Открытый урок. Тема: «Одуванчик», с использованием техники «Пластилинография» (Для учащихся дошкольного возраста)
план-конспект урока по аппликации, лепке (младшая группа)

Коноплич Виктория Сергеевна

Лепка — это одно из самых полезных и занимательных занятий для детей. Она помогает развивать речь, фантазию, мышление и мелкую моторику. Это дает ребенку возможность формировать собственное восприятие мира и создавать новые образы. Ребенок может самостоятельно выдумывать свою сказку или историю, а также воссоздавать из памяти известные ему образы.

Главное преимущество лепки заключается в том, что она позволяет непосредственно ощутить процесс творчества. Основным инструментом здесь служат руки. Дети не просто наблюдают за игрой, они могут взаимодействовать с материалом, ощупывать его и вносить изменения. Это занятие признается одним из самых простых для самостоятельного изучения и приносит пользу детям любого возраста.

Пластилинография является современным направлением декоративно-прикладного искусства. Она включает в себя создание объемных картин с выступающими и полуобъёмными элементами на горизонтальных поверхностях. Основным материалом для работы служит пластилин.

Любые занятия творчеством для детей приносят радость, и пластилинография не является исключением. Этот вид творчества стимулирует воображение и фантазию маленького художника. Кроме того, он участвует в физическом развитии ребенка. Развитие координации – дети учатся согласовывать движения рук, глаз, начинают понимать разницу в степени давления на материал, улучшается тактильное восприятие, прививается усидчивость и самостоятельность.

Рисование пластилином помогает восполнить познавательную потребность детей. Это особенно значимо для самых юных художников, однако не менее увлекательно и познавательно для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Тема урока: «Одуванчик», с использованием техники «Пластилинография»;  (Для учащихся дошкольного возраста)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_-_oduvanchik_.docx24.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств им. С. А. Кусевицкого»

г.Вышний Волочек






Открытый урок.

Тема:

«Одуванчик», с использованием техники «Пластилинография»;

 (Для учащихся дошкольного возраста)






Преподаватель изобразительного искусства

    Коноплич В. С.

ВВЕДЕНИЕ

Лепка — это одно из самых полезных и занимательных занятий для детей. Она помогает развивать речь, фантазию, мышление и мелкую моторику. Это дает ребенку возможность формировать собственное восприятие мира и создавать новые образы. Ребенок может самостоятельно выдумывать свою сказку или историю, а также воссоздавать из памяти известные ему образы.

Главное преимущество лепки заключается в том, что она позволяет непосредственно ощутить процесс творчества. Основным инструментом здесь служат руки. Дети не просто наблюдают за игрой, они могут взаимодействовать с материалом, ощупывать его и вносить изменения. Это занятие признается одним из самых простых для самостоятельного изучения и приносит пользу детям любого возраста.

Пластилинография является современным направлением декоративно-прикладного искусства. Она включает в себя создание объемных картин с выступающими и полуобъёмными элементами на горизонтальных поверхностях. Основным материалом для работы служит пластилин.

Любые занятия творчеством для детей приносят радость, и пластилинография не является исключением. Этот вид творчества стимулирует воображение и фантазию маленького художника. Кроме того, он участвует в физическом развитии ребенка. Развитие координации – дети учатся согласовывать движения рук, глаз, начинают понимать разницу в степени давления на материал, улучшается тактильное восприятие, прививается усидчивость и самостоятельность.

Рисование пластилином помогает восполнить познавательную потребность детей. Это особенно значимо для самых юных художников, однако не менее увлекательно и познавательно для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Тема урока: «Одуванчик», с использованием техники «Пластилинография»;

Тип урока: Постановка и решение учебной задачи;

Цель урока: Создать образ одуванчика, используя технику – пластилинография.

Задачи:

Обучающие

—формирование знаний, умений и навыков работы с пластилином и техникой «Пластилинография»;

—освоение приемов работы с пластилином (скатывания, надавливания, размазывания; освоение метода – жгутики, налеп) и создание с их помощью картины;

— обучение умению ориентироваться на листе картона;

формировать коммуникативные умения, умение работать с наглядным материалом

ознакомить со способами уборки рабочего места, основными правилами поведения и работы на уроке;

Развивающие

— развитие фантазии, воображения и творческих способностей;

— развитие мелкой моторики рук, координации движений, глазомера;

— развитие самостоятельности в творческом подходе к работе.

Воспитательные

— воспитание художественного вкуса;

— воспитание стремления к разумной организации своего свободного времени;

— воспитание чувства взаимопомощи и умения работать в коллективе;

Методы, используемые на уроке: 

метод формирования новых знаний и способов действий:

объяснительно – иллюстративный и репродуктивный методы (словесный, метод показа, демонстрация),

метод организации деятельности обучающихся: 

дискуссия         

методы контроля и самоконтроля:

метод устного контроля – ответы на вопросы,

метод самоконтроля – умение самостоятельно анализировать проделанную работу

метод формирования личностных результатов:

объяснение, воспитывающая ситуация, стимулирование;  

Технологии используемые на уроке:

Личностно – ориентированная технология;

Здоровьесберегающие технологии: динамическая пауза, массаж пальчиков, чередование видов деятельности, контроль за осанкой ребёнка, физминутка, арттерапия (лепка нетрадиционным способом).

Оборудование и материалы: Пластилин, цветной картон, дощечки для лепки, стеки, иллюстрация одуванчиков.


Ход урока:

Организационный момент.

Введение в тему (вовлечение детей в деятельность):
-Весна окончательно вступила в свои права, и как бы не злилась зима, ее время закончилось. Часто весну называют цветущей порой. Как вы думаете, почему? (Весной растет множество цветов).


Отгадайте загадку:
На лужайке, возле леса,
Расцвели цветочки.
Желтые, как солнышко.
На зеленой ножке.
А как только подрастут
Шапочки наденут-
Мягкие, воздушные-
Ветерку послушные!
(Одуванчики)

- Весной многие городские лужайки окрашиваются в ярко-желтый цвет. Это цветущие одуванчики раскрывают свои головки навстречу солнцу. 

- Молодцы! Какие слова в загадке подсказали вам правильный ответ? (ответы детей).


Основная часть.

-Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве.

-Давайте рассмотрим внешний вид этого цветка. Что есть у одуванчика? (Показ картинки)

Учитель продолжает задавать вопросы детям:

- какой стебель: длинный или короткий?

- толстый или тонкий?

(Стебель у одуванчика длинный, тонкий, гладкий, похож на трубочку)

- какие листочки у одуванчика?

(Листья зелёные)

-А какого цвета цветочек у одуванчика и на что он похож?

(Цветочек жёлтый, он похож на маленькое солнышко)

-У одуванчика есть корень, он находится в земле. С помощью корня растение получает воду и питается. Чтобы одуванчики хорошо росли, им нужны солнце, земля и вода. Чем больше влаги получает из земли растение, тем ярче и сильнее его листья, а сам цветок большой и ярко-жёлтый. А если не будет дождя, что случится с одуванчиком?(Завянет)

-Обратите внимание, что одуванчики растут не поодиночке, а целыми семейками.

Дидактическое упражнение «Подбери слово»

Ребята давайте поиграем с вами. Подберем слова сравнения к нашему одуванчику.

Желтый, как солнышко.

Круглый, как …(мячик)

Мягкий, как …(вата)

Белый, как …(мел)

Пушистый, как …(пух)

Хрупкий, как …(стеклышко)

-Не всегда одуванчики желтые, похожие на солнце. Проходит время, и желтые лепестки сменяют белые пушинки. Белые пушинки - это семена. Когда дует ветер, семена разлетаются в разные стороны и упав на землю вновь прорастают.

Нарядился одуванчик

В жёлтый бархатный кафтанчик

И лучится под балконом

В пышной зелени газона.

А когда он отцветёт, Нас подарок дивный ждёт – Белый шар.

Подуешь… Ух!

Полетит по ветру пух.

- А сейчас мы с вами, превратимся в настоящих художников и нарисуем одуванчики, но не красками, а с использованием пластилина! И это будет подарком для весны, а техника эта называется - пластилинография.

Приступим к работе.

- Положите перед собой лист голубого картона под цвет неба в вертикальном положении. Подготовим цветной пластилин, зеленого, желтого и белого цветов.

Показ и выполнение работы

1.Изготовление стебельков.

(показ приема лепки – ладошками, раскатывание)

Для этого из зеленого пластилина скатываем 3 тонких жгутика и закрепляем их на листе голубого картона.

- Молодцы! Прикладываем стебельки и прижимаем пальчиками (показ учителя).

-Далее нужно сделать основание для цветочка. Для белого мы готовим несколько тонких зеленых жгутиков, которые будут расположены радиально.

(Учащиеся выполняют работу.)

Пальчиковая гимнастика.

Разотру ладошки сильно,

Пальчик в пальчик я вложу.

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики.

- Молодцы, пальчики наши отдохнули и готовы продолжить работу.

2. Изготовление цветков

-Из пластилина жёлтого цвета скатать 2 шарика, примерно одного размера. Каждый шарик необходимо расплющить между ладонями.

-Полученные «лепёшечки» разместить на картоне в верхней части и плотно придавить.

-Взять стек и процарапать лепестки соцветий, делая одуванчики «пушистыми».

(Показ учителем выполнения работы).

(Учащиеся выполняют работу.)

-Мы сделали желтого цвета одуванчики, осталось сделать цветок какого цвета? (белый)

-Для этого нам пригодится белый пластилин, из которого предварительно скатываем большое количество маленьких шариков. Когда мы скатали шарики, размещаем их на фоне, формируя круг.

Физкультминутка «Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик! (Приседают, потом медленно встают)
Стебель тонкий, как пальчик. (Поднимают руки вверх)
Если ветер быстрый-быстрый (Качать поднятыми вверх руками, изображая ветер).
На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит. (Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)
Одуванчика тычинки.
Разлетятся хороводом. (Берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом.

3. Изготовление листьев

-Лепим листочки. Берем какого цвета пластилин? (Зеленого)

-Правильно. Из пластилина зелёного цвета скатаем 3 толстых коротких «колбаски». Оттягиваем их пальцами с двух сторон. Прищипываем, создавая образ листочка.

-И размещаем листья возле стеблей, прижимая к цветному картону.

-Процарапываем стеком листовую прожилку.

(Дети занимаются выполнением задания. Те, кто завершит основную часть, смогут добавлять дополнительные элементы; создать фигурку солнца или облака, а также изобразить траву.)

4. Выставка работ

После выполнения задания работы выставляем для анализа и самоанализа.

(Выставка работ учащихся)

6. Уборка рабочего места.

В результате: Дети познакомились с понятием «пластилинография».  Расширили знания об одуванчике.

Использованная литература:
1. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» для детей 4-7 лет. Л.Ю.Павлова.
2. «Экологическое воспитание в детском саду для детей 2-7 лет». О.А.Соломенникова.
3. Конспекты занятий по ознакомлением с окружающим миром «Дошкольникам о природных сообществах».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итоговой НОД по теме "Вода" с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста

Этот материал поможет закрепить  знания детей о том, в каком виде существует вода в природе, с различными явлениями и состоянием воды в окружающей среде, а также научит понимать необходимость бер...

Открытый урок «Подарок из Дымково» с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста

Открытый урок по Дымковской игрушке, с использованием мнемотехники, опыты с глиной, изготовление дымковской игрушки....

Открытый урок на тему: «Гости из Вычислительного города», с использованием технологии: «сотрудничества» (для старшего дошкольного возраста)

Открытый урок по математике для подготовительной группы. Интеграция образовательных  областей: познание, социализация, физическая культура, коммуникация....

Тематическое развлечение-беседа на тему «Дружба» с использованием сказочных персонажей. ( для старшего дошкольного возраста).

    Тематическое развлечение-беседа на тему «Дружба»  с использованием сказочных персонажей. ( для старшего дошкольного возраста)....

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Волшебные деревья» в технике пластилинография. для детей старшего возраста

Пожалуй, невозможно найти такого ребенка, который бы не любил лепить из пластилина. Мягкий и податливый, он может принимать любую форму, в отличие от других видов творчества (рисования, апплика...