Рабочая программа дополнительного образования по РИТМИКЕ
рабочая программа по физкультуре на тему
Рабочая программа дополнительного образования по РИТМИКЕ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа дополнительного образования по РИТМИКЕ | 313.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Северо - Восточное окружное управление образования
ГБОУ СОШ № 1137 (структурное подразделение № 3)
Программа утверждена
на педагогическом совете
Протокол № от
____________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ритмическая гимнастика
(на основе программы «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной и программы «СА-ФИ-ДАНСЕ» Ж.Е.Фирилевой, Е.Г.Сайкиной
(для детей 4-7 лет, 3 года обучения)
Составитель: старший воспитатель
Мартыненкова О.А.
Москва, 2015г.
ПОЯСНИТЕЛЫНАЯ ЗАПИСКА
Совершенствование учебного процесса по физическому воспитанию детей дошкольного возраста требует систематического, научно - обоснованного обновления теоретического и практического материала, уход от традиционных форм знаний, более широкого внедрения тренирующих нагрузок в структуру дополнительного образования, применения основ проблемного обучения, расширения специальных занятий по физической культуре.
В настоящее время существует много ритмопластических направлений, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных - это ритмическая гимнастика. Доступность этого вида основывается на простых и общеразвивающих упражнениях. Эффективность на ее разностороннем воздействии на опроно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.
Главное на ,что нацелена программа, это приобщение к движению под музыку всех детей- не только способных и одаренных в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путем подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его "изюминка" и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы. Ведь доказано, что занятия движениями для детей с задержкой или патологией в развитии имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов (исследования Н.А.Бернштейна, И.М.Сеченова, В.М.Бехтерева, методика М.Фильденкрайза и др.). В то же время, движение под музыку является для ребенка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии и воспитании.
При составлении программы учтены нормы и требования к нагрузке детей в течение недели. Программа составлена в соответствии с инструктивно – методическим письмом Министерства образования РФ от 14.03.2000г. №65/23-16, а также СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"
Программа дополнительного образования по ритмической гимнастике составлена на основе программы «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации в качестве программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возрастя и программы «СА-ФИ-ДАНСЕ» Ж.Е.Фирилевой, Е.Г.Сайкиной, рекомендованной отделом дошкольного образования Экспертного совета Комитета по образованию администрации Санкт-Петербурга.
Цель программы: содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами ритмической гимнастики.
Задачи обучения.
- Развитие музыкальности:
- развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;
- развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;
- развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;
- развитие музыкальной памяти.
2. Развитие двигательных качеств и умений:
- развитие ловкости, точности, координации движений;
- развитие гибкости и пластичности;
- воспитание выносливости, развитие силы;
- формирование правильной осанки, красивой походки;
- развитие умения ориентироваться в пространстве;
- обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
- Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:
- развитие творческого воображения и фантазии;
- развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности.
- Развитие и тренировка психических процессов:
- развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
- тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов; развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
5 . Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
- воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
- воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Программа рассчитана на три года обучения для детей дошкольного возраста 4-7 лет (средняя, старшая, подготовительные группы). Занятия проводятся группами по 10-12 человек во второй половине дня два раза в неделю в течении года. Продолжительность занятий: средняя группа – не более 20 мин, старшая группа – не более 25 мин, подготовительная группа – не более 30 мин. Общее количество занятий в год – 72. Освоение содержания программы оценивается по результатам диагностики, которая проводится 3 раза в год ( в начале, середине и конце года).
Также предусматривается индивидуальная работа с детьми, обладающими различным уровнем развития:
- способных и одаренных в двигательном отношении;
- заторможенных, неловких, неуверенных в своих силах.
Для реализации программы созданы необходимые условия: музыкальный зал, музыкальный центр, фонограммы и ноты музыкально-ритмических композиций, фортепиано, атрибуты для композиций и др.
В образовательном процессе принимает участие педагог дополнительного образования.
Учебно – тематический план
(по годам обучения)
1-ый год сред | 2-ой год стар. | 3-ий год Подг. | ||
№ | ТЕМА | гр. | гр. | гр. |
1. | Правила безопасности, | |||
личная гигиена, | 2 | 2 | 2 | |
костюм для занятии | ||||
2 | Игроритмика | 7 | 6 | 5 |
3 | Образно-игровые | 7 | 6 | 5 |
движения | ||||
4 | Игропластика | 5 | 6 | 5 |
5 | Упражнения для силы | 6 | 7 | 8 |
и устойчивости | ||||
6 | Упражнения на координацию | 7 | 6 | 6 |
7 | Комплекс ритм. гимнастики | 6 | 8 | 8 |
8 | Акробатические | |||
упражнения | 3 | 4 | 6 | |
9 | Динамические, танцевальные упражнения | 4 | 4 | 4 |
10 | Муз. - ритмические композиции | 8 | 8 | 8 |
11 | Игротанцы | 6 | 5 | 5 |
12 | Пальчиковая гимнастика | 5 | 4 | 4 |
13 | Ориентировка в пространстве | 5 | 5 | 5 |
14 | Открытый урок- | 1 | 1 | 1 |
ИТОГО | 72 | 72 | 72 |
Содержание программы.
Основным содержанием ритмической гимнастики является сочетание общеразвивающих упражнений, бега, прыжков, танцевальных элементов, гармонично организованных эмоционально-ритмической музыкой и выполняемых поточным способом. Характерной особенностью комплексов является также, последовательное включение в работу всех мышечных групп и суставов, чередование различных темпов.
Для того чтобы научиться двигаться, необходимо особое внимание уделить выполнения упражнений, контролировать движения у зеркал. При подборе музыкального сопровождения необходимо учитывать его темп, ритм, характер, чтобы связь движений с музыкой была органичной. Таким образом, у детей любви и интереса к занятиям ритмикой, потребности движения под музыку является одной из центральных задач музыкально - ритмического воспитания.
Содержание программы (сентябрь- май)
первый год обучения (средняя группа) | ||||||
№ ЗАНЯТИЯ | ТЕМА | ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ | ||||
1 | Правила безопасности ,личная гигиена ,костюм для занятий | |||||
2 | Строевые упражнения | Образно-двигательные действия"Паровоз» | ||||
3 | Общеразвивающие упражнения без предмета | Основные упражнения прямыми и согнутыми руками | ||||
4 | Строевые упражнения | Построение в шеренгу "Солдатики" | ||||
5 | Строевые упражнения | Передвижение в сцеплении «гусеница" | ||||
6 | Общеразвивающие упражнения без предмета | Образно-двигательные действия «Осенний сад" | ||||
7 | Построение в рассыпную | Образно-двигательные действия «|0сенние листики | ||||
8 | Строевые упражнения | Муз.-подвижная игра"Нитка-иголка" | ||||
9 | Строевые упражнения | Легкий бег | ||||
10 | Общеразвивающие упражнения без предмета | Полуприсед | ||||
11 | Акробатические упражнения | Группировки: сед ноги врозь, сед на пятках | ||||
12 | Упражнения на расслабление мышц, дыхательные на укрепление осанки | Напряженное и расслабленное положение рук и ног | ||||
13 | Упражнение для силы и устойчивости | В образно-двигательной форме лежа ,сидя | ||||
14 | Строевые упражнения | Передвижение в кругу в различных направлениях | ||||
15 | Игроритмика | Хлопки в такт музыки , бег врассыпную | ||||
16 | Строевые упражнения | Ходьба высоко поднятыми коленками «Цапля» | ||||
17 | Игроритмика | Комплекс из пройденного | ||||
18 | Общеразвивающие упражнения с предметом | Погремушки, султанчики | ||||
19 | Муз- подвижная игра | "Цапля и лягушки" | ||||
20 | Акробатические упражнения | Перекаты «бревно" | ||||
21 | Общеразвивающие упражнения | Сед - танцующие стопы | ||||
22 | Строевые упражнения | Прыжки "кузнечик" | ||||
23 | Упражнения на гибкость | Сед ноги врозь , наклоны вперед ,вправо-влево
| ||||
24 | Танцевально-ритмическая композиция | Упражнение с погремушками «Зайчата» | ||||
25 | Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки. | Лежа на Спине "болтающие ножки" | ||||
26 | Танцевная- ритмическая игра | "Кошка и котята" | ||||
27 | Строевые упражнение | Муз- подвижная игра «быстро по местам» | ||||
28 | Ироритмика | Акцентированная ходьба | ||||
29 | Ироритмика | "Танец сидя" | ||||
30 | Упражнения на гибкость | Сед на полу, стопы соединены "лягушка" | ||||
31 | Муз.- подвижная игра | Построение врассыпную, марширование | ||||
32 | Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки. | Лежа на спине «болтающие ножки» | ||||
33 | Игропластика | Морские фигурики "морская звезда" | ||||
34 | Танцевальные шаги | Полуприсед на одной ноге, другую- вперед на пятку | ||||
35 | Игропластика | Пружинки | ||||
36 | Акробатеческие упражнения | Перекаты в положении лежа" бревно" | ||||
37 | Танцевальные шаги | Комбинации из танцевальных шагов | ||||
38 | Танцевально- Ритмическая гимнастика | "Коза и козлята» | ||||
39 | Упражнения на укрепления мышц спины | Лежа на животе "Морская звезда" | ||||
40 | Упражнения для укрепления мышц живота | Лежа на спине "Медуза" | ||||
41 | Танцевально- Ритмическая гимнастика | "Морские фигурики" | ||||
43 | Строевые упражнения | Построение в шеренгу и колонну по расположению | ||||
44 | Игроритмика | Различие динамика звука громко- тихо" хлопки | ||||
45 | Танцевальные шаги | Шаг с носка на носках | ||||
46 | Муз.- подвижная игра | «Мы веселые ребята» | ||||
47 | Образно -игровые движения | "Создай образ" | ||||
48 | Игропластика | Ходьба на внешнем и внутреннем своде стопы | ||||
49 | Строевые упражнения | Построение врассыпную "бабочки" | ||||
50 | Танцевально-ритмическая гимнастика | "Ласточки" | ||||
51 | Строевые упражнения | Ходьба на носках «кошка" "цапля" | ||||
52 | Общеразвивающие упражнения без предмета | Движения прямыми и Согнутыми руками"Буратино" | ||||
53 | Танцевальные шаги | Приставной шаг в сторону | ||||
54 | Общеразвивающие упражнения | Стойка на носках и согнутых ногах в сочетании с другими | ||||
55 | Общеразвивающие упражнения | основные движения головой"Да- нет" "тик-так" | ||||
56 | Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки | Раскачивание руками из различных исходных положений | ||||
57 | Муз.- подвижная игра | "Часики" | ||||
58 | Танцевально- ритмическая гимнастика | «Голубой вагон» | ||||
59 | Игроритмика | Хлопки - паузы | ||||
62 | Танцевально- ритмическая гимнастика | "Карусельные лошадки" | ||||
61 | Упражнения для развития мышечной силы | Из положения лежа на спине группировка | ||||
62 | Упражнения для развития мышечной силы | Лежа на животе "лодочка" | ||||
63 | Строевые упражнения | Бег по кругу и ориентиром «змейкой" | ||||
64 | Игропластика | "Велосипед" | ||||
65 | Танцевальные шаги | Мягкий высокий шаг на носках. Поворот на 360 | ||||
66 | Упражнения для развития мышечной силы | Из стойки носки вместе присесть на всей стопе | ||||
67 | Танцевально- ритмическая гимнастика | «Большая стирка» | ||||
68 | Образно - танцевальное упражнение | "Воробьиная дискотека" | ||||
69 | Строевые упражнения | Образно - двигательные действия | ||||
70 | Танцевальные шаги | Приставной и скрестный шаг в сторону | ||||
71 | Танцевально- ритмическая гимнастика | Построение из одной шеренги в несколько | ||||
72 | Открытый урок | |||||
второй год обучения (старшая группа) | ||||||
№ занятия | Тема | Программное содержание | ||||
1 | Правила безопасности , личная гимнастика, костюм для занятий | |||||
2 | Акробатические упражнения | Из упора присев "Мишка качается" | ||||
3 | Танцевально- ритмическая гимнастика | Образно- беговые движения | ||||
4 | Акробатические упражнения | равновесие на одной ноге с опорой и без нее | ||||
5 | Танцевально- ритмическая гимнастика | Муз. Ритмическая комп. С платочками | ||||
6 | Строевые упражнения | построение в колонну, шеренгу, в круг | ||||
7 | Пальчиковая гимнастика | Поочередное сгибание и разгибание пальцев | ||||
8 | Упражнение на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки | Расслабление рук и ног в положении лежа на спине. Потряхивание ног. | ||||
9 | Муз- творческая игра | "Угадай кто я?" | ||||
10 | Танцевально- ритмическая гимнастика | "Козлята» | ||||
11 | Упражнение на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки | Имитационные образные упражнения | ||||
12 | Акробатические упражнения | Группировка в положении сидя , лежа | ||||
13 | Танцевальные шаги | Прыжки с одной ноги на ногу, поворот 360 | ||||
14 | Строевые упражнения | Построение в шеренгу и колонну по команде | ||||
15 | Муз.- подвижная игра | Для закрепления строевых действий | ||||
16 | Общеразвивающие упражнения без предмета | Комбинированные упражнения в стойках | ||||
17 | Упражнения для укрепления живота | Лежа на спинё"мишка качается" | ||||
18 | Упражнения для укрепления спину | Лежа животе"лодочкап | ||||
19 | Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки | Расслабление руками на различных количество счетов | ||||
20 | Игроритмика | Ходьба,бег, прыжки | ||||
21 | Танцевальные шаги | Шаг галопа в перед, в сторону | ||||
22 | Танцевально ритмическая композиция | "Конькобежцы" | ||||
23 | Общеразвивающие упражнения без предмета | Комбинированные упражнения в следах и положении лежа | ||||
24 | Акробатические упражнения | Переход из седа в упор стоя на коленях | ||||
25 | Акробатические упражнения | Вертикальное равновесие на одной ноге | ||||
26 | Муз.- подвижная игра | "Волк и козлята» | ||||
27 | Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки | Расслабление рук и туловища в положении сидя | ||||
28 | Танцевально ритмическая гимнастика | "Зарядка" | ||||
29 | Игроритмика | Ходьба с хлопками, удары ногой в ритм | ||||
30 | Танцевальные шаги | Шаг с подскоками | ||||
31 | Игроритмика | Хлопки и удары на сильные и слабые доли такта | ||||
32 | Танцевальные шаги | Шаг польки | ||||
33 | Ритмический танец | "Полька" | ||||
34 | Строевые упражнения | Перестроение из одной колонны в несколько кругов на шаге и беге по ориентирам | ||||
35 | Танцевальные шаги | "Приставные шаги» | ||||
36 | Муз.- ритмическая композиция | "Облока из пластилина" | ||||
37 | Пальчиковая гимнастика | Общеразвивающие упражнения пальчиками | ||||
38 | Танцевальные шаги | Пружинистые движения ногами на палуприседе | ||||
39 | Танцевальные шаги | Русский хороводный шаг "попеременный" | ||||
40 | Общеразвивающие упражнения с предметом | Упражнения с ленточкой | ||||
41 | Танцевальные шаги | Шаг с притопом | ||||
42 | Акробатические упражнения | Перекаты вправо- влево | ||||
43 | Танцевальные шаги | Шаг" припадание" | ||||
44 | Ритмический танец | "Травушка- муравушка" | ||||
45 | Муз.- подвижная игра | ИК своим флажкам" | ||||
46 | Акробатические упражнения | акробатические упражнений в образно-двигательных действиях | ||||
47 | Муз-творческие игры | упражнения танц.-ритм. Гимнастики | ||||
48 | Муз. -ритмическая композиция | "Одуванчики" | ||||
49 | Муз. -подвижная игра | 'Туливер и лилипуты" | ||||
50 | Строевые упражнения | Перестроение из одной колонны в три по выбранным водящим | ||||
51 | Муз.- подвижная игра | "Музыкальные змейки" | ||||
52 | Таецевально - ритмическая гимнастика | "Три поросенка» | ||||
53 | Ритмический танец | "Давай танцуй" (в ритме диско) | ||||
54 | Акробатические упражнения | |||||
55 | Танцевально- ритмическая гимнастика | «Бег по кругу» | ||||
56 | Танцевальные шаги | Комбинации на изученных танцевальных шагах | ||||
57 | Танцевально- ритмическая гимнастика | «Облака» | ||||
58 | Строевые упражнения | Построение в шеренгу по звуковому сигналу. Повороты направо, налево по команде. | ||||
59 | Пальчиковая гимнастика | Игры пальчиками в двигательных и образных действиях. | ||||
60 | Упражнение на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки | Двигательные упр. на имитационных и образных движениях «волны шипят» | ||||
61 | Муз- творческая игра | На упражнения ритмической гимнастики «бег по кругу» | ||||
62 | Танцевально- ритмическая гимнастика | «Четыре таракана и сверчок» | ||||
63 | Упражнение на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки | Двигательные упр. на имитационных и образных движениях «Ныряние» | ||||
64 | Танцевальные шаги | Два русских попеременных шага, шаг с притопом, с носка | ||||
65 | Строевые упражнения | Перестроение из одной колонны в три по выбранным водящим | ||||
66 | Муз.- подвижная игра | « К своим флажкам» | ||||
67 | Игроритмика | Хлопки и удары ногой на на сильные и слабые доли | ||||
68 | Игропластика | « Рыбка», наклоны вперед в «барьерном шаге» | ||||
69 | Танцевальные шаги | Танец «кик» | ||||
70 | Ритмический танец | «Давай танцуй» | ||||
71 | Муз.- подвижная игра | «Гулливер и лилипуты» | ||||
72 | Открытый урок |
Третий год обучения (подг. группа) | ||||
№ занятия | Тема | Программное содержание | ||
1 | Правила безопасности, личная гигиена ,костюм для занятий | |||
2 | Строевые упражнения | Построение в шеренгу и колонну по команде | ||
3 | Игроритмика | Ходьба, бег, прыжки | ||
4 | Ритмический танец | "Танец с хлопками" (в ритме диско) | ||
5 | Общеразвивающие упражнения без предмета | Основные движения прямыми и согнутыми руками | ||
6 | Танцевальные шаги | Поочередные пружинное движение ногами | ||
7 | Пальчиковая гимнастика | упражнения пальчиками | ||
8 | Муз.- подвижная игра по ритмике | "Дирижор - оркестр" | ||
9 | Игроритмика | Ходьба с хлопками, удары ногой на сильные и слабые доли такта | ||
10 | Акробатические упражнения | "Ванька - Встанька" | ||
11 | Общеразвивающие упражнения без предмета | "Зарядка" | ||
12 | Ритмический танец | "Слоненок" | ||
13 | Игроритмика | "Буратино» | ||
14 | Общеразвивающие упражнения без предмета | Сед: упражнения для стоп | ||
15 | Общеразвивающие упражнения без предмета | Для развития мышц ног "маки" | ||
16 | Игропластика | Для развития тела-Наклоны | ||
17 | Ритмический танец | "Полька тройками» | ||
18 | Игропластика | Наклоны с поворотами | ||
19 | Танцевально- ритмическая гимнастика | "Марш" | ||
20 | Строевые упражнения | Ходьба с остановкой и поворотами | ||
21 | Муз.- подвижная игра | "Запев - припев" | ||
22 | Ритмический танец | В ритме латино | ||
23 | Танцевальные шаги | "Ковырялочка" | ||
24 | Танцевально ритмическая гимнастика | "С флажками" | ||
25 | Акробатичеякие упраженеия | Переход из седа в упор стоя на коленях | ||
26 | Упражнение на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки | "лодочка", "лодочка качается" | ||
27 | Танцевально- ритмическая гимнастика | "Африка" | ||
28 | Упражнение на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление мышц | "мишка качается", «улитка» | ||
30 | Акробатичеякие упраженеия | Перекаты вправо - влево сед на пятках | ||
31 | Танцевально- ритмическая гимнастика | Упражнения для корпуса | ||
32 | Строевые упражнения | Бег выбрасывая ноги в перед, назад | ||
33 | Муз- творческая игра | "Займи место» | ||
34 | Игропластика | Комплекс упражнений | ||
35 | Танцевальные шаги | "топотушки" | ||
36 | Игропластика | "колечко" | ||
37 | Танцевальные шаги | "боковой голоп" | ||
38 | Ритмический танец | "Кадриль» | ||
39 | Танцевально ритмическая гимнастика | "кошечки" | ||
40 | Акробатические упражнения | Вертикальное и горизонтальное равновесие | ||
41 | Муз.- ритмическая композиция | "С мячом» | ||
42 | Строевые упражнения | Строевой шаг на месте, походный шаг в передвижении | ||
43 | Игроритмика | Перестроение из колонны по одному в колонну по трое с одновременным поворотом в сцепление за руки и по ориентирам | ||
44 | Ритмический танец | «Мельница» | ||
45 | Общеразвивающие упражнения без предмета | По типу «Зарядка» | ||
46 | Танцевальные шаги | Переменный шаг | ||
47 | Пальчиковая гимнастика | Игра-соревнование «Моталочки» | ||
48 | Муз.- подвижная игра по ритмике | «Гонки мячей по кругу» | ||
49 | Игроритмика | Хлопки и удары ногой сильной доли такта двухдольного и трехдольного муз.размера | ||
50 | Акробатические упражнения | «Ванька-встанька» | ||
51 | Общеразвивающие упражнения | С мячом | ||
52 | Ритмический танец | «Цирковые лошадки» | ||
53 | Игроритмика | Гимнастическое дирижирование | ||
54 | Упражнение на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление мышц | «Трубач», «Папровоз» | ||
55 | Муз.- подвижная игра | «Горелки» | ||
56 | Игропластика | «Винтик» | ||
57 | Ритмический танец | «Полонез» | ||
58 | Игропластика | «Улитка» | ||
59 | Танцевально- ритмическая гимнастика | «Упражнение с обручем» | ||
60 | Строевые упражнения | Задания в ходьбе и беге по звуковому сигналу» | ||
61 | Муз.- подвижная игра | «Дети и медведь» | ||
62 | Ритмический танец | «Тайм-степ» | ||
63 | Танцевальные шаги | «ЧА-ча-ча» | ||
64 | Танцевально- ритмическая гимнастика | «Ванька-встанька» | ||
65 | Акробатичеякие упраженеия | Вертикальное и горизонтальное равновесие | ||
66 | Упражнение на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки | На осанку «Лодочка», «палочка» | ||
67 | Танцевально- ритмическая гимнастика | «Марш» | ||
68 | Игропластика | «Лягушка» | ||
69 | Танцевальные шаги | «Самба» | ||
70 | Ритмический танец | «Самба» | ||
71 | Муз- творческая игра | «Запев-припев» | ||
72 | Открытый урок |
Прогнозируемый результат.
Первый год обучения (средняя группа). После первого года обучения занимающиеся знают о назначении отдельных упражнений ритмической гимнастики. Умеют выполнять простейшие построения и перестроения. Умеют исполнять ритмические танцы и комплексы упражнений первого года обучения под музыку. Умеют ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и передавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок. Знают основные танцевальные позиции рук и ног.
Второй год обучения (старшая труппа). По окончании обучения занимающиеся знают правила безопасности при занятиях физическими упражнениями без предметов и с предметами. Владеют навыками по различным видам передвижений по залу и приобретают определенный запас движений в общеразвивающих и танцевальных упражнениях. Могут передавать характер музыкального произведения в движении (веселый, грустный, лирический и т.д.). Владеют основными хореографическими упражнениями по программе этого года обучения. Умеют исполнять ритмические и бальные танцы и комплексы упражнений под музыку этого года обучения.
Третьий год обучения (подготовительная группа). После третьегого года обучения занимающиеся знают о правилах личной гигиены при занятиях физическими упражнениями. Могут хорошо ориентироваться в зале при проведении музыкально подвижных игр. Умеют выполнять специальные упражнения для согласования для согласования движений с музыкой, владеют основами хореографических упражнений этого года обучения. Умеют исполнять ритмические танцы и комплексы упражнений этого года обучения.
Педагогическая диагностика .
Уровень развития ребенка можно определить, воспользовавшись разработкой из программы «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной.
Проведение педагогической диагностики развития ребенка необходимо для:
• выявления начального уровня развития музыкальных и двигательных способностей ребенка, состояния его эмоциональной сферы;
• проектирования индивидуальной работы;
• оценки эффекта педагогического воздействия.
В процессе наблюдения педагог оценивает проявления детей, сравнивая их между собой, и условно ориентируется на лучшие показатели, выявленные для данного возраста (лучше — в данной группе).
Цель диагностики: выявление уровня музыкального и психомоторного развития ребенка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия).
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий
Критерии оценки параметров, определяющих уровень музыкального и психомоторного развития в соответствии с 5-балльной системой.
Музыкальностъ — способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения — без показа педагога).
Для каждого возраста педагог определяет разные критерии музыкальности в соответствии со средними возрастными показателями развития ребенка, ориентируясь на объем умений.
Оценки детей 4-5 -го года жизни:
5 баллов — умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движения на каждую часть музыки;
4-2 балла — в движениях выражается общий характер музыки, темп; начало и конец музыкального произведения совпадают не всегда;
0-1 балл — движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения.
Оценка детей 6-7-го года жизни:
5 баллов — движения выражают музыкальный образ и совпадают с тонкой нюан-сировкой, фразами;
4-2 балла — передают только общий характер, темп и метроритм;
0-1 балл — движения не совпадают с темпом, метроритмом музыки, ориентированы только на начало и конец звучания, а также на счет и показ взрослого.
Эмоциональность — выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что —то приговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения невыразительные. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям (Э-1, Э—5).
Творческие проявления — умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные "па". Оценка конкретизируется в зависимости от возраста и обученности ребенка. Творческая одаренность проявляется в особой выразительности движений, нестандартности пластических средств и увлеченности ребенка самим процессом движения под музыку. Творчески одаренные дети способны выразить свое восприятие и понимание музыки не только в пластике, но также и в рисунке, в слове. Степень выразительности, оригинальности также оценивается педагогом в процессе наблюдения.
Внимание — способность не отвлекаться от музыки и процесса движения. Если ребенок правильно выполняет ритмическую композицию (младшие дети — 1-го уровня сложности, старшие — 2-го и 3-го уровня сложности) от начала до конца самостоятельно — это высокий уровень, оценка — 5 баллов. Если выполняет с некоторыми подсказками, то от 4-х до 2-х баллов. В случае больших затруднений в исполнении композиции из-за рассеянности внимания — оценка 0-1 балл.
Память — способность запоминать музыку и движения. В данном виде деятельности проявляются разнообразные виды памяти: музыкальная, двигательная, зрительная. Как правило, детям необходимо 6-8 повторений композиции вместе с педагогом для запоминания последовательности упражнений. Это можно оценить как норму. Если ребенок запоминает с 3-5 исполнений по показу, то это высокий уровень развития памяти — оценка 5 баллов. Неспособность запомнить последовательность движений или потребность в большом количестве повторений (более 10 раз) оценивается в 2-0 баллов.
Подвижность (лабилыюсть) нервных процессов проявляется в скорости двигательной реакции на изменение музыки. Норма, эталон — это соответствие исполнения упражнений музыке, умение подчинять движения темпу, ритму, динамике, форме и т.д.
Запаздывание, задержка и медлительность в движении отмечаются как заторможенность. Ускорение движений, переход от одного движения к последующему без четкой законченности предыдущего (перескакивание, торопливость) отмечаются как повышенная возбудимость.
Оценки выставляются следующим образом: N — норма (5 баллов); В (возбудимость), 3 (заторможенность) — от 1 до 4 баллов (В-1, В-2, 3-1, 3-2 и т.д. — в зависимости от степени выраженности данного качества).
Координация, ловкость движений — точность, ловкость движений, координация рук и ног при выполнении упражнений (в ходьбе, общеразвивающих и танцевальных движениях); правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе (а также и в других общеразвивающих видах движений).
У детей 5-го года жизни оценивается правильное и точное исполнение ритмических композиций 1-го уровня сложности; 6-го года жизни — 2-го уровня сложности; 7-го года жизни — 2-го и 3-го уровня сложности.
Гибкость, пластичность — мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять несложные акробатические упражнения ("рыбка", "полушпагат" и др. — от 1 до 5 баллов).
В результате наблюдений и диагностики педагог может подсчитать средний суммарный балл для общего сравнения динамики в развитии ребенка на протяжении определенного периода времени, выстроить диаграмму или график показателей развития.
Карта диагностики уровня музыкального и психомоторного развития ребенка
Ф.И ребенка____________________________________Год рождения____________ | ||||
Параметры | Начало года | Середина года | Конец года | |
1 | Музыкальность (способность к отражению в движении характера музыки и основных средств выразительности) | |||
2 | Эмоциональная сфера | |||
3 | Творческие проявления | |||
4 | Внимание | |||
5 | Память | |||
6 | Подвижность нервных процессов | |||
7 | Пластичность, гибкость | |||
8 | Координация движений |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- В.В. Козлов, А.Е. Гиршон, Н.И. Веремеенко - «Интегративная танцевальыо-двигательная терапия».
- С.Л. Слуцкая - «Танцевальная мозаика».
- Н.В. Зарецкая - «Танцы для детей».
- Т.В. Баршинкова - «Азбука хореографии».
- А.И. Буренина - «Ритмическая мозайка»,
- В.Е. Чибрикова-Луговская - «Музыкальное и физическое развитие на занятиях ритмики».
7. Л. Гераскина - «Ожидание чуда. Выпуск 1-2»
8. Ж.Е Фирилева, Е.Г. Сайкина . « СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально- игровая гимнастика для детей:Учебно- методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Логопедической ритмике педагога дополнительного образования Илюшкиной В.В.
Направленность программы: Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, направ...
Дополнительное образование по ритмике
Целью дополнительного образования по ритмике является обучение детей умению владеть своим телом, красивой осанке, грациозной походке, умению выступать перед другими, развить координацию, м...
Рабочая программа кружка по ритмике «Игровая ритмика» для детей от 4-7 лет.
Рабочая программа дополнительного образования по ритмике, сроком реализации три года....
Портфолио педагога дополнительного образования, преподавателя ритмики
Презентация творческой работы педагога...
Портфолио педагога дополнительного образования, преподавателя ритмики
Презентация творческой работы педагога...
Рабочая программа дополнительного образования детей «Ритмика»
Рабочая программа...
Рабочая программа дополнительного образования по ритмике «Карамельки».
Для детей старшего и среднего возраста(с 4-7 лет)Срок реализации 3 года...
Комментарии
спасибо, а приложение есть
спасибо, а приложение есть