Рабочая программа по Логопедической ритмике педагога дополнительного образования Илюшкиной В.В.
рабочая программа по музыке (подготовительная группа) по теме
Направленность программы: Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, направленной на преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптацию человека к условиям внешней и внутренней среды. В результате выполнения специальных упражнений укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений.
Известно, чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование навыков движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Кроме того, с помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ilyushkina_v.v._programma.doc | 375 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребенка Детский сад № 6»
«Согласовано» «Утверждено»
Заместитель заведующего Заведующий __________Галахова З.Д.
по воспитательно-методической работе «___» _____________ 2010г.
___________________ Князева М.В.
«__» ___________ 2010г.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
и введено в работу
протокол № ____
«___» ___________ 2010г.
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
П О Л О Г О П Е Д И Ч Е С К О Й
Р И Т М И К Е
Разработана
педагогом доп. образования
Илюшкиной В.В.
г. Троицк
Пояснительная записка
- Направленность программы.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, направленной на преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптацию человека к условиям внешней и внутренней среды. В результате выполнения специальных упражнений укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений.
Известно, чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование навыков движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Кроме того, с помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.
- Причины создания программы кроются в тесной связи задач, поставленных перед преподавателем логоритмики с задачами логопедов МАДОУ, работающих по самостоятельно составленным программам, основанным на принципе комплексного лексико-грамматического подхода (каждая неделя предполагает новую тему, заданную логопедом; эта тема проходит красной линией через все занятия, проводимые и логопедом, и воспитателем, и педагогом дополнительного образования в данной группе на этой неделе) и заключаются в необходимости обеспечения целостности логопедических воздействий со стороны всех специалистов, работающих в логопедической группе.
- Новизна программы заключается в построении учебного плана занятий по логоритмике на основе календарно-тематического плана логопедов. Такое построение программы, а также использование в ходе логопедических занятий схем букв и фигур, введение в занятия коммуникативных игр, творческих заданий, танцев способствует формированию и развитию слухо-зрительно-двигательной координации, автоматизации изучаемых звуков, а также преодолению речевых расстройств от фонетико-фонематического нарушения до общего недоразвития речи.
- Актуальность программы обусловлена современной жизнью: постоянно возрастает количество детей с дефектами речи. А неполноценная речевая деятельность негативно отражается на формировании сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Поэтому для обеспечения подготовки детей с нарушениями речи к массовой общеобразовательной школе коррекционно-восстановительная работа должна быть расширена в том числе за счет введения логоритмических занятий. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной и других систем, а также воспитание эмоционально-волевых качеств личности.
- Педагогическая целесообразность заключается в разностороннем положительном влиянии логоритмики на развитие ребенка: в результате занятий происходит уточнение артикуляции, развитие фонематического восприятия, расширение лексического запаса, развитие слухового внимания и двигательной памяти, совершенствование общей и мелкой моторики, выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.
- Цель и задачи программы.
Цель:
способствовать преодолению разнообразных речевых расстройств: фонетико-фонематического нарушения, заикания, алалии.
Задачи:
1 год обучения:
- Ориентация в ритмических структурах, сравнение и различение звуков по их длительности.
- Развитие музыкально-пластических способностей.
- Развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики.
- Развитие физиологического и фонационного дыхания.
- Развитие чувства ритма, певческих способностей.
- Воспитание умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями.
2 год обучения:
- Формирование музыкально-ритмических способностей, развитие музыкально-ритмического мышления.
- Развитие способностей пластической интерпретации музыкального произведения и овладение свободой движений.
- Воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением.
- Развитие певческого диапазона голоса.
- Развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха.
- Обучение творческому использованию накопленного арсенала средств взаимодействия с окружающим миром.
- Возраст детей, на которых рассчитана программа:
1 год обучения: 5-6 лет, 2 год обучения: 6-7 лет.
- Сроки реализации программы:
два года обучения.
- Формы обучения:
- Система фронтальных занятий по логопедической ритмике.
- Индивидуальная работа с детьми.
- Количество занятий.
Два занятия в неделю; длительность одного занятия в старшей группе - 25 минут, в подготовительной - 30 минут. Всего в учебном году 72 занятия.
- Диагностика и прогнозируемые результаты реализации программы.
Диагностика проводится индивидуально, в конце учебного года.
1 год обучения:
Навыки и умения к концу года | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
различать жанры музыкальных произведений: марш, танец, песня | + | + | + |
уметь петь легким голосом, брать дыхание перед началом песни, между фразами, стараясь отчетливо произносить слова | + | - | - |
выполнять простейшие перестроения | + | + | + |
менять движения в соответствии с музыкой, свободно ориентироваться в пространстве | + | + | - |
инсценировать содержание песен, хороводов, импровизировать в образах сказочных животных и птиц в разных игровых ситуациях | + | - | - |
2 год обучения:
Навыки и умения к концу года | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
иметь словарный запас для определения характера музыкального произведения | + | + | + |
уметь петь самостоятельно индивидуально и коллективно | + | + | + |
импровизировать мелодии на заданную тему | + | - | - |
двигаться ритмично, четко координировать движения с музыкой | + | + | + |
выразительно действовать с воображаемыми предметами | + | + | - |
самостоятельно выбирать способ передачи музыкальных образов в движения | + | - | - |
Учебно-тематический план
№ раздела темы | Название темы | Количество занятий/часов на изучение темы |
Старшая группа | ||
1 | Как стать большим? | 2 занятия по 25 мин. |
2 | Городок игрушек | 2 занятия по 25 мин. |
3 | Наша столовая | 2 занятия по 25 мин. |
4 | Спор овощей | 2 занятия по 25 мин. |
5 | Полная корзина | 2 занятия по 25 мин. |
6 | Круглый год | 2 занятия по 25 мин. |
7 | Краски осени | 2 занятия по 25 мин. |
8 | Лесные приключения | 2 занятия по 25 мин. |
9 | Магазин мебели | 2 занятия по 25 мин. |
10 | Мы не можем друг без друга | 2 занятия по 25 мин. |
11 | Почему медведь зимой спит | 2 занятия по 25 мин. |
12 | Поможем птицам | 2 занятия по 25 мин. |
13 | На лесной опушке | 2 занятия по 25 мин. |
14 | Приключения снежинки | 2 занятия по 25 мин. |
15 | Морозята | 2 занятия по 25 мин. |
16 | Рождество и мы | 2 занятия по 25 мин. |
17 | Потерянный башмачок | 2 занятия по 25 мин. |
18 | Времена года | 2 занятия по 25 мин. |
19 | Пироги пекла лиса | 2 занятия по 25 мин. |
20 | Весёлый экспресс | 2 занятия по 25 мин. |
21 | Давайте познакомимся | 2 занятия по 25 мин. |
22 | Парад на Красной площади | 2 занятия по 25 мин. |
23 | Будем вежливы всегда | 2 занятия по 25 мин. |
24 | А что у вас? | 2 занятия по 25 мин. |
25 | Вот так мастера! | 2 занятия по 25 мин. |
26 | Чьи это ушки? | 2 занятия по 25 мин. |
27 | Я маму мою обидел | 2 занятия по 25 мин. |
28 | У меня полно хлопот | 2 занятия по 25 мин. |
29 | Это Родина моя | 2 занятия по 25 мин. |
30 | Космическое путешествие | 2 занятия по 25 мин. |
31 | На лесном перекрёстке | 2 занятия по 25 мин. |
32 | Приходи, сказка! | 2 занятия по 25 мин. |
33 | Баллада о юном барабанщике | 2 занятия по 25 мин. |
34 | Магазин «Природа» | 2 занятия по 25 мин. |
35 | Пасха | 2 занятия по 25 мин. |
36 | Как мышонок стал трудолюбивым | 2 занятия по 25 мин. |
Подготовительная группа | ||
1 | Летняя прогулка | 2 занятия по 30 мин. |
2 | Осенняя ярмарка | 2 занятия по 30 мин. |
3 | Лесные квартиры | 2 занятия по 30 мин. |
4 | Сундучок осени | 2 занятия по 30 мин. |
5 | Любим птиц | 2 занятия по 30 мин. |
6 | На птичьем дворе | 2 занятия по 30 мин. |
7 | Поездка к бабушке в деревню | 2 занятия по 30 мин. |
8 | Кто как к зиме готовится | 2 занятия по 30 мин. |
9 | Отчего у белого медведя нос чёрный и откуда у верблюда горб | 2 занятия по 30 мин. |
10 | Быть опрятными всегда | 2 занятия по 30 мин. |
11 | Едем в дальнюю дорогу | 2 занятия по 30 мин. |
12 | «Федорино горе» | 2 занятия по 30 мин. |
13 | Магазин мебели | 2 занятия по 30 мин. |
14 | Проказы зимы | 2 занятия по 30 мин. |
15 | Как ворона Снегурочкой стала | 2 занятия по 30 мин. |
16 | Рождество и мы | 2 занятия по 30 мин. |
17 | Кем быть? | 2 занятия по 30 мин. |
18 | Путешествие в мир искусств | 2 занятия по 30 мин. |
19 | Четыре желания | 2 занятия по 30 мин. |
20 | Времена года | 2 занятия по 30 мин. |
21 | Волшебное зеркальце | 2 занятия по 30 мин. |
22 | Возьми меня с собой | 2 занятия по 30 мин. |
23 | Утренние лучи | 2 занятия по 30 мин. |
24 | Звёздный мальчик | 2 занятия по 30 мин. |
25 | Беляночка и Розочка | 2 занятия по 30 мин. |
26 | Приключения Буратино | 2 занятия по 30 мин. |
27 | Мой любимый город | 2 занятия по 30 мин. |
28 | Подарки гномов | 2 занятия по 30 мин. |
29 | Разноцветная книга | 2 занятия по 30 мин. |
30 | Почтовая история | 2 занятия по 30 мин. |
31 | Космическое путешествие | 2 занятия по 30 мин. |
32 | Рыбаки и рыбка | 2 занятия по 30 мин. |
33 | Перелистаем страницы памяти | 2 занятия по 30 мин. |
34 | В гостях у лесных гномов | 2 занятия по 30 мин. |
35 | Муха-Цокотуха | 2 занятия по 30 мин. |
36 | В гости к лету | 2 занятия по 30 мин. |
С Т А Р Ш А Я Г Р У П П А
Содержание изучаемых тем
Месяц | Тема логопеди-ческих занятий | Звуки | Тема логоритмики | Задачи | Игровой материал | Музыкальное оформление | |
с е н т я б р ь | Части тела | Глас-ный и соглас-ный звук | Как стать большим? | Воспитание уверенности, выдержки. Развитие координации движений, общей и мелкой моторики. Обучение умению брать дыхание перед началом пения. | Картинка «Солнышко». Игрушки: коте-нок, заяц, лягуш-ка, медвежонок. | Песня «Часы» муз. Л.Бирнова; «Полька» муз. И.Штрауса; «Марш» муз. И.Берковича. | |
Игрушки | А | Городок игрушек | Воспитание слухового внимания при восприятии громко и тихо звучащих предметов, игрушек. Нахождение партнёра и взаимодействие в игре. | Игрушки: матрёшки, чебу-рашка, кукла, мишка, обезьян-ка, волчок. Погремушки для каждого ребенка. | «Ожившие игрушки» муз. С.Лысенко; «Игра с погремушками» муз. Рожавской; муз. скороговорка: «У Ангелины ангина, ангина у Ангелины». | ||
Посуда | У | Наша столовая | Активизация внимания, памяти. Воспроизведение ритмических эталонов движением рук, ног. Развитие музыкального слуха, голоса. | Посуда чайная и столовая. | «Чайники» р.н.м.; «Вальс» муз. С. Майкопара; муз скороговорка: «Из кузова в кузов грузят все арбузы». | ||
о к т я б р ь | Овощи | А У | Спор овощей | Расслабление по контрасту с напряжением. Развитие правильного речевого дыхания. Способствовать формированию чувства музыкального темпа. Учить детей петь с музыкальным сопровождением и без него. | Иллюстрации овощей. Венок осени. Деревянные палочки каждому ребенку. Платочки. Схема букв «А», «У». | Записи: «Октябрь», П.И.Чайковский, «Осенний сон» А.Джойс. Песня «Осень» муз. Розановой. Игра «Здравствуй, осень!» муз. Е.Тиличеевой | |
Фрукты | И | Полная корзина | Развитие регуляции мышечного тонуса с целью устранения напряженности, воспитания свободы движения. Коррекция звукопроизношения. Развитие артикуляции и выразительного пения. | Корзина с фруктами. Цветные платочки. Схема буквы «И». | «Груша» муз. Нищевой; Песня «Осень» муз. Розановой; «Игра с платочками» муз.Т.Ломовой; муз. скороговорка: «Изгиб у дороги, Побереги ноги». | ||
Одежда | Ы | Круглый год | Регулировать силу напряжения. Учить детей петь лёгким голосом. Двигаться группой в заданном темпе. | Иллюстрации: Осень, зима, весна, лето. | «Зарядка» англ.нар.песня; «Танец Рябинки» муз. Макшанцевой; «Добрый жук» муз. Спадавеккиа; муз. скороговорка: «Белогубы огурцы-молодцы, Огурцы-молодцы белопупы». | ||
Осень | А У И Ы | Краски осени | Воспитание ощущений ритмической пульсации музыки. Учить умению владеть своим телом. Петь умеренно громко и тихо. Чётко координировать движения во взаимосвязи с речью. | Венок осени. Иллюстрации: золотая осень в лесу, урожай овощей, дождливая осень. Маска ёжика. | Фонограммы: Шелест листьев, шум дождя. Вальс «Осенний сон» А.Джойс. «Ёжик и барабан» муз. Г.Виеру; «Октябрь» П.И.Чайковский; Песня «Осень» муз. Розановой. | ||
н о я б р ь | Деревья | О | Лесные приключе-ния | Развивать наблюдательность. Учить детей передавать вопросительную, повествовательную, восклицательную интонацию. Развитие чувства ритма. Развитие, активизация мышц губ и нижней челюсти. | Иллюстрация осеннего леса. Игрушка гномик. | Пьеса «Октябрь» П.И.Чайковский; «Весёлый гном» муз Струве; «Марш» муз. Дунаевского; муз. скороговорка: «Оля и Коля пели-плясали, Оля и Коля очень устали». | |
Мебель | Э | Магазин мебели | Автоматизация звука. Развитие ритмического восприятия, подвижности, координации движений. Изменение силы голоса, динамики пения. | Схема буквы «Э». Ключ от шкафа к игре «Тихо – громко». | «Пильщики» муз Боромыковой; Песня «Столяры» муз. М.Красева; Игра «Громко-тихо» р.н.м. | ||
Домашние животные | Н | Мы не можем друг без друга | Изменение высоты голоса. Координация темпа движения с темпом музыки. Развитие силы голоса и слухового внимания. Развивать подвижность пальцев рук. | Маска кота. Бубен. | «Весёлая полька» муз. Картушиной; «Игра с козленком» муз.О.Боромыковой; муз. скороговорка: «Вот носки на ножки Для нашего Федоски». | ||
Дикие животные | П | Почему медведь зимой спит | Воспитание ощущения ритмической пульсации в музыке. Раскрепощение нервных и двигательных процессов. Имитировать движения, характерные для различных животных. | Картинки со следами животных. Схема буквы «П». | Песня «Белка» муз. М.Красева; песня «Ёжик» муз. Насауленко; муз. скороговорка: «У Пети – копилка, У Вити – копирка». | ||
Птицы | П - П' | Поможем птицам | Развитие певческих данных. Выработка темпа и ритма физиологического дыхания. Регуляция мышечного тонуса шеи, рук. Развитие коммуникативных навыков. | Колокольчики, треугольники. Обручи-скворечники. | «Вальс-шутка» муз. С Прокофьева; песня «Синица» муз. М.Красева, песня «Дятел» муз. Леви; муз. скороговорка: «Пичуга на ветке, а питон в клетке». | ||
д е к а б р ь | Зима | Т | На лесной опушке | Автоматизация звука. Развитие силы голоса, речевого дыхания. Активизация мышц губ. Развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве. | Яблоко (муляж). Большая снежинка. | Игра «Яблочко» р.н.м. «Мы рисуем» муз. Т.Караваевой; «Задорный танец» муз. В.Золотарёвой; муз. скороговорка: «Тёмка в потёмках плакал очень громко». | |
Зимние забавы | Т - Т' | Приключе-ния снежинки | Воспитание эмоциональной выразительности речи и мимики. Развитие способности экспрессивно выражать эмоции с помощью мимических движений.
Развитие тембра голоса, внимания. | Колокольчики, бубны, треугольники. | Песня «Голубые санки» муз. Иорданского; игра «Здравствуй, дружок!» муз. С. Коротаевой; «Вальс снежинок» муз. Свиридова. | ||
Новый год | П Т | Морозята | Закреплять навыки выдувания длительной, плавной и целенаправленной воздушной струи. Развитие быстроты реакции, инициативности поведения. Коррекция эмоционального состояния. | Новогодняя украшенная ёлка. Игрушечный Дед Мороз. | «Вальс-шутка» муз. Д.Шостаковича; «Звери на ёлке» муз. А. Ануфриевой; «Новогодний хоровод» муз. А.Филиппенко. | ||
Рождество | К | Рождество и мы | Создание внутреннего равновесия. Развитие грациозности движений, создание пластических образов. Нормализация темпа общих движений. | Иллюстрации. Свечи. Вертеп. | «Эта ночь Рождества» муз. Н.Лукониной; рождественские песнопения. | ||
я н в а р ь | Обувь | К – К' | Потерянный башмачок | Развитие силы голоса и речевого дыхания, активизация мышц губ, развитие слухового внимания. Добиваться выразительности движений. Закрепление понятий «вправо», «влево». Воспитание умения передать ритмический рисунок по памяти. | П.И.Чайковский Времена года. Январь. «У камина»; «Молоточки» муз. А.Островского; «Кто лучше пляшет?» р.н.м.; танец «Валенки» р.н.м.; муз. скороговорка: «Река Ока отражает облака». | ||
Головные уборы | Т К | Времена года | Создание в воображении образов на основе характерных признаков предметов, поощрение инициативного поведения, употребление различных интонационных конструкций. Развитие чувства музыкального темпа, передача его в движении. Развитие силы голоса, слухового внимания. | Иллюстрации: Осень, зима, весна, лето. Детали различных костюмов, головные уборы. | «Неторопливая прогулка» муз. Р.Леденеева; «Лодочка» муз. Т.Хренникова; «Почему на голове не растут цветочки?» муз. Розановой; муз. скороговорка: Тропка на травке, травка на тропке». | ||
Продукты питания | П Т К | Пироги пекла лиса | Развитие координации звука и голоса. Устранение психологического дискомфорта. Активизация всех видов внимания и памяти (звуковой, слуховой, моторной). Развитие чувства музыкального темпа. | Игрушки: лиса, заяц, мышка, ёжик, медведь. Пирожки для зверей. | Кассета «Колыбельные»; Песня «Испечём мы булочки» муз Б.Бартока; «Моемся» муз. О.Боромыковой; муз. скороговорка: Расскажи мне про покупки. Про какие про покупки?». | ||
ф е в р а л ь | Транспорт | Б | Весёлый экспресс | Развитие певческого диапазона. Развитие навыков игры на детских музыкальных инструментах. Развитие ритмического восприятия, слухового внимания. Передавать музыкальный ритм в движении в сочетании с пением. | Ударные инструменты: маракас, барабан, бубен. Бумажные кольца разных цветов. | «Ах, вы сени» запись русс. нар. оркестра; «Весёлые путешественники» муз. Старокадомского; «Наша песенка простая» муз. А.Александрова; муз. скороговорки: «Затоптали утки За будкой незабудки», «По бревну бобры бредут». | |
Профессии | Б П | Давайте познако- мимся | Развитие координации звука и голоса. Активизация слухового внимания. Развитие мелкой моторики рук и синхронизации движения пальцев рук с произнесением звука. | Игрушки: гном, домик гнома. Маски пчёл. | Фонограммы: «Утро» Э. Грига; Песня «Маляры» муз. В.Шаинского; песня «Строим дом» муз. М.Красева; муз. скороговорка: «Паркетчик заготовил Дощечки под паркет». | ||
Защитники Отечества | М | Парад на Красной площади | Развитие звуковысотного слуха, способности к сотрудничеству в группе. Учить умению говорить под маршевый шаг. Регулировать силу голоса. Выработка умения сочетать речь с движением. | Иллюстрации парада на Красной площади. По два флажка каждому ребенку. | Марш А. Петрова «Я шагаю по Москве»; «Сигнальщики» муз. О.Боромыковой, песня «На границе» муз. Витлина. | ||
Вежли-вость | Х | Будем вежливы всегда | Воспитание умеренного темпа речи. Регулировать силу голоса. Развитие слухового внимания, воспитание чувства ритма, умения передавать ритм музыки в движении. Расширение словарного запаса путём подбора слов по заданной теме. | Шапочка утёнка. | «Вежливый вальс» муз. Д.Кабалевского; «Здравствуй, утёнок» муз. Тиличивой; «Вежливые утята» муз. Шутенко; «Вежливые жмурки»; муз. скороговорка: «Хвост намок у петуха, кудахчут куры: «Ха-ха-ха!» | ||
м а р т | Восьмое марта | К Х | А что у вас? | Переключение с одного вида деятельности на другой. Повышение речевой активности. Воспитание потребности в самовыражении посредством движения под музыку. | Иллюстрации к стихотворению С. Михалкова «А что у вас?» | «Песня о бабушке» муз. Филиппенко; хоровод «Будем маме помогать» муз. М.Картушиной; «Хорошо рядом с мамой» муз. Филиппенко; муз. скороговорка: «Хорош пирожок, внутри творожок». | |
Инстру-менты | Г | Вот так мастера! | Развитие подвижности пальцев рук, координации, точности и переключаемости их движений. Передавать музыкальный ритм с помощью разнообразных движений в танце. | Палочки для передачи ритмического рисунка. Колокольчики (на 1 меньше чем детей) | «Пильщики» муз. Боромыковой; «Танец сапожников» муз. З.Компанейца; муз. скороговорка: «Говорила им горилла, приговаривала, Говорила, говорила, Приговаривала!». | ||
Ранняя весна | Г К | Чьи это ушки? | Сопровождение речевого упражнения жестами и звуками. Обозначение сильной доли простым движением – хлопок, взмах. Развивать песенный музыкальный вкус. | Схема буквы «Г» и «К». Шапочки грачей. | «Белка пела и плясала» словенская нар. песня; хоровод «На лесной поляне» муз. Кравченко; муз. скороговорка: «Сок с берёзы стёк, стёк с березы сок». | ||
Семья | Д | Я маму мою обидел | Регулировать силу мышечного напряжения по аналогии «сильно-слабо», «громко-тихо». Воспитание чувства ритма, умения передавать ритмический рисунок в движении в сочетании с пением. | Иллюстрации строительных инструментов. | Песня «Хорошо рядом с мамой» муз. А. Филиппенко; «Песенка про папу» муз. Шаинского; муз. скороговорка: «Прибирает Домна дом, Да у Домны дом вверх дном» | ||
Электро- бытовые приборы | Д Т | У меня полно хлопот | Координация движений рук и ног. Развитие чувства музыкального темпа, выполнение движений под музыку различного темпа. Развитие музыкального слуха, певческого диапазона. | Схемы букв Д, Т. | Танец «Чайники» муз. В Козлова; «Блинница» муз. К. Дискина; «Приглашение» укр.н.м.; «Игра со звоночками» муз. Рожавской. | ||
а п р е л ь | Город | В | Это родина моя | Учить напевному, плавному пению. Координация темпа движения с темпом музыки. «Малая Родина» - закрепление понятия. Уметь передавать в движении и с помощью слова ритмический рисунок. | Иллюстрации «Мой город Троицк». | Запись ансамбля русс. нар. инструментов; «Наша песенка простая» муз. А.Александрова; муз. скороговорка: «Съел Валерик весь вареник, А Валюшка всю ватрушку». | |
Космос | В – В' | Космическое путешествие | Формирование простейших элементов творчества, слитых с подражанием. Обогащение и активизация словарного запаса. Развитие навыков сольного пения. Развитие слухового внимания, выделение метрического акцента в музыке. | Подзорная труба («телескоп»). Иллюстрации звездолёта. | Запись ансамбля «Спейс»; «Танец звезд»; подвижная игра «Замри»; муз. скороговорка: «Вихрь взвил вихры у Вити». | ||
Дорожное движение | Ф | На лесном перекрёстке | Закрепление голосового диапазона (ре 1 – до 2). Развитие слухового внимания, выдержки. Развитие коммуникативных навыков. Развитие звуковысотного и динамического слуха. | Три круга: красный, жёл-тый, зелёный («светофор»). Колечки – по одному каждо-му ребенку. Бубен. | Песня «Светофор» муз. Савельева; «Танец с колечками» р.н.м.; муз. скороговорка: «Только наш Филат Не бывает виноват!». | ||
Сказки | Ф – Ф' | Приходи, сказка! | Совершенствовать исполнитель-ские умения в создании образа, используя песенные и танцевальные импровизации. Развивать устойчивый интерес к театрализованной деятельности. Эмоционально передавать характер мелодии. | Элементы костюмов к сказкам. Корзинка. Маленькое пианино. | Песня «Со сказкою не расставайтесь» муз. Т.Прописновой; «В мире много сказок» муз. В.Шаинского; муз. скороговорка: «У Феофана Митрофаныча Все три сына Феофаныча». | ||
м а й | День Победы | В Ф | Баллада о юном барабанщике | Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен. Воспитание патриотизма, интереса к истории страны. Воспитание эмоциональной выразительности речи и мимики. | Музыкальные молоточки каждому ребенку. Фотографии военной техники. | «День Победы» муз. Д.Тухманова; «Моя Россия» муз. Г.Струве; «На рассвете» муз. Тиличеевой. | |
Природа | Л | Магазин «Природа» | Развивать внимание, чувство ритма, динамический слух и желание играть в оркестре. Воспитывать желание любить и беречь природу. Брать носом дыхание между песенными фразами. | Металлофон. Платочки. Маски осины и берёзы. | Хоровод «На горе-то калина» р.н.м.; песня «Под горою вырос гриб» муз. Ж.Металлиди; муз. скороговорка: «Иволга долго пела над Волгой». | ||
Поздняя весна | Л' с И | Пасха | Содействовать комплексной воспитательно-образовательной и психолого-педагогической работе с детьми посредством приобщения к отечественным духовно-нравственным традициям. Содействовать воспитанию у детей привычки к непраздному проведению времени. | Пасхальные яйца. Кулич. | Хороводная игра «Колобки» р.н.м.; игра «Солнечные зайчики и тучка» муз. М.Раухвергера. | ||
Маленькие помощ-ники | Звуки и буквы | Как мышонок стал трудолюби-вым | Закрепление голосового диапазона. Формировать умение и желание трудиться. Развитие коммуникативных навыков. | Маски зайчика и лисички. | «Весенний хоровод» муз. А.Филиппенко; Песня «Варись, каша» муз. М.Картушиной; «Весёлый марш» муз. А.Филиппенко. |
П О Д Г О Т О В И Т Е Л Ь Н А Я Г Р У П П А
Содержание изучаемых тем
Месяц | Тема логопеди-ческих занятий | Звуки | Тема логоритмики | Задачи | Игровой материал | Музыкальное оформление | |
с е н т я б р ь | Лето | Звуки и буквы | Летняя прогулка | Петь с музыкальным сопровождением и без него. Развитие коммуникативных навыков. Учить детей управлять своими движениями. Учить двигаться в соответствии со слоговым ритмом. | Картинки с изображением птиц и животных. | Песня «Здравствуй, лето» муз. В.Струве; «Дождик-озорник» муз. Роот; «Хоровод в лесу» муз. Иорданского. | |
Фрукты и овощи | В | Осенняя ярмарка | Развивать способность быстрой смены ориентиров в пространстве. Развивать торможение двигательного автоматизма. Совершенствовать вокально-слуховую координацию. | Маска мышки. Мяч. Муляжи овощей и фруктов. | Игра «Горошина» муз. В.Карасёвой; Песня «Падают листья» муз. М Карасёва; муз. скороговорка: «Все скороговорки переговори, Все скороговорки выговори». | ||
Лес | Б | Лесные квартиры | Реагировать на смену музыки и речевой сигнал. Способствовать восприятию окружающей среды с помощью поэзии. Передавать образы и действия диких животных. | Декорации леса. | «Песенка про ёжика» муз. Насауленко; «Цветы» муз. Т.Хренникова; «Гном» муз. Г.Струве; муз. скороговорка: «Баран буян залез в бурьян». | ||
о к т я б р ь | Осень | С - С' | Сундучок осени | Работать над общей и мелкой моторикой. Развивать мимику лица. Учить детей двигаться в соответствии со слоговым ритмом. Развитие певческого диапазона голоса. | Венок осени. Сундучок с осенними подарками. Палочки каждому ребенку. | «Здравствуй, осень» муз. Тиличеевой; ритмическое упражнение «Ёжик и барабан» муз. Г.Виеру; «Мотылёк» муз. Майкапара; муз. скороговорка: «Сеня едет на покос, Сено запасти для коз». | |
Птицы | Л - Л' | Любим птиц | Развитие слухового восприятия, чувства темпа и ритма. Воспитание у детей точности и выразительности исполнения. Развитие музыкально-ритмического мышления. | Обручи-гнёзда. | Запись звуков живой природы «Голоса птиц»; «Птичка польку танцевала» муз. А.Рыбникова; Песня «Журавли» муз. Розановой; муз. скороговорка: «Иволга долго пела над Волгой». | ||
Домашние птицы | Р - Р' | На птичьем дворе | Обогащать двигательный опыт детей. Тренировать артикуляционный аппарат ребенка. Закреплять умение передавать характеры героев сказок в процессе драматизации. Развивать мимику лица. | Шапочка утёнка. Бумажные лодочки. | «Лебедь» Сен-Санса; «Лодочка» муз. Тиличеевой; Запись «Птичий двор»; «Ах, вы сени» р.н.м.; муз. скороговорка: «В деревне деревья древнее деревни» | ||
Домашние животные | Р - Л | Поездка к бабушке в деревню | Воспитание у детей точности и выразительности исполнения. Стимулировать творческую активность детей. Автоматизация звуков Р – Л. Овладение свободой движений. | Письмо от бабушки. Картинки с изображением солнышка и тучки. | «Два барана» муз. Козлова; «Козлёнок» муз. Боромыковой; «Ой, вставала я раненько» р.н.п. | ||
н о я б р ь | Дикие животные | З - З' | Кто как к зиме готовится | Воспитание умения перевоплощаться. Коррекция зрительно-двигательной координации. Активизация всех видов внимания и памяти. Развитие силы голоса. | Иппликатор Кузнецова. Схема буквы «З». | Инсценировка «Тень-тень-потетень» муз. Калинникова; «Ёжик и барабан» муз. Г.Виеру; муз. скороговорка: «Зайчиха зайчонку зонтик купила, сухо зайчонку под зонтиком было». | |
Животные севера и юга | З - С | Отчего у бе-лого медведя нос чёрный и откуда у вер-блюда горб | Расширять представления о жизни животных в жарком, холодном и умеренном климате. Имитировать движения, харак-терные для различных животных под музыкальное сопровождение. | Накидка от северного ветра. Флажок. | П.И.Чайковский «Тройка» Ноябрь; «Танец оленей» якутская н. м.; «Чунга-Чанга» В.Шаинско-го; муз. скороговорка: «За забором зона Для зубробизона». | ||
Одежда и обувь | Ж | Быть опрятными всегда | Формирование адекватной самооценки, развитие партнёрских отношений. Воспитание точности и выразительности исполнения. Совершенствовать слуховую координацию. | Ключ для игры. Шапочка. | «Наша песенка простая» муз. А.Александрова; «Моль» муз. Розановой; «Валенки» р.н.п. | ||
Транспорт | Ж - З | Едем в дальнюю дорогу | Развитие слухового внимания на речевом материале. Развитие звуковысотного слуха, координации пения и движения. Устранение психологического дискомфорта. Воспитание наблюдательности. | Иппликатор Кузнецова. Светофор. | «Весёлые путешественники» муз. Старокадомского; песня «Электричка» муз. Климовой; муз. скороговорка: «Замороженное не пирожное – Замороженное мороженое» | ||
Посуда | Ш | «Федорино горе» | Развитие способности экспрессивно выражать эмоции с помощью мимических движений. Развитие умения импровизиро-вать. Развитие слухового внима-ния, ориентировки в пространстве, пластичности движений. | Схема буквы «Ш». Костюм Федоры. | «Хорошо у нас в саду» В.Герчик; «Испечем оладушки» муз. К.Дискина; «Чайники» муз. В.Козлова; муз. скороговорка: «Наш шалаш из камыша Для мышонка-малыша». | ||
д е к а б р ь | Мебель | Ж Ш | Магазин мебели | Развитие чувства музыкального темпа, координация темпа движения с темпом музыки. Развитие координации пения и движений под музыку. Закрепление навыка выдувания длительной, плавной и целенаправленной воздушной струи. | П.И.Чайковский. Декабрь «Рождество»; «Коробейники» р.н.м.; «Столяры» муз. М. Красева; муз. скороговорка: «Хорош пирожок, внутри творожок». | ||
Зима | Й | Проказы зимы | Развитие мелкой моторики. Чистое интонирование. Развитие умения подражания движениям людей: лыжник, наездник. Умение передавать ритмический рисунок. Овладение свободой движений. | Музыкальные молоточки. Шапка снеговика. | «Снегири» муз. Тиличеевой; «На лыжах» муз. Тиличеевой; игра «Снеговик Егорка» муз. М.Картушиной; муз. скороговорка: «Доставай каравай, да гостей угощай!» | ||
Новый Год | Я | Как ворона Снегурочкой стала | Воспроизведение ритмических эталонов движением рук и ног. Чистое интонирование. Развитие коммуникативных навыков. Автоматизация звука «Я». | Белые ленточки девочкам. Колокольчики, треугольники мальчикам. Шапка снеговика. | «Саночки» муз. Филиппенко; «Зимний праздник» муз. Старокадомского; «К нам приходит Новый год» муз. В Герчик; муз. скороговорка: «Як якчонка поучает, Як нотации читает». | ||
Рождество | А Я | Рождество и мы | Обогащение и активизация словарного запаса, обучение правильному употреблению грамматических форм слов. Создание внутреннего равновесия. Расслабление психологической и мышечной зажатости. Нормализация темпа общих движений. | Свечи. Вертеп. Иллюстрации. | «Эта ночь рождества» муз. Н.Лукониной. Рождественские песнопения. | ||
я н в а р ь | Профессии | Е | Кем быть? | Развитие у детей умения координировать речь с движениями, выполняемыми в различном темпе. Воспитание эмоциональной выразительности речи и мимики. Развитие тембрового слуха. Чистое интонирование. | Схема буквы «Е». Иллюстрации: шофер, дворник, сапожник, маляр, музыкант. | П.И.Чайковский «У камелька» Январь; танец «Маляры» муз. Шаинского; муз. скороговорка: «Елене не лень Работать целый день». | |
Искусство | Ю | Путешествие в мир искусств | Развитие художественного вкуса и творческих способностей. Развитие воображения, фантазии, умения находить свои оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку, образ. | Цветы. Куклы для девочек. | П.И.Чайковский «Вальс цветов»; «Волшебный цветок» муз. В.Шаинского; муз. скороговорка: «Юра и Юлька Прыгали в люльке». | ||
Натюрморт | У Ю | Четыре желания | Развитие культуры пения и слушания музыки. Учить детей определять эмоциональное состояние персонажей картины, причинно-следственные связи между ними. Развивать зрительное восприятие. Автоматизация звуков У, Ю. | Натюрморт «Игрушки». Схема буквы «У». | «Песня о картинках» муз. Гладкова; «Одуванчик» Нищевой; «Времена года» немецкий хоровод; муз. скороговорка: «Я зерно молочу, Жернова кручу, муку получу, испеку по калачу». | ||
ф е в р а л ь | Пейзаж | Е | Времена года | Развитие наблюдательности. Развитие силы голоса и речевого дыхания. Расширение кругозора детей, их любознательности. Развитие слухового внимания. | Иллюстрации: Зима, весна, лето, осень. По два колоска каждому ребенку. | П.И.Чайковский. Февраль «Ярмарка»; «Песня о картинках» муз. Гладкова; игра «Цветы» р.н.м.; муз. скороговорка: «В поле все, все, все, В поле сев, сев, сев». | |
Портрет | О Е | Волшебное зеркальце | Выделение метрического акцента в музыке. Развитие динамического слуха. Развитие музыкально-пластических способностей. Сравнение и различение звуков по их длительности. | Игрушки: Заяц, белка, птичка, медведь. Зеркальце. Маски: тучка, пчела. | Танец «Зеркало» муз. Долотова; ритмическая композиция «Волшебный цветок» муз. В Шаинского; муз. скороговорка: «Полола Поля поле, Потом позвали Олю». | ||
Защитники Отчества | Ь | Возьми меня с собой | Обучать выполнению перестроений под музыку.
Выразительно и ритмично двигаться в паре. Воспитание любви к Родине и желания её защищать. Развитие динамики. | Картина с изображением оружия. Сигналы светофора: красный, жёлтый, зелёный. | Песня «Стой, кто идет?» муз. Витлина; «Песня о мире» муз. А.Филиппенко; песня и танец «Яблочко» р.н.м., слова М Картушиной; «Марш» муз. Дунаевского. | ||
Живопись | Ч | Утренние лучи | Развивать музыкально-поэтический слух. Закреплять умение сочетать речь с движением. Формировать временные представления: утро, день, ночь. | Солнышко и лучи. Схема буквы «Ч». | П.И.Чайковский. Февраль «Ярмарка», Октябрь «Осенняя песня», Июнь «Баркоролла» (отрывки); муз скороговорка: «На крючке червячок, Ловись, плотвичка, судачок» | ||
м а р т | 8 Марта | Ч С | Звёздный мальчик | Развитие внимания, чувства рит-ма, динамического слуха на му-зыкальном материале разного ха-рактера. Воспитание потребности в самовыражении в движении под музыку. Развитие артикуляции. | Пиктограммы эмоциональных состояний: уми-ления, грусти, злости. Шапка сапожника. | «Песенка о маме» муз. Парцхаладзе; танец «Кнопочка»; муз. скороговорка: «Часы стучали и стучали, час за часом отбивали» | |
Ранняя весна | Ц | Беляночка и Розочка | Формирование музыкально-ритмических способностей, развитие музыкально-ритмичес-кого мышления. Работать над динамикой пения. Свободно ориентироваться в пространстве. | Колокольчики каждому ребенку. Маска медведя. | Песня «Солнечная капель» муз. Соснина; П.И.Чайковский «Подснежник»; муз. скорговорка: «Из колодца две девицы Носят вёдрами водицу» | ||
Школа | Ц С | Приключе-ния Буратино | Развитие ощущения ритмическо-го стиля – чувства акцента, чере-дующихся ударений. Обучение творческому использованию накопленного опыта. Развитие музыкального и речевого слуха. Развитие культуры слушания музыки. | Пиктограммы эмоциональных состояний: ра-дость, удивле-ние, огорчение, гнев. Буквы А, Б, В, Г, Д. Треугольник. | Инсценировка «Если б не было школ» муз. В.Шаинского; песня «Урок» муз. Попатенко; муз. скороговорка: «Скворцы и синицы – Весёлые птицы». | ||
Город | Щ | Мой любимый город | Стимулирование активности и сознательности детей. «Малая Родина» - закрепление понятия. Развитие интонационной устой-чивости и эмоциональной выра-зительности пения, координиро-ванного с движением. | Бокал с названием города и рисунком сердца. Цветы и веточки. | П.И.Чайковский «Подснежник»; песня «Моя Россия» муз. Струве; «Танец с цветами и веточками» муз. А.Жилина; муз. скороговор-ка: «Щебетал щегол с щеглихой, Щекотал своих щеглят. А щеглята щеголихе По-щеглиному пищат» | ||
Сказка | Щ Т | Подарки гномов | Развитие силы голоса, обучение детей петь тихо и погромче. Воспроизведение ритмических эталонов движением рук, ног. Ов-ладение свободой движений. | Колокольчики, треугольники. | Песня «Не расставайтесь со сказ-кой» муз. Т.Прописновой; песня «Солнечная капель» муз. Соснина Муз. скор-ка: «Тощий Тимка всех тощее, тощее тощего Кощея» | ||
а п р е л ь | Рассказ | Щ Ч | Разноцветная книга | Развитие умения находить свои оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку, образ. Автоматизация звуков «Щ». Развитие коммуникативных навыков, стремления подражать положительным героям. | Книга о временах года. Треугольник, муз. молоточек. Деревянные палочки всем детям. | Танец «Четыре таракана и сверчок»; песня «Совершите чудо» муз. Шаинского; игра «Яблочко» р.н.м.; «Пойду ль я, выйду ль я»; муз. скороговорка: «Горячи калачи, Доставай из печи» | |
Почта | Щ С | Почтовая история | Развитие певческих навыков, чистое интонирование. Развитие умения выражать в движении характер музыки и её настроение. Автоматизация звуков «Щ», «С». Совершенствование речевой моторики. | Письма бурых и белых медведей. | Песня «Про медведя» Д.Кабалевского; песня «Снежная сказка» В. Лемита; Полька «Почтальон» муз. Ф.Шуберта; муз. скороговорка: «Щуку я тащу, тащу, Щуку я не упущу». | ||
Космос | Ш Щ | Космическое путешествие | Развитие воображения, внимания, воли. Способствовать импровизации. Развитие силы и длительности речевого выдоха, раскрепощение голосового аппарата. Развитие музыкально-пластических способностей. | Подзорная труба «Телескоп» | «Марш юных космонавтов» муз. А.Филиппенко; игра «Кто скорее сфотографирует луну» муз. Т. Вилькорейской; «Воздушная кукуруза» муз. Тома Спейса; Муз. скороговорка: «Паша Маше шапкой машет». | ||
Рыбы | Ж Ш | Рыбаки и рыбка | Развитие мимики и пантомимики. Учить изображать рыбок, плавающих в разных направлениях. Уметь распределять внимание. Развивать умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям. | Песня «рыбка» муз. М Красева; танец «Рыбачок» муз. М.Старокадомского; «Аквариум» муз.Сен-санса; муз. скороговорка: «Шапкой Саша Шишку сшиб». | |||
м а й | День Победы | Ш Щ | Перелистаем страницы памяти | Вызвать у детей чувство гордости за свою страну, свой народ. Воспитывать чувства товарищества, доброжелатель-ность, взаимопомощь. Учить детей петь лёгким звуком. Развивать музыкально-поэтический слух. | Дерево берёза. Платочки. Цветные флажки. | Песня «День Победы» муз. Тухманова; Песня «Моя Россия» муз. Струве; танец «Журавли» муз. Яна Френкеля; муз. скороговорка: «Шампуры для шашлыка Сашка сделал не спеша». | |
Поздняя весна | Ъ | В гостях у лесных гномов | Развитие интонационной выразительности, концентрации слухового внимания. Учить различать жанры произведений. Учить брать дыхание и удерживать его до конца фразы. Развитие танцевально-игрового творчества. | Музыкальные молоточки. | П.И.Чайковский. Май «Сияющие ночи»; Пьеса В.Моцарта «Приход весны»; Песня «Солнечный зайчик» муз. В.Голикова; муз. скороговорка: «Три сороки-тараторки Тараторили на горке». | ||
Насекомые и пауки | Повто-рение прой-денно-го | Муха-Цокотуха | Выражать мимикой лица и движением тела осторожность и большое внимание. Развитие эмоциональной выразительности пения. Выполнять движения легко, артистично. Развитие культуры слушания музыки. | Иллюстрации: облачко смеётся, облачко плачет. | Песня «Не обижайте муравья» муз. А. Абелян; «Мотылёк» муз. Майкопара; «Комара муха любила» р.н.м.; танец «Кузнечик» муз. В.Шаинского. | ||
Цветущие травы | Повто-рение прой-денно-го | В гости к лету | Чередование длительного, плавного и сильного целенаправ-ленного выдоха, активизация мышц губ. Развитие навыков сольного пения. Воспитывать желание беречь и любить природу. | Цветы. | Танец «Волшебный цветок» муз. Шаинского; песня «Солнышко» муз. Слонова; «Разноцветная игра» муз. Б.Савельева; песня «Почему на голове не растут цветочки» муз. Розановой. |
- Использованная литература:
- Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. – СПб., 2005.
- Бордовская Е.В., Генералова Р.Н., Кузнецова Н.В. Коррекционная работа с детьми: Программно-методический комплекс. – СПб, 2006.
- Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ: Методическое пособие. – М., 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа деятельности учителя-логопеда по дополнительному образованию дошкольников 5-7 лет «Обучение скорочтению через развитие высших психических процессов»
Рабочая программа деятельности учителя-логопеда по дополнительному образованию дошкольников 5-7 лет «Обучение скорочтению через развитие высших психических процессов» разработана на основе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКЕ «ЛОГОРИТМИКА»
Данная программа была разработана для детей в возрасте 3 –5 лет учителем – логопедом Кругловой И.Ю. В связи с необходимостью предупредить речевые нарушения у дошкольников, в младшем дошкол...
Рабочая программа по логопедической ритмике "Весёлая логоритмика"
Рабочая программа по логопедической ритмике «Весёлая логоритмика» имеет коррекционно-развивающую направленность и представляет собой систему музыкально-двигательных, речедвигательных,...
Рабочая программа Шмидт С.С. по дополнительному образованию "Веселая математика" для детей 5-6 лет
Рабочая программа Шмидт С.С. по дополнительному образованию "Веселая математика" для детей 5-6 лет...
Программа по изобразительной деятельности педагога дополнительного образования "Творческая мастерская"
Программа по изобразительной деятельности педагога дополнительного образования для средней группы "Творческая мастерская"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКЕ «ВЕСЁЛАЯ ЛОГОРИТМИКА» /для детей 4-5 лет /
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКЕ «ВЕСЁЛАЯ ЛОГОРИТМИКА»/для детей 4-5 лет /...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...