Программа дополнительного образования для детей младшей группы (3-4 лет) "Умные пальчики"
рабочая программа (младшая группа) на тему
Данная программа позволяет проводить кружковую работу по развитию мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mladshaya_gruppa.doc | 118.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. Можно сделать вывод: начало развитию мышления дает рука»
И.П.Павлов
Введение. Пояснительная записка
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Исследования многих отечественных ученых (В.М.Бехтеров, Н.М.Кольцова, Л.В.Фомина и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательных импульсов пальце рук способствует не только обучению письму и рисованию, но тесно связано с развитием речи.
Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
В раннем и младшем дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой ручной моторики. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Цель
Способствовать развитию мелкой моторики рук для общего физического и психического развития ребенка
Задачи
- Содействовать освоению детьми сенсорных эталонов формы, величины, цвета
- Развивать координацию движений у ребенка
- Развивать тактильную чувствительность, мелкую и среднюю моторику рук, глазомер, память
- Стимулировать речевое развитие ребенка
- Учить ориентироваться в задании (анализировать условия работы), контролировать свои действия (определять правильность действий, результатов, оценивать качество)
- Укреплять мышечный тонус кистей рук.
Формы организации обучения
- Специально организованное занятие
- Совместная работа воспитателей с детьми вне занятий
- Совместная деятельность родителей с детьми в условиях семьи
Методы и приемы обучения
План занятий
1 раз в неделю, 32 занятия в год, продолжительность 10-15 минут
Формы работы с родителями
- Собрания
- Консультации
- Рекомендации
- Практикумы
- Анкетирование
- Совместные поделки
Ожидаемые результаты
- Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня соответствующего данному возрасту.
- Овладение разными видами трудовой деятельности.
- Умение создавать художественный образ своего изделия.
- Овладение приемами работы с разными инструментами.
- Овладение нормами этики поведения.
Перспективный план работы на год
Месяц | № занятия | Название занятия | Содержание занятия | Материалы |
ОКТЯБРЬ | 1. |
| Цветная бумага, на каждого ребенка лист бумаги с нарисованной линией (ниточка бус), пальчиковая гуашь, контейнер с пробками для игр в «сухом бассейне | |
2. |
| Шишки сосновые, еловые; бумага; на каждого ребенка лист бумаги с нарисованными цветами | ||
3. | «Овощи-фрукты» |
| Пластилин, мозайка, | |
4. | «Шишки-орехи» |
| Еловые шишки, емкость с фасолью, тарелочки для каждого ребенка | |
НОЯБРЬ | 5. | «Овощи-фрукты» |
3.«Ягоды на ветках» (взрослому наколоть ягоды на веточки; срывать ягоды по одной правой рукой, левой придерживать скрепку) 4. "Я по садику гуляла". умение ориентироваться на плоскости и определять местонахождение предметов; | Пластилин красного и зеленого цвета; натянутая веревка с разогнутыми скрепками; вырезанная по контуру из картона корзинка, 5 маленьких овалов синего цвета ("сливы"), 5 больших красных кругов ("яблоки"). |
6. | «Овощи-фрукты» | 1. "Готовим салат вместе с мамой".
| овощи (помидор, огурец), коробка с отверстиями с боков для правой и левой руки; комочки бумаги на каждого ребенка; емкость с фасолью, бутылочки с широкими и узкими горлышками | |
7. | «Овощи-фрукты» | 1. "Варим компот"(нанизывание на проволоку яблок и слив) 2. "Чудесный мешочек" ( овощи и фрукты определить на ощупь). 3. "Найди вторую половинку" (разрезные картинки) 4. "На прогулку" (развитие общей координации движений) | мягкая проволока, любые фрукты, кружки синего и красного цвета с дырочкой посередине; муляжи овощей и фруктов | |
8. | «Одежда» |
| тазик с водой, кусочки мыла – "шарик", "кирпичик"; одежда, прищепки, веревка. | |
ДЕКАБРЬ | 9. | 1. Игры с шишками 1. "Вытягиваем ленточку".(предложить сначала двумя, потом тремя пальчиками вытянуть ленточку определенного цвета). 3. "Шнуровки" (продевание шнурка в отверстие по подражанию), | Сосновые и еловые шишки; банка с проделанными в крышке отверстиями, ленточки четырех цветов (синяя, желтая, зеленая и красная). | |
10. | «Одежда» | Пальчиковая гимнастика «Прогулка», «Горошины» 2. "Веселые подружки"(ребенок "прыгает" пальчиками по пуговкам – "камушкам" слева направо) 2. "Платье в горох". (захватывание мелких предметов и выкладывание их на трафарет) 3. "Застегни одежду" – на пуговицы, липучки, молнии. 4. "Мы скачем по дорожке". (развитие координации общей моторики) | трафарет из пуговиц, пришитых к ткани; кружочки разного цвета; трафарет платья | |
11. | «Зима» | 1.Пальчиковая гимнастика "Зима". 2. "Новогодняя елка".(лепка круглых предметов) 3. "Елка из лесу пришла". (выкладывание из счетных палочек контура елки по картинке, предложенной ребенку). 4. "Зайка "(развитие общей моторики). | "зимняя" картинка с изображением играющих детей; пластилин разных цветов, трафарет елки из зеленого картона; счетные палочки | |
12. | «Зима» | 1. Пальчиковая гимнастика "Пальчик – мальчик". 2. "Лепим лыжные палки для Вани". 3. "Санки"(выкладывание из фасоли) 4. "Снежинки" (развитие общей моторики) | пластилин, картинка с зимним пейзажем. На картинке нарисован мальчик Ваня, стоящий на горке | |
ЯНВАРЬ | 13. 14. | «Дом» | 1. Пальчиковая гимнастик "Домик" «Прогулка» 2. "Это что за теремок?" (предложить ребенку нанизать колечки на стержень 3. "Выложи дом из цветных геометрических фигур".
| пирамидка с ровным стержнем и тремя колечками одинаковой величины; пирамидка с пятью кольцами, но разными по величине; геометрические фигуры разного цвета и величины. |
ФЕВРАЛЬ | 15. | «Животные» | 1. Пальчиковая игра "Коза и козленок". 2. "Чудесный мешочек" 3. "Хоровод зверей в лесу"(нанизывание на шнурок животных) 4. Динамическое упражнение "Медвежата" (развитие общей моторики) | мешочек затягивающий, игрушки домашних и диких животных из разного материала; фигурки зверей (зайца, медведя, лисы), вырезанные из цветного картона, из флаконов из-под шампуня; шнурок для нанизывания. |
16. | «Животные» | 1. «Кошка с шишкою играет» (массаж кистей рук шишками) 2.Пальчиковая гимнастика "Кошка и собаки" 2. "Следы в лесу" ( рисование пальчиком). . 3. "Покормим ежика" (с фасолью и горохом) 4. Динамическое упражнение "Котята" (развитие общей моторики)
| бумага, краска, игрушки: медведь, заяц, белка; таз с водой, салфетки; игрушка ежа, емкость с фасолью и горохом | |
17. | «Животные» |
2. "Мышка в норке, спряталась от кошки" ( рвать бумагу пальцами на мелкие кусочки; строить из кусочков бумаги "норку" для мышки), 3. "Посыпаем дорожки" (предложить посыпать "песком" (пшеном, рисом) дорожку на столе шириной 3-5 см; ограничить ее полосками бумаги). 4. "Мышки" (прошагивание пальчиками по кружкам) | бумага тонкая цветная, игрушка (мышка, кошка), красивое глубокое блюдце с чистым песком, пшеном, рисом, полоски бумаги. | |
18. | «Птицы» | 1. Пальчиковая гимнастика "Птичка" 2. Массаж «Птичка с шишкою играет» 2. "Посмотри, кто спрятался в комочке?" ( разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображенными на них контурами птиц) 3. "Лебединое озеро" (рисование ладошками) 4 Динамическое упражнение "Воробушки" (развитие общей моторики) | лист голубого тона большого формата, белая гуашь, таз с водой, салфетки; скомканные листы бумаги | |
МАРТ | 19. | «Птицы» | 1. Пальчиковая гимнастика "Птички» 2. Массаж «Птичка с шишкою играет» 3. "Угощение для птиц" (сортировка семян тыквы и подсолнечника;.отщипывание маленьких комочков пластилина и складывание их на кормушку. 4. "Птичка» (лепка) 5. Динамическое упражнение "Руки подняли…" (развитие общей моторики) | Сосновые и еловые шишки; семена тыквы, подсолнечника, большой лист бумаги, пластилин, птицы, кормушка; пластилин, игрушки, природный материал –горошинки. |
20. | «Транспорт» |
2. "Что у кого?" (разглаживание скомканных шариков листов бумаги с изображениями автобуса, машины). 3. "Колеса для машины" (лепка) 4. "Машина» (развитие общей моторики). | Скомканные листы бумаги; пластилин, трафарет машины без колес из картона. | |
21. | «Транспорт» | .1. Пальчиковая гимнастика «Паровоз», "Как живешь?" – пальчиковая игра. 2. "Веселый автобус" («прошагивание» пальчиками по дорожке) 3. "Составим из палочек машину". 4. "Самолет" (развитие общей моторики): | картинка с нарисованными автобусом и извилистой дорожкой. палочки цветные; предметные картинки с изображением машины, кружки для колес. | |
22. | «Транспорт» | 1.Пальчиковая гимнастика "Шел Саша по шоссе" 2. "Собери колеса для машины" (игра на нанизывание). 3. "Самолет" ( лепка) 4. "Пролетает самолет" (развитие общей моторики) | 4 пуговицы – "колеса" (две большие, две поменьше) разного цвета, 2 нарисованные машины разного размера с приклеенными на месте колес канцелярскими кнопками; пластилин; игрушка – самолет для рассматривания, салфетка. | |
23. | «Мебель» | 1. Пальчиковая игра "Здравствуй, пальчик!" – игра. . 2. " Кровать" (выкладывание фасоли на графическое изображение кровати). Материал: фасоль, предметная картинка с изображением кровати, схема выкладывания. 3. "Игра с геометрической мозаикой" ( выкладывание кровати и стула). 4. "Мы по комнате гуляли" (развитие общей моторики) | ||
24 | «Мебель» |
2. "Табурет» (составление из палочек табурета на графическом изображении 3. "Стол, скамейка" (игра с геометрической мозаикой). 4. "Ходьба" (развитие общей моторики) | палочки цветные, предметная картинка табурета и схема выкладывания палочками; геометрическая мозаика.. | |
25 | «Мебель, посуда» | 1.Пальчиковая гимнастика «Стол», «Стул» . 3. "Помоги Федоре" (объединение частей в целое» Материал: предметные картинки посуды, разрезанные на две части предметные картинки посуды. 4. "Посуда" (развитие общей моторики) | предметные картинки посуды, разрезанные на две части предметные картинки посуды; цветные палочки, предметная картинка с изображением телевизора и схема выкладывания. | |
26 | «Посуда» | 1. Пальчиковая гимнастика "Все, что только захотим" 2. "Догадайся, что спрятано в комочке?" (разглаживание смятых комочков бумаги) 3. "Чайный сервиз" ( рисование красками) 4. "Красивая чашка в горох" (обводка трафарета чашки и наклеивание на него приготовленных цветных кружков) 5. "Солнышко" (развитие общей моторики) | бумажные комочки с контурным изображением посуды, мебели; силуэты чайного сервиза (чашки, чайник, блюдца), кисти, гуашь двух цветов, образцы посуды. | |
27 | «Растительный мир» |
3. "Каждому листочку – свое место" (закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки) 4. "Волшебный цветок" – рисование ладонью) 5. "По узенькой дорожке" (развитие общей моторики) | Еловые и сосновые шишки; карточки с листочками березы, тополя, клена, рябины, дуба; отдельно листочки от этих деревьев. картинки с изображением сказочных декоративных цветов, таз с водой, салфетки, гуашь. | |
28 | «Растительный мир» | 1. Пальчиковая гимнастика "Цветок» (в разных вариантах) 2. "Собери цветок" (накладывание лепестка на рисунок (брать двумя пальцами), 3. "Одуванчики на полянке" (лепка) 4. "Красивый одуванчик" – втыкание спичек в пластилиновый комочек. 5. "Выросли цветы" (развитие общей моторики) | на листе бумаги сделан цветок (аппликация), отдельно лепестки, поднос4 пластилин на каждого ребенка, спички | |
29 |
2. «Кораблик" (составление из палочек) 3. "Шарики" (рисование) 4. "Лиса" (развитие общей моторики) | палочки цветные, предметная картинка с изображением кораблика и схема выкладывания; листы с изображением разноцветных воздушных шариков, гуашь. | ||
30 |
2. "Дождик" («прошагивание» пальчиками по дорожкам) 3. "Разрезные картинки" (собирание картинки игрушек из 3-4 частей) 4. "Составь пирамидку" (собирание пирамидки из четырех-пяти колец одного цвета), 5. "Прогулка" (развитие общей моторики) | картинка (нарисована тучка, из тучки идет дождь, дети убегают от дождя по дорожке); картинки игрушек: мяч, пирамидка, машина, матрешка и разрезные картинки этих предметов; лист чистой бумаги, пирамидки из картона (кольца) четырех основных цветов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования для детей средней группы (4-5 лет) "Умные пальчики"
Данная программа составлена для детей среднего дошкольного возраста по развитию у детей мелкой моторики...
Программа дополнительного образования для детей старшей группы (5-6 лет) "Умные пальчики"
Данная программа предназначена воспитателям детских садов по развитию у детей 5-6 лет мелкой моторики...
Программа дополнительного образования для детей подготовительной группы (6-7 лет) "Умные пальчики"
Данная программа предназначена воспитателям в работе с детьми 6-7 лет по развитию мелкой моторики, графических умений...
Программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию
Данная программа включает в себя цикл занятий по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста и составлена на основе программы "Социокультурные истоки" И. А. Кузьмина...
Программа дополнительного образования «Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»
Программа дополнительного образования«Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»...
Программа дополнительного образования в 1 младшей группе «Кнопочки» 2021-2022 учебный год
Цель - способствовать развитию мелкой моторики рук, накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, понимание речи; гармоничное развитие д...
Программа дополнительного образования в 1 младшей группе «Кнопочки»
Цель - способствовать развитию мелкой моторики рук, накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, понимание речи; гармоничное развитие д...