Рабочая программа дополнительного образования детей «Ритмика»
рабочая программа по музыке (младшая, средняя группа) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
дополнительного образования детей
«Р И Т М И К А»
Возраст детей 3– 5 лет
Срок реализации программы: 1год
I.Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования детей «Ритмика» разработана на основе программы «Ритмическая мозаика» автор Буренина А.И. Санкт Петербург ЛОИРО 2000г. Программа имеет художественную направленность. Программа рассчитана на 1 год обучения, возраст детей 3 - 5 лет. Образовательная программа «Ритмика» - модифицированная
Актуальность программы.
В основе программы «Ритмика» лежит идея использования музыкально-ритмических движений, как средства развития творческих способностей ребенка. Музыкальные образы танцев, игр, плясок, расширяют у детей круг представлений о действительности воспитывают правильное отношение окружающему.
Особенность программы – музыкальный материал должен быть доступным и интересным для всех детей, находить живой отклик у них и желание создать целостный образ при помощи движений. Непременное условие – использование классических произведений великих композиторов прошлого. Это формирует у ребенка прекрасный вкус, и он начинает постепенно понимать язык музыки.
Очень важная составляющая –игры. Танцы–игры хорошо воспринимаются детьми, они активно слушают музыку и стараются двигаться выразительней. В игре проявляется вся сущность ребенка и его творчество. Поэтому особое значение в программе посвящено танцам-играм, сюжетным танцам.
В настоящее время существуют много ритмопластических направлений, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных – это танцевально–ритмическая гимнастика. Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эффективность – в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы ребенка. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально – ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.
Целесообразность программы.
Содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении.
Нетрадиционные виды упражнений представлены: игропластика, пальчиковой гимнастикой, игровым самомассажем, музыкально-подвижными играми и играми-путешествиями.
Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.
Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.
Цель программы: приобщение к движению под музыку всех детей, не только способных и одаренных в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах.
Задачи программы
Обучающие:
1. научить детей ритмично двигаться под музыку;
2.привить необходимые двигательные навыки;
3.познакомить с современным танцевальным материалом в соответствии с возрастными особенностями детей.
Воспитательные:
1. привить культуру общения между собой, в танцевальной паре, с окружающими;
2. воспитывать творческую инициативу и способности к самовыражению в танцевальных движениях;
3. формировать художественный вкус и эстетическое развитие.
Развивающие:
1. развить творческое воображение и фантазию, способности к импровизации.
2.развить способности воспринимать музыку, музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память.
3. развить двигательные качества и умения: ловкость, координацию движений, гибкость, выносливость, формировать правильную осанку, умение ориентироваться в пространстве;
4. способствовать развитию нравственно-коммуникативных качеств личности: умения сопереживать другим людям и животным, умение вести себя в группе во время движения, формировать культурные привычки в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
5 Развитие чувства ритма и музыкальности, моторико-двигательной и логической памяти.
Особенности возрастной группы детей.
Особенность программы заключаются в том, что занятия проводятся с детьми дошкольного возраста. Все учебные занятия проводятся в игровой форме. Возраст детской группы, на который рассчитана данная программа 3-5 лет.
Состав детей постоянный.
Вид детской группы – профильный (танцевальное творчество).
Занятия проводятся:
- 2 раза в неделю по 20 минут (1 уч. час)- средний возраст;
- 2 раза в неделю по 15 минут- младший возраст.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения.
Форма занятий: групповая.
Ожидаемые результаты и способы их диагностики.
Разнообразные и увлекательные занятия дают возможность каждому ребенку проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному развитию личности.
В процессе усвоения детьми образовательной программы у детей воспитываются такие качества как аккуратность выполнения движений, самостоятельность, художественно- эстетический вкус, умение слышать взрослых.
После завершения первого года обучения по данной программе воспитанники будут знать и уметь:
-узнавать знакомые мелодии песен и пьесы;
- уметь передавать в движении характер музыки и ее настроение;
- передавать основные средства музыкальной выразительности: темп, динамику, ритм;
- самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары.
Отслеживание достижения прогнозируемых результатов производится через:
-открытые занятия для родителей;
- наблюдения, беседы с детьми;
- участие детей в праздничных мероприятиях.
III. Учебно- тематический план первого года обучения (средний возраст).
Разделы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | |
Вводное занятие Знакомство с техникой безопасности | 1 час | - | 1 час |
Работа над репертуаром | 1 час | 6 часа | 7 часов |
«Мир игрушек» | 1 час | 9 часов | 10 часов |
«Герои мультфильмов» | 1 часа | 7 часов | 8 часов |
«Природа и животные» | 1 час | 6 часов | 7 часов |
«Любимые песни» | 1 час | 7 часов | 8 часов |
«Музыкально-ритмические разминки» | 1 час | 7 часов | 8 часов |
«Музыкальные игры, спортивные танцы» | 2 час | 10 часов | 12 часов |
Повторение, диагностика | 5 час | 5 часов | |
Итого | 9 часов | 57 часов | 66 часов |
Учебно- тематический план первого года обучения (младший возраст).
Разделы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | |
Вводное занятие Знакомство с техникой безопасности | 1 час | - | 1 час |
Работа над репертуаром | 1 час | 6 час | 7 часов |
«Мир игрушек» | 1 час | 9 часов | 10 часов |
«Герои мультфильмов» | 1 час | 7 часов | 8 часов |
«Природа и животные» | 1 час | 6 часов | 7 часов |
«Любимые песни» | 1 час | 7 часов | 8 часов |
«Музыкально-ритмические разминки» | 1 час | 7 часов | 8 часов |
«Музыкальные игры, спортивные танцы» | 2 часа | 10 часов | 12 часов |
Повторение, диагностика | 5 часов | 5 часов | |
Итого | 9 часов | 57 часов | 66 часов |
IV. Содержание программы первого года обучения.
- Вводное занятие Знакомство с техникой безопасности.
Дети познакомятся как надо вести себя на занятии: двигаться в пространстве зала только с разрешения педагога, аккуратно пользоваться атрибутами (флажки, мячи, гимнастические палки, обручи), иметь соответствующую форму для занятий ритмикой (футболка, шорты, юбка для девочек, чешки).
2.Работа над репертуаром.
Разработка репертуара - это бесконечный процесс, и для педагога важно не столько постоянное пополнение своего репертуарного багажа, сколько умение его самостоятельно разрабатывать ориентируясь на возможности конкретных детей, а также цель и задачи их развития. Целостный музыкальный образ передается разнообразными пластическими средствами, требующими как свободного владения телом, так и тонкого музыкального слуха, воображения и фантазии. Идя от простого к сложному, от детских песен к симфоническим произведениям композиторов – классиков (П. Чайковского, Э. Грига, Л. Бетховена, В. Моцарта, А. Вивальди, К. Сен-Санса и др.) ребенок приобщается к миру прекрасного, пропуская через себя музыку, обыгрывая своими движениями музыкальную ткань произведения. Обогащая слушательский опыт, дети знакомятся с песнями известных композиторов (В. Шаинский «Улыбка», «Вместе весело шагать», М. Дунаевский «Ветер перемен», «33 коровы», «Жил да был Брадобрей», И. Дунаевский «Марш веселых ребят», «Веселый ветер», «Капитан», а также некоторых доступных произведений композиторов классиков «Детский альбом» П. Чайковского, произведения М. Минкуса, М. Майкапара, Ф. Шуберта, Ф. Шопена).
3.«Мир игрушек»
В этом разделе на занятиях дети знакомятся с различными композициями, в которых отображается образ той или иной игрушки. Например, «Белочка», «Танец кукол», «Карусельные лошадки», «Неваляшки», «Танец солдатиков и куколок», «Плюшевый медвежонок». Детям предлагается проявить свою фантазию, творческое воображение. Используются имитационные движения – различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, его настроение.
4. «Герои мультфильмов»
В этом разделе, дети знакомятся с ритмическими композициями, где главный персонаж мультфильма отображается в пластике («Кот Леопольд», «Антошка», «Чебурашка», «Кузнечик», «Бабка – Ёжка», «Колыбельная медведицы»). У детей развивается умение чувствовать настроение музыки, понимать состояние образа в музыкальном произведении, и выражать это в пластике.
5. «Природа и животные»
Дети знакомятся с разнообразными ритмическими композициями, в которых передается красота природы и животного мира. Например, «Упражнение с осенними листьями», «Голубая вода», «Танец пингвинов», «Белка с орешками», «Солнышко и лучики», «Весна красна идет», «Танец с птичками» и т.д.. Дети учатся умению ориентироваться в пространстве зала, при помощи гибкости и пластичности движений передается образ животного (выполнение движений, характерных для данного животного), а также природных явлений (движение ветра, воды, игра солнечных лучиков и т.д.).
6. «Любимые песни»
Дети выполняют ритмические движения под музыку любимых песен, таких как «Колобок», «Разноцветная игра» Б. Савельева, «Скрюченный чарльстон», сл. К. Чуковского, «Улыбка» В. Шаинского, «33 коровы» и т.д. Развивается эмоциональная сфера, умение выражать эмоции в движениях, а также чувствовать темп, динамику, ритм произведения.
7. «Музыкально-ритмические разминки»
В этом разделе содержатся упражнения, применяемые в начале занятия, В них присутствуют комплексы общеразвивающих упражнений, которые способствуют развитию гибкости и пластичности движений, формированию красивой осанки. Например разминки «Стирка», «Капельки», «Раз, два, три», «Веселый тренаж» и т.д.
8. «Спортивные танцы»
Дети знакомятся со спортивными танцами. Основные движения - ходьба, высокий шаг, бег, прыжковые движения, подскоки, движения со спортивными атрибутами (Мячи, обручи, флажки, ленты, гимнастические палки). Используются произведения «Упражнение с мячами и обручами» А. Лепина, танец «Буги-вуги», «Рок-н-ролл» Э. Пресли, «Полька с мячами» Шумана и т.д.
9. Диагностика.
Параметры диагностики:
- Музыкальность (Способность к отражению в движении характера музыки)
- Эмоциональная сфера (Умение передавать в жестах и мимике, чувства, исходя из музыки – радость, удивление, тревогу, грусть, восторг)
- Творческие проявления (Умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать свои движения).
- Внимание (Способность сосредоточиться на музыке и процессе движения)
- Память (Способность запоминать музыку и движения)
- Координация, ловкость движений (Точность движений, координация рук и ног при выполнении упражнений, правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе и в других общеразвивающих видах упражнений)
- Гибкость, пластичность (Мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие выполнять различные несложные упражнения).
Диагностика проводится педагогом в начале и конце года по 5-балльной системе.
1) Развитие музыкальности:
- воспитание интереса к музыке в процессе совместных игр и движения под музыку;
- обогащение слушательского опыта – узнавание знакомых мелодий, песен и пьес;
- развитие умения передавать в движении характер музыки и ее настроение;
- развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп, динамику, ритм произведения.
2) Развитие двигательных качеств и умений.
Основные:
- ходьба – бодрая, спокойная, на полу пальцах, на носках, топающим шагом; широким шагом, мелкими семенящими шагами;
- бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки», «птички» и т.д.);
- плясовые движения – простейшие элементы народных плясок (поочередное выставление ноги на пятку, притопывание одной ногой и др.);
- имитационные движения – движения, раскрывающие понятный детям образ (веселый или трусливый зайчик, хитрая лиса и др.).
3) Развитие умений ориентироваться в пространстве:
- самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары.
4) Развитие творческих способностей:
- воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;
- развитие воображения, фантазии, умение создать свой игровой образ.
5) Развитие и тренировка психических процессов
- развитие умения начинать и заканчивать движения вместе с музыкой;
- развитие умения выражать свои эмоции – радость грусть, страх например: «Зайчик испугался», «Мишка радуется меду» и т.д.;
- тренировка подвижности нервных процессов – умение изменять движения в соответствии с различным темпом, формой и ритмом музыки.
6) Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности
- воспитание умения чувствовать настроение музыки и выражать это в пластике (например «грустный зайчик» - «веселый зайчик» и т.д.);
- воспитание умения вести себя в группе: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и проводить ее на место.
V. Методическое обеспечение.
Для реализации образовательной программы необходимо иметь:
-помещение, отводимое для занятий, должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям: быть сухим, светлым, тёплым, с естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией, с площадью, достаточной для проведения занятий. Проветривание помещений происходит в перерыве между занятиями.
VI.Список литературы:
- А.И. Буренина «Ритмическая мозаика» Программа по ритмической пластике для детей.Санкт Петербург ЛОИРО 2000г.
- Т.Ф. Коренева «Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного возраста» в 2-х книгах. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос» 2001 год.
- Т.И. Суворова «Танцуй малыш» в двух книгах Санкт Петербург издательство «Музыкальная палитра».
- Т.И. Суворова «Танцевальная ритмика для детей» в пяти книгах Санкт Петербург издательство «Музыкальная палитра» 2004-2007 годы.
- Т.И. Суворова «Танцевальная ритмика. Новогодний репертуар» Санкт Петербург издательство «Музыкальная палитра» 2009 год.
- Т.И. Суворова «Спортивные олимпийские танцы» в двух книгах Санкт Петербург издательство «Музыкальная палитра» 2008г.
- Ж.Е. Фирилева, Е.Т. Сайкина «Са-фи-дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей Санкт Петербург издательство «Детство - пресс» 2010 год.
- С.И. Бекина «Музыка и движение».
- З. Шукшина «Ритмика».
- И.М. Коротков «Подвижные игры для детей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ №6 НА 2014 - 15 УЧЕБНЫЙ ГОД НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РабочаяПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ №6НА 2014 - 15 УЧЕБНЫЙ ГОД НА ОСНОВЕФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...
Консультация для педагогов "Интеграция физического и художественно-эстетического развития детей. Ритмика-одна из форм эстетического развития."
Одной из менее востребованных форм интеграции на сегоднящнний день является интеграция физического развития. Важно приобщать детей к культуре и нет никакого противопоставления к какой культуре. ...
Доклад к семинару "Интеграция физического и художественно - эстетического развития детей. Ритмика - одна из форм эстетического развития"
В основе ритмики лежит музыка, ее восприятие и эмоциональный отклик....
Рабочая программа образования детей 4- 5 лет, средняя группа 2023-2024
Составлена на основе Федеральной образовательной программы ДО...
Рабочая программа образования детей 5-7лет
1.Целевой раздел- цели и задачи,принципы реализации программы;2.Содержательный раздел -содержание образовательной деятельностив разновозрастной группе по образовательным областям в части формирования ...
Рабочая программа образования детей подготовительной к школе группы №12
Цель программы: разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических...
Дополнительная общеобразовательная программа для детей «Ритмика» физкультурно-спортивной направленности для детей старшего возраста 5-6 лет
Программа «Ритмика» адресована обучающимся в возрасте 5-6 лет и рассчитана на 1 год обучения. Данная программа дополнительного образования относится к физкультурно-спортивной направл...