Рабочая программа дополнительного образования по ритмике «Карамельки».
рабочая программа (старшая группа)
Для детей старшего и среднего возраста
(с 4-7 лет)
Срок реализации 3 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritmika.docx | 45.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК» П. СЕЛЕНГИНСК МО «КАБАНСКИЙ РАЙОН» РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
Советом педагогов приказом № ____ от
МАДОУ д /с «Теремок «___» ______ 2016 года
Протокол № ____ заведующая МАДОУ
От «___» _____ 2016 года. д/с «Теремок» ______Ткачева О.Н.
Рабочая программа
дополнительного образования по ритмике
«Карамельки».
Для детей старшего и среднего возраста
(с 4-7 лет)
Срок реализации 3 года
Составила: музыкальный руководитель
высшей квалификационной
категории Литвинова И.В.
2016г.
Содержание
Целевой раздел
1.Пояснительная записка
Содержательный раздел
2. Учебно - тематический план.
Содержание изучаемого курса.
Организационный раздел
3.Требования к уровню подготовки воспитанников.
4. Комплекс методического обеспечения музыкально-ритмического образовательного процесса.
5. Литература.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка.
В наше социально - ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений, играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-успешной личности ребёнка. Музыкально - ритмические движения, являются синтетическим видом деятельности, следовательно, эта программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психологические процессы, которые лежат в их основе. Основная направленность программы – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента. Данная программа разработана в соответствии с: - Федеральным Законом об образовании в Российской Федерации от 29 .12.2012 года №273- ФЗ;
- Письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- с учетом дидактических принципов развивающего обучения, психологических особенностей дошкольников.
Программа состоит из следующих разделов:
- Танцевальная азбука.
- Ориентация в пространстве.
- Общеразвивающие и дыхательные упражнения.
- Партерная гимнастика
- Элементы танцевальных движений (народный, бальный, характерный, современный танец)
- Игры (музыкальные, музыкально-дидактические)
- Танцевально-игровое творчество
- Репертуар (пляски, танцы, хороводы, этюды-драматизации)
Рабочая программа по ритмическому воспитанию и развитию дошкольников и является основанием для оценки качества музыкально-ритмического образовательного процесса в детском саду. Рабочая программа рассчитана на 3 года обучения:
1 год – средняя группа с 4 до 5 лет;
2 год – старшая группа с 5 до 6 лет;
3 год – подготовительная к школе группа с 6 до 7 лет.
Репертуар программы – является вариативным компонентом программы и может быть изменен, дополнен в связи с календарными событиями и планом реализации коллективных и индивидуально – ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей разных категорий детей. Новизна предлагаемой программы состоит в том, что предлагаемый материал можно использовать творчески, адаптируя к условиям работы.
Программа ориентирована не только на развитие детей, но и на совершенствование профессионализма самого педагога. В качестве Музыкального сопровождения предлагаются целостные произведения в аудио записи или «живом» исполнении, а не отрывки, как это принято в традиционных музыкально- ритмических упражнениях. Целостный музыкальный образ передаётся разнообразными пластическими средствами, требующими свободного владения телом, музыкального слуха, богатого воображения и фантазии.
Программа основана на игровом методе с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. На компоненте непосредственно образовательной деятельности используются различные виды музыкально – ритмической деятельности: образно – игровые композиции (сюжетные композиции, этюды, включающие имитационные, пантомимические движения), танцевальные композиции и сюжетные танцы.
Педагогическая целесообразность: образовательной программы обусловлена тем, что в связи с удовлетворением возрастающих потребностей детей в сфере танцевально-двигательной активности, музыкально-ритмической творческой деятельности, а так же с изменением целевых ориентиров деятельности образовательных учреждений, направленных на внедрение здоровьесберегающих технологий, на физическое и творческое развитие детей назрела необходимость комплексного подхода к организации учебно-воспитательного процесса в рамках дополнительных занятий с детьми ритмикой.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она изменена, дополнена и адаптирована к условиям образовательного процесса МБДОУ детский сад «Теремок» и разработана на средний и старший дошкольный возраст (4 - 7 лет). Программа содержит нетрадиционные формы проведения занятий с использование музыки и игры.
Отличительной чертой программы является дифференцированный подход к обучающимся. Актуальность программы объясняется интересом детей и их родителей к такому виду разнообразной и увлекательной деятельности, которая является наиболее доступной и эффективной в условиях детского учреждения. В настоящее время одним из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных ритмопластических направлений, является ритмика.
Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях.
Эффективность – в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных. Возможности применения упражнений танцевально- ритмических упражнений довольно широки и могут быть использованы в дошкольном учреждении. В этой связи актуальной становится проблема разработки программы по дополнительному образованию детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных, разнообразных форм, средств и методов эстетического и музыкального воспитания детей.
Основная цель: содействовать всестороннему развитию личности дошкольника средствами хореографии (культура движения, музыкальность, координация) раскрывать индивидуальные особенности воспитанников и развивать их творческие способности.
Задачи обучения и воспитания детей 4-7 лет на занятиях ритмикой: Способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата; Выразительно двигаться под современные ритмы, добиваясь естественности и непринужденности исполнения. Формировать правильную осанку; Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой; Формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев; Формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку; Воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях.
Формы и режим занятий. Содержание программы ориентировано на одновозрастные группы детей: 1-3 год обучения наполняемость – 10-12 человек. В целом состав групп остается постоянным. Однако состав группы может изменяться по следующим причинам: - смена места жительства, противопоказания по состоянию здоровья и в других случаях. Ведущей формой организации обучения является групповая и подгрупповая, индивидуальная.
Возрастные особенности детей Средняя группа (от 4 до 5 лет) Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста связаны с совершенствованием восприятия, развития образного мышления и воображения. Поэтому в возрасте 4-5 лет у детей появляется возможность выполнять более сложные по координации движения, возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности. Дети способны активно и осознанно усваивать разучиваемые движения, их элементы, что позволяет расширять и обогащать репертуар уже освоенных движений более сложными. Продолжает развиваться у детей интерес к музыке, желание её слушать и двигаться в соответствии с настроением музыки, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Обогащаются музыкальные впечатления, способствующие дальнейшему развитию основ музыкально-ритмической культуры.
Старшая группа (от 5 до 6 лет) Возраст 5 - 6 лет достаточно хорошо изучен психологами и физиологами, которые характеризуют этот период детства, как период неравномерного и волнообразного развития. Развитие центральной нервной системы идет активно. По мнению ученых, этот возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно- образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Наблюдаются отличия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков – более порывистые, у девочек – мягкие, плавные, уравновешенные), общей конфигурации тела в зависимости от пола ребёнка. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Поэтому приоритетными задачами становятся: развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки. От ребенка можно требовать выразительности, эмоциональности при исполнении танца.
Подготовительная группа (от 6 до 7 лет) На 6-ом году жизни у ребенка совершенствуется основные нервные процессы возбуждения и торможения. Это благотворно сказывается на соблюдении ребенком правил поведения. Свойства нервных процессов возбуждения и торможения - сила, уравновешенность и подвижность также несколько совершенствуются. Дети быстрее отвечают на вопросы, меняют действия, движения, что позволяет увеличивать плотность занятий в кружке ритмики, включать в двигательные упражнения элементы, формирующие силу, скорость, выносливость. Но все-таки, свойства нервных процессов, особенно подвижность, развиты недостаточно. При подвижных движениях необходимо ставить точные задачи, контролировать ход занятия. К 6 годам у ребенка развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но мелкие мышцы по-прежнему слабые, особенно мышцы рук. Дети способны изменять свои мышечные усилия. Поэтому дети на занятиях могут выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить по заданию воспитателя от медленных к более быстрым, они относительно легко усваивают задания при ходьбе, беге, прыжках, но известные трудности возникают при выполнении упражнений, связанных с работой мелких мышц.
Основу для ритмических композиций составляют простые, разнообразные движения (имитационные, танцевальные, общеразвивающие и др.) позволяющие выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы и настроения музыкальных произведений. Разнообразие композиций по направленности, стилю, сложности и интенсивности движений, позволяют использовать их в любых формах организации работы с детьми (от утренней зарядки и физкультуры до праздничных утренников).
Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным и привлекательным. Приобщение к искусству танца в широком смысле включает ознакомление детей с источниками танцевальной культуры, музыкально – ритмическим складом мелодий.
Танец, волнуя исполнителей, вызывая яркие эмоциональные реакции, формирует способность чувствовать, сопереживать, проявлять свое отношение, отличать хорошее от плохого, доброе от злого. Все это создает необходимые условия для воспитания нравственных качеств личности ребенка. Хореографическая деятельность является хорошей школой общения. Здесь закладываются основы дружбы, взаимопонимания, взаимовыручки, ответственности, умения сочетать общественные и личные интересы, испытывать радость от коллективного труда.
Совместно организованная деятельность в танцевальном коллективе учат детей отличать подлинное искусство от подделки, прививать с самых ранних лет хороший вкус, закладывать те добрые основы, которые помогут им вырасти настоящими людьми.
Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но также и опытом творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогут ребенку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно- творческих и спортивных видов деятельности: это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях и т.д. Поэтому программу можно рассматривать как своеобразный «донотный» период в процессе музыкально-двигательного воспитания детей, который помогает «настроить инструмент» (тело), научить его слышать музыку и выражать свое «видение» музыкального произведения в пластической импровизации.
Периодичность проведения занятий
– 1 раз в неделю
Продолжительность занятия:
Средняя группа – 20 мин.
Старшая группа – 25 мин.
Подготовительная группа – 30 мин.
Организованная деятельность с детьми по ритмике и танцу содержат: упражнения на развитие основных навыков и умений (для головы, рук, ног и корпуса в разном характере, темпе, ритме) музыкально-ритмические упражнения, танцевальные элементы упражнения с предметами (мячами, погремушками, бубнами) танцевальные и ритмические этюды танцевальные развернутые композиции музыкальные загадки, игры
Организованная деятельность имеет свою структуру и включает в себя три части, направленные на решение задач и несущие определенную эмоционально- физическую нагрузку дошкольников.
1 часть занятия –подготовительная – занимает ¼ от всего занятия, Подготавливает двигательные аппарат, нервную систему, эмоциональное состояние детей к основной части занятия
2 часть – основная – занимает 2/4 от всего занятия Совершенствование ранее полученных навыков, применение их в творческой ситуации, работа с детьми над развернутыми композициями.
3 часть – заключительная – занимает ¼ от всего занятия Снимает напряжение, излишнюю эмоциональность. Здесь используются игры, забавы, свободное действие под музыку.
Показатели уровня развития детей: выразительность исполнения движений под музыку; умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности; освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений точность и правильность исполнения движений в танцевальных композициях. Диагностические мероприятия по отслеживанию результатов усвоения программы позволяет проанализировать успехи дошкольников на каждом этапе обучения. Педагогический анализ знаний и умений детей проводится в 2 раза в год (сентябрь, май) в форме индивидуальной работы, методом наблюдения за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий (на основе подобранного репертуара из).
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы по ритмике, контроля знаний воспитанников и проверки результативности обучения предусмотрены в следующих мероприятиях: проведение открытых компонентов непосредственно образовательной деятельности для родителей проведение показательных мероприятий в виде фольклорных праздников, утренников, постановок музыкальных сказок и т.д. выступление на муниципальных конкурсах и фестивалях.
Целевые ориентиры
Средняя группа: - основные виды движений: ходьба «торжественная», спокойная, «таинственная»; бег легкий и стремительный; - танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах, движение в парах по кругу, выставление ноги на носок и на пятку, движения с предметами; - ритмический компонент: ритмично хлопать в ладоши на каждую долю; - простейшие перестроения: из круга врассыпную и обратно.
К концу года дети должны уметь:
- выполнять движения, отвечающие характеру музыки;
- самостоятельно менять движения в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения
- уметь выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах
- уметь выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками)
Старшая группа - основные виды движений: виды шага в танце: хороводный, приставной; шаг польки, поскоки, виды галопа; -танцевальные движения: «пружинка», «самоварчик»; - две позиции рук, четыре позиции ног; - произведения разного жанра: танец, полька, народная пляска; - части музыкального произведения;
К концу года дети должны уметь:
- выразительно исполнять движения под музыку;
-уметь самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;
- освоить большой объём разнообразных композиций и отдельных видов движений;
- импровизировать с использованием оригинальных и разнообразных движений;
- сочинять несложные плясовые движения и комбинировать их.
Подготовительная группа - основные виды движений (виды шага в танце: боковой шаг, боковой приставной шаг, высокий шаг); -танцевальные движения («большая гармошка», «ножницы», «метелочка», «прямой галоп») - четыре позиции рук, шесть позиций ног; - произведения разного жанра (современных танцев); - элементарные музыкальные термины (мелодия, регистр); - элементы плясовых и имитационных движений;
К концу года дети должны уметь:
- выразительно, легко и точно выполнять движения под музыку;
- уметь самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности, правильно называть их;
- освоить большой объем разнообразных композиций и отдельных видов движений, разных по стилю и характеру,
- уметь сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;
- уметь передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми;
- уметь описывать музыкальный образ и содержание музыкального произведения.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2. Учебный план (образовательные нагрузки)
Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | |
Длительность условного учебного часа (в минутах) | до 20 мин | до 25 мин | до 30 мин. |
Обязательная одежда и обувь для занятия:
Для девочек:
Волосы должны быть собраны.
Для всех:
Футболка белого цвета. Шорты темного цвета. Балетки белого или черного цвета.
Средняя группа
I квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Разделы | Содержание материала | Музыкальное сопровождение | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 |
Подготовительная (разминка) | 1. Ходьба 2. Упражнение «Мышки» 3. Упражнение «Медведь косолапый» 4. Бег по кругу 5. Бег змейкой 6. Построение врассыпную. | Дима Грицкевич: «Ням-ням». | Музыкальный альбом «Лучшие песни для детей». |
Основная | Танцевальные движения – 1 мин. И.п. – ноги на ширине плеч, руки внизу. Движение головой направо, назад, налево, вниз. И.п. – то же. 1 – наклон вперед, руки в стороны. 2 – и.п. (голову вниз не опускать). 4. Ходьба на месте, не отрывая носков от пола. 5. И.п. – ноги параллельно, руки внизу. 1 – наклон в сторону с шагом, одна рука вверх. 2. - и.п. (не наклоняться вперед).Прыжки ноги врозь, ноги вместе. 6. «Плечи», «Хвостики». 7. Танцевальные движения –1мин.С 1 по 7 упражнения повтор.
| Маша Сироткина: «Веснушки».
Карина Минасян: «Конёк-горбунок».
|
|
Бег и прыжки | Прыжки ноги врозь, ноги вместе. Бег на месте Дыхательное Упражнение «Ёжик» | Света Павлова: «Песенка о помощнике». |
|
Упражнения в исходных положениях сидя и лёжа | 1. «Лягушки». 2. «Обезьянки». 3. Ходьба как «слонята». 4. «Бабочки». 5. «Паровозик». 6. Игровое упражнение «Тянем репку».
| Таня Карпунина: «Фея моря».
Шоу-группа «Улыбка»: «Пин и Гвин». |
|
Заключительная | Релаксация: «Цветок распустился».
| Инструментальная композиция: «Люди мира». | Упражнение исполняется в кругу. |
II квартал
(декабрь, январь, февраль).
Разделы | Содержание материала | Музыкальное сопровождение | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 |
Подготовительная (разминка) | Ходьба по кругу. Упражнение «Петушок». Упражнение «Лисичка». Ходьба змейкой. | Валерия Чепушканова: «Про жирафа».
| Музыкальный альбом «Лучшие песни для детей». |
Основная | И.п. стоя, ноги слегка расставлены, руки внизу. Поворот головы вправо (влево), корпус прямо. И.п. то же Взмах правой рукой (влево) в сторону. «Уронить» руки, вернуться в и.п. 3. И. п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны. Наклон вперёд-вниз, руки вниз, покачать руками. 4. Ритмическое кружение под музыку вправо (влево), присесть. 5. Стать на носки, потянуться вверх руками и покачать ими. 6. И.п. стоя, ноги слегка расставлены, руки внизу. Упражнение «Волна». Махи ногой вперёд, руки на поясе. Дыхательное Упражнение «Паравозик».
|
Шоу-группа «Улыбка»: «Том и Джерри».
Сергей Нестеров: «Рыжая девчонка».
|
|
Бег и прыжки | Подскоки на месте, руки на поясе. Бег на месте. Дыхательное Упражнение «Гуси шипят».
|
Олеся Луканина: «Не думай не мысли». |
|
Упражнения в исходных положениях сидя и лёжа | 1. И.п.: сидя ноги врозь, руки свободны. Наклон головы вправо (влево), корпус прямо. 2. И.п.: тоже Согнуть правую (левую) ногу, затем выпрямить. 3. И.п.: тоже локти согнуть в локтях. Наклон вправо (влево), выпрямиться. 4. Лёжа на животе. Махи ногами, сгибая в коленях. 5. И.п.: лёжа на спине. Перекат на живот, на спину. 6. И.п.: стоя на четвереньках. Упражнение «Кошечка». 7. И.п.: ноги параллельно, руки согнуты перед собой. «Повилять хвостиком». Акробатические Упражнения: «Кольцо», «Корзинка», «Полушпагат». |
Ольга Филимонова: «Про Мурзика».
Света Животова: «Судак».
|
|
Заключительная | Релаксация: «Сказка».
| Инструментальная композиция: «Романтическая дея». |
|
III квартал
(март, апрель, май).
Разделы | Содержание материала | Музыкальное сопровождение | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 |
Подготовительная (разминка) | Ходьба. Упражнение «Лошадки». Подскоки, руки на поясе. Бег врассыпную. Бег по кругу. Построение врассыпную. | Инструментальная композиция: «В добрый путь». | Музыкальный альбом « 220 песен для детей». |
Основная | 1.Наклоны головы вперед, назад, вправо, влево. 2.Переменное поднятие правого и левого плеча. 3.Переменное поднятие рук вверх, вставая на носки. 4.Руки на пояс. Поднятие согнутого колена. Левый и правый локоть тянется к колену (спина прямая). 5.Повороты вправо, влево, руки внизу. 6.Круговые движения прямыми руками. 7. Упражнение «Достань носочки» (колени не сгибать). | Инструментальные композиции: «Ветер», «Камешки», «Попугай», «Кариока». |
|
Бег и прыжки | Прыжки на правой (левой) ноге. Бег врассыпную. Упражнение на дыхание «Шар лопнул».
| Инструментальная композиция: «Лужники». |
|
Упражнения в исходных положениях сидя и лёжа | Сидя, упор рук сзади. Поднимать прямые ноги, оттягивая носки. И.п. – то же. Упражнение «ножницы». И.п. – то же. Упражнение «велосипед». Лежа на боку. Махи прямой ногой. Стоя на коленях. Махи ногой назад. Сидя, движения на ягодицах, вперед-назад, руки сложены перед собой. Акробатические Упражнения «Берёзка», «Петрушка», «Мостик». | Инструментальные композиции: «Маленькая», «Фитилёк», «Я самая», «Снеговик». |
|
Заключительная | Релаксация: «Волшебный сон».
| Инструментальная композиция: «Я рисую». |
|
Старшая и подготовительная группы.
I квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Разделы | Содержание материала | Музыкальное сопровождение | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 |
Подготовительная (разминка) | Ходьба по кругу. Ходьба с перестроением. Упражнение «Хитрая лисичка». Упражнение «Серый волк». Боковой галоп. Бег змейкой. Построение врассыпную. | Инструментальная композиция: «Орлёнок».
| Музыкальный альбом « 220 песен для детей». |
Основная | Руки вперёд, вверх, в стороны, вниз. Шаг вправо, правая рука в сторону, левая за спиной, сделать по 3шага в каждую сторону, затем две руки вперёд, в стороны. Шаг в сторону, затем две руки вверх, опустить вниз, то же в др. сторону. Руки вверх, ладони в замке. Движение рук из стороны в сторону. Наклоны вперёд. Правое, левое плечо вперёд по очереди. Вращение бёдрами вправо, влево. Круговые движения рук перед собой с хлопком. Руки вперед, правая рука к груди, назад; то же с левой. Руки к плечам, правая рука вверх, левая вверх, попеременно. Наклоны в стороны, руки к плечам, вверх, к плечам, в стороны. 11. Махи прямой ногой. Поднять правую ногу, согнутую в колене, мах правой ногой, то же левой ногой. | Инструментальные композиции: «Лучик», «Лыжню», «Наша песня».
|
|
Бег и прыжки | Поднять руки вверх, потянуться. Прыжки. Ноги врозь, руки в стороны. Бег вокруг себя вправо, влево с выбрасыванием ног назад. Бег по залу, подскоки (1-2 круга). Ходьба на месте с подниманием рук вверх. | Инструментальная композиция: «Первая песенка» |
|
Упражнения в исходных положениях сидя и лёжа | Сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Упражнения для стоп, потянуть носок правой, левой ступни. Согнуть правую, левую ногу (попеременно). Поднять прямые ноги вверх, опустить согнутые в стороны. Упражнение «Велосипед». Упражнение «Факир». Акробатические Упражнения «Кольцо», «Корзинка», «Полушпагат», «Берёзка». | Инструментальные композиции:. «Велосипед», «Блинчики», «Париж».
|
|
Заключительная | Релаксация: «Расслабление». | Инструментальная композиция: «Потягушки». |
|
II квартал
(декабрь, январь, февраль)
Разделы | Содержание материала | Музыкальное сопровождение | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 |
Подготовительная (разминка) | Ходьба по кругу. Ходьба с заданием для рук. Упражнение «Пингвин». Упражнение «Лошадки». Подскоки. Бег врассыпную. Построение врассыпную. | Катя Тарасенкова: «Разноцветная семья». | Музыкальный альбом «Лучшие песни для детей».
|
Основная | Круговые движения рук перед собой, поднимаясь на носочки. Руки вверх попеременно, с хлопком. Руки вниз попеременно, ладонями вниз. Руки в стороны. Вращение кистями рук одновременно двумя и попеременно. Руки у плеч, наклоны вперёд. «Ножницы». Вращение кистями рук одновременно двумя и попеременно. Вращение рук, согнутых в локтях, перед собой. Руки вверх в замке шаг в сторону, прогнуться, то же в др. сторону. Наклоны туловища в сторону, руки за головой, сгибая в колени то правую, то левую ноги. 10.Наклоны туловища вниз, в и.п. прогнуться назад. | Лена Ракуто: «Лето» Маша Сироткина: «Кузя»
Карина Шипулина: «Фонари»
Шоу-группа «Улыбка»: «Медвежий сон». |
|
Бег и прыжки | Прыжки с касанием бедра. Руки на поясе, в стороны, вверх. Прыжки на обеих ногах, руки в стороны. Выбрасывание ног в стороны, руки к плечам. Бег вперёд, назад, руки за головой. Бег вокруг себя Бег по залу с выбрасыванием ног назад, вперёд, подскоки. Упражнение на дыхание «Ха-дыхание». | Шоу-группа «Улыбка»: «Танец роз». |
|
Упражнения в исходных положениях сидя и лёжа | Сидя на коленях, руки вверх, к плечам, одна рука вверх, другая вниз. Поднимание и опускание рук попеременно. Сидя, руки в упоре сзади. Согнуть правую, а затем левую ногу, попеременно. Сидя: поднять прямые ноги вверх, в стороны, вниз, развести в стороны. Упражнение «Обезьянки кувыркаются» Упражнение «Бабочка» Упражнение «Бабочка распустила крылья». Упражнение «Кошечка злая и добрая» Упражнение «Кошечка тянется». Акробатические Упражнения: «Берёзка, «Петрушка», «Улитка». | Таня Карпунина: «Ты мне снишься»
Сергей Нестеров: «Котёнок»
Наташа Анисимова: «Флейта» |
|
Заключительная | Релаксация: «Волшебный сон». | Лена Ракуто: «Тучка» |
|
III квартал
(март, апрель, май)
Разделы | Содержание материала | Музыкальное сопровождение | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 |
Подготовительная (разминка) | 1.Ходьба по кругу. 2. Ходьба змейкой. 3. Упражнение «Мышки». 4. Упражнение «Медведь» 5. Подскоки. 6. Боковой галоп. 7. Бег змейкой. 8. Построение врассыпную. | Д. Билан «Невозможное - возможно | Песни современной эстрады. |
Основная | 1.Поднять руки через стороны, сделать «пружинку», опустить руки вниз. 2. Поднимание плеч попеременно: правое, левое, руки опущены. 3. Повороты туловища: левая рука на поясе, повернуться вправо, правая рука назад, то же в другую сторону. 4. Левая рука на поясе, правая в сторону, менять положение рук. 5. Поворот головы вправо, влево, пружинистые движения ног. 6. Руки согнуты в локтях, параллельно туловищу: два шага в правую сторону, два в левую сторону. 7. Поставить левую ногу на носок, повернуть туловище влево, правую ногу на носок вправо. 8. «Дорожка». 4 шага вперёд, правая рука вверх, левая вниз, левая нога в сторону, 4 шага назад 9. Наклоны туловища вперёд, руки в стороны. 10. Махи ногой в стороны, руки перед собой в замке. Дыхательное Упражнение «Насос». | Ж. Фриске «Малинки»
ВИА «Звери» «До скорой встречи»
|
|
Бег и прыжки | Подскоки на месте: поднять правую руку вверх, левая рука в сторону; подскоки на правой ноге – левую поднять согнутой в колене, то же другой ногой. Прыжки на обеих ногах, встряхивание рук в стороны. Бег вокруг себя. Махи ногой вперёд. Подскоки и бег врассыпную. Ходьба на месте, поднимая руки вверх и опуская вниз. |
ВИА «Фабрика» «Романтика»
|
|
Упражнения в исходных положениях сидя и лёжа | Отвести ногу в сторону, достать носок, то же с др. ногой. Сидя, ноги вместе, наклоны вперёд, руки в упоре сзади. Лёжа на животе Упражнение «Рыбка» Упражнение «Рыбка плывёт». Лёжа на спине Упражнение «Колобок» Лёжа на спине, забрасывание ног за голову. Стоя на четвереньках, ноги согнуть в коленях, движение ног в сторону. Акробатические Упражнения «Берёзка», «Берёзка наклонилась от ветра», «Полушпагат», «Улитка», «Кольцо», «Корзинка», «Мостик». |
Ж. Фриске «Мама Мария»
Жасмин «Загадай» |
|
Заключительная | Релаксация: «Океан»
| Инструментальная композиция: «Тема Майорки» |
|
Диагностика выявления уровня развития чувства ритма и уровня сформированности танцевальных движений детей
Педагогический анализ (диагностика) проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае). Цель диагностики: выявить уровень музыкального и психомоторного развития ребенка (начального уровня и динамики развития), эффективности педагогического воздействия.
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий (на основе данного репертуара).
Обследование проводится в ходе непосредственно образовательной деятельности.
Основной параметр - проявление активности.
Методика выявления уровня развития чувства ритма и уровня сформированности танцевальных движений детей
Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
Критерии: высокий - 3 балла, средний - 2 балла, низкий – 1 балл. 1.
Движение Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями:
высокий – ребенок самостоятельно, четко производит смену движений в соответствии с изменением характера музыки, чувствует начало и конец музыки;
средний – производит смену движений с запаздыванием, по показу взрослого;
низкий – смену движений не производит, не чувствует начало и конец музыки
Соответствие движений ритму музыки:
высокий – ребенок четко, ритмично выполняет движения;
средний – выполняет движения с ошибками;
низкий – движения выполняются неритмично.
Соответствие движений темпу музыки:
высокий – ребенок чувствует смену темпа, самостоятельно отмечает это сменой движения;
средний – чувствует смену темпа с запаздыванием, движения меняет по показу взрослого или других детей;
низкий – не чувствует смену темпа, движения меняет с большим опозданием.
Координация движений и внимания («Ритмическое эхо» со звучащими жестами в умеренном темпе)
высокий – ребенок выполняет все движения без ошибок;
средний – допускает 1-2 ошибки;
низкий – не справляется с заданием
2. Воспроизведение метра и ритма Воспроизведение метрической пульсации музыкального произведения в хлопках:
высокий – ребенок точно воспроизводит метрическую пульсацию музыкально произведения;
средний – на протяжении выполнения задания кратковременно теряет ощущение метра (спешит, запаздывает), но в целом справлется с заданием;
низкий – беспорядочные хлопки
Воспроизведение ритма знакомой песни под пение педагога или свое пение
высокий – ребенок точно воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;
средний – воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками;
низкий – неверно воспроизводит ритмический рисунок.
Старший дошкольный возраст и подготовительный к школе возраст (5-6 и 6-7 лет)
1. Движение Передача в движении характера знакомого музыкального произведения (2-х и 3-хчастная форма):
высокий – ребенок самостоятельно, четко производит смену движений, движения соответствуют характеру музыки;
средний – производит смену движений с запаздывание (по показу других детей), движения соответствуют характеру музыки;
низкий – смену движения производит с запаздыванием, движения не соответствуют характеру музыки.
Передача в движении характера незнакомого музыкального произведения (фрагмента) после предварительного прослушивания:
высокий – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное выполнение движений;
средний – движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная эмоциональность при выполнении движений ;
низкий – движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при движении.
Соответствие ритма движений ритму музыки:
высокий – четкое выполнение движений;
средний – выполнение движений с ошибками;
низкий – движение выполняется не ритмично.
Координация движений и внимания ("ритмическое эхо» со звучащими жестами в умеренном и быстром темпе)
высокий – ребенок выполняет все движения без ошибок;
средний – допускает 1-2 ошибки;
низкий – не справляется с заданием
2. Воспроизведение ритма Воспроизведение ритма знакомой песни под свое пение:
высокий – ребенок точно воспроизводит ритмический рисунок знакомой песни;
средний – воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками;
низкий – неверно воспроизводит ритм песни.
Воспроизведение ритма мелодии (умеренный темп)
высокий – ребенок точно воспроизводит ритмический рисунок мелодии;
средний – воспроизводит ритм песни с ошибками;
низкий – неверно воспроизводит ритм песни.
Воспроизведение ритма песни шагами:
высокий – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте и по залу;
средний – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте;
низкий – допускает много ошибок и не справляется с заданием
Воспроизведение ритмических рисунков в хлопках и притопами:
высокий – ребенок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;
средний – допускает 2 -3 ошибки;
низкий – неверно воспроизводит ритмический рисунок
3. Творчество Сочинение ритмических рисунков:
высокий – ребенок сам сочиняет оригинальные ритмические рисунки;
средний – использует стандартные ритмические рисунки;
низкий – не справляется с заданием.
Танцевальное:
высокий – ребенок чувствует характер музыки, ритм, передает это в движении; самостоятельно использует знакомые движения или придумывает свои; движения выразительны;
средний – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими, движения соответствуют характеру музыки;
низкий – не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке.
Организационный раздел
3. Требования к уровню подготовки воспитанников.
Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная к школе группа |
- слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер; - узнавать песни, мелодии; -уметь выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах; - может выполнять движения с предметами (с куклами, игрушки, ленточками); - выполнять движения в соответствии с характером музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения. Ребенок проявляет любознательность, владеет основными понятиями, контролирует свои движения, обладает основными музыкальными представлениями. | - различать жанры в музыке (песня, танец, марш); - узнавать произведения по фрагменту; - ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки; - самостоятельно менять движения в соответствии с 3-х частной формой произведения; - уметь выполнять танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении); - самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать, не подражая друг другу; Ребенок имеет набор музыкально- ритмических движений, обладает элементарными музыкально- ритмическими представлениями. | - определять музыкальный жанр произведения; - различать части произведения; - определять настроение, характер музыкального произведения; слышать в музыке изобразительные моменты; - уметь выполнять танцевальные движения (шаг с притопом, приставной, шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг); -инсценировать игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх и хороводах; - выразительно двигаться в соответствии с характером музыки, образа; - передавать несложный ритмический рисунок; - выполнять танцевальные движения качественно; - инсценировать игровые песни; ребенок опирается на свои знания и умения в различных видах музыкально – ритмической |
4. Комплекс методического обеспечения музыкально-ритмического образовательного процесса.
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336 с.
Буренина А.И. Ритмическая мозаика: Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – СПб.: РЖ
«Музыкальная палитра», 2012. – 192 с. Буренина А. И.
Римическая мозаика. Музыкальное приложение.
Комплект из 4 дисков Суворова Т.И «Танцевальная ритмика»
Музыкальное приложение на электронном носителе.
Комплект из 6 музыкальных сборников Серия «Пойте с нами»
Музыкальное приложение. Комплект из 4 дисков Серия «Детский праздник».
Музыкальное приложение. Комплект из 4 дисков
5. Наглядно - иллюстративный материал:
- сюжетные картины; -
пейзажи (времена года);
Музыкальный центр.
Разноцветные шарфы - 25 штук.
Разноцветны платочки – 50 штук.
Карнавальные костюмы: лиса, медведь, волк, заяц, белка, кошка, собака, тигр, сорока, красная шапочка.
Маски-шапочки: лягушка, волк, лиса, коза, кошка, мышка, заяц, собака, медведь, белка, петух. Косынки (желтые, красные) – 33 штуки.
Литература:
Бекина С.И. и др. Музыка и движение: (Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет). Из опыта работы муз. руководителей дет. Садов / Авт.-сост.: С.И. Бекина, Т.П. Ломомва, Е. Н. Соковникова. – М.: Просвещение, 1983. 208 с.
Бекина С.И. и др. Музыка и движение: (Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет). Из опыта работы муз. руководителей дет. Садов / Авт.-сост.: С.И. Бекина, Т.П. Ломомва, Е. Н. Соковникова. – М.: Просвещение, 1984. - 288 с.
Бодраченко И. В. Музыкальные игры в детском саду для детей 5-7 лет./
Ирина Бодраченко. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 176 с.
Бодраченко И. В. Музыкальные игры в детском саду для детей 3-5 лет. ./
Ирина Бодраченко. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 144 с.
Буренина А.И. Ритмическая мозаика: Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – СПб.: РЖ «Музыкальная палитра», 2012. – 192 с. Зарецкая Н. В., Роот З. Я. Танцы в детском саду /. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. -112с.: ил. – (Внимание: дети!)
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336 с. П
одшибякина С. Ю. Хоровод круглый год (инсценировки, песни и танцы для дошкольников). – Волгоград: Учитель, 2007. – 123 с.
Радынова О. П. Песня, танец, марш. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 240 с.
Роот З. Я. Танцы с нотами для детского сада. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. -112с.: ил. – (Внимание: дети!) Слуцкая С.Л.
Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 272 с. Суворова Т.И.,
Учебное пособие «Танцевальная ритмика» № 1, «Музыкальная палитра», Санкт-Петербург, 2004
Суворова Т.И., Учебное пособие «Танцевальная ритмика» № 2, «Музыкальная палитра», Санкт-Петербург, 2005 Суворова Т.И. ,
Учебное пособие «Танцевальная ритмика» № 3, «Музыкальная палитра», Санкт-Петербург, 2005 Суворова Т.И. ,
Учебное пособие «Танцевальная ритмика» № 4, «Музыкальная палитра», Санкт-Петербург, 2006 Суворова Т.И., Учебное пособие «Танцевальная ритмика» № 5,
«Музыкальная палитра», Санкт-Петербург, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ №6 НА 2014 - 15 УЧЕБНЫЙ ГОД НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РабочаяПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ №6НА 2014 - 15 УЧЕБНЫЙ ГОД НА ОСНОВЕФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...
Рабочая программа образования детей 4- 5 лет, средняя группа 2023-2024
Составлена на основе Федеральной образовательной программы ДО...
Рабочая программа образования детей 5-7лет
1.Целевой раздел- цели и задачи,принципы реализации программы;2.Содержательный раздел -содержание образовательной деятельностив разновозрастной группе по образовательным областям в части формирования ...
Рабочая программа образования детей подготовительной к школе группы №12
Цель программы: разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических...
Рабочая программа образования детей 1 младшей группы в соответствии с ФОП ДО
Программа составлена на основе ООП дошкольной группы при МКОУ Бажинской ООШ....
Рабочая программа образования детей 2 младшей группы в соответствии с ФОП ДО
Программа составлена на основе ООП дошкольной группы при МКОУ Бажинская ООШ...
Рабочая программа образования детей 5-6 лет, Старшая группа Составлена на основе Федеральной образовательной программы ДО
Рабочая программа образования (далее – рабочая программа) детей разработана в соответствии с Федеральной образовательной программой ДО и ФГОС ДО.Рабочая программа образования обеспечивает ...