дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог" младшая группа
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа) на тему

Александрина Наталья Анатольевна

 

Пояснительная записка

Направленность: данная дополнительная общеобразовательная программа

рекомендована для детей 3-4 лет.

 От уровня сознания людей зависит решение всех экологических проблем, ведь в первую очередь за все живое на Земле несет ответственность человек.

В раннем возрасте у ребенка зарождается любовь к близким : маме, папе, бабушке, дедушке, братьям и сестрам, родному дому. Помочь детям представить себя частицей огромного мира, научить его вести себя правильно в этом мире, жить в созвучии с природой, умножать и беречь все живое на нашей планете нужно еще в дошкольном возрасте. Сознание ребенка в это время распахнуто для восприятия, охотно откликается на добрые и хорошие дела, жаждет знаний об окружающем мире. Нужно учить детей видеть красоту природы, давать им определенные знания о природе, относиться ко всему живому бережно, с любовью.

Как начинается познание мира ребенком? Он начинает делать самые первые шаги в нашем мире, у него множество вопросов обо всем, что окружает его и он с большим нетерпением ждет ответов. Вот так начинается для него познание мира. Важно в это время обратить внимание детей на жизнь природы, на единство всего живого, зависимость всего живого от происходящего вокруг. У детей постепенно формируется свой взгляд на сказочный мир природы, появляется желание узнать и понять её законы и научиться жить в гармонии с природой. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду- первом звене системы непрерывного образования. Занимаясь в кружке, дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе, делать выводы. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе. Их эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания в детском саду. Дошкольники -прирожденные исследователи. Ребенок стремится к знаниям , а само усвоение знаний происходит через многочисленное "зачем", "как", "почему"? Он вынужден оперировать знаниями , представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. Исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, дает возможность делать свои маленькие открытия. В основу содержания работы кружка легла программа С.Н.Николаевой "Юный эколог", которая предполагает формирование у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые их окружают и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей  - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

Новизна: отличительными особенностями данной программы является развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов.Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Программа охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.

Педагогическая целесообразность:разнообразие объектов природы позволяет педагогу организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменения и развитие. У них развивается любознательность, воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе. Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Знания о природе помогают малышу ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов.

Программа адресована детям четвертого года жизни. В этом возрасте у детей развиваются память и внимание, а также развивается наглядно-действенное мышление. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителя других.У детей более старшего возраста воображение может опираться на предметы , которые совсем не похожи на замещаемые. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает. Происходит переход к умственному представлению действий с предметами, которых в действительности нет.

Объем программы: 34 занятия по 15 минут.

Форма обучения и виды занятий:на занятиях используются такие формы какигровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, а также чтение художественной литературы. Игровая - любое задание превращается  в интересную и выполнимую для ребенка задачу. Каждое занятие эмоционально окрашено, подобраны стихи, загадки. На  занятиях предполагается использование игрушек, предметных и сюжетных картинок по темам, разнообразного оборудования.

Срок освоения программы: учебный год.

Режим занятий: 1 раз в неделю длительностью 15 минут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель дополнительной программы -  формирование у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу.

Задачи:

* Подвести к понятию, что взрослые и дети- это тоже часть природы;

* Воспитывать желание бережно относиться к своему здоровью;

* Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;

* Воспитывать бережное  отношение к природным ресурсам;

* Подводить детей к осознанному пониманию ценности природы;

* Воспитывать умение правильно вести себя в природе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

Учебный план

месяц

темы

Количество (теоретических) занятий

Количество (практических) занятий

сентябрь

1."Цветы на участке осенью"

2"Осень-припасиха"

3"Что нас лечит от простуды"

4"Доброе, хорошее солнце"

1

 

1

1

 

 

 

 

 

 

 

1

октябрь

1"Расскажи Хрюшке о комнатных растениях"

2"Осеннее дерево"

3"Домашние животные"

4"Дождик, дождик"

1

 

 

1

 

1

 

 

1

ноябрь

1"Воробьишка"

2"Синичкин праздник-12 ноября"

3"Дикие звери зимой"

4"Снежинка"

1

1

 

1

 

 

 

 

 

1

декабрь

1"Елочка- зеленая иголочка"

2"Плыли по небу тучки"

3"Снежный хоровод"

4"Зимняя красавица ель"

1

 

 

 

 

1

 

 

1

1

 

январь

1"Наблюдение за снегом и льдом"

2"Жизнь птиц зимой"

3"Мороз- удивительный художник"

 

 

 

1

 

 

1

 

 

 

 

 

1

февраль

1"Выращиваем лук на окошке"

2"Дикие животные в лесу зимой"

3"Лаборатория добрых дел"

4"Наблюдение за сезонными изменениями"

 

 

1

 

 

 

1

1

 

 

 

1

март

 

 

 

 

 

1"К нам весна шагает быстрыми шагами"

2"Наши четвероногие друзья- собака"

3"Забота о здоровье"

4"Первые цветы в природе"

 

 

1

1

 

1

1

 

 

 

 

 

Апрель

 

 

 

 

1"Божья коровка"

2"Жучки"

3"Пернатые гости"

4"Волшебница весна"

 

 

 

 

1

1

1

1

 

Май

 

 

 

 

 

 

1"Что такое облака, дождь, гроза?"

2"Песочные фантазии"

3"Экологическая тропа"

 

 

1

 

 

 

1

1

Итого:

 

18

16

Педагогическая диагностика проводится в форме индивидуальных бесед, показа иллюстраций, дидактических игр экологического содержания, наблюдения педагога за отношением дошкольников к объектам живой природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Содержание учебно-тематического плана

Дата

тема

задачи

содержание

Сентябрь
1 неделя

«Цветы на участке осенью»

 Закрепить знания детей об осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь

Загадывание загадок, игра «Угадай по описанию», экспериментирование: «Растениям легче дышится, если почву полить и порыхлить» Сбор и засушивание осенних листьев «Осенняя палитра

2 неделя

 «Осень-припасиха»

Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие.

Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, беседа «Что растет на грядке?»Заучивание физминутки»  Мы капусту рубим..»
Дид.игра «Узнай на вкус»

3неделя.

Что нас лечит от простуды

Уточнить знания детей лекарственных травах, пользе лука и чеснока Развить познавательную активность.

 Рассматривание лекарственных растений,загадывание загадок, наблюдение.

4неделя

«Доброе, хорошее солнце»

Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам.

Экспериментирование: «Ладошки»
Наст. Игра «Круглый год»

Октябрь
1 неделя

«Расскажи Хрюшке о комнатных растениях»

Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок

Игра «Найди растение»,  физкультминутка «цветы», дидактическая игра «За каким растением спрятался Хрюша?»; экспериментирование: «Что нужно растениям для роста».

2 неделя

«Осеннее дерево»

Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях.

Нетрадиционная техника рисования: кляксография.
Дид.игра «.Найди листок какой покажу»

3неделя

«Домашние животные»

Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни.

 Беседа, дид.игра »Кто что любит», настольная игра «Зверята»

4неделя

«Дождик, дождик..

Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя.

пальчиковая игра «Дождик»

Ноябрь
1 неделя

«Воробьишка»

Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами.

Подвижная игра «Кто в домике живет?»
Пальчиковая гимнастика «Грачи»;
Речевая игра «Кто же это?»

2 неделя

«Синичкин праздник – 12 ноября»

Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Учить организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно.

Беседа «Угадай, какая птица», наблюдение, использование художественного слова, подв. игра «Лиса и птицы»

3 неделя

«Дикие звери зимой»

Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей.

Чтение стихотворений, подв. игра «Зайцы и волк», беседа, «Найди маму»-дид.игра.

4 неделя.

«Снежинка»

Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы.

Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, экспериментирование: «Знакомство со свойствами снега»

Декабрь 
1 неделя

Ёлочка-зелёная иголочка

Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку. 

Наблюдение, беседа, игра  «Найди по описанию», «Укрась ёлочку»

2неделя

«Плыли по небу тучки»

Расширять представления детей о явлениях неживой природы: рассказать детям, какие бывают облака. Развитие наблюдательности. 

Беседа «Какие бывают облака», наблюдение, использование художественного слова; экспериментирование: «Ветер дует, лодочка плывёт»

3 неделя

«Снежный хоровод»

Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира.

Наблюдение, рассматривание картины «Зима», рисование «Снежинки»

4 неделя

«Зимняя красавица - ель»

Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели,

Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о ели с опорой на планигра - имитация «Собери шишки, 

Январь
1неделя

«Наблюдение за снегом и льдом»

Формировать реалистическое понимание неживой при роды; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).

Экспериментирование «Вода может литься и брызгать», использование художественного слова. Чтение  рассказа Николаевой « Путешествие капельки»

2 неделя

«Жизнь птиц зимой»

Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями.

Беседа, игра «Накорми птицу», дид. игра «Улетают – не улетают», прослушивание голосов птиц

3 неделя

«Мороз – удивительный художник»

Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество.

Загадывание загадок, наблюдения на прогулке, использование художественного слова,
практическая работа

Февраль
1 неделя

 

«Выращиваем лук на окошке»

Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта

Беседа с элементами труда, экспериментирование

2 неделя

«Дикие животные в лесу зимой»

Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей.

Беседа о белке, еже, зайце, лисе, медведе,игра «Мы маленькие зайчики», игра «Чья тень»

3 неделя

«Лаборатория добрых дел»

Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей

Опыты с водой, воздухом, игры с мыльными пузырями беседы о добре и зле.

4 неделя

«Наблюдение за сезонными изменениями»

формировать представления об изменениях в природе;
 учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель);
закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.

Использование художественного слова; Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Круглый год»-настольная игра

Март 
1 неделя

 «К нам весна шагает быстрыми шагами»

Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление.

Чтение стихотворения “Март”,«Весна идёт», д/и «Найди настроение, покажи настроение», экспериментирование: «Взаимодействие воды и снега»

2 неделя

«Наши четвероногие друзья – собака»

Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах.

Наблюдение, подвижные игры  
 «Семья»-настольная игра, сравнение кошки и собаки

3 неделя

«Забота о здоровье»

Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце;

Игра «Порадуйся солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище.

4 неделя

«Первые цветы в природе»

Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения.

Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов, «Собери цветок из частей»

Апрель 
1 неделя

«Божья коровка»

Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к природным явлениям, уточнить представления о внешних особенностях жучка.

Наблюдение за божьей коровкой, аппликация.

2 неделя

«Жучки»

 Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес  ко всему живому и бережное отношение к природе.

Загадывание загадок, «Угадай что за насекомое», лепка «зелёная гусеница»

3 неделя

«Пернатые гости»

Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах.

Беседа, изготовление скворечников, наблюдение за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д.),»Узнай по голосу какая птичка»-игра. Аппликация «Птицы на кормушке»

4 неделя

«Волшебница весна»

Закрепить представления детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весныРазвивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

Беседа, художественное слово, аппликация из ткани «Полянка цветов»

Май 
1 неделя

«Солнышко на травке»

Уточнить знания детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия, формировать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам.

Чтение стихов, продуктивная деятельность-ромашка экспериментирование «Тепло – холодно».

2 неделя

«Что такое облака, дождь, гроза?»

Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.

Наблюдение,
рассматривание иллюстраций,
чтение.

3 неделя

«Песочные фантазии»

Расширять кругозор детей: . Закрепить знания о свойствах песка. Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей

Пальчиковая гимнастика , игры с песком , экспериментирование: «почему песок сыплется».

4 неделя

 Экологическая тропа

Развивать умение наблюдать,

Экскурсия, рассматривание обитателей тропы, чтение стиха «Берегите природу».подв.игра »Раз .два,три к дереву беги»

 

 

Планируемые результаты

Воспитанник должен

 

ЗНАТЬ

Правила поведения в  поведения в природе.
Растения и их характерные признаки. 
Основные признаки диких и домашних животных.
Виды птиц своей местности.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.

О перелетных птицах.
О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
Об охране природы.
О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.
О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.

УМЕТЬ

Выполнять правила поведения на природе.
Обеспечивать уход за растениями уголка природы..Обеспечивать уход за растениями цветников 
  Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке,    уборка мусора, изготовление природных знаков).
Изготовление поделок и панно из собранного природного материала..

 

 

 

 

 

 

 

Комплекс организационно-педагогических условий

Календарный учебный график

1

Режим работы кружка

1 раз в неделю

15.45-16.00

 

2

Продолжительность

Учебного периода

Начало : 01.09.2016 год

Окончание : 31.05.2017 год

3

Количество недель

34 недели

4

Продолжительность каникул

01.01.2017- 10.01.2017 - новогодние праздники

 

 

Условия реализации программы

Данная дополнительная образовательная программа реализовывалась в условиях развивающей среды.

Оборудование и материалы:

-Приборы -помощники: лупы, магниты

-Колбы, ёмкости

-Природные материалы: песок, вода, почва, камни, спилы и листья деревьев, опилки, кора, шишки сосны и ели, желуди

-Сыпучие продукты: мука, сахар, соль, кофе, крахмал

-Ёмкости разной вместимости: ложки, лопатки, разнообразная посуда, банки, палочки, воронки, сито, фильтры ( вата, салфетки, марля), сосуды из пластмассы

-Красители: гуашь, акварель, пищевые

-Вспомогательные материалы: воздушные шары, мыльные пузыри, свечи, бумажные полоски, целлофановые пакеты, трубочки для коктейля, сантиметр, муляжи овощей и фруктов, насекомых, виды бумаги и тканей, модели животных и птиц

-Медицинские материалы: колбы, пробирки, маски, пипетки, весы

-Художественная литература, иллюстрации, дидактические игры.

 

Оценочные материалы

(диагностика)

 

1. Имеет представления о растительном мире, называет несколько видов растений.

2. Имеет представления о животном мире, называет представителей животного мира.

3. Имеет представления о лекарственных растениях, называет 2-3 лекарственных растения.

4. Имеет представления о формах и видах воды, ее свойствах, называет обитателей водоемов.

5. Имеет представления о правилах поведения в природе.

6. Имеет представления о явлениях природы, о их свойствах , значении.

7. Имеет представления и навыки ухода за комнатными растениями.

Оценка уровня развития:

1 балл- не называет или называет 1 вид, признак

2 балла-называет самостоятельно или с помощью взрослого 1-2 вида, признака, свойства.

3 балла- называет самостоятельно 2-3 вида или явления, свойства.

От 21 до 15- высокий уровень

От 15 до 7- средний уровень

От 7 до 0- низкий уровень

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение

Перечень используемых методик

Николаева С.Н."Юный эколог" Программа экологического воспитания дошкольников -М.: Мозаика-Синтез, 2002.

*Николаева С.Н. "Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада\ С.Н.Николаева- .: Просвещение- 1999

                     Современные педагогические инновационные технологии:

-технология исследовательской деятельности,

-здоровьесберегающие технологии,

-игровые технологии,

-информационно-коммуникативные технологии (использование интернета в педагогической деятельности с целью информационного и научно-методического сопровождения педагогического процесса, подбор иллюстративного материала, сканирование, интернет –ресурсы, принтер, презентации и др

Для работы по формированию нравственно-экологического воспитания дошкольников был разработан перспективный план работы с детьми.

·         Наглядные методы:

·         экскурсии, целевые прогулки;

·         наблюдения;

·         рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

·         проведение дидактических игр;

·         Словесные методы:

·         чтение литературных произведений;

·         беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

·         Игровые методы:

·         проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических,);

·         загадывание загадок;

·         Практические методы

·         организация продуктивной деятельности детей;

·         оформление гербария растений, плодов;

·         изготовление с детьми наглядных пособий.

При построении системы работы  кружка  обратила  внимание на следующие основные направления.:

·         Познавательное  направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

·         Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).

·         Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).

В качестве подведения итогов проводятся выставки.

 

Список литературы (для педагогов)

*Николаева С.Н."Юный эколог" Программа экологического воспитания дошкольников -М.: Мозаика-Синтез, 2002.

*Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания\ Автор составитель Николаева С.Н.-М.:ООО "Фирма<<Издательство АСТ>>- 1998

*Николаева С.Н. "Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада\ С.Н.Николаева- .: Просвещение- 1999

*Н,Г.Калегина "Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников" Книжный дом Казань- 1994

* Артемова Л.Н."Окружающий мир в дидактических играх дошкольников" ,Москва 1992

* Николаева С.Н. "Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве", Москва 1995

* Богусловская З.М., Смирнова Е.О. "Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста", Москва 1991

*ГризикТ."Познаю мир" - М.: Издательский дом "Воспитание дошкольника".

www/vospitalochka/ru  и др.

                                   Список литературы(для детей и родителей)

В.Бианки "Лесная газета", "Как Муравьишка  домой спешил", "Музыкант", "Хвосты", "Русские сказки о природе", "Лесные домишки", "Лис и мышонок", "Мышонок Пик", "Первая охота", "Теремок", "Чей нос лучше".

Н.Сладков "Лесные сказки"

И.Гурина серия книг "Для детского сада"( "Как  появляется бабочка", "Как появляется птица", "Как появляется цветок", "Как появляется птица").

Е.ЧарушинСерия "Чарушинские зверята"(" Пищик", "Цапля", "Что за птица", "Невиданные звери", "Бобровый пруд", "Бишка", "Невидимки песков".

Д,Мамин- Сибиряк "Серая шейка", "Рассказы старого охотника"

И.С.Соколов-Микитов "Год в лесу"

К.Паустовский "Кот- ворюга"

А.Тихонов "Сказки леса"

С.Махотин" Прогулки по лесу"и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yunyy_ekolog.docx43.8 КБ

Предварительный просмотр:

 

Пояснительная записка

Направленность: данная дополнительная общеобразовательная программа

рекомендована для детей 3-4 лет.

 От уровня сознания людей зависит решение всех экологических проблем, ведь в первую очередь за все живое на Земле несет ответственность человек.

В раннем возрасте у ребенка зарождается любовь к близким : маме, папе, бабушке, дедушке, братьям и сестрам, родному дому. Помочь детям представить себя частицей огромного мира, научить его вести себя правильно в этом мире, жить в созвучии с природой, умножать и беречь все живое на нашей планете нужно еще в дошкольном возрасте. Сознание ребенка в это время распахнуто для восприятия, охотно откликается на добрые и хорошие дела, жаждет знаний об окружающем мире. Нужно учить детей видеть красоту природы, давать им определенные знания о природе, относиться ко всему живому бережно, с любовью.

Как начинается познание мира ребенком? Он начинает делать самые первые шаги в нашем мире, у него множество вопросов обо всем, что окружает его и он с большим нетерпением ждет ответов. Вот так начинается для него познание мира. Важно в это время обратить внимание детей на жизнь природы, на единство всего живого, зависимость всего живого от происходящего вокруг. У детей постепенно формируется свой взгляд на сказочный мир природы, появляется желание узнать и понять её законы и научиться жить в гармонии с природой. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду- первом звене системы непрерывного образования. Занимаясь в кружке, дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе, делать выводы. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе. Их эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания в детском саду. Дошкольники -прирожденные исследователи. Ребенок стремится к знаниям , а само усвоение знаний происходит через многочисленное "зачем", "как", "почему"? Он вынужден оперировать знаниями , представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. Исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, дает возможность делать свои маленькие открытия. В основу содержания работы кружка легла программа С.Н.Николаевой "Юный эколог", которая предполагает формирование у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые их окружают и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей  - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

Новизна: отличительными особенностями данной программы является развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов.Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Программа охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.

Педагогическая целесообразность:разнообразие объектов природы позволяет педагогу организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменения и развитие. У них развивается любознательность, воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе. Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Знания о природе помогают малышу ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов.

Программа адресована детям четвертого года жизни. В этом возрасте у детей развиваются память и внимание, а также развивается наглядно-действенное мышление. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителя других.У детей более старшего возраста воображение может опираться на предметы , которые совсем не похожи на замещаемые. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает. Происходит переход к умственному представлению действий с предметами, которых в действительности нет.

Объем программы: 34 занятия по 15 минут.

Форма обучения и виды занятий:на занятиях используются такие формы какигровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, а также чтение художественной литературы. Игровая - любое задание превращается  в интересную и выполнимую для ребенка задачу. Каждое занятие эмоционально окрашено, подобраны стихи, загадки. На  занятиях предполагается использование игрушек, предметных и сюжетных картинок по темам, разнообразного оборудования.

Срок освоения программы: учебный год.

Режим занятий: 1 раз в неделю длительностью 15 минут.

Цель дополнительной программы -  формирование у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу.

Задачи:

* Подвести к понятию, что взрослые и дети- это тоже часть природы;

* Воспитывать желание бережно относиться к своему здоровью;

* Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;

* Воспитывать бережное  отношение к природным ресурсам;

* Подводить детей к осознанному пониманию ценности природы;

* Воспитывать умение правильно вести себя в природе.

Содержание программы

Учебный план

месяц

темы

Количество (теоретических) занятий

Количество (практических) занятий

сентябрь

1."Цветы на участке осенью"

2"Осень-припасиха"

3"Что нас лечит от простуды"

4"Доброе, хорошее солнце"

1

1

1

1

октябрь

1"Расскажи Хрюшке о комнатных растениях"

2"Осеннее дерево"

3"Домашние животные"

4"Дождик, дождик"

1

1

1

1

ноябрь

1"Воробьишка"

2"Синичкин праздник-12 ноября"

3"Дикие звери зимой"

4"Снежинка"

1

1

1

1

декабрь

1"Елочка- зеленая иголочка"

2"Плыли по небу тучки"

3"Снежный хоровод"

4"Зимняя красавица ель"

1

1

1

1

январь

1"Наблюдение за снегом и льдом"

2"Жизнь птиц зимой"

3"Мороз- удивительный художник"

1

1

1

февраль

1"Выращиваем лук на окошке"

2"Дикие животные в лесу зимой"

3"Лаборатория добрых дел"

4"Наблюдение за сезонными изменениями"

1

1

1

1

март

1"К нам весна шагает быстрыми шагами"

2"Наши четвероногие друзья- собака"

3"Забота о здоровье"

4"Первые цветы в природе"

1

1

1

1

Апрель

1"Божья коровка"

2"Жучки"

3"Пернатые гости"

4"Волшебница весна"

1

1

1

1

Май

1"Что такое облака, дождь, гроза?"

2"Песочные фантазии"

3"Экологическая тропа"

1

1

1

Итого:

18

16

Педагогическая диагностика проводится в форме индивидуальных бесед, показа иллюстраций, дидактических игр экологического содержания, наблюдения педагога за отношением дошкольников к объектам живой природы.

                            Содержание учебно-тематического плана

Дата

тема

задачи

содержание

Сентябрь
1 неделя

«Цветы на участке осенью»

 Закрепить знания детей об осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь

Загадывание загадок, игра «Угадай по описанию», экспериментирование: «Растениям легче дышится, если почву полить и порыхлить» Сбор и засушивание осенних листьев «Осенняя палитра

2 неделя

 «Осень-припасиха»

Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие.

Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, беседа «Что растет на грядке?»Заучивание физминутки»  Мы капусту рубим..»
Дид.игра «Узнай на вкус»

3неделя.

Что нас лечит от простуды

Уточнить знания детей лекарственных травах, пользе лука и чеснока Развить познавательную активность.

 Рассматривание лекарственных растений,загадывание загадок, наблюдение.

4неделя

«Доброе, хорошее солнце»

Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам.

Экспериментирование: «Ладошки»
Наст. Игра «Круглый год»

Октябрь
1 неделя

«Расскажи Хрюшке о комнатных растениях»

Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок

Игра «Найди растение»,  физкультминутка «цветы», дидактическая игра «За каким растением спрятался Хрюша?»; экспериментирование: «Что нужно растениям для роста».

2 неделя

«Осеннее дерево»

Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях.

Нетрадиционная техника рисования: кляксография.
Дид.игра «.Найди листок какой покажу»

3неделя

«Домашние животные»

Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни.

 Беседа, дид.игра »Кто что любит», настольная игра «Зверята»

4неделя

«Дождик, дождик..

Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя.

пальчиковая игра «Дождик»

Ноябрь
1 неделя

«Воробьишка»

Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами.

Подвижная игра «Кто в домике живет?»
Пальчиковая гимнастика «Грачи»;
Речевая игра «Кто же это?»

2 неделя

«Синичкин праздник – 12 ноября»

Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Учить организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно.

Беседа «Угадай, какая птица», наблюдение, использование художественного слова, подв. игра «Лиса и птицы»

3 неделя

«Дикие звери зимой»

Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей.

Чтение стихотворений, подв. игра «Зайцы и волк», беседа, «Найди маму»-дид.игра.

4 неделя.

«Снежинка»

Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы.

Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, экспериментирование: «Знакомство со свойствами снега»

Декабрь 
1 неделя

Ёлочка-зелёная иголочка

Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку. 

Наблюдение, беседа, игра  «Найди по описанию», «Укрась ёлочку»

2неделя

«Плыли по небу тучки»

Расширять представления детей о явлениях неживой природы: рассказать детям, какие бывают облака. Развитие наблюдательности. 

Беседа «Какие бывают облака», наблюдение, использование художественного слова; экспериментирование: «Ветер дует, лодочка плывёт»

3 неделя

«Снежный хоровод»

Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира.

Наблюдение, рассматривание картины «Зима», рисование «Снежинки»

4 неделя

«Зимняя красавица - ель»

Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели,

Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о ели с опорой на планигра - имитация «Собери шишки, 

Январь
1неделя

«Наблюдение за снегом и льдом»

Формировать реалистическое понимание неживой при роды; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).

Экспериментирование «Вода может литься и брызгать», использование художественного слова. Чтение  рассказа Николаевой « Путешествие капельки»

2 неделя

«Жизнь птиц зимой»

Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями.

Беседа, игра «Накорми птицу», дид. игра «Улетают – не улетают», прослушивание голосов птиц

3 неделя

«Мороз – удивительный художник»

Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество.

Загадывание загадок, наблюдения на прогулке, использование художественного слова,
практическая работа

Февраль
1 неделя

 

«Выращиваем лук на окошке»

Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта

Беседа с элементами труда, экспериментирование

2 неделя

«Дикие животные в лесу зимой»

Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей.

Беседа о белке, еже, зайце, лисе, медведе,игра «Мы маленькие зайчики», игра «Чья тень»

3 неделя

«Лаборатория добрых дел»

Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей

Опыты с водой, воздухом, игры с мыльными пузырями беседы о добре и зле.

4 неделя

«Наблюдение за сезонными изменениями»

формировать представления об изменениях в природе;
 учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель);
закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.

Использование художественного слова; Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Круглый год»-настольная игра

Март 
1 неделя

 «К нам весна шагает быстрыми шагами»

Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление.

Чтение стихотворения “Март”,«Весна идёт», д/и «Найди настроение, покажи настроение», экспериментирование: «Взаимодействие воды и снега»

2 неделя

«Наши четвероногие друзья – собака»

Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах.

Наблюдение, подвижные игры  
 «Семья»-настольная игра, сравнение кошки и собаки

3 неделя

«Забота о здоровье»

Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце;

Игра «Порадуйся солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище.

4 неделя

«Первые цветы в природе»

Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения.

Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов, «Собери цветок из частей»

Апрель 
1 неделя

«Божья коровка»

Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к природным явлениям, уточнить представления о внешних особенностях жучка.

Наблюдение за божьей коровкой, аппликация.

2 неделя

«Жучки»

 Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес  ко всему живому и бережное отношение к природе.

Загадывание загадок, «Угадай что за насекомое», лепка «зелёная гусеница»

3 неделя

«Пернатые гости»

Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах.

Беседа, изготовление скворечников, наблюдение за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д.),»Узнай по голосу какая птичка»-игра. Аппликация «Птицы на кормушке»

4 неделя

«Волшебница весна»

Закрепить представления детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весныРазвивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

Беседа, художественное слово, аппликация из ткани «Полянка цветов»

Май 
1 неделя

«Солнышко на травке»

Уточнить знания детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия, формировать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам.

Чтение стихов, продуктивная деятельность-ромашка экспериментирование «Тепло – холодно».

2 неделя

«Что такое облака, дождь, гроза?»

Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.

Наблюдение,
рассматривание иллюстраций,
чтение.

3 неделя

«Песочные фантазии»

Расширять кругозор детей: . Закрепить знания о свойствах песка. Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей

Пальчиковая гимнастика , игры с песком , экспериментирование: «почему песок сыплется».

4 неделя

 Экологическая тропа

Развивать умение наблюдать,

Экскурсия, рассматривание обитателей тропы, чтение стиха «Берегите природу».подв.игра »Раз .два,три к дереву беги»

Планируемые результаты

Воспитанник должен

 

ЗНАТЬ

Правила поведения в  поведения в природе.
Растения и их характерные признаки. 
Основные признаки диких и домашних животных.
Виды птиц своей местности.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.

О перелетных птицах.
О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
Об охране природы.
О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.
О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.

УМЕТЬ

Выполнять правила поведения на природе.
Обеспечивать уход за растениями уголка природы..Обеспечивать уход за растениями цветников 
  Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке,    уборка мусора, изготовление природных знаков).
Изготовление поделок и панно из собранного природного материала..

Комплекс организационно-педагогических условий

Календарный учебный график

1

Режим работы кружка

1 раз в неделю

15.45-16.00

2

Продолжительность

Учебного периода

Начало : 01.09.2016 год

Окончание : 31.05.2017 год

3

Количество недель

34 недели

4

Продолжительность каникул

01.01.2017- 10.01.2017 - новогодние праздники

Условия реализации программы

Данная дополнительная образовательная программа реализовывалась в условиях развивающей среды.

Оборудование и материалы:

-Приборы -помощники: лупы, магниты

-Колбы, ёмкости

-Природные материалы: песок, вода, почва, камни, спилы и листья деревьев, опилки, кора, шишки сосны и ели, желуди

-Сыпучие продукты: мука, сахар, соль, кофе, крахмал

-Ёмкости разной вместимости: ложки, лопатки, разнообразная посуда, банки, палочки, воронки, сито, фильтры ( вата, салфетки, марля), сосуды из пластмассы

-Красители: гуашь, акварель, пищевые

-Вспомогательные материалы: воздушные шары, мыльные пузыри, свечи, бумажные полоски, целлофановые пакеты, трубочки для коктейля, сантиметр, муляжи овощей и фруктов, насекомых, виды бумаги и тканей, модели животных и птиц

-Медицинские материалы: колбы, пробирки, маски, пипетки, весы

-Художественная литература, иллюстрации, дидактические игры.

Оценочные материалы

(диагностика)

1. Имеет представления о растительном мире, называет несколько видов растений.

2. Имеет представления о животном мире, называет представителей животного мира.

3. Имеет представления о лекарственных растениях, называет 2-3 лекарственных растения.

4. Имеет представления о формах и видах воды, ее свойствах, называет обитателей водоемов.

5. Имеет представления о правилах поведения в природе.

6. Имеет представления о явлениях природы, о их свойствах , значении.

7. Имеет представления и навыки ухода за комнатными растениями.

Оценка уровня развития:

1 балл- не называет или называет 1 вид, признак

2 балла-называет самостоятельно или с помощью взрослого 1-2 вида, признака, свойства.

3 балла- называет самостоятельно 2-3 вида или явления, свойства.

От 21 до 15- высокий уровень

От 15 до 7- средний уровень

От 7 до 0- низкий уровень

Методическое обеспечение

Перечень используемых методик

Николаева С.Н."Юный эколог" Программа экологического воспитания дошкольников -М.: Мозаика-Синтез, 2002.

*Николаева С.Н. "Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада\ С.Н.Николаева- .: Просвещение- 1999

                     Современные педагогические инновационные технологии:

-технология исследовательской деятельности,

-здоровьесберегающие технологии,

-игровые технологии,

-информационно-коммуникативные технологии (использование интернета в педагогической деятельности с целью информационного и научно-методического сопровождения педагогического процесса, подбор иллюстративного материала, сканирование, интернет –ресурсы, принтер, презентации и др

Для работы по формированию нравственно-экологического воспитания дошкольников был разработан перспективный план работы с детьми.

  • Наглядные методы:
  • экскурсии, целевые прогулки;
  • наблюдения;
  • рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
  • проведение дидактических игр;
  • Словесные методы:
  • чтение литературных произведений;
  • беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
  • Игровые методы:
  • проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических,);
  • загадывание загадок;
  • Практические методы
  • организация продуктивной деятельности детей;
  • оформление гербария растений, плодов;
  • изготовление с детьми наглядных пособий.

При построении системы работы  кружка  обратила  внимание на следующие основные направления.:

  • Познавательное  направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
  • Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).
  • Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).

В качестве подведения итогов проводятся выставки.

Список литературы (для педагогов)

*Николаева С.Н."Юный эколог" Программа экологического воспитания дошкольников -М.: Мозаика-Синтез, 2002.

*Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания\ Автор составитель Николаева С.Н.-М.:ООО "Фирма<<Издательство АСТ>>- 1998

*Николаева С.Н. "Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада\ С.Н.Николаева- .: Просвещение- 1999

*Н,Г.Калегина "Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников" Книжный дом Казань- 1994

* Артемова Л.Н."Окружающий мир в дидактических играх дошкольников" ,Москва 1992

* Николаева С.Н. "Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве", Москва 1995

* Богусловская З.М., Смирнова Е.О. "Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста", Москва 1991

*ГризикТ."Познаю мир" - М.: Издательский дом "Воспитание дошкольника".

www/vospitalochka/ru  и др.

                                   Список литературы(для детей и родителей)

В.Бианки "Лесная газета", "Как Муравьишка  домой спешил", "Музыкант", "Хвосты", "Русские сказки о природе", "Лесные домишки", "Лис и мышонок", "Мышонок Пик", "Первая охота", "Теремок", "Чей нос лучше".

Н.Сладков "Лесные сказки"

И.Гурина серия книг "Для детского сада"( "Как  появляется бабочка", "Как появляется птица", "Как появляется цветок", "Как появляется птица").

Е.ЧарушинСерия "Чарушинские зверята"(" Пищик", "Цапля", "Что за птица", "Невиданные звери", "Бобровый пруд", "Бишка", "Невидимки песков".

Д,Мамин- Сибиряк "Серая шейка", "Рассказы старого охотника"

И.С.Соколов-Микитов "Год в лесу"

К.Паустовский "Кот- ворюга"

А.Тихонов "Сказки леса"

С.Махотин" Прогулки по лесу"и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Фантазеры»

Развитие творческих способностей у детей по средствам использования «Римейк» - технологии...