«Дистанционное взаимодействие с родителями»
статья

Маслова Татьяна Константиновна

Сегодня в нашу жизнь активно внедряются новые коммуникационные технологии. Так общение на расстоянии уже не является проблемой, как было 10 лет назад. В образовательной деятельности мы уже давно используем дистанционные технологии в общении с родителями, такие как сайт организации, смс-рассылки, страницы в социальных сетях, обмен информацией с помощью электронной почты и создание родительских групп в мессенджерах. Период пандемии ввел нам новые показатели работы, дал стимул учиться новому и находить интересные дистанционные формы общения с родителями.  Мы научились дистанционному консультированию - это способ организации процесса общения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять общение на расстоянии без непосредственного контакта между педагогом и родителем. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Дистанционное взаимодействие с родителями»

Маслова Татьяна Константиновна
МБДОУ «Детский сад № 5 «Аленушка»

Сегодня в нашу жизнь активно внедряются новые коммуникационные технологии. Так общение на расстоянии уже не является проблемой, как было 10 лет назад. В образовательной деятельности мы уже давно используем дистанционные технологии в общении с родителями, такие как сайт организации, смс-рассылки, страницы в социальных сетях, обмен информацией с помощью электронной почты и создание родительских групп в мессенджерах. Период пандемии ввел нам новые показатели работы, дал стимул учиться новому и находить интересные дистанционные формы общения с родителями. Мы научились дистанционному консультированию - это способ организации процесса общения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять общение на расстоянии без непосредственного контакта между педагогом и родителем.

Целью дистанционного консультирования является создание благоприятных условий взаимодействия педагога и родителей.

Наиболее подходящие мессенджеры для организации дистанционного общения являются: WhatsApp, Viber и Telegram. Социальные сети, которые чаще всего используют дошкольные учреждения – это Instagram, Вконтакте и Одноклассники. Для проведения дистанционных родительских собраний подходит Skype, Zoom и Sferum.

Используя разнообразные виды и формы взаимодействия с семьями воспитанников, педагог сможет найти «ключик» к каждому родителю, заинтересовать его и создать атмосферу доверия и взаимопомощи.

Дистанционное взаимодействие с родителями может проходит в online и offline формах общения

  • Online взаимодействие — это получение интересующей информации при помощи компьютера или другого гаджета, подключенного к интернету в режиме «здесь и сейчас», общение в мессенджерах.
  • Offline взаимодействие - это самостоятельный обзор родителем интересующей информации путем просмотра сайта учреждения, официальных страниц в социальных сетях, перехода по предоставленным педагогом ссылкам, а также с помощью электронной почты.

Одним из вариантов Offline взаимодействия с родителями является обучающее видео для родителей или детей, в формате мастер-класса, консультации или Online занятия. Такие видео помогут не только наладить связь между родителем и ребенком при выполнении совместной деятельности, но также могут быть полезны для родителей часто болеющих детей, ведь благодаря обучающим видео ребенок на уровне со всей группой сможет освоить образовательную программу.

Основное взаимодействие с родителями в дистанционном формате осуществляется в чате группы Viber, WhatsApp. На данном этапе всевозможные консультации, фото- и видеоматериалы, которые педагоги оформляют, служат подспорьем для родителей в вопросах воспитания и обучения детей дома. Можно присылать ссылки своих мастер-классов, интересных статей по воспитанию и обучению детей, творческие работы детей и т.д.

Сообщения на хостинге «Viber»– это форма постоянного оперативного взаимодействия воспитателей и родителей, что предоставляет педагогу дополнительные возможности в работе. Данная функция позволяет быстро передать родителям важную информацию:

  • оповещение родителей о собрании или дне открытых дверей;
  • приглашения на массовые мероприятия (концерты, экскурсии и т.д.);
  • поздравления родителей с праздниками и т.п.

Онлайн-консультации для родителей можно провести в прямом эфире через Skype, ZOOM. Так участники могут получить оперативную обратную связь, задать вопросы и сразу получить на них ответы. а ссылку на него публикуют на сайте детского сада. Также можно записать видеоролик с консультационным материалом, сопровождая текст слайдами презентации. Запись консультации и видеоролик можно сохранить на YouTube-канале, в Облаке или на своей странице в соцсети, а ссылку разместить на сайте ДОУ в разделе «Дистанционная работа».

Онлайн-мастер-классы педагоги проводят для родителей вместе с детьми с помощью записи видеоролика. Для этого они пишут сценарий из трёх частей. Во вступительной части ведущий приветствует аудиторию и озвучивает проблемный вопрос. Затем в основной части он рассказывает и показывает, как решить обозначенную проблему. В заключительной - подводит итоги, дает зрителям задание нарисовать/слепить/пересказать и прощается.

В рамках педагогической диагностики воспитанников в детском саду можно предложить родителям анкеты с характеристиками, которые соответствуют возрастному этапу развития их ребенка, и попросить их заполнить. Отправлять эту информацию необходимо персонально каждому родителю и лично обсуждать результаты диагностики.

Онлайн-анкетирование родителей уже прочно входит в практику детских садов. Его можно провести на сайте «Веб-анкета». Чтобы провести анкетирование в таком формате, заранее необходимо сформулировать вопросы. Затем проинформировать родителей, в какой срок и где они могут ответить на вопросы. Воспитатель каждой группы отправляет ссылку на анкету в родительский чат в мессенджере, который они используют для общения с родителями. Старший воспитатель размещает информацию на сайте детского сада. Можно использовать другие платформы для анкетирования, главное условие - чтобы родители имели свободный доступ к анкете в любое удобное для них время. Ещё один важный критерий - возможность сохранить готовые результаты опроса и не подсчитывать их вручную.

Наиболее удобными приложениями по созданию видео, являются следующие приложения для телефона на системе Android:

- VideoShow;

- VivaVideo;

- Movavi Clips;

- PowerDirector.

Взаимодействие с родителями через Telegram

Одной из самых популярных социальных сетей сегодня становится приложение Telegram.

Telegram — это быстрое и защищённое приложение для обмена сообщениями. Почти как SMS или e-mail, только помимо отправки простых текстовых сообщений можно также отправлять фото, видео и любые другие файлы. Ещё можно создавать групповые чаты (до 200 000 участников), читать каналы и совершать видео- и аудиозвонки.

Всё это можно делать на неограниченном количестве устройств — на каждом из них будут все ваши контакты, чаты и история сообщений. Приложения доступны как для мобильных устройств, так и для ПК, и даже для браузера.

Сегодня Telegram является удобным и эффективным способом дистанционного взаимодействия с родителями.

Взаимодействие с родителями через социальные сети

В социальных сетях ВКонтакте, Одноклассниках создаются аккаунты детского сада, в которых размещается информация об образовательной, воспитательной и досуговой деятельности дошкольного учреждения. Новые посты публикуются регулярно, 1-2 раза в неделю.

Есть ряд требований к размещаемой информации на страницах детского сада, ведь она направлена для родителей, с благодарностью, для их информирования, повышения педагогической компетентности. В свою очередь детский сад получает обратную связь от родителей через комментарии под публикациями, ведь там они высказывают свои пожелания, задают вопросы или выражают благодарность. Общение с родителями также происходит через личные сообщения (в direct).

Особое внимание необходимо уделить вопросу по публикации фото и видео детей в социальных сетях, ведь для этого вам требуется разрешение родителя, законного представителя. Сегодня во многих дошкольных учреждениях такое разрешение прописано в договоре между ДОУ и родителями.

Дистанционные родительские собрания

Формы проведения родительских собраний могут быть самыми разнообразными, начиная от обычных родительских собраний, на которых через проектор транслируются Интернет-ресурсы, и, кончая полностью виртуальным родительским собранием, которое проходит в блоге, Вики, Friedfeed, Campus. При этом в собрании могут участвовать как все родители, так и организовано взаимодействие с родительским комитетом.

Среди неоспоримых преимуществ можно говорить о возможности участия каждого родителя. При дистанционном варианте общения каждый может высказать свою точку зрения и будет услышан (прочитан) и прокомментирован аудиторией. При проведении традиционного собрания этот процесс затягивается во времени, нарушает организацию.

Важно отметить, что проведение дистанционных родительских собраний (как одной из форм дистанционного взаимодействия семьи и образовательного учреждения) способно повысить мотивацию родителей к общению между собой и с педагогом.

Электронная почта

Единая электронная почта группы является универсальным и интерактивным средством связи. Родителям не нужно больше переписывать рекомендации, и в случае болезни или пропуска по каким-либо причинам не теряется связь между семьей и садом.

Так же это удобно, так как работает обратная связь, любой родитель или представитель ребенка имеет возможность задать вопрос в письменной форме, получить он-лайн рекомендацию, уточнить информацию по любому интересующему их вопросу, назначить время консультации в случае, если это необходимо.

Сайт учреждения

Другой формой дистанционного взаимодействия родителей и педагогов является сайт детского сада. На нем отражена вся административная и правовая информация сада (устав, лицензия, правила приема, список сотрудников, расписание работы, объявления по текущим вопросам, фотоотчеты о жизни сада и т. д.).

Кроме того, сайт содержит информацию для родителей по вопросам воспитания и образования ребенка. Обновляемая информация на сайте привлекает к саду повышенное внимание родителей, способствует созданию открытого пространства взаимодействия специалистов и родителей. Мы полагаем, что эта формы работы с родителями так же помогает строить доверительные и партнерские отношения в системе «педагог-родитель», расширяет возможности семьи на получение качественного образования.

Смс-рассылка

Смс-рассылка для детского сада – это форма постоянного оперативного взаимодействия воспитателей и родителей, что предоставляет дошкольному учреждению дополнительные возможности в работе.

Смс-информирование позволяет быстро оповестить родителей о важной информации,а именно:

  • оповещение родителей о собрании или дне открытых дверей;
  • приглашения на массовые мероприятия (концерты, экскурсии и т.д.);
  • поздравления родителей с праздниками.

На личной веб-странице воспитателя в сети Интернет размещаются преимущественно консультационные материалы по разным направлениям в развитии детей: возрастные особенности, советы специалистов, рекомендации воспитателя, тестирование, анкеты для родителей, памятки, видео и фотографии различных мероприятий, режимных моментов презентации, инструкции для родителей, режимных моментов и др. Пользуются веб-страницей чаще те родители, которые по разным причинам недостаточно внимания уделяют прочтению наглядного материала в родительском уголке, а предпочитают находиться у компьютера дома.

Дистанционное обучение

Преимущества дистанционного обучения детей дошкольного возраста находит отражение в возможности установления оптимального режима обучения, с учетом особенностей ребенка. Родители сами определяют, в какое время ребенку удобнее занимается, какой промежуток дня наиболее продуктивен для занятий. Основное условие дистанционного обучения - наличие ПК и доступа к сети-интернет. Такое обучение имеет под собой хороший методический фундамент:-видео и аудио-лекции, тесты, задания и т.д.

Существуют и некоторые недостатки дистанционного обучения детей дошкольного возраста:

#1052;аксимальное участие родителей. В том случае, если родители не имеют возможность посвящать процессу обучения ребенка достаточного времени, то уровень усвоения им знаний будет крайне низкий. Сам ребенок зачастую не имеет необходимых навыков самоорганизации и усидчивости. Не исключены моменты затруднений, где необходима помощь взрослого.

#1053;ет авторитета воспитателя. Многие дети воспринимают предмет именно так, как его воспринимает и преподносит воспитатель. К тому же воспитатель не только дает знания, но и формирует отношение к окружающим людям и миру.

#1053;е все имеют возможность получения дистанционного обучения, в силу сложных материальных условий, так как необходимо дорогостоящее оборудование (компьютер или ноутбук, интернет).

#1054;тсутствие общения со сверстниками. Дети не имеют возможности получить необходимые навыки коммуникации в обществе, а также они не социализируются в обществе. В последующем им сложнее выстраивать отношения в коллективе, заводить новые знакомства, у них нет друзей.

#1042; виду особенностей дистанционного обучения, детям приходится много времени проводить за компьютером.

Использование дистанционных форм взаимодействия специалистов дошкольных учреждений и семьи способствует: формированию у родителей положительной мотивации к воспитательно-образовательной работе с детьми, к дошкольной образовательной организации; повышению качества воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении; повышению престижа дошкольного образования в целом; успешной реализации целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Благодаря интернет информированию у воспитателя есть возможность знакомить родителей с детсадовской деятельностью, включающей сетку занятий с детьми, режим дня, позволяет делиться интересной и полезной информации для родителей, а также их детей: рисунками, поделками, групповыми работами и др. Так же это упрощает работу по заполнению опросников и анкет.

Большой интерес вызывает у родителей ежедневный фотоотчет воспитателя «Как мы провели день». Фотографии наглядно демонстрируют, какие события происходят в группе в течение дня. Предоставление родителям полной информации об интересных событиях и занятиях, которыми была наполнена жизнь их детей в течение дня, способствует тому, чтобы взрослые могли:

  • поговорить с ребенком об этих событиях;
  • сохранить чувство сопричастности к жизни ребенка, осведомленность о ней, эмоциональную связь с ребенком;
  • продолжить по желанию работу по той или иной теме в семье.

Дистанционное сотрудничество позволяет увеличить количество родителей, включенных в жизнь детского сада, проявляющих стремление совместно выявлять, осознавать и решать проблемы в воспитании детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация физического воспитания через дистанционное взаимодействие с родителями. 2 младшая группа

Уважаемые родители! Предлагаю вам план НОД по физическому воспитанию в ДОУ для детей 2 младшей группы с 06.04 20г. - 30.04.20г. Сидим дома и занимаемся физкультурой. Будьте здоровы!...

Реализация физического воспитания через дистанционное взаимодействие с родителями. Средняя группа

Уважаемые родители! Предлагаю вам план НОД по физическому воспитанию в ДОУ для детей средней группы с 06.04.20г. -30.04.20г.Сидим дома и занимаемся физкультурой. Будьте здоровы!...

Реализация физического воспитания через дистанционное взаимодействие с родителями. Старшая группа

Уважаемые родители! Предлагаю вам план НОД по физическому воспитанию  для детей старшей группы с 06.04 20г. - 30.04.20г....

Реализация физического воспитания через дистанционное взаимодействие с родителями. Подготовительная группа

Уважаемые родители! Предлагаю вам план НОД по физическому воспитанию для детей подготовительной группы с 06.04 20г. - 30.04.20г....

Реализация физического воспитания через дистанционное взаимодействие с родителями. 2 младшая группа

Уважаемые родители! Предлагаю вам план НОД по физическому воспитанию в ДОУ для детей 2 младшей группы на май с 01.05.20г. - 22.05.20г....

Реализация физического воспитания через дистанционное взаимодействие с родителями. Средняя группа

Уважаемые родители! Предлагаю вам план НОД по физическому воспитанию в ДОУ для детей средней группы на май с 01.05 20г. - 22.05.20г....

Реализация физического воспитания через дистанционное взаимодействие с родителями. Старшая группа

Уважаемые родители! Предлагаю вам план НОД по физическому воспитанию в ДОУ для детей старшей группы на май с 01.05 20г. - 22.05.20г....