дополнительная программа по аппликации 1 младшая группа
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа)
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №3 «Солнышко»
города Новошахтинска
улица Зорге, 68, телефон: 8-86369-2-23-28
Согласована на заседании Утверждаю: ____________
Педагогического совета заведующий МБДОУ д/с №3
от 24.05.2022 года Проскурина О.С.
Протокол № _4_ приказ № 57 от 24.05.2022 года
Дополнительная
общеобразовательная
ПРОГРАММА «Умелые ручки»
МБДОУ д/с №3
Разработчик Программы:
воспитатель Долгополова Екатерина Николаевна
Содержание Программы:
1.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
1.2.Цель и задачи Программы
1.3.Принципы и подходы к содержанию Программы.
1.4.Планируемые результаты освоения Программы
2.Содержательный раздел
2.1.Содержание работы с детьми в соответствии с образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие»
2.2.Возрастные особенности детей старших дошкольников
2.3.Способы поддержки детской инициативы.
2.4.Виды и техники нетрадиционного рисования
2.5.Условия реализации Программы
2.6.Учебный план по использованию нетрадиционных техник изображения
2.7.Перспективно-тематический план по использованию нетрадиционных техник изображения
2.8.Описание вариативных форм, методов, приемов и средств в реализации Программы с учетом интересов и потребностей
3.Организационный раздел
3.1.Особенности традиций и событий
3.2.Взаимодействие с родителями воспитанников
3.3.Целевые ориентиры на этапе завершения Программы
Приложения.
1.Список используемой методической литературы
2.Мониторинг художественно-продуктивной деятельности
1.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Основной целью современной системы дополнительного образования является
воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно
без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие», составляющая часть которого - изобразительное творчество. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Художественно-эстетическое развитие занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательно-образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей. Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству. Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
-Конвенция о правах ребенка;
-Закон РФ «Об образовании» от 21.12.2012 г. № 273-ФЗ;
ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 года № 304-ФЗ;
-Постановление главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3848-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказом Министерства просвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования»
-Устав МБДОУ д/с №3
-Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013, приказ №1155;
-Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с №3
Нормативный срок освоения программы дополнительного образования «Кисточка» составляет 32 часа.
Срок освоения Программы: 1 год
Форма и режим занятий: подгрупповая, очная, 1 раз в неделю.
Программа разработана в соответствие с Примерной федеральной основной образовательной программой дошкольного образования, включенной по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ и одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 2/15 от 20.05.2015 года, с учетом дидактических принципов, их развивающего обучения, психологических особенностей дошкольников.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов дошкольного образования относится создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и социальным миром. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития личности ребенка.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник и ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов детской деятельности.
Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес. Именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы.
1.2.Цель и задачи Программы.
Цель Программы заключается в совершенствовании художественных умений и навыков дошкольников.
Задачи:
1.Осуществлять эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительного искусства.
2.Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
3.Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
4.Совершенствовать и активизировать знания, умения и навыки, которыми овладевают дети на занятиях по изобразительной деятельности.
5.Создавать возможности для удовлетворения каждым ребенком своей склонности к излюбленному виду изобразительной деятельности, выявлять и развивать художественные способности детей.
6.Обучить техническим приёмам и способам нетрадиционного рисования с использованием различных изобразительных материалов.
7.Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.
8.Стимулировать и поощрять желание выполнять задание по-своему, дополняя выразительными деталями.
9.Дать почувствовать радость творчества и эстетического наслаждения.
10.Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия.
11.Способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.
12.Развивать творческую активность, поддерживать потребность в самовыражении.
13.Учить понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит.
14.Учить отображать впечатления от окружающего мира в изодеятельности.
15.Воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
16.Воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
1.3.Принципы и подходы к содержанию Программы
Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования.
При составлении данной программы учитывались основные принципы:
-Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
-Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и другом);
-Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
-Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
-Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
-Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
-Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
-Принцип сотрудничества (совместная работа с родителями);
1.4.Планируемые результаты освоения Программы детьми.
-дети уверены в своих действиях и ответах;
-дети активны в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;
-уверенно использует способы нестандартного раскрашивания;
-умеют экспериментировать с изобразительными материалами;
-проявляют фантазию, художественное творчество;
-умеют передавать личное отношение к объекту изображения;
-умеют штриховать, наносить различные линии цветными карандашами;
-умеют наносить мазки краски узкой и широкой кистью;
-умеют узнавать оттенки цветов и смешивать их;
-умеют использовать трафареты и печати при работе
-развита мелкая моторики пальцев;
-повышение уровня воображения и самооценки детей;
-расширение и обогащение художественного опыта;
- самостоятельно используют нетрадиционные материалы и инструменты, владеют навыками нетрадиционной техники рисования и применяют их;
-самостоятельно передают композицию, используя технику нетрадиционного рисования;
-выражают свое отношение к окружающему миру через рисунок;
-умеют дать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
-проявляют интерес к изобразительной деятельности друг друга.
2.Содержательный раздел
2.1.Содержание работы с детьми в соответствии с образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие»
В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:
-развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного);
- мира природы;
-становление эстетического отношения к окружающему миру;
-формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
-реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной и др.).
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:
-опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;
-опыт художественно-творческой деятельности;
-формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно- эстетической деятельности;
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства. В связи с этим, особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие». Это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства. Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом. Одна из главных задач педагога в этом направлении — развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника. Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать.
2.2. Возрастные особенности старших дошкольников
В старшем дошкольном возрасте постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в процессе художественной деятельности.. Ребёнок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный). В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданным понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными, образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми. В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное, замысел ведёт за собой изображение.
2.3. Способы поддержки детской инициативы.
Способами поддержки поддержки детской инициативы является создание условий для свободного выбора детьми деятельности, материалов и участников совместной деятельности. Предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию. Должно быть отведено время на занятия в кружке по интересам. Художественная среда должна стимулировать развитие изобразительных способностей и навыков. Содержание художественной среды должно учитывать индивидуальные потребности детей, все материалы и оборудование должны способствовать развитию каждого ребенка в процессе изобразительной деятельности.
2.4. Виды и техники нетрадиционного изображения.
В зависимости от возраста, дошкольники овладевают разными умениями на разных возрастных этапах. Для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы. В дошкольном возрасте используются: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном, печать пробками, пластилинография, свеча + акварель, рисунки из салфеток, рисование ватными палочками, отпечатки листьев, печать овощная, трафарет. Также используется рисование солью и крупой, рисование мыльными пузырями, рисование мятой бумагой, кляксография с трубочкой, печать по трафарету, монотипия предметная, восковые мелки + акварель, кляксография обычная, ниткография по – сырому, набрызг, тычок жесткой кистью по – оттиску, пластилинография.
В соответствии с такими видами и техниками рисования педагог планирует занятия в изостудии.
2.5. Условия реализации Программы.
Целью реализации Программы является создание благоприятных условий для формирования у детей основ художественно-эстетического творчества, развитие художественных способностей и интересов в соответствии с возрастными и индивидуальными потребностями.
Условиями для достижения цели, предусмотренной Программой, являются:
-забота об эмоциональном благополучии ребенка;
-создание в группах доброжелательного и творческого отношения к сверстникам и взрослым;
-максимальное использование разных видов деятельности в интеграции с художественной деятельностью;
-творческая организация образовательной деятельности в изостудии;
-уважительное отношение к результатам детского труда и творчества;
-единство методов и приемов в образовательной деятельности.
Особым условием реализации Программы является интеграция образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с другими образовательными областями. Эта интеграция способствует целостному развитию личности ребенка, потому что наряду с обучением различным видам изобразительной деятельности, предусмотрена работа педагога по формированию нравственной сферы воспитанника, развитию способностей творческих, художественных, интеллектуальных, физических, познавательных процессов, воспитанию качеств, которые, в свою очередь, обеспечивают успешность овладения дошкольниками основ изобразительного искусства. Программа составлена с учетом такой интеграции:
«Социально-коммуникативное развитие»: развитие свободного общения с взрослыми и детьми об искусстве; развитие игровой деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи; формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, а также окружающем мире в части культуры и изобразительного искусства.
«Познавательное развитие»: для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения; дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.
«Речевое развитие»: в совместной деятельности используется прием комментированного рисования; в процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу; использование художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, дошкольники усваивают много новых слов и выражений активного и пассивного словаря, развивается коммуникативная функция речи и развивается связная речь.
«Физическое развитие»: использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
«Художественно-эстетическое развитие»: использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания области изобразительного искусства.
2.6.Учебный План по использованию нетрадиционных техник изображения.
Нетрадиционные техники | сент ябрь | ок тябрь | ноя брь | дек абрь | янв арь | фев раль | ма рт | апр ель | май | все го |
кляксография | 1 | 1 | 2 | |||||||
рисование тычком | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | |||||
рисование мазком | 1 | 1 | 2 | |||||||
пластилинография | 1 | 1 | 1 | 3 | ||||||
монотипия | 1 | 1 | 1 | 3 | ||||||
рисование пальчиками | 1 | 1 | 2 | |||||||
печатки | 1 | 1 | 2 | |||||||
рисование смятой бумагой | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | |||||
ниткография | 1 | 1 | ||||||||
рисование ладошкой | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | |||||
раздувание капли | 1 | 1 | ||||||||
набрызг | 1 | 1 | 2 | |||||||
рисование по сырому фону | 1 | 1 | 2 | |||||||
Всего | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 32 |
2.7.Перспективно-тематический план по использованию нетрадиционных техник изображения
Тема занятия | Нетрадиционные техники | Задачи | Материал |
октябрь | |||
1.«Золотая осень». | Рисование способом тычка. | Уточнять и расширять представления об осени; продолжать закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка, развивать творчество и фантазию. | Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования. |
2.«Красивый букет» | Печатание растений | Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность. | Засушенные листья, краска, кисти, бумага. |
3.«Разноцветные бабочки». | Монотипия, обведение ладони и кулака. | Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами - большое крыло, кулак - маленькая). Познакомить детей с симметрией на примере бабочки. | Силуэты симметричных, ассиметричных предметов. Лист бумаги, гуашь, кисть, простой карандаш, принадлежности для рисования. |
4.«Животые, которых я сам себе придумал». | Кляксография. | Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографией. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчество в дорисовывании предметов. | Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, восковые мелки, принадлежности для рисования. |
ноябрь | |||
1.«Ежик» | Метод тычка | Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость | Бумага, гуашь, жесткие кисти |
2.«Мышка». | Аппликация из резаных ниток. | Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно, намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом. | Изображение мыши на картоне, ткать, клей ПВА. |
3«По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли» | Рисование смятой бумагой. | Учить новому способу рисования, воспитывать интерес к художественному экспериментированию, развивать мелкую моторику. | Газета, листы бумаги, разноцветные краски. |
4 .«Два петушка». | Рисование ладошкой | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Цветные карандаши, листы бумаги |
декабрь | |||
1.«Снежная семья». | Рисование способом тычка. | Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования тычком. | Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования. |
2.«Елочка». | Пластилинография. | Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне. | Рисунок с изображением елочки; пластилин. |
3.«Ёлочка пушистая, нарядная». | Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Листы бумаги, цветная гуашь, жёсткие кисти |
4.»Пушистые снежинки» | Рисование смятой бумагой | Упражнять в составлении образа снежинки смятой бумагой. Развивать воображение, творчество. | Листы бумаги, бумага для сминания, голубая гуашь |
январь | |||
1.«Узоры на окнах». | Раздувание капли | Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. | Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, пипетка |
2.«Снеговичок» | Рисование смятой бумагой | Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, сминание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Гуашь, листы бумаги, салфетки для скатывания, клей ПВА. |
3.«Дед Мороз». | Набрызг | Учить скатывать салфетки в шарики и наклеивать на основу рисунка. | Цветной картон синего цвета, комочки ваты, клей, рисунок на картоне Деда Мороза. |
4.«Снегири на ветке». | Рисование способом тычка. | Формировать у детей обобщённое представление о птицах; пробуждать интерес к известным птицам; расширять знания о перелётных птицах; упражнять в рисовании снегирей. | Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования |
февраль | |||
1.«Мое любимое дерево». | Монотипия, набрызг. | Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные техники изображения. Учить соотносить количество листьев и цвет. Развитие чувства композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках. | Пейзажи, гуашь, набор кистей, трафареты и принадлежности для рисования. |
2.«Зимний пейзаж». | Кляксография. | Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение. | Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования. |
3.«Музыка». | Пальцевая живопись | Продолжать развивать интерес к рисованию. Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать художественное восприятие. | Бумага, гуашь |
4.«Наша улица». | Печатание, набрызг, силуэтное рисование | Развивать наблюдательность, художественный вкус, умение находить средства выразительности. | Листы бумаги, гуашь, кубики для печатания. Манка, тычки, мятая бумага, клей… |
март | |||
1.«Букет для мамы». | Рисование мазком. | Закреплять передавать образ бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику. | Листы бумаги с заготовками вазы и стебля цветка, гуашь, кисти. |
2.«Какого цвета весна». | Монотипия. | Обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски | Два альбомных листа на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две емкости с водой, толстые кисточки. |
3.«Берег реки». | Рисование по сырому фону | Закрепить умение рисовать по сырому фону, смешивать краски прямо на листе, развивать творчество, фантазию. | Литы бумаги формата А4, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки. |
4.«Волшебная страна – подводное царство». | Рисование ладошками | Учить передавать образ, продолжать работу по смешению цветов. | Листы бумаги круглой формы (тарелочки); гуашь. |
апрель | |||
1.«Звездное небо». | Набрызг | Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. | Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, поролон. |
2.«Расцвели одуванчики». | Рисование мазком. | Закреплять умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы, умение рисовать тонкой кисточкой листья и стебли. Расширять знания о весенних цветах. | Тонкая кисточка, листы бумаги, гуашь. |
3.«Хмурый день». | Пластилинография | Учить детей наносить тонкий слой пластилина на основу, смешивать пластилин на картоне; воспитывать аккуратность и творчество в работе. | Картон, доска, пластилин, стеки, губка, смоченная водой. |
4.«Солнышко». | Рисование ладошками | Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие | Листы бумаги, гуашь, салфетки. |
май | |||
1.«Букет к 9 мая». | Пластилинография. | Знакомство со способом скручивания жгутиком, изготовление цветов из пластилина. | Открытки с цветами, картон, пластилин. |
2.«Попугаи». | Рисование ладошками. | Закреплять умение рисовать ладошками, повторение сочетание цветов. | Лист белой бумаги, гуашь, салфетки. |
3.«Цветочная поляна». | Рисование пальчиками | Продолжать учить детей рисовать красками, используя пальчики; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. | Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки. |
4.«Цветущая веточка». | Рисование смятой бумагой | Рисование зелени методом смятой бумаги. Развивать творчество. | Листы бумаги с изображением веток с листочками; гуашь, кисточки, непроливайки, подставки под кисточки, салфетки; ветка с цветами черёмухи или жасмина. |
2.8. Описание вариативных форм, методов, приемов и средств в реализации Программы с учетом интересов и потребностей детей.
-Эмоциональный настрой – использование художественных произведений.
-Практические – упражнения, игровые методы.
-Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово,
педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, педагогическая оценка.
-Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца. показ способов выполнения и другие.
Все методы используются в комплексе.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя свободными, смелыми, непосредственными, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения, развития воображения, фантазии. Дети не ограниченны в возможностях выразить в рисунках и работах свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия изостудии не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования и художественной деятельности рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазия и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, восковыми мелками, свечами и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.
Важно учитывать следующие основные правила:
1.Использование приема транслирования информации.
2.Отбор тематического содержания.
3.Главный герой рисования – ребенок.
4.Взрослый не стремится сразу исправить рисунок ребенка.
5.Педагог создает схематические изображения.
6.Педагог показывает посредством изобразительных действий.
3. Организационный раздел
3.1. Особенности традиций и событий.
Особенностью традиционных мероприятий является выставки детских рисунков «Вернисаж». Дети размещают свои нетрадиционные работы располагают на выставке детских рисунков «Вернисаж». Еще одной традицией является рисование рисунков в нетрадиционной технике в соответствии с событиями и праздниками. Это День города, Праздник Эколят, Масленица, К нам приходит Новый год, Космическое путешествие.
Это помогает детям осознать значимость проводимых мероприятий, чувствовать себя полноправным партнером коллективным работ.
3.2. Взаимодействие с родителями.
В художественно-эстетическом развитии для работы с родителями создаются необходимые условия, направленные на развитие ответственных отношений, которые обеспечивают целостное развитие личности дошкольников и повышение компетентности родителей в художественно-эстетическом воспитании. Основными формами взаимодействия с родителями являются:
информирование родителей о ходе работы в изостудии, индивидуальные и групповые консультации, организация выставок детских творческих работ, переписка по электронной почте, общение в социальных группах и другое. Эти формы работы помогают осуществлять взаимодействие с родителями в художественном развитии детей.
3.3. Целевые ориентиры на этапе завершения Программы.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения Программы в виде целевых ориентиров.
К концу обучения дети достигают определенного уровня художественного развития: эмоционально воспринимают содержание произведения, запоминают и узнают знакомые картины, иллюстрации, замечают изобразительно-выразительные средства (цвет, ритм, форму, композицию), с помощью этих средств создают образ в рисунке, оценивают то, что получилось, отмечают выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания. У детей формируются творческие способности, необходимые для последующего обучения изобразительному искусству в школе.
Итоги реализации данной Программы подводятся в форме выставки детских работ.
Приложение:
1.Список использованной методической литературы
1.«Нетрадиционные техники рисования в детском саду», А.В.Никитина, издательство «КАРО» г.Санкт-Петербург, 2014 год.
2. «Мир народной культуры», В.Н.Лукьяненко, г.Ростов-на-Дону, 2006 год.
3. «Изобразительное искусство детей в детском саду и школе», Т.С.Комарова, Москва, Педагогическое общество России, 2010 год.
4. «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству», А.С.Галанов, Москва, Творческий центр, 2012 год.
5. «50 художников. Шедевры русской живописи», Москва, Выпуски №1-12, 2012 год.
6. «Изобразительная деятельность в детском саду», И.А.Лыкова, издательский дом «Цветной мир», Москва, 2016 год.
7. «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники рисования», Р.Г.Казакова, Москва, ТЦ: Сфера, 2006 г.
8. «Изобразительная деятельность в детском саду», А.П.Аверьянова, Москва, 2004 год.
9. «Рисуем ладошками», Т.Н.Давыдова, Москва, издательство Стрекоза, 2012 г.
10. «Нетрадиционная техника рисования в детском саду», Г.Н.Давыдова, Москва, Цветной мир, 2007 год.
11. «Цветные ладошки», И.А.Лыкова, Москва, Цветной мир, 2015 год
2. Мониторинг художественно-продуктивной деятельности.
Мониторинг художественно-продуктивной деятельности с использованием нетрадиционных техник изображения проводится 2 раза в год: в начале и конце учебного года.
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить уровень освоения детьми поставленных задач в Дополнительной общеобразовательной программе по использованию нетрадиционных техник изображения.
Основные методы мониторинга:
-анализ продуктивной деятельности;
-наблюдения педагогического процесса;
-беседы с детьми;
Используется трехуровневая оценка, представленная в таблице:
уровень | критерии |
высокий | Выполняет по образцу, выполняет самостоятельно, использует полученные знания и навыки |
средний | Выполняет по образцу, требуется небольшая подсказка и помощь педагога |
низкий | При выполнении по образцу допускает ошибки, требуется подсказка и помощь педагога, не умеет анализировать образец |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по дополнительному образованию во второй младшей группе по тестопластике на тему: «Волшебство своими руками» .
Подробное перспективное планирование на год....
Программа дополнительного образования для детей младшей группы (3-4 лет) "Умные пальчики"
Данная программа позволяет проводить кружковую работу по развитию мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста...
Рабочая программа 2 ой младший группы по дополнительному образованию
Кружок"Разноцветные ладошки" ...
дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог" младшая группа
Пояснительная запискаНаправленность: данная дополнительная общеобразовательная программарекомендована для детей 3-4 лет. От уровня сознания людей зависит решение всех экологических проблем,...
Программа дополнительного образования детей второй младшей группы «Волшебное тесто»
Цель программы: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе лепки из соленого тестаЗадачи:1) образовательные:овладение основами, умениями работы из целого куска ...
Рабочая программа по дополнительному образованию "Оригами" в младшей группе общеразвивающей направленности
Оригами- это быстрый и бюджетный способ занять ребенка в свободное время.С помощью оригами вы можете создавать разнообразные поделки.Оригами очень полезно для детей....
Образовательная программа дополнительного образования детей 1 младшей группы по сенсорному развитию "Калейдоскоп"
Актуальность.Тема кружковой работы была выбрана не случайно, в начале учебного года (2016-2017г.) в 1младшей группе. Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) пре...