неоправданность как инфантилизации в образовании, так и "забегания вперед";
- индивидуализация образования: учет способностей, интересов, темпа продвижения ребенка; создание условий для его развития, независимо от уровня исходной подготовленности.
Принципы организации образовательного процесса:
-личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
-предоставление каждому ребенку условий для возможного выбора деятельности, партнера, средств и пр.;
-ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);
-создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
- доверительное отношение к ребенку, уважение к его личности, доброжелательное внимание к нему;
- поощрение, поддержка инициативы и самостоятельных действий детей;
- учет возможностей ребенка, его интересов, не допуская ощущения его несостоятельности;
-формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка;
-опора на игру при формировании учебной деятельности;
-сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности;
- намеренное создание ситуаций, в которых ребенок достигает успеха.
1.3 Психолого- педагогические особенности
детей младшего возраста
Средний возраст - важнейший период в развитии дошкольника.
Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. В средней группе особенно важно наладить разумный двигательный режим.
Средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными.
Дети легко объединяются в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий.
Основным видом деятельности детей среднего возраста является игра, а также появляются продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование.
В сюжетных играх дети легко используют различные предметы-заместители (например, кубик в качестве мыла). Это развивает фантазию и воображение ребенка.
В игре ребенку впервые открываются отношения, существующие между людьми, ребенок сам может выполнить ту или иную роль. В игре развивается умственная активность ребенка.
Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Дошкольник начинает учиться, играя - он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами.
В средней группе отдается предпочтение игровому построению всего образа жизни детей. В течение дня дети участвуют в разнообразных играх.
Все виды занятий либо проходят в форме игры, либо содержат игровые ситуации и действия.
Новые черты появляются в общении средних дошкольников с воспитателем. Дети стремятся к познавательному, интеллектуальному общению с взрослыми. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?».
Способность детей устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру.
Доброжелательное, заинтересованное отношение воспитателя к детским вопросам и проблемам, готовность «на равных» обсуждать их с детьми помогает с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой - укрепляет доверие дошкольников к взрослому. Это способствует появлению чувства уважения к старшим.
Дошкольник пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создаёт новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни.
Наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения.
Главное предвидеть поступки детей и заблаговременно ориентировать их на правильное поведение.
Дети среднего возраста отличаются высокой эмоциональностью, ярко и непосредственно выражают свои чувства.
Воспитатель пробуждает эмоциональную отзывчивость детей, направляет ее на сочувствие сверстникам, элементарную взаимопомощь.
Развиваются эстетические чувства детей.
Они замечают красоту природы, звучание музыки. Ребенку в этом помогает взрослый. Внимательное, заботливое отношение к детям, умение поддержать их познавательную активность и развить самостоятельность, организация разнообразной деятельности составляет основу правильного воспитания и полноценного развития детей в средней группе детского сада.
Воспитатель постепенно развивает игровой опыт каждого ребенка, помогает открывать новые возможности игрового отражения мира, пробуждает интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и
1.4 Планируемые результаты
После реализации рабочей программы в развивающей предметно-пространственной среде:
- Создан огород на подоконнике и на опытно-экспериментальном участке.
- Произведено озеленение участка группы совместно с родителями.
- Оборудованамини-лаборатория для опытно-экспериментальной деятельности.
- Изготовлены альбомы « Растительный мир Мамонтовского района»,
« Животный мир Мамонтовского района».
- Создана картотека дидактических игр.
- Презентации: «Природа Мамонтовского района», «Озёра нашего района».
После реализации рабочей программы дети будут готовы и способны:
- бережно относиться к природе;
- выполнять правила поведения на природе;
- обеспечивать уход за растениями уголка природы, уход за растениями цветников;
- оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора, изготовление природных знаков);
- изготавливать поделки и панно из собранного природного материала;
- рассказать о растительном и животном мире Мамонтовского района, о родном селе, озере;
- участвовать в районных конкурсах и акциях;
2. Содержательный раздел
2.1 Календарно-тематическое планирование
Месяц | Тема | Цель | Содержание |
Сентябрь 1 2 3 4 | «Цветы на участке осенью» «Осень- Припасиха» (Что выращивают в наших огородах) «Что нас лечит от простуды» (Лекарственные растения нашего района) «Доброе солнышко» | Создать условия для ознакомления детей с осенними садовыми цветами: отличиями по внешнему виду. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь. Создать условия для изучения детей овощей и фруктов. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Формировать у детей представление о лекарственных травах, пользе лука и чеснока Развивать познавательную активность. Знакомить с разнообразием растительного мира, его экологического единства. Формировать представления детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам. | Загадывание загадок, игра «Угадай по описанию», экспериментирование: «Растениям легче дышится, если почву полить и порыхлить» Сбор и засушивание осенних листьев «Осенняя палитра» Беседа:«Волшебница осень» Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, беседа «Что растет на грядке?» Заучивание физминутки « Мы капусту рубим..» Сбор овощей на опытно-экспериментальном участке.Дид.игра «Узнай на вкус» Рассматривание лекарственных растений,загадывание загадок, наблюдение. Беседа «Аптека под ногами» Беседа « Приметы осени в нашем крае» Экспериментирование: «Ладошки» Наст. Игра «Круглый год» |
Октябрь 1 2 3 4 | «Осеннее дерево» «Дождик, дождик..» «Деревья нашего района» "Здравствуй, березка" | Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях. Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя. Формировать знания детей о воде о ее необходимости для всего живого Познакомить детей с разнообразием деревьев произрастающих в Мамонтовском районе, правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения. Вызвать интерес детей к объектам природы. Познакомить детей с березой, ее особенностями. Заложить у детей основы экологической грамотности через воспитание любви к природе и бережного отношения к ней. Развивать у детей экологические представления о ценности природы и о правилах поведения в ней. | Нетрадиционная техника рисования: кляксография: «Разноцветные листья», «Дерево осеннее». Дид.игра «.Найди листок какой покажу» Беседа "Веселые Капельки" Пальчиковая игра «Дождик» Экспериментирование «Искусство дождя» Музыкотерапия «Шум дождя» Экскурсия в парк. Дид.игра «Найди в букете такой же листок», «Найди листок, как на дереве». Подвижная игра «Беги в дом, какой назову» Музыкотерапия «Шум леса». Беседа «Про березку» - дать простейшие знания о березе. Подвижная игра «Кто больше соберет березовых листочков» Рисование «Береза» - закрашивание поролоновыми тампонами кроны дерева. Чтение стихотворения «Про березку». Хоровод «У березки, у ворот водят детки хоровод» - выполнять движения под музыку. |
Ноябрь
1 2 3 4 | Птицы нашего района. Воробей. «Синичкин праздник-12 ноября» Ворона «Птицы – наши друзья» (снегирь и дятел) | Знакомить детей с зимующими птицами (в нашем районе): воробьи. Познакомить детей с воробьём – птицей нашего края. Формировать у детей представление о внешнем виде, особенности жизни и поведении воробья. Развивать познавательный интерес к родной природе. Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам. Уточнение и расширение представления детей о синице, её внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях. расширять знания детей об условиях жизни птиц зимой, закрепить понятие зимующие птицы, Формировать у детей представление о птицах. Учить узнавать черную ворону; находить отличительные признаки (внешний вид, голос, повадки). Формировать у детей интерес к птицам, узнавать их по внешнему виду, Развивать наблюдательность внимание при рассматривании птиц у кормушки. Продолжать знакомить детей с птицами в природе, особенностями их жизни. Расширять представления о внешнем виде, повадках. Воспитывать чувство любви к природе, доброе отношение к птицам. Развивать интерес к жизни птиц. Вызвать яркий, эмоциональный отклик. | Наблюдения на прогулке. Беседа с просмотром презентации ««Воробьишка – воробей!» Подвижная игра «Кто в домике живет?» Пальчиковая гимнастика «Грачи»; Речевая игра «Кто же это?» Чтение произведений: “Воробьишко” Горький, “Где обедал воробей” Беседа "Птица синица", наблюдение, использование художественного слова, подв. игра «Лиса и птицы» Музыкотерапия «Голоса птиц» Участие в акции «Покормите птиц зимой» (совместно с родителями) Чтение «Птичья столовая» С. Михалкова, «Появились синички» Беседа о вороне. Рассматривание иллюстраций птиц. Чтение «Без слов» (Н. Сладков) Беседа «Зимующие птицы», «Жизнь птиц зимой». Чтение стихотворений, пение песен о птицах, Игра: «Займи домик» Дид. игра «Четвёртый лишний» Чтение русских народных песенок, закличек, загадывание загадок про птиц |
Декабрь
1 2 3 4 | Зима у нас в районе. «Снежинка» Зима у нас в районе. «Ёлочка-зелёная иголочка» Сосна. «Снежный хоровод» | Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы. Обогащение яркими впечатлениями через художественные произведения. - Систематизировать знания детей о зиме. - Развивать умение отгадывать загадки. Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку. Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира. | Наблюдения. Беседа "Зимушка-зима». Ежедневные наблюдения за снегом. Беседа «Зима белоснежная», просмотр презентации «Природа Мамонтовского района» Чтение стихов о зиме. Наблюдение, беседа по презентации о сосне, игра «Найди по описанию», «Укрась ёлочку». Беседа о снегопаде. Наблюдение на прогулке, рассматривание картины «Зима», рисование «Снежинки» |
Январь 1 2,3 | «Мороз – удивительный художник» «Дикие животные в нашем бору зимой» | Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество. Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей. | Рассматривание узоров на стекле. Загадывание загадок, наблюдения на прогулке, использование художественного слова, практическая работа «Снеговик» Беседа о белке, еже, зайце, лисе: «Какие жители живут в лесу?» Игра «Мы маленькие зайчики», игра «Чья тень?». Игра « Чей домик?» Чтение сказки Л. Н. Толстого «Белка и волк» Разучивание стихов о животных. Игры – драматизации сказок о животных. |
Февраль 1 2 3 4 | «Дикие звери Алтая» «Лаборатория добрых дел» «Метель-метелица» «Наблюдение за сезонными изменениями» | Закрепить представление детей о времени года – зима; обогатить и закрепить знания и представления о животных родного края( медведь, лиса, заяц, - презентация Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей. Формировать представления детей о природных явлениях. Учить видеть красоту в каждлм времени года. Создать условия для развития речи, обогащения словарного запаса. Формировать представления об изменениях в природе; учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель); закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы. | Беседа по презентации, ситуативные разговоры и рассказы педагогов по теме, в том числе о видовом разнообразии животных, места их обитания и питания, их значение в жизни человека и всего живого, защите животных со стороны людей и государства, посильной помощи детей в деле защиты животных. Чтение стихотворений, подв. игра «Зайцы и волк», беседа, «Найди маму»-дид.игра. Музыкотерапия «голоса зверей» Опыты с водой, воздухом, игры с мыльными пузырями беседы о добре и зле. Наблюдение за снегопадом, метелью. Использование художественного слова. Беседа о зимних явлениях в неживой природе. Использование художественного слова; Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Круглый год»-настольная игра Экспериментирование «Откуда дует ветер» |
Март 1 2.3 | «К нам весна шагает быстрыми шагами» «Пернатые гости» Грачи. Скворцы. | Продолжать формировать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление. Познакомить с птицами, которые первые прилетают к нам. Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах. | Чтение стихотворения “Март”,«Весна идёт», Рассматривание картины И.Левитана «Весна. Большая вода» д/и «Найди настроение, покажи настроение», экспериментирование: «Взаимодействие воды и снега» Беседа по презентации «Перелётные птицы весной», изготовление скворечников (совместно с родителями), наблюдение за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д.),»Узнай по голосу какя птичка»-игра. Аппликация «Птицы на кормушке» Чтение «Скворец на чужбине» А. Ладонщикова, «Ласточка» Т.Нужина, Т.А |
Апрель
1 2 3 4 | Насекомые. «Божья коровка» Муравьи «Бабочки и стрекозы» Озеро Большое Островное | Продолжать расширять знания детей о весенних изменениях в природе; учить узнавать и называть насекомых Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к природным явлениям, уточнить представления о внешних особенностях жучка. Уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни; учить выражать мимикой, жестами и пластикой их движения. Расширение знаний о насекомых: об окраске в соответствии с местом обитания, защите от врагов, пользе и вреде, значении для жизни других обитателей природы. Развитие познавательного интереса к миру насекомых, Формировать у детей представление об озере, его обитателях. | Беседа«День насекомых», «В мире насекомых» Наблюдение за божьей коровкой, аппликация. Использование художественного слова. Дидактические игры «Узнай насекомое», «Четвертый лишний» Беседа «Из жизни муравьев»; Загадывание загадок, «Угадай, что за насекомое», лепка «зелёная гусеница» Стихотворение «Трудолюбивая пчелка» Чтение рассказов о бабочках; Просмотр мультимедийной презентации «Неизведанный мир насекомых» Экскурсия к озеру Просмотр презентации об озере. |
Май 1 2 3 | Первоцветы . «Солнышко на травке» Одуванчик. «Песочные фантазии» «Чудесная глина» | Познакомить с одуванчиком , со строением одуванчика; Воспитывать бережное отношение к одуванчику; Расширять кругозор детей. Формировать знания о свойствах песка. Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей. Познакомить детей с глиной, способами её добычи в природе, рассказать о том для чего нужна глина человеку | Беседа «Одуванчик»Наблюдение на прогулке. Беседа «Кому нужен одуванчик? » заучивание стихотворения Е. Серовой «Одуванчик», Беседа «Сухой песок» Пальчиковая гимнастика; игры с песком; экспериментирование: «почему песок сыплется». Беседа «Знакомство с глиной, что нам подарила природа» Лепка из глины. |
2.2 Способы, формы и методы реализации программы
В ходе реализации программы используются следующие формы и методы обучения:
Наглядные методы:
экскурсии, целевые прогулки; наблюдения; показа сказок (педагогом, детьми);
рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; проведение дидактических игр;
Словесные методы:
чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.); загадывание загадок;
Практические методы:
экспериментирование;
организация продуктивной деятельности детей;
оформление гербария растений, плодов;
постановка сказок, отрывков литературных произведений;
изготовление с детьми наглядных пособий.
Здоровье сберегающие технологии:
Музыкотерапия; пальчиковая гимнастика.
2.3 Способы и направления поддержки детской инициативы
Поддержка детской инициативы осуществляется через игровое экспериментирование, создание интеллектуально-игровой среды, через формирование поискового стиля мышления, формирование интереса к познанию и исследованию. Применить эти навыки дети смогут, участвуя в конкурсах, экологических акциях, спектаклях.
2.4 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
При реализации рабочей программы используются активные формы вовлечения родителей в образовательный процесс:
- природоохранные акции « Берегите природу », « Украсим свой сад », «Покормите птиц зимой »;
- участие в конкурсах, выставках, оформление экспозиций, презентации («Лекарственные травы нашего района», «Озёра Мамонтовского района»);
-совместное оформление экологических сказок, изготовление костюмов, атрибутов;
-тематические экскурсии по селу, парку;
-участие родителей в проектной деятельности: «Озеленение участка группы».
Взаимодействие с родителями воспитанников осуществляется на сайте детского сада и на персональном сайте воспитателя.
3.Организационный раздел
3.1 Материально-техническое обеспечение программы
Развивающая предметно-пространственная среда группыпополнена новыми дидактическими, развивающими играми и пособиями в соответствии с возрастными особенностями воспитанников.Оборудована мини-лаборатория для опытно-экспериментальной деятельности, регулярно пополняется, новыми видами комнатных растений, природный уголок.
В детском саду имеется мультимедиа проектор, музыкальный центр.
3.2 Методическое обеспечение программы
Данная рабочая программа реализуется с учётом целей и задач образовательной программы ДОУ, рекомендаций примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» ( под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).
Данная рабочая программа составлена в соответствии с современными нормативно-правовыми документами:
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012
-«Федеральный государственный стандарт дошкольного образования» №1151 от 17.10.2013.
-Приказ Минобрнауки России «об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» №1014 от30.08.2013.
- Письмо министерства образования Российской Федерации «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» №65/23-16 от 14.03.2000.
-Устав МБДОУ-д/с №29 города Яровое.
Для создания данной рабочей программы использовалась литература:
Мартынова Е.А «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» изд. Учитель
Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.
Н.Г.Калегина «Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников»Книжный дом Казань-1994
«Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992 Артемова Л. Н.
«Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995 Николаева С. Н.
«Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва 1991 Богусловская З. М., Смирнова Е. О.
3.3 Место рабочей программы в режиме дня
Данная программа предусмотрена для детей 4-5 лет, рассчитана на 1 год.
Совместная деятельность с детьми проводится в форме непосредственно образовательной деятельности по подгруппам (7-8 детей) на занятиях кружка
Во второй половине дня. Продолжительность занятия 20 минут, один раз в неделю.
- Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая среда является одним из важнейших условий развития ребёнка. Для реализации рабочей программы в группе созданы: центр наблюдения за погодой; центр «Чудеса природы», в котором представлены гербарии лекарственных растений Алтая, полезные ископаемые и минералы, поделки из природного материала; «Огород на подоконнике», где дети круглый год наблюдают и выращивают полезную для здоровья зелень, уголок природы, где дети учатся выращивать и ухаживать за комнатными растениями; на территории детского сада разбит сад плодовых деревьев и кустов, огород овощных культур, где дети учатся выращивать плоды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа взаимодействия с семьёй. Тема: "Формирование основ экологической культуры у дошкольников"
Программа взаимодействия с семьёй. Тема: "Формирование основ экологической культуры у дошкольников"...
Рабочая программа по теме: «Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через аппликацию и ознакомление с природой села Родино».
Аннотация к рабочей программе.Рабочая программа разработана Дедовой П.И, воспитателем старшей группы МКДОУ д.с. «Теремок».Срок реализации программы – 1 год. Программа предназначена для зан...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Азбука финансов»
Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жиз...
План работы по самообразованию по теме "Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем".
ЦЕЛЬ: повышение уровня экологической культуры старших дошкольников путем осознания целесообразности раздельного сбора и переработки бытовых отходов пластика....
План работы по теме "Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем" 2019-2020 учебный год
Цель работы: повышение уровня экологической культуры старших дошкольников путем осознания целесообразности раздельного сбора и переработки бытовых отходов пластика....
Рабочая программа воспитателя по формированию основ безопасности у дошкольников 3–5 лет «Моя безопасность"
ull; дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать маленьких детей, подго...
Рабочая программа разновозрастной группы «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, на природе»
Сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях...