Рабочая программа кружка по ритмике «Игровая ритмика» для детей от 4-7 лет.
рабочая программа на тему

Величко Анна Васильевна

Рабочая программа дополнительного образования по ритмике, сроком реализации три года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Введение.

Ритмика – музыкально-педагогическая дисциплина, в основе которой лежат идеи выдающегося швейцарского музыканта-педагога, композитора, пианиста и дирижера, профессора Женевской консерватории Эмиля Жака Делькроза в начале 20-го века. Назначение своей системы Далькроз сформировал так: «Цель ритмики – подвести ее последователей к тому, чтобы они могли сказать к концу своих занятий – не только «Я знаю», сколько «Я ощущаю», и, прежде всего, создавать у них непреодолимое желание выражать себя, что можно делать после развития их эмоциональных способностей и их творческого воображения.

Преподавая в женевской консерватории по классу теории музыки, сольфеджио и гармонии, Далькроз наблюдал, что некоторые ученики, обладая хорошим музыкальным слухом, страдают неритмичностью. Он стал искать новые пути в музыкальной педагогике, чтобы эффективнее развивать чувство ритма, «культивировать ритмическое чувство само по себе».

Понимая, что ритм музыки теснейшим образом связан с моторикой, мышечной реактивностью человека, Делькроз попытался перевезти ритм в движения человеческого тела.

 Работа над созданием и оформлением метода ритмического воспитания относится к 1900-1912гг.; складывающаяся система быстро приобрела популярность во всем мире.

Основатель нового учебного метода Эмиль Жак-Далькроз родился в Вене в 1865г. С детства он был окружен музыкой, в семье все музицировали, дед прекрасно играл на скрипке, дядя был пианистом. С 6 лет начинается его обучение музыке и в 7 лет он сочиняет свое первое произведение – марш. В 1875г. Вся семья переезжает из Вены в Женеву. С 12 лет одаренный ребенок становится учеником Женевской консерватории, а в 16 его принимают в члены  Общества любителей Художественной литературы, он пишет стихи, сочиняет песни, являясь автором ни только текстов, но и музыки. Его многочисленные песни для детей до сих пор популярны во Франции и Швейцарии.

В воспоминаниях о творчестве Жака-Далькруза известный композитор, профессор Московской консерватории Анатолий Николаевич  Александров отмечал, что эти песни часто ритмически свежи, изящно гармонизированы, в них много приятных легко запоминающихся мелодий в духе французских народных песен.

Музыкальное образование Жак-далькроз пополняет в Париже и Вене, заканчивая Парижскую и Венскую консерватории; теорию композиции изучает у А. Брукнера, Л.Делибе, Ц.Франка, Р. Фкукса. С 1892г.  Жак-Далькроз становится профессором Женевской консерватории. Преподавая гармонию и сольфеджио, он обнаруживает, что многие ученики затрудняются в передаче временных делений – то есть ритма при написании музыкальных диктантов или исполнении произведений. Далькроз предложил им выполнять несложные движения (использовать дирижерский жест, отбить рукой или прохлопать римический рисунок, пройти его шагами или проделать движения всем телом и т.д.) чтобы физически почувствовать ритм. Эффект произошел все ожидания: даже самые неспособные ученики быстро продвинулись в развитии

чувства ритма. Именно сольфеджио навело Далькроза на мысль о воплощении музыкальных впечатлений в движении. Это и было началом системы, названной в последствии ритмической гимнастикой, позднее – ритмикой.

        Ритмические упражнения, разработанные Далькрозом, постепенно усложняясь, оказывали влияние на весь психофизиологический облик человека, создавали правильные моторные привычки, укрепляли память, устойчивость, сосредоточенность  и распределение внимания, стимулировали творческую фантазию. Нервная система, как и мускулатура, поддается развитию, поэтому человек, владеющий чувстом ритма, будет лучше играть, танцевать, петь. Всем профессиям, трудовым процессам также присущ определенный ритм. Человек, находящий правильный ритм своего действия , затрачивает только нужное количество энергии и трудовой процесс протекает свободно, успешно и вызывает чувство удовлетворенности.

Воспитывая ритмичность посредством музыки и движения, Далькроз заметил, что его занятия положительно влияют на самочувствие и настроение учеников, исправляет недостатки физического и психического характера. Об этом прекрасно написал ученик Далькроза С. Волконский: «Ритмика воспитывает те невидимые способности, которые управляют взаимодействием духа и тела, которые помогают нам проявлять во внешности то, что внутри нас».

Далькрозу понадобилась необычайная энергия, упорство, фантастическая вера в правоту своего метода, чтобы отстаивать его и в течение ряда лет добиваться признания. Он снимает помещение, в котором начинает проводить специальный курс ритмической гимнастики, и только в 1905г. Ему разрешают официально заниматься ритмикой в стенах женевской консерватории.

В эти годы Далькроз много пишет, критикует устаревшие методы обучения. Он подмечает, что многие педагоги часто во главу угла ставят преодоление технических трудностей в исполнительстве, упуская главное – эмоциональный отклик  на музыку, уменее воспринимать ее всем своим существом.

Далькроз считает необходимым ранее развитие детей и их общее эстетическое воспитание. Он особенно подчеркивал значение ритмики для детей, так как движения является биологической потребностью их организма.

В 1907 – 1908 гг. Далькроз активно демонстрирует свой метод, проводя показы в разных городах Швейцарии, затем Австрии, Германии, Голландии, Англии, Франции и других стран и всюду ему сопутствует огромный успех. В 1912г он побывал со своими учениками в России.

        В 1909г. В Германии Далькроз встречает Вольфа Дрона – великолепного организатора культурных мероприятий, разносторонне одаренного человека. Вольф Дрон предлагает Далькрузу переехать в Дрезден и обязуется изыскать средства для строительства института музыки и ритма в Хеллерау, маленьком рабочем поселке под Дрезденом. За один год было выстроено великолепное здание и в апреле 1911г. Институт открылся.  

        В Хеллерау занимались студенты из многих стран, повсюду звучала немецкая, французская, английская, русская, испанская, польская, норвежская, голландская,

датская, шведская речь. Душой студенчества был месье Жак, как звали Далькроза ученики – человек огромного обаяния, богатейшей фантазии.

        В институте музыки и ритма занимались не только взрослые, но и дети местных мастеров-деревообделочников. Музыкальное развитие учащихся продвигалось быстрыми темпами, они не испытывали утомления: сложные ритмические задания сменялись ритмизированными играми с мячами, лентами, серсо. В старших классах стали вводится пластические этюды, предназначенные для передачи в движении эмоционально-образного содержания музыки.

        Взрослым преподавалась ритмика, художественная гимнастика ( пластика), танец, сольфеджио, гармония, обучение игре на фортепиано, импровизация, хоровое пение, анатомия и физиология. В институте был оборудован зрительный зал, где применялись ступенчатые конструкции, на которых происходило действие, к ним крепились декорации, использовалась цветомузыка и другие новинки театральной постановочной техники. Все это, вкупе с невиданной еще ритмичностью учеников Далькроза, создавало незабываемое зрелище.

        Институт музыки и ритма привлекал внимание людей разных стран, там побывали многие известные деятели культуры: Гордон, Крэг Бернард Шоу, К. Станиславский, С.Рахманинов, Анна Павлова, Сергей Дягилев, Вацлав Нижинский и многие другие. В процессе тех лет появилось немало восторженных откликов о ритмике.

К сожалению институт просуществовал недолго – до 1914г.Далькроз был вынужден уехать из Германии. Возвратившись в Женеву Далькроз в 1915г. открывает новый Институт музыки и ритма, которым он руководил до последних дней своей жизни ,даже будучи тяжёло больным.        

Из  стен института Хеллерау вышло много преподавателей, среди них несколько русских, которые продолжали развивать метод Далькроза в России; Наиболее выдающиеся из них Н.Г. Александрова, В.А. Гринер, М.А. Румер, С.М. Волконский, Н.В. Романова и др.

        Далькроз высоко ценил своих русских учеников, возлагая особые надежды на курсы ритмики, открытые в Петербурге и Москве. Он писал: «Мы знаем, что среди всех вне Хеллерау учрежденных курсов Жака-Далькроза, никогда не было проявлено большего увлечения и высказано более глубокого понимания внутренней стороны ритмической гимнастики, чем  у вас. Вот почему полные ожидания , взираем мы на вас, на то новое, что вы внесете в ритмическое воспитание». И действительно, надежды Делькроза оправдались, в нашей стране была создана отечественная система музыкально-ритмического воспитания основоположниками которой стали  Н.Г. Александрова, В.А. Гринер, М.А. Румер, Е.В. Коронова, Н.П. Збруева, В.Е. Яновская, В.А. Шукшина, их ученики последователи.

Рассматривая ритмику, как часть общего эстетического воспитания, российские ритмисты придали ей определенную целенаправленность, разработали специализированную методику преподавания в различных учебных заведениях. В самые трудные годы для нашей страны – 1919г. в Москве и Петербурге были открыты институты ритма: в Москве под руководством Н.Г. Александровой, в Петрограде –

С.М, Волконского, подготовившие прекрасных ритмистов для детских садов, школ, студий и других учебных заведений.

        Были разработаны специальные программы по музыкально-ритмическому воспитанию для детских садов, общеобразовательных и музыкальных школ, педагогических училищ и вузов, для курсов повышения квалификации преподавателей музыкальных дисциплин, создана программа по логоритмике. Таким образом, ритмика охватила людей разных возрастов различной степени музыкальной и двигательной подготовки. К ней относятся с большим интересом благодаря общедоступности, силе эмоционального воздействия, возможности развития музыкальных способностей через привлекательную и активную деятельность.

        Каждое направление ритмики имеет свою специфику и в то же время их объединяет единая цель – активизация музыкального восприятия через движение. Двигаться, как подсказывает музыка, идти от музыки к движению, творчески отображая музыкальные впечатления, - вот основной девиз любого ритмического занятия.

Направленность программы -  художественно- эстетическая, направлена на развитие художественно – эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.

Сегодня ритмика может стать инструментом и решать главную цель дошкольного образования – игровое, творческое развитие личностного потенциала ребенка, его природной музыкальности, развитие способности к творческому самовыражению как условие его радостного бытия и дальнейшей успешной самореализации в жизни.

Музыкально-ритмическое воспитание не только развивает природную музыкальность, но и способствует в полной мере формированию у детей общей культуры, предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, развитию их личностных качеств (физических, интеллектуальных), а также сохранению и укреплению здоровья, профилактике и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии.

В музыкально-ритмическом воспитании есть общие задачи, касающиеся целостного развития ребенка, так и специальные, конкретизирующие именно этот вид деятельности.

 К общим задачам относятся:

- Приобщение к танцевальному, музыкальному искусству через разностороннюю музыкально-ритмическую деятельность в синкретических формах ( русский фольклор, фольклор других народов, классическая музыка зарубежных и русских композиторов).

- воспитание интереса и любви к музыке и движению под музыку.

- Развитие эмоциональной сферы, эмпатии.

- Развитие внутренних психических процессов: внимания, памяти, мышления;

- Развитие креативных способностей: творческого воображения, фантазии потребности к самовыражению.

- Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности: способности к сопереживанию, ответственности, толерантности.

- развитие речи.

- Развитие движений, ориентировки в пространстве.

- Развитие красивой осанки, воспитание красоты движений под музыку.

К специальным задачам относятся:

- Развитие музыкальных способностей детей, чувства ритма.

- Знакомство с танцевальными жанрами (русский танец, танцы народов мира, танцы в стиле модерн, классический танец)

- профилактика и коррекция индивидуальных проблем развития.

К  основным видам музыкально-ритмической  деятельности относятся

- Восприятие музыки

- исполнительская деятельность

- Освоение двигательных навыков (Освоение танцевальных шагов, видов ходьбы, ориентация в пространстве и т.д.)

- музыкально-творческая деятельность (специально-организованная импровизация в исполнительской деятельности).

-   музыкально-познавательная деятельность  (формирование основных представлений о танцевальном искусстве, доступных дошкольникам).

Программа «Игровая ритмика» основана на программе Бурениной «Танцевальная мозаика» и программа по Элементарному музицированию  Т.Э. Тютюнниковой.

 Актуальность данной программы заключается в привлекательности  материала, она способна пробудить интерес ребенка и побудить его к деятельности, что очень необходимо для подрастающего поколения в постоянно изменяющемся, непредсказуемом, агрессивном мире, где реальное общение часто подменяется виртуальным, современному человеку очень важно найти для себя способ эмоционального самовыражения. Игровая ритмика, обладая уникальными свойствами взаимодействовать на эмоциональную сферу, является удивительно тонким и в то же

время эффективным инструментом развития внутреннего мира ребенка, раскрытие его творческого потенциала, поистине всестороннего воспитание его личности.

        Особое значение программа приобретает в вопросах духовно-нравственного воспитания личности, в формировании таких тонких качеств, как эмпатия, тактичность, чувство меры, стремление к прекрасному. Данная методологическая позиция обуславливает чрезвычайно бережное отношение к ребенку, уважению к его индивидуальности и личности, приятие его таким, каков он есть. Программа «Игровая ритмика» построена  ни только на двигательно-танцевальной деятельности (упражнения, разминка, танец, партерная гимнастика)  но и включает творческое элементарное музицирование в синкретических формах (декламация, пение) на основе игрового и импровизационного подхода.

        Творческое музицирование – это возможность приобретения многообразного опыта в связи  с музыкой – опыта движения и речи, как праоснов музыки; опыта слушателя, композитора, исполнителя и актера; Опыта общения, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыта переживания музыки как радости и удовольствия. Творческое элементарное музицирование включает в себя: игры со звуками, звучащие жесты.

        Термин «Звучащие жесты» - принадлежит Гунильд Кетман, соавтору «Шульверка» К. Орфа.  ЗВУЧАЩИЕ ЖЕСТЫ- это хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы, щелчки пальцами, удары ладонями по грудной косточке и т.д.

        Игра звуками своего тела – есть первая бессознательная импровизация ребенка, поэтому звучащие жесты являются надежным путем к тому, что бы дети начали элементарно импровизировать. Телесное освоение ритма помимо прочих своих преимуществ имеет свойства просто доставлять удовольствие: активные ритмические движения направлены на разрядку существующих напряжений и вызывают восторг.

Новизна программы. Программа «Игровая ритмика» сочетает в себе систематическое обучение и развитие музыкальности детей с творческим и игровым подходом: с детьми играют, но они не понимают, что их при этом учат. Игра служит не вспомогательным средством, но определяет сам характер учебного процесса. Она содержится в каждом из моментов совместной деятельности взрослого и ребенка. Для занятий данной программы характерно:

        - импровизационно-игровой характер развертывания самого занятия;

        - игровой характер проведения каждого из участников занятия;

          - импровизационно-игровые учебные действия детей;

        - импровизационно-игровой характер учебного материала;

        - игровой способ действия взрослого, его умение и готовность в любой момент быть спонтанным в своих реакциях.

Возраст детей, участвующих в данной программе от 3 – 7лет. Программа реализуется  в течении 4-хлет: первый этап 3-4,  4-5 лет – подготовительный, 5-6 лет основной, 6-7

базовый. Занятия проводятся два раза в неделю, на первом этапе занятие длится 30 мин., во втором и третьем - 40 мин. (6 полоных месяцев — 2 в неделю — 8 занятий в месяц, 1месц — ½  всего 52 часа.

Форма для посещений занятия должна быть удобной, легкой, не сковывать движения:  девочки белый купальник и белая юбка. Мальчики белая футболка, черные шорты, обувь – чешки.

        Методы  отслеживания результативности – педагогический анализ и педагогическое наблюдение, третий год обучения контрольный урок.  

 

        Психолого-педагогическое содержание программы «Игровая ритмика» для детей 3-4 лет.

 Музыкально-ритмическая и игровая деятельность особенно привлекательна для дошкольников, поскольку потребность в движении в этом возрасте наиболее ярко выражена. Однако выполнение сложных по координации движений им еще недоступно. Музыкально-ритмическая деятельность развивает у детей способность передавать в пластике музыкальный образ, используя разнообразные виды движений. Дети пятого года жизни склонны к подражанию, поэтому педагог  привлекает их
к совместным занятиям музыкально-ритмическими движениями в игровой форме. К данной деятельности добавляется работа с ритмом через детские музыкальные инструменты , обогащая ее и превращая в синкретические формы детского музицировании: дети поют и аккомпанируют себе на инструментах, танцуют с инструментами, аккомпанируют движению.

Реализуемые задачи.

Рекомендованный репертуар.

• развитие умения детей выражать в движениях музыку разного темпа: быструю,
умеренную, умеренно медленную; реагировать на смену характера, динамику;

• развитие способности детей передавать игровой образ в движениях под музыку:

• Кузнечик», «Киска умывается», «Мишка по лесу идет» и др.;

- формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях под раз-ную по характеру музыку;

• освоение разнообразных видов движении: основных (ходьба, бег, прыжки), обще-

развивающих, имитационно-образных, плясовых;

• освоение танцевально-двигательного пространства (организованное движение
и свободное врассыпную), простейших фигур перестроений (круг,  парами
по кругу (лицом, держась за руки) и т. п.

• формирование устойчивого ощущения равномерной метроритмической пульсации, ощущения музыки как процесса;

• формирование артикуляционно-телесных и двигательных ощущений элементарных ритмических рисунков; исполнение простейших толстостенных фигур (звучащие
жесты) как аккомпанементов к музыке;

• развитие творческого воображения в играх звуками первой ступени к музыкальной импровизации;

• дальнейшее развитие способности к свободным импровизациям на инструментах
в виде звукоподражаний явлениям природы, животного мира;

• дальнейшее развитие ритмического слуха на основе простейших ритмов с речевой
поддержкой; начальный этап абстрагирования ритма, отделения от слова;

• развитие интонационного слуха в речевом музицировании: проговаривание с разной
интонацией и движением имен. слов, коротких фраз;

игры «Птички и Вороны» (муз. А. Кравцович), «Поросята» (муз. Ф. ЧерчилляКомпозиции на основе детских песен: «Кот Леопольд» (муз. Б. Савельева), «Белочка» (муз В. Шаинского), «Маленький танец» (муз. Ф. Кулау). «Неваляшки» (муз. 3. Левиной) и др.;

«Веселые Зайчата», «Найди себе пару» (муз. М. Спадавеккиа) и др.

Примерный репертуар для

музицирования с инструментами:

русский народный потешный и игровой фольклор, потешный фольклор разных народов, игровые песни с движением,
авторские стихи для озвучивания на инструментах: жанровые пьесы для подыгрывания

Целевые ориентиры. 

 Заложить желание детей музицировать, петь, танцевать,  общаться с музыкой, радость и удовольствие, которое они получают от совместной исполнительской деятельности:

 -  начинают сразу же танцевать, как только услышат веселую музыку;

 -  могут отличать музыку разного темпе и характера, отражая это в импровизированном движении;

 -  проявляют выраженный интерес к инструментам, с радостью их берут, любят с ними двигаться и спонтанно на них играть.

 двигаются ритмичное умеренном темпе и быстром, меняют характер движения в соответствии с изменением характера или сменой частей

музыки, ритмично исполняют элементарные плясовые движения: поочередное выставление ног на пятку, притопы, кружение, «пружинки»,  «фонарики», мальчики и девочки выполняют разные плясовые движения и др.;

дети осваивают следующие виды движений: топающий шаг, ходьбу на носках, легкий бег, прямой галоп, кружение топающим шагом, на носочках в парах и по одному, легкие подскоки;

выполняют следующие перестроения в пространстве: становятся в круг лицом и поворачиваются спиной, становятся парами по кругу, парами лицом друг к другу и спиной;
двигаются врассыпную, по кругу, «змейкой», сужают и расширяют круг, становятся лицом и спиной к зрителям.

        Психолого-педагогическое содержание программы «Игровая ритмика» для детей 4-5 лет.

 Музыкально-ритмическая и игровая деятельность особенно привлекательна для дошкольников, поскольку потребность в движении в этом возрасте наиболее ярко выражена. Однако выполнение сложных по координации движений им еще недоступно. Музыкально-ритмическая деятельность развивает у детей способность передавать в пластике музыкальный образ, используя разнообразные виды движений. Дети пятого года жизни склонны к подражанию, поэтому педагог  привлекает их
к совместным занятиям музыкально-ритмическими движениями в игровой форме. К данной деятельности добавляется работа с ритмом через детские музыкальные инструменты , обогащая ее и превращая в синкретические формы детского музицировании: дети поют и аккомпанируют себе на инструментах, танцуют с инструментами, аккомпанируют движению.

Реализуемые задачи.

Рекомендованный репертуар.

• развитие умения детей выражать в движениях музыку разного темпа: быструю,
умеренную, умеренно медленную; реагировать на смену характера, динамику;

• развитие способности детей передавать игровой образ в движениях под музыку:

• Кузнечик», «Киска умывается», «Мишка по лесу

идет» и др.;

• воспитание потребности к самовыражению и движению под ритмичную музыку;

• развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения
и жесты для выражения игрового образа музыки (индивидуально, а также вместе
с педагогом и сверстниками).

- формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях под раз-ную по характеру музыку;

• освоение разнообразных видов движении: основных (ходьба, бег, прыжки), обще-
развивающих, имитационно-образных, плясовых;

• освоение танцевально-двигательного пространства (организованное движение
и свободное врассыпную), простейших фигур перестроений (круг, колонна, парами
по кругу (лицом, держась за руки) и т. п.

• формирование устойчивого ощущения равномерной метроритмической пульсации, ощущения музыки как процесса;

• формирование артикуляционно-телесных и двигательных ощущений элементарных ритмических рисунков; исполнение простейших толстостенных фигур (звучащие
жесты) как аккомпанементов к музыке;

• развитие творческого воображения в играх звуками первой ступени к музыкальной импровизации;

• дальнейшее развитие способности к свободным импровизациям на инструментах
в виде звукоподражаний явлениям природы, животного мира;

• дальнейшее развитие ритмического слуха на основе простейших ритмов с речевой
поддержкой; начальный этап абстрагирования ритма, отделения от слова;

• развитие интонационного слуха в речевом музицировании: проговаривание с разной

интонацией и движением имен. слов, коротких фраз;

игры «Птички и Вороны» (муз. А. Кравцович), «Поросята» (муз. Ф. Черчилля), «Козочки и Волк» и др.;

Композиции на основе детских песен: «Кот Леопольд» (муз. Б. Савельева), «Белочка» (муз В.

 Шаинского), «Волшебный цветок» (муз. Ю. Чичкова), «Песенка о лете»
(муз. В. Крылатова), «Две капельки» (Е. Зарицкая) и др.; Пляски: «Кремена» (болг. нар. мелодия), «Маленький танец» (муз. Ф. Кулау). «Неваляшки» (муз. 3. Левиной) и др.;

Коммуникативные танцы-игры: «Приглашение» (укр. нар. мелодия), «Веселые Зайчата», «Найди себе пару» (муз. М. Спадавеккиа) и др.

Примерный репертуар для музицирования с инструментами:

русский народный потешный и игровой фольклор, потешный фольклор разных народов, игровые песни с движением,
авторские стихи для озвучивания на инструментах: жанровые пьесы для подыгрывания

Целевые ориентиры. 

 Заложить желание детей музицировать, петь, танцевать,  общаться с музыкой, радость и удооольствие, которое они получают от совместной исполнительской деятельности:

 -  начинают сразу же танцевать, как только услышат веселую музыку;

 -  могут отличать музыку разного темпе и характера, отражая это в импровизированном движении;

 -  проявляют выраженный интерес к инструментам, с радостью их берут, любят с ними двигаться и спонтанно на них играть.

 - могут исполнять метрический пульс в звучащих жестах, а так же на маленьких маракасах, палочках, сопровождая умеренная музыку или стихи;

двигаются ритмичное умеренном темпе и быстром, меняют характер движения в соответствии с изменением характера или сменой частей музыки,ритмично исполняют элементарные плясовые движения: поочередное выставление ног на пятку, притопы, кружение, «пружинки»,  «фонарики», мальчики и девочки выполняют разные плясовые движения и др.;

дети осваивают следующие виды движений: топающий шаг, ходьбу на носках, легкий бег, прямой галоп, кружение топающим шагом, на носочках в парах и по одному, легкие подскоки;

выполняют следующие перестроения в пространстве: становятся в круг лицом и поворачиваются спиной, становятся парами по кругу, парами лицом друг к другу и спиной;
двигаются врассыпную, по кругу, «змейкой», сужают и расширяют круг, становятся лицом и спиной к зрителям.

Психолого-педагогическое содержание программы «Игровая ритмика» для детей 5-6 лет.

        В музыкально-ритмической деятельности благодаря созреванию и развитию двигательных качеств у детей совершенствуется способность  передавать в пластике музыкальный образ, используя разнообразные
виды движений (основные, общеразвивающие. плясовые, имитационные).

Педагог включает в работу с детьми танцы и упражнения с различной атрибутикой: лентами, обручами, платками, бубнами, скакалками и др.

Манипуляция атрибутом во время исполнения движения развивает ловкость, точность и координацию движений, способствует выразительности исполнения в целом.

Освоение музыкально-ритмических композиций, танцев, хороводов способствует развитию навыков ориентировки в пространстве. В этом возрасте дети усваивают основные виды ориентировки (на себя, от себя и от предмета или объекта), педагог учит детей самостоятельно перестраиваться в различные фигуры во время движения (колонки, шеренги, круг, два концентрических круга, несколько кружочков, «клином» и т.п.), становиться друг за другом парами и по одному, становиться парами лицом к друг другу и спиной, находить свободное место в зале, двигаться «змейкой» за ведущим.

Педагог развивает умение выполнять перестроения в соответствии со схемой, рисунком танца, который дан на листе бумаги или в другом небольшом формате. Учит детей соблюдать указанную схему в процессе перестроений в музыкальном зале.

Основные приемы работы с музыкальными инструментами: имитации «эхо», вопросно-ответные импровизации, исследование, творческое подражание, ритмически оформленные игры звуками.

Реализуемые задачи.

Рекомендованный репертуар.

Основные:ходьба (бодрая, спокойная, на  носках, переменный шаг, шаг с при топом,  
вперед и назад спиной, с высоким подниманием колена,  ходьба четвереньках; бег легкий, ритмичный, широкий, с высоким подниманием колена и т.д.
Прыжковые движения  на двух нога вместе, с продвижением вперед и назад, прямой галоп и боковой галоп, легкие подскоки, шаг польки.
Общеразвивающие движения под музыку: на различные группы мышц и различный способ

выполнения движений (плавные, маховые, пружинные) со скрестными движениями
Имитационные движения: разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие

настроение музыки, понятный детям музыкально-игровой образ: принцесса, робот

усталая старушка и т.д.

Педагог учит детей передавать разные оттенки настроения: радость, гордость, обида, страх и др.

Плясовые движения: элементы народных плясок и современных танцев, доступные детям (различные способы кружения, «выбрасывание ног», «ковырялочка», «козлик», «распашонка», «присядка», приставной шаг и др.).

• развитие стремления детей к самостоятельным музыкальным действиям; использование шумовых инструментов для самостоятельных импровизированных аран-
жировок танцевальной музыки;

• использование разнообразия тембров шумовых инструментов как средство озву-
чивания и варьирования, ведущее к пониманию оттенков смысла музыкальной
интонации — сказки, различные ситуации, стихи;

• исследование с детьми различных качеств звучания шумовых инструментов (дере-
вянный, металлический, глухой, звонкий); связывать их с эмоциональными смыслами при озвучивании стихов и сказок;

• развитие способности слышать и выделять сильную долю, играть ее на фоне метра;
исполнять ритмы в более продолжительных фразах при помощи звучащих жестов
(вначале с речевой поддержкой и постепенно

снимая ее);

• подведение детей к импровизации ритмически организованных форм на простых инструментах: бубне, барабане, маракасе;

• парные круговые пляски: «Старинная полька»,«Кремена», коммуникативные танцы-
игры: «Веселые пары» (лит. нар. мелодия), «Айда сапожники!» (укр. нар мелодия);

• музыкально-ритмические композиции на основе детских песен: «Кот Леопольд»
(муз. Б. Савельева),

«Красная Шапочка» (муз. А. Рыбникова);

• характерные танцы: «Танец Бабочек» (муз. И. Баха). «Танец Гномов» (муз. Ф. Бург-
мюллера), «Танец Снежинок и Вьюги» (муз. Л. Делиба) и др.;

• народные игры с пением: русские народные песни «А мы просо сеяли», «Во кузнице»,
«Пчелка», «Сидит ворон на дубу» (латыш, нар. игра), «Колечко» (греч. нар. песня),
«Маленькая рыбка» (чешек, нар. песня).

• характерные танцы: «Танец Бабочек» (муз. И. Баха). «Танец Гномов» (муз. Ф. Бург-
мюллера). «Танец Снежинок в Вьюги» (муз. Л. Делиба) и др.;

• народные игры с пением: русские народные песни «А мы просо сеяли», «Во кузнице»,
«Пчелка», «Сидит ворон на дубу» (латыш, нар. игра), «Колечко» (греч. Нар. песня),
«Маленькая рыбка» (чешек, нар. Песня).

Примерный репертуар для музицирования с инструментами: потешный

и игровой фольклор разных народов для речевого музицирования, шуточные авторские стихи; музыка
различного характера и темпа для подыгрывания и импровизаций на инструментах (народ-
ная и авторская); коммуникативные танцы.


Целевые ориентиры.

Могут сргласовывать движения с метроритмом и формой м узыкального произведения; Исполняют более сложные по координации ритмичесие движения, могут исполнять различные элементы народных, современных танцев.

Выполняют движеения с различными атрибутами: цветами, платочками, игрушками, шарфами, лентами, зонтиками, обручами.

Могут выполнять несложные перестроения в пространстве по показу взрослого, а так же ориентируясь на схему танца (построение в круг, в колонну, парами).

Могут исполнять в детском оркестре несложные жанровые произведения.

Учавствуют в музыкальных играх с пением, движением (2-3 куплета), следить за развитием сюжета, выполнять все правила.

Психолого-педагогическое содержание программы «Игровая ритмика» для детей 6-7 лет.

В музыкально-ритмической деятельности благодаря созреванию и развитию двигательных качеств у детей совершенствуется способность передавать в пластике музыкальный образ, используя разнообразные
виды движений (основные, общеразвивающие, плясовые, имитационные).

Педагог включает в работу с детьми танцы и упражнения с различной атрибутикой: лентами, обручами, платками, бубнами, скакалками и др. Эти упражнения развивают ловкость, точность и координацию движений.

Освоение музыкально-ритмических композиции, танцев, хороводов способствует развитию навыков ориентировки в пространстве. В этом возрасте дети усваивают основные виды ориентировки (на себя, от себя и от предмета или объекта), педагог учит детей самостоятельно перестраиваться в различные фигуры во время движения (колонки, шеренги, круг, два концентрических круга, несколько кружочков, «клином» и т.п.), становиться друг за другом парами и по одному, становиться парами лицом друг к другу и спиной, находить свободное
место в зале, двигаться «змейкой» за ведущим.

Педагог развивает умение выполнять перестроения в соответствии со схемой, рисунком танца, который дан на листе бумаги или в другом небольшом формате. Учит детей соблюдать указанную схему в процессе перестроений в музыкальном зале. Педагог стимулирует развитие

 творческих способностей детей: поддерживает стремление детей к самостоятельному исполнению движений, к импровизации. Педагог уделяет внимание развитию нравственно-коммуникативных качеств личности воспитывает доброжелательное отношение друг к другу, способность радоваться успехам других и сочувствовать при неудаче), а также воспитанию культуры поведения в процессе коллективного движения под музыку. В организации творческого музицрования, прежде всего, воспитать у детей потребность в любительском музицировании (музыка как удовольствие, как досуг, как отдых, как средство самовыражения, средство релаксации, средство общения и т. д).

Реализуемые задачи.

Рекомендованный репертуар.

Основные: ходьба (бодрая, спокойная, на носках, переменный шаг, шаг с притопом, на носках, вперед и назад спиной, с высоким подниманием колена, ходьба на четвереньках;бег легкий, ритмичный, широкий, с высоким подниманием колена и др.),

прыжковые движения — на двух ногах вместе, с продвижением вперед и назад, прямой галоп и боковой галоп, легкие подскоки, шаг польки.
Общеразвивающие движения под музыку: на различные группы мышц и различный способ выполнения движений (плавные, маховые, пружинные) со скрестными  движениями.
Имитационные движения: разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие настроение музыки, понятный детям

музыкально-игровой образ: принцесса, робот, усталая старушка и др. Педагог учит детей передавать разные оттенки настроения — радость, гордость, обиду, страх.

Плясовые движения: доступные детям элементы народных плясок и современных танцев, танцев в стиле модерн,  различные способы кружения, «выбрасывание ног», «ковырялочка», «козлик», «распашонка», «присядка», приставной шаг и др.

• всемерно поощрять желание детей самостоятельно включаться в любительское
музицирование вне занятии; создавать условия и возможности для этого;

развивать способность детей к музицированию экспромтом; самостоятельно разыгрывать сюжетные и игровые песни;

творчески использовать знакомый материал в импровизациях; стимулировать ори-
гинальность, проявление фантазии;

" развивать способности детей импровизировать музыку в играх с дирижером;

развивать чувство фразы в форме музыкальных диалогов: вопрос — ответ; учить импровизировать цепочкой ритмические мотивы на фоне ритмичной музыки (живое звучание или запись);

 создавать условия для творческих этюдов детей в синкретических формах: работа
в небольших группах над творческим заданием с использованием речи, музыки,
инструментов, движения и пантомимы;

 продолжать работу на чувством ритма: устойчивый метр, сильная доля, повторение «эхо» более сложных ритмов, развитие способности держать ритм остинато.

Парные круговые пляски: «Финская полька», коммуникативные танцы-игры: «Веселые дети» (литовск. нар. мелодия), «Приглашение с платочком», музыкально-
ритмические композиции на основе детских песен: «Хлопайте в ладоши», «Рождественская» (Е. Зарицкая), характерные танцы: «Танец мотыльков» на музыку
С. Рахманинова, «Танец Жар-Птиц» на музыку Э. Грига, «Танец Снежинок и Вьюги»
на музыку Л. Делиба и др.;

пластические импровизации на классическую музыку: «Картинки с выставки»
(М. Мусоргский), «Карнавал животных» (К. Сен-Санс), музыка из балетов П. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, музыка Г. Свиридова, В. Гаврилина и др.

Музыкальный материал: русский народный фольклор, фольклор народов мира, танцы
народов мира, отдельные современные детские песни, современная танцевальная музыка;
непрограммные авторские миниатюры различного характера (лендлер, экспромт, музыкальный момент, вальс, менуэт, мазурка, скерцо, ноктюрн — в различном исполнении и стилистической интерпретации),

Целевые ориентиры.

Может контролировать слухом исполнение музыки в различных видах музыкальной деятельности.

Согласует движения с метроритмом и формой музыкального произведения; исполняет  более сложные по координации (асимметричные, разнонаправленные) музыкально-ритмические движения, владеет различными элементами народных и совре5менных  танцев, исполняет композиции с различными атрибутами: цветами, платочками, игрушками, шарфами, лентами, зонтиками, обручами.

Выполняет различные перестроения в пространстве по сигналу взрослого, а так же ориентируясь на схему танца.

Умеет принять участие в музицирровании экспромтом, подстроиться к звучащей музыке, найти свой способ игры на инструменте.

Может самостоятельно организовать музицирование пьес в двухчастной форме, распределить роли и партии инструментов.

Имеет хорошо сформированное чувство ритма: устойчивый метр, выделение сильной доли, умение исполнить ритмы на разных инструментах и звучащими жестах с речевой поддержкой.

Может использовать шумовые  и звуковысотные инструменты для озвучивания стихов сказок, интерпретировать и варьировать исполнение.

Может играть в оркестре произведения различных жанров и направлений.


тема

часы

1

Упражнения игры  на развитие координации, ориентировки в пространстве.

6

2

Постановка корпуса

1

3

Игры и упражнение на развитие восприятия жанров музыки, музыкальных форм.

4

4

Игры, упражнения на развитие ловкости развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения и жесты для выражения игрового образа музыки

6

5

Упражнения и игры на развитие ритмического слуха на основе простейших ритмов с речевой поддержкой, знакомства с детскими музыкальными инструментами, освоение приемов игры на них.

4

6

Освоение  танцевальных движений.

10

7

Партерная гимнастика.

7

8

Поклон простой, поясной.

1

9

Шаги: маршевый шаг, шаг с пятки, шаг сценический, шаг на высоких полупальцах, шаг на полупальцах с высоко поднятым коленом вперед

5

10

Бег: сценический, на полупальцах, легкий шаг (ноги назад), на месте

5

11

Работа рук: понятие «правая» и «левая» рука, положение рук на талии, перед грудью, положение рук в кулаки

3

Итого

52

Учебно-тематический план первого года обучения 3-4 года.


тема

часы

1

Упражнения игры  на развитие координации, ориентировки в пространстве.

6

2

Постановка корпуса

1

3

Игры и упражнение на развитие восприятия жанров музыки, музыкальных форм.

4

4

Игры, упражнения на развитие ловкости развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения и жесты для выражения игрового образа музыки

6

5

Упражнения и игры на развитие ритмического слуха на основе простейших ритмов с речевой поддержкой, знакомства с детскими музыкальными инструментами, освоение приемов игры на них.

4

6

Освоение  танцевальных движений.

10

7

Партерная гимнастика.

7

8

Поклон простой, поясной.

1

9

Шаги: маршевый шаг, шаг с пятки, шаг сценический, шаг на высоких полупальцах, шаг на полупальцах с высоко поднятым коленом вперед

5

10

Бег: сценический, на полупальцах, легкий шаг (ноги назад), на месте

5

11

Работа рук: понятие «правая» и «левая» рука, положение рук на талии, перед грудью, положение рук в кулаки

3

Итого

52

Учебно-тематический план второго года обучения4-5 лет.


тема

Часы

1

Упражнения, игры  на развитие координации, ориентировки в пространстве.

4

2

Постановка корпуса

2

3

Игры и упражнение на развитие восприятия жанров музыки, музыкальных форм.

4

4

Игры, упражнения на развитие ловкости развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения и жесты для выражения игрового образа музыки

3

5

Упражнения для освоения различных видов  ходьбы - бодрой, спокойной, на  носках, переменный шаг, шаг с притопом,  
вперед и назад спиной, с высоким подниманием колена.

4

6

Прыжковые движения  на двух нога вместе, с продвижением вперед и назад, прямой галоп и боковой галоп, легкие подскоки, шаг польки.

2

7

Общеразвивающие движения под музыку: на различные группы мышц и различный способ выполнения движений (плавные, маховые, пружинные) со скрестными движениями рук, ног.

3

8

Игры на создание разнообразных образно-игровых движений, раскрывающие настроение музыки, характер, передача художественного образа.

4

10

 исследование с детьми различных качеств звучания шумовых инструментов (деревянный, металлический, глухой, звонкий); связывать их с эмоциональными смыслами при озвучивании стихов и сказок

3

11

развитие способности слышать и выделять сильную долю, играть ее на фоне метра; исполнять ритмы в более продолжительных фразах при помощи звучащих жестов (вначале с речевой поддержкой и постепенно снимая ее);

3

12

Упражнения с предметами танца: платка, лентами, обручами.

2

13

Бег: сценический, на полупальцах, легкий шаг (ноги назад), на месте

4

14

Прыжки: на месте по VI позиции, с продвижением вперед, в повороте на 1/4

2

15

Работа рук: понятие «правая» и «левая» рука, положение рук на талии, перед грудью, положение рук в кулаки

3

16

Позиции ног: понятие «правая» и «левая» нога, первая позиция свободная, первая позиция параллельная, вторая позиция параллельная

1

17

Партерная гимнастика

7

Итого

52

Учебно-тематический план третьего года обучения 5-6 лет.

Наименование тем

часы

Раздел 1. Основы музыкальной грамоты

1.1.

Регистровая окраска. Понятие о звуке (низкие, средние, высокие)

1

1.2.

Характер музыки (грустный, веселый и т.д.

1

1.3.

Динамические оттенки (громко, тихо)

1

1.4.

Музыкальный размер (2/4, 4/4)

1

1.5.

Знакомство с длительностью звуков (ноты): целая, половинная, четвертная, восьмая

1

1.6.

Музыкальный темп (быстрый, медленный, умеренный)

2

1.7.

Понятие «сильная доля»

2

1.8.

Понятие «музыкальная фраза»

2

Раздел 2. Упражнения на ориентировку в пространстве

2.1.

Нумерация точек. Линия. Шеренга. Колонна

4

Раздел 3. Упражнения с музыкально-ритмическими предметами

3.1.

Ударные (ложки, барабан и т.д.)

2

3.2.

Звенящие (бубен, маракасы, погремушка, бубенцы, трещотка)

2

Раздел 4. Упражнения с предметами танца

4.1.

Упражнения с платком

1

4.2.

Упражнения с лентой

1

Раздел 5. Танцевальные движения

5.1.

Поклон: простой, поясной

2

5.2.

Шаги: маршевый шаг, шаг с пятки, шаг сценический, шаг на высоких полупальцах, шаг на полупальцах с высоко поднятым коленом вперед

2

5.3.

Бег: сценический, на полупальцах, легкий шаг (ноги назад), на месте

4

5.4.

Прыжки: на месте по VI позиции, с продвижением вперед, в повороте на ¼

4

5.5.

Работа рук: понятие «правая» и «левая» рука, положение рук на талии, перед грудью, положение рук в кулаки

2

5.6.

Позиции ног: понятие «правая» и «левая» нога, первая позиция свободная, первая позиция параллельная, вторая позиция параллельная

3

5.7.

Работа головы: наклоны и повороты

2

5.8.

Движения корпуса: наклоны вперед, назад, в сторону, с сочетанием работы головы

4

5.9.

Музыкально ритмические упражнения: притопы (простой, двойной, тройной), хлопки (в ладоши простые, в ритмическом рисунке, в парах с партнером), изучение ударов стопой в сочетании с хлопками (стоя на месте)

5

Раздел 6. Музыкально-ритмические игры

6.1.

Игры со словом, с музыкальным сопровождением и т.д.

2

Контрольный урок

1

Всего часов в год

52

Учебно-тематический план четвертого года обучения 6-7 лет.


 

Содержание:

Пояснительная записка.                                                        1

Психолого-педагогическое содержание программы                7

 «Игровая ритмика» для детей 3-4 года.

Психолого-педагогическое содержание программы                8

 «Игровая ритмика» для детей 4-5 лет.

Психолого-педагогическое содержание программы                11

 «Игровая ритмика» для детей 5-6 лет.

Психолого-педагогическое содержание программы                14

 «Игровая ритмика» для детей 6-7 лет.

Учебно-тематический план 3-4 года                                    19

Учебно-тематический план 4-5-лет.                                        20

Учебно-тематический 5-6 лет.                                                21

Учебно-тематический план 6-7 лет.                                         22


Список используемой литературы:

1. Барышникова Т. Азбука хореографии. М., 2000

2. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. СПб, 2000

3. Горшкова Е. С. От жеста к танцу. М.: Изд-во «Гном и Д», 2004

4. Конорова Е. С. Методическое пособие по ритмике в 1 и 2 классах музыкальной школы. Вып. 1. М., Музыка, 1972

5. Конорова Е. С. Методическое пособие по ритмике в 3 и 4 классах музыкальной школы. Вып. 1. М., Музыка, 1972

6. Колодницкий Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. М., 2000

7. Лифиц И., Франио Г. Методическое пособие по ритмике. М., 1987

8. Пустовойтова М. Б. Ритмика для детей. Учебно-методическое пособие. М., «ВЛАДОС», 2008

9. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. М., Просвещение, 1972

10. Ткаченко Т. С. Народные танцы. М., 1975

11. Франио Г. Ритмика в детской музыкальной школе. М., 1997

12. Франио Г. Роль ритмика в эстетическом воспитании детей. М., 1989

  1. Чибрикова-Луговская А. Е. Ритмика. М., «Дрофа», 1998

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Москвы средняя общеобразовательная школа № 1955 структурное подразделение 6

Рассмотрена руководителем

ГБОУ СОШ 1955 СПДО 2

заведующей Грачевой О.И.

_______________________

Рабочая программа кружка по ритмике

«Игровая ритмика» 

для детей от 3 -7 лет  с сроком реализации  четыре года.

Педагог:

музыкальный

руководитель

 Величко А.В.

Москва 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Задорные палочки и крючочки" для детей 6-7 лет

Рабочая программа кружка "Задорные палочки и  крючочки" для детей 6-7 лет...

Рабочая программа кружка по ПДД «Юный пешеход» для детей старшей и подготовительной к школе группы дошкольного возраста (5-7 лет)

ЛГ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение"Детский сад общеразвивающего вида №4"Золотой петушок"       Ра...

Рабочая программа кружка по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Рабочая программа кружка по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста...

Рабочая программа кружка детского фитнеса «Baby dance» для детей старшего дошкольного возраста

1. Целевой раздел1.1. Пояснительная записка Сегодня одной из важных социальных задач является формирование будущего члена общества, человека с развитым мышлением, эстетическими потребностями, ярк...

Рабочая программа кружка "Бумажная сказка" (по бумагопластике для детей 5-6 лет)

Рабочая программа      кружка        «Бумажная сказка»       (по бумагопластике...

Рабочая программа кружка "Почемучки" по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Программа кружка направлена на потребность ребенка в познанииокружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основевозникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой)деятельност...

Рабочая программа кружка «С чего начинается Родина» для детей подготовительной группы

Современное развитие российского общества выдвигает нравственно - патриотическое воспитание и его организацию на новые позиции в обществе. Система образования России разрабатывает программы развития н...